Научная статья на тему 'Жипто: все начиналось с мечты'

Жипто: все начиналось с мечты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
ИГРА СОНОР / МЕТАИГРА ЖИПТО / ИСКУССТВО ЖИПТО / ДИП (ДИНАМИЧЕСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ) / СИСТЕМА ДИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голиков Алексей Иннокентьевич

Текст выступления об истории ЖИПТО и Системы ДИП на Научно-практической конференции, посвященной 25-летию ФИДЖИП (международной федерации, организованной по инициативе ЮНЕСКО) и 30-летию создания игры СОНОР (базовой версии ЖИПТО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жипто: все начиналось с мечты»

ЖИПТО: ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С МЕЧТЫ

Профессор Голиков Алексей Иннокентьевич Северо-Восточный федеральный университет Первый проректор по образовательной деятельности, доктор педагогических наук

Текст выступления об истории ЖИПТО и Системы ДИП на Научно-практической конференции, посвященной 25-летию ФИДЖИП (международной федерации, организованной по инициативе ЮНЕСКО) и 30-летию создания игры СОНОР (базовой версии ЖИПТО).

Ключевые слова: Игра СОНОР, метаигра ЖИПТО, Искусство ЖИПТО, ДИП (динамические интеллектуальные игры преследования), Система ДИП.

Правила настольной игры «Сонор» были разработаны в 1988 г. профессором Якутского госуниверситета, д.ф.-м.н. Г.В.Томским. Начиная с 1989 года Григорий Васильевич начал организовывать турниры по игре «Сонор» для студентов и сотрудников университета. Активными участниками соревнований были Н.К.Алексеев, А.И.Голиков, С.В.Местников, С.П.Кайгородов, Г.П.Пермяков, В.В.Петров, П.П.Петров, В.Ю.Шадрин и др. Будучи студентом в 1991 году я стал победителем чемпионата университета по игре «Сонор» и первого республиканского чемпионата.

Победители Первого чемпионата Якутии по «Сонор» с Г.В. Томским (слева) и главным судьей соревнований Н.К. Алексеевым (справа)

Став активным энтузиастом и пропагандистом игры «Сонор» в 1992 году под руководством Г.В.Томского опубликовали книгу «Студенческая традиция» (авторы А.И.Голиков, В.В.Петров) в издательстве «Полиграфист» тиражом в 1000 экз. Многие университеты Европу имеют неповторимые традиции, некоторые из них известны на весь мир и в немалой степени способствуют славе и престижу этих университетов. Мы мечтали о том, чтобы каждый студент математического факультета Якутского госуниверситета знал правила игры «Сонор», проводилось очень много различных турниров, появилось очень много любителей среди студентов и преподавателей, игра «Сонор» стала популярной среди студенческой молодежи.

Игра «Сонор» моделирует ситуации с одним «преследователем» и пятью «убегающими». В партии участвуют два противника, один из которых играет белыми фигурами, изображающими убегающих, а второй черной фигурой -преследователем. Целью «убегающих», сосредоточенных в начале игры на одной стороне игрового поля, является достижение противоположной стороны, чему стремится препятствовать «преследователь». Игровое поле - это прямоугольная доска длиной 40 и шириной 30 см. На расстоянии в 1, 10, 19 см от одной из сторон расположены прямые, которые делят поле на четыре зоны. В случае поимки до пересечения игрового поля, результат пойманного «убегающего» оценивается в зависимости, в какой из трех основных зон игрового поля он пойман. В стандартном варианте игры «Сонор» партия происходит на листке бумаги размером длиной 20 и шириной 15 см. На расстоянии в 0.5, 5, 9.5 см от верхнего края игрового поля проведены прямые линии. Местоположение

убегающего или преследователя изображается в виде круга диаметром 7 мм. В круг авторучкой (карандашом) записывается номер хода. Хорошим трафаретом для таких кругов служит отверстие прозрачной грампластинки.

В 1990-1992 гг. были разработаны первые «компьютерные» варианты игры «Сонор» написанные на языках Фортран, Паскаль и Бейсик (Разработчики Н.П.Артемьев, С.В.Местников, А.И.Голиков и др.). Для некоторых вариантов ДИП требуются дополнительные фишки и другие аксессуары. Появились настольные варианты игры с фигурами на магните и для взрослых с иголками на пенопласте, интеллектуальный биатлон.

