Научная статья на тему 'Концепт «Новая женщина» в интерпретации К. Цеткин: этапы становления, основные характеристики'

Концепт «Новая женщина» в интерпретации К. Цеткин: этапы становления, основные характеристики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1506
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ ЖЕНЩИН-РАБОТНИЦ / ФЕМИНИЗМ / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ЖЕНСКАЯ ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алферова И. В.

В статье прослеживаются этапы формирования взглядов К. Цеткин на проблему эмансипации, последовательно рассматривается ее деятельность по организации социал-демократического женского движения. Обращение к опыту работы К. Цеткин связано с процессом написания новой истории советских женщин, который сейчас активизировался в отечественной науке. К. Цеткин - активистка СДПГ, признанный лидер германского и международного движения женщин-работниц, во многом определила теоретические и практические подходы к решению женского вопроса, в том числе, в советской России. Знаковыми для женского движения в исторической перспективе оказались и размышления К. Цеткин по поводу «новой женщины». Дополнительные исследования ее политической деятельности и теоретических изысканий являются необходимым условием для объективной оценки достижений и неудач советского женского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Новая женщина» в интерпретации К. Цеткин: этапы становления, основные характеристики»

УДК - 947.084.5

КОНЦЕПТ «НОВАЯ ЖЕНЩИНА» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ К. ЦЕТКИН: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

И.В. Алферова

В статье прослеживаются этапы формирования взглядов К. Цеткии на проблему эмансипации, последовательно рассматривается ее деятельность по организации социал-демократического женского движения. Обращение к опыту работы К. Цеткин связано с процессом написания новой истории советских женщин, который сейчас активизировался в отечественной науке. К. Цеткин - активистка СДПГ, признанный лидер германского и международного движения женщин-работниц, во многом определила теоретические и практические подходы к решению женского вопроса, в том числе, в советской России. Знаковыми для женского движения в исторической перспективе оказались и размышления К. Цеткин по поводу «новой женщины». Дополнительные исследования ее политической деятельности и теоретических изысканий являются необходимым условием для объективной оценки достижений и неудач советского женского движения.

Ключевые слова: движение женщин-работниц, феминизм, женский вопрос, женская печать.

Наш интерес к представительнице Социал-демократической партии Германии К. Цеткин (1857-1933) связан с процессом написания новой истории советских женщин, который активизировался в последние десятилетия и в своем становлении прошел уже несколько этапов. Сейчас, с очевидностью, можно констатировать, что, пережив период безудержной критики политики советской власти в отношении женщин, обществоведы переходят к более взвешенным оценкам. Признавая в целом спекулятивный подход к решению женского вопроса со стороны советского государства, ученые отмечают определенные успехи, например, в законодательной сфере, формально обеспечивавшей защиту прав женщин, а также в образовательной и профессиональной, где женщинам действительно были предоставлены равные с мужчинами права.

Более гибко подходят современные исследователи и к выяснению причин неудач советского женского движения. Высказывается, например, мнение о том, что российское общество 1920-1930-х гг. было не готово к восприятию идей женского равенства в силу господства патриархальных традиций [1, с. 37]. В том числе тех идей, которые лидеры большевиков, долгое время прожившие в эмиграции, позаимствовали на Западе, а затем пытались реализовать у себя в стране применительно, прежде всего, к российским работницам и крестьянкам. Это последнее утверждение, как нам кажется, нуждается в дополнительных исследованиях и обязательных комментариях, с целью избежать преждевременных обвинений на этот раз западных активисток женского движения и их последовательниц в недостатках эксперимента по эмансипации в России.

В этой связи и является актуальным обращение к деятельности и к теоретическому наследию К. Цеткин, как к идейному вдохновителю, организатору и безусловному лидеру социал-демократического женского движения, ориентированного, прежде всего, на работниц. В идеологическом аспекте, именно ее опыт работы мог служить образцом, в том числе для лидеров РСДРП, когда возникала потребность в работе с женским населением. Каковы же основные достижения К. Цеткин в деле политической мобилизации женщин-работниц? Рассмотрим только ключевые моменты.

