Научная статья на тему 'Вопросы профессионализации деятельности Международной федерации фиджип'

Вопросы профессионализации деятельности Международной федерации фиджип Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
ЖИПТО / ФИДЖИП / ЮНЕСКО / интеллектуальные игры / спортивная федерация / творческий союз / научная организация / педагогическая сеть / Международная академия КОНКОРД / ЕВРОТАЛАНТ / ФИДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорий В. Томский

В настоящее время завершен длительный экспериментальный этап развития ФИДЖИП, начинается переход к профессионализации всей деятельности ФИДЖИП. Данная статья посвящена обсуждению возникающих в связи с этим проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы профессионализации деятельности Международной федерации фиджип»

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИДЖИП

Проф. Григорий В. Томский Президент Международной федерации ФИДЖИП и Международной академии КОНКОРД

g.tomski@gmail.com

В настоящее время завершен длительный экспериментальный этап развития ФИДЖИП, начинается переход к профессионализации всей деятельности ФИДЖИП. Данная статья посвящена обсуждению возникающих в связи с этим проблемам.

Ключевые слова: ЖИПТО, ФИДЖИП, ЮНЕСКО, интеллектуальные игры, спортивная федерация, творческий союз, научная организация, педагогическая сеть, Международная академия КОНКОРД, ЕВРОТАЛАНТ, ФИДЕ.

ФИДЖИП — Международная федерация для всех

Приведем сначала краткий обзор книги [1], доступной для всех в цифровом формате на сайтах Amazon (keywords : grigori tomski) :

ФИДЖИП Международная Федерация для всех

Russian Edition

Классические настольные игры относятся к наиболее совершенным произведениям человеческого гения. Интеллектуальные игры способствуют формированию творческих способностей и дисциплины, наблюдательности и развитию мышления, усиливают характер и память, доставляют большое эстетическое удовольствие, полезны для гармоничного развития личности. Но известные веками традиционные игры являются абстрактными схемами, что сильно затрудняет приобщение к ним детей. Для этой цели подходит ЖИПТО (аббревиатура слов: "Интеллектуальная игра преследования для всех" или "Интеллектуальная игра преследования Томского" на французском языке: JIPTO (Jeux Intellectuels de Poursuite pour TOus / Jeux Intellectuels de Poursuite de Tomski).

ФИДЖИП является Международной федерацией ЖИПТО и всех подобных интеллектуально-творческих динамических игр преследования (ДИП). Официальным является название Международная федерация по Системе ДИП (FIDJIP : Fédération internationale du Système JIP).

Обычно используется сокращенное название: Международная федерация ЖИПТО (FIDJIP : Fédération internationale du JIPTO). Эта федерация была организована по инициативе ЮНЕСКО в 1993 году, ибо заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по образованию профессор Колин Пауэр быстро понял значение использования ЖИПТО в образовании.

Официальные правила ЖИПТО содержат описание 2480 отобранных основных версий ЖИПТО на любой вкус: для дошкольников, для любителей сложных интеллектуальных игр, для любителей забавных игр и др [2].

ГРИГОРИЙ ТОМСКИЙ

ЖИПТО Учевник инструктора

Russian Edition

Поэтому в отличии от Международной федерации шахмат (ФИДЕ) или других федераций по одному виду интеллектуальных игр, ФИДЖИП является федерацией для всех.

На самом деле ФИДЕ является федерацией мастеров, гроссмейстеров, международных тренеров и судей и желающих получит эти звания. ФИДЖИП придает особое значение раннему приобщению к базовой версии ЖИПТО, чтобы создать устойчивый центр интереса к этому эффективному стимулятору художественного, литературного, математического и других видов творчества [3-10].

Поэтому ФИДЖИП является творческой организацией, объединяющей профессионалов и всех желающих любителей творчества. ЖИПТО используется в образовании от детского сада до университета, что делает ФИДЖИП международной организацией творческих педагогов, специалистов по образованию одаренных детей, психологов, математиков, специалистов по преподаванию и популяризации математики. Научные, образовательные и культурные мероприятия организуются совместно с Международной академией КОНКОРД [11] и Европейской организацией ЕВРОТАЛАНТ, имеющей консультативный статус при Совете Европы.

Тестируются и развиваются спортивные виды ЖИПТО и прежде всего Биатлон ЖИПТО, сочетающий стрельбу с упрощенной версией игры ЖИПТО. Поэтому ФИДЖИП является спортивной федерацией, причем не только для любителей стрелкового спорта, ибо стрельбу можно заменить, например, метанием дротиков для игры Дарс.

Основной целью Международной ФИДЖИП является распространение ЖИПТО по всему миру как игры с большим образовательным и культурным потенциалом, создание и развитие новых мероприятий и форм досуга для детей и взрослых. Для достижения этой цели ФИДЖИП занимается, в частности:

- организацией образовательных, культурных и спортивных мероприятий, лагерей;

- приемом групп детей и взрослых в своих центрах;

- организацией конференций, семинаров, курсов, выставок, культурных и спортивных мероприятий, конкурсов и соревнований, присуждением премий, оценкой спортивных, научных и культурных достижений.

Членами ФИДЖИП являются туристские ассоциации и фирмы (ЕВРОТУМ, Ваканс Бюиссоньер Интернационал, Чайна-Кен и другие), на которые возлагается бронирование гостиниц, организация питания и транспорта в Шенгенской зоне. Поэтому ФИДЖИП является организацией для разнообразных видов полезного культурного, образовательного, спортивного, научного и делового туризма [12].

Коренным отличием развиваемых нами видов ассоциативного туризма от обычных видов туризма является :

- необходимость серьезной подготовки будущих участников к нашим мероприятиям, изучения рассылаемых им материалов или активное участие в региональных мероприятиях международного движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ;

- возможность для талантливых в разных областях (науке, культуре, бизнесу и др.) людей приобщения к динамично развивающемуся престижному международному движению и длительного сотрудничества с этим движением;

- возможность разработки своих самоокупаемых международных проектов и поиска партнеров для их дальнейшей разработки и реализации, используя возможности организаций ФИДЖИП и КОНКОРД.

ГРИГОРИЙ ТОМСКИЙ

Придается большое значение работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, с педагогами и родителями. Развивается международная система ассоциированных школ и учебных заведений ФИДЖИП-ЕВРОТАЛАНТ, система валидации квалификации, навыков и умений ФИДЖИП-КОНКОРД, полезная для широкого круга активных и творческих людей. Заметим, что во Франции, где находится штаб-квартира ФИДЖИП, системы валидации неформального и спонтанного обучения начали развиваться с 1934 года.

Таким образом, ФИДЖИП является международной организацией для всех с необычным и широким кругом взаимно и удачно дополняющих друг друга видов деятельности.

Сертификаты и дипломы ФИДЖИП

Для профессионализации деятельности ФИДЖИП необходимо развивать:

- Плотную сеть инструкторов ЖИПТО;

- Сеть досуговых и творческих кружков, клубов и центров ЖИПТО;

- Сеть профессиональных организаторов мероприятий ЖИПТО: турниров, выставок, конкурсов, фестивалей;

- Сеть организаторов и руководителей групп участников международных мероприятий ЖИПТО;

- Сеть распространителей наборов и другой продукции ЖИПТО;

- Сеть региональных ассоциаций и федераций ЖИПТО;

- Сеть сайтов и блогов ЖИПТО.

Для этой цели создается новая гибкая система дипломов ФИДЖИП, взамен действующей более традиционной системы.

