Научная статья на тему 'О стратегическом преобразовании юнеско'

О стратегическом преобразовании юнеско Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
ЮНЕСКО (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И КУЛЬТУРЫ) / ЯКУТИЯ / РЕСПУБЛИКА САХА / КВЕБЕК / ТВОРЧЕСКИЕ ГОРОДА ЮНЕСКО / КЛУБЫ ЮНЕСКО / АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО / ЖИПТО / ФИДЖИП / МЕЖДУЕАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОНКОРД / КЛУБ ЕВРОТАЛАНТ / КЛУБЫ ФИДЖИП-ЮНЕСКО / КЛУБЫ КОНКОРД-ЮНЕСКО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томский Григорий В.

Обсуждаются принципы стратегического преобразования ЮНЕСКО и инициативы, способных привлечь внимание к деятельности этой Организации громадный круг педагогов, ученых, творческих людей и широких масс людей доброй воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стратегическом преобразовании юнеско»

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ЮНЕСКО

Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail. com

Обсуждаются принципы стратегического преобразования ЮНЕСКО и инициативы, способных привлечь внимание к деятельности этой Организации громадный круг педагогов, ученых, творческих людей и широких масс людей доброй воли.

Ключевые слова: ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Якутия, Республика Саха, Квебек, творческие города ЮНЕСКО, клубы ЮНЕСКО, ассоциированные школы ЮНЕСКО, ЖИПТО, ФИДЖИП, Междуеародная академия КОНКОРД, Клуб ЕВРОТАЛАНТ, Клубы ФИДЖИП-ЮНЕСКО, Клубы КОНКОРД-ЮНЕСКО.

Принципы стратегического преобразования ЮНЕСКО

Прокомментируем привлекшие наше внимание отрывки из Документа Этапы стратегического преобразования ЮНЕСКО (204 EX/31, 27.03.2018), который в краткой форме представляет основные этапы предлагаемого Генеральным директором процесса стратегического преобразования Организации:

« История вопроса

1. В ходе последней сессии Генеральной конференции многие государства-члены подчеркивали, что мандат ЮНЕСКО является сегодня крайне актуальным. В то же время они также отметили важность обеспечения эффективного реагирования Организации на происходящие в мире стремительные перемены с учетом беспрецедентной сложности встающих перед нами задач, острой глобальной конкуренции в сферах деятельности Организации, а также специфических для ЮНЕСКО трудностей, усугубляемых многолетним финансовым кризисом ...

2. В целях эффективного выполнения этой задачи необходимо незамедлительно приступить к осуществлению крупномасштабных преобразований, выходящих за рамки частичного реформирования и краткосрочных корректирующих мер ...

5. Кроме того, данные обстоятельства дают нам стимул к проведению углубленного стратегического анализа наших программ и их осуществления, более четкому определению основных направлений деятельности и наиболее эффективных принципов работы ЮНЕСКО, а также выявлению неоспоримых сравнительных преимуществ Организации ...

6. Очевидно, что такой анализ требует коллективного подхода и должен выходить за рамки проводимой Секретариатом работы (в Штаб-квартире и на местах). Он должен опираться на поддержку государств - членов Организации и отражать принятые нашими руководящими органами решения. К нему должны привлекаться многочисленные связанные с ЮНЕСКО сети исследователей, ученых, преподавателей, сотрудников средств информации, деятелей искусства и специалистов в области культуры. Он должен проводиться при поддержке расши-ренной системы Организации, включая группы экспертов, институты категории 1 и 2, кафедры и сети Унитвин, послов доброй воли, ассоциации и клубы ЮНЕСКО, аффилированные НПО и т.д. »

Эти преобразования заслуживают внимания самого широкого круга людей доброй воли, для которых написана данная книга. Мы выделяем жирным шрифтом ключевые по нашему мнению мысли.

« Руководящие принципы реформы

7. Учитывая исключительную актуальность мандата ЮНЕСКО, Организация должна развиваться и меняться с тем, чтобы иметь возможность решать стоящие перед современным миром задачи. В связи с этим в основу реформы положены четыре ключевых принципа:

(a) укрепление программ как основного элемента деятельности ЮНЕСКО и их сосредоточение на установленных в среднесрочной стратегии приоритетах. Стратегический обзор программ позволит более точно определить области, в которых ЮНЕСКО приносит наибольшую пользу, и выявить мероприятия, которые потребуется укрепить для учета происходящих в современном мире изменений;

(b) укрепление ключевой роли Организации в генерировании идей и

разработке нормативной базы в связанных с мандатом ЮНЕСКО областях с помощью основанной на этических принципах и ориентированной на практические действия концепции. Эту концепцию потребуется воплотить в конкретные стратегические и программные меры, обеспечивая при этом

восстановление ведущей роли Организации как интеллектуального форума

и активного участника проводимых на международном уровне дискуссий по связанным с мандатом ЮНЕСКО вопросам;

(c) обеспечение большей открытости ЮНЕСКО для гражданского общества, неправительственных организаций, образовательного сообщества, молодежи и частного сектора; расширение круга партнеров ЮНЕСКО в рамках Штаб-квартиры и повсюду, где присутствует Организация. Это предполагает разработку новой политики сотрудничества, которая позволит нам,

в частности, расширить масштабы привлечения внебюджетных средств и

управления ими;

реформирование Организации для повышения эффективности, слаженности и оперативности ее деятельности ... »

Здесь развивается тема укрепление ключевой роли ЮНЕСКО, как катализатора идей и центра притяжения людей доброй воли, вынесенная в название данной книги. При этом подчеркивается, что:

« 18. Анализ будущего ЮНЕСКО будет проводиться на основе широких консультаций, в том числе за рамками Организации. В связи с этим в соответствии с установленными руководящей группой методами работы к стратегическому обзору программ ЮНЕСКО (этап 3) будут привлекаться сотрудники Штаб-квартиры и подразделений на местах, управленческий персонал, а также сторонние лица, молодежь и гражданское общество, в частности, с использованием интернета. »

О сотрудничестве ЮНЕСКО с регионами и городами

Мы рассказали в предшествующей статье о зарождении интереса Республики Саха (Якутии ) к ЮНЕСКО и развитии отношений ЮНЕСКО с этим регионом.

Об успешности этих отношений свидетельствовали все Генеральные директора ЮНЕСКО, знакомые с результатами этого сотрудничества.

Много сделал для установления и развития отношений ЮНЕСКО с Якутией Генеральный директор Федерико Майор в течении 1991-1999 годов. Сменивший его на этом посту Коитиро Мацуура подчеркнул 30 мая 2005 года, что «отношения между Республикой Саха и ЮНЕСКО крепнут с каждым днем, особенно в области биоразнообразия и сохранения нематериального наследия . ЮНЕСКО глубоко привержена к сохранению и популяризации этого наследия и культур коренных народов и поэтому высоко оценивает уникальный вклад Республики Саха (Якутия) Российской Федерации в общее наследие человечества. » (Документ ЮНЕСКО DG/2005/091)

Следующий Генеральный директор Ирина Бокова заявила 7 июля 2017

года:

« Якутия уникальна во многих отношениях.

.своим размером.

.разнообразием своего климата.

Она также уникальна богатством своих исторических и культурных традиций.

С течением времени слияние человеческой культуры и природы создало яркое многообразие культурных выражений, которые отражают глубокую взаимосвязь народов региона с духовным миром.

У ЮНЕСКО и Республики Саха (Якутия) долгая история партнерства: в прошлом году мы отмечали 25-ю годовщину создания республиканского Комитета по делам ЮНЕСКО.

Наше сотрудничество охватывает широкие горизонты - от поддержки качественного образования и информационных и коммуникационных технологий до развития уникального культурного наследия Саха (Якутии), от популяризации гуманистического творчества Платона Оюнского до деятельности Кафедры ЮНЕСКО по "Адаптации общества и человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации" в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.

В 2005 году эпос Олонхо был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, что стало заметной вехой в нашем плодотворном сотрудничестве.

Мы видим результаты совместной работы в проведении Первой декады Олонхо, в создании многих Домов и Центров Олонхо, Театра Олонхо, в появлении Исследовательского института Олонхо. Мы видим их в провозглашении Второй декады Олонхо, и ЮНЕСКО двигается по этому пути вперед совместно с Республикой Саха (Якутия).

Глядя вперед, должна сказать, что я испытываю решимость и волнение: настолько широкие перспективы открыты для нашего сотрудничества...

...от совместной работы с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).

.до поддержки адаптации к климатическим изменениям с упором на знания коренных народов.

.от поддержки профессионально-технического образования.

.до защиты богатого нематериального культурного наследия народов, населяющих Саха (Якутию).

Каждый проект носит особенный характер, но он является частью целого, определяемого единым видением.

Наша совместная работа нацелена на то, чтобы сохранять и популяризовать нематериальное наследие и это неотделимо от нашей работы по развитию качественного образования, свободы выражения и творчества.

Вопросы культуры - это вопросы общественной жизни, и они очень важны для улучшения устойчивости, для налаживания диалога и взаимопонимания, для прокладывания пути к более инклюзивному и устойчивому будущему.

