УДК 343.851 Ю.А. Западнова*
Жестокое обращение с детьми и формы его проявления: вопросы квалификации
Жестокое обращение с детьми рассматривается как конструктивный признак преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Раскрыты формы проявления жестокого обращения с детьми, разработаны предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Ключевые слова: несовершеннолетние, ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, жестокое обращение с детьми, формы жестокого обращения с детьми.
J.A. Zapadnova*. Child abuse and its forms: questions of qualification. Child abuse is considered as a structural feature of a crime under article 156 of the Criminal Code of the Russian Federation. The forms of child abuse are revealed, some proposals for improving the legislation are developed in the area in question.
Keywords: minors, article 156 of the Criminal Code of the Russian Federation, child abuse, forms of child abuse.
Жестокое обращение с детьми в семье всегда остается достаточно острой проблемой любого общества, т.к. влияет на гармоничное формирование личности ребенка и дальнейшее развитие несовершеннолетнего. Однако распознать и своевременно квалифицировать жестокое обращение как преступление, предусмотренное ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» [1], не всегда возможно.
Статистические данные, имеющиеся в отчетах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Главного информационного автоматизированного центра МВД России, наглядно показывают, что в Российской Федерации на протяжении 6 лет наблюдается тенденция массового прекращения уголовных дел по ст. 156 УК РФ, а также тенденция к снижению количества зарегистрированных преступлений и лиц, осужденных за указанное деяние: по итогам 2009 г. зарегистрировано 5855 преступлений, осуждены 3368 лиц; 2010 г. - зарегистрировано 4757 (снижение на 18,7 %), осуждены - 3192 (снижение на 5 %); 2011 г. - 3635 (на 23,5 %), 2516 (на 21 %); 2012 г. - 2912 (на 19,8 %), 2024 (на 19 %); 2013 г. - 2480 (на 14,8 %), 1732 (на 14 %); 2014 - 2171 (на 12,5 %), 1211 (на 30 %) [2; 3].
По нашему мнению, подобная динамика возникает в силу следующих обстоятельств: сложность конструкции объективной стороны состава преступления, отсутствие нормативно закрепленных границ физического воздействия в отношении несовершеннолетнего и единого подхода органов внутренних дел, прокуратуры и судей к толкованию отдельных признаков состава преступления, бланкетный характер диспозиции состава, недостоверность либо изменение показаний, данных несовершеннолетними представителям органов внутренних дел, в силу давления со стороны родителей либо своего психического состояния. В связи с этим считаем необходимым осветить самую значимую проблему, вызывающую трудности в правоприменительной практике - вопросы квалификации жестокого обращения с детьми как конструктивного признака объективной стороны состава преступления - с формированием предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере. Важность конкретизации понятия «жестокое обращение с детьми» и законодательного разрешения данного вопроса подчеркнута еще по итогам 2011 г. в докладе Правительства Российской Федерации «О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации» [4]. Тем не менее до настоящего времени соответствующие изменения в УК РФ внесены не были.
Сегодня Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ) [5] в ст. 63 и 65 определяет, что родители несут ответственность за воспитание и развитие детей в физическом, психическом, духовном и нравственном плане, а также обязаны заботиться об их здоровье. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей [5]. Соответственно, законодатель в СК РФ исключает возможность применения родителями жестокого обращения с детьми. Семейное право признает жестокое обращение одним из крайних видов злоупотребления родительскими правами, за которое возможно применение крайней формы семейно-правовой ответственности - лишение родительских прав. Однако уголовный закон не даёт конкретного определения понятия «жестокое обращение», в связи с чем данный термин является оценочным и, несомненно, говорит о пробеле в уголовном праве.
* Западнова, Юлия Альтафовна, старший инспектор ОВОИВиОМСУ УОООП Главного управления МВД России по Свердловской области, адъюнкт кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России. Адрес: Россия, 620057, Екатеринбург, пл. Октябрьская, 3, тел. 8-9527251199. E-mail: [email protected].
* Zapadnova, Julia Altafovna, ohief Inspector, Sverdlovsk region of the Department of the Russian Ministry of Interior, postgraduate student of the Department of Criminology and Criminal Executive Law of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 620057, Ekaterinburg, Oktyabrskaya Square, 3. Ph.: 8-9527251199. E-mail: [email protected].
