Д-р В. П. ЛЕБЕДЕВА (Москва) Зам. главного госоанинспектора Р|СФОР.
Итоги и перспективы работы Госсанинспекции РСФСР
Идея о необходимости организации ГСИ возникла в 1933 г. вследствие грубого нарушения предприятиями пищевой промышленности и общественного питания основных требований санитарии.
Г^И была создана в 1934 г. За двухлетний срок своего существования она успела добиться определенных успехов и завоевать авторитет у хозяйственников. Если на XVI съезде советов Госсанинспекцию упрекали за-то, что она не научилась еще использовать предоставленные ей правительством крупные полномочия, то теперь для таких упреков нет оснований. В тех случаях, когда это вызывается необходимостью, ГСИ умеет разговаривать с хозяйственниками полным и достаточно твердым голосом.
Совместными усилиями ГСИ и НКПищепрома по внедрению санитарных норм и правил в повседневный режим работы пищевых предприятий удалось изжить острый период неблагополучия в этой отрасли народного хозяйства. Например, в настоящее время в крупных центрах уже нет ни одной столовой, где скоропортящиеся продукты не хранились бы в специальном холодном помещении, где бы столовая не была обеспечен^ льдом.
Столовые перестали быть очагами пищевых отравлений и в этом— крупная заслуга ГСИ.
Теперь мы боремся уже не за относительную, а за безупречную чистоту помещений, одежды, посуды, приготовления пищи в заготовочных, в кухне и т. д. Эта работа —еще впереди.
В 1933 г. в РСФСР было зарегистрировано 202 вспышки пищевых отравлений с 25000 человек пострадавших, а в 1935 г. мы имели только 117 вспышек и 4 000 сравнительно легких отравлений. Конечно, и это недопустимо, но все же значительное улучшение совершенно бесспорно. Укрупнение столовых и перевод их в более приспособленные помещения позволяет ГСИ еще шире развернуть борьбу за образцовую чистоту в общественных столовых.
В истекшем году ГСИ обследовала также ряд отраслей пищевой промышленности.
Чрезвычайно неблагополучной явилась в 1934 г. бродильная промышленность, недоброкачественная продукция которой в ряде случаев вызвала вспышки желудочно-кишечных заболеваний. Анализ пива и фруктовых вод, показал значительное загрязнение их кишечной палочкой.
ГСИ обследовала почти все пивные заводы и мелкие предприятия по изготовлению безалкогольных напитков: проверила технологический процесс, заставила продезинфицировать, прочистить и промыть
отдельные части аппаратуры, загрязненные кишечной палочкой (трубопроводы, тарелки, где созревает пиво и пр.), ввела двойной бракераж продукции, лабораторный контроль и добилась того, что кишечная палочка исчезла. Теперь пиво и квас почти всюду можно пить совершенно безбоязненно.
В связи с отменой хлебных карточек была обследована хлебопекарная промышленность. На крупных хлебозаводах Главхлеба в общем все оказалось в порядке: производственные процессы механизированы, прикосновение рук к сырью и готовой продукции почти сведено к нулю, рабочие обеспечены душами, чистой спецодеждой. В цехах полы выложены плитками, повсюду чистота.
Несравненно хуже обстоит дело в хлебопекарнях нетрестирован-ного хлебопечения системы потребительских союзов. Почти все хлебопекарни находятся в неприспособленных помещениях. Одно предприятие (Московская область) помещалось даже в непосредственном соседстве с ассенизационным обозом (конечно, ГСИ эту пекарню закрыла). Некоторые пекарни размещены в клетушках без единого окна. Складские помещения не удовлетворяют своему назначению, и мука частенько хранится под открытым небом (даже в Московской и Ленинградской областях).
Местной ГСИ почти всех областей еще много придется поработать, чтобы привести хлебопекарни в должное состояние и добиться от исполкомов большего внимания к этой отрасли пищевой промышленности.
Не лучше обстоит дело с хлебопекарнями ОРСов, НКТяжпрома и особенно НКЛеса.
ГСИ проверила рыбные промыслы, консервные заводы, мясокомбинаты. И здесь положение далеко неблестящее, но оно неуклонно улучшается. Даже пресловутая Ивановская бойня, по поводу которой ГСИ почти два года воевала с Главмясом, переведена наконец в более подходящее помещение. Плохо обстоит дело с мелкими бойнями. Едва ли их придется привести в порядок в 1936 г., так как отпущенные на это средства совершенно недостаточны.