Первый раз с программной речью по женскому вопросу «За освобождение женщин!» К. Цеткин выступила в 1889 г. на конгрессе II Интернационала. В докладе, показав себя подготовленной марксистской, а также в полном соответствии с идеями Ф. Энгельса и А. Бебеля, она, прежде всего, отмечала прогрессивность в исторической перспективе процесса все большего втягивания женщин в сферу производительного труда. «Социалисты должны знать, - говорила она, - что при современном развитии экономики женский труд является необходимостью... И, прежде всего, социалисты должны знать, что экономическая зависимость или, напротив, независимость будут определять социальное рабство или свободу. И те, кто на своем знамени начертали лозунг освобождения человечества, не могут обречь половину его на политическое и социальное рабство, определяемое его полной экономической зависимостью. Так же, как рабочий угнетается капиталистом, женщина порабощена мужчиной; и она останется порабощенной до тех пор, пока не станет независимой экономически. Необходимым же условием ее экономической независимости является труд» [2, с. 66].

В заключении К. Цеткин указывала, что участие женщин в пролетарском движении представляет собой единственный путь к их раскрепощению, что только в социалистическом обществе женщина будет полностью уравнена с мужчиной. Первыми шагами на пути освобождения женщин, по ее мнению,

должны были быть: их организация, политическое воспитание и вовлечение в борьбу рабочего класса [3, с. 13].

Выступление К. Цеткин произвело впечатление. Во всяком случае, конгресс II Интернационала в своем постановлении обязал партии шире вовлекать женщин в революционное движение, рекомендовал также способствовать привлечению женщин к труду на производстве и требовать от своих правительств установления социального законодательства по охране труда женщин (последнее требование было принято под влиянием А. Бебеля).

В начале 1890-х гг. К. Цеткин добилась права вести политическую работу среди женщин и совместно с партийными съездами проводить специальные конференции женщин-социалисток. В 1900 г. на социалистической женской конференции в Менце она представила проект директивной инструкции по женскому вопросу. В ней предписывалось всем партийным организациям провести выборы женщин - доверенных лиц. В директивах были определены задачи и обязанности женских активисток, которые «будут заключаться в том, чтобы выступать инициаторами создания профсоюзных и экономических организаций женщин, строить их единообразно и планово» [4, с. 23].

В 1891 г. социал-демократическая партия Германии в Эрфуртской программе сформулировала требование полного экономического, политического и правового равноправия мужчин и женщин. Тогда же, в конце 1891 г., издатель В. Дитц предложил К. Цеткин стать редактором женского журнала. Журнал был основан Эммой Ирер и назывался «Arbeiterin» («Работница»). Вскоре он был преобразован в газету «Die Gleichheit» («Равенство»), которая под руководством К. Цеткин в течение двадцати пяти лет (до мая 1917 г.) была центральным печатным органом женского социалистического движения в Германии, а затем в Европе. В 1893 г. на совещании делегаток Кельнского партсъезда германских социал-демократов по предложению К. Цеткин было принято решение создавать на местах женские агитационные комиссии.

В это же время в Германии активизировалось феминистское движение, ив 1894 г. был основан Всеобщий союз немецких женских обществ, представительницы которого работали и среди пролетарок, плохо разбирающихся в нюансах разных политических доктрин. Здесь необходимо подчеркнуть: К. Маркс, Ф. Энгельс никогда не высказывали пиетета по отношению к феминистскому движению, считая его «чисто буржуазной затеей» [5, с. 145]. Самих же представительниц движения за женское равноправие они называли «эти дамочки» [6, с. 167168], «буржуазные и мещанские карьеристки» [7, с. 350], «полубуржуазные ослицы» [5, с. 145]. В общем, отношение было пренебрежительно-ироничным, не более того. К. Цеткин посчитала необходимым обозначить свое принципиальное идеологическое различие с феминизмом, которое на тот момент было далеко не очевидным даже для социал-демократов. Впервые она выступила с речью, направленной против феминисток в 1892 г. на собрании берлинских женщин. В 1896 г. на Готском съезде К. Цеткин сделала доклад по женскому вопросу «Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой!», чтобы объяснить свою позицию германским социал-демократам, большинство из которых не одобряли ее деятельности и видели в ней «феминистский анклав» внутри рабочего движения.

«Пролетарке, как борцу в этой классовой борьбе также необходимо правовое и политическое равноправие с мужчиной, как и женщине мелкой и средней буржуазии и буржуазной интеллигенции», - указывала в своем выступлении К. Цеткин. Однако, «если женщинам будет представлено равноправие, - рассуждала она далее, - в фактическом соотношении сил ничего не изменится. Женщины-пролетарки перейдут в лагерь пролетариата, буржуазные женщины - в лагерь буржуазии. Нас не должны вводить в заблуждение некоторые социалистические мотивы в буржуазном женском движении. Они выдвигаются до тех пор, пока буржуазные женщины считают себя угнетенными» [4, с.21].