© Западнова Ю.А., 2016
Международные правовые акты также не дают определение понятию «жестокое обращение». При этом ч. 1 ст. 19 Конвенции о правах ребенка говорит о необходимости защиты детей от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление [6]. Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим постановлением от 27 мая 1998 г. № 10 (в редакции от 6 февраля 2007 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (далее - постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 г. № 10) в п. 11 разъясняет, что «жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)» [7].
Вместе с тем в трудах учёных и правоприменителей ведутся споры и дискуссии о толковании понятия «жестокое обращение с детьми». Заслуживает внимания достаточно подробная аргументация Н.В. Коваль [8, с. 68]. Автором проанализированы и систематизированы различные позиции более 15 учёных, высказывающих свои точки зрения на проблему квалификации жестокого обращения с детьми. Вот вкратце некоторые из них: Л.А. Авдеева, Б.Б. Картавченко - жестокое обращение с детьми охватывает все формы насилия, в т.ч. физического и психического; Ю.Е. Пудовочкин -есть необходимость замены понятия «жестокое обращение» на «насилие»; О.В. Пристанская, Н.В. Шкурихина, Н.В. Довголюк, А.А. Никитина - в понятие «жестокое обращение с детьми» помимо насилия входит «пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка», А.А. Гордейчик -«жестокое обращение с детьми» также помимо насилия включает в себя эксплуатацию ребенка; Н.В. Довголюк - унижение человеческого достоинства, оскорбление несовершеннолетних также составляют понятие «жестокое обращение» помимо насилия; Е.Б. Веред, Э.Э. Эмирбекова - «жестокое обращение» помимо насилия охватывает сексуальные домогательства и т.д. [8, с. 68]. По нашему мнению, «жестокое обращение с детьми» действительно охватывает все формы насилия - как физического, так и психического. При этом следует заметить, что оно не тождественно понятию «насилие», т.к. значительно шире. Что же касается пренебрежения основными интересами и нуждами ребёнка, эксплуатации и сексуального домогательства, то с этими позициями нельзя не согласиться, ведь они фигурируют в законодательных актах. Также считаем, что унижение человеческого достоинства и оскорбление несовершеннолетних как признаки жестокого обращения должны быть отнесены к психическому насилию и не выделяться как самостоятельный вид жестокого обращения.
Для устранения пробела в праве и для полноценной формулировки понятия «жесткое обращение» считаем необходимым рассмотреть определения, данные иными организациями. Интересное определение дает международная благотворительная организация «АСЕТ» в Сборнике материалов «Защита детей от жестокого обращения»: «Жестокое обращение с детьми - действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка» [9].
Наиболее точно, по нашему мнению, описывает это понятие Всемирная организация здравоохранения (далее ВОЗ): «Жестокое обращение с детьми - это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них, оно охватывает все типы физического или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти» [10]. Безусловно, регламентация ВОЗ вносит ясность в оценочное понятие «жестокое обращение», однако уголовно-правовая интерпретация имеет совершенно иное толкование, чем медицинская.
Также следует отметить, что «жестокое обращение» с детьми по смыслу диспозиции ст. 156 УК РФ имеет специальный субъект и может осуществляться достаточно широким кругом лиц: родителями или иными лицами, на которых возложены обязанности по воспитанию, педагогическими работниками или другими работниками образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним. «Жестокое обращение» может выражаться как в действии, так и в бездействии, в зависимости от формы проявления данного деяния.
«Жестокое обращение» является конструктивным признаком состава преступления, поэтому для безошибочного толкования понятия считаем необходимым выделить четыре формы реализации данного деяния и разобраться с каждой из них.