Неблагополучно в'санитарном отношении со складским хозяйством. Пропускная способность складов Союзрыбосбыта, Союзплодо-овощи, НКВнуторга, недостаточна. Помещения сплошь и рядом сырые, неотапливаемые, без стеллажей для хранения продуктов. В текущем году ГСИ будет упорно добиваться необходимых капиталовложений для постройки новых складов и упорядочения старых.
План 1936 г. предусматривает обследование ГСИ молочно-масля-ной промышленности и торговой сети. Рынки и продуктовые магазины требуют еще большой работы по приведению их в порядок. Наряду с безукоризненными мясными и рыбными магазинами НКПи-щепрома, снабженными холодильными установками, прекрасными кладовыми и т. д., немало еще осталось грязноватых «продмагов», полных летом мух, где продукты не защищены даже марлей. ГСИ должна заставить хозяйственников раз навсегда покончить с этими пережитками старины. Советские пищевые предприятия и продуктовые магазины должны быть безупречными во всех отношенйях, в первую очередь в санитарном; это дело чести ГСИ.
В истекшем году ряд местных органов ГС1И дали образцы твердости и настойчивости в реализации принципов государственного сайитарного контроля. Приведем несколько примеров:
В Ленинграде ГСИ (руководитель пищевой санитарной инспекции т. Аграновский) в период подготовки к весенне-летнему периоду были тщательно обследованы все пищевые предприятия, причем получили возможность функциониро-
вать только те, которые выполняли все предписания санитарной инспекции. Много предприятий было закрыто (в том числе 119 столовых), в ряде других хозяйственники вынуждены были произвести крупный ремонт. Таким путем удалось предупредить массовые пищевые отравления (в ,1904 г. в Ленинграде было семь вспышек отравлений, а в 1936 г.—одна).
¡На отмену карточной системы ленинградская ГСИ тотчас реагировала проверкой 558 магазинов товаропроводящей сети. Кое-кто из хозяйственников был привлечен к уголовной ответственности, 94 завмага оштрафованы, 25 получили выговоры. Эти меры дали должный эфект; санитарное состояние магазинов значительно улучшилось.
В Азово-Черноморском крае {краевой гос. санитарный пищевой инспектор — т. Зальцман) в результате проведения санитарной паспортизации пищевых предприятий значительно улучшилось их санитарное состояние. За невыполнение предложений ГСИ временно закрыто 97 столовых и 13 хлебопекарен (из 240 обследованных).
В Москве (городской санитарнопищевой инспектор — т. 'Сморгонский) была проведена тщательная подготовка пищевых предприятий к весенне-летнему пе-нериоду, в первую очередь предприятий общественного питания. За антисанитарное состояние было закрыто 107 столовых и 112 буфетов. Это подействовало, и пищевые предприятия сильно подтянулись. В 1935 г. в Москве не было массовых пищевых отравлений.
Хорошо работала и Ленинградская областная ГСй (областной санитарный пищевой инспектор т. Хазанович). Она заставила мурманские рыбные промыслы провести ряд санитарных мероприятий: механическую обработку и дезинфекцию рыбных траулеров после каждого рейса, регулярную уборку астакад; прекращение спуска мусора и отходов в подпольные помещения, очистку от разного хлама территории рыбо-порта и покрытие разрывов между зданиями плотным настилом; устройство шлако-бетонированных уборных с механической промывкой, турецкими очками и писсуарами с подведенйой водой и кранами, постройку тесового склада для соли, устройство 8 барабанов для механической мойки рыбы, обеспечение систематической санитарной обработки и медосмотра рабочих и т. д.
Огромной важности задачи стоят в данный момент перед санитарным надзором в области коммунального хозяйства. Особую актуальность приобретает борьба с загрязнением источников водоснабжения сточными водами заводов, а воздуха крупных промышленных центров— газами и дымом промышленных предприятий. Установка газо-и дымоуловителей и устройство очистных сооружений для сточных промышленных вод — вот пути решения этих задач.