Всевозможные версии ДИП, играемые на поле для игры «Сонор» образуют метаигру (семейство игр) ЖИПТО (JIPTO: Jeux Intellectuels de Poursuite pour Tous / Интеллектуальные игры преследования для всех). В ЖИПТО играют вдвоем, можно играть с несколькими партнерами или даже в некоторых случаях одному. Например, для любителей шахмат существуют версии с рокировками фигур убегающих. На одном и том же игровом поле можно играть в сотни и тысячи, отличающихся друг от друга вариантов ЖИПТО. Испытав основные версии, любители игры приобретают способность модифицировать в свое удовольствие правила игры, чтобы найти для своего досуга версию,

XJ ТЛ U

соответствующую их представлению о гармоничной игре. В этой универсальности заключается основное преимущество ЖИПТО перед другими настольными играми.

TOURNOI INTERNATIONAL DE SONOR

По заказу Министерства образования Республики Саха (Якутия) при составлении программы «Интеллектуальное развитие детей 4-11 лет через народные настольные игры» с 1992 по 1995 гг. были открыты экспериментальные площадки на базе школ и детских садов республики. В рамках данной программы на базе средней школы №2 г. Якутска, детских садов №10 «Туллукчаан», №26 "Кустук" г. Якутска, Сырдахского детского сада и детского сада «Кустук» с.Соттинцы Усть-Алданского улуса была успешно проведена опытно-экспериментальная работа с целью раскрытия возможностей новой динамической игры преследования ДИП «СОНОР» как средства развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В ходе эксперимента была определена методика, позволяющая в детском саду и в начальной школе проводить планомерную работу по интеллектуальному развитию детей в процессе обучения игре «Сонор» и различных вариантов ДИП, а также были разработаны первоначальные положения соревнований по ДИП «Сонор», положения о судьях, о тренере и классификационной системе.

Le jeu SONOR (poursuite, en langue sakha) a fait sa première apparition à Paris lors d'un «tournoi» organisé à l'UNESCO le 3 mai, dans le cadre de son projet «2000+» d'éducation scientifique et technologique pour tous. Très populaire parmi les chasseurs, les bergers et les enfants de Sibérie, ce jeu s'inspire des techniques traditionnelles de la chasse et fait appel aux mathématiques élémentaires. A ce titre, il a été introduit dans les programmes scolaires de la République de Sakha. Il peut être fabriqué chez soi: il suffit d'un «tapis de jeu» en tissu ou en papier et de huit pions.

m

- - v- • *

l'I

A

19

SONOR - meaning "chase" in the Sakha language - is making its way to Paris with a competition at Headquarters on 3 May as part of UNESCO's Project 2000+, promoting scientific and technological education. The math game, which can be made at home, was inspired by traditional Siberian hunting techniques, it is now a favourite among herders, hunters and kids in the Sakha Republic where it

■A

m

%

KM

SIsIf1^

has been incorporated within the region's primary school curriculum, according to its inventor, Grigori Tomski of UNESCO's education sector. In addition to the competition organized with UNESCO's Childrens' Club, a second session was held for adults at the Académie diplomatique internationale in Paris.

El juego SONOR ¡persecución, en lengua saja) hizo su primera aparición en París durante un "torneo" celebrado en la UNESCO el 3 de mayo, en el marco de su proyecto "2000+" de educación científica y tecnológica para todos. Este juego, muy popular entre los cazadores, los pastores y los niños de Siberia, está inspirado en las técnicas tradicionales de caza y se basa en las matemáticas elementales. Por esa razón ha sido introducido en los programas escolares de la República de Saia. Puede fabricarse en casa: basta con un "tapete de juego" de tejido o de pape! y con ocho peones.

Активными участниками экспериментальной работы были А.А.Белолюбская, В.П.Васильева, Л.К.Избекова, Е.Н.Колосова, Е.Г.Кривогорницына, В.И.Решетникова, К.С.Садовникова, Т.С.Сантаева, Е.Ф.Сивцева, М.Г.Сивцева, Р.Г.Сивцева, З.Ф.Федорова, У.М.Федорова, О.П.Черкашина и многие другие работники образования, учителя школ и воспитатели детских садов.

Лучшие из них награждаются медалями и орденом Международной академии КОНКОРД:

Успешное проведение с 1994 года международных выставок декоративных и художественных композиций ЖИПТО и репрезентативность участвующих в этих выставках художников и мастеров из России (А.Н. Осипов, Е.Н. Ткач и другие), Франции (Б. Пеллерин, Т. Никка и другие), Японии (М. Тачикава) и США (С. Канас) позволяет говорить о рождении Искусства ЖИПТО. Поэтому Роберт Пажес почетный президент Евроталанта (Европейского комитета по образованию детей и юношества, интеллектуально развитых, одаренных и талантливых), введший термин «метаигра» для характеристики ЖИПТО, считает его «культурным инструментом».