Базовым является Диплом инструктора ЖИПТО, который выдается во время Международных школ творчества, стажировок и других мероприятий ФИДЖИП после проверки знания:

- Официальных правил ЖИПТО;

- Использования ЖИПТО в образовании в соответствии с Генеральной лицензией автора;

- Возможностей использования ЖИПТО как стимулятора творчества в течении всей жизни.

Проверяется умение подобрать для любого человека подходящую ему версию среди множества версий ЖИПТО и объяснить возможную для него пользу от приобщения к ЖИПТО. Игра СОНОР (базовая версия ЖИПТО), доступная почти для всех детей с 5-6 лет, представляет наибольший интерес. Она позволяет рано приобщиться к миру настольных интеллектуальных игр, является приятной формой семейного досуга, развивающей умственные способности детей и воспитывающей в них чувство достоинства и уверенности. Важнейшим достоинством ЖИПТО является развитие с ее помощью мелкой моторики детей.

Любителей сложных интеллектуальных игр (например, шахмат) обычно интересуют версии ЖИПТО с рокировками, в которых еще неизвестны хорошие методы игры ввиду их чрезвычайной сложности при относительной простоте правил.

Для любителей развлекательных игр подойдут версии ЖИПТО с бросанием жребия и игры с символическими значениями, к которым относятся веселые «игры-гадания» Жиптоманси.

Польза от приобщения к ЖИПТО для любой семьи состоит в возможности ее использования в качестве стимулятора творчества, украшения интерьера квартиры и оригинального подарка.

Все необходимые для получения диплома инструктора ЖИПТО сведения содержатся в книге ЖИПТО: Учебник инструктора (доступной в формате Amazon Kindle), а умения развиваются в общении с окружающими и во время мероприятий ЖИПТО. Нет возрастных ограничений для получения этого диплома, ибо дети могут успешнее приобщить к ЖИПТО других детей, особенно тех, кто младше их, а также любящих их родственников и других близких людей.

Инструктора ЖИПТО (Moniteurs du JIPTO) могут получить другие персонализированные дипломы по их желанию, в зависимости от своих целей, образования, навыков и умений, например:

- Диплом руководителя кружка по Искусству ЖИПТО;

- Диплом методиста по использованию ЖИПТО в образовании (дошкольном, начальном, дополнительном, математическом и др.);

- Диплом организатора мероприятий ЖИПТО (турниров со взносом участников и призовым фондом, выставок ЖИПТО, конкурсов Мисс ЖИПТО, фестивалей ЖИПТО и др.).

Любой желающий с интересными для ФИДЖИП навыками и умениями может изучить книги [1, 2] и выборку из книг [3-12] по своему желанию, представить и защитить проект использования ЖИПТО в своей деятельности и получить соответствующий международный диплом ФИДЖИП, а в некоторых случаях диплом Международной академии КОНКОРД.

Например, нас интересуют руководители кружков и другие педагоги по шахматам и шашкам, которые могут обогатить содержание предлагаемых ими программ возможностями, предоставляемыми ЖИПТО.

Специалист по арт-терапии может заинтересоваться Искусством ЖИПТО ввиду возможности создания интересных и содержательных композиций ЖИПТО с минимальными художественными способностями. После проверки своих навыков и умений, сдачи норм инструктора ЖИПТО и защиты своего проекта, он получит Диплом по арт-терапии ЖИПТО.

Существуют многие другие нестандартные возможности получения наших международных дипломов.

Так, дипломы ФИДЖИП интересны для организаторов международного образовательного и культурного туризма, для владельцев галерей, магазинов подарков, центров отдыха и творчества, организаторов досуга и многих других.

Таким образом, ФИДЖИП развивает свою международную систему валидации квалификации, навыков и умений, полезную для широкого круга активных и творческих людей.

Во Франции, стране местонахождения штаб-квартиры международной федерации ФИДЖИП, системы валидации (оценки) неформального и спонтанного обучения начали развиваться с 1934 года [13].

Перейдем к обзору приоритетных направлений популяризации и распространения ЖИПТО. В шахматной литературе наблюдается слишком сильное преувеличение значение этой игры [14]. Автор ЖИПТО не намерен никого вводит в заблуждение в отношении реального пользы от своего изобретения.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ

Russian Edition

О раннем приобщение к интеллектуальным играм

Мы согласны с любителями шахмат о пользе раннего приобщения к интеллектуальным играм. Эта аргументация подробно развита в предисловии к книге И.Г.Сухина [15] :

« Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств...

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами - без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.»

С этих общих замечаний автор переходит к разъяснению роли шахмат в подготовке детей к школе:

« И здесь, словно волшебная палочка, на помощь могут прийти шахматы, как бы специально созданные для подготовки детей к школе. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества. »

Заметим, что ЖИПТО было специально создано для использования в образовательных целях, а шахматы модифицировались в течении веков стихийно в основном с целью придания большей увлекательности игре.

Увлекательность ЖИПТО достигается за счет наличия тысяч версий на одной доске на любой вкус и возможности их неограниченной модификации.

« Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л.Выготский

указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой. »

От этих аргументов, справедливых также для шашек и ЖИПТО, Сухин переходит к следующему смелому предложению:

« Возраст этот - 3 года. Трехлетний ребенок - уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх. Он играет, рисует, лепит, занимается конструированием. »

Он обращает внимание на фактор (который мы тоже заметили при внедрении «Сонор», ьазовой версии ЖИПТО, в детских садах) играет важную роль для пробуждения интереса малышей к интеллектуальным играм:

« Не случайно именно в 3 года заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит второй кризис развития, кризис трех лет, когда любимым выражением ребенка становится "я сам". Ребенок впервые осознает себя личностью, отделяет себя от взрослого. Отныне он хочет стать "как взрослый", но не может им быть. »

Однако массовое приобщение детей к интеллектуальному спорту с трех лет невозможно, что Сухин признает в следующих терминах:

« К 3 годам малыш может быть внимательным ко всем основным областям окружающей его действительности. Предметы и действия с ними также могут довольно подолгу удерживать внимание трехлетних детей. Дети могут уже по 15-20 минут играть с одной и той же игрушкой. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, и слово может направить его внимание. Но управлять вниманием 3-летнего ребенка лучше всего в игровой форме. К трем годам внимание малыша довольно развито, но все-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10-15 минут. »

Он приводит аргументы глобального характера:

« В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения

интеллектуального уровня детей. При этом зачастую шахматам уделяется незаслуженно мало внимания.

Обучение игре в шахматы с самого раннего дошкольного возраста важно с гораздо больших точек зрения, чем принято думать. Оно поможет повысить интеллектуальный уровень детей как развитых стран, так и, в не меньшей степени, слаборазвитых стран и народов, поможет не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах. »

Мы можем согласиться с этими аргументами, заменив слово «шахматы» на «интеллектуальные игры». На практике для приобщения малышей к шахматам приходится тратить большие усилия и много времени:

« Разрабатывая методику обучения дошкольников основам древней игры, надо ясно представлять себе, что, для того, чтобы подготовить их к творчеству на уровне современного развития знаний, нужно в само усвоение знаний ввести элементы творчества детей. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании "дошкольных" видов деятельности. Именно действие -способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка...

Однако следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 2-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах.

Мы предлагаем один из вариантов такой методики. В данной работе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников азам древней игры, позволяющий приобщить к ней детей 2,5-5,5 лет. Цель книги - не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к школе.