Очень большую работу проделала ГСИ при составлении генеральных планов реконструкции и расширения строительства городов. Из доклада т. Молотова на последней сессии ЦИК СССР видно, какой поистине грандиозный размах в 1936 г. дается нашему народному хозяйству и на базе его — культурно-бытовому, строительству. В одно лишь коммунальное строительство в текущем году вкладывается по СССР 8 миллиардов рублей. К таким невиданным масштабам оказались мало подготовленными и санитарные работники, и научные институты, да и вся наша советская общественность.
Гигантские темпы социалистической стройки на первых порах (1929—1930 г.) оказались не по-плечу нашим ученым и поставили их втупик. Вспомним хотя бы левацкие загибы Сабсовича, который собирался реконструировать весь Советский союз, и город, и деревню в три пятилетки, построив бесчисленное количество и агрогородов, и индустриальных центров — и все за счет государственного бюджета. Вспомним дезурбанистов. Извращая учение Маркса—Энгельса— Ленина об уничтожении противоположности., между городом и деревней, они выступали со схемой «социалистического расселения». Эти «строители автомобильного социализма» планировали дома на большом расстоянии друг от друга с расчетом на автотранспорт, причем они собирались предоставить каждому члену семьи и иждивенцу не отдельную комнату, а целое строение.
Другие загибщики, делая упор почти на принудительное обобществление быта, проектировали здания чуть ли не в полтора километра длиной, с общественными кухнями, столовыми, библиотеками, комнатами для занятий, детскими учреждениями и проч. Семейные квартиры упразднялись: каждый взрослый должен был иметь свою комнату преимущественно для сна и отдыха, а жить ему предлагалось на людях. О благоустройстве городов и речи не было. Дискутировался вопрос о городе вообще, отвлеченном социалистическом городе. А пока дискутировали, города возникали без всякой организационной планировки: строился Магнитогорск, Сталинград и др.
Социализм никогда не предполагал уничтожения городов—он уничтожает лишь те уродства капиталистического города, которые наше поколение застало. Социализм уничтожает гнилые и грязные окраины, скученность, полное пренебрежение к бытовым нуждам рабочих, но не самый город.
Для нас город — центр, организующий коллективное производство, коллективную жизнь. Это не город отдельных коттеджей, отдельных семейных гнезд, но и не город казарм. ЦК нашей партии решительно покончил со всеми загибами в градостроительстве и в своем решении 16ЛЛ1930 г. дал конкретные указания, чем следует руководствоваться при планировке городов. В этом постановлении ЦК сказано:*
«При строительстве рабочих поселков при новых промышленных предприятиях — обеспечить достаточную зеленую площадь между производственными и жилыми зонами, пути и средства сообщения и предусмотреть оборудование этих поселков водопроводом, электрическим освещением, банями, прачечными, общественными столовыми, детскими учреждениями, школами, медицинской помощью. В новом строительстве должны быть максимально обеспечены доступные гигиенические условия и удобства».
Выполняются ли на практике эти четкие указания? Нет, еще не выполняются. Госсанинспекции и в центре и на местах приходится сталкиваться с недооценкой санитарно-гигиенических требований при постройке рабочих поселков. А ведь эти поселки—зародыши будущих социалистических городов. В Магнитогорске, например, до сих пор нет полной канализации. Больница там очутилась в центре цехов, и чтобы пробраться к ней, нужно пересечь 12 рельсовых путей.
В последнее время в планировании городов заметны некоторые-улучшения, хотя далеко недостаточные. В известной мере это заслуга и ГСИ. Она начинает играть все большую роль в решении вопросов расположения промышленных предприятий, в установлении разрывов между промышленными и жилыми зданиями, в устройстве защитных зеленых зон и зон санитарной охраны, а особенно в проблеме сточных вод. Теперь ГСИ дана возможность делать свои указания до начала строительства. Чаще всего генеральный план строительства городов и размещения предприятия даже согласуется сг Госсанинспекцией, и она во-время может предъявить необходимые требования санитарного порядка и исправить ошибки проектировщиков. Но все-таки недоделок здесь бесконечное количество;
Из сказанного ясно, что роль коммунальной Госсанинспекции стала большой. Но одновременно возросли и те требования, которые" ставит жизнь перед ГСИ.
