Научная статья на тему 'Канон «Умиленный» или «Покаянный» преподобного григория Синаита по каноннику преподобного кирилла Белозерского (ГРМ, др. Гр. 15, 1407 г. )'

Канон «Умиленный» или «Покаянный» преподобного григория Синаита по каноннику преподобного кирилла Белозерского (ГРМ, др. Гр. 15, 1407 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРП. ГРИГОРИЙ СИНАИТ / ПРП. КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ / КАНОН «УМИЛЕННЫЙ» / РУКОПИСЬ / КАНОННИК / ИСИХАЗМ / АСКЕТИКА / ГИМНОГРАФИЯ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новиков Константин Юрьевич

Статья посвящена публикации ранее не издававшегося канона «Умиленного» прп. Григория Синаита — важнейшего деятеля исихазма. Представлен славянский текст канона, его разночтения, а также опыт перевода на современный русский язык и комментарии. Даны вводные сведения об источнике, послужившем к публикации, о распространенности произведения, а также характеристика молитвенного творчества прп. Григория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Softened” or “Repentant” Canon by Saint Gregory of Sinai in the Canon Book of Saint Cyril of White Lake

The article is devoted to publishing previously unreleased “Softened” Canon by St. Gregory of Sinai who was the most important figure of hesychasm. The article contains also the Slavonic text of the canon, his readings, the experience of translation into modern Russian and comments. An introductory information about the source for the publication and about the prevalence of the work is also given.

Текст научной работы на тему «Канон «Умиленный» или «Покаянный» преподобного григория Синаита по каноннику преподобного кирилла Белозерского (ГРМ, др. Гр. 15, 1407 г. )»

Литургика

К.Ю. Новиков

КАНОН «УМИЛЕННЫЙ» ИЛИ «ПОКАЯННЫЙ» ПРЕПОДОБНОГО ГРИГОРИЯ СИНАИТА ПО КАНОННИКУ ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО (ГРМ, ДР. ГР. 15, 1407 г.)

Статья посвящена публикации ранее не издававшегося канона «Умиленного» прп. Григория Синаита — важнейшего деятеля исихазма. Представлен славянский текст канона, его разночтения, а также опыт перевода на современный русский язык и комментарии. Даны вводные сведения об источнике, послужившем к публикации, о распространенности произведения, а также характеристика молитвенного творчества прп. Григория.

Ключевые слова: прп. Григорий Синаит, прп. Кирилл Белозерский, канон «Умиленный», рукопись, канонник, исихазм, аскетика, гимнография, богослужение, древнерусская литература.

Исследования исихазма весьма многочисленны. Современная наука, как светская, так и церковная проявляет значительный интерес к этому столь разностороннему и значительному явлению. Доказательство тому — появление в свет в 2004 году книги «Исихазм. Аннотированная библиография»1. В предисловии к этому коллективному труду С.С. Хоружий, в частности, пишет: «.. .в общем корпусе литературы исихазма следует различать два рода литературы: литературу обычную, входящую в книжную культуру и подлежащую обычным правилам научно-библиографического дискурса, и <...> «рабочую литературу аскезы», которая интегрирована в аскетическую практику и вместе с нею подчиняется законам аскетического дискурса. <.> «Рабочая литература» — очень специфическое явление, с особыми свойствами и законами бытования (к нему приближается изучавшаяся некоторыми учеными, например, Г.М. Прохоровым в России, категория «келейной литературы»). Надо учитывать, в частности, что в эту литературу, даже в эпоху Гутенберга, входили, в первую очередь, не книги, а рукописи; и эти рукописи, прежде, а отчасти и ныне, рассеянные по очагам Традиции (речь об исихазме — К.Н.), заметной частью остаются неизданными до сих пор»2.

Константин Юрьевич Новиков — бакалавр богословия, выпускник Санкт-Петербургской православной духовной академии.

1Исихазм: аннотированная библиография / Под. общ. и науч. ред. С.С. Хоружего. М.: Из-дат. Совет РПЦ, 2004. 912 С.

2Хоружий С.С. Предисловие к кн.: Исихазм: аннотированная библиография / Под. общ. и науч. ред. С.С. Хоружего. М.: Издат. Совет РПЦ, 2004. С. 31.

Именно с такой неопубликованной рукописью, относящейся к «рабочей литературе аскезы», и посчастливилось иметь дело автору статьи.

Речь идет о книге келейной библиотеки одной из самых значительных личностей в среде российских исихастов — прп. Кирилла Белозерского (1337-1427). Св. Кирилл относится к ближайшим ученикам прп. Сергия Радонежского, в объединяющие интересы которых, в том числе, по мнению проф. Г.М. Прохорова3, входила та самая «рабочая литература аскезы». Монастырь, основанный св. Кириллом, стал одним из книжных центров Древней Руси4, что немаловажно в контексте взаимосвязи исихастской аскезы и филологии5. Канонник прп. Кирилла Белозерского (канонник ГРМ, Др. Гр. 15, 1407 г.) является ярким свидетелем той трансляции и формирования Традиции, о которых пишет С.С. Хоружий6. Будучи одним из древнейших и уникальных по составу памятников древнерусской письменности, этот сборник давно привлекает интересы научных кругов, как светских, так и духовных. Довольно часто можно встретить ссылки на кодекс на страницах «Православной энциклопедии», в статьях, посвященных литургической тематике, и в работах, публикуемых в ТОДРЛ. Некоторые произведения из его состава были опубликованы, например, «Каыиы п^ваемь за кыаза и за во^ его въ ср^теыие ратыыхъ. Глас 6»7 патриарха Константинопольского Филофея, однако рукопись по-прежнему большей частью не опубликована и по-прежнему заслуживает особого внимания и введения в научный оборот в полном своем составе, работа над чем проводится совместными усилиями ГРМ, ИРЛИ РАН и СПбПДА.

Наряду с древними богослужебными текстами кодекс содержит плоды литургического творчества византийских современников прп. Кирилла, например, патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (1347-1350) и Филофея Коккина (1353-1354 и 1364-1376), а также одного из важней-

3Неоднократно им высказываемого, в частности, на лекциях по древнерусской литературе в СПбПДА.

4Книжные центры Древнй Руси. Кирилло-Белозерский монастырь / Отв. ред. С.А. Семячко; РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом). СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 497 с.

5Хоружий С.С. Предисловие С.С. Хоружего. М.: Издат. Совет РПЦ, 2004. С.33.

6Тамже. С. 31.

7Прохоров Г.М. Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Отв. ред. Д.С. Лихачев. Т. 37. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1983. С. 289.

ших деятелей Исихастского возрождения XIV века — прп. Григория Синаита (ок. 1275-1346)8.