К примеру, если обучение детей старшего дошкольного возраста мы начинали с объяснения таких терминов, как горизонталь, вертикаль, диагональ, и лишь затем "проходили" фигуры, то для 3-летних это довольно сложно, и мы согласны с мнением детского писателя Э. Успенского, прекрасного знатока детских душ, что здесь уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные "дорожки" показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур.

При чтении дидактической сказки советуем проводить ее инсценировку. У многих детей есть куклы-игрушки: Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин, Карандаш, Гурвинек - или хотя бы некоторые из них. Привлекайте их при чтении-разыгрывании сказки, и вы увидите, насколько повысится интерес к шахматным занятиям у малышей. »

Приведем для сравнения свидетельство газеты Courrier de l'Eure (19.11.1997) о легкости приобщения к игре «Сонор»:

« Бытует мнение, что воспитанники детских садов слишком юны, чтобы понимать интеллектуальные игры, требующие использование стратегий, но они легко входят в этот мир даже не замечая этого, когда им предлагают играть в волка и овец. »

Часто думают, что интеллектуальная игра тем богаче в стратегическом плане, чем сложнее ее правила. Однако СОНОР (самая простая базовая версия ЖИПТО) обладает неожиданным стратегическим богатством. Это вытекает из того простого факта, что фигуры в ЖИПТО могут перемещаться в любом направлении. В шашках, например, они могут идти вперед только по двум направлениям. К тому же, народная мудрость давно отметила трудность одновременного преследования двух целей («за двумя зайцами не гонись»), а в стандартных вариантах ЖИПТО надо преследовать пять убегающих!

Из разработанной И.Г.Сухиным трехгодичной программы факультативных курсов по шахматам для начальной школы (132 часа) видно, что сложность и условность правил шахмат поглощает много сил и энергии педагогов и учеников.

Практически все внимание сосредоточено на приобщении к шахматам, как к виду интеллектуального спорта.

Для сравнения, Комплексная программа «Сонор» для детей от пяти до семи лет по формированию творческого мышления [16], разработанная Якутской Федерацией ЖИПТО по заданию Министерства образования Республики Саха (Якутия), предназначена не только для индивидуального развития ребенка, но и для развитии творческих способностей воспитателей-преподавателей.

Приобщение к ЖИПТО развивает двигательные навыки (моторику) ребенка,

что очень важно для дальнейшей жизнью ребёнка - координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить многие неотъемлемые для учебы и жизни действия. Доказано также существование тесной связи между развитием мелкой моторики и развитием внимания, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. В США родители стали дорого платить коучам, которых просят « заняться с детьми развитием мелкой моторики и научить их концентрироваться на задаче, которую они выполняют » [17].

Раннего приобщения детей к ЖИПТО позволяет создать во многих случаях устойчивый интерес к ЖИПТО, что может стимулировать творческие способности в течении всей жизни. Базовая версия доступна всем детям с 6 лет. Если ребенок начинает играть в ЖИПТО с 5 или даже с 4 лет, то по исследованиям психологов он обладает повышенным интеллектуальным коэффициентом, то есть ЖИПТО может использоваться для раннего выявления одаренных детей. Спонтанное использования начинающим играть ребенком маневров обхода и отступления в необходимых случаях может говорит о логическом складе ума ..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОНОР (базовая версия ЖИПТО) является настоящей интеллектуальной игрой, по которой с полным правом могут быть организованы Чемпионаты мира среди дошкольников. При этом, маленькие призеры городских и районных турниров легко обыгрывают большинство взрослых. Однако опыт шахмат предостерегает от вырождения интеллектуального спорта от средства развития в непродуктивную страсть, отвлекающую от учебы, творчества и полезной деятельности.

Тестирование математических способностей

Сторонники внедрения шахмат в образовании говорят много о связи между шахматами и математикой, что вызвано их недостаточной информированностью. Так в диссертации Мишель Нуар [18] подчеркивается, что «В области математики польза шахмат была выявлена наиболее полным образом», но кроме стандартных аргументов об интересе: «для арифметики: идея сравнительного значения фигур и количества контролируемых клеток шахматной доски; для алгебры: шахматная нотация и ортогональные координаты» и пользы шахмат для развития комбинаторного и стратегического мышления, не приводится других действительно убедительных аргументов.

Действительно, утверждения о связи шахмат или других известных комбинаторных классических игр с математикой не соответствуют действительности. Заметим, что компьютерные программы играют сильнее человека в шашках, шахматах и даже в более сложной игре Го, чего они не могут добиться в обозримом будущем даже для базовой версии ЖИПТО (игры СОНОР) ввиду бесконечности множеств позиций и ходов в любой позиции.

Развитая мною и моими учениками теория ЖИПТО дает неисчерпаемое количество нерешенных математических задач преследования, формулируемых на языке элементарной математики. Этой теме посвящены книга, общедоступная теперь в электронном формате на сайтах Amazon:

ГРИГОРИЙ ТОМСКИЙ

МАТЕМАТИКА ЖИПТО и темы для исследований

Russian Edition

В этой книге показано богатство и неисчерпаемость теории ЖИПТО, дающей темы для исследований поколений любителей математики, начиная с подросткового возраста до профессионалов высокого уровня. Изложение сопровождается рассуждениями об уровнях математической культуры, использовании описываемого математического материала для изучения методов математического моделирования, преодоления «формулобоязни», свойственной многим.

Заметим, что математика как образовательный предмет часто рассматривается как общекультурная, а не только естественнонаучная дисциплина. Она учит лаконизму, умению выделить главное, логической полноценности аргументации, развитию умственных способностей и даже во многих случаях развивает моральные качества, например, любовь к истине и неприятие поверхностных и скороспелых рассуждений, уверенность в себе.

Строгое логическое мышление, развитию которого способствуют занятия математикой, дает основу для любого вида творчества. Способность к длительной концентрации на одном занятии и к самостоятельному логическому мышлению встречается редко в эпоху распространения обрывистого и фрагментарного «клипового мышления». Но такая способность крайне полезна для освоения сложных видов современного знания, для достижения профессионального и творческого успеха.

Поэтому Математика ЖИПТО представляет интерес для:

- Дальновидных родителей, озабоченных созданием прочного фундамента для образования и жизненного успеха своих детей, независимо от своего социального положения и места проживания.

- Творческих учителей математики, желающих безошибочно тестировать способности своих учеников на реальных математических проблемах, требующих настоящей упорной исследовательской работы, а не на олимпиадных задачах на сообразительность, решаемых часто в течении одного часа.

- Учащихся, желающих самостоятельно протестировать свою способность рано приобщиться к настоящим математическим исследованиям, чтобы натренировать свой мозг и характер для успешной деятельности в серьезных областях современной науки, а в области математики получить реальный шанс на досрочную защиту диссертации.

Для характеристики одаренности в области математики мы будем применять критерии Элен Виннер из Гарвардского университета, которые соответствуют нашим наблюдениям и опыту [19]:

1. Одаренные в области математики дети осваивают математику легче и быстрее

других.

2. Они самостоятельны: им нужна только минимальная помощь взрослых, чтобы преуспеть в области школьной математики. В значительной мере они сами являются своими учителями и, как правило, читают много научно-популярной, занимательной и другой литературы по математике. Часто эти дети делают попытки самостоятельного исследования и даже интересуются формулировками нерешенных проблем. Открытия, которые они делают в своей области, их возбуждают и стимулируют, поэтому после каждого освоенного этапа они сами переходят к следующему этапу.

3. Эти дети имеют непреодолимый интерес к математике, огромную способность к концентрации и яростное желание достичь совершенства.

