Sheviakov D.A. Social-philosophical analysis of the reality virtualization phenomenon. In the article three research approaches to studying of the reality virtualization phenomenon are compared. The author reveals urgency
and advantages of social-philosophical analysis of reality virtualization.
Key words: virtual reality; information; communications; society.
УДК 930.8
ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ»: ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
© И.В. Крыкова
В статье анализируются особенности идеологии и организации женского движения середины XIX - начала XX в., являющегося составной частью «первой волны» в истории феминизма. Автор уделяет особое внимание либеральному феминизму как ведущему течению феминистской мысли этого периода, а также движению женщин за избирательное право (суфражизм), в рамках которого складывался радикальный феминизм. В статье также рассматривается влияние марксизма на феминистское движение, которое проявилось в возникновении социалистического и марксистского феминизма.
Ключевые слова: женское движение; либеральный феминизм; суфражизм; права женщин.
Феминистское движение 1840-х - 1920-х гг. принято считать первой волной феминизма. В целом XIX в. стал этапом поиска аргументов для доказательства необходимости социального и политического равноправия женщин [1]. Значительное влияние на формирование феминистской мысли начала XIX в. оказали философские концепции социали-стов-утопистов, прежде всего Ш. Фурье,
А. Сен-Симона и Р. Оуэна. Как отмечает С. Айвазова, Ш. Фурье и А. Сен-Симон «вышли за пределы суждения о «природном назначении пола»», дав тем самым возможность говорить о том, что кроме «естественного» права женщины, существует еще и социальное право - право на свободу, образование, труд [1, с. 16-17].
Возникновение в середине XIX в. в ряде европейских стран и США самостоятельных женских организаций, требующих юридической и экономической независимости женщин и уважения их гражданских и политических прав, было не случайным. Промышленная революция и демократические реформы требовали пересмотра отношений между различными общественными группами, в т. ч. между мужчинами и женщинами. Более развитое женское движение складывалось в протестантских странах с господствующей либеральной теорией: преимущественно в Великобритании и США. Объясняется это тем, что протестантская церковь, в отличие
от католической, выступавшей за сохранение традиционных женских ролей, хотя и выступала против феминизма, вместе с тем проповедовала духовное равенство мужчин и женщин [2]. Например, квакеры (члены английской протестантской секты радикального направления, проповедовавшие идеи христианского гуманизма и индивидуализма) заявляли, что женщины могут претендовать на священнические посты. Подобные взгляды заставляли женщин усомниться в традиционных представлениях об их роли в обществе. Кроме того, в странах, исповедовавших протестантизм, женщины были более грамотны. Основными принципами западной либеральной доктрины были убеждения в том, что общество должно обеспечить своим членам свободу реализовать свои возможности и что гражданин является носителем неотъемлемых прав [2]. Не удивительно, что идейной платформой женского движения
XIX в. стал либеральный феминизм, основная идея которого заключалась в том, что «поскольку женщины - такие же разумные существа, как и мужчины, они должны обладать теми же юридическими и политическими правами» [3]. Однако в то время как мужчины постепенно обретали гражданские и политические свободы, что нашло документальное отражение, прежде всего, в американской «Декларации независимости» (1776) и французской «Декларации прав человека и
гражданина» (1789), правовое положение женщин не менялось, т. е. либеральные идеи равенства на практике распространялись в основном на мужчин. Это противоречие становилось все более очевидным и нетерпимым. Вот почему с середины XIX в. женское движение набирает силу, требования феминисток в разных странах принимают форму общественных кампаний и политических акций.