Из вышеперечисленных имен поздневизантийского исихазма, с точки зрения литургической науки, пожалуй, наиболее известным является имя патриарха Константинопольского Филофея Коккина, в связи с авторством так называемого Чина Божественной Литургии9 или в связи с сочиненными им богослужебными канонами и молитвами10.

С именем патриарха Константинопольского Исидора I Вухира знакомы те, кто интересовался историей акафистов. Именно ему принадлежит почин составления «Икосов, подобных Акафисту»11.

Наконец, имя прп. Григория Синаита как сочинителя богослужебных текстов известно тем, кто обращает внимание на надписания в Постной Триоди (троичны на утрене), либо в келейной молитве практикует чтение дневных канонов по современному каноннику (канон Честному Кресту в пяток).

Однако вышеперечисленными гимнографическими произведениями не исчерпывается известное на сегодняшний день литургическое наследие св. Григория. Ему принадлежит ряд богослужебных канонов. Как отмечает современный литургист отечественной богословской школы свящ. Михаил Желтов, можно говорить о принадлежности преподобному следующих гимнов: канона Честному Кресту (напечатан в современном каноннике издательства Московской Патриархии); канона Умиленного (не издан); канона Святым отцам (не издан); трех канонов Пресвятой Богородице (не изданы)12.

8Риго А. Григорий Синаит, прп. Жизнь. Источники / Риго А., Желтов М., свящ., Бернацкий М.М. и др. Григорий Синаит, прп. // Православная энциклопедия. Т. 13. М.: Церковно-науч. центр ”Православ. энцикл.”, 2006. С. 52.

9Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV столетия // Око церковное. Литургическая библиотека. Дата обновления: 18.11.2006. URL:http://wwwЛiturgica.ru/ЫЫюt/14vek.html (дата обращения: 30.01.2010).

10Прохоров Г.М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 27: История жанров в русской литературе X-XVII в.в. Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); Отв. ред. А.М. Панченко. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. С. 120-150.

11 Козлов М., прот. Акафист. Другие Акафисты как жанр церковных песнопений / Турилов А.А., Казачков Ю.А., Никифорова А.Ю. и др. Акафист // Православная энциклопедия. Т. 1. М.: Церковно-науч. центр ”Православ. энцикл.”, 2000. С. 378.

12Желтов М., свящ. Григорий Синаит. Литургические тексты, надписываемые именем Григория Синаита / Риго А., Желтов М., свящ., Бернацкий М.М. и др. Григорий Синаит, прп. // Православная энциклопедия. Т. 13. М.: Церковно-науч. центр ”Православ. энцикл.”, 2006. С. 59.

В этой статье мы бы хотели обратиться к литургическому творчеству прп. Григория Синаита, в частности, к не имевшему издания произведению

— канону «Умиленному» или «Покаянному», находящемуся и в нашем сборнике.

Относительно означенного кодекса летом 2009 года нами было проведено небольшое исследование на предмет истории распространения произведений, находящихся в этой рукописи. Материалом для этого изыскания послужили собрания славянских рукописей СТСЛ и МПДА, хранящиеся ныне в фондах РГБ и опубликованные методом фотосъемки на сайте СТСЛ13. Это исследование позволяет с большой долей вероятности предполагать14, что канон «Умиленный» прп. Григория не пользовался популярностью на Руси — нам не удалось найти в этих собраниях ни одной рукописи, где бы он имелся (в то время как служба Иисусу Сладчайшему встретилась нам в этих собраниях 83 раза, канон Честному Кресту прп. Григория Сина-ита 14 раз, служба Спасителю Константинопольского патриарха Филофея 1 раз). Однако этот канон, как кажется, имел некую популярность на Афоне. По крайней мере, он достаточно часто встречается в собрании рукописей Хиландарского монастыря: АШ. СЫ1. №87, АШ. СЫ1. №96, АШ. СЫ1. №171, АШ. СЫ1. №34215.

Молитвенное творчество прп. Григория находится в общем для православных гимнографов русле укорененности в Священном Писании. Об этом свойстве творчества наших песнописцев послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г. говорит так: «Когда мы поем утешительные песни, Триодь и Минеи <.. .> поем тоже, что в Писании, только другими словами»16. Об этом же пишет и прп. Иустин (Попович): «Православное богослужение есть святое Евангелие и святое Предание, вло-

13 Славянские рукописи // Дом Живоначальной Троицы. Официальный сайт СТСЛ. URL: http://www.stsl.ru/ manuscripts/ (дата обращения: 30.01.2010).

14Конечно, для завершенной научной картины требуется более масштабное исследование, с возможно большим охватом славянских рукописей, датируемых от конца XIII. Однако, учитывая то, что исследовательский срез был проведен по одному из крупнейших рукописных собраний, он в значительной мере может отражать общую картину распространенности канона на Руси.

15Желтов М., свящ. Григорий Синаит. Литургические тексты, надписываемые именем Григория Синаита. С. 59.

16Цит. по: Долоцкий В.И. О важности богослужебных книг в догматическом отношении // Христианское чтение. 1851. Ч. 2. С. 45.

женное в слова молитв, воспетое в чудесных и животворящих стихирах, тро-

17

парях, кондаках, канонах, стихах, песнях, воздыханиях, воплях и слезах»1'.

Следует отметить избирательность прп. Григория по отношению к текстам Священного Писания. Если патриарх Филофей — богослов с академическим мышлением, с наполнением своих канонов именно словом о Боге, догматикой, извлеченной из Священного Писания и претворенной в молитвенное творчество (например, готовящаяся нами к изданию служба Спасителю — канонник ГРМ, Др. Гр. 15, 1407 г., листы 208-218 об.), и при этом часто обращающийся к текущим проблемам этой земной жизни (например, уже упоминавшийся выше его канон), а патриарх Исидор I скорее церковный вития, не могущий насытиться похвалами, воспеваемыми в его акафистах святым, и глубоко сознающий сотериологическое значение единства земных и небесных членов Церкви, то прп. Григорий в своем умиленном каноне предстает именно как опытный практик-аскет, постоянно пользующийся таким универсальным (по отношению к различным страстям) средством духовной брани, как внимательное чтение Священного Писания. Его молитвенными воздыханиями (как и духовными наставлениями) руководят образы и мысли Библии, прежде всего, духовно-нравственного характера (см. Комментарии).

Канон передает особенное личное и покаянное чувство человека глубоко созерцательного характера, прекрасно знающего Божественное Откровение. Только в душе молитвенника могли возникнуть такие строки, и только человек, схожий характером духовной жизни со св. Григорием, мог заинтересоваться таким молитвенным произведением.

Вот именно эта характеристика гимна, как личного, самосозерцатель-ного произведения, видимо и стала причиной его непопулярности при дальнейшем распространении, предполагаемом нами. Поясняя мысль, следует упомянуть, что вскоре после смерти прп. Кирилла, при игумене Трифоне (1430-1440), произошло изменение различных сторон жизни обители на Бе-лозерье. Если при прп. Кирилле новоначальный монах воспитывался посредством личного общения со своим старцем, то при игумене Трифоне «в монастыре с большим количеством насельников традиционное послушническое образование под непосредственным руководством старца-наставника было роскошью, доступной немногим» 18. Как и при св. Кирилле, значительную

17Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Изд.-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С. 87.