Поэтому одаренный школьник должен быть способен самостоятельно прочитать и понять книгу Математика ЖИПТО. Целью является не изучение книги от корки до корки, а знакомство с нерешенными математическими проблемами теории преследования.

Те из учащихся, кто начнут с удовольствием и упорством исследовать одну из сформулированных в книге проблем с желанием решить ее, то есть доказать новую теорему, удовлетворяют трем критериям математической одаренности.

Чтобы заниматься математикой достаточно иметь способности и стимулы, карандаш и бумагу. Преимущество математики заключается в том, что доказательство любой новой теоремы математической теории ЖИПТО будет признано научным достижением всеми специалистами и будет опубликовано в одном из математических журналов, независимо от возраста и уровня образования автора. Такая публикация будет радовать, возбуждать и стимулировать одаренного в области математики учащегося, поэтому с еще большим интересом будет продолжать свои исследования.

Многие дети, например, из отдаленных деревень, могут не подозревать о своей математической одаренности, как это было в моем случае, когда в 13 лет я получил от отца в подарок книгу Б.А.Кордемского Математическая смекалка [20]. Этот личный жизненный опыт привел к изобретению ЖИПТО, представляющего собой игровой стимулятор многих видов творчества.

В математике ЖИПТО широко используются методы классической элементарной геометрии. Классическая геометрия родилась в Древней Греции почти одновременно с философией и всегда признавалась как элемент общей культуры любого грамотного человека. Всем известно предание, что при входе в свою академию Платон сделал надпись: «Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии». Мы также относимся скептически к тем, кто не имеет никакой математической культуры.

Новое расширение классической геометрии. В книге Элементарная геометрия преследования [8] рассматриваются ЖИПТО и другие динамические игры, в которых траектории преследователей и убегающих являются ломаными линиями или цепочками касающихся между собой кругов. Стратегии преследования и убегания определяются в геометрических терминах.

Например, стратегии преследователя описывают правила построения с помощью линейки и циркуля траекторий в зависимости от реализации траекторий убегающего (или убегающих, если их много, а также других преследователей, если они существуют). Поэтому в геометрии ЛРТО и других подобных игр преследования рассматриваются траектории, которые являются объектами классической геометрии: ломаные, цепочки касающихся кругов и т. д. Но к преобразованиям и другим отношениям, изучаемым в классической геометрии, добавляется бесконечное число преобразований и отношений, порожденных различными стратегиями. В играх на быстродействие сравниваются длины траекторий преследователя до момента поимки, в играх с линией жизни проверяется, достигают ли эту линию все траектории убегающего, соответствующие изучаемой стратегии. Версии ЛРТО имеют более сложные критерии и иногда являются многокритериальными.

ГРИГОРИЙ томский

Большая польза от знакомства с геометрией преследования даже для школьников со средними способностями состоит в приобщении к методу математического моделирования и знакомстве с базовыми понятиями теории игр. Поэтому возможно изучение Математики ЖИПТО и Элементарной геометрии преследования во время семинарских занятий с реферативными докладами наиболее способных школьников. Семинары или кружки могут быть организованы и в учреждениях дополнительного образования или во время летних лагерей и школ творчества.

Основной целью популяризации Математики ЖИПТО и Геометрии преследования является не обучение, а тестирование математической одаренности учащихся ими самими, их педагогами и родителями. Великий математик и физик-теоретик Анри Пуанкаре считал, что «математиками рождаются, а не становятся» (H. Poincaré, La valeur de la science, 1905).

Жан Дьедонне из группы Бурбаки думал, что математические таланты встречаются очень редко и их делил на три категории:

I. «В «развитых» странах преподавание математики обеспечивается многочисленным персоналом, получившем в своем большинстве ученую степень, защитив диссертацию, но эти люди в своем большинстве неспособны к настоящим исследования из-за недостатка творческого воображения.

Действительно, в большинстве случаев их работы тривиальны и ограничиваются изложением нескольких следствий из хорошо известных принципов ... Однако, они несомненно играют важную роль в обучении будущей научной элиты страны, это они могут на младших курсах университета обнаружить очень способных студентов, которые станут математиками следующего поколения; они бывают в курсе научных новостей и могут обогащать ими свои занятия ... » (J. Dieudonné, Pour l'honneur de l'esprit humain : les mathématiques aujourd'hui, Hachette, 1987, p. 23-24).)

На стр. 19 было объяснено, что исследования по Математике ЖИПТО, начатые в школе, могут быть продолжены в диссертационных работах. То есть учащийся доказавший в 14-15 лет свою первую теорему, может защитить диссертацию значительно раньше других математиков.

II. «На более высоком уровне находятся математики, способные к оригинальным исследованиям ... В «развитых» странах на 10 миллионов жителей рождается примерно по одному такому математику в год . Только они могут серьезно руководить диссертационными исследованиями и начинающими молодыми математиками.» (J. Dieudonné, Pour l'honneur de l'esprit humain : les mathématiques aujourd'hui, Hachette, 1987, p. 24).)

Могу отнести себя к этой категории математиков, хотя бы потому, что руководил диссертациями учеников, имеющих теперь собственных аспирантов.

III. «Есть наконец большие новаторы, чьи идеи оказывают влияние на всю науку своего времени и даже век спустя . Можно насчитать полдюжины таких гениев в XVIII веке, около тридцати в XIX веке, теперь таких появляется по одному или два в год по всему миру.» (J.Dieudonné, Pour l'honneur de l'esprit humain : les mathématiques aujourd'hui, Hachette, 1987, p. 24).)

Во Франции такими гениальными математиками были Паскаль, Ферма, Даламбер, Декарт, Лаплас, Лагранж, Коши, Фурье. Галуа, Лебег, Пуанкаре, Пуассон и другие. В России были Лобачевский, Ляпунов, Остроградский, Лузин, Марков, Чебышев, Стеклов, Колмогоров, Понтрягин и другие.

Приведем условия нашего математического конкурса:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ

Международная академия КОНКОРД, Международная федерация ФИДЖИП, Европейская ассоциация по работе с одаренными детьми ЕВРОТАЛАНТ объявляют

Международный конкурс по Элементарной геометрии преследования

Элементарная геометрия преследования представляет собой новое перспективное расширениеклассической геометрии.

В ней рассматриваются проблемы преследования, в которыхтраектории «преследователей»

и «убегающих» являются ломаными линиями или цепочками касающихся между собой кругов, а способы преследования и убегания описываются в геометрических терминах.

Конкурс ставит своей целью

повышение математической культуры общества путем приобщение к научной работе по математике способных учащихся, их учителей и других любителей математики.

Для участия в Конкурсе принимаются следующие работы, написанные на русском, французском или английском языках:

Рефераты по книгам :

Tomski G. Géométrie élémentaire de la poursuite. Editions du JIPTO, 2005. (Авторизованный и адаптированный для цифрового формата

перевод на Amazon Kindle, 2016), Томский Г.В. Математика ЖИПТО (Amazon Kindle, 2016) и другим источникам по геометрии преследования

Творчески или методически переработанные материалы из этих источников,

пригодные для использования к математических кружках, элективных и факультативных курсах

Статьи с доказательствами новых теорем по математике преследования

с использованием элементарной геометрии и других разделов школьной математики.

Работы необходимо присылать электронной почтой в формате PDF на электронный адрес: g.tomski@gmail.com с указанием: фамилии, имени, отчества автора, даты рождения, электронного адреса, учебного заведения или рода занятий. Присланные на конкурс работы не рецензируются.