В этой связи позвольте мне еще раз поблагодарить правительство и народ Республики Саха (Якутия) за приверженность основополагающим ценностям и целям ЮНЕСКО. » (Документ ЮНЕСКО DG/2017/103)

Приведем теперь отрывки из комментариев Министерства иностранных дел Канады о Квебекско-Канадском соглашении о ЮНЕСКО:

« Соглашение между правительством Квебека и правительством Канады об Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) содержит достижения и прецеденты, которые ставят его в число решающих актов истории международных отношений Квебека.

Его исторический характер вытекает из явного признания в тексте соглашения «того, что специфика Квебека заставляет его играть особую роль на международном уровне». Это признание распространяется на всех международных партнеров Квебека. Соглашение, подписанное 5 мая 2006 года, впервые установило официальную роль Квебека в организации Организации Объединенных Наций. Присутствие Квебека по праву в Постоянном представительстве Канады при ЮНЕСКО было приобретено: Квебек может выразить свой собственный голос.

Присутствие Квебека в Постоянном представительстве Канады при

ЮНЕСКО ... Это постоянное представительство является основой участия Квебека в деятельности ЮНЕСКО во время конференций, работ и совещаний этой организации. Соглашение также гласит, что Квебек представлен «сам по себе и в соответствии со своим желанием» во всех канадских делегациях на всех уровнях организации. Как только он сочтет это целесообразным и того потребуют обстоятельства, правительство может быть представлено членом Совета министров, уполномоченным доставить сообщение Квебека. Кроме того, право Квебека на выступление гарантировано в течение выделенного Канаде времени.

Согласно нормам международного права, именно посол страны, аккредитованный при организации, принимает на себя роль главы миссии. Именно по этой причине Соглашение ссылается на «общее направление канадской миссии», порученное канадскому послу. Позиция Квебека по-прежнему разрабатывается в соответствии с указаниями Министерства международных отношений и Франкофонии в координации с соответствующими отраслевыми министерствами.

Консультационный механизм. С правительством Квебека проводятся консультации перед участием Канады на многосторонних форумах. Соглашение гласит, что оба правительства «должны консультироваться друг с другом по любому вопросу голосования, резолюции, переговоров и проекта международного документа, подготовленного под эгидой ЮНЕСКО».

В Соглашении также рассматривается гипотеза о том, что консенсуса не будет. В случае любого несоответствия бремя его обоснования лежит на федеральном правительстве, которое должно объясниться в Квебеке, а не

наоборот. В случае тупика правительство Квебека «самостоятельно решает, намерено ли оно обеспечить выполнение вопросов, за которые оно несет ответственность». Эта возможность выполнять или не выполнять международное обязательство в своих сферах ответственности является основой международных отношений Квебека. Соглашение закрепляет эту правовую основу и формализует согласие со стороны федерального правительства ...

Соглашение, наконец, дает Квебеку задачу «создать механизм для консультаций с экспертами Квебека, как правительственными, так и из гражданского общества». Результаты этих консультаций передаются правительством Квебека федеральному правительству и Канадской комиссии по делам ЮНЕСКО, которые стремятся отразить их в докладах, направляемых в ЮНЕСКО. Кроме того, представитель Министерства международных отношений и франкоязычных стран Квебека в настоящее время входит в состав Исполнительного комитета Канадской комиссии по делам ЮНЕСКО. » (http://www. mrif.gouv. qc. ca/fr/relations-du-quebec/organisations-et-forums/representation-unesco/accord-unesco)

Ценный опыт Якутии и Квебека заслуживает дальнейшего развития и более широкого распространения в рамках стратегической трансформации ЮНЕСКО.

Сотрудничеству ЮНЕСКО с городами посвящена брошюра ЮНЕСКО и города партнеры, в которой говорится:

« Расширяя круг своих партнеров, ЮНЕСКО хочет приумножить возможности для достижения своих целей. Ее роль в качестве беспристрастного посредника в кругах международного сотрудничества позволяет ей связывать города друг с другом и с другими партнерами ... » ([1], с. 2-3).

Существует Сеть творческих городов ЮНЕСКО, основанная в 2004

году:

« Все чаще города, объединяющие всех участников всей цепочки творческой индустрии, играют жизненно важную роль в популяризации роли творчества для экономического и социального развития ...

Города, подающие заявки на присоединение к Сети творческих городов ЮНЕСКО через одну из семи тематических сетей — по литературе, музыке, кино, ремеслам и народному искусству, цифровому искусству, дизайну и гастрономию — показывают намерение развивать инновацию посредством обмена традиционными навыками и технологическими ноу-хау, и укрепить свой местный потенциал и продемонстрировать свои культурные ценности на глобальной платформе. Они также хотят обмениваться со всеми городами-партнерами на темы, представляющие общий интерес, такие как творческий туризм. » ([1], с. 18)

В книге Программа творческих городов ЮНЕСКО в интересах устойчивого развития сообщается, что в 2018 году стало 180 таких городов в 72 странах ([2], с. 9), что свидетельствует о перспективности этой сети.

Представляется естественным предоставление творческим городам право самим создавать и регистрировать центры, клубы и ассоциированные школы ЮНЕСКО, что бы значительно усилило сети этих центров, клубов и школ.

Предложения о развитии сетей клубов и ассоциированных школ ЮНЕСКО

По разным данным существует около 4000 или 5000 ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО и около 10 000 ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Список клубов ЮНЕСКО по состоянию на май 2018 [3] года содержит 2079 названий, в том числе в Российской Федерации — 37 (с. 119), из них 4 названия в селе Ытык-Кель (с. 122-123), в том числе, базирующаяся в этом селе Ассоциация Клубов ЮНЕСКО Якутии. Это ассоциация была создана в марте 2013 года и созданные с тех пор клубы ЮНЕСКО Якутии (Республики Саха) не входят под отдельными номерами в списки клубов.

Всего в Якутии существует 14 клубов ЮНЕСКО и 22 ассоциированные школы ЮНЕСКО (по состоянию на февраль 2019 года). К этому надо добавить еще 10 школ, являющиеся кандидатами на получение статуса ассоциированных школ.

Такая плотность клубов и ассоциированных школ ЮНЕСКО при малой общей численности населения (около миллиона жителей) этого огромного региона (3 083 523 км2) является исключительной и является красноречивым показателем стабильного интереса жителей к идеалам и деятельности ЮНЕСКО.

Поэтому достаточно пробудить такой же интерес среди других жителей Земли, чтобы в мире было более 100 000 клубов ЮНЕСКО и более 165 000 ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Для этого необходимо прежде всего упростить их регистрацию. Нет

никакого смысла ограничивать количество таких клубов и школ, например, не стоит решать заранее, что в мире должно быть не более 100 000 клубов ЮНЕСКО в мире. Но возможно также создание статуса Кружков ЮНЕСКО без ограничения их количества, а Клубы ЮНЕСКО создавать преимущественно в творческих городах, учебных заведениях, учреждениях культуры, медиатеках и книжных магазинах, домах для людей старшего возраста и других местах, имеющих условия для проведения дискуссий и мероприятий с разрешения их администрации, что будет служить гарантией серьезности намерений такого клуба. В этом случае школы, в которых в течении нескольких лет успешно и

стабильно действует клуб ЮНЕСКО, могли бы при их желании автоматически получит статус ассоциированной школы ЮНЕСКО.

Для того, чтобы росла численность клубов ЮНЕСКО должна быть увеличена их притягательность путем обогащения их деятельности.

Обратимся к истории клубов ЮНЕСКО, хорошо изученной в диссертации Хлое Морель :

Генеральный директор Рене Маэ «особенно осознавал необходимость развития для ЮНЕСКО «контактов с молодежью», подчеркивая еще в 1955 году, что «строить ЮНЕСКО в стороне от молодежи означает строит ее на песке». Быстро, именно клубы ЮНЕСКО привлекают особое внимание Организации» ([4], с. 512)

« Так, еще в 1947 году ЮНЕСКО опубликовала и распространила в школах и молодежных движениях «предложения» на этот счет. Она призывала молодых людей объединяться в «клубы международных отношений» и развивать в этих рамках размышления и действия, связанные с их центрами интересов (изучение других народов и культур, организация международных культурных обменов, культ великих международных деятелей, помощь опустошенным странам, знание системы ООН) ...