Самым успешным оказалось феминистское движение в США. В то время как почти во всем мире господствовал феодальный строй, с его сословным неравенством, политическим бесправием и средневековой косностью, американская революция 1775-1783 гг., сопровождавшаяся ростом национального самосознания, установила республиканский строй, открывший простор для буржуазного прогресса и частной инициативы. Идеологи национально-освободительного движения в острой борьбе с церковным догматизмом отстаивали революционные буржуазно-демократические идеи, принципы свободолюбивого мировоззрения, созданного на убеждении в мощи человеческого разума и проникнутого стремлением к социальному прогрессу и общественной справедливости. Составленная Т. Джефферсоном и принятая в 1776 г. Конгрессом Декларация независимости была первая перенесенная на практическую почву декларация прав человека, в основу которой были положены передовые теории английских философов XVII в., особенно Дж. Локка, а также французских просветителей XVIII в. «Все люди сотворены равными, - гласила Декларация независимости, - все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью... » [4]. Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства. В политической доктрине Т. Джефферсона проблема прав личности была ведущей. В первой половине XIX в. в США произошло упрочение прав и свобод, образованы системы частного и публичного права. Ведущим направлением политикоправовой мысли этого периода становится либерализм. Большое внимание либералы уделяли проблеме гражданской свободы, которая толковалась как известная независимость частной жизни индивида от политиче-
ской власти. В 1791 г. Конгресс принял десять поправок к Конституции, вошедших в историю под названием «Билль о правах». Эти поправки провозглашали неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, печати, свободу частной собственности и т. д. Кроме того, при существовавших в стране всевозможных вероисповеданиях, дробившихся на множество сект, в США не было установлено господствующей религии и была допущена полная веротерпимость. Однако американское гражданство не давало женщинам политических прав и свобод, гарантированных самой передовой для своего времени Конституцией. Замужние женщины по-прежнему являлись зависимыми и потому не могли, согласно представлениям того времени, участвовать в гражданской жизни и заниматься политикой, т. е. избирать и быть избранными. С точки зрения закона в браке муж и жена представляют единое целое, одно лицо, поэтому юридически жена не существует отдельно от мужа. Таким образом, в США, так же как и в большинстве стран мира, женщина после замужества теряла свой независимый правовой статус, была лишена права на защиту от жестокости мужа, возможности оставить его, в случае развода женщина не могла оставить себе детей, не могла распоряжаться своими сбережениями и собственностью, не имела права заключать договоры, в т. ч. о найме на работу, принимать другие юридические обязательства [3, с. 44].
В начале XIX в. многие американки объединяются в общества, борющиеся за моральные и религиозные реформы. В 1834 г. была создана Национальная женская организация против проституции, двойной морали и других проявлений безнравственности. Организация оказала значительное влияние на общественные нормы поведения. Это выразилось в том, что в начале XIX в. количество незаконнорожденных детей заметно уменьшилось. Активистки выступили также с требованием, чтобы женщины, «страдающие от пьянства супруга, получили право на юридическую защиту и развод» [3, с. 44]. Все эти требования вызывали необходимость «реформы законов о разводе и опекунстве, предоставления женщинам доступа к образованию и оплачиваемому труду для получения экономической независимости» [3, с. 44].
Важной частью борьбы за равноправие полов стала борьба за доступ женщин к образованию. Здесь также женщины добиваются некоторых успехов. В 1821 г. в городе Троя, штат Нью-Йорк, по инициативе одной из активисток равного образования для мужчин и женщин Э.Х. Виллард, было открыто первое учебное учреждение для девочек - Женская семинария. Э.Х. Виллард готовила своих студентов к учительской деятельности. Среди предметов, преподававшихся в семинарии, была физиология, считавшаяся в то время неприемлемой для изучения девочками. В 1851 г. в штате Пенсильвания был открыт первый в мире женский медицинский колледж. Постепенно мир знаний переставал быть исключительно мужской монополией.
Становление и развитие американского феминизма, по мнению большинства исследователей, тесно связано с аболиционизмом (движением за отмену рабства), возникшем в начале 30-х гг. XIX в. Как отмечает В. Брайсон, движение против рабства можно рассматривать и как поход в защиту нравственности, и как либеральную республиканскую кампанию, поскольку «институт рабства рассматривался не только как оскорбление Бога, но и как нарушение духа американской конституции, - в обоих случаях аргументы против порабощения черных могли использоваться и в отношении женщин» [3, с. 44], выйдя замуж, женщина становилась такой же собственностью своего мужа, как и его рабы. При этом часто подчеркивалось, что «рабство содержит в себе и сексуальную эксплуатацию женщин (как женщины-рабыни, так и обманутой жены со стороны хозяина-мужа)» [3, с. 44]. Многие свободные женщины вместе с мужчинами боролись за отмену рабства, это была одна из форм борьбы за равноправное общество. Аболиционистки образовывали женские отделения организаций по борьбе за отмену рабства. Основателем первого женского Общества за отмену рабства стала квакерша Л. Мотт. Разрешив женщинам включиться в активную общественную работу по одному лишь политическому вопросу, мужчинам стало сложнее удерживать их в стороне от других социальных проблем. В 1840 г. в США разгорелась политически организованная кампания за право замужней женщины владеть собственностью. Впервые в истории США право на владение собствен-
ностью, включая свой заработок, получили женщины штата Миссисипи в 1839 г.