Мы имеем уже постановление ЦК ВКП(б) о реконструкции Москвы. За Москвой последует разработка генеральных планов реконструкции1
и других городов (Ленинград, Харьков и др.). По существу эта реконструкция городов уже производится полным ходом, потому что почти нет города, который бы не разрастался, где не было бы громадных капиталовложений в новое строительство-—коммунальное и промышленное.
Возьмем хотя бы школьное строительство. В 1936 г. НКПрос должен выстроить 4 300 новых школ, из них 1 500 в городах, и школьной ГСИ приходится упорно бороться за обеспечение школ достаточными зелеными участками, за правильное размещение школьных зданий по отношению к странам света, за школьную вентиляцию, достаточные по размерам раздевалки, благоустроенные уборные и другие санитарно-гигиенические условия.
Почти нет -крупных городов, где бы не строилось предприятий пищевой промышленности (мясокомбинаты, молочные заводы и т. д.). И здесь для ГСИ открывается широкое поле деятельности.
Колоссальные суммы вкладываются в текущем году в городскбе жилищное строительство, которое в дальнейшем еще более расширится. Поэтому вопросы размещения возникающих промышленных предприятий, планировки жилых кварталов, водозабора нужно ставить теперь перспективно, учитывая, что наши города будут непрерывно расти.
Нужно помнить, .что реконструкция наших городов — это в первую очередь сталинская забота о человеке, об удовлетворении повседневных нужд трудящихся.
В ближайшее время ВСКХ вносит в Союзное правительство закон о планировке городов. В этом законе должны быть предусмотрены плотность населения кварталов, сквозное проветривание городских кварталов, обязательные свободные пространства, нормы освещенности помещений, этажность, размеры жилых зданий, место детских учреждений в планировке многоэтажных домов. ГСИ РСФСР в разработке этого закона приняла активное участие и дала ряд замечаний в соответствии с требованиями санитарии и гигиены.
Примером неправильной планировки могут служить Сельмаш в Ростове н/Дону. Этот крупнейший завод расположен в северо-восточной части города, откуда чаще всего дует ветер. Естественно, что заводские гавы и дым беспрерывно заполняют воздух города. Завод расположен далеко от Дона, который мог бы служить транспортной артерией. Поэтому пришлось провести железную дорогу через город.
Примером того, как не надо планировать, является и Сталинград, где новые жилые кварталы возникал-и стихийно, без дорог, без света, без каначчизации. Они расположены таким образом, что отрезали у населения пути к Волге. В данный момент планировка Сталинграда пересматривается, чтобы сделать Волгу доступной для жителей города.
Следует отметить энергичную работу госсанинспектора Сталинграда т. Литвинова, который с громадными усилиями добился того, чтобы место забора воды для Сталинграда было установлено выше города, в безупречных санитарных условиях. При громадном протяжении города (около 60 км) и большом количестве промышленных предприятий это оказалось нелегкой задачей.
Очень трудна работа ГСИ по предупредительному санитарному надзору. Обязательные постановления местных советов о том, что ни один строительный проект не принимается для рассмотрения без заключения ГСИ, изданы исполкомами лишь для Москвы, Московской области, Ростова н/Дону и Украины. В остальных пунктах ГСИ приходится упорной борьбой добиваться реализации своих прав в данной области.
Много внимания и сил уделила ГСИ вопросам водоснабжения в соответствии с директивами XVI съезда советов. На основе проверки
каждого объекта ГСИ составлялись планы-задания хозорганам по приведению объекта в санитарное состояние, предъявлялись соответствующие требования к хозяйственным органам, причем часто приходилось действовать через президиумы горсоветов и райисполкомов. Эти планы-задания во многих случаях были положены в основу составления контрольных цифр по капиталовложениям на 1936 год.
Особо следует отметить детальную разработку (планов-заданий на ряд лет по Московской области. Весьма «подробно (с составлением паспортов) разработаны под руководством облгоссани-нспектора коммунальной санитарии Моргана планы-задания по городам и населенным пунктам Ивановской области: Иванову, Ярославлю, Костроме, Рыбинску, Кинешме, Шуе, Владимиру и гг. д. ((всего по 30 городам и совхозам). По Горьковскому краю планы-задания охватили Горький, соц. город Автозавода, 'Балахну, Дзержинск, Арзамас и др. ((1(3 пунктов).