18Романчук Р. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительно-педагогические реформы в Кирилло-Белозерском монастыре при игумене Трифоне (1430-1447 гг.): к вопро-

роль в духовном воспитании монаха продолжали иметь книги, однако изменился сам состав находящихся в педагогическом обороте книг: «Уменьшение количества переписываемой исихастской образовательной литературы компенсировалось появлением новых книг, которые не имели немедленного практического применения для духовного развития послушников»19. А молитвенные сборники, такие как наш канонник, относятся к такой педлите-ратуре, имеющей самое прямое и непосредственное отношение к духовному становлению монаха. Из них воспринимается опыт самосозерцания и пред-стояния перед Богом, опыт молитвенного делания, претворяющийся в свой собственный опыт «внимания себе» и молитвы. Именно из-за изменения духовного уклада монастыря и был предан забвению канон «умиленный» прп. Григория.

Ниже мы приводим текст произведения по каноннику прп. Кирилла Белозерского (ГРМ Др. Гр. №15, 1407 г.) и опыт его современного русского перевода, за редакцию которого мы искренно благодарны проф. Г.М. Прохорову. Следует отметить, что греческих вариантов текста пока не найдено20. Разночтения славянского текста выверены по вышеперечисленным афонским рукописям, копии с которых были нам любезно предоставлены насельниками Хиландарского монастыря святой горы Афон и Хи-ландарской исследовательской библиотекой Государственного университета штата Огайо, США, за что мы им искренно признательны.

Набор славянского текста осуществлялся с сохранением всех славянских букв посредством шрифта BukyVede (Unicode 5.1, автор Sebastian Kempge). Титла раскрывались, а выносные буквы вносились в строку в соответствии с написанием подобных слов в данной рукописи. Кроме того, при раскрытии титл мы придерживались следующего порядка:

- концевой ъ не проставлялся,

- звук [я] передавался буквой а,

- звук [у] передавался буквой у,

- звук [е] передавался буквой е.

Кириллическая нумерация передавалась арабскими цифрами. Имена собственные писались с прописной буквы. Пунктуация расставлялась по современным правилам. Текст членился на слова, предложения и абзацы со-

су о православной монашеской образованности // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь / Отв. ред. С. А. Семячко; РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 75.

19Там же. С. 78.

20Желтов М., свящ. Григорий Синаит. Литургические тексты, надписываемые именем Григория Синаита. С. 59.

ответственно нашему пониманию. Из-за специфики текста прямая речь не бралась в кавычки21.

Основной текст:

ГРМ, Др./Гр. 15, Канонник. 1407 г., листы 271 об.-279.

Разночтения:

АШ. СЫ1. №87. Псалтирь. 1408 г., листы 206 об.-208 об. — С1.

АШ. СЫ1. №96. Псалтирь. XVII век22, листы 389 об.-392 об. — С2. АШ. СЫ1. №171. Евхалогион. 1580 г., листы 419 об.- 425 об. — С3. АШ. СЫ1. №342. Канонник. 1364-1374 г.г., листы 40-44 — С4.

(л.271 ов.) Камим Хмилемь къ Господу машемХ Ісоус ХристХ, Григории кур Симаита твиремие23. Глас 521.

П^смь 1. Ирмос: Ким^ и въс^дми-ка въ море Чермьмое25...

Исповедаю Ти, Боже26вс^ъ ^т-че, мо^ согр^шеми^ вс^ и везакоми^

27

мо^, страсти еликы^ съгр^ши^ъ, по-равотивсд лъстцХ и миродръжцХ, ика-аммый.

Гръдыми и злокычемию, безумию, оу^ыщремию, тьщеславию, св^реп-ствХ делатель есмь, Господи, высикоХ-мию же повимемь. Доушю мою, Влады-

28

ко28, своводи w възмошем1а.

Заввемиемь и малод^шиемь, и неразумием // (л. 272 ов.) ивогативсд. Пръв^мцы иже въмдтръ, Спасе, везХ-миа моего. Пр^ступивъ29, пр^слХша^ь, ласкръдъш, и скотьское по^от^мие воже-

Канон умиленный ко Господу нашему Иисусу Христу, господина Григория Синайского творение, глас 5.

Песнь 1. Ирмос: Коня и всадника в море Багряное.

Исповедую Тебе, Боже, всех Отец, мои согрешения все и беззакония мои, страсти, сколькими согрешил, отдав себя в рабство лжецу и миродержцу, несчастный.

Гордыни и злой кичливости, безумия, хитрости, тщеславия, свирепства делатель я, Господи, в вы-сокоумии же повинен. Душу мою, Владыка, освободи от возношения.

Забвением, и малодушием, и неразумием обогатился я. Это — внутренние первенцы, Спаситель, безумия моего. Преступив, ослушался я, чревоугодник, и скотская

21Расшифровка славянского текста канона дается в редакции автора статьи — прим. ред.

22Предоставленные нам копии, с точки зрения внешних палеографических данных, скорее позволяют предположить датировку XV веком.

стъвмы^ славы мага мд

сътвори.

Оувы мм% юстХпмика и пр^стХп-мика Божиа, душетл^ммаго Каима и

Ламе^а прокл^таго ї Исава вогомръска-

30

го ивразы пр^еммику вывшу , злыми вс^комечмо ивогащьшюсд. // (л. 273)

похоть обнажила меня от божественной славы.

Увы мне, отступнику и преступнику Божию, душетленного Каина и Ламеха проклятого, и Исава богомерзкого примерам преемником ставшему, злыми [делами] бесконечно обогатившемуся.

лю

32

Песнь 3. Ирмос: $тверждей31Зем

Песнь3. Утвердивший Землю.

Ирмос:

Пръвод ыед^говавъ сатаыы гръ-дыыею, равь сычеыиа есмь и досажеыи^. Гръдыыд родивь, ссвръыХ33и злосмра-дие, слеветХ, увы, Прыгаю. № си^ь, Слове, мд извави.

Страсти мд ^ристьыыа, Спасе, своводи, гы^ва и горести, вепл^34и ^ре-ыи^, и истрожльчи^ горсаго, гръдыыи и сычеыи^. Злопомы^ыи^ мд изьм^ыи, зловыаго и исааыыаго. // (л. 273 ов.)

СтХдыа^ и ыеыавистыа^, исааы-ыа^, Превлагый, страстей35 мои^ь по^о-т^ыиа Тев^ испов^да^. Всдсымь само-лювиемь, Блаже, ли^оимьствим, увы

Заболев сатаны первой гордыней, раб я кичения и досаждения. Гордыню родив, скверну и злой смрад, клевету, увы, отрыгаю. Но от них, Слово, меня избавь.