В 1840-х гг. движение за нераспространение рабства стало массовым и приобрело политический характер. В 1840 г. в Лондоне состоялась Всемирная конвенция за отмену рабства. Организаторы конвенции запретили женщинам выступать на заседании и участвовать в обсуждении заявленной проблемы. Прямым следствием этого инцидента стало проведение в США первой конвенции по правам женщин, состоявшейся 19 июля 1848 г. в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк и давшей начало организованному движению американских женщин за свои права. Главными организаторами конвенции стали Э.К. Стэнтон (один из лидеров американского женского движения) и Л. Мотт. Результатом конвенции стало подписание первой декларации по правам женщин - «Декларации позиций и резолюций». Написанная Э.К. Стэнтон совместно с Л. Мотт и ее друзьями, Декларация начиналась словами: «Все женщины и мужчины созданы равными...» [5]. В Декларации были выдвинуты требования для женщин гражданских прав - право голоса, право на образование, собственность, право на развод, на оплачиваемый труд и участие в политической и религиозной жизни общества. Участницы Конвенции потребовали также отказа от двойного морального стандарта, проявляющегося в подавлении сексуальной активности женщины и терпимом отношении общества к проявлению мужской сексуальности и благодаря которому женщины за отступление от принятой в обществе нравственности изгоняются из него, а мужчин же практически не осуждают [5, с. 57]. Так, например, известно, что даже в конце XIX в. измена была основанием для того, чтобы развестись с женой, но не с мужем, а изнасилование в браке не считалось преступлением. Декларация в Сенека-Фоллз стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма, положив начало формированию его либерально-реформистского направления. По мнению В. Брайсон, именно «с этого момента был заложен фундамент феминизма как теории и как политического движения» [3, с. 46].
В Европе центром феминистского движения стала Великобритания - родина промышленной революции, резко изменившей
всю ситуацию в обществе. Этот период ознаменован бурным ростом городов, переходом к машинному производству, увеличением значимости в обществе среднего класса. Резкий скачок промышленности потребовал гораздо больше рабочих рук, чем могли предложить работники мужского пола, поэтому привлечение женщин становится необходимым. Массовый женский труд в общественном производстве превратился постепенно в факт социальной жизни, меняя традиционный статус женщины как продолжательницы рода и, соответственно, меняя основы брака, семьи и т. д. Этот процесс имел как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, массовый женский труд способствовал росту самосознания женщин как автономной социальной группы, создавал возможность разрушить традиционную иерархию полов, «выстроить разделение труда между мужчинами и женщинами не на принципе взаимодополняемости, а на принципе взаимозаменямости» [6]. С другой стороны, были подорваны основы семьи, нарушились внутрисемейные связи, т. к. женщины вынуждены были пойти работать на промышленные предприятия, где они становились конкурентами мужчин, что обостряло отношения между полами. Массовый женский труд приводил также к сверхэксплуатации женщины, поскольку она по-прежнему продолжала выполнять свои обязанности матери, жены, хозяйки дома. При этом рабочий день был слишком велик, а заработная плата у женщины была меньше, чем у мужчины, который выполнял ту же самую работу на том же предприятии. Работодатели оправдывали это тем, что женщине не надо было содержать семью. Кроме того, женщин не принимали в профсоюзы, защищавшие права наемных работников. Все эти факторы давали основания для коллективных выступлений женщин, для создания женских организаций, отстаивающих интересы и права женщин [5, с. 28]. В период с 1892 по 1913 г. англичанкам удалось добиться сокращения рабочего дня до десяти часов, получения еженедельного выходного дня, права свободно распоряжаться своим заработком, введения гарантированного оплаченного отпуска для рожениц. Рождение либерального феминизма в Старом Свете связывают с именами М. Рид, автором работы «Мольба о женщине» (1845)
и Г. Тейлор, написавшей в 1851 г. «Избирательные права для женщин» [2, с. 30]. Но, пожалуй, главным идеологом либерального феминизма стал английский философ, социолог и экономист Дж.С. Милль, которого можно назвать «феминистом», поскольку он одним из первых выдвинул концепцию «полного равенства» полов в семье и обществе [7]. Его главным феминистским трудом стала книга «Подчиненность женщины», которую он написал в соавторстве со своей женой Г. Тейлор в 1869 г. и посвятил доказательству тезисов о равноправии полов. По мнению Дж.С. Милля, в современном обществе судьба человека должна определяться только его личными способностями, а не полом, расой или социальным статусом. Философ считал, что господство мужчины над женщиной не является «естественным». Основным условием преодоления угнетенного положения женщин Дж.С. Милль считал предоставление женщинам политических прав, права на образование, на доступ к занятиям наукой, литературой, искусством. В 1867 г. Дж.С. Милль выступил перед парламентом с первой в истории официальной речью в поддержку женского избирательного права. После провала поправки Дж.С. Милля о предоставлении гражданкам страны права голоса тысячи англичанок примкнули к феминистскому движению.