ЮНЕСКО ставила перед клубами основную цель изучить основные международные проблемы текущего момента, связываться с другими клубами ЮНЕСКО за рубежом и с международными деятелями, организовывать поездки за границу и международные волонтерские лагеря; для «популяризации целей и идеалов ЮНЕСКО и ООН» ... » (с. 512)

« По причине ЮНЕСКО отправляло клубам большое количество рекламных материалов (плакатов, брошюр, публикаций) ... Начиная с 1950 года, отдел массовой информации составил список клубов ЮНЕСКО по всему миру, чтобы побудить их взаимодействовать друг с другом. » (с. 513)

« В 1960 году Джин Томас, посещая Японию, была впечатлен плотной и динамичной сетью японских клубов ЮНЕСКО, которая «охватывает всю страну и все профессии»; он отмечает, что Япония является самой динамичной страной в области клубов ЮНЕСКО. В 1960-х годах японские клубы ЮНЕСКО все еще были очень активны и, казалось, играли роль модели, подражания для некоторых других азиатских стран. » (с. 514)

Интересна информация о создателях клубов:

« Мотивация французских учителей, создающих такие клубы разнообразна. Это может быть возможность связаться с клубами ЮНЕСКО в других странах или получить образовательные и культурные материалы от ЮНЕСКО (брошюры, публикации, плакаты, панно, выставочные материалы, слайды). привлекательные средства для курсов по историографии и бесплатная подписка на журнал Курьер ЮНЕСКО. Желание занять учащихся в свободное

время также было одной из мотиваций, особенно, среди учителей в школах-интернатах или небольших изолированных городах ... » (с. 515)

Отмечается, что основателями клубов ЮНЕСКО чаще всего были люди, которые увлечены идеалами ЮНЕСКО (с. 517-518).

« Французские клубы начинают структурироваться в 1950-х годах ... в 1956 году была создана Французская федерация клубов ЮНЕСКО (FFCU), которая позволила улучшить связь между клубами. Она побуждала их приобретать статус зарегистрированной по закону (1901 года) ассоциации, что позволяло им получать помощь от государства. В 1958 году насчитывалось 350 французских клубов ЮНЕСКО. » (с. 518)

Из этих 350 клубов в 2018 году осталось только 25 (согласно официальному списку [3]). И это в стране местонахождения Штаб-квартиры ЮНЕСКО, Международного института планирования образования ЮНЕСКО (IIPE) и Международного центра по чистой и прикладной математике (CIMPA, также имеющего статус Центра ЮНЕСКО) !

Заметим, что журнал Курьер ЮНЕСКО больше не издается в бумажной версии и доступен бесплатно для всех в электронном виде, как и многие другие публикации ЮНЕСКО (https://unesdoc.unesco.org/accueil). Поэтому желание клубов и их организаторов получать информацию от ЮНЕСКО и улучшить связь между клубами в настоящее время решается через интернет, достаточно оптимизировать этот процесс.

Следовательно, Французская федерация клубов ЮНЕСКО (FFCU), как и другие национальные федерации должна перестроить свою работу и не претендовать на монополию в деле координации Клубов ЮНЕСКО. В любом случае для резкого роста численности и улучшения деятельности Клубов ЮНЕСКО должна быть допущена полезная конкурентность с участием Творческих городов ЮНЕСКО, культурных, образовательных, научных и других организаций и учреждений, разделяющих идеалы ЮНЕСКО.

Достаточно легко может быть создана Базовая социальная сеть Клубов ЮНЕСКО в интернете. Регистрация клуба в такой сети должна проводиться организатором с созданием персонализируемого блога клуба после ознакомления и выражения согласия с общими Правилами клубов ЮНЕСКО и Регламентом их блогов и сайтов.

Правила должны формализировать выражение согласия с идеалами и целями ЮНЕСКО, заключающимися в достижении путем сотрудничества в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества. При этом должно подчеркиваеться, что идеи и мнения, выраженные в блоге или сайте клуба, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО, а создатель клуба и другие модераторы должны выполнять роль редакторов, умеющих использовать действенные инструменты для борьбы с захлестывающей мир волной

дезинформации (см. Справочник ЮНЕСКО Журналистика, «фейковые новости» и дезинформация [5]).

Контроль за выполнением Правил и Регламента может быть в значительной степени автоматизирован с помощью ИИ (искусственного интеллекта), а также путем взаимоконтроля между клубами в виде дружеской критики. Санкцией будет удаление блога из Сети блогов и сайтов Клубов ЮНЕСКО. Не исключено, что такая Базовая социальная сеть Клубов ЮНЕСКО могла бы быть создана при содействии крупных фирм в области использования интернета и искусственного интеллекта, многие из которых афишируют благородные цели.

При описанных в данном параграфе процедурах регистрации Клубов ЮНЕСКО и подобных им обьединений их количество и влияние превзошло бы все самые смелые ожидания. Аналогичные процедуры должны быть введены для развития Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Популяризация творческих достижений членов клубов в области образования, науки и культуры, участие в обсуждении общих проблем и обьединяющих людей дел и идей, в сочетании с обеспечением информационной чистоты сайтов и блогов клубов ЮНЕСКО путем беспощадной борьбы модераторов с «фейковыми новостямии» и дезинформацией, было бы основной побудительной причиной участия все возрастающего количества людей доброй воли в движении клубов ЮНЕСКО.

В этом случае появилось бы большое количество Клубов ЮНЕСКО, состоящих из талантливых блогеров и их друзей, проживающих в творческих городах и местах нахождения, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО культурных и природных объектов, множество блогов с рассказами об удивительных шедеврах из Списка нематериального культурного наследия человечества.

Был бы инициирован обратный процесс учета качества и размаха деятельности Клубов ЮНЕСКО города, желающего попасть в Сеть творческих городов ЮНЕСКО при отборе в эту сеть. Таким же образом, были бы улучшены процедуры пополнения Списка всемирного наследия ЮНЕСКО культурных и природных объектов и Списка нематериального культурного наследия человечества.

Наиболее активные клубы могут стать Центрами ЮНЕСКО, которые отличаются от клубов тем, что они открыты для широкой публики, имеют специализированный персонал и имеют относительно большие ресурсы из различных источников » ([6], с. 8-9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве примера можно привести деятельность Центра ЮНЕСКО в городе Труа (Centre pour l'UNESCO Louis François à Troyes), ведущего активную деятельность в Шампани и проводящего признанные в мире конкурсы детского искусства и поэзии (http://centre-unesco-troyes.org):

Siège du Centre pour ¡'UNESCO Louis François à l'Hôtet du Petit Louvre a Troyes.

Nos missions

• Inscrire l'enfance et la jeunesse dans ia Mémoire de l'Humanité.

• Promouvoir l'enfance et la jeunesse en accord avec les idéaux de l'UNESCO.

• Donner la possibilité à chaque enfant du monde de participer à un projet créatif

• Offrir des activités éd ucati ves, cultu rel les et artistiq ues.

Один миллиард умных и творческих людей

Президент ФИДЕ (Международной федерации шахмат) Кирсан Николаевич Илюмжинов в интервью с корреспондентом ТАСС, опубликованном 28 января.2014 года, заявил :

« На генеральной ассамблее ФИДЕ мы объявили главную стратегическую задачу: «Один миллиард играющих в шахматы - один миллиард умных людей». Мы решили количество играющих в шахматы на планете довести до одного миллиарда. С одной стороны, красивая цифра. С другой, по данным

английской компании, которая проводила исследования, в мире сейчас играет в шахматы или знает, что такое шахматы, более 600 миллионов. Поэтому решили увеличить количество играющих до миллиарда. Для этого мы внедряем программу «Шахматы в школах». И моя задача, цель не жизни, а деятельности на посту президента, чтобы во всех странах мира, входящих в ФИДЕ (сейчас это 181 страна), были подписаны соглашения между ФИДЕ и министерствами образования, и шахматы хотя бы факультативно преподавались в школах. » (http://tass. ru/sport/920626)

Однако педагогический потенциал ЖИПТО несоизмеримо выше по сравнению с возможностями использования шахмат в образовании.

Действительно, приведем обзор возможностей использования ЖИПТО / JIPTO (Интеллектуально-творческая игра Томского / Jeux Intellectuels de Poursuite de Tomski) в образовании, описанные в книгах [7-17] и многих других работах.

Использование ЖИПТО как средство раннего выявления одаренных детей. Одним из основных преимуществ ЖИПТО является возможность раннего приобщения детей к его базовому варианту. Это позволяет создать во многих случаях устойчивый интерес к ЖИПТО, что может стимулировать творческие способности в течении всей жизни. Базовая версия доступна всем детям с 6 лет. Если ребенок начинает играть в ЖИПТО с 5 или даже с 4 лет, то по исследованиям психологов он обладает повышенным интеллектуальным коэффициентом.

Внедрение ЖИПТО в детских садах. Опыт Якутии, Франции и Казахстана показывает, что ЖИПТО легко и органично вписывается в воспитательный и педагогический процесс в детских садах. Особое внимание уделяется использованию ЖИПТО для гимнастики ума и развития тонкой моторики пальцев, для развития художественного творчества, создания игр-спектаклей, первоначального приобщения к математике.

Внедрение ЖИПТО в начальных школах. ЖИПТО дает возможность участия детей в течении многих лет в культурных и спортивных мероприятиях, творческой и интеллектуальной деятельности, связанной непосредственно или опосредованно с этой игрой. Творческие способности неизбежно проявляются в виде произведений, что позволяет обнаружить одаренных детей и выявить таланты.

Внедрение ЖИПТО в средних школах. В средних школах ЖИПТО в основном используется для повышения математической культуры учеников и учителей. Учащиеся и учителя принимают участие в научных и творческих конкурсах ФИДЖИП (Международной федерации ЖИПТО, организованной в 1993 году по инициативе ЮНЕСКО), в том числе, по Искусству ЖИПТО, литературном конкурсе, по нерешенным задачам Элементарной геометрии преследования, являющейся новым интересным расширением классической школьной геометрии. Многое может быть сделано в рамках дополнительного образования и в платных кружках, в том числе организуемых художниками, дизайнерами и фотографами.