Страсти ярости, Спаситель, освободи меня, гнева и горести, вопля и разъярения, и раздражения горького, гордыни и кичливости. Злопамятства меня лиши, злобного и несчастного.

Стыдные и ненавистные, несчастные, страстей моих похоти, я Тебе, Преблагой, исповедал. Всяким самолюбием, Благой, свое-

23С1: Григории кур Симаита твиремие — нет; С2, С4: творемїе Симаита Грїгорїа вместо Григории кур Симаита твиремие; С3: Грїгорїа Симаита вместо Григории кур Симаита твиремие.

24С3: Глас 8 вместо Глас 5. Текст ирмосов соответствует 5 гласу — прим. отв. ред.

25С2: доб.: съкрушае врамы высокою мышцею, Христос истр'бсль гесть, Ісраила же спасе, п'бсмь пов^д-мую поющаа; С3: Кома и съсадмыка вместо КомЪ и въс'бдмика въ море Чермьмое; С4: доб.: сокрушаж врами мышцеж высикож, Христос истрдслъ есть, Ісраил^ же спасе поведмжд...

26С2: Господи вместо Боже.

27С2: нет.

28С1, С3: нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29С2: Пр^ступих вместо пр'бступивъ.

30С2: ивразы пр^еммику вывшу— нет.

мые, и сревролювиемь ивогати^сд, исповедаю Ти сд, спаси мд.

Съгреши^ь, Благаа, прощеыие ми подаждь. БлХдыа^ во дела съдела^, ыевъздръжаыиа равь вывь, дрХгь срев-ролювиа, сластолюви^ / /(л. 274) подъ-рХчыисъ. Владыуице36^ си^ъ мд изва-ви.

Песыь4. Ирмос. Божествеыое37 ...

Страсти плоти моеа, Человесо-лювче, исповедаю и прошю: прощеыие ми подаждь, страстей извавль. Теве славХ да въспослю и хвалХ.

Душю мою прелюводейстъвыаго стХда и грова злы^ъ влХдыаго продръ-заыи^, и Боже мой, изьми, и ссвръыу съвести ичисти.

Сластолюви^ имство ыеивХз-даыыое и гръта //(л. 274 ов.) ыовеше-ыи^ пропасть, ыесытыаго ырава по^оте-ыие и выесытыы^ утровы мое^ сыще-ыие38 1сусе мой растергыи.

Грътаыыа^стръмыиыа въсепороч-

39

ыаа39, смръчь жизыи, печалиыа ивразо-

корыстием, увы мне, и сребролюбием обогатился — исповедаюсь Тебе, спаси меня.

Согрешил я, Благая, прощение мне подай. Блудные ведь дела соделал, невоздержания рабом будучи, другом сребролюбия, сластолюбия подчиненным. Владычица, от них меня избавь!

Песнь 4. Ирмос: Божественное...

Страсти плоти моей, Человеколюбец, исповедаю и прошу: прощение мне подай, от страстей избавив. Тебе славу да воспошлю и хвалу.

Душу мою прелюбодейского стыда и гроба злых от блудного буйства, о Боже мой, меня изыми и скверну совести очисти.

Сластолюбия привычку необузданную, и вкусноядения пропасть, ненасытного нрава похоть и ненасытимой утробы моей насыщение, Иисусе мой, расторгни.

Гортанную стремнину (вариант: Гортанные стремена), Всене-

31С1:0утврьждеше вместо Оутверждей Землю.

32С2: доб.жииауесомже пов'блешем Си, и распростраыивь иеодерьжимую теготу иа ие движимом ка-меиы заповеди Ти, Христе, Церковь Свою утверьды Едиие Блаже; С3: доб.: ииначесомже. С4: доб.: ииначесомже пов'блешем Си, и распростраиивь иеодерьжимую теготу иа ие движимом камеиы заповеди Ти, Христе, Церковь Свою утверьды бдиие Блаже, Милостиве.

33С2:и досаду вместо сквръиу.

34С2: доб.: ме.

35С3: w страстей вместо страстей.

36С2: Владыко вместо Владычице.

мь лютейши, чревоивьодеыие творд- порочная, смерч жизни, печальные,

щаа, вредь иже № си^ь ми прости. образом злейшие, чревообъядение

творящие, вред от них мне прости.

ако

40

Песнь 5. Ірмос: ^деайсА светомь

Ыевериемь, Господи, увы, ивь-^ть вывь исааыыый, и^лою и л^савь-ствим //(л. 275) и злосозыьствим же и питливьствим41. Вопид Ти: изми мд ыиые.

Двоедушию дру-

гь, о^вы есмь и рХгатель, ислеветуд и

исдждад влижыдго въсегда, и омичи-

42

ждеыие №ы^д присыо възлюви^ъ42.

О^вы мые влХдыому, Хвы мыо-гисловыому, лъживомХ, лицемер-ыому же, лассательыомХ и подхивыому, сме^ливомХ же. Спасе мой, сто ые въспа-четь // (л. 275 ов.) меые43.

СтХдословеыь высисовыиыь Хмь и слово стджа^ъ, ^вителыа, слдтвопре-стдплива, иже мыогымь Хгажда^ща, и съ еже видети се вожМ съделХ д.

Песнь 5. Ирмос: Одевающийся светом как.

Неверием, Господи, увы, объят был я, несчастный, и хулой, и лукавством, и злокознеством же и любопытством. Вопию Тебе: спаси меня теперь!

Двоедушию друг я, увы, и ругатель: клевеща и осуждая ближнего всегда, а всегдашнее уничижение совершенно полюбил.

Увы, мне блудному, увы, многословному, лживому, лицемерному же, ласкательному и подобострастному, смешливому же. Спаситель мой, кто не восплачет обо мне!

Стыда достойный высокомерный ум и слово стяжал, красующующееся, клятвопреступное, которые многим угождают. Чтобы виделись они Божьими, соделай их!

37С2: доб.: Ти разума сьмотремїе дывесе Аввакумь, Христе, трепетмо вьпїаше Ти: ма спасемїе людем Си спасти, Благые, Свое пришль еси; С3: доб.: Ти раумевь; С4: доб.: Ти разум'бвь сьмотремїе дывдсд Аввакумь, Христе, трепетмо въп'аше: ма спасемїе людем Си спасти, Хр'кты Свож пришель еси.

38С2: и всемесишемїе утровы вместо и вмесытмыа утровы моеа сыщемие.

39С1: всемепоричмаа вместо въсепорочмаа; С2, С3: всемепорочмаа вместо въсепорочмаа.

Песмь6. Ирмос: Влъмджщеесд44...