Научными руководителями конкурса являются:

профессор Григорий В. Томский (Международная академия КОНКОРД), профессор Леон А. Петросян (Санкт-Петербургский университет). К оценке конкурсных работ будут привлекаться математики Международной академии КОНКОРД.

Работы обсуждаются и итоги конкурса проводятся во время Международных конференций, семинаров и школ ФиДжИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ. Лучшие работы публикуются в международных журналах, издаваемых во Франции:

Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP (ISSN 2101-5317), Projet JIPTO (ISSN 2268-8714),

FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE (ISSN 2269-1545), CONCORDE (ISSN 2417-2375), Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE (ISSN 2469-241Х).

Авторы этих работ награждаются дипломами Международного конкурса

Работы самых талантливых участников данного Международного конкурса будут опубликованы в научных математических журналах и сборниках.

Заметим, что большинство конкурсов «научных работ школьников» являются настоящей профанацией науки. Школьники способны что-то сделать по общественным и экспериментальным наукам, но нельзя не согласиться со следующей оценкой:

«То, что в настоящее время выдается за метод проектов, и демонстрируется на конкурсах «Первые шаги в науку» является профанацией настоящего метода проектов. Дети, не владеющие методами проектирования, разучивают и делают на конференциях доклады, зачастую подготовленные родителями и педагогами, без всякой помощи со стороны детей.

Ничего, кроме вреда, такая деятельность принести не может.

Если ребенок делает доклад, а выдает это за проект, необходимым элементом которого является мировая новизна, то это плагиат. То есть бездарно используя красивый и правильный метод проектов, мы учим ребенка воровать чужую интеллектуальную собственность.

Я не против конкурсов «Первые шаги в науку». Я двумя руками за них. Но только не надо выдавать эту деятельность за метод проектов. Надо называть вещи своими именами..» (http://shrh567.narod.ru/proektovlinks.html).

Высокий уровень Математического конкурса ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ достигается требованием презентации и защиты отобранных работ перед комиссией экспертов ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ во время Летней школы творчества и некоторых других мероприятий ФИДЖИП-КОНКОРД во Франции.

Поэтому Математический конкурс ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ является конкурсом более высокого уровня, чем любая математическая олимпиада.

Увеличение числа сомнительных конкурсов и олимпиад в России привело к созданию Российского совета олимпиад школьников, производящего мониторинг этих олимпиад. О хороших математических олимпиадах академик П.С.Александров говорил: « Эти состязания должны заставить лучших из ребят почувствовать себя будущими учеными. Они должны укрепить их веру в себя, зажечь их научным энтузиазмом и в то же время заставить себя почувствовать, что лишь длинный путь упорной работы приведет их к цели.» (http://www.mgimo.ru/files2/y12_2010/172623/2010-12-21_sadovnichiy-prez.pdf).

Но научным энтузиазмом можно зажечься только во время настоящей исследовательской работы, а не во время решения задач повышенной трудности. Руководителями и организаторами олимпиад и конкурсов должны быть только крупные ученые международного класса и энтузиасты науки. Полезно познакомиться с советами « Как распознать мошенников, предлагающих липовые дистанционные олимпиады и конкурсы?» (http://nnm.me/blogs/rus001/stop-distancionnym-moshennikam ).

Лучше всего самим организаторам рассказать о себе, научной и творческой биографии, истории и целях своих организаций, объяснить подробно, для чего организуются предлагаемые ими конкурсы.

Отношения со школами для одаренных детей. Проанализируем деятельность престижного СУНЦ (Специализированного научно-учебного центра) имени академика А.Н.Колмогорова при МГУ, называвшегося раньше Физико-математической школой-интернатом при МГУ имени М.В.Ломоносова. СУНЦ позиционирует себя как Школу математического творчества [21] и кузницу будущих корифеев науки [22]. Школа была открыта 2 декабря 1963 года и «задумана она была прежде всего, как школа научного творчества для молодежи (какой является и сейчас), куда на конкурсной основе принимаются школьники из Центральной России» ([21], с. 4).

Основатель школы А.Н.Колмогоров подчеркивал:

«Существенно, что здесь в интернате, школьники приходят в соприкосновение с творческой мыслью. Это наш запрос, но по всем предметам! Метод работы — имитация научного исследования, шаг за шагом находить, вычислять нечто..., а не давать готовенькое... » ([21], с. 5).

Преподаватели школы призывают «очень осторожно относиться к успехам на олимпиадах». Вавилов В.В. считает, что : «Сейчас количество самых разнообразных олимпиад, организуемых в Москве, и вообще в стране, на мой взгляд, превысило разумные границы и зачастую уводит учащихся в сторону от полноценного обучения математике» ([21], с. 37).

Для подготовки к научной деятельности школа уделяет значительное внимание участию в конференциях:

«Как показывает опыт, на таких конференциях, в основном, представляются реферативные работы, работы, содержащие решение задач(и) понятной по формулировке и по методам исследований всем участникам, и работы с претензией на содержательную научную новизну. Последние крайне редки и, конечно, требуют особого внимания. Мы профанацией научной деятельности не занимаемся (например, не пишем докладов за учеников) и стараемся пресекать всякие поползновения своих воспитанников (будущих исследователей) в сторону чванства и снобизма.» ([21], с. 34)

Подчеркивается роль исследовательской деятельности педагога:

«У ученика интерес к изучению предмета, к проведению исследований может возникнуть лишь тогда, когда он видит конкретные примеры, доставляемые ему учителем. И эти примеры должны отражать настоящие «муки» личного творчества учителя ...» ([22], с. 62)

В книге [9] изложена идея об учреждении звания Педагог-организатор для экспертов по Элементарной геометрии преследования, созвучная с этими идеями создателей математических школ творчества:

ГРИГОРИИ томскии

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТАЛАНТЫ

Система безошибочного определения {Russian Edition)

Лучшие из этих математических школ создавались при ведущих университетах, ибо считается, что настоящие нерешенные проблемы математики могут сформулировать только ведущие ученые. Для этого в таких школах практикуется система опережающего обучения с изучением высшей математики и других элементов университетской программы, что является также хорошей тренировкой для мозга.

Выявление существования целой области математических исследований, доступной для школьников, в эпоху большой профессионализации исследовательской деятельности в области математики является достаточно неожиданным. Но мы показали, что Элементарная геометрия преследования дает бесконечное количество нерешенных проблем и тем для диссертационных исследований. Причем ее развитие может проводиться силами Педагогов-исследователей и их учеников, живущих в любом месте страны.

Школы для одаренных детей не должны быть центрами тренингов к математическим и другим олимпиадам, превращаться в центры профанации научного творчества.

Поэтому новое расширение классической школьной геометрии, дающее простор для исследований для юных математических талантов, должно привлечь внимание всех школ для одаренных детей.

Действительно, приобщение к математике ЖИПТО и элементарной

геометрии преследования дает возможность перейти от использования косвенных критериев математической одаренности (например, удачное участие в математической олимпиаде) к тестированию способных учеников на настоящих нерешенных математических проблемах и их раннего приобщения (примерно с 15 лет) к серьезной исследовательской деятельности. На этом основана наша Системы безошибочного определения математических талантов, способное превратить среднее или даже небольшое государство в математическую державу и послужить основой Системы поиска исключительных талантов для стран, серьезно думающих о своем будущем.

