3. Приказчиков В.П., Резван А.П., Косарев В.Н. Подготовка и назначение экспертиз : учеб.-ме-тод. пособие. - Волгоград: изд-во Волгоград. юрид. ин-та, 1999. - 105 с.
4. Экспертная деятельность в образовании: рекомендации для преподавателей по проведению занятий по программе курсовой подготовки / Сост.: В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск, 2008. - 51 с.
Л.Н. Колос
ЖЕНСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ: РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ В БОРЬБЕ ЗА ОБРАЗОВАНИЕ (1861-1917)
Освободительное женское движение в России возникло на волне крупных политических и социальных кризисов в середине ХК века в среде образованных женщин-дворянок. Цель движения заключалась в поэтапном и мирном реформировании статуса женщин, особенно в вопросах экономического положения и образования. Именно недостаток образования ставил женщину в зависимое, подчиненное положение. В изменившихся социально-экономических условиях имеющийся уровень образования не мог обеспечить удовлетворение различных потребностей женщин. Результатом борьбы, в конечном итоге, было признание за женщинами права получать не только начальное и среднее образование, но и высшее профессиональное.
Ключевые слова: женское движение, женское образование, права женщин, радикализм, феминизм, эмансипация.
Освободительное женское движение в России возникло на волне крупных политических потрясений и социальных кризисов в середине XIX века в среде образованных женщин-дворянок одновременно в двух направлениях: легальное, в рамках умеренного либерализма, и подпольное - радикальное. Пропаганда женской эмансипации была начата исключительно мужчинами, обеспокоенными бесправным положением русских женщин, находящихся на разных уровнях социальной лестницы. Так, например, В.Г. Белинский в 1850-х годах писал, что женщина заслуживает гораздо больше прав, чем она имеет их на кухне и в спальне [2, с. 175-176]. А.И. Герцен в своих дневниках, мечтал о том, что в новом обществе, с помощью образования женщина нравственно укрепится, и не будет больше односторонне привязана к семье [4, с. 164]. Р. Стайс, анализируя освободительное движение российских женщин, отмечает, что эти идеи получили широкое распространение и разделялись несколькими поколениями русской интеллигенции. Однако в мужском мире были не только поборники изменения и улучшения социального положения женщин, но и противники. Л.Н. Толстой считал, что стремление женщин к личной свободе и экономической независимости - это не более, чем «смешная и недобрая деятельность модного женского движения, которая так путает женщин» [1]. В консервативно настро-
енных кругах даже образованные мужчины выступали против образования женщин только потому, что «материал, столь удобно эксплуатируемый, как ничего не знающая и не понимающая женщина, может ускользнуть из их рук» [5, с. 10]. Тем не менее, мужская дискуссия о женской эмансипации привела в дальнейшем к глубокой рефлексии самих женщин по поводу своего социального статуса, который не мог удовлетворять их в свете мощных социальных изменений пореформенного периода. Действительно, совершенно нелепым казался тот факт, что после отмены крепостного права крестьянин получал свободу и гражданские права, а женщина, даже из привилегированного сословия, не имела паспорта. Начать учиться она могла только с разрешения отца или мужа. Сам факт объединения женщин для защиты своих интересов стал реакцией на низкий правовой статус и нежелание властей серьезно заняться вопросами социальной защиты женщин.
