Научная статья на тему 'Развитие института правового статуса женщин в советской России через призму женского движения: политико-правовой аспект'

Развитие института правового статуса женщин в советской России через призму женского движения: политико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1382
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИН / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / РАВЕНСТВО ПОЛОВ / WOMENS MOVEMENT / WOMENS POLITICAL AND LEGAL STATUS / POST-REVOLUTIONARY RUSSIA / SOVIET RUSSIA / EQUALITY OF THE SEXES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров А. В., Кокорева Ю. В.

Представлена попытка проследить этап развития женского общественно-политического движения в России в послереволюционный и советский периоды и определить степень его влияния на становление правового статуса, в том числе и политико-правового, российских женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF WOMENS LEGAL STATUS IN SOVIET RUSSIA THROUGH THE PRISM OF WOMENS MOVEMENT: A POLITICAL AND LEGAL ASPECT

This article is an attempt to analyze the development of womens social and political movement in Russia during the post-revolutionary and Soviet periods and to determine the degree of its influence on the formation of Russian womens legal status, including its political and legal aspects.

Текст научной работы на тему «Развитие института правового статуса женщин в советской России через призму женского движения: политико-правовой аспект»

Право

Вестник Нижегородского университете] им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 4, с. 237-243

237

УДК 34.096

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

© 2009 г. А.В. Петров, Ю.В. Кокорева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Пеитупола иредакцою 20.05.2009

Представлена попытка проследить этап развития женского общественно-политического движения в России в послереволюционный и советский периоды и определить степень его влияния на становление правового статуса, в том числе и политико-правового, российских женщин.

Ключеиые илеиа: политико-правовой статус женщин, женское движение, послереволюционная

Россия, Советская Россия, равенство полов.

Многие исследователи женского движения в России утверждают, что социалистическая революция 1917 года дала женщинам максимум возможностей для реализации принципа равноправия и повышения правового статуса женщин как субъектов общественно-политической жизни общества. По мнению С.В. Полениной, «Октябрьская социалистическая революция 1917 г. в России не только коренным образом изменила правовой статус женщин страны, но и дала заметный импульс попыткам решения «женского вопроса» в других, прежде всего развитых странах. Проблема «женщина и государство» стала подниматься и частично решаться как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе. Ей начали уделять определенное внимание международная и национальная общественность, в первую очередь женская» [1]. Советской властью в большей степени делался акцент на втягивание в политическое движение женщин как неотъемлемой части рабочего движения и как одной из основных его движущих сил. В своем выступлении на I Всероссийском съезде работниц в 1918 году В.И. Ленин отмечал: «Задача Советской республики - в первую голову уничтожить все ограничения прав женщин... Положение женщины до сих пор оставалось таковым, что его называют рабским; женщина задавлена своим домашним хозяйством, и от этого положения ее может спасти только социализм. До сих пор никакая республика не могла освободить женщину. Советская власть помогает ей» [2]. И в последующих своих работах Ленин указывал: «Буржуазная демократия на словах обещает равенство и свободу. На деле женской половине человеческого рода ни одна, хотя бы самая передовая буржуазная республи-

ка не дала ни полного равенства с мужчиной по закону, ни свободы от опеки и от угнетения мужчин. За два года Советская власть в одной из самых отсталых стран Европы сделала для освобождения женщин, для равенства ее с «сильным» полом столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещенные, «демократические» республики всего мира» [3]. В числе первых декретов Советской России, изданных в 1917 году, значились Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака, который «первый раз в истории вычеркнул все то, что делало женщин бесправными. уничтожил разницу в положении брачного и небрачного ребенка и целый ряд политических стеснений; нигде так полно не осуществлены равенство и свобода трудящихся женщин» [2].

Однако, пропагандируя лозунг равенства всех трудящихся, в первом документе советской власти, посвященном правам человека, «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 1918 года, вообще не выделялся принцип равноправия, в том числе равноправия мужчины и женщины [4]. В Конституции РСФСР 1918 года, в главе пятой статьи 22, говорилось только о принципе равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности и не упоминалось о равноправии женщин с мужчинами [5]. Лишь в статье 64 тринадцатой главы четвертого раздела фиксируется право «избирать и быть избранными в Советы. обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» [5]. Причем и эта глава не гарантировала полного равноправия, а даже наоборот, установила открытую дискриминацию,

предоставив избирательное право лишь тем, кто «добывает средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Многоступенчатая система выборов делала практически невозможным рядовым гражданам влиять на состав высших органов власти. Интересно также отметить, что в статье 65 значительная часть женщин лишалась избирательного права именно по классовому признаку [5].