Страна называется математической державой в случае, если в этой стране живет достаточное количество математиков мирового и международного уровня. При этом некоторые из них образуют признанные в мире научные математические школы. Одной из классических математических держав является Франции, где работают 4000 профессиональных математиков, занимающихся научными исследованиями (со статусом chercheur и enseignant-chercheur), которые по данным 2012 года дали 8,5 % из наиболее процитированных в течении двух лет мире публикаций, занимая по этому показателю третье место в мире после США и Китая ([23], c. 10-11).

Например, Казахстан имеет примерно в 4 раза меньше населения, чем Франция, поэтому эта страна несомненно могла бы считаться хорошей математической державой при наличии 1000 математиков высокого профессионального уровня.

Опишем оптимальный вариант реализации Системы безошибочного определения математических талантов.

Для современного школьника существует много отвлекающих факторов. Самым действенным стимулирующим фактором будет информация о том, что учитель математики является методистом или экспертом по Элементарной геометрии преследования и ведет исследовательскую работу по новому интересному расширению школьной геометрии. Поэтому в виде исключения целесообразно присуждать таким учителям математики звание Педагога-исследователя с повышением зарплаты или сокращением учебной нагрузки. Должен быть осуществлен важнейший принцип: Образованием одаренных детей должны заниматься одаренные люди [24].

Педагог-исследователь по математике должен:

- Популяризировать среди учеников мои книги Математика ЖИПТО и Элементарная геометрия преследования, доступные для всех на сайтах Amazon, и распространять свои дополнительные учебно-методические материалы.

- Организовать семинар, чтобы прослушивать реферативные доклады учащихся по математике ЖИПТО и геометрии преследования для получения представления об их способностях в соответствии с критериями одаренности по математике 1-3, приобщения их к методу математического моделирования и используемым понятиям теории игр преследования.

- Выделить учеников, удовлетворяющих критериям одаренности по математике 1-3 и заинтересовавшихся нерешенными проблемами элементарной теории преследования.

- Заслушивать доклады этих учеников о ходе исследования заинтересовавших их математических проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В случае доказательства теоремы проверить на семинаре с другими учениками правильность и полноту предлагаемого доказательства.

- После доведения учеником своего доказательства до убедительности для участников семинара, оформить ее в виде статьи и отправить на проверку другому Педагогу-исследователю.

- После проверки другими педагогами-исследователями и их учениками статьи отправить ее в оргкомитет Математического конкурса ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ.

- В случае получения статьи для отзыва от оргкомитета Математического конкурса ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ или другого Педагога-исследователя организовать ее обсуждение и проверку силами участников семинара и дать отзыв.

Поскольку целью Педагога-исследователя является выявление математических талантов, то он не должен писать совместные статьи со своими учениками и активно помогать им в поиске доказательств новых теорем. При обнаружении нарушения этого требования Педагог-исследователь должен лишиться своего звания.

Для авторов работ, отобранных оргкомитетом Математического конкурса ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ, должна быть создана возможность приезда на Летнюю школу творчества ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ для выступления перед экспертами оргкомитета и окончательной проверки доказательств и оценки своей работы для возможного опубликования в журналах Международной академии КОНКОРД и награждения дипломами этого престижного международного конкурса.

Такая поездка приравнивается к победе в национальном этапе конкурса и служит наградой за талант. Лауреаты Математического конкурса ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ должны получить льготы при поступлении на математические факультеты высших учебных заведений.

Совершенствование и развитие системы. Для Педагогов-исследователей должны быть созданы условия для проведения собственных математических исследований и защиты диссертаций по геометрии преследования и другим областям математики, а также по прикладным наукам, использующим методы математического моделирования. После защиты диссертации должна быть надбавка к зарплате за ученую степень.

Степень поощрения должна быть достаточна для того, чтобы Педагог-исследователь остался работать в системе среднего образования в любой точке страны, что позволит выращивать математические таланты, не отрывая их от своих семей. Разумеется, Педагоги-исследователи с учеными степенями имеют право участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей в высших учебных заведениях и научных учреждениях.

Через некоторое время основное ядро корпуса Педагогов-исследователей должно состоять из математиков или прикладных математиков с учеными степенями. Доля Педагогов-исследователей с другими учеными степенями, в том числе педагогическими, должна быть минимизирована.

Ни в коем случае не должны быть введены звания Педагогов-исследователей по другим наукам, ибо математикой можно заниматься при любых условиях, а по всем остальным естественным наукам требуется научное оборудование. По социальным наукам не существует никаких объективных критериев значимости полученных результатов, что не позволяет их рекомендовать для приобщения школьников к настоящей научной деятельности.

Развитие творческих способностей

Основная польза от приобщения к ЖИПТО для всех состоит в возможности ее использования в качестве стимулятора творчества, украшения интерьера квартиры и оригинального подарка. Эти возможности подробно объяснены в книгах [3-6]

Важнейшим свойством композиций ЖИПТО является возможность выделения главного сюжета или персонажей. С помощью двух или трех изображений выразить мечты и цели, а также способы их достижения.

Это позволяет создавать интересные художественные композиции экономными средствами, а для создания декоративных композиций можно использовать традиционные символы и узоры всех народов и стран.

Приобщение к Искусству ЖИПТО позволяет каждому вдумчивому фотолюбителю превратиться в фотохудожника в полном смысле этого слова и трансформировать накопленные цифровые фотографии и другие изображений в произведения искусства. К тому же произведения Искусства ЖИПТО обладают утилитарной ценностью игры, подарка и украшения интерьера.

ГРИГОРИЙ

томский

ИСКУССТВО ЖИПТО

Russian Edition

В России (Якутии), Франции и Казахстане созданы тысячи композиций ЖИПТО в педагогических и других некоммерческих целях, в основном, для украшения интерьера и в качестве подарков. Для урегулирования этого процесса мною утверждена:

Генеральная лицензия на использование ЖИПТО в некоммерческих целях

Профессор Григорий В.Томский, автор ЖИПТО, разрешает всем любителям творческого досуга создание декоративных и художественных наборов для педагогических целей. Каждый может скопировать или скачать из интернета один из авторских эскизов или шаблонов ЖИПТО и создавать декоративные и художественные композиции ЖИПТО для себя или в других некоммерческих целях, оставляя видимым знак защиты авторского права и интеллектуальной собственности :

(с) .IIPГО®

или указаны имена авторов композиции, например, следующим образом:

© JIPTO, Grigori TOMSKI, 1988 — год создания композиции Ф.И.О. или подпись жиптографа (или автора коллажа, фотографа)

Знак защиты авторского права должен быть помещен на видном месте и читаем. Создание ЖИПТО без таких знаков является нарушением авторского права, что строго наказывается.

В терминах авторского права все такие композиции ЖИПТО являются «относительно оригинальными произведениями», создаваемыми на основе моих эскизов и инспирированными моими многочисленными композициями. Создание ЖИПТО потребовало от меня многих лет «этюдов» в буквальном смысле этого слова, которое можно перевести как «исследование» или «изучение», бесчисленных эстетических и художественных экспериментов с учетом желаемых игровых и педагогических качеств. Что касается жиптографов, то они создают композиции в течении нескольких дней или даже нескольких часов.

Таким образом, создание и производство композиций и наборов ЖИПТО для продажи является законным только при условии оплаты гонорара (роялти) автору ЖИПТО. Слова ЖИПТО, JIPTO (Jeux Intellectuels de Poursuite de Tomski) защищены авторским правом как оригинальные титры, а JIPTO является официально зарегистрированной торговой маркой. Поэтому даже использование слов ЖИПТО и JIPTO строго регламентированы.

Профессор Г.В. Томский разрешает свободное создание в некоммерческих целях композиций ЖИПТО, в том числе модифицированных, например, ЖИПТО-Мандала и других относительно оригинальных произведений.