Феномен феминизма в женском освободительном движении в России начал отсчет своей деятельности в 60-х годах XIX века под воздействием идей Западного феминизма и связан был с борьбой женщин за предоставление им широкого образования и экономической независимости. На этом этапе была четко сформулирована философия феминистского движения, основанная на умеренно либеральной идеологии. Цель движения заключалась в поэтапном и мирном
280
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© Л.Н. Колос, 2009
реформировании статуса женщин, особенно в вопросах экономического положения и образования. Лидерами феминистского направления женского движения были М.В. Трубникова, А.П. Философова и Н.В. Стасова, посвятившие делу освобождения женщин около 50 лет своей жизни и вошедшие в историю России как «женский триумвират». Важную роль в развитии женского движения играли и другие представительницы дворянства и интеллигенции, среди которых можно назвать М.К. Цебрикову - издательницу журнала «Воспитание и образование»; Е.И. Кондари - журналистку, которая вместе с мужем издавала журнал «Неделя», первая выступила сторонницей ген-дерного равноправия; А.Н. Шабанову, председательницу «Русского женского взаимноблаготво-рительного общества»; Н.П. Суслову, одну из первых российских женщин, получивших диплом врача в цюрихском университете; Е.О. Лихачеву, писательницу-феминистку, в последствии, историк женского образования и др. [7, с. 40-111].
Несомненно, самым значимым видом деятельности феминисток была борьба за женское образование как залог экономической независимости женщин и их самореализации. Именно недостаток образования ставил женщину в зависимое, подчиненное положение. Существующая до крестьянской реформы система женского образования не вооружала женщину знаниями, необходимыми для жизни и социальной активности. Н.В. Гоголь в «Мертвых душах» писал, что основу женского образования составляют три предмета: «французский язык, необходимый для счастья в семейной жизни, фортепиано, для доставления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов» [3, с. 34-35]. Понятно, что в изменившихся социально-экономических условиях такая подготовка не могла обеспечить удовлетворение различных потребностей женщин. На помощь пришли воскресные школы. В течение короткого периода - с 1859 по 1862 г. - в России это движение получило широкий размах. К концу 1860 г. года в одном только Петербурге было открыто 23 воскресных школы. Основными задачами воскресных школ были ликвидация безграмотности и вооружение женщин необходимыми практическими знаниями. Кроме того, они давали шанс образованным состоятельным женщинам не только организовывать и финансировать эти школы, но и преподавать в них.
Однако, не смотря на все усилия по трудоустройству, женщины пока могли рассчитывать только на неквалифицированный низкооплачиваемый труд. Некоторые из женщин, пишет Р. Стайс, находили себе работу в качестве телеграфисток, бухгалтерш, кассирш, ретушеров, граверов и ча-совщиц. Однако таких рабочих мест было недостаточно для трудоустройства всех «независимых» женщин. К тому же эти профессии не удовлетворили хорошо образованных дворянок, которые стремились к профессиональной культурной или литературной деятельности. Работа на фабриках в тот период была не приемлема для женщин - дворянок. Туда они пошли гораздо позднее по идейным соображениям, когда их выросшее самосознание позволило им забыть о своем происхождении [6, с. 97]. К хорошим профессиям доступ для женщин был закрыт, во-первых, из-за отсутствия соответствующего профессионального образования, а, во-вторых, мужчин раздражало, что женщины стали составлять им теперь серьезную конкуренцию, привлекательную для работодателей своей нетребовательностью как к условиям труда, так и к низкой его оплате. Поэтому они стремились всеми способами препятствовать женщине в получении хорошего места. В 1860-е годы стало ясно, что дорога к желаемой профессиональной карьере лежит через университет. С 1868 г. начался новый этап развития феминистского движения в рамках напряженной борьбы женщин за высшее образование. Новая кампания была инициирована журналисткой Евгенией Конради. Она и другие лидеры женского движения вместе с петербургскими профессорами, в числе которых были Д.И. Менделеев и И.М. Сеченов, подали прошение в администрацию Петербургского университета, с просьбой начать переговоры с Министерством просвещения о создании в университете специальных совместных курсов. Однако это предложение было отклонено, и наиболее веский аргумент состоял в том, что русские женщины недостаточно подготовлены к изучению университетских учебных программ. Несмотря на реформу образования 1864 г. женские учебные заведения немногого достигли в подготовке своих выпускниц к успешной учебе в высшей школе. Существовало несколько частных женских гимназий, учебная программа которых соответствовала программе мужских гимназий, но их было мало, к тому же, обучение в них было дорогим. Развернулась ши-
рокомасштабная работа по созданию подготовительных курсов для женщин. В ближайшее время Министерство просвещения оперативно приняло решение о создании университетских совместных курсов. Хотя надежды женщин на курсы в целом не оправдались, их посещало уже в первый год работы более 700 слушательниц. В дальнейшем университетские курсы для женщин были открыты в Казане, в Харькове, в Одессе. Однако существовала опасность их закрытия при недостатке финансовой поддержки. В 1878 г. А.П. Фи-лософова и Н.В. Стасова получили официальное разрешение на создание Общества для доставления средств Высшим женским курсам. Оно объединило 1000 человек. Исполнительный комитет, состоял в основном из руководительниц феминистского движения, который занимался организацией книжных ярмарок, лотерей, концертов в поддержку курсов, а для наиболее достойных студенток были выделены стипендии. Почетными членами комитета были такие заслуженные женщины как Софья Ковалевская.