С середины XIX в. и в Европе, и в США начались кампании борьбы за избирательные права. Следует отметить, что право голоса первоначально не являлось основным требованием феминисток, и лишь в конце XIX в., когда другие основные права считались полученными (право на образование, собственность, заработок, опекунство, защиту от физического насилия со стороны мужа), организованное женское движение переходит от умеренной к более радикальной стадии, выдвинув в качестве основного пункта своей программы требование предоставления избирательных прав женщинам. Сам термин «суфражизм» (англ. «suffrage» - право голоса), «благодаря английским феминисткам, использовавшим это понятие в отношении прежде всего избирательных прав женщин», вошел в историю как политическое направление в феминизме [8]. Женщины все больше убеждались в том, что избирательное право имеет первостепенное значение и служит
ключом к дальнейшему прогрессу. Суфражистки верили, что, имея легальную возможность голосовать на выборах, женщины вскоре освободятся от всех других форм дискриминации. Суфражистская кампания до сих пор неоднозначно оценивается исследователями истории феминизма. С одной стороны, это «сужение интересов феминисток, отвлечение от более серьезных проблем. игнорирование экономического, идеологического и сексуального господства мужчин над женщинами» [3, с. 94]. С другой стороны, суфражизм стал важным шагом к завоеванию женщинами полного равноправия с мужчинами. Следует отметить, что с середины XIX в. утверждение о том, что мужчины и женщины морально и интеллектуально равны, сосуществовало с идеей различия между полами, базирующейся на превосходстве женских специфических добродетелей (обе эти позиции прослеживаются в работах английской писательницы XVIII в. М. Уолстоункрафт, Э.К. Стэнтон и Дж.С. Милля). Так, например, в Америке и некоторых странах Европы в связи с возросшей популярностью «культа истинной женственности» стала преобладать идея о том, что женщины - «потенциальные спасительницы нации», поскольку являются хранительницами чистоты, терпимости и традиционных ценностей, и, следовательно, им необходимо предоставить политические права для «оздоровления общественной сферы» [3, с. 95]. При этом особенно подчеркивался женский пацифизм как врожденное качество в противовес мужскому милитаризму. С точки зрения различия между полами женщинам рекомендовалось не подражать мужчинам, а, наоборот, сохранять присущие им добродетели. Однако, как отмечает В. Брайсон, «многие суфражистки старались совмещать эту позицию с либеральными идеями о естественных правах и социальном равенстве полов» [3, с. 95].