В обмен на это разрешение автор ЖИПТО получает право свободного использования изображений созданных композиций для популяризации Искусства ЖИПТО и в своих публикациях.

При издании композиций ЖИПТО в составе игрового набора типографским или другим промышленным способом автор ЖИПТО Г.В.Томский и все соавторы по издаваемой композиции получают вознаграждения в соответствии с их участием и заключенным с издателем или производителем договором.

Условия данной лицензии могут быть изменены перед каждым учебным годом.

ГРИГОРИЙ ТОМСКИЙ

Защита интеллектуальной собственности на примере ЖИПТО

Russian Edition

Символ © показывает, что произведение защищено авторским правом, кружочек с буквой R говорит, что слово JIPTO является торговой маркой [25]. Создание ЖИПТО без знаков защиты авторского права является нарушением авторского права, что строго наказывается. Например, в Канаде за такое преступление полагается до пяти лет тюремного заключения и штраф до миллиона долларов.

Эта лицензия позволяет внедрить ЖИПТО без больших затрат в детских садах и школах любой страны, ибо детям и педагогам позволено самим создавать наборы игры в рамках художественного образования и трудового обучения.

Другие виды творчества. ЖИПТО является стимулятором литературного, театрального и многих других видов творчества.

Любителям интеллектуальных игр хорошо известны произведения Владимира Набокова «Защита Лужина» (1930), Германа Гесс «Игра в бисер» (1942), Стефана Цвейга «Игрок в шахматы» (1943), Ячунари Кавабата «Мастер или турнир игры Го» (1975). Любители ЖИПТО также сочиняют литературные произведения, связанные с этой игрой.

Книга ЖИПТО и литературное творчество для всех начинается с анализа использования ЖИПТО в двух романах известного французского писателя Марк Пеллерина. Первый из этих романов Не забудь страх, выпущенный престижным парижским издательством «Галлимард», получил первую премию 2002 года на международном конкурсе франкоязычных детективных романов «Sang d'Encre ». Во втором романе Иннокентий, выпущенном парижским издательством «Альбин Мишель» и также награжденной престижной литературной премией, ЖИПТО служит путеводной нитью повествования. Этот роман напоминающий приключения Тарзана и другие произведения о детях, подобранных дикими животными, наполнен сценами преследования. В романах Марка Пеллерина ЖИПТО мастерски используется для характеристики героев, передачи их чувств, мыслей и целей.

Далее рассказывается о том, что благодаря одной художественной композиции ЖИПТО автор данной книги, профессор математики, специалист по международному праву и экономике, эксперт высшей категории ЮНЕСКО, неожиданно для себя окунулся в литературное творчество — написал по просьбе французских кинематографистов исторический роман, потом два сценария художественных фильмов и пьесу для театра, стал членом Союза писателей Франции (SGDL).

Такой вид литературного творчества, вдохновленный художественными композициями ЖИПТО, часто служит источником вдохновения для одаренных учащихся. Но чаще наблюдается обратный процесс создания произведений Искусства ЖИПТО по мотивам литературный произведений.

Существуют также много песен и стихов о ЖИПТО, образующих настоящую Поэзию ЖИПТО.

Отметим творчество по созданию педагогических композиций ЖИПТО, используемых в качестве своеобразных «опорных схем» для изучения различных предметов, в том числе литературы и языков.

Представляют большой интерес книг крупного формата с обложками в виде композиций ЖИПТО, называемых ЖИПТО-книгами, ЖИПТО-комиксами и ЖИПТО-сказками, Создание таких книг является увлекательным и перспективным видом творчества, ибо результатом является красиво иллюстрированная подарочная книга, обладающая к тому же дополнительной полезностью игры.

Поэтому, будучи стимулятором самых различных видов творчества, ЖИПТО дает повод для организации множества полезных мероприятий.

Развитие сети ФИДЖИП

Основным мероприятием ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ в данное время является ежегодная Международная летняя школа творчества в курортном городе Сабль д'Олонь (Франция) на берегу Атлантического океана с разнообразной программой, включающей:

- Международную научно-практическую конференцию ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ для обмена опытом и повышения квалификации по всем направлениям творчества и науки с возможностью публикации лучших работ в журналах Международной академии КОНКОРД.

- Выставки Искусства ЖИПТО и творчества художников и других мастеров, участвующих в этом международном движении.

- Международный турнир по интеллектуальному триатлону (Шахматы, Шашки и Сонор — базовая версия Жипто) с участием всех желающих.

- Турниры по Биатлону ЖИПТО и другим спортивным видам ЖИПТО.

- Культурную программу (посещение города Ла Рошель и Замков Луары, экскурсия по Парижу).

Во время этих школ творчества и стажировок организуется проверка навыков и умений, выдача по итогам такой валидация квалификации международных сертификатов и дипломов, описанных в начале данной работы. Базовым является Диплом инструктора ЖИПТО, получаемый после освоения содержания книги ЖИПТО: Учебник инструктора и проверки умения подобрать для любого человека подходящую ему версию ЖИПТО и объяснить пользу от приобщения к ЖИПТО с учетом возрасти, личности и центров интереса этого человека.

Инструкторами ЖИПТО становятся прежде всего педагоги и лица желающие работать в системе дополнительного образования, руководить досуговыми и творческими кружками, создавать клубы и центры ЖИПТО, в том числе на самоокупаемой основе.

Мы рекомендуем инструкторам представить и защитить проект использования ЖИПТО в своей деятельности и получить дополнительный международный диплом

ФИДЖИП, например, Диплом методиста по использованию ЖИПТО в образовании (дошкольном, начальном, дополнительном, литературном и др.) или Диплом руководителя творческого кружка ЖИПТО с указанием основного профиля этого кружка.

Способные инструктора ЖИПТО (например, К.С. Садовникова из Якутии) способны приобщать детей к базовой версии, начиная с 3-4 лет, развивая с помощью ЖИПТО мелкую моторику, логическое мышление, способность концентрироваться на выполняемой задаче. Попутно происходит раннее выявления одаренных детей.

Интересна деятельность кружков руководимых одаренными людьми, способными выявить и поощрить творчество детей и взрослых (как И.А. Плотникова из Казахстана). Большой достижением таких кружков будет выявление участников с исключительными талантами и получения знаков признания этих талантов. Мы будем считать исключительными талантами только авторов самых значительных и неоспоримых самостоятельных творческих достижений, например:

- Создание популярных интернет-газет и информационных блогов типа JIPTO

Life и JIPTO Express для освещения мероприятий и событий международного движения

ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ.

- Создание ЖИПТО-книги (которая должна быть в соавторстве с автором

ЖИПТО) или другого изделия ЖИПТО, которая было бы выпущена большим тиражом

(в большом количестве) крупным издателем (производителем).

- Создание и совершенствование компьютерной программы JIPTO Art,

позволяющая создать композиции ЖИПТО (желательно в режиме онлайн) на стандартном шаблоне игрового поля ЖИПТО из пары фотографий за несколько минут.

- Создание популярной телевизионной игры или конкурса с использованием ЖИПТО, которая бы вызвала устойчивый интерес зрителей, и т.д.

Инструктора ЖИПТО проводят турниры среди своих учеников и совместно с другими инструкторами организуют дружеские турниры. В Якутии турниры проводятся на республиканском уровне силами Якутской федерации ЖИПТО, на региональном уровне турниры проводятся в некоторых областях Казахстана.