Результатом победы за высшее образование, в конечном итоге, было признание за женщинами права на преподавание не только в начальной школе, но и в средней как для девочек, так и для мальчиков. Женщины постепенно заняли достойное место в медицине, к которой всегда имели стремление. Они не только отвоевали себе право изучать медицину, но и получать настоящий диплом, в котором было написано «женщина-врач», вместо - «ученая акушерка» [6, с. 132]. Отныне диплом давал женщине юридическое право заниматься врачебной деятельностью наравне с мужчинами. Турецкая война 1877 г. предоставила женщинам возможность продемонстрировать свои успехи в медицине, где их профессиональная подготовка подкреплялась профессиональным поведением и героическим самопожертвованием. По окончании Турецкой войны военные инспектора восхваляли достоинства женщин-врачей, представленных к наградам. Интенсивное развитие промышленности активизировало развитие женского профессионального образования. Так, к началу ХХ века кроме медицинских курсов, активно функционировали, коммерческие, бухгалтерские, технические, юридические, строительные, сельскохозяйственные курсы для женщин. Существовали объединения по профессиональным интересам, которые выполняли функции трудовой помощи и улучшения организации труда.
В 1870-е годы на первый план выходят сложные политические проблемы, и постепенно центр тяжести женского освободительного движения переместился в сторону социал-демократического, пролетарского направления, становившемся все более популярным. Студентка Дьяконова, которая внесла большой вклад в «малые дела» феминисток, постепенно осознала, что пока у женщин нет политических прав, эта бурная деятельность вряд ли достаточна для того, чтобы освободить женщину. Дьяконова была убеждена, что без политической власти женщины неизбежно останутся на обочине, рабынями однообразного механического труда. Как нельзя точно, отмечает Р. Стайс, эти слова отразили чувства неполноценности и фрустрации, которые толкали молодых женщин к борьбе за политические права. «Женщина, - писал Бебель в популярном в то время труде «Женщина и социализм», вышедшем в 1879 г., - должна искать себе союзников, и она легко их найдет в пролетарском движении» [6, с. 326]. О том, что более близкими к жизни являются теперь проблемы политики, экономики, общества признавал Петр Лавров, в своих «Исторических письмах», призывая женщин, занимавшихся наукой, принять участие в решении насущных социальных проблем [6, с. 185].
Радикальные партии поняли, что для решения поставленных задач по свержению монархического строя им необходимо привлечь в свои ряды и пролетариат и крестьянство, в которых женщины занимали довольно активные позиции, обусловленные решением экономических задач. В это время активно создаются политические кружки и женщины принимают в них активное участие. Как и феминистки, активные участницы радикального крыла вышли из дворянских семей - это Е.К. Брешковская, О.К. Буланова-Трубникова, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская и др. Судьба этой части женского движения отличается особой драматичностью. Многие революционерки были приговорены к смертной казни не только за участие в революционной деятельности, но и в мирных демонстрациях; к пожизненной ссылке; каторжным работам в условиях, трудно переносимых даже мужчинами. Многие из них не выдерживали и заканчивали свою жизнь в психиатрической больнице, выходили из тюрем морально надломленными или решались на самоубийство. Поражает и восхищает стойкость и преданность женщин делу борьбы, не только за личное благо-
282
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
получие, улучшение женской участи, но и за освобождение всего народа. Лидерами пролетарского направления в освободительном женском движении были, прежде всего, И.Ф. Арманд и А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская.