Г оворя об этом периоде женского движения,

нужно отметить, что немногочисленными со-

1

ветскими исследователями эта тема рассматривалась через призму решения «женского вопроса» либо как неотъемлемая часть пролетарского освободительного движения под чутким руководством Коммунистический партии. Здесь нужно согласиться с И.И. Юкиной, которая в своих исследованиях отмечает: «Общая методологическая неразработанность темы социальных движений, соотнесение принципов их исследования исключительно с марксистским подходом, не позволяет качественно изучить этот социальный феномен. Марксистская, т.е. прежде всего классовая модель анализа движений огрубляет и упрощает даже рабочее движение, имеющее в своей основе классовый конфликт, и совсем не подходит к изучению классических общественных движений - либерального, женского, не говоря уже о новых движениях постиндустриального общества (экологических, пацифистских, сексуальных меньшинств и др.). Исследование социальных движений всегда означает исследование социального неравенства, по поводу которого и возникает разного рода конфликтное противостояние тех или иных социальных групп и классов» [6].

Согласно марксистско-ленинской теории все социальные изменения рассматривались через классовую теорию, а определение классов рассматривалось через «концепцию производственных отношений как определяющую жизненную позицию индивида» [6]. По этой теории классовые отношения в капиталистическом обществе определялись с позиции отношений господствующего и эксплуатируемого классов, и такими классами считались буржуазия и пролетариат. И поэтому все социальные противоречия в обществе объяснялись именно с позиций классовых противоречий, классовой борьбы. Причем субъектом социальных изменений и смены социального строя являлся пролетариат. «В рамках марксистской теории классовой борьбы, - утверждает И.И. Юкина, - любой социальный конфликт, который не ставил своей целью уничтожение капитализма, рассматри-

вался как ревизионизм, догматизм, оппортунизм. Понятно, что женскому движению, феминизму не было места в этой схеме. Поэтому исследователи женского движения (о феминистском речи не шло, считалось, что его в России не было) испытывали огромные сложности методологического характера по «вписанию» его в эту жесткую конструкцию» [6].

Эту же проблему выделяет и Юлия Градско-ва: «Интересы и потребности женщин трудящихся классов (рабочих и крестьян) виделись как общие для всего угнетенного населения и как противоположные интересам угнетающего меньшинства, а противоречия, существовавшие между мужчинами и женщинами трудящихся классов и, тем более, различными группами женщин, относившихся к классу угнетенных (работницами, женами рабочих, крестьянками, домашней прислугой и т.д.), фактически игнорировались» [7]. Да и сами представительницы «пролетарского» женского движения рассматривали его как «женскую сторону» рабочекрестьянского движения, поскольку считали: «у работниц нет никаких специфических женских задач, нет специальных интересов, отличающихся от интересов всего пролетариата» [8].

Н.К. Крупская, в свою очередь, утверждала, что «в России и речи не может быть о выделении женщин в особые женские организации. Не таковы у нас традиции...» [9].

Тем не менее после победы социалистической революции 1917 года женское движение в Советской России продолжало существовать, но развивалось в ограниченных рамках рабочекрестьянского движения.

На фоне массового вовлечения женщин в социальную и политическую активность в ноябре 1918 года в Москве прошел I Всероссийский съезд работниц и крестьянок. Инициаторами его проведения стали И.Ф. Арманд,

А.М. Коллонтай, К.Н. Самойлова. После победы революции это было первое общественное мероприятие в рамках женского движения, где были заложены его организационные основы в новой советской стране. Круг вопросов, решаемых на съезде, был определен историческими событиями, происходящими в России в тот период, а это было время гражданской войны, голода, беспризорности и т.п., и включал следующие направления: задачи работниц в Советской России, социальные вопросы, участие женщин в делах государства, вопросы образования и воспитания детей [9]. Среди почетных делегатов на съезде присутствовали В.И. Ленин, Клара Цеткин, Роза Люксенбург, Карл Либк-нехт. Именно на съезде в своем выступлении

перед собранием В.И. Ленин отметил, что «в строительстве нового государства могут и должны с успехом участвовать миллионы женщин» [9].