Основной социальной базой суфражистского движения был средний класс. Характерной особенностью феминистского движения этого времени было стремление к женской солидарности и международному сотрудничеству. Женщины разных стран осознавали общность своего жизненного опыта и проблем, что нашло воплощение в идее сестринства и организации интернациональных женских организаций. Так, в 1888 г. фемини-
стки разных стран объединились в Международный совет женщин, а в 1904 г. был образован Международный женский суфражистский альянс, в который вошли суфражистки США, Канады, Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швеции [9]. Активистки организации ежегодно проводили тысячи митингов, миллионы листовок о бесправном положении женщин распространялись в самые отдаленные уголки земного шара [9, с. 392]. В Англии суфражизм продержался дольше других стран Европы и достиг максимального развития в начале ХХ в., охватив огромное количество женщин. Более того, исследователи отмечают, что именно британское суфражистское движение стало моделью для подобных движений в других странах. В Великобритании уже в конце XVIII в. либеральные принципы народного суверенитета и индивидуальной свободы получили наиболее последовательное воплощение, и политическая активность англичанок была чрезвычайно высока. В 1851 г. в Великобритании была создана первая постоянная группа сторонников и сторонниц предоставления женщинам права голоса - Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса. В 1867 г. в Манчестере при активном участии Л. Беккер и Р. Панкхерста было создано Общество женского избирательного права. Новый этап в истории британского суфражизма происходит в начале ХХ в. В это время суфражистская кампания Великобритании разделилась на два противоположных течения: на конституционных сторонниц
равноправия (suffragists) и воинствующих суфражисток (suffragettes) [2, с. 33]. Первые входили в организацию «Национальная федерация суфражистских обществ (НФСО), созданную еще в 1868 г. под руководством английской феминистки, писательницы и доктора прав М.Г. Фосетт. НФСО действовала под девизом «Вера, Настойчивость и Терпение» и признавала борьбу только либеральными методами. Организация издавала много брошюр, подавала петиции, устраивала большие митинги. Подавляющее число членов НФСО были женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, представительницы среднего класса. В начале ХХ в. ряды организации пополнили женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за жен-
ское избирательное право. Воинствующее крыло суфражистского движения возглавили Э. Панкхерст и ее дочь Кристабель. В 1903 г. под их руководством был создан Женский социально-политический союз (ЖСПС).
ЖСПС породил новое направление в суфражизме: милитантство (от англ. «militant» -воинственный). Милитантки отказывались сотрудничать с правительством и в целом с мужчинами до тех пор, пока женщинам не будет предоставлено право голоса (членами ЖСПС были только женщины). Активистки считали, что правительство уступает только тогда, когда на него оказывают давление, поэтому прибегали к воинственным методам привлечения внимания к себе: разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, прерывали выступления членов кабинета свистом и криками «Votes for women!» («Избирательное право женщинам!»), приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия, а оказавшись в тюрьме, избирали тактику голодовок. Помимо этого милитантки развернули «атаку на собственность»: разбивали камнями окна
правительственных зданий, офисов, витрин магазинов, поджигали дома, обрывали телефонные провода, бросали бомбы в частные дома, церкви и общественные здания. Следует отметить, что само возникновение радикального крыла в женском движении было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, изменилось поколение феминисток. Феминистки начала ХХ в. воспитывались в иных условиях, чем их предшественницы, у них было больше возможностей для самореализации в публичной сфере. Во-вторых, политическая обстановка в стране отличалась большой социальной напряженностью. В-третьих, не следует забывать, что к началу ХХ в. все традиционные методы борьбы были использованы Национальной федерацией суфражистских обществ и не принесли ощутимых результатов. В связи с этим вопрос о роли милитантства в суфражистском движении до сих пор вызывает острые дискуссии. С одной стороны, усиление террористических приемов борьбы дискредитировало организацию и дало новые аргументы противникам женского равноправия, заявившим о том, что женщины неуравновешенны, чрезвычайно эмоциональны и на этом основании
нужно отказать им участвовать в политической жизни. С другой стороны, тактика ми-литанток оказалась плодотворной: они привлекли к себе внимание прессы, способствовали привлечению новых сторонников и увеличению пожертвований суфражистским организациям [8]. Можно отметить, что к началу Первой мировой войны женское движение в Великобритании превратилось в мощную политическую силу. Однако оно не было единым в организационном и политическом отношениях.
Что касается развития суфражизма в США, то здесь в 1869 г. разногласия по поводу ратификации пятнадцатой поправки к Конституции США, предоставлявшей афроамериканским мужчинам право голоса, но ничего не говорившей о женщинах, привели к созданию двух независимых организаций, выступавших за права женщин. Э.К. Стэнтон и С.Б. Энтони основывают Национальную ассоциацию за избирательные права женщин.
Э. Стэнтон была категорически против сведения движения к одной лишь задаче получения избирательных прав и говорила о том, что «угнетенное положение женщины включает в себя не только отсутствие гражданских и юридических прав, но и ее сексуальную эксплуатацию», которая, в свою очередь, является «следствием экономического положения женщины и всей системы общественных и религиозных догм» [3, с. 48]. Такая позиция выходила далеко за рамки традиционного либерализма.