Кроме того, во Франции, Казахстане и Якутии организуются Фестивали ЖИПТО со следующими компонентами:

- выставки и конкурсы Искусства ЖИПТО;

- показ видеофильмов о движении ФИДЖИП-ЕВРОТАЛАНТ-КОНКОРД;

- презентации и турниры ЖИПТО;

- концертные композиции с использованием тем преследования и ЖИПТО;

- гран ЖИПТО и другие игры-спектакли на темы преследования;

- соревнования по спортивным ЖИПТО (интеллектуальный биатлон и др.);

- другие зрелищные и культурно-досуговые мероприятия, в том числе конкурсы Мисс и Мистер ЖИПТО.

Например, целью конкурсов Мисс ЖИПТО является:

- поощрение и развитие творчества участниц,

- предоставления условий для демонстрации своих талантов перед знатоками и публикой,

- популяризация ЖИПТО как эффективного стимулятора творчества.

Номинации:

1) Дизайн интерьера с использованием элементов Искусства ЖИПТО,

2) Создание подарочных композиций ЖИПТО,

3) Вопросы по нормам одного из сертификатов ФИДЖИП (инструктора ЖИПТО, по Искусству ЖИПТО и др.),

4) Демонстрация своих способностей по выбору,

5) Красота в широком понимании и грациозность.

Необходимым условием участия должно стать приобретение Набора Мисс ЖИПТО, содержащего:

- художественные, декоративные или фотографические композиции ЖИПТО по выбору или репродукции таких композиций для украшения интерьера (номинация 1)

- Необходимое количество наборов фишек и правил ЖИПТО

- DVD с электронными альбомами по Искусству ЖИПТО и видеоматериалами о конкур-сах, фестивалях и мероприятиях движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ.

Такая формула позволяет организовать подобные конкурсы во всех возрастных категориях: среди учащихся начальных классов, средних школ, вузов, среди родителей, бабушек и т.д. В аналогичном конкурсе Мистер ЖИПТО для мужчин и мальчиков в номинации 4 уделяется большее внимание спортивным достижениям, в частности, можно организовать соревнование по некомандным видам Биатлона ЖИПТО (сочетающим стрельбу с ЖИПТО).

Лауреаты международных выставок, конкурсов и фестивалей в случае их репрезентативности отмечаются наградами Международной академии КОНКОРД

(Медалью Марии Аньези, Медалью Гете, Медалью Пифагора, Орденом КОНКОРД). Также присуждаются дипломы ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ по номинациям.

Инструктора ЖИПТО имеют право привозить группы участников из членов своих кружков и других интересующихся на Международные школы творчества и другие мероприятия ФИДЖИП во Франции. Для поощрения организаторов групп ФИДЖИП разработал свою бонусную систему.

Началась подготовка к организации самоокупаемых Центров ФИДЖИП в туристических городах, в частности, в Турции и Санкт-Петербурге, которые должны послужить образцом для организации подобных центров по всему миру после решения всех возникающих организационных, юридических и других проблем. Это позволит значительно увеличить количество проводимых турниров, выставок, конкурсов, фестивалей и других мероприятий ФИДЖИП,

В таких центрах должны быть специалисты с Дипломом организатора мероприятий ФИДЖИП с указанием типов мероприятий, в том числе, с правом проведения курсов, стажировок и школ творчества с выдачей за своей подписью дипломов Инструктора ЖИПТО с с возможностью обмена на международный диплом ФИДЖИП. Организатору мероприятий ФИДЖИП с ученой степенью или с большим педагогическим стажем может быть предоставлено право подготовки Методистов по использованию ЖИПТО в образовании в области его педагогической компетенции.

Литература

1. Томский Г.В. ФИДЖИП: Международная федерация для всех. - Amazon Kindle, 2016. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

102 с.

2. Томский Г.В. ЖИПТО: Учебник инструктора. - Amazon Kindle, 2016. - 75 с.

3. Томский Г.В. ЖИПТО: Искусство ЖИПТО. - Amazon Kindle, 2016. - 90 с.

4. Томский Г.В. ЖИПТО и художественное творчество для всех. - Amazon Kindle, 2016. -

101 с.

5. Томский Г.В. ЖИПТО и искусство фотографии всех. - Amazon Kindle, 2016. - 108 с.

6. Томский Г.В. ЖИПТО и литературное творчество для всех. - Amazon Kindle, 2016. -

117 с.

7. Томский Г.В. Математика ЖИПТО и темы для исследований. - Amazon Kindle, 2016. -

120 с.

8. Томский Г.В. Элементарная геометрия преследования. - Amazon Kindle, 2016. - 226 с.

9. Томский Г.В. Математические таланты: Система безошибочного определения. -Amazon Kindle, 2016. - 77 с.

10. Томский Г.В. ЖИПТО и образование: Теоретические основы Системы ДИП,. -Amazon Kindle, 2016. - 216 с.

11. Томский Г.В. Программы и проекты Международной академии КОНКОРД. - Amazon Kindle, 2016. - 129 с.

12. Томский Г.В. ФИДЖИП и ассоциативный туризм. - Amazon Kindle, 2016. - 67 с.

13. Маниак Р. Глобальная и национальная практика оценки неформального и спонтанного обучения. - М., 2009Б -33 с. (http://www.cvets.ru/present-08091209/RichardManiakFr. pdf)

14. Колупаев В.А. Миф о шахматах // http://skazki.orthodoxy.ru/ (Современные православные сказки), 2010.

15. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 160 с.

16. Томский Г.В., Говорова А.И., Голиков А.И., Новгородова А.И., Томский А.В. Комплексная программа динамической интеллектуальной игры Сонор для детей от пяти до семи лет по формированию творческого мышления. - Якутск, МНО РС(Я), 2002. - 28 с.

17. Джекобс Э. Репетитор подготовит в детский сад: В США растет рынок школ раннего развития... // Ведомости, 16.08.2013

(http://www. vedomosti. ru/newspaper/articles/2013/08/16/repetitor-podgotovit-v-detskij-sad#/ixzz2c 6nruxKI)

18. Noir M. Le développement des habilités cognitives de l'enfant par la pratique du jeu d'échecs : Essai de modelisation d'une didactique du transfert. - Lyon : Université de Lyon-II, 2002. -318 p.

19. Winner E. Surdoué. Mythes et réalité. - Paris: Aubier, 1997. - 459 р.

20. Томский Г. В. Творческая автобиография // CONCORDE, 2015, N 2, p. 3-69.

21. Вавилов В.В. Школа математического творчества. - М.: РОХОС, 2004. - 72 с.

22. Вавилов В.В., Семенова Т.Г. Первые шаги будущих корифеев науки // Problèmes, exercices et jeux éducatifs (Actes du Colloque Internationale, France), Editions du JIPTO, 2008, p. 6973.

23. Etude de l'impact socio-économique des Mathématiques en France, Etude réalisée par CMI (Nicolas Kandel, Julie Koeltz, Flore Guyon, Romain Girard, Delphine Bartolini) à la demande d'AMIES, en partenariat avec la FSMP et la FMJH et le soutien des Labex Archimède, Bézout, Carmin, CEMPI, CIMI, IRMIA, Lebesgue, LMH (FMJH), Milyon, PERSYVAL-Lab, SMP (FSMP). -Mai 2015. - 61 p.

24. Томский Г. В. Впечатления о работе с одаренными школьниками в Казахстане // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 3, p. 49-69.

25. Томский Г.В. Защита интеллектуальной собственности на примере ЖИПТО. -Amazon Kindle, 2016. - 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.