В настоящее время ЖИПТО используется для приобщения к логическому мышлению, для гимнастики ума. Эта метаигра помогает осваивать числа и различные понятия геометрии. Постепенно приходит время, когда ребенок начинает анализировать сыгранные партии для улучшения уровня своей игры. На базе ЖИПТО разработаны логические и математические задачи разной степени трудности: от упражнений по программе детского сада до нерешенных проблем для победителей математических олимпиад и профессиональных исследователей.

Таким образом, интерес к ЖИПТО может помочь развивать способности практически во всех видах творчества. Поэтому еще в 1988 году Г.В.Томским была сформулирована «Система ДИП» как совокупность следующих методов активизации творческой деятельности:

1) Раннее с 4-6 лет приобщение к интеллектуальному спорту с помощью игры «Сонор»,

2) Использование ЖИПТО для приобщения к искусству и культуре,

3) Организация соревнований по ЖИПТО и других мероприятий с его использованием для повышения искусства общения и организаторских навыков участников,

4) Использование ДИП в дополнительном образовании от детского сада до университета.

5) Участие в создании новых интересных версий ДИП.

О практической значимости исследований по Системе ДИП говорят масштабы внедрения этой системы в образование от детских садов до университетов.

Спецкурс «Психолого-педагогические основы ДИП «Сонор» был включен в общепрофессиональные программы в Якутском государственном университете (ныне Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова), Саха педагогической государственной академии, Вилюйского педагогического лицея, кружковая работа ведется во многих детских садах и школах Якутии, Франции и Канады.

Опыт детских садов и школ Якутии доказывает возможность использования ЖИПТО как «центра интереса», а Система ДИП совместима с любым обучением на любом уровне и любой философией образования, в частности с педагогикой Декроли.

Овид Декроли (1871-1932) предложил группировать учебный материал вокруг "ассоциированных идей" и связать все темы обучения вокруг центральных тем, способных привлечь внимание учеников достаточно продолжительное время, создать "центры интереса", способные привлечь внимание ребенка к классическим учебным дисциплинам: грамматике, математике, естественным наукам и др.

На основе методических разработок и исследований в 1998 г. был создан Центр интеллектуальной игры «Сонор» на базе дворца Детства и детского творчества г. Якутска. Кружковая работа ведется по двум основным направлениям:

1-е направление. ДИП "Сонор" как вид спорта. Первый турнир был проведен в 1990 году. Это было открытое первенство Якутского государственного университета. После этого начали проводиться различные турниры вплоть до республиканского масштаба и международных турниров во Франции. Регулярное, плановое проведение турниров связано с созданием Федерации национальной ДИП "Сонор" в 1994 году. С тех пор ежегодно проводятся различные соревнования по следующим возрастным группам: дошкольники, младшие, средние, старшие школьники и взрослые (воспитатели, учителя и студенты).

2-е направление. ДИП "Сонор" в педагогическом процессе и общении.

Во время игры «Сонор» ребенок непринужденно в форме игры знакомится и овладевает основными математическими понятиями, как число, состав числа, порядковый счет, геометрические понятия и т.д. На базе ЖИПТО разработаны логические и математические задачи разной степени трудности.

Система ДИП способствует решению проблемы «обогащенного» обучения одаренных детей. Ученик получает дополнительный материал к традиционным курсам для развития своего мышления, творческих способностей, умения работать самостоятельно. Разработаны и апробированы различные методы создания устойчивого интереса к ЖИПТО и перевод этого интереса в русло интереса к литературному, художественному и научному творчеству.

Проблема математического образования одаренных детей связано с более общей проблемой поднятия уровня математической культуры для всех. Метаигра ЖИПТО дает большое количество нерешенных математических задач преследования, формулируемых на языке элементарной математики, что дает возможность одаренному в области математики школьнику начать научную работу еще в школе.

Тем самым Система ДИП дает возможность раннего приобщения к математической культуре и позволяет выявить одаренных детей, способных в будущем к профессиональной работе в области математики.

В экспериментах с одаренными детьми принимали участие зарубежные ученые Р.Пажес, М. Дауди и другие специалисты Евроталанта, специалисты

ассоциации «Кенгуру без границ» под руководством А.Деледик, педагоги под руководством профессора Ж.Бружер [9, 10].

Таким образом, использование Системы ДИП способствует решению следующих важных проблем образования [10-31]:

- раннего приобщения детей к интеллектуальному спорту и более общей проблемы подготовки дошкольников к начальной школе;

- обогащенного обучения одаренных детей и более общей проблемы активизации творчества детей, родителей и педагогов;

- математического образования одаренных детей и более общей проблемы поднятия уровня математической культуры для всех.

