Научная статья на тему 'Жетонизация молочных предприятий'

Жетонизация молочных предприятий Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жетонизация молочных предприятий»

Д-р М. Я. ХАЗАИОВИЧ (Ленинград)

Жетонизация молочных предприятий

Молочная промышленность Ленинградской области долго являлась отсталой в санитарном отношении. Черпая сырьевые ресурсы в прогрессивно растущем животноводстве, молочная промышленность сконцентрировала их в целой сети первичных (глубинных) и центральных (пристанционных) молочносливных пунктов и молочных совхозов, являющихся основными поставщиками молочного сырья для молокообрабатывающих предприятий системы ЛОК, Главмолоко, ЛСПО, Севзапсоюза и Ленмаслопрома.

На 1 января 1934 г. указанные системы объединяли 4 846 предприятий, в том числе 3 024 сливных пунктов глубинных, 426 центральных, 686 сепароторных, 234 молочных завода, 44 сметанных пункта, 26 молочных совхозов и 353 сыродельных завода.

Развертывая молочную промышленность, хозяйственные организации не заботились о выполнении санитарно-гигиенических требований при дойке коров, хранении, транспортировке и переработке молока!

Совершенно безотрадную картину с точки зрения санитарии представляла молокопроводящая и перерабатывающая сеть Ленинградской области накануне решения ЦК ВКП(б) от 22 декабря 1933 г.

Глубинный пункт обычно ютился в одной комнате густо населенной деревенской избы. Комната эта с общим ходом через сени не имела даже элементарного санитарного оснащения. Близость скотного двора и примитивной уборной, грязное содержание стойл, отсутствие должного ухода за самим молочным скотом, недоброкачественная и бактериально загрязненная вода, употреблявшаяся для мытья посуды и инвентаря, дополняли картину антисанитарного состояния этого основного звена молочной промышленности.

Первичный сливной пункт подчас ютился в кладовых, хлевах, сенях, в жилых комнатах, в которых бидоны с молоком размещались среди кроватей на полу, у входа. Нередко к молоку имели свободный доступ домашние животные и птицы.

Центральный (пристанционный) молочносливной пункт и молочный завод являются вторым резервуаром, куда молоко поступает от первичных пунктов колхозного и единоличного сектора, МТФ и совхозов. Здесь уже происходят некоторые процессы переработки молока: фильтрация, охлаждение, сепарирование, приготовление творога из обрата и сметаны из скисших сливок. В центральных пунктах обычно мало отдельных помещений, поэтому производственные процессы территориально не разграничены, и зачастую приемка молока производилась там же; где происходит мойка тары и экспедирование молока и других молочных продуктов.

Не было разделения между цельномолочным и кисломолочным процессами. Плохо было поставлено водоснабжение: вода часто привозилась в бочках из заболоченных прудов, озер и загрязненных колодцев. Удаление отработанных вод не обеспечивалось отводящими канализационными трубами, и грязные воды уходили в подполье, где заболачивали и загрязняли почву. Для сушки посуды (бидонов) использовались изгороди, дворы, завалинки и даже крыши. Фильтрация молока производилась через старые тряпки.

На укупорку бидонов шли старые газеты, журналы, ветошь и всякая макулатура. Пломбировались бидоны легко разжимаемыми рукой пломбами. Специального транспорта не было, и молоко перевозилось на телегах и санях, иногда не очищенных от только что перевезенного навоза. Больше половины предприятий не имели уборных. Немощеные дворы почти всегда были покрыты толстым слоем навоза. В преобладающем числе случаев по соседству со сливными пунктами и маслозаводами находились скотные дворы, кишевшие мухами. Сдатчики молока беспрепятственно допускались в производственные помещения.