Внедрение ЖИПТО в ВУЗах. Спецкурсы по Педагогике ЖИПТО и Элементарной геометрии преследования читались в Якутском и некоторых других университетах. Защищены диссертации, полностью или частично посвященные педагогике ЖИПТО, предложены большое количество тем для диссертаций по психологии, математике ЖИПТО и Искусству ЖИПТО.

Генеральная лицензия на использование ЖИПТО в некоммерческих целях позволяет внедренить ЖИПТО без больших затрат в детских садах и школах любой страны, ибо детям и педагогам позволено самим создавать наборы игры в рамках художественного образования и трудового обучения [9, 10, 17].

Представляет особый интерес внедрении Системы безошибочного определения математических талантов на основе тестирования способностей учащихся к исследованию нерешенных математических задач, описываемых на языке школьной математики. Показано, что неисчерпаемым источником таких задач является Элементарная геометрия преследования, являющаяся новым

расширением классической геометрии Евклида.

ГРИГОРИИ ТОМСКИИ

ГРИГОРИИ ТОМСКИИ

ЖИПТО и художественное творчество для всех

Russian Edition

ГРИГОРИИ ТОМСКИИ

МАТЕМАТИКА ЖИПТО и темы для исследований

Russian Edition

По своим игровым качествам ЖИПТО ни в чем не уступает признанным интерректуальным играм.

Президент Французской комиссии преподавания математики Андре Деледик заявил в 1996 году:

« На заре XXI века появилась стратегическая игра с очень простыми правилами - дети могут начинать играть с 4 или 5 лет - и с большим стратегическим богатством: университетские ученые потратят много времени прежде, чем найти хорошие стратегии.

Эта игра, кажется, имеет все качества, чтобы стать настоящей «классической» игрой, как шахматы, шашки, жаке и т. п. »

В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже работают специалисты из большинства стран мира. Их дети посещают Клуб детей ЮНЕСКО, который практикует ЖИПТО с 1994 года. Главный воспитатель этого клуба Анна Лизе написала об этом в следующтх терминах (1995):

« В нашем Клубе встречаются дети разных народов и это способствует обмену, взаимопониманию, духовному обогащению каждого. Поэтому было естественным, что Клуб открыл для себя новую игру и начал принимать участие в ее распространении во Франции и других странах. Мы видим большой интерес детей к игре, вызванный легкостью понимания правил, возможностью интерпретации и модификации по своему усмотрению. Большой интерес вызывает также изготовление фишек и ковриков для игры, что позволяет обогатить досуг детей. После нескольких турниров, организованных в Клубе, дети продолжали играть в ЖИПТО в свободное время со сделанными ими фишками. Они были рады унести с собой свои наборы, чтобы продолжать играть в своих семьях.

Замечу, что не только дети, но и воспитатели увлеклись игрой, теперь они участвуют в создании наборов и сами играют на них. Несмотря на то, что в Клубе детей ЮНЕСКО мы имеем детей, представляющих самые разные культуры, интересно заметить, что все они быстро увлекаются ЖИПТО.»

Речь идет о СОНОР — базовой версии ЖИПТО, которая в 1994 году была признана в качестве национальной игры Якутии, ибо тогда была официально зарегистрирована первая Федерация ЖИПТО Якутии под названием Федерация национальной динамической интеллектуальной игры преследования СОНОР Республики Саха (Якутия). Заметим, что СОНОР является национальной игрой Якутии, но не народной якутской игрой, ибо она перейдет в общественное достояние только через 70 лет после смерти автора [17].

Правила СОНОР настолько естественны, что их можно объяснить взрослым за одну минуту. Достаточно сопроводить быстрый показ правил игры следующими четырьмя фразами:

« Убегающие стремятся достигнуть противоположной стороны до поимки.

« Преследователь ловит убегающего при прикосновении фишек. »

« Для перемещения фишки достаточно поставить впритык к ней резервную фишку. »

« Каждая фишка убегающего дает по одному баллу на каждой из линий. »

Часто думают, что интеллектуальная игра тем богаче в стратегическом плане, чем сложнее ее правила. Однако, ЖИПТО обладает неожиданным стратегическим богатством. Это вытекает из того простого факта, что фигуры в ЖИПТО могут перемещаться в любом направлении. В шашках, например, они могут идти вперед только по двум направлениям. К тому же, народная мудрость давно отметила трудность одновременного преследования двух целей («за двумя зайцами не гонись»), а в стандартных вариантах ЖИПТО надо преследовать пять убегающих!

Вместе с тем, СОНОР не является комбинаторной головоломкой, как шахматы. Преследование осуществляется интуитивно с удовольствием и азартом. Только незначительный процент дошкольников может понять абстрактные правила шахмат, например, ход коня, его странные прыжки. Тогда как СОНОР доступен и интересен почти для всех детей 5-6 лет.

Таким образом, СОНОР (базовая версия ЖИПТО) является настоящей интеллектуальной игрой, по которой с полным правом могут быть организованы даже Чемпионаты мира среди дошкольников. При этом, маленькие призеры городских и районных турниров легко обыгрывают большинство взрослых.

Официальные правила ЖИПТО / JIPTO (Интеллектуально-творческой

игры Томского / Jeux Intellectuels de Poursuite de Tomski) содержат описание 2480

отобранных основных версий на любой вкус: для дошкольников, для любителей

сложных интеллектуальных игр, для любителей забавных игр и др.

Поэтому в отличии от Международной федерации шахмат (ФИДЕ) или

других федераций по одному виду интеллектуальных игр, ФИДЖИП является

федерацией для всех [8].

ФИДЖИП является Международной федерацией ЖИПТО и всех подобных интеллектуально-творческих динамических игр преследования (ДИП). Официальным является название Международная федерация по Системе ДИП (FIDJIP : Fédération internationale du Système JIP). Обычно используется сокращенное название: Международная федерация ЖИПТО (FIDJIP : Fédération internationale du JIPTO). Напомним, что эта федерация была организована по инициативе ЮНЕСКО в 1993 году, ибо заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по образованию профессор Колин Пауэр быстро понял значение использования ЖИПТО в образовании.

На самом деле, ФИДЕ является федерацией мастеров, гроссмейстеров, международных тренеров и судей и желающих получить эти звания. ФИДЖИП придает особое значение раннему приобщению к базовой версии ЖИПТО, чтобы

создать устойчивый центр интереса к этому эффективному стимулятору художественного, литературного, математического и других видов творчества.

Генеральная лицензия на использование ЖИПТО в некоммерческих целях позволяет внедренить ЖИПТО без больших затрат в детских садах и школах любой страны, ибо детям и педагогам позволено самим создавать наборы игры в рамках художественного образования и трудового обучения [9, 10, 17].

Поэтому ФИДЖИП является творческой организацией, объединяющей профессионалов и всех желающих любителей творчества. ЖИПТО используется в образовании от детского сада до университета, что делает ФИДЖИП международной организацией творческих педагогов, специалистов по образованию одаренных детей, психологов, математиков, специалистов по преподаванию и популяризации математики. Научные, образовательные и культурные мероприятия организуются совместно с Международной академией КОНКОРД, созданной в 2009 году, и Европейской организацией ЕВРОТАЛАНТ, имеющей консультативный статус при Совете Европы.

Тестируются и развиваются спортивные виды ЖИПТО и прежде всего Биатлон ЖИПТО, сочетающий стрельбу с упрощенной версией игры ЖИПТО. Поэтому ФИДЖИП является спортивной федерацией, причем не только для любителей стрелкового спорта, ибо стрельбу можно заменить, например, метанием дротиков для игры Дарс.

Основной целью Международной ФИДЖИП является распространение ЖИПТО по всему миру как игры с большим образовательным и культурным потенциалом, создание и развитие новых зрелищных мероприятий и форм досуга для детей и взрослых. Для достижения этой цели ФИДЖИП занимается, в частности:

- организацией образовательных, культурных и спортивных мероприятий, лагерей;

- приемом групп детей и взрослых в своих центрах;

- организацией конференций, семинаров, курсов, выставок, культурных и спортивных мероприятий, конкурсов и соревнований, присуждением премий, оценкой спортивных, научных и культурных достижений.

Членами ФИДЖИП являются туристские ассоциации и фирмы (ЕВРОТУМ, Ваканс Бюиссоньер Интернационал и другие), на которые возлагается бронирование гостиниц, организация питания и транспорта. Поэтому ФИДЖИП является организацией для разнообразных видов полезного культурного, образовательного, спортивного, научного и делового туризма.

Мы показали, что ФИДЖИП является международной организацией для

всех с необычным и широким кругом взаимно и удачно дополняющих друг друга

видов деятельности.

Таким образом, главная стратегическая задача ФИДЖИП формулируется следующим образом: Миллиард любителей ЖИПТО — миллиард творческих и умных людей!