Первая форма - физическое насилие. Определение насилия (как опасного так и не опасного для жизни и здоровья) нашло своё отражение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» [11], в связи с чем проблем применения данной формы возникать не должно. Тем не менее при разграничении случаев конкуренции уголовно-правовых норм ст. 156 УК РФ с составами преступлений против жизни и здоровья, а также совокупности преступлений сложности всё же возникают. Верным, по нашему мнению, является суждение Б.В. Яцеленко, который полагает, что при конкуренции нормы-части и нормы-целого необходимо использовать норму, которая с наибольшей полнотой охватывает содеянное, содержит признаки единого составного преступления. Исключением из данного правила является случай, когда простое преступление, будучи способом совершения другого преступления, является более общественно опасным, чем составное преступление [8, с. 68]. Следовательно, если жестокое
обращение с несовершеннолетним выразилось в деяниях, предусмотренных ст. 110, ч. 1 ст. 112, ст. 115, ст. 116, ч. 1 ст. 119, ст. 125 УК РФ, то содеянное деяние полностью охватывается ст. 156 УК РФ, т.к. максимальное наказание по этой статье - лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, что является боле строгим, чем санкции вышеуказанных составов. Если же жестокое обращение с несовершеннолетним, совершенное лицами, указанными в ст. 156 УК РФ, одновременно содержит признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 105, 111, ч. 2 ст. 112, п. «г» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, п. «д» ч. 2 ст. 127, п. «б» ч. 2 ст. 127.2, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4 ст. 132, ч. 2 ст. 133, ст. 134, ст. 135, ч. 3 ст. 240, п. «в» ч. 2, ч. 3 ст. 241, ч. 2, ч. 3 ст. 242, п. «а» ч. 2 ст. 242.1, 242.2 УК РФ, содеянное образует совокупность преступлений, т.к. санкции перечисленных уголовно-правовых норм являются более строгими, чем санкция ст. 156 УК РФ.
Вторая форма - психическое насилие. Определение данного понятия дают методические рекомендации «Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье», утвержденные председателем Комитета здравоохранения в 1999 г. (далее - методические рекомендации) [12], которые приравнивают насилие психическое к насилию эмоциональному: это однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Данное деяние может выражаться в следующем: угроза; оскорбление, унижение достоинства; лишение необходимой стимуляции; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; преднамеренная изоляция ребёнка; лишение его социальных контактов и др. [12].
Что касается сложности квалификации психического насилия как одного из форм жестокого обращения, то данный вид насилия практическим сотрудникам при образовании состава преступления «малознаком». Анализ следственно-судебной практики, имеющихся в свободном доступе приговоров показал, что в практической деятельности отсутствуют случаи вынесения приговора суда по обвинению в совершении преступления по ст. 156 УК РФ при применении к ребенку только психического насилия [13]. Встречаются случаи, где фигурирует указание на причинение несовершеннолетнему моральных страданий, однако данные мучения возникают зачастую в результате причинения физических повреждений, пренебрежения основными интересами и нуждами ребёнка, сексуальных домогательств. Полагаем, можно сделать вывод о том, что жестокое обращение на практике, к сожалению, в большинстве случаев соотносится только с физическим насилием, покушением на половую свободу, а также пренебрежением основными интересами и нуждами ребёнка, что является ошибочным в понимании психического насилия как формы жестокого обращения. Вместе с тем во всем мире доказаны серьезные последствия психического насилия, которые выражаются в: задержке интеллектуального развития, замкнутости поведения и искажении социализации личности [12]. Решением проблемы квалификации психического насилия, по нашему мнению, является нормативное закрепление четкого понятия «жестокое обращение», что способствовало бы правильному пониманию форм и видов данного понятия. Ведь, как справедливо отмечает В. Кузьменко, если бы воля законодателя заключалась в установлении только физического насилия, то в диспозиции ст. 156 УК РФ было бы использовано понятие «насилие», которое регламентировано уголовным законом как физическое действие [14].
Третья форма жестокого обращения, определение которой также приводят методические рекомендации, утвержденные председателем Комитета здравоохранения, - это пренебрежение основными потребностями и нуждами ребёнка, т.е. отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нём, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются [12].
При квалификации данной формы жестокого обращения в виде пренебрежения основными потребностями и нуждами ребенка Верховный Суд Российской Федерации своим определением от 14 июля 2004 г. № 58-004-43 [13] разъяснил, что не образует совокупности преступлений убийство, совершённое с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Так, 12 августа 2003 г. в детское отделение больницы был доставлен ребёнок Б.Е., 21 мая 2003 г.р., в тяжёлом состоянии, При осмотре ребёнка установлено: в результате голодания в течение нескольких дней истощение с понижением веса, с признаками обезвоживания организма, тело со следами грязи, кожа воспалена, с опрелостями. Лишение ребенка пищи и воды привело к необратимым нарушениям функций жизненно важных органов и систем организма, вследствие чего ребенок умер. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации исключила из приговора ст. 156 УК РФ как излишне вмененную. Соответственно, вина матери ребёнка Б.Е. в умышленном причинении смерти своей новорожденной дочери доказана, мать Б.Е. осуждена за убийство малолетней, совершенное с особой жестокостью, по п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ. [15]
Кроме того, пренебрежение основными потребностями и нуждами ребёнка как форма жестокого обращения при выявлении на практике нуждается в тщательном выяснении всех обстоятельств для соответствующей квалификации по ст. 156 УК РФ, т.к. при отсутствии должной степени и характера общественной опасности деяние будет признаваться малозначительным. Считаем, если ребёнок единожды был одет в одежду, не соответствующую сезону, а также если несовершеннолетний не посещает образовательное учреждение, данная ситуация не будет образовывать состав преступления ст. 156 УК РФ, в связи с отсутствием должной общественной опасности деяния.