По настоянию ГСИ были произведены ремонт и реконструкция водопроводных сооружений в Серпухове, Калуге, Ростове, Смоленске, Челябинске, Ярцеве, Бирске, Стерлитамаке; отремонтированы артезианские скважины в Пензе и т. д.
Были разработаны и утверждены охранные зоны городских водопроводов ряда крупных промышленных центров: Магнитогорска, Челябинска, Омска, Иркутска, Уфы, Грозного, Орджоникидзе, Керчи, Черемхова, Брянска, Тулы, а также и в более мелких — Вологде, Павлове, Богородске, Вязьме, Пятигорске, Ессентуках и др. По одной Московской области охранные зоны были установлены по 17 населенным пунктам. Затрудняет организацию охранных зон отсутствие кредитов на работы по их исследованию и проектированию. В ряде промышленных предприятий произведены разъединения питьевых и технических водопроводов. Так, по одному лишь заводу Электросталь (Московская область) ликвидировано до 20 соединений, а всего по г. Ногинску — 31 соединение. Большая работа в этом направлении была проделана по промпредприятиям Подольска, Сталиногорска, Нарофоминска, Челябинска, Магнитогорска, г. Орджоникидзе, Грозного и др. Введено хлорирование воды в городских водопроводах Омска, Тюмени, Тобольска, Иркутска, Читы, Кимрах и на отдельных фабрично-заводских предприятиях ряда областей.
Лабораторный контроль за водоснабжением ведется почти исключительно лабораториями ГСИ: таких лабораторий в Ленинградской области 27, в Московской— 32, в остальных областях — единицы. Недостаточность развития контрольной лабораторной сети объясняется отсутствием квалифицированных кадров и трудностью получения лабораторного снабжения и реактивов.
Много усилий и настойчивости приходится проявлять ГСИ в борьбе за ликвидацию спусков и неочищенных сточных вод промышленных предприятий и различных учреждений в открытые водоемы и поглощающие колодцы. В некоторых случаях такие спуски повлекли за грязнение глубоких артезианских вод (Смоленск, Пенза, Орел). Спуск неочищенных сточных вод оказывает весьма неблагоприятное санитарное воздействие даже на такие мощные водоемы, как Волга у Горького и выше Казани, Северная Двина, Ока. В менее мощных водоемах под действием ядовитых сточных вод (фенольных) гибнет все живое (р. Иж — после спуска фенольных вод газогенераторной установки, р. Блява — под влиянием шахтных вод Орского комбината).
Но и в этой области работа ГСИ была небезуспешна. Так, удалось прекратить спуск неочищенных сточных вод мясокомбината в г. Орле (дело тянулось в течение четырех лет). Многого добилась в этом направлении Ленинградская областная ГСИ (обл.; госсанинопектор Тихомиров); ей удалось настоять на устройстве очистных сооружений по ряду учреждений: 8 объектов в Лужском районе ¡(по преимуществу дома отдыха), О объектов в (Красногвардейском окру-
ге, ряд промышленных предприятий в Пскове (мясокомбинат, механический завод) там же окружная больница. По Московской области отремонтированы б полей фильтрации в Коломне, очистные сооружения при больницах (Ромашевской, На-рофоминской, Кунцевской). В Западной области устраиваются очистные сооружения при Стародубском плодокомбинате, Клинцовской шерстяной фабрике.
В крупных городах устройство очистных сооружений для очистки сточных вод отдельных предприятий не является радикальным разрешением вопроса. Необходимо всюду, где это возможно, спускать фабрично-заводские сточные воды в общегородскую канализацию. Очень часто для этого целесообразно кооперировать городские и лромышленные предприятия.
До сих пор еще слабо обстоит дело с очисткой неканализованных городов, с обезвреживанием вывозимых нечистот и отбросов. Горсоветы об этом мало думают. Во многих городах нет даже городского ассенизационного обоза; промышленные предприятия имеют свои обозы для собственных нужд, а домовладения обслуживаются частниками или вовсе не очищаются. Организованный весною 1935 г. месячник чистоты обнаружил повсеместно огромные завалы невыве-зенных нечистот и мусора. Кое-где ГСИ удалось найти выход из этого положения. Например ГСИ организовала поля ассенизации вместо свалок — в Кандалакше, Нивастрое.