В связи с вышесказанным приоритеты в агитации среди женщин, по мнению К. Цеткин, должны были быть отданы социалистическим идеям, а не «мелочным» женским интересам, «чтобы включить современную женщину-пролетарку в ряды участников классовой борьбы ». Более того, она считала (или в пылу полемики с идеологическими конкурентками утверждала), что никаких «специфических задач» работа среди женщин не должна решать, так как «реформы, отвечающие интересам женщин, осуществимые в условиях существующего строя, уже включены в число требований, содержащихся в программе-минимум нашей партии» [4, с. 23]. В итоге, в резолюции съезда было отмечено: «Агитация среди пролетарских женщин должна быть, прежде всего, социалистической. Ее главной задачей - будить в пролетарских женщинах классовое самосознание для вовлечения их в классовую борьбу. Пролетарки из конкурентки пролетарию, понижающей его жизненный уровень, должна превратиться в его классового соратника в борьбе...». Для того чтобы исключить даже возможное взаимодействие социал-демократического движения с феминизмом в очевидно общем деле эмансипации женщин съезд подчеркнул: «Агитация среди пролетарских женщин должна таким образом держаться строго в границах общего рабочего движения и должна увязываться с теми вопросами, которые являются для рабочего класса особенно важными в данный момент» [8, с.296].

Наряду с общетеоретическими рассуждениями по поводу специфики решения женского вопроса для разных социальных групп, К. Цеткин поделилась на съезде своим опытом работы. Так, например, на съезде она высказала мысль, что «идеи социализма» нужно доносить до женщин при помощи «печатной агитации». Газета «Die Gleichheit», как она убедилась после нескольких лет работы редактором, была не понятна массовому читателю, работницы обращали внимание в основном на всякого рода развлекательный материал. Для них она предлагала организовать распространение листовок, но не традиционных листовок, а «печатать маленькие книжечки с содержанием на 4-6 страничках, хорошо оформленные, подобно изданиям американских и английских «трезвенников». Ведь пролетарская женщина настолько разбирается в таких вещах, что скажет: «Ах! Какая хорошенькая штучка, надо ее поднять!». «И те места, в которых говорится о главном, мы должны печатать крупными, жирными буквами, - советовала К. Цеткин, - тогда женщину не охладит необходимость много читать, ее внимание будет захвачено сразу» [4, с.26]. Бурная деятельность К. Цеткин, имела серьезные политические последствия. Социал-демократическое женское движение в Германии под ее руководством превратилось в одно из сильнейших в Европе. К. Цеткин определила и перспективы развития женского движения в целом. Во всяком случае, именно благодаря ее инициативам, в рамках европейской социал-демократии стало оформляться особое направление, ориентированное на политическое просвещение и организацию женщин-работниц. Более того, именно благодаря непримиримому отношению К. Цеткин к феминисткам, они и социал-демократы(-ки) оказались по разные стороны баррикады на долгие годы.

Знаковыми для женского движения в исторической перспективе оказались и размышления К. Цеткин по поводу «новой женщины». Она наполнила содержанием тот достаточно абстрактный женский образ, который предлагали для будущего коммунистического общества теоретики -мужчины.

В своем пространном докладе «Интеллигентный пролетариат, женский вопрос и социализм», прочитанном в публичном студенческом собрании в январе 1900 г., она выступила категорически против той «новой Евы», которая «презирает все специфически-женское, как недостойное человека, отказывается от всех чисто женских задач, как от чего унижающего, и стремиться развить в себе только человека» [9, с. 8]. К. Цеткин признавала, что на начальном этапе становления женского движения за равноправие, было уместным акцентировать внимание на идее - «женщина-человек». Однако же в реальной жизни женщина может полностью реализоваться, считала К. Цеткин, если «человеческое» и «женское» будут в ней «гармонично развиваться одно подле другого» [9, с. 9] и никак иначе.

Только та женщина «может поступать, как сильный и зрелый человек, - рассуждала К. Цеткин далее, - которая постигла счастья соединения лучшего своей жизни и своих стремлений с жизнью и стремлениями своего любимого супруга и детей» [9, с. 9]. Другими словами, женщина будущего в представлении К. Цеткин должна быть гражданкой, профессиональной работницей, но при этом отдавать долг семье, которая при социализме «образует собою чисто нравственное целое и покоится на правовом равенстве мужчин и женщин» [9, с. 26].