Четвёртая форма жестокого обращения - покушение на половую свободу и неприкосновенность. Выделение данного вида жестокого обращения является достаточно спорным, т.к. некоторые теоретики относят покушение на половую свободу и неприкосновенность к физической форме насилия и не выделяют его в самостоятельный вид жестокого обращения [16]. По нашему мнению, следует исходить из требований Конвенции о правах ребенка и постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10. Сексуальные домогательства как форма жестокого обращения в этих документах упоминаются в следующем контекте: «Необходимость защиты детей... от сексуального злоупотребления» [6] и «Жестокое обращение может проявляться. в покушении на их половую неприкосновенность» [7].
Подводя итог разграничению форм жестокого обращения, приходим к следующему выводу. Содержание и проявление жестокого обращения может быть различным, индивидуальным в каждом конкретном случае, при этом формы его проявления будут неизменными вне зависимости от объекта уголовно-правовой охраны [17]. Также для правильной квалификации деяния при производстве по уголовным делам считаем необходимым определять форму проявления жестокого обращения с детьми.
Достаточно весомым решением проблемы толкования «жестокое обращение» во всех формах его проявления стало бы разъяснение Пленума ВС РФ, которое включало бы формы реализации указанного деяния, вопросы квалификации деяния в зависимости от форм жестокого обращения по отношению к несовершеннолетнему и регламентировало разграничение от смежных составов преступлений. Хотелось бы отметить, что при формировании текста постановления Пленума ВС РФ необходимо достаточно деликатно и ответственно подойти к формулировке всех форм жестокого обращения, т.к. увеличение количества запретов на формы воспитания по отношению к детям (за счёт неправильного толкования) и соответственное увеличение количества прав детей, на наш взгляд, может привести к переходу к западной системе защиты интересов детей (ювенальной юстиции). Но, как справедливо замечает Е.М. Тимошина, ювенальная юстиция лишит возможности родителей воспитывать своих детей, определять систему и приоритеты их воспитания [18].
Поэтому на основе имеющихся научных предложений юристов, общественных организаций и ВОЗ считаем необходимым сформулировать своё определение, объединяющие все формы жестокого обращения. Предлагаем внести соответствующие изменения в ст. 156 УК РФ, дополнив её примечанием в следующей редакции: «Под жестоким обращением с несовершеннолетними понимается действие или бездействие лиц, на которых законом или иным актом возложены обязанности по воспитанию детей, выражающееся в одной из форм психического или физического насилия либо покушении на половую неприкосновенность несовершеннолетнего либо пренебрежении основными потребностями и нуждами несовершеннолетнего».
В настоящее время назрела необходимость реальной защиты детей от преступных посягательств, и только уголовно-правовые механизмы способны реально оградить детей от фактов жестокого обращения. Соответствующие коррективы, внесённые в действующую редакцию ст. 156 УК РФ, позволят переломить ситуацию семейного насилия и злоупотребления властью со стороны педагогов, врачей и иных лиц, на которых возложены эти обязанности.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.10.2015).
2. Состояние преступности по итогам 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 гг. [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», раздел 6, форма 491. - URL: http://10.125.3. Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС (дата обращения: 03.03.2015).
3. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 гг., форма №10.3 [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 15.11.2015).
4. О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год : доклад Правительства Российской Федерации // Российская газета. - 2013. - 27 марта. - № 65.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.10.2015).
6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.09.2015).
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 6 февраля 2007 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.09.2015).
8. Яцеленко, Б. В. Цит. по: Коваль, Н. В. Проблемы квалификации жестокого обращения с детьми // Уголовное право. - 2015. - № 1.