Активистками радикального крыла женского движения, кроме политической, велась широкомасштабная просветительская работа: организовывались кружки по обучению грамоте женщин-работниц, политические кружки для женщин, интересовавшихся социализмом. Женщины объединялись для оказания друг другу помощи в саморазвитии. Читались лекции по истории, географии, велась активная политическая пропаганда. В рамках работы женских организаций решались задачи распространения начального образования среди женщин и девушек из низших слоев, их профессионального обучения, духовного развития личности, приобщения к культурным ценностям. Женские организации действовали в интересах различных социальных групп, однако для работниц и крестьянок доступ к высшему образованию фактически был все еще закрыт. Так, среди слушательниц женских врачебных курсов в 1913 г. 30,7% составляли жены государственных чиновников, 1,6% - из семей низших чинов и только 1,1% - из крестьянской среды [7, с. 40-111].
Вообще деятельность российских женщин в освободительной борьбе не ограничивалась исключительно вопросами образования. Первые объединения имели своей целью обеспечение досуга женщин. Например, Вологодский женский клуб был основан «для соединения образованных женщин без различия состояний и сословий в одно общество для недорогого препроведения времени». Феминистки начали свою деятельность с благотворительности, что давало им опыт лидерства, воспитало чувство самоуважения и пробуждало осознание необходимости принимать участие в общественной жизни. По словам Н.В. Стасовой, общественная работа так же поднимала женщин на надлежащую высоту в глазах общества. Это было тем более важно потому, что женщина веками воспитывалась в убеждении своего несовершенства в сравнении с мужчиной, отчего испытывала неуверенность в своих силах. Еще одним важным направлением деятельности феминисток была борьба с проституцией. В рамках этой компании были поставлены и широко дискутировались вопросы брака, разводов, взаимоотношений
между полами, развития материнских прав и родительской ответственности [6, с. 23-101].
Деятельность женского движения пролетарского периода так же не ограничивалась образовательной и политической направленностью. Большую группу женских обществ составляли организации нравственно-этической направленности, которые ставили своей целью попечительство о молодых матерях, девушках, защиту нравственных устоев семьи, матери, отца. Их деятельность включала такие формы работы как повышение умственного и нравственного уровня, защиту от дурного обращения, устройство общежитий, библиотек, дешевых квартир. Устраивались воскресные собрания, где посещавшие работницы учились грамоте, рукоделию, с ними велись духовные беседы, коллективные чтения художественной и научной литературы. Архивные материалы свидетельствуют, что женщины очень дорожили воскресными собраниями.
В заключение можно сделать вывод, что в целом результаты деятельности российского женского освободительного движения второй половины XIX - начала XX века свидетельствуют об огромном потенциале общественной инициативы женщин. А исторический опыт российского женского движения может быть полезен современным женским организациям.
Библиографический список
1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М.: РИК Русанова, 1998.
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. - М., 1953-1959. - Т. 5.
3. Гоголь Н.В. Мертвые души. - М., 1967.
4. ГерценА.И. Сочинения: В 9 т. - М., 19551958. - Т. 6.
5. Каптере в П.Ф. Душевные свойства женщин. Лекции и статьи / Составление, вступительная статья, послесловие, комментарии, именной указатель Л.Э. Заварзиной. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2007.
6. Стайс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм. Нигилизм и большевизм 1860-1930 / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004.
7. Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России (Вторая половина XIX - начало XX века). - Иваново: ФГУП «Издательство "Иваново"»: Иван. гос. ун-т, 2003.