На протяжении многих лет К. Цеткин продолжала развивать подобные идеи на страницах «Die Gleichheit». Так, например, статья «Захолустье», опубликованная в газете 22 марта 1905 г., была направлена против публикации Э. Фишера, ограничившего сферу женской деятельности традиционными «детьми, кухней, церковью», и содержала развернутое описание идеала женщины. Основой независимости женщин, ее общественной пользы, в очередной раз подчеркивала К. Цеткин, является работа по специальности. Только благодаря ей, «женщина выступает как полностью равноправная с мужчиной и может целиком включиться в общественную жизнь, сознательно в ней участвовать, развивать свой характер, волю, талант» [2, с. 156]. Видимо идея полного равноправия в производственной сфере предопределило отношение К. Цеткин к женской воинской службе. Она была сторонницей военного образования женщин и привлечения их в случае войны не только в качестве медсестер, но и в военную промышленность, в мирное время видела целесообразным использование их для службы в милицию и «тайной полиции».

При этом социалистическая агитация, указывала К. Цеткин, ни к коей мере не должна была отвлечь «женщину-пролетарку от ее обязанностей матери и супруги». Наоборот, «она должна побуждать женщину выполнять эти обязанности лучше, чем прежде, - в интересах пролетариата. Чем лучше отношения в семье, чем деятельнее женщина у себя дома, тем энергичнее она в борьбе. Чем больше внимания она может уделить своим детям как их воспитательница, формирующая их характеры, тем лучше она может их просвещать, добиваться того, чтобы они с таким же энтузиазмом и самопожертвованием продолжали в общем строю борьбу за освобождение пролетариата» [2, с. 154].

Таким образом, К. Цеткин буквально вменяла в обязанность «пролетарской» женщине быть «физическим производителем умственно и нравственно здорового пролетариата». Она не выступала открыто против абортов, но не была сторонницей ограничения рождаемости и считала, что наличие 6-8 детей в пролетарских семьях никак не могут помешать женщинам принимать активное участие в

политической жизни. В то же время «пролетарская» женщина должна была быть готовой, по ее мнению, отказаться от эгоистического материнского чувства в любой момент и «подарить детей революционному движению» [10, с. 144].

Женщина в интерпретации К. Цеткин должна была быть и хорошей хозяйкой, уметь создать «чистый, удобный и уютный дом», чтобы мужчина «предпочитал проводить время в нем, а не в трактире», и где он мог бы «отдохнуть и освежиться».

Не каждая женщина, считала К. Цеткин, могла стать революционеркой, но каждая должна была быть самоотверженной помощницей мужчине-борцу. (Образцовыми женами в этом смысле были для нее Ж. Бебель и Н.К. Крупская.) Только в этом случае женщина станет для «пролетария» не просто женой, а «товарищем и соратницей в борьбе», «воспитательницей его детей, готовящей их к будущим боям!» [2, с. 154] - резюмировала К. Цеткин, представляя идеальный образ (гендер) «новой женщины». В статье «Захолустье» К. Цеткин уделила внимание и такому интимному чувству в межличностных отношениях мужчины и женщины, как любовь. «Половая любовь современных людей, - писала она, - все больше отличается от любви наших предков. Из чувства скорее всеобщего она превращается в чувство индивидуальное. Поэтому для полного счастья в любви наряду с физическим влечением приобретают духовно-нравственные качества мужчины и женщины» [2, с. 155].

К. Цеткин сама преданная жена и ответственная мать, в отличие от большинства авторов социальных утопий, не выступала против брака, и если и пророчила «отмирание» последнего, то только брака буржуазного. «Слепое, низменное сексуальное желание», считала она, необходимо «умственно и нравственно» сдерживать и дисциплинировать, а пропаганду «свободного брака», называла «большой глупостью». В то же время гражданский союз, пролетарский брак, по мнению К. Цеткин, должен был стать нерушимым и моногамным для обоих супругов. Развод в рамках таких высокодуховных отношений виделся ей только в исключительных случаях[10, с. 155]. По-видимому, все же осознавая, что реальные женщины-работницы озабоченны не столько проблемами классовой борьбы и нравственного совершенствования с целью соответствия коммунистическому идеалу, сколько проблемами выживания, К. Цеткин пыталась им помочь имеющимися в ее распоряжении средствами.