Более умеренное крыло женского движения возглавили Л. Стоун (одна из первых женщин, открыто заговорившая о женских правах) и писательница Дж.У. Хоу (первая женщина, избранная членом Американской академии изящных искусств и словесности). Л. Стоун и Дж.У. Хоу основали Американскую ассоциацию по правам женщин, которая поддержала пятнадцатую поправку без изменений и все усилия сосредоточила на получении избирательных прав женщинами. Активистки Ассоциации считали, что получение женщинами права голоса поможет решить более широкий круг проблем (например, равные права при разводе, расширение экономических возможностей для женщин и др.). В 1890 г. радикальное и умеренное крыло организованного феминистского движения объединились в новую организацию -
Национальная американская ассоциация за избирательные права женщин. Благодаря деятельности организации в 1869 г. штат Вайоминг предоставил женщинам право голоса, в 1893 г. этому примеру последовал Колорадо, а в 1896-м - Айдахо и Юта [10].
Деятельность суфражисток в Европе и Америке прервала война. Большинство лидеров суфражизма поддерживало свои правительства, а милитантки направили всю свою энергию на развитие патриотизма и национализма.
Тем не менее благодаря усилиям суфражисток впервые в мировой истории право голоса женщинам было предоставлено в Новой Зеландии в 1893 г., в Австралии - 1902, в Норвегии - в 1913, в Дании и Исландии - в 1915, в Канаде - в 1918, США - 1920, Великобритании - 1928 г. Первой страной, предоставившей женщинам не только право голосовать, но и быть избранной, стала Финляндия (1906 г.) [11]. Вместе с тем, получив избирательное право, женщины не получили реальной власти. Некоторые исследователи полагают, что именно это привело к кризису и сходу на нет первой волны феминизма в
ХХ в.
Однако относить всех феминисток / феминистов XIX в. только к либеральному направлению, как справедливо замечает
В. Брайсон, было бы неверным. Возникшее в середине XIX в. учение марксизма положило начало таким направлениям феминистской теории, как социалистический и марксистский феминизм, основным тезисом которых является убеждение в том, что положение женщин нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономического контекста. Весь комплекс проблем гендерной дифференциации общества марксисты определили как «женский вопрос». Основные положения марксизма наиболее полно изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). В ней Ф. Энгельс утверждал, что до появления частной собственности люди жили не в парном, а в групповом браке. В этот период женщины господствовали в доме, а родство устанавливалось только по материнской линии (Ф. Энгельс называл это «материнским правом). Философ был убежден, что человечество прошло историческую фазу матриархата, т. е. господства женщин. С появлением
права собственности первобытный коммунизм разлагается, власть мужчин в семье укрепляется. Для того чтобы передать собственность по наследству, необходимо было обеспечить строгую моногамию со стороны каждой женщины, которая становилась просто собственностью мужа и средством для рождения наследников. Это «ниспровержение материнского права» Ф. Энгельс назвал «всемирно-историческим поражением женского пола» [5, с. 125]. Основными причинами эксплуатации женщин Ф. Энгельс называет классовую структуру общества, частную собственность и исключение женщин из общественного производства. По мере того как женщины будут вовлекаться в общественное производство, равноправие будет усиливаться. С точки зрения философа, в буржуазной среде брак заключается всегда по расчету и потому он враждебен любви. Брак по любви возможен только в пролетарской среде, так же как истинное равноправие полов: поскольку у пролетариата нет собственности, нет и повода для эксплуатации женщин. Эта неспособность признать, что пролетарская семья может быть источником угнетения и сексуальной эксплуатации, а не равноправия, с точки зрения современной критики, является одной из слабых сторон теории Ф. Энгельса [3, с. 82]. С победой социальной революции положение как женщин, так и мужчин изменится: необходимость в существовании семьи отпадет, т. к. все ее хозяйственные функции и воспитание детей возьмет на себя общество. В этом случае будет достигнуто настоящее равноправие мужчин и женщин, и единственной основой для брака останется любовь. Однако Ф. Энгельс не учитывал преимуществ, получаемых мужем от сексуальных и бытовых услуг жены, и не рассматривал возможность того, что мужская сексуальность может по-прежнему представлять опасность для женщин в социалистическом обществе [3, с. 82-83].