Не все молочные заводы (а центральные сливные пункты подавно) имели холодильные установки. Ледников было мало, а ветхое состояние и примитивное устройство их обеспечивало сохранение льда лишь до июня—июля. Ваннами для хранения льда была обеспечена только половина молочных заводов. Оборудование твердым и мягким инвентарем поражало своей бедностью: сплошь и рядом отсутство вали такие элементарные предметы, как лохани, тазы, индивидуальные шкафчики, молококамеры, термометры, ареометры, марля, пергаментная бумага. О личной гигиене говорить не приходилось. Борьба с бациллоносительством велась случайно. Ликвидация санитарной неграмотности находилась в зачаточном состоянии. Лабораторий было мало, оборудование их—весьма примитивно, а обслуживающий персонал плохо знал свое дело.

Перевозка молока по железной дороге производилась не в изотермических вагонах, а преимущественно в товарных. До погрузки молоко иногда подолгу хранилось на солнцепеке. Бруцеллезное и туберкулезное молоко часто не выделялось особо и на местах заготовок пастеризации или стерилизации не подвергалось.

Не лучше дело обстояло на сыродельнях и маслозаводах.

Такое положение являлось угрозой здоровью широких масс потребителей.

■Изучение брюшнотифозных заболеваний в Ленинградской области дало возможность в одном из эпидемических очагов установить 'прямую связь заболеваний .с систематическим обсеменением .молока бациллоносителями. Такое обсеменение в 1934 г. дало вспышку ¡в 58 заболеваний абдоминальным тифом в совхозе «Прогресс» (Боровичского района), правда, быстро ликвидированную. В некоторых района« Ленинградской области заболевания брюшным тифом в ьзвестной мере были обусловлены употреблением обсемененного молока.

О механической и бактериальной загрязненности молока, проходящего через молокопроводящую сеть Ленинградской области, можно судить по данным 1 687 выборочных лабораторных исследований, произведенных в 1934 г. По этим данным качество молока в Ленинградской области характеризовалось в 1934 г. следующими цифрами: жира 3,24—4,3%, мехалическая загрязненность по ОСТ 6674: I—>72,6 (88,211%), II —11,5 (26,1%), III —0,41 (1,38%); бактериальная загрязненность в 1 см3 2 348 ООО—22 986'ООО.

Вследствие неналаженности режима хранения и плохих условий транспортировки молоко подвергалось скисанию. По данным за 1934 г. скисание наблюдалось в отдельных районах в пределах от 5,2 до 19%.

Такое неблагополучие молока (гевр. молочных изделий) заставило Ленинградский облздравотдел провести коренные оздоровительные мероприятия с единовременным охватом ими всех объектов молочной промышленности

Президиумом Леноблисполкома был утвержден 21 октября 1934 г. проект обязательного постановления о перерегистрации (жетонизации) молочных предприятий. Это постановление обязывало госсанинспекторов области в течение месячного срока произвести обследование всех объектов молочной промышленности и предъявить им на основе выработанной инструкции (в соответствии с «Правилами по устройству, оборудованию и эксплоатации молочных предприятий», изданными облисполкомом в 1933 г.) конкретные требования по оздоровлению каждого молочного предприятия. Это постановление обязывало установить жесткие сроки для выполнения предъявленных требований, причем предельной датой являлось 1 апреля 1935 г. Предприятия, не выполнившие требований в срок, подлежали закрытию, .а руководители их — административному взысканию или привлечению к уголовной ответственности по ст.ст. 112 и 111 УК. Выполнившим требования предприятиям ГСИ выдает удостоверения (жетоны) сроком на один год на право функционирования.

Для реализации этого серьезнейшего акта органами Госсанинспекции на местах при участии местных хозяйственников были проведены, совещания, на которых широко были освещены цели и задачи жетонизации. Для активизирования работы и живого руководства ходом жетонизации были в область направлены госсанинспекторы аппарата облздравотдела, объехавшие наиболее насыщенные молочными предприятиями районы. Для поднятия работы в отстающих районах г:ри облздравотделе были проведены конференции вызванных с мест госсанинс-пекторов совместно с хозяйственниками, возглавляющими областные молочные организации.