Так, с 1905 г. в специальном приложении к «Die Gleichheit» для матерей и домашних хозяек, она печатала много статей, содержащих сведения из области здравоохранения и гигиены, советы по уходу за больными и грудными детьми, кулинарии и пр. На страницах приложения, например, она выступала против модных в то время, но вредных для здоровья корсетов, плотного белья, длинных, пышных юбок[2, с. 157]. В журнале активно обсуждались различные способы облегчения положения женщин: развитие общественного питания, создание широкой сети прачечных, гладилен и пр.

Более того, не только в периодической печати, но в публичных выступлениях разного уровня, К. Цеткин активно выдвигала требования по охране здоровья матери и ребенка[10, с. 141], предполагая, что в будущем социалистическом государстве заботу о детях возьмет на себя государство.

В 1907 г. в Штутгарте одновременно с Международным социалистическим конгрессом по инициативе К. Цеткин состоялась первая женская конференция. Здесь развернулась дискуссия по поводу необходимости образования во II Интернационале специального отдела (Секретариата), для работы среди женщин. В результате было принято решение о создании Международного женского секретариата, секретарем которого была избрана К. Цеткин. Местопребыванием Секретариата был объявлен Штутгарт, а «Die Gleichheit» превратился в центральный печатный орган организации. Конференция продемонстрировала уже международное признание К. Цеткин среди тех представителей социалистических партий, кого интересовали возможности привлечения женщин к политической борьбе, и ее авторитет, как специалиста по женскому вопросу. Единственной представительницей от России на этом конгрессе была А.М. Коллонтай. По ее воспоминаниям именно общение с К. Цеткин в Штутгардте (до этого они встречались на Мангеймском съезде, 1906 г.), опыт её работы убедили российскую социал-демократку в необходимости создания специального аппарата при партийной организации для работы среди женщин[11, с. 17]. Эту идею А.М. Коллонтай начала активно пропагандировать в России, вплоть до своей вынужденной эмиграции в 1908 г., а затем уже после возвращения в 1917 г. После начала I мировой войны, когда Интернационал практически перестал существовать, К. Цеткин в марте 1915 г. удалось провести в Берне женскую конференцию. На ней был принят Манифест, адресованный всем женщинам, который осудил империалистическую войну и содержал лозунг: «Труженицы всех воюющих стран, объединяйтесь!» На конференции присутствовали и представительницы большевиков (Н.К. Крупская, З.И. Лилина), которые пытались использовать это пацифистское собрание в своих целях.

Большинству делегаток была непонятна и неприемлема резолюция большевичек (написанная В.И. Лениным), которая провозглашала разрыв со всеми «предательскими» социалистическими и рабочими партиями, создание нового Интернационала и заканчивалась призывом преобразовать

империалистическую войну в войну гражданскую[12, с. 130]. Однако, если большинство социалистов стали с началом войны глухи к интернационалистским лозунгам и поддержали свои правительства, то К. Цеткин надеялась и пыталась остановить войну, обратившись к женщинам воюющих стран, поэтому она пошла на переговоры с В.И. Лениным. Ей удалось убедить его пойти на компромисс и подписать общую резолюцию конференции. Полагаем, что эта договоренность между К. Цеткин и В.И. Лениным, зыбкая и неопределенная вначале, стала основой их сотрудничества. После же того, как К. Цеткин восторженно приветствовала приход большевиков к власти и была одним из организаторов движения солидарности с Советской Россией, между ними установились дружественные отношения.

В 1921 К. Цеткин стала членом Исполкома Коминтерна и Президиума ИККИ, оставаясь долгие годы ведущим специалистом международного уровня по женскому вопросу и продолжая возглавлять Международный женский секретариат уже в рамках Коминтерна.

Таким образом, К. Цеткин была несомненным лидером женского социал-демократического движения сначала в Европе, а затем в мировом масштабе. Именно она конкретизировала и в чем-то переосмыслила достаточно неопределенные марксистские идеи относительно путей и средств решения женского вопроса, разработала схему работы по организации женщин-работниц и привлечению их на сторону социал-демократического учения, а также довольно успешно реализовывала свою программу на практике.