Шахматная федерация ФИДЕ надеется добиться успеха в решении задачи доведения количества играющих в шахматы на планете до одного миллиарда путем подписания соглашений о внедрении программы Шахматы в школах с Министерствами образования 181 стран, представленных в этой федерации.

ЮНЕСКО обладает всеми возможностями для побуждения Министерств образования стран-членов Организации к внедрению ЖИПТО от детского сада до университета. Одним из самых значимых результатов такого внедрения было бы превращение нескольких средних по размерам стран в математические державы путем раннего приобщения к интеллектуальному спорту всех детей, стимулирования их творчества во многих областях и использования Системы раннего и безошибочного выявления математических талантов [12-14].

Эта система обнаружения математических талантов может служить ядром Системы распознавания исключительных талантов, поскольку математика является общепризнанной и самой лучшей гимнастикой для ума, облегчает освоение самых сложных областей современного человеческого знания. Математика не требует больших инвестиций или сложного оборудование, полезна для научного, технологического и экономического развития любой страны.

Опыт превращения базовой версии ЖИПТО в национальную игру Якутии и опыт массового внедрения шахмат в СССР [15] доказывают, что достаточно нескольких влиятельных лидеров общественного мнения и членов правительства, чтобы быстро превратить ЖИПТО в массовый вид интеллектуального спорта в любой стране. Автор ЖИПТО и возглавляемая им Международная федерация ФИДЖИП готовы к плодотворному сотрудничеству с заинтересованными странами. У ЮНЕСКО много возможностей стать очень эффективным катализатором такого сотрудничества.

ГРИГОРИЙ томский

ГРИГОРИИ томским

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ

ГЕОМЕТРИЯ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТАЛАНТЫ

Система безошибочного определения (Russian Edition)

Медиатический потенциал ЖИПТО

Продюсеры и журналисты ЮНЕСКО быстро поняли, что ЖИПТО обладает хорошим медиатическим потенциалом. Уже в 1994 году CNN показал репортаж телевидения ЮНЕСКО о ЖИПТО в предновогодней передаче об играх народов мира.

В 1995 году состоялись Первые международные турниры по ЖИПТО

среди взрослых и детей. Детский турнир был организован во Дворце ЮНЕСКО в Париже:

Le ¡eu SONOR (poursuite, en langue sakha) a fait sa première apparition à Paris lors d'un «tournoi» organisé à l'UNESCO le 3 mai, dans le cadre de son projet «2000+» d'éducation scientifique et technologique pour tous. Très populaire parmi les chasseurs, les bergers et les enfants de Sibérie, ce ¡eu s'inspire des techniques traditionnelles de la chasse et fait appel aux mathématiques élémentaires. A ce titre, il a été introduit dans les programmes scolaires de la République de Sakha. Il peut être fabriqué chez soi: il suffit d'un «tapis de ¡eu» en tissu ou en papier et de huit pions.

19

SONOR - meaning "chase" in the Sakha language - is making its way to Paris with a competition at Headquarters on 3 May as part of UNESCO's Project 2000+, promoting scientific and technological education. The math game, which can be made at home, was inspired by traditional Siberian hunting techniques. It is now a favourite among herders, hunters and kids in the Sakha Republic where it

Л

m

has been incorporated within the region's primary school curriculum, according to its inventor, Grigori Tomski of UNESCO's education sector. In addition to the competition organized with UNESCO's Childrens' Club, a second session was held for adults at the Académie diplomatique internationale in Paris.

Г JO-JUNE 1995

M W $ m

В это же время состоялся турнир по СОНОР среди взрослых в Парижской

дипломатической академии.

В 1997 году во Дворце ЮНЕСКО состоялись Финал Международного

турнира среди дошкольников (со статусом чемпионата мира) и Первая

выставка Искусства ЖИПТО (Manifestation «JIPTO, Support pédagogique et

loisir intellectuel» à l'UNESCO, 3-4.12.1997). Репортаж телевидением ЮНЕСКО

был показан по CNN. Справка: «.. . Following is a Rundown for the Daily CNN

Word Report. The Show will air on Friday February 19 AT 04:30 GMT/Egypt ...

UNESCO JIPTO CHAMPIONSHIP».

В 1997 году состоялся Чемпионат ЮНЕСКО по ЖИПТО. Этот турнир прошел в рамках празднования 50-летия ЮНЕСКО:

Победителем стал стажер ЮНЕСКО из Узбекистана, который получил награду из рук Генерального директора:

ЖИПТО вошло во французскую литературу. В 2000 году был опубликован роман Марк Пеллерин Не забудь страх (Marc-Alfred Pellerin, N'oublie pas d'avoir peur, Paris, Gallimard, 2000), в котором два главных героя являются любителями ЖИПТО. Этот роман получил Международную премию Sang dEncre за лучший в мире детектив на французском языке. Через четыре года Марк Пеллерин опубликовал роман Иннокентий (Marc-Alfred Pellerin, Inokenti, Albin Michel, 2004), в котором ЖИПТО служит путеводной нитью повествования. Этот роман также получил престижную литературную премию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SÉRIE NOIRE

MARC-ALFRED PELLERIN

N'oublie pas d'avoir peur

PRIX

SANG D'ENCRE

2001

В любой деревне или городском микрорайоне, культурном или образовательном учреждении можно легко организовать Фестиваль ЖИПТО (или Фестиваль интеллектуальных игр) со следующими компонентами:

- презентация и турниры ЖИПТО;

- выставка Искусства ЖИПТО

- выставка-продажа ЖИПТО-книг (книг с обложкой в виде поля для ЖИПТО [18-34]).

При этом в выставке Искусства ЖИПТО могут быть выставлены композиции ЖИПТО, созданные с участием художников, дизайнеров, фотографов не только из Франции, России и Казахстана, но и из США, Японии, Исландии и других стран.

Таким образом, эти местные мероприятия будут всегда иметь международный уровень. Необычные и зрелищные турниры по ЖИПТО среди дошкольников всегда притягивают большое внимание средств массовой информации.

Выставка Искусства ЖИПТО во Дворце ЮНЕСКО (1997)

Заметим, что поле для ЖИПТО имеет вид «вертикальногог триптиха» с нарядного вида вспомогательными зонами. Оно было придумано в таком виде, чтобы дать простор творчества художникам-иллюстраторам и фотографам, профессионалам и любителям. Преследование является одним из основных понятий: каждый преследует в своей жизни мечты, счастье, знания, здоровье и другие цели. Таким образом, Искусство ЖИПТО возволяет выразить мечты и устремления всех людей в традициях всех стран и всех направлений художественного и народного творчества.

Композиции ЖИПТО могут быть легко персонализированы для каждого города, учреждения или организации и могут быть созданы к любому событию или мероприятию. Сегодня каждый имеет фотоаппарат и гораздо интереснее повесить на стену фотографическую композицию ЖИПТО, чем две или три фотографии, использованные для создания этой композиции. Это может стать путем поощрения настоящего массового народного творчества и внедрения ЖИПТО в быт каждой семьи. Мы создали коллекцию фотографических композиций ЖИПТО Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО [35].

Фестивали ЖИПТО легко обогащаются другими компонентами:

- конкурсом создания декоративных композиций ЖИПТО, нарисованных на асфальте;

- концертными композициями с использованием тем преследования и ЖИПТО,

- играми-спектаклями на темы преследования;

- презентацией и турниром по Биатлону ЖИПТО (спортивной версии ЖИПТО);

- другими зрелищными и культурно-досуговыми мероприятиями, в том числе, конкурсами Мисс и Мистер ЖИПТО, популярными шуточными сеансами игры-гадания Жиптоманси;.

Например, целью конкурсов Мисс ЖИПТО является:

- поощрение и развитие творчества участниц,

- предоставление условий для демонстрации своих талантов перед знатоками и публикой,

- популяризация ЖИПТО как эффективного стимулятора творчества.

Номинации:

1) Дизайн комнаты или квартиры с использованием элементов Искусства ЖИПТО,

2) Создание подарочных композиций ЖИПТО,

3) Демонстрация своих способностей по выбору,

4) Красота в широком понимании и грациозность.

Такая формула позволяет организовать подобные конкурсы во всех возрастных категориях: среди учащихся начальных классов, средних школ, вузов, среди родителей, бабушек и т.д. В аналогичном конкурсе Мистер ЖИПТО для мужчин и мальчиков в номинации 4 уделяется большее внимание спортивным достижениям, в частности, можно организовать соревнование по некомандным видам Биатлона ЖИПТО. Мы надеемся на широкое распространение этих конкурсов во всех странах благодаря заинтересованности

в их развитии художников, дизайнеров, фотографов, организаторов массовых мероприятий и других творческих людей.

Профессионализация ФИДЖИП и организация ее сетей

Создана и совершенствуется система подготовки инструкторов, тренеров и арбитров по ЖИПТО и Биатлону ЖИПТО; руководителей кружков по Искусству ЖИПТО, инструкторов по использованию ЖИПТО на разных ступенях системы образования; экспертов по ЖИПТО, Искусству ЖИПТО и Педагогике ЖИПТО с широкими компетенциями.