Ома моего кычемие гръделивь-ство, милосерде Спасе, и величамие мизло-и лювопр^мие и лювоавлемие и воз-

жи,

45

ыошеыие

Славолювыаго46ырава I авлеыиа извави мд, Христе47, душевыаго по^ва-леыиа //(л. 276) измеыи, и мръзостыы изловлдющи^ъ мд съвести.

Лъстиваго имства48и студыаго ырава, о^довь падаемаго, завистливаго же естьства сХщд мд, шсо Благ ы Чело-весолювець, свовиди.

Въ глдвиые ыизвръжеыь вы^ъ сластей и вь ровь Хмьыый, въ сожж ив-лечеыь вых, Въсепетаа, плътыжд. Ыж сивьлеци мд молитвами Си.

Песнь 6. Ирмос: Волнующееся...

Ума моего кичение, гордели-вство, милосердный Спас, и величание низложи, и любовь поспорить, и любовь покрасоваться и возношение.

Славолюбивого нрава и кра-сования избавь меня, Христос, от похвалы душевной изведи, да мерзостными их, озлобляющих меня, осознаю.

От льстивого характера и постыдного нрава, склонного к падению, завистливого же естества свойственного мне, как Благой и Человеколюбец, освободи.

В глубину низвержен я был страстей и в ров мысленный, в кожу облечен я был, Всепетая, плотскую. Но совлеки ее с меня молитвами Своими.

Песнь 7. Ирмос: Превозноси-

Песыь 7. 1рмос: Превзыосимый49...

40С1: ^девагесе вместо ^деайсд светомь асо; С2: доб.: рызою, с Тове утрьыюю и теве вьпию: душу мою омрауеииую просвети Христе, шсо милосердь; С3: асо ——— нет. С4: доб.: рызож, с Теве утрыпюж и Теве вьпТж: душж мож просвети омрачеыжд, Христе, шсо милосердь.

1С2: пТаыьствим вместо питливьствим.

42С2: вьзлювлгеиныих вместо възлювихъ.

43С2: первый тропарь шестой песни.

44С2: доб.: вурею душетлеитою, Владысо Христе, похотыое море и ис тлге вьзведы жизыь мою, Шо-гомилостиве; С3: доб.: вурею. С4: дов.: вуреж душетлеммю, Владыси Христе, страстное море усроти и ис тлд вьзведи мд шсо Милосердь.

45С2: первый тропарь пятой песни.

С2: Сластолювыаго вместо Славолювыаго.

7С2: Господи вместо Христе.

8С4: доб.: мд.

//(л. 276 ов.)

Течемиа оуму въз-

люви^ъ и веждмаа помавамиа, игмемь съжагаемь плоти, приемьмлд ммога по-хотемиа. Боже ицести мд.

Исповедаю Ти, Боже, дела моа, деамиа мда Владыки, и^же сделать вымж. Боже мой милостивъ ми вХди.

Гре^ы сьдела^ь, въ везакоми-и^ь пожи^ъ, вогатед аростию, придо-вивь меправдж. Боже ицести мд.

Льстиваго предложемиа //(л. 277) и криваго хотемиа и мравмыа лютости, ивычаймаго ласкамиа меправаго маХчемиа50, Богородице, извави мд.

мый...

Блуждание ума возлюбил я и очами движения, огнем сжигаемый плоти, принимая многие похоти. Боже очисти меня.

Исповедаю Тебе, Боже, дела мои, деяния мои, Владыка, какие я делал постоянно. Боже мой, милостив ко мне будь!

Грехи я соделал, в беззакониях пожил, богатея яростью, добыл неправду. Боже очисти меня!

Льстивого пред-

ложения и неправильного желания, и лютости нрава, обычного ласкательства неправого научения, Богородица, избавь меня.

лю

51

Песмь 8. Ірмос. Теве Вседете-

Паремиа и течемиа, Спасе мой, и помрачемие и ислеплемие мысли мо-еа, Слове, преложемие же и превращемие, съсложемие и племемие №ими № ума моего.

Мведемиа и прилогы ума моего и своеугодие и иправдамие №жеми, Слове, въпрекы //(л.277 ов.)глаголамие всеко и преслушамие и лювопремие, молж Ти сд.

Имства лХкавое и стръпетмое52, Спасе мой, произволемие стджах, везоум-

Песнь 8. Ирмос: Тебя, всего Творца.

Парения и блуждания, Спаситель мой, и помрачение и ослепление мысли моей, Слово, перемену и совращение, сосложение и пленение

— отыми из ума моего.

Отведения и прилоги ума моего, и своеугодие, и оправдание отгони, Слово, прекословие всякое и ослушание, и любовь поспорить, молю Тебя.

Характер лукавый и строптивую, Спас мой, волю я стяжал,

С2: доб.: отцемь Господь пламемь угаси, дети же прохлады, Іисусе, едимогласмо поющшхъ: Боже влагословемь еси; С3: доб.: итцемь Господь; С4: доб.: отцемь Господь пламемь уво угаси, дети же прохлади едимогласмо пожщих: влагословем Богъ йецъ.

50С1, С3: маука вместо маучемиа.

ыий, житие ссотьссо и Хмь весовидеыь, весловесиа дела и везасоыиа словеса.

Владычице, мыо-

гыми ивдзавь сд житиа плеыицами и ыеисправлеыь есмь и повръжеыь. Темже, Дево, светомь молитвь твоихь раздре-ши страстеТ моихь //(л.278) свдзаыиа да Тд воспеваж.

Песыь 9. 1рмос. 1саТа лисуй53...

Безасоыиа въсе моа и влужеыТа, Владыси Христе, стХдыаа стреыствТа54Т иссвръыеыиа мысли, Че-ловесолювче, и ыечистаа въсд душе ис-поведаж Ти, асо Щедрь, Ты ми мило-стивь вуди.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азысь асо зьмииыь, лютейший имамь Съпасе. ^да душетлеыьыа-го же испльыеыь делы лХсавыми. Зло ыеидръжимое и лъстивТ //(л.278 ов.)й мечь врагь - ирХжие ивожджистрое. Ыж № сего Слове извави мд.

Азысь мыогиречивь, Хста гла-голива ыжшж лжсаваа, вжзлювихь азысомь мыоги глаголати. Ыиые всже ыеправедьые ыепщевахь, азычыый55, Слове, и стХдыый. Ыж приими мд Теве ыиые исповедающасд.

Въсесвдтаа, приими мд ссото-видыаго и аростТваго. Похотеваыиа ду-

безумный, жизнь скотскую и ум бе-совидный, бессловесия дела и беззакония слова.

Владычица, многими связал я себя житейскими узами и неисправ-лен, и поврежден. Потому, Дева, светом молитв Твоих развяжи страстей моих путы, да Тебя воспеваю.

Песнь 9. Ирмос: Исаия, ликуй.