Литература

1. Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических интеллектуальных игр преследования. - Новосибирск: Наука, 2002. - 132 с.

2. Томский Г.В. Международная федерация по Системе ДИП (ФИДЖИП) // Информационный бюллетень Сектора образования ЮНЕСКО «ИНИСТЕ/Проект 2000+». - 1994. - Том 10. - С. 16.

3. Decroly O., Mlle Monchamp. Initiation à l'activité intellectuelle et motrice par les jeux éducatifs. - Bruxelles : Editions Delachaux et Niestlé, 1978.

4. Filon R., Doucet M. Le langage et l'affectivité à travers l'analyse des objets de jeu.

- Québec : Documenter, 1993. - 64 p.

5. Garon D. La classification des jeux et des jouets : Le Système ESAR. - Québec : Documenter, 1985. - 97 р.

6. Mikulu, J.-B. Le système ESAR dans l'analyse des jeux et jouets du milieu traditionnel des enfants de la République Démocratique du Congo (ex-Zaïre) // // Jouets et objets ludiques / Toy and Playthings - Université Paris-Nord & Centre Universitaire de la Charente, 1998. - P. 260-268.

7. Pellerin M.-A. N'oublie pas d'avoir peur. - P. : Gallimard, 2000. - 315p.

8. Pellerin M.-A. Innokenti. - P. : Albin Michel, 2004. - 302 p.

9. Pagès R. Jeux de Paix. Le JIPTO comme système ludique de formation à l'émulation, à la concentration et à l'éducation. - P. : UNESCO / JIPTO International, 2002.

- 24 p.

10. Tomski G. JIPTO : Stimulant créatif pour tous. - P. : JIPTO International, 2003. - 68 p.

11. Томский Г. В. ЖИПТО в образовании и творчестве // Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP, 2018, N 2, 38-80.

12. Томский Г.В. ЖИПТО: Учебник инструктора, 2016 (Amazon Kindle). - 75

13. Томский Г.В. ФИДЖИП — Международная федерация для всех, 2016 (Amazon Kindle). - 102 с.

14. Томский Г.В. ФИДЖИП и ассоциативный туризм, 2016 (Amazon Kindle).

- 67 с.

15. Томский Г.В. ЖИПТО и художественное творчество для всех, 2016 (Amazon Kindle). - 101 с.

16. Томский Г.В. ЖИПТО и искусство фотографии для всех, 2016 (Amazon Kindle). - 108 с.

17. Томский Г.В. ЖИПТО и литературное творчество для всех (Amazon Kindle). - 117 с.

18. Томский Г.В. ДЛЯ МИРОВОГО ЗРИТЕЛЯ: Кинематографические сюжеты подсказанные французами (Amazon Kindle). - 76 с.

19. Томский Г.В. Защита интеллектуальной собственности на примере ЖИПТО, 2017 (Amazon Kindle). - 72 с.

20. Томский Г.В. Интеллектуальные игры и образование, 2017 (Amazon Kindle). - 123 с.

21. Томский Г.В. ЖИПТО и образование: Теоретические основы Системы ДИП, 2016 (Amazon Kindle). - 216 с.

22. Томский Г.В. Математика ЖИПТО и темы для исследований, 2016 (Amazon Kindle). - 120 с.

23. Томский Г.В. Элементарная геометрия преследования, 2016 (Amazon Kindle). - 224 с.

24. Томский Г.В. Математические таланты: Система безошибочного определения, 2017 (Amazon Kindle). - 88 с.

25. Томский Г.В. Использование ЖИПТО для публичной дипломатии и имиджевой политики, 2017 (Amazon Kindle). - 87 с.

26. Томский Г.В. ЖИПТО и массовая франкофония (Projet JIPTO, N 1). -Edition du JIPTO, 2018. - 112 c.

27. Томский Г.В. Автобиографические заметки, 2017 (Amazon Kindle). - 152

с.

28. Томский Г.В. Программы и проекты Международной академии КОНКОРД, 2016 (Amazon Kindle). - 129 с.

29. Tomski G. JIPTO artistiques (JIPTO-Livres, 2013, N 2). - Editions du JIPTO, 2013. - 32 p.

30. Tomski G. Compositions photographiques (JIPTO-Livres, 2013, N 3). -Editions du JIPTO, 2013. - 32 p.

31. Tomski G. BD-JIPTO (JIPTO-Livres, 2013, N 4). - Editions du JIPTO, 2013. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.