Все эти люди знают, что ЮНЕСКО выполнила роль эффективного катализатора творчества в развитии ЖИПТО, Искусства и Педагогики ЖИПТО, ибо инициировала создание Международной федерации по ЖИПТО, что вдохновило всех любителей этой игры. Поэтому они способны создавать при желании и при реализации описанной в предшествующем параграфе схемы создания и функционирования клубов ЮНЕСКО сотни таких клубов, а по мере увеличения их численности тысяч и десятков тысяч.

В настоящее время идет формирование и планируется ускоренное развитие следующих основных сетей ФИДЖИП:

- Плотной сети инструкторов ЖИПТО;

- Сети досуговых и творческих кружков, клубов и центров ЖИПТО;

- Сети организаторов мероприятий ЖИПТО: турниров, выставок, конкурсов, фестивалей;

- Сети организаторов и руководителей групп участников международных мероприятий ЖИПТО;

- Сети распространителей наборов и другой продукции ЖИПТО;

- Сети региональных ассоциаций и федераций ЖИПТО;

- Сети сайтов и блогов ЖИПТО.

Мы намерены начать эксперимент по созданию творческих Клубов ФИДЖИП-ЮНЕСКО в знак благодарности ЮНЕСКО за ее роль в создании ФИДЖИП в 1993 году. Особенное внимание будет уделено созданию таких клубов в учебных заведениях и учреждениях культуры. Стимулом для организаторов клубов ФИДЖИП-ЮНЕСКО могло бы быть сотрудничество с другими такими клубами на основе общности центров интереса и установление международных связей с наиболее творческими клубами ЮНЕСКО в случае увеличения их численности. Будут организованы стажировки и школы творчества для будущих создателей таких клубов.

Деятельность клубов ФИДЖИП-ЮНЕСКО и медиатический потенциал мероприятий ЖИПТО будет способствовать увеличению

видимости ЮНЕСКО в мире [36]. Действительно, длительная экспериментальная фаза развития ФИДЖИП заканчивается и начинается переход к профессионализации всех видов деятельности нашей федерации. Идет подготовка к созданию группы фирм JIPTO international для распространения изделий и услуг ЖИПТО во всем мире. Эта группа будет состоять из фирм, выбранных автором ЖИПТО (то есть мною) с участием Sinet Group (базирующейся в Нью-Йорке и Якутске):

Нами разработан план создания Международной сети сайтов и блогов ЖИПТО на основе разработки программы JIPTO Art, предназначенной для превращения Искусства ЖИПТО в массовый вид творчества для всех путем предоставления возможности создания в режиме онлайн композиции ЖИПТО на стандартном шаблоне игрового поля из пары фотографий за пару минут с соблюдением норм авторского права [17].

Такое массовое стимулирование творческих сил должно привести к распространению ЖИПТО по миру и к росту Международной сети сайтов и блогов ЖИПТО до гигантских размеров. Наиболее активные Клубы ФИДЖИП-ЮНЕСКО, могут организовать международные конкурсы Искусства ЖИПТО, ЖИПТО-книг на темы, связанные с деятельностью ЮНЕСКО (например, с обьектами Всемирного наследия ЮНЕСКО или Нематериального наследия человечества и др.), то есть вести интересную жизнь, не уступающую деятельности Центра ЮНЕСКО в городе Труа.

Проект создания сети КОНКОРД-ЮНЕСКО

Международная федерация ФИДЖИП является организацией, родившейся в Штаб-квартире ЮНЕСКО в 1993 году для содействия программам по образованию, культуре и науке ЮНЕСКО. Она продолжает действовать и будет и далее действовать в том же духе. С 1998 года ФИДЖИП работает в тесном сотрудничестве с ЕВРОТАЛАНТ (Европейской ассоциацией по одаренным детям), имеющей консультативный статус возле Совета Европы. Отношения между ФИДЖИП и ЕВРОТАЛАНТ начались в 1997 году во время мероприятия ЖИПТО : Педагогическое средство и интеллектуальный досуг (JIPTO : Support pédagogique et loisir intellectuel), организованного ЮНЕСКО и ФИДЖИП.

В составе ФИДЖИП, существует Международная академия ЖИПТО / Aœdémie internationale du JIPTO (AIDJIP), которая является основной интеллектуальной организацией ФИДЖИП, цель которой - обеспечить высокий уровень научной и образовательной деятельности, разработать эффективные стратегии развития и продвижения ЖИПТО и новых мероприятий.

С 2007 года стали регулярно проводиться международные педагогические и научные конференции, семинары и школы творчества ФИДЖИП-ЕВРОТАЛАНТ. В первые два года в них приняло участие большое количества преподавателей из не менее 50 вузов России, Украины, Казахстана и других стран СНГ. По просьбе этих коллег стал выпускаться международный журнал Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP (ISSN 2101-5317). Постепенно возникла идея создания организации, способной содействовать развитию международных связей вузов стран СНГ.

ГРИГОРИИ ТОМСКИИ

В итоге этого процесса возникла Международная академия КОНКОРД/ Academie Internationale CONCORDE,

зарегистрированная 26 декабря 2009 года (Journal Officiel de la Republique Française, n°52).

Программы и проекты

Международной академии КОНКОРД

Russian Edition

Академия выпускает международные журналы:

- Bulletin de lAcademie Internationale CONCORDE (ISSN 2269-241X),

- FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE (ISSN 2269-1545).

- CONCORDE (ISSN 2417-2375) и другие.

Главной целью Международной академии КОНКОРД (МАК) является разработка, экспертиза, тестирование и внедрение самоокупаемых международных научных и творческих проектов [37, 38]. Примером является Проект ЖИПТО, который может привести в перспективе к созданию группы фирм с годовым оборотом в несколько миллиардов евро, ибо по своему коммерческому потенциалу ЖИПТО не уступает ЛЕГО. Годовой оборот фирмы ЛЕГО достиг в 2016 году 5 миллиардов евро. Здесь открывается простор для сотрудничества с педагогическими, художественными, экономическими, спортивными и другими кафедрами, факультетами и вузами. Так как деятельность МАК нацелена на разработку и реализацию масштабных международных проектов, то она значительно отличается от обычной схемы функционирования других академий. В частности, действительные члены академии подразделяются не по отраслям науки, а по проектам.

Согласно Уставу МАК, Международная академия ЖИПТО является общей организацией Международной академия КОНКОРД и ФИДЖИП. Основной целью Международной академии ЖИПТО является подготовка:

- экспертов по ЖИПТО;

- экспертов по Искусству ЖИПТО;

- экспертов и методистов по использованию ЖИПТО в детских садах;

- экспертов и методистов по использованию ЖИПТО в начальной шеоле;

- экспертов по Элементарной геометрии преследования, способных работать с одаренными учащимися.

В составе МАК существует также Клуб ЕВРОТАЛАНТ, руководимый доктором Адриано Мало Салинас, бывшим Президентом ЕВРОТАЛАНТ, целью которого является работа с одаренными детьми, а основными видами деятельности:

- участие в развитии сети ассоциированных школ ЕВРОТАЛАНТ-ФИДЖИП;

- участие в организации творческих конкурсов ЕВРОТАЛАНТ-ФИДЖИП;

- участие в выпуске публикаций ЕВРОТАЛАНТ-ФИДЖИП.

Регулярные приезды групп специалистов по международным отношениям и политологов из Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева и других университетов побудили профессора Эдмонд Жув перевести в ведение МАК созданную и руководимую им Обсерваторию международных отношений, развития и франкофонии (ОРИДЕФ - ORIDEF: Observatoire des Relations internationales, du Développement et de la Francophonie) при юридическом факультете Парижского университета Декарт.

Профессор Эдмонд Жув выступает с докладом о народной франкофонии [39] во время Круглого стола в ЮНЕСКО, посвященного 25-летию ФИДЖИП и 30-летию изобретения базовой версии ЖИПТО [40, 41]

ОРИДЕФ ведет следующие виды деятельности:

- Координирует университетские исследования по международным отношениям, экономическим проблемам развития и вопросам франкофонии. Эти исследования, в частности, касаются международного сотрудничества, отношений между государствами и частными предприятиями.

- Организует во Франции и других странах конференции, семинары, круглые столы, циклы лекций, посвященные политическим, юридическим и экономическим аспектам международных отношений. Избранные труды участников публикуются в изданиях Международной академии КОНКОРД.

- Консультирует международные организации, правительства и государственные учреждения, общественные организации и частные предприятия по вопросам, входящим в свою компетенцию.

- Сотрудничает с университетами и институтами различных стран для улучшения их образовательных и научных программ по вопросам развития этих стран.

Перевод ОРИДЕФ из Парижского университета Декарт в ведение МАК свидетельствует о высоком авторитете Международной академии КОНКОРД и усиливает ее возможности.