Беззакония все мои и заблуждения, Владыка Христос, постыдные шутки и осквернения мысли, Человеколюбец, и нечистое всё души исповедаю Тебе: так как Щедрый, Ты ко мне милостив будь!

Язык словно змеиный, злейший, имею я, Спаситель, яда душетленного же наполненный лукавыми делами. [Он] — зло неудержимое и льстивый меч, враг, оружие обоюдоострое. Но от него, Слово, избавь меня.

Язык многоречивый, уста ношу, говоря-

щие лукавое, возлюбил языком много говорить. Теперь всуе неправедно оправдывался, болтливый, Слово, и постыдный. Всё же прими меня, Тебе теперь исповедующегося.

Всесвятая, прими меня, скотовидного и склонного к ярости.

51С2: доб.: вь пещи отроци всемиршй лись сьставльше, поаху вса дела; С4: доб.: въ пещи отрици въсемирный лись съставльше, поахж въсе дела Господа.

52С2: стратеыое вместо стръпетыое.

шевыаа и плитыаа //(л.279) утоли, Похоти душевные и плотские усми-

Владычице, и зьлаго извави мд, Бла- ри, Владычица, и злого избавь ме-

гаа, ыиые ивычаа и мХчеыиа молит- ня, Благая, теперь обычая и муче-

вами Си. ния, молитвами Своими.

Комментарии

На основании опыта предыдущих исследований56, говорящего о глубокой связи содержания Священного Писания, святоотеческих творений и гимнографии, автором была проведена работа по выявлению смысловых соответствий между публикуемым каноном, аскетическими творениями прп. Григория и Священным Писанием. Необходимо сделать оговорку, что это небольшое изыскание носило первоначальный характер и имело своей целью составить представление о молитвенном творчестве прп. Григория.

Песнь 1

Тропарь 1:

страсти елисыа съгрешихъ — Иак 1:15.

«Потеря благодати проистекает из-за действия страстей, а всецелое лишение ее — из-за допущения грехов. Многострастная и грехолюбивая душа, разобщенная с благодатью и лишенная ее, вдовеет и становится теперь и в будущем веке жилищем страстей, чтобы не сказать [сильнее], — вертепом

57

демонов»57.

поравотивсд лъстцХ и миродръжцХ. «Но случается, что и сами бесы являются к ним, удручают их страхом и, подчинив игу сатаны, принудительно движут их на греховные действия, чтобы до конца иметь их пленниками и рабами, предназначаемыми для мучения»58.

53С2: доб.: Дева во име вь чреве и породи Сыма бммаыоила, Бога же и Человеса, Вьстось Имя бму. бго же величающе, Те, Дево, величаем; С4: доб.: Деваа ви име въ чреве и породи Сыыа бммаыуила, Бога же и Человеса, Въстось Имд Ему. бго же величажще, съ Рожьдшжд Тд увлажаемь.

54С1, С2, С3, С4: ссренствТа вместо стренствТа.

55С1: азычьссьм вместо азычыый.

56Новиков К.Ю. Лазарева суббота — малая Пасха: богослужение субботы седмицы Ваий / Дипломная работа на соискание степени бакалавра богословия. М.: Перервинская ДС. 2007. 110 с. [Машинопись].

57Григорий Синаит, прп. Творения / Пер. с греч., прим., послесл. еп. Вениамина (Милова). М.: Новоспасский монастырь, 1999. С.10.

58Тамже. С. 131.

Тропарь 2:

делатель есмь — Мф 20:1-16.

высикХмию же повимемь — Мк 7:21-23. «Кто правильно живет и безупречно обращается с другими, удаляясь человекоугодничества и высоко-умия, [против того] хотя бы весь полк демонов воздвиг бесчисленные испытания, не повредил бы ему, как говорят отцы»59.

Душю мою, Владыко, своводи — Ин 8:34.

Тропарь 3:

скотьское похотемие вожестъвмыа славы мага мд сътвори — Быт 25:31-36, Евр 12:15-16.

«...Мы, по непослушании [Богу] уподобившиеся скотам, отпали от свойственных нам богодарованных благ, превратившись из разумных [существ] в скотские и из божественных в зверские»60.

«Наша разумная и мыслящая душа, созданная по образу Божию, забывши Бога, стала скотской, бесчувственной и почти безумной от наслаждения вещественными делами»61 .

Тропарь 4:

ивразы прееммику вывшу — 1 Кор 10:6, 11, 13.

злыми всекомечмо ивогащьшюсд — Быт 4, 25 гл. Кроме прямых ссылок тропаря на 4 и 25 главы книги Бытия, здесь звучит самоукорение святого Григория через употребление слова с оттеноком радости — ивогащьшюсд.

«Без духовного чувства невозможно осязательно ощутить Божественной сладости. Как притупивший [телесные] чувства делает их невосприимчивыми к чувственным явлениям и не видит, не слышит, не обоняет, будучи расслабленным или, лучше, полумертвым, так и умертвивший природные душевные силы страстями делает их нечувствительными к воздействию на них [свыше] и [неспособными] к участию в тайнах Духа. Духовно не видящий, не слышащий и не ощущающий — мертв. В нем не живет Христос, и сам он движется к действиям не Христовым»62.

59Там же. С. 129.

60Там же. С. 8.

61Там же. С. 64.

62Там же. С. 44.

Песнь 3

Тропарь 1:

слеветХ, увы, №рыгаю — «...те, которые всегда порабощены наслаждению и славолюбию <.. .> клевещут на доброе [в нем] как на злое и действительное порождение прелести, не принимают и не веруют в то, что от Духа, и по маловерию не способны ни усмотреть, ни познать Бога»63.

Тропарь 2:

Злопомыеыиа мд изьмеыи... — понятие греха «злопомнения» предполагает память сотворенного человеку зла с намерением отмщения. Автор канона снова противопоставляет заповеданное в Новом Завете и неисполнение им этого. Ср: Ис 53:7, 1 Пет 2:21-24 и Рим 12:16-21.

Тропарь 3:

Всдсымь самолювиемь.и сревролюиемь... — 2 Тим 3:1-2. «Изыскивающий [смысл] содержания заповедей помимо их [выполнения] и чрез чтение или изучение жадно стремящийся его найти подобен воображающему тень взамен истины»64.

ивогатихсд — игра смыслов: обогащение грехом обогащения, в то время как апостол заповедует приобретать другое богатство — Слово Божие. В славянском тексте Нового Завета эта мысль апостола звучит так: «Слово Христово да вселдется въ васъ вогатыи...» (Кол 3:16).

Тропарь 4:

ыевъздръжаыиа равь вывь — «От невоздержания и любви к вещественному потоки страстей, наводнив землю сердца и нанося на нее гниль и грязь помыслов, производят в уме замешательство, в мыслях — омрачение, в теле

— отягощение, а душу и сердце делают нерадивыми, потемненными и оцепенелыми и лишают их свойственного им по природе настроения и чувства»65.