Уже в январе 1905 г. стало ясно, что руководители основных молочных предприятий (Главмолоко, ЛСПО, Севзапсоюз) отнеслись к обязательному по-, -становлению несерьезно, ссылаясь на «объективные условия»—отсутствие средств для осуществления требования Госсанинспекции, а Севзапсоюз и совсем успокоился, подав докладную записку в облисполком с просьбой распространить на подведомственные ему молочные предприятия требования лишь в части осуществления элементов туалетной санитарии. Более деловой подход проявил Ленмаслопром: созвал областную конференцию, проработал конкретный план осуществления жетонизации, по-большевистски взялся за реализацию решения Леноблисполкома.

Для быстрейшего проведения в жизнь жетонизации молочных предприятий областная госсанинспекция.наряду с усилением на местах карательной политики поставила этот вопрос перед обкомом ВИЩб) и облисполкомом, которые, подтвердив категоричность опубликованного обязательного постановления, предложили приступить к закрытию предприятий, не выполнивших требований Гос-■санинспекции.

Из всех находящихся в Ленинградской области 4 846 молочных предприятий вручены были требования 4 837 (99,8%). Закрыты как не отвечающие санитарным требованиям 358 предприятий (7,3%). Признаны санитарно пригодными после выполнения большинства требований ГСИ 4 479 предприятий (92,4%). Остаются под угрозой закрытия 0,3% молочных предприятий, участь которых пока еще не решена.

Из числа предприятий, получивших жетоны на право функционирования, 42% должны в 1936 г. дополнительно осуществить ряд санитарных мероприятий, после чего они будут полностью приведены в удовлетворительное санитарное состояние.

Для создания реальных возможностей к осуществлению необходимого комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в молочной промышленности по каждому району области составлен совместно с областными хозяйственниками план работ, которые должны быть проведены в 1936 г. Каждому мероприятию дана надлежащая оценка и отведено соответствующее место в титульных списках. Для реализации плана предприятиями Ленмаслопрома потребуется в теку-

щем году 50 700 рублей, предприятиям системы ЛОК Глазмолоко — 1 052 397 рублей.

Жетонизация молочных предприятий Ленинградской области з 1935 г. дала весьма ободряющие результаты. Из 3 182 молокослив-ных пунктов выведено из жилых домов 738 (23,11%), изолировано от жилых помещений 861 (27%). Таким образом изолировано 50,1% всех пунктов. Количество комплектов санитарной одежды на одного рабочего вместо 0—0,5 доведено до двух, а в некоторых районах (Маловишерском, Пришексинском, Лужском, Мошенском, Кадуйском, Чагодощенском, Окуловском, Куйвозовском, Плюсском, Боровичском, Пестовском, г. Череповце, Новгороде) — до трех.

За этот же период увеличено число помещений на 342, приобретено 2 679 умывальников, выделено 622 отдельных моечных помещений, устроено вновь 228 холодильных установок, 221 ледников, 278 уборных, 428 мусорных ям, 348 колодцев, 18 водопроводов, 13 канализационных систем, установлено 2 354 бачка с хлорной водой, ликвидирована санитарная неграмотность среди 6 835 рабочих. Подавляющая часть (92,4%) маслодельных, сыродельных, молочных заводов и сливных пунктов прошла через оздоровительный ремонт. Многие объекты молочной промышленности прошли через капитальный ремонт с перепланировкой, расширением и переоборудованием производственных зданий.

Ряд сепараторных, сметанных и других пунктов, которые годами не только не ремонтировались, но и не видали кисти, под давлением жестко осуществляемого ГСИ Ленинградской области постано вления о жетонизации совершенно преобразился. Отсталые в сан < тарном отношении Анисимовский, ¡Кокунинский, Погорельский, За.-озерский сливкоотделительные пункты Пришексинского района вынуждены были перестлать или устроить заново полы, переоборудовать помещения, побелить их, обзавестись ледниками, умывальниками, мылом, полотенцами, халатами, щетками для рук, бачками с хлорной водой, вылуженными бидонами, пломбами для них, устроили заборы вокруг своих участков, мусорохранилища. Маслозаводы этого района отремонтированы, приведены в порядок водоснабжение и канализация; рабочие одеты в чистую санодежду и проведены через санитарные курсы.