Именно ее организационные наработки, а в дальнейшем и некоторые «оригинальные» идеи по эмансипации женщин были с энтузиазмом восприняты российскими социал-демократическими лидерами[10]. Думается, Н.К. Крупская была искренна, когда, по прошествии времени, имея ввиду политику в отношении женщин уже в Советском Союзе, написала: «Наша работа идет по пути, проложенному Кларой» [13, л. 7].

Рассуждения К. Цеткин по поводу идеальной «женщины-пролетарки», как уже отмечалось, также оказали определенное влияние на формирование представлений о «новой женщине» будущего социалистического общества. Так как это общество первыми начали «создавать» в Советской России, а потом в Советском Союзе, практический опыт К. Цеткин и ее теоретические построения оказались востребованными именно здесь.

Однако насколько справедливы обвинения в ее адрес, которые можно встретить в популярной литературе, например, такое: К. Цеткин и ее последовательницы активно работали «на поприще разрушения женской сущности» [14, с. 64]. Сложно ответить, для начала необходимо разобраться с определением «женской сущности», которая, бесспорно, претерпевала изменения во времени.

Во всяком случае, очевидными являются успехи К. Цеткин в деле политической организации и просвещения женщин-работниц. Ее несомненной заслугой можно считать деятельность, направленную на защиту их труда, а также охрану материнства и детства. В то же время, необходимо учитывать, что сама К. Цеткин была представителем класса интеллигенции. В ее рассуждениях чувствуется дистанцирование от реальных проблем женщин-работниц, озабоченных не столько классовой борьбы, сколько проблемами выживания. Вместе с тем видение К. Цеткин «новой женщины» нельзя назвать радикальными в сравнении с идеалами, которые пропагандировали феминистки и российские социал-демократки[15]. Скорее ее взгляды, вслед за немецкой исследовательницей Т. Пушнерат можно характеризовать как симбиоз «марксизма и буржуазности» [1].

This article follows the stages of formation of K.Tsetkin view towards the problem of emancipation. Sequentially, we look at her role in foundation of social democratic women movement. Referring to K.Tsetkin works is connected with the process of writing a new history of Soviet women, which is extremely popular in the modern science. K. Tsetkin - active member of SDPG, acknowledged leader of German and International Working Women Movement, she set all the theoretical and practical approaches towards women's problems, including the ones in Soviet Russia. K. Tsetking thoughts about "new woman" seem familiar for women's movement throughout history. Additional researches of her political activities and theoretical considerations are the most important clauses for objective evaluation of achievements and failures of Soviet women movement.

The key words: working women movement, feminism, women's question, women press.

Список литературы

1. D. Fieseler. Zum Dilemma sozialistischen frauen Politik // Lust und Last: Sowjetische Frauen von A. Kollontei bis heute, 1990.

2. Л. Дорнеманн. Заседание рейхстага объявляю открытым. Жизнь и деятельность Клары Цеткин. М., 1976.

3. О.Г. Радъкова. Борьба Клары Цеткин за вовлечение работниц в освободительное движение пролетариата (1892 - 1914 гг.) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Минск, 1974.

4. К. Цеткин. Социализм придет к победе только с женщиной-пролетаркой! М., 1960.

5. Ф. Энгельс - Л. Лафарг 2 октября 1891 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 38. С. 145.

6. Ф. Энгельс - Ф. Зорге А. 29 сентября 1891 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 38. С. 167168.

7. Ф. Энгельс - П. Эрнсту. 5 нюня 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 350.

8. Резолюция партийного съезда германской социал-демократии в 1896 г. в г. Гота по женскому вопросу // Мнловндова Э. Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. М.Л., 1929.

9. К. Цеткин. Интеллигентный пролетариат, женский вопрос и социализм. (Доклад, читанный в публичном собрании в Берлине в январе 1900 г.). Пг., 1918.

10. T. Puschnerat Clara Zetkin: Burgerlichkeit und Marxismus, eine Biographie. Essen: KarltextVerl., 2003. S. 144.

11.A.M. Коллонтай. Из моей жизни и работы. Одесса, 1921. 12.Э. КаррерД'Анкосс. Ленин. М., 2008.

13.Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 12. Оп. 1. Ед. хр. 48.

Л. 6.

14.0. Грейс. Революция полов, или Тайная миссия Клары Цеткин. М., 2008.

15.И. В. Алферова. Эмансипаторский проект большевиков: Миф или реальность. Брянск,

2009.

Об авторе

Алферова И.В.- кандидат исторических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика имени И.Г. Петровского, alferovairi@yandex. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.