Среди программ МАК имеется Программа сотрудничества с ЮНЕСКО

(КОНКОРД-ЮНЕСКО), о чем мы проинформировали Генерального директора ЮНЕСКО письмом от 19 января 2010 года, после чего мы получили ответ, подписанный 10 февраля 2010 года Катериной Стену, руководителем Отдела ЮНЕСКО по культурной политики и диалога между культурами, в котором говорилось, что:

« После внимательного прочтения вашего обращения, я имею честь вас проинформировать, что ваша деятельность хорошо вписывается в рамки Международного года сближения культур (2010). Действительно, ЖИПТО является одной из редких интеллектуальных игр, интересующих представителей всех культур.»

Вскоре после этого состоялась беседа в Штаб-квартире ЮНЕСКО с Катериной Стену и ее сотрудниками, которые доброжелательно приняли к сведению нашу инициативу.

Поощренные началом стратегических преобразований ЮНЕСКО, мы решили в рамках этой Программы сотрудничества с ЮНЕСКО Международной академии КОНКОРД начать эксперимент по созданию интеллектуальных и творческих Клубов КОНКОРД-ЮНЕСКО. В настоящее время эта инициатива находится в стадии обсуждения. Мы намерены привлечь внимание к ней в первую очередь сотрудников ЮНЕСКО, имеющих отношение к стратегическим преобразованиям Системы ЮНЕСКО, наиболее компетентных бывших сотрудников Организации, философов, ученых, педагогов и творческих людей, руководителей университетов и других учебных заведений.

При этом организуемые нами клубы ФИДЖИП-ЮНЕСКО и КОНКОРД-ЮНЕСКО являются частью Международного движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ и не претендуют, например, на использование символики ЮНЕСКО за исключением случаев получения необходимого для этого разрешения (https://fr.unesco.org/about-us/name_logo).

Мы хотим путем организации Клубов КОНКОРД-ЮНЕСКО оказать посильное содействовие сплочению творческих людей доброй воли с рациональным мышлением, усилению роли ЮНЕСКО как центра притяжения таких людей и катализатора наиболее интересных идей, направленных на сохранение мира и развитие образования, науки и культуру во имя повышения качества жизни для всех.

Эти клубы не должны увлекаться политическими дискуссиями, а заниматься развитием интересных и полезных для всех людей доброй воли проектов и тем. Для политических дискуссий по общим для человечества темам могут быть созданы в будущем Клубы КОНКОРД-ООН, которые могли бы потом создать близкую в ООН конфедерацию. Но этот вопрос находится на предварительной стадии изучения и выходит за рамки темы данной книги.

Клубы КОНКОРД-ЮНЕСКО предназначены для обсуждения вопросов, связанных с развитем образования, науки и культуры, прежде всего, тем статей, книг и диссертаций их участников, а также их творческих работ (фильмов, романов, мультимедийной продукции и др.), в частности, связанных с деятельностью ЮНЕСКО.

Лучшие работы членов этих клубов будут публиковаться в журналах МАК. Руководители наиболее активных Клубов КОНКОРД-ЮНЕСКО, а также содействующие их деятельности в интересах успешной реализации программ ЮНЕСКО, сотрудники и бывшие сотрудники Организации и Системы ЮНЕСКО, будут награждаться медалями и орденом Международной академии КОНКОРД [42]. После ожидаемого серьезного коммерческого успеха создаваемой группы фирм JIPTO International будут учреждены престижные научные, творческие и педагогические премии, некоторые совместно с ЮНЕСКО, которая активно ищет новых партнеров [43].

Если среди клубов ФИДЖИП-ЮНЕСКО будет много молодежных, творческих и педагогических, то клубы КОНКОРД-ЮНЕСКО могли бы организовываться в университетах и среди людей доброй воли старшего поколения со сложившимися мировоззрениями. В связи с этим представляют, например, интерес идеи Всемирного философского форума (http://wpf-unesco.org/rus/offpap/index.htm), Геоверсальной цивилизации (Чжань Шаохуа и другие), инициативы Александра А. Кононова, предлагающего развивать Общую теорию неуничтожимости человечества (ОТН) и множества объединяемых ею специальных теорий [44, 45]; много интересных тем существует в области футурологических исследований, о чем говорят бестселлеры Митио Каку и Юваль Ной Харари [46-48]; книги Юбера Ривеса, Алексея Турчина, Михаила

Батина и многих других авторов [49, 50]. В этом отношении стоит переосмыслить с современной точки зрения мысли Джулиана Хаксли и Рене Маэ [51, 52], а также ознакомиться с мировоззрением других руководителей и лидеров ЮНЕСКО.

Могут обсуждаться также книги, целью которых является снижение напряженности в отношениях между представителями различных религий, между верующими и учеными. Интересно проанализировать мирозоззрения известных людей (Толстой, Эйнштейн, Дидро, Вольтер, Франклин и др.), которые достаточно подробно описывали свои религиозные и другие взляды, а также побудить широкий круг современников описывать свои мировоззрения, чтобы усилить осознание общих проблем и необходимости сплочения людей доброй воли.

Результативность действий людей доброй воли усиливается при условии налаживания ими взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому они объективно заинтересованы и способны открыто и искренне излагать свои личные убеждения и проекты. Благородные жизненные проекты свойственны многим юношам и девушкам, излагая их они могут укрепиться в своих стремлениях и противостоять возможным соблазнам. Такие позитивные личные мировоззрения могут зародиться у них, например, под впечатлением от прочитанных книг или увиденных фильмов о жизни замечательных людей, влиянием философских учений и других причин. Но могут сохраниться и реализовываться только те благородные стремления, которые основаны на твёрдом убеждении, основанном на хорошо выработанной мысли. Таким образом, описание своих жизненных проектов и их генезиса является интересным и полезным видом деятельности для людей любого возраста.

Базовым модулем такого изложения своего мировоззрения может быть описание своего восприятия качества жизни и ценностей с включением автобиографических элементов. Непрерывные усилия по достижении и поддержанию должного уровня аналитического мышления, развитии своей креативности являются важным показателем существования у личности доброй воли. Описания таких усилий личности и их результатов относятся к наиболее интересным модулям изложения личного мировоззрения. Любой автор такого модуля может высказать свои педагогические воззрения, сформировавшиеся на основе личного опыта, сделать не просто обзор, а самоанализ своих научных и творческих работ.

Для повышения философской культуры авторов таких непрерывно совершенствуемых и дополняемых работ представляется крайне полезным знакомство с единым методом обоснования научных теорий [53-57].

Заключение

Укрепление ключевой роли ЮНЕСКО в генерировании идей и восстановление ведущей роли Организации как интеллектуального форума требует «обеспечение большей открытости ЮНЕСКО для гражданского общества, неправительственных организаций, образовательного сообщества, молодежи и частного сектора; расширение круга партнеров ЮНЕСКО». Это означает, что в 2018 году началась стратегическая трансформация не только самой Организации, но и всей Системы ЮНЕСКО.

Мы проанализировали в данной книге и высоко оценили потенциал расширения Системы ЮНЕСКО за счет сотрудничества с регионами (на примере Республики Саха (Якутии) и Квебека) и творческими городами. В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частности, мы отметили, что достаточно пробудить такой же интерес среди других жителей Земли, как в Якутии, чтобы в мире было бы более 100 000 клубов ЮНЕСКО вместо менее 3 000 сегодня и более 165 000 ассоциированных школ ЮНЕСКО, которых сегодня около 10 000.

Примером роли ЮНЕСКО в качестве катализатора идей является генезис плана создания Клубов ФИДЖИП-ЮНЕСКО и КОНКОРД-ЮНЕСКО,

подробно изложенный нами ввиду больших потенциальных возможностей таких клубов способствовать усилению роли ЮНЕСКО в качестве центра притяжения творческих людей доброй воли.

Первым этапом было признание ЖИПТО (многовариантной интеллектуальной игры и стимулятора самых различных видов творчества: художественного, литературного, педагогического, математического и др.) полезной для реализации многих программ ЮНЕСКО со стороны Заместителя Генерального директора по образованию Колин Пауэр. Результатом этого стало создание ФИДЖИП (Международной федерации ЖИПТО), что стимулировало значительную активизацию деятельности тысяч педогогов, художников и других творческих людей из Франции, Российской Федерации (прежде всего из Якутии), Казахстана, Турции и других стран.

В результате развития расширения области деятельности, существующей в рамках ФИДЖИП научной, педагогической и творческой Международной академии ЖИПТО в 2009 году была создана Международная академия КОНКОРД, имеющая целью разработку, экспертизу, тестирование и внедрение значимых (и желательно самоокупаемых) международных научных и творческих проектов. Эта академия имеет в своем составе Клуб ЕВРОТАЛАНТ, продолжающий идеи основателей международной ассациации по одаренным детям ЕВРОТАЛАНТ профессора Роберта Пажеса и доктора Жан Брюно.

Поэтому мы говорим о Международном движении ФИДЖИП-

КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ, обьединенном образовательным, научным и

культурным Проектом ЖИПТО.

Таким образом, вокруг Международной федерации ФИДЖИП, созданной для содействия программам ЮНЕСКО по образованию, культуре и науке, набирает силу широкое и перспективное международное движение. В результате описанного 25-летнего процесса, инициированного в Штаб-квартире ЮНЕСКО в 1993 году, возникла естественная идея создания экспериментальных клубов ФИДЖИП-ЮНЕСКО и КОНКОРД-ЮНЕСКО в рамках Программы сотрудничества с ЮНЕСКО Международной академии КОНКОРД.