Необходимо в это дело внести плановость, постепенной реализацией технических проектов очистки населенных пунктов от нечистот. Здесь надо отметить почин ГСИ Ленинградской и Западно-Сибирской областей, разработавших технические проекты очистки по Мурманску и Прокопьевску (Западно-Сибирский проект был опубликован на страницах нашего журнала).
Контроль ГСИ за санитарным состоянием жилищ, главным образом, рабочих общежитий и бытовых учреждений, дал конкретные результаты. Так, Карельская АССР добилась проведения через 'СНК Карельской АССР постановления (уже проведенного в жизнь), чтобы все лесозаготовки с числом рабочих свыше 250 были обеспечены банями. В Ленинграде только 8% общежитий для рабочих неблагополучны в санитарном отношении. Но все же отставание жилищного строительства от промышленного резко сказывается на переуплотнении жилищ и их содержании. В этом отношении составление планов-заданий по каждому общежитию дало возможность предъявить соответствующим наркоматам твердо обоснованные требования об отпуске в 1936 г. необходимых сумм на оздоровление общежитий. Московская областная ГСИ через облисполком предъявила к ряду главков НКТяжпрома и НКЛегпрома требования об ассигновании в 1936 г. средств на жилищно-бытовое строительство, которые частично уже выполнены. N
Недостаточная четкость, а в некоторых случаях устарелость законодательных актов, на которых базируется работа ГСИ, не дают твердой юридической основы для более решительных требований со стороны ГСИ. В этом отношении ГСИ возлагает большие надежды н^ предстоящее проведение законов об охранных зонах водопроводов, о спуске сточных вод в открытые водоемы и о предупредительном санитарном надзоре, которые дадУт более твердую базу для работы ГСИ.
Особое внимание уделяла и уделяет ГСИ санитарному состоянию колхозов и совхозов, а также и новостроек.
Прежде всего нужно отметить недостаток бань в колхозах и совхозах. Постановление СНК о том, что каждый совхоз, имеющий 300 рабочих, должен построить баню, до сих пор не выполнено.
Совхозные общежития в большинстве случаев находятся в совершенно неудовлетворительном состоянии: скученность, отсутствие приспособленных хозяйственных помещений, отсутствие отдельных постелей и постельных принадлежностей — все это создает угрозу эпидемических заболеваний.
Наряду с громадной тягой колхозников к культурной здоровой жизни, наряду с колхозами, где строятся водопроводы, имеются образцовые столовые и прекрасные бани, встречаются и такие колхозы,, где на санитарные условия не обращается никакого внимания, где рабочие живут в землянках и могут помыться в бане не чаще раза, в месяц, причем должны для этого ходить за несколько верст.
ГСИ РСФСР для оздоровления колхозов, совхозов и МТС объявила конкурс на лучшее санитарное обслуживание и благоустройство-социалистического сектора села. По конкурсу организован агит-рейс.
Три самолета эскадрильи имени Максима ¡Горького в данный момент совершают облет 14 краев и областей. 1На многочисленных собраниях десятки тысяч колхозников принимают на себя обязательство построить в 1936 г. бани, озеленить улицы, привести ,в порядок дворовые усадьбы, очистить колодцы и проч. Этот конкурс, вызва!вший громадное количество конкретных обязательств со стороны колхозников, бесспорно значительно поможет поднять санитарный уровень села.
Результаты конкурса и принятые колхозниками и совхозниками-обязательства будут суммированы и опубликованы в отдельной брошюре, чтобы можно было организовать взаимную проверку выполнения обязательств и закрепить эту работу в 1936 г.
XVI съезд советов обязал ГСИ дать конкретные планы-задания каждому совхозу, колхозу, предприятию и пр. Задание съезда выполнено. ГСИ произвела десятки тысяч обследований, выявила многосанитарных дефектов и заблаговременно предъявила хозяйственникам ряд санитарно-гигиенических требований с таким расчетом, чтобы необходимые капиталовложения могли быть учтены при составлении контрольных цифр на 1936 г. ГСИ принимала участие в проработке контрольных цифр в местных обл(край) планах и в Госплане РСФСР и СССР, и ей удалось добиться ассигнований и лимитов по капиталовложениям для ряда оздоровительных мероприятий. Так например, по настоянию ГСИ выделены суммы на приведение в порядок Омского мясокомбината; ассигнования на культурно-бытовое строительство в совхозах были Госпланом СССР значительно увеличены по сравнению с наметками, НКСовхозов.