Наиболее последовательное воплощение идеи марксизма получили в пролетарском женском движении, распространившемся в большей степени в Германии в конце XIX -начале ХХ в. Одним из лидеров социал-демократической партии Германии был выдающийся деятель А. Бебель, который в своей книге «Женщина и социализм» (1879) встает на точку зрения т. н. социалистиче-
ского феминизма, настаивая на том, что победа социализма невозможна без активного участия женщин, а освобождение человечества невозможно без равноправия полов. Выдающейся представительницей европейского социализма была К. Цеткин, активистка Второго и Третьего Интернационалов, член немецкого парламента и один из создателей коммунистической партии Германии, редактор женского журнала немецкой социал-демократии «Die Gleiheit» («Равенство»). Всю свою жизнь К. Цеткин посвятила вовлечению женщин в дело социализма. Она полностью приняла основополагающий тезис А. Бебеля о неизбежной взаимосвязи между интересами женщин и наступлением социализма. Однако К. Цеткин пошла дальше А. Бебеля в своем убеждении в главенстве классовых интересов над половыми, отрицая возможность общих интересов у женщин различных социальных слоев. В связи с этим она проявляла враждебность к «буржуазным феминисткам», к их требованиям реформ образования, перспектив занятости и категорически отказывалась сотрудничать с ними в их кампаниях за право голоса [3, с. 128]. К. Цеткин считала, что с исчезновением частной собственности в среде рабочего класса исчезнет сама возможность угнетения по признаку пола. Так же как и Ф. Энгельс, К. Цеткин считала свободно выбранную моногамию наиболее вероятной формой будущих сексуальных отношений, подчеркивая, в частности, что семья будет продолжать существовать как социальная и нравственная ячейка, даже если отпадет необходимость выполнения ею экономической функции. Однако в целом для К. Цеткин вопросы пола не являлись самостоятельной проблемой. Главной проблемой для нее было изменение экономического базиса.
Таким образом, первая волна феминизма охватила многие страны, однако женское движение не было направлено на отмену гендерной системы, не отличалось идеологической сплоченностью и массовостью. После получения избирательных прав женщинами оказалось, что достижение юридического равенства прав мужчин и женщин не означает установления подлинного равенства, поэтому новая волна феминизма, начавшаяся в
60-х гг. ХХ в., была направлена на борьбу за гендерное равенство, исходя из мировоззренческих позиций женщин.
1. Брандт Г. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., 2006. С. 16.
2. Шмелева О.Н. Дискурсивный анализ феминистских текстов (На материале проблемнопортретных очерков германского политического феминистского журнала "ЕММА"): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2006.
3. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. С. 9.
4. Война за независимость (1775-1783 гг.) и образование США. URL: http://www.countries. ru/?pid=175. Загл. с экрана.
5. Феминизм в общественной мысли и литературе / сост. Е. Трофимова. М., 2006. С. 57.
6. Гендерные аспекты политической социологии / отв. ред. С.Г. Айвазова, О.А. Хасбулатова. М., 2004. С. 28.
7. Введение в гендерные исследования. М., 2005. С. 46.
8. Шнырова О.В. Феномен милитантства в истории суфражизма. URL: http://anthropology. ru/ru/texts/shnyrova/woman_24.html. Загл. с экрана.
9. Феминизм: проза, мемуары, письма: пер. с англ. / под ред. М. Шнеир. М., 1992. С. 388.
10. Писательницы мировой истории: Элизабет Кэди Стэнтон. URL: http://www.womanzona.ru/ pisatelnitsi-mirovoy-istorii/elizabet-kedi-stenton. Загл. с экрана.
11. Успенская В.И. Суфражизм в истории феминизма. URL: http://www.a-z.ru/women/texts/ sufrr.htm. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 25.05.2009 г.
Krykova I.V. Feministic movement of the “first wave”: peculiarities of ideology and organization. Peculiarities of ideology and organization of female movement in the middle of XIX century - beginning of the XX century which is a component of the “first wave” in the feminism history are analyzed in the article. Author pays special attention to the liberal feminism as the leading trend of feministic views of this period and also to women's movement for voting rights (suffrage) within which the radical feminism was being formed. Influence of Marxism on feministic movement that became apparent in establishing of socialist and Marxist feminism is also considered in the article.
Key words: women's movement; liberal feminism; suffrage; women's votes.