9. Сборник материалов международной благотворительной организации «АСЕТ» «Защита детей от жестокого обращения» [Электронный ресурс] // Сайт «Дети риска». - Режим доступа: http://www.detiriska. ru/_service/14592/download/id/27592/name/child_protect_2011.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
10. Жестокое обращение с детьми : информационный бюллетень ВОЗ. - 2014, декабрь. - № 150 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs150/ru/ (дата обращения: 13.09.2015)
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 (в ред. от 3 марта 2015 г.) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.09.2015).
12. Методические рекомендации «Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье» (№ 18) (утв. председателем Комитета здравоохранения г. Москвы 15 октября 1999 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.09.2015).
13. Сайт «РосПравосудие» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rospravosudie.com/vidpr-ugolovnoe/category-156-s/jurisdiction-fed/ (дата обращения: 26.10.2015)
14. Кузьменко, В. Понятие «жестокое обращение» при квалификации преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ // Уголовное право. - 2014. - № 5. - С. 64-65.
15. Определение Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. № 58-о04-43 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.09.2015).
16. Прозументов, Л. М. Уголовно-правовая характеристика объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сборник / ред. колл.: О.И. Андреева, С.А. Елисеев, Л.М. Прозументов, М.К. Свиридов, В.А. Уткин, Н.С. Дергач. -Томск: Томский государственный университет, 2011. - С. 28-30.
17. Решетникова, Г. А. Вопросы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) // Вестник Удмуртского университета. - Серия «Экономика и право». -2015. - № 2-2. - С. 140-143.
18. Тимошина, Е. М. Что такое жестокое обращение с детьми? : доклад на XX Рождественских чтениях (секция «Ювенальная юстиция: новые аспекты»), 2012 [Электронный ресурс] // Сайт «Русская народная линия». - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2012/02/09/chto_takoe_zhestokoe_obrawenie_s_detmi (дата обращения: 13.09.2015).
19. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. -Десятый пересмотр, том 1 (часть 1). - Всемирная организация здравоохранения. - Женева, 1995 // [Электронный ресурс]. http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/85974/1/5225032680.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
УДК 343.132 В.Ю. Стельмах*
Получение образцов для сравнительного исследования по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации:
понятие, порядок производства и проблемные вопросы
Статья посвящена процессуальным аспектам назначения и производства получения образцов для сравнительного исследования. Автор, анализируя высказанные в науке мнения по поводу его правовой природы, относит данное действие к следственным, обосновывает возможность его принудительного проведения, а также законность назначения оперативно-розыскных мероприятий в случае невозможности получения образцов в результате следственного действия.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, предварительное расследование, следственные действия, получение образцов для сравнительного исследования.
V.Y. Stelmakh*. Obtaining samples for comparative research on criminal procedural legislation of the Russian Federation: concept, production order, and problematic issues. The article is devoted to the procedural aspects of the destination and the production of obtaining samples for comparative research. The author, analyzing the science expressed his views on the legal nature, this action relates to the investigation substantiates the possibility of compulsory implementation, as well as the legitimacy of the appointment of search operations in the event of inability to obtain samples as a result of the investigation.
Keywords: criminal proceedings, preliminary investigation, investigation, preparation of samples for comparative analysis.
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает такое действие, как получение образцов для сравнительного исследования. Его правовая природа различными процессуалистами понимается по-разному. Одни специалисты относят данное действие к следственным в силу присущего ему познавательного характера [6, с. 191-197; 12, с. 10-11; 17, с. 160-161; 19, с. 5-6; 25, с. 30-31], другие - к иным процессуальным, поскольку непосредственно в ходе получения образцов для сравнительного исследования доказательства не получаются, а данное действие представляет собой лишь средство получения данных для дальнейшего производства следственных действий [1, с. 14-15; 14, с. 162; 16, с. 75; 26, с. 160; 30, с. 396; 32, с. 57].
Более обоснованной представляется первая точка зрения. Получение образцов для сравнительного исследования - необходимый этап для производства судебной экспертизы. По
* Стельмах, Владимир Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66. E-mail: [email protected] . Телефон: +7-904-983-04-55.
* Stelmakh, Vladimir Yuryevich, candidate of Law, associate professor of the chair of Criminal Procedure, Ural Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 620057, Ekaterinburg, Korepin-street, 66. E-mail: [email protected].
© Стельмах В.Ю., 2016