Планируется участие в развитии Проекта ЖИПТО компании Sinet Group, активной во многих странах мира (России, США, Казахстане, Бразилии, Мексике, Южной Африке и других странах.). Стратегией развития этой компании «является содействие в переходе общества и бизнеса на новые технологии коммуникаций, доставки контента, развлечений и коммерческих услуг», она создает «для населения полезные социальные и информационные сервисы, для предпринимателей — новые инструменты ведения бизнеса, с меньшими издержками и большей прибыльностью».

Поэтому мы уверены в успешном использовании возможностей интернета и ИИ (искуственного интеллекта) для развития сетей Международного движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ. Эти сети будут готовы слиться в значительной степени с сетями Системы ЮНЕСКО, сохраняя свою самобытность. Подобные сети могут быть созданы и другими организациями и международными движениями, разделяющими идеалы ЮНЕСКО, причем один и тот же человек доброй воли должен иметь возможность участвовать в нескольких сетях для установления полезных контактов и популяризации своего творчества.

Мы уверены, что возможности интернета и ИИ неизбежно будут

максимально использованы в начавшейся в 2018 году стратегической

трансформации ЮНЕСКО.

Литература

1. L'UNESCO et les villes partenaires, Publié par l'UNESCO, édition 2008. - 23 p.

2. Programme des villes créatives de l'UNESCO pour un développement durable, UNESCO, 2018. - 200 p.

3. List of Clubs, Associations and Centres for UNESCO (As of May 2018, 2079 TOTAL). - 153 с.

4. Maurel Chloé. L'UNESCO de 1945 à 1974. Thèse de doctorat d'histoire

contemporaine préparée sous la direction de M. Pascal Ory. Volume 1. - Université de Paris I,

Juin 2005. - 1169 p.

5. Journalism, "Fake News" & Disinformation, Handbook for Journalism Education and Training, UNESCO Series on Journalism Education, 2018. - 128 p.

6. Guide pratique des Clubs pour l'UNESCO, Édition 2009. - 34 p.

7. Томский Г.В. ЖИПТО: Учебник инструктора. - Amazon Kindle, 2016. - 75 с.

8. Томский Г.В. ФИДЖИП: Международная федерация для всех, 2016 (Amazon Kindle). - 102 с.

9. Томский Г.В. ЖИПТО и художественное творчество для всех (Amazon Kindle). - 101 с.

10. Томский Г.В. ЖИПТО и искусство фотографии всех (Amazon Kindle). - 108 с.

11. Томский Г.В. ЖИПТО и литературное творчество для всех (Amazon Kindle).

- 117 с.

12. Томский Г.В. Элементарная геометрия преследования, 2017 (Amazon Kindle).

- 211 с.

13. Томский Г.В. Математика ЖИПТО и темы для исследований, 2016 (Amazon Kindle). - 120 с.

14. Томский Г.В. Математические таланты: Система безошибочного определения, 2017 (Amazon Kindle). - 88 с.

15. Томский Г.В. Интеллектуальные игры и образование, 2017 (Amazon Kindle). -

123 с.

16. Томский Г.В. ЖИПТО и образование: Теоретические основы Системы ДИП, 2016 (Amazon Kindle). - 216 с.

17. Томский Г.В. Защита интеллектуальной собственности на примере ЖИПТО, 2016 (Amazon Kindle). - 117 с.

18. Tomski G. JIPTO artistiques (JIPTO-Livres, 2013, N 2). - Editions du JIPTO, 2013. - 32 p. (Художественные композиции ЖИПТО)

19. Tomski G. Compositions photographiques (JIPTO-Livres, 2013, N 3). - Editions du JIPTO, 2013. - 32 p. (Фотографические композиции ЖИПТО)

20. Tomski G. BD-JIPTO (JIPTO-Livres, 2013, N 4). - Editions du JIPTO, 2013. - 23 p. (ЖИПТО-комиксы)

21. Tomski G. Festival du JIPTO en Sibérie (JIPTO-Livres, 2013, N 5). - Editions du JIPTO, 2013. - 26 p.

22. Tomski G. JIPTO artistiques : Hommage aux grands maîtres (JIPTO-Livres, 2014, N 3). - Editions du JIPTO, 2014. - 52 p.

23. Tomski G. Thomas Cole (JIPTO-Livres, 2014, N 4). - Editions du JIPTO, 2014. -

28 p.

24. Tomski G. Rushan Shamsutdinov /Рушан Шамсутдинов (JIPTO-Livres, 2015, N 1). - Editions du JIPTO, 2015. - 30 p.

25. Tomski G. Юлия Митченко (JIPTO-Livres, 2015, N 2). - Editions du JIPTO, 2015. - 42 p.

26. Tomski G. Файз Камалов (JIPTO-Livres, 2015, N 3). - Editions du JIPTO, 2015. -

42 p.

27. Tomski G. Yakoutie (JIPTO-Livres, 2015, N 4). - Editions du JIPTO, 2015. - 42 p.

28. Tomski G. LeonPetrosyan (JIPTO-Livres, 2016, N 1). - Editions du JIPTO, 2015. -

52 p.

29. ЖИПТО-книга про Исландию (JIPTO-Livres, N 2) - Editions du JIPTO, 2016. -

83 c.

30. Islande : Nature et lumière (JIPTO-Livres, N 3) - Editions du JIPTO, 2016. - 83 p.

31. Sergey Soncev (JIPTO-Livres, 2017, N 1). - Editions du JIPTO, 2015. - 56 p.

32.NikolaïRerikh (JIPTO-Livres, 2018, N 1). - Editions du JIPTO, 2015. - 71 p.

33. Tapisserie de Bayeux (JIPTO-Livres, 2018, N 2). - Edition du JIPTO, 2018. - 40 p.

34. Louis Janmot (JIPTO-Livres, 2018, N 3). - Edition du JIPTO, 2018. - 34 p.

35. Compositions du JIPTO : Patrimoine mondiale. - Editions du JIPTO. - 75 p.

36. Томский Г.В. Использование ЖИПТО для публичной дипломатии и имиджевой политики, 2017 (Amazon Kindle). - 87 с.

37. Томский Г.В. Международная академия КОНКОРД // CONCORDE, 2018, N 4, р. 3-20.

38. Томский Г.В. Программы и проекты Международной академии КОНКОРД, 2018 (Amazon Kindle). - 205 c.

39. Edmond Jouve. De la Francophonie des États à la Francophonie populaire // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2018, N 4, p.3-7.

40. Tomski G. Développement du JIPTO en France et ses perspectives // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2018, N 4, р. 101-120.

41. Томский Г.В. Мероприятие в ЮНЕСКО, посвященное 25-летию ФИДЖИП и 30-летию изобретения базовой версии ЖИПТО // CONCORDE, 2019, N 1, р. 53-77.

42. Томский Г.В. Медали и орден Международной академии КОНКОРД (Académie internationale CONCORDE) и наградная кампания 2019 года // CONCORDE, 2019, N 1, р. 44-52.

43. Сотрудничайте с ЮНЕСКО. Оставьте свой след. — ЮНЕСКО, 2016. - 20 р.

44. Кононов А.А. Общая теория неуничтожимости человечества // CONCORDE, 2015, N 1, p. 30-67.

45. Kononov A.A. The problem of manking industructibility in disastrously unpedictable environnement // CONCORDE, 2015, N 1, p. 68-75.

46. Kaku M. Parallel Worlds: The Science of Alternative Universes and Our Future in

the Cosmos. - Penguin, 2006. - 448 p.

Version russe измерениях и будущ : Каку М. Параллельные миры: Об устройстве мироздания, высших ем Космоса. — М.: Издательство «София», 2008. —416 с.

47. Kaku M. The Future of the Mind: The Scientific Quest to Understand, Enhance,

and Empower the Mind. - Doubleday, 2014. - 400 p.

48. Harari Y.N. Homo deus : Une brève histoire de l'avenir. - Albin Michel, 2015. -

464 p.

49. Reeves H. L'heure de s'enivrer : L'univers a-t-il un sens ? Seuil, 1986. - 280 p.

50. Турчин А.В. Батин М.А. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? - М.: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2013, - 263 с.

51. Huxley J. L'UNESCO, ses buts et sa philosophie, Commission préparatoire de l'Organisation des Nations Unies pour l'Éducation, la Science et la Culture, 1946. - 72 p.

52. Maheu R. La civilisation de l'universel, inventeur de l'avenir, Laffont Gonthier, 1966. - 282 p.

53. Воин А.М. Проект программы повышения уровня аналитического мышления // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2018, N 3, р, 3-15.

54. Voin A.M. Draft upgrade programme analytical thinking // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2019, N 1, p. 3-16.

55. Воин А.М. Единый метод обоснования научных теорий. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 268 с.

56. Воин А.М. Неорационализм - духовный рационализм. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 259 с

57. Voin A.M. New rationalism - spirit rationalism. Chapters 1-3 // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2019, N 1, p. 17-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.