Конечно, далеко не все требования ГСИ нашли отражение в контрольных цифрах по капиталовложениям различных ведомств. Это относится прежде всего к крупным капиталовложениям на водопровод, канализацию и очистные сооружения для сточных вод различных предприятий. Но надо сказать, что в данный момент ПСИ имеет конкретные практические планы по ряду городов и отдельных предприятий и настойчиво будет добиваться реализации этих планов.
Свою работу ГСИ приходится проводить в очень тяжелых условиях. Прежде всего у ГСИ нет квалифицированных кадров. Госсанинспекторов нехватает. Чувствуется острая нехватка в санитарных врачах. Культурно-бытовое обслуживание санитарнй'х работников на местах не всегда удовлетворительное. Госсанинспектора в громадной массе своей не имеют .транспорта ни в городах, ни в селах. Поэтому в плане 1936 г. ГСИ РСФСР предусмотрено снабжение каждой крупной областной ГСИ автомашиной. Снабдить транспортом своих санитарных инспекторов должны уже местные органы, при помощи соответствующих исполкомов.
Не имея возможности организовать сразу достаточное количество
стационарных санитарно-бактериологических лабораторий в сельских местностях, ГСИ РСФСР в 1936 г. берет на себя обязательство снабдить всех районных госсанинспекторов подвижными лабораториями для производства анализов воды, воздуха, почвы и пищевых продуктов, местные же органы должны обеспечить, мало-мальски сносное помещение для санитарных пунктов, где лаборатории могли бы разместиться и могли бы жить санитарные инспектора. Такие санпункты начинают строиться в В.-Сибирском крае. Это, бесспорно, будет содействовать закреплению кадров на местах.
Значительную роль в укреплении работы ГСИ играет создание общественного актива. Общественные санитарные уполномоченные могут оказать ГСИ большую помощь, особенно в сельских районах. Необходимо добиться, чтобы кадры общественных сануполномоченных, которых тысячами выбирают колхозы и совхозы в результате конкурса, были сохранены и использованы, чтобы им был обеспечен систематический инструктаж, чтобы им давались практические задания и проверялось исполнение, чтобы они чувствовали, что необходимы и делают полезное дело. Без этого уполномоченные разбредутся. Если хозяйственники могут организовать курсы по поднятию технического уровня рабочих на всех предприятиях, если они могут пропустить через эти курсы миллионы рабочих, как их обязал ЦК ВКП(б), то почему мы не можем решить значительно более легкую задачу—пропустить через курсы-десятидневки наших санитарных уполномоченных и сделать из их себе помощников в борьбе за санитарную культуру?
Эту работы нужно наладить с помощью всей лечебной сети сельских местностей.
Надо сказать, что с 1930 г. санитарно-просветительная работа находится в загоне. Этот участок здравоохранения, в свое время имевший немаловажное Значение в строительстве советской медицины, в частности в борьбе с эпидемиями, надо сейчас поднять на новую, еще более высокую ступень. В данном отношении 1936 г. должен стать переломным.
Ближайшими задачами в области санитарного просвещения являются подготовка и переподготовка работающего по здравоохранению актива (секции здравоохранения, советов, общественные санитарные уполномоченные, здравкомиссии жактов и т. д.).
Выполнение постановления декабрьского (1935 г.) пленума ЦК ВКП(б) о проведении техучебы. В программу курсов необходимо включить 2—3 занятия по сантехминимуму. Проведение этих мероприятий явится непосредственной помощью стахановцам и должно быть возложено на здравпункты и пункты первой помощи.
Проведение сантехминимума среди работников пищевой промышленности и общественного питания в соответствий с обращением ЦК ВКП(б) от 22 декабря 1933 г., а также среди работников коммунального хозяйства.
Подготовка медперсонала и здравоохраненческого актива к оборонной работе.
Помощь педагогам и непосредственная работа в школе среди детей и подростков по внедрению гигиенических знаний и навыков.
Развитие самодеятельности масс в области здравоохранения является показателем роста политического значения здравоохранения в целом. Санитарно-просветительная работа в этих условиях выдвигается на положение передового участка здравоохранения.