«Существуют, как говорят отцы, два смирения:

а) считать себя низшим всех и б) приписывать свои добрые дела Богу. Первое — начало, второе же — конец [смирения]. Ищущим его следует сознавать и иметь в уме три таких [предмета размышления]: 1) что они грешнее всех людей, 2) отвратительнее всего творения, как противоречащие своей природе, и 3) несчастнее бесов, как демонские рабы»66.

63Там же. С. 66.

64Там же. С. 14.

65Там же. С. 49.

66Там же. С. 55.

Песнь 4

Тропарь 1:

Страсти плоти — Гал 5:16-25.

Тропарь 2:

прелюводейстъвыаго стХда и грова злыхъ — Рим 1:29,32. Стоит отметить, что блуд, как измена и неправильная любовь, бывает и другого, сравнительно с обывательским представлением, порядка: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего (люБодЪющ&го— слав.; тсopveшvтa — греч.), от Тебя» (Пс 72:27). Такое понимание тропаря вполне соответствует словам преподобного: «Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей. Но бесстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет попущено [свыше], легко умерщвляется теми — разумею демонов, — так как самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется тщеславно к достижению [искомого] преждевременно»67.

Тропарь 3:

ыесытыаго ырава похотеыие — по сути, речь идет о гедонизме. «После насыщения есть — это дверь чревобесия, чрез которую входит блуд. Ты же, тщательно осознавши сказанное, не преступая границ, избери по своей силе лучшее, потому что совершенным, по апостолу, свойственно то, чтобы и насыщаться, и голодать, и во всем быть сильным»68.

Тропарь 4:

чревоивьадеыие — 1 Кор 6:13. «Что скажу о чреве — царе страстей? Если можешь его умертвить или сделать полумертвым, не давай ему послабления. Подчинило оно меня, возлюбленный, и я, как раб и данник его, служу ему, сотруднику демонов и вместителю страстей. Чрез него происходит наше падение и чрез него наше восстание, когда оно повинуется хорошей

69

дисциплине.»69.

Песнь 5

Тропарь 1:

Ыевъериемь — Рим 4:20-22.

67Там же. С. 124.

68Там же. С. 123.

69Там же. С. 120.

ивьать вывь <...> х^ою... — Рим 1:16-32. «Страсти, принадлежащие к мысленной области, [следующие]: неверие, хула, хитрость, коварство... »70.

Тропарь 2:

ругатель — Рим 7:14-25.

юыжд присыо възлювихъ — Иак 4:8-12; Мк 9:12 и Ин 15:20.

Тропарь 3:

лицемерыому — 2 Петр 2:18.

смехливому же. — Еф 5:4.

сто ые въспачеть меые! — «Сжаливающийся над людьми Господь, часто обращая внимание на то, как мы дерзки в [само]возвышениях, не попускает нам быть испытываемыми, чтобы каждый, познав свое самомнение, возвратился [к истинному подвижничеству] сам и прежде чем стал позором и смехом для демонов и плачем для людей.. ,»71.

Тропарь 4:

Хгаждааща — Мф 6:24. «Неверующий во всех отношениях осудится при кончине. Впрочем, он, по слову Господа, уже осужден (см.: Мк 16:16), так как порабощенный удовольствиям и ищущий славы от людей, а не от Бога может ли веровать? (см.: Ин 5,44). Таковой хотя на словах и кажется верным, но, не замечая того, сам обманывает себя и услышит [некогда] слова: «Так как не принял Меня в свое сердце, но отверг Меня за хребет свой, то и Я отвращусь от тебя». Итак, верному надлежит иметь светлую надежду и веровать Божией истине, свидетельствуемой во всех Писаниях, исповедуя свою немощь, чтобы [иначе] не навлечь на себя удвоенное неумолимое осуж-

72

дение»72.

Песнь 6

Тропарь 1:

милосерде Спасе — Евр 8:12.

лювопреыие — Рим 9:20, 1 Кор 3:3, 1 Кор 11:16, 1 Тим 1:4. «Страсти ума: самомнение, высокомерие, самовосхваление, любовь к спору...»13.

Тропарь 2:

70Там же. С. 32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

71Тамже. С. 124.

72Там же. С. 47.

73Там же. С. 32.

авлемиа извави мд Христе, душевмаго похвалемиа — 2 Кор 12:5. Преподобный имел много учеников, поэтому можно с уверенностью предположить, что речь идет о тщеславии, поводом к которому является духовное наставничество. Ср.: «Проповедующие от собственных мыслей прежде очищения введены духом самомнения в заблуждение <.. .> Слова вышеназванных [гордецов] неприятны и несветоносны, потому что они произносят их, заимствуя не из живого источника Духа, но из своего сердца как некоторого тинного болота, питающего змей, пиявок и лягушек плотских страстей, надменности и невоздержания. Вода их знания зловонна, мутна и тепловата, и пьющие ее, испытывая головокружение, омерзение и тошноту, отвращаются от нее»74.

Тропарь 3:

завистливаго же естьства — Иак 3:14. «И благодать, удостаивающую некоторых своего обнаружения после их многих трудов, мы принимаем [очевидно] как обман. Если слышим об ее действии от иных, то по зависти полагаем, что это прелесть. Так до смерти мы остаемся мертвыми — живущими и действующими не во Христе»15.

Тропарь 4:

Въ глдвиме мизвръжемь выхъ сластей и вь ровь умьмый — «Глубоким болотом считай скоропреходящее удовольствие [или] грязь блуда и бремя материальных приобретений. Отягощаясь ими, страстный ум бывает погружаем чрез свои помыслы в пропасть отчаяния»16.

въ кожж ивлечемь вых, Въсепетаа, плътмжд — Гал 5:19-21. Автор канона понимает, что все эти «дела плоти» не являются неотъемлемыми свойствами его личности. «Дела плоти» нужно снять с себя как грязную одежду...

Песнь 7

Тропарь 1:

игмемь съжигаемь плоти — Рим 1:27, 1 Кор 7:9. «Огонь, тьма, червь, тартар существуют [уже на земле] в разнородном сладострастии, всепоглощающей тьме невежества, в неутолимой жажде чувственного наслаждения, в трепете и смраде зловонного греха. Эти залоги и преддверия ад-

74Тамже. С. 71.

75Там же. С. 85.

76Там же. С. 26.

ских мук еще здесь действуют в грешных душах и возникают в них вследствие [страстного] навыка»77.