Эти мероприятия не только снизили механическую и бактериальную загрязненность молока и молочных изделий, не только уменьшили процент скисшего молока, но и улучшили качество продукции молочных и сыродельных предприятий и маслозаводов. На основании результатов 102 выборочных контрольных исследований молока, произведенных в течение ноября и декабря 1935 г., установлено, что-средняя механическая загрязненность составляет 72%, бактериальная загрязненность (счет колоний) в 1 г колеблется в пределах от 28 000 до 800 000, скисание молока не превышало в среднем 2%.

Маслозаводы Ленмаслопрома, активнее боровшиеся за внедрение элементов санитарной культуры и успешнее справившиеся с жето-низацией, добились повышения бальной оценки и сортности своей продукции. Например, Любницкий маслозавод (Лычковского района) поднял бальность масла с 88 до -91 балла, Пришексинский РИП — с 88,5 до 93,4 балла. Медведский маслозавод — с 84 до 88,3 и т. д.

Приведенные данные убедительно доказывают, какой положительный эффект дало постановление Ленинградского облисполкома о жетонизации в области. Оно не только всколыхнуло и опрокинуло дедовские методы приемки и переработки молока в присутствии пе-

туха, кошки, собаки, в условиях стойла, хлева, сеней, немытых рук, сохнущих пеленок, портянок, готовящегося пойла для скота, но создало и неизбежно укрепит прочную базу для подлинной гигиени-зации процессов заготовки и дальнейшей переработки молока в молочные продукты.

Выводы

1. Решительная и настойчивая реализация Госсанинспекцией Ленинградской области обязательного постановления Леноблисполкома о жетонизации молочных предприятий привела к коренному и действенному оздоровлению большинства этих предприятий.

2. Результаты оздоровления молочных предприятий, достигнутые на основе жетонизации, определяют дальнейшие перспективы работы областной госсанинспекции, вооружая ее эффективным методом по оздоровлению объектов пищевой промышленности.

Этот метод стимулирует ГСИ к развертыванию такой же массовой работы по оздоровлению объектов общественного питания и предприятий пищевой промышленности.

Д-р В. Г. ПОМЕРАНЦЕВ (Орехово-Зуево)

Опыт анализа бюджета рабочего времени помощника врача-эпидемиолога

Санитарная организация не может оставаться в стороне от того мощного движения по социалистической перестройке труда, которое носит общее название стахановского движения. Само собой понятно, что здесь не может иметь места прямой перенос стахановских методов, применяемых в промышленности, но смысл, сущность этого движения, т. е. резкое повышение производительности труда, повышение качества работы должны быть усвоены и нами.

Улучшение работы санитарного врача требует внимательного анализа его теперешней работы. Настоящая статья и является изложением опыта анализа работы помощника врача-эпидемиолога. Мы выбрали для изучения работу именно эпидемиолога потому, что он является очень ответственным звеном в деле санитарного обслуживания населения нашего города.

Врач-эпидемиолог Орехова-Зуева имеет шесть помощников, обслуживающих город по территориальному принципу. Т. Б., один из этих помощников, бюджет времени которой мы изучали, обслуживает Пролетарский район; это один из типичных для нашего города рабочих района. Т. Б. окончила Орехово-Заевский медтехникум и работает помощником санитарного врача два года. Она вела учет своего времени после предварительного инструктирования и под последующим наблюдением врача. В дневнике в течение 27 дней отмечалось с точностью до 1 минуты время начала и конца каждого элемента работы и перерывов в ней. -Из этих 27 дней было 5 дней отдыха, 2 дня дежурства на санитарной станции, а остальные 20 дней приходятся на работу по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.