Тропарь 2:

дела моа<...> ихжесделахь выыж — Ин 8:29,2 Тим 3:7,1 Кор 15:58, Де-ян 7:51. «Собрание всех заповедей, соединяемых и упорядочиваемых Духом (см.: Еф 4:16), [иногда] называют совершенным или еще не усовершившимся человеком — в зависимости от его [нравственной] зрелости. При этом заповеди образуют как бы тело, добродетели же, как выкристаллизовавшиеся внутренние качества, — кости, а благодать — живую душу, движущую тело и производящую дела по заповедям. Беспечность же и ревность к возрастанию во Христе показывают, младенец ли кто или совершеннолетний теперь и в будущем [веке]»178.

Тропарь 3:

Боже ицести мд — Тит 2:14.

Тропарь 4:

сривагохотеыиа и ыравыыа лютости — «[Плоть] сотворена нетленной, без той влажности, из-за которой возникли плотское желание и зверская ярость. Вслед за преслушанием, когда [человек] подпал тлению и плотской грубости бессловесных животных, тогда по необходимости в нем зародились раздражительность и плотская страсть. И, всякий раз как плоть господствует в человеке, так он по ярости и плотскому влечению противодействует жела-

79

ниям души»79.

ивычайыаго лассаыиа ыеправаго ыаХчеыиа — Дан 11:32.

Песнь 8

Тропарь 1:

ислеплеыие — Ин 12:40. «Страсти же рассудка таковы: блуждание, легкомыслие, раболепство, омрачение, ослепление, отступления, прилоги, согласие, склонения, превращения, отвержения и подобные им»80.

Тропарь 2:

въпресыглаголаыие всесо и преслушаыие и лювопреыие — Евр 7:7. «Непослушание — уста ада, противоречие — острый, как меч, его язык, само-

77Тамже. С. 18.

78Там же. С. 13.

79Там же. С. 34.

80Там же. С. 32.

угождение — его отточенные зубы, самооправдание — его гортань, отсыла-

81

ющее к аду самомнение — дыхание его всеядного чрева»81 .

Тропарь 3:

житие ссотьссо и Хмь весовидеыь — Тит 1:15. «Богословы говорят, что тело создано нетленным, каковым и воскреснет, хотя теперь оно и тленно. Равным образом и душа сотворена бесстрастной. Но оба — тело и душа — растлились и сорастворились по естественному закону объединения и влияния друг на друга, причем [душа] предала себя страстям и особенно демонам, [тело же] уподобилось бессловесным скотам свойствами своего со-

82

стояния и подчинением тлению»82.

Тропарь 4:

страстеТ моихь свдзаыиа — 1 Тим 3:7, 1 Тим 6:9, 2 Пет 2:20. «Если же кто с самомнением мечтает достигнуть высокого, приобретши сатанинское, а не истинное желание, то такового, как своего служителя, [сатана] беспре-

83

пятственно опутывает своими сетями» .

Песнь 9

Тропарь 1:

иссвръыеыиа мысли — Мф 15:18, 2 Кор 7:1. «Будучи, как говорят, по природе ленивыми и изнеженными, [эти бесы] радуются изнеживающему действию неразумных удовольствий и возбуждают всегда в душе волны помыслов, нечистых мечтаний, треволнений и бурь»84.

Тропарь 2:

^да — Иак 3:8.

Зло ыеидръжимое — Иак 3:8.

ивожджистрое — Прит 5:3-4. «Всегда изощряя против них свой язык, как бритву и обоюдоострый меч»85.

Тропарь 3:

ыеправедьые ыепщевахь — Лк 6:46. «К царским чертогам на небе нет иного кратчайшего пути малою лествицею добродетелей, кроме [пути] уничтожения пяти противоположных послушанию страстей, именно: преслуша-

81Там же. С. 61.

82Там же. С. 35.

83Там же. С. 127.

84Там же. С. 64.

85Там же. С. 49.

ния, противоречия, самоугождения, самооправдания и гибельного самомнения»86.

Тропарь 4:

скотовидыаго и аростТваго — Тит 3:3. «Действуя в одном направлении, силы души и тела образовали одного скота, бессмысленного и неразумного, с яростью и плотским влечением»87.

Источники и литература

Источники

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской Патриархии, 1992. 1385 с.

2. Б|влТа, сиречь Кыиги Свдщеыыаго Писашд Вет^аги и Ыоваги Завета. С параллельными местами. СПб., 1900. 1658 с.

3. ГРМ. Др./Гр. 15. Канонник. 1407 г.

4. Ath. Chil. №87. Псалтирь. 1408 г.

5. Ath. Chil. №96. Псалтирь. XVII в.

6. Ath. Chil. №171. Евхологион. 1580 г.

7. Ath. Chil. №342. Канонник. 1364-1374 гг.

Литература

1. Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV столетия // Око Церковное. Литургическая библиотека. Дата обновления: 18.11.2006.

URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/14vek.html (дата обращения:

30.01.2010).

2. Григорий Синаит, прп. Творения / Пер. с греч., прим., послесл. еп. Вениамина (Милова). М.: Новоспасский монастырь, 1999. 159 с.

3. Долоцкий В.И. О важности богослужебных книг в догматическом отношении//Христианское чтение. 1851. Ч. 2. С. 10-47.

4. Исихазм: аннотированная библиография / Под. общ. и науч. ред. С.С. Хоружего. М.: Издат. Совет РПЦ, 2004. 912 с.

86Тамже. С. 61.

87Там же. С. 35.

5. Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Изд.-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. 250 с.

6. НовиковК.Ю. Лазарева суббота—малая Пасха: богослужение субботы седмицы Ваий / Дипломная работа на соискание степени бакалавра богословия. М.: Перервинская ДС. 2007. 110 с. [Машинопись].

7. Прохоров Г.М. Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 37. / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1983. С. 286-305.

8. Прохоров Г.М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 27: История жанров в русской литературе X-XVII в.в. / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); Отв. ред. А.М. Панченко. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. С.120-150.

9. Риго А., Желтов М., свящ., Бернацкий М.М. и др. Григорий Синаит // Православная энциклопедия. Т. 13. М.: Церковно-науч. центр ’’Право-слав. энцикл.”, 2006. С. 50-68.

10. Романчук Р. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительнопедагогические реформы в Кирилло-Белозерском монастыре при игумене Трифоне (1430-1447-е гг.): к вопросу о православной монашеской образованности // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь / Отв. ред. С. А. Семячко; РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 72-93.

11. Турилов А.А., Казачков Ю.А., Никифорова А.Ю. и др. Акафист // Православная Энциклопедия. Т.1. М.: Церковно-науч. центр ’Право-слав. энцикл.”, 2000. С. 371-381.

Список условных сокращений

ГРМ — Государственный Русский музей.

доб.: — добавлено.

ИРЛИ РАН — Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской

Академии наук.

МПДА — Московская православная духовная академия.

РАН — Российская академия наук.

РГБ — Российская государственная библиотека.

РПЦ — Русская Православная Церковь.

СПбПДА — Санкт-Петербургская православная духовная академия. СТСЛ — Свято-Троицкая Сергиева Лавра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.