После Всероссийского съезда, 20 декабря 1918 года, в газете «Правда» была опубликована Инструкция ЦК РКП(б) по созданию Комиссии по агитации и пропаганде среди работниц [10] на общественных началах при обкомах и губкомах РКП(б), которая, в частности, гласила: «Закрепить работу съезда, создать при партии, как в центре, так и на местах, такой технический аппарат комиссий по агитации и пропаганде среди работниц, при помощи которого наша партия могла бы пробудить сознание наиболее отсталых женских рабочих масс и вовлечь их в политическую борьбу за полное торжество коммунизма» [11]. Позднее комиссия была реорганизована в отдел ЦК по работе среди женщин, сокращенно называемый женотделом, который возглавила в 1919 году И.Ф. Арманд, а после ее смерти (в 1920 году) - А.М. Коллонтай. В период с 1919 года до конца 20-х годов прошлого столетия для «подъема политического сознания женщин и привития им навыка действия в публичной сфере» [7] женотделы стали создаваться повсеместно. Это был практически единственный орган женского движения, который распространял свою активность на всю необъятную российскую территорию. В отчете IX съезду партии так и говорилось: «Нет такого уголка в огромном советском хозяйстве, куда бы не проникла за истекший год женщина-работница и где бы она своим зорким хозяйственным оком и своей страстной энергией не внесла живую бодрящую струю» [12]. В задачи женотделов входило решение всей социальной проблематики того периода: социальное обеспечение, беспризорность, борьба с голодом, помощь раненым и больным (в годы гражданской войны), труд, народное образование и т.д. Ю. Градскова в своих исследованиях так оценивает работу женотделов: «Женщины-делегатки, избиравшиеся не только среди работниц, но и среди домохозяек - жен трудящихся, должны были участвовать в наблюдении за работой столовых и клубов, строительством и работой яслей и детских садов, охране женского и детского труда. Впоследствии работа делегаток была распространена и на деревню, где они занимались не только организацией яслей и красных уголков, но и должны были способствовать хозяйственному просвещению крестьян. Именно работа женделегаток впервые предоставила нескольким тысячам женщин

возможность попробовать свои силы в осуществлении властных функций в публичной сфере»

[7].

Пик активности женского движения в Советской России пришелся на середину 20-х годов прошлого столетия. Женотделы созывали уездные, районные, городские митинги и конференции, где вели работу по разъяснению основ законодательства, которое гарантировало женщинам их права и свободы, а также следили за соблюдением его на предприятиях. Основными формами женского движения того периода можно считать делегатские собрания, на которые женотделы опирались на предприятиях и в местных Советах. Об активности женского движения того периода свидетельствуют различные документы съездов РКП(б), а также сохранившиеся архивные данные периодической печати в журналах «Коммунистка», «Работница», «Крестьянка», «Делегатка».

Одним из направлений женского движения в Советской России периода НЭПа являлось активное вовлечение женщин в ряды Коммунистической партии. В резолюции XII съезда РКП(б) «О работе РКП среди работниц и крестьянок» говорились о необходимости углубления и усиления работы среди работниц и крестьянок и задачах женотделов по привлечению женщин в партийное строительство [13]. Так, например, исследователь женского движения в Нижегородской области Д.В. Рубцова отмечает: «В годы восстановительного периода (19211925 гг.), используя разнообразные формы партийно-классовой, культурно-воспитательной работы, Коммунистическая партия добилась значительных успехов в деле политического воспитания трудящихся женщин, что выразилось в активном участии работниц в профсоюзной, кооперативной, советской и партийной работе. Работницы привлекались в политические кружки, в которых изучали историю нашей партии, учувствовали в открытых партийных собраниях ячеек, посещали школы политграмоты, лекции и доклады» [14]. Далее она приводит такие цифры по Нижегородской губернии: «Если по данным Всероссийской партийной переписи 1922 года женщины составляли 7.8 % членов партии, то к концу 1923 года уже - 9.6 %... Поворотным моментом в деятельности женотделов по привлечению женщин в ряды РКП(б) следует считать 1924 год, когда после смерти

В.И. Ленина сотни тысяч работниц и рабочих заявили о своем желании вступить в ряды партии. К концу восстановительного периода в рядах Нижегородской партийной организации было 2532 коммунистки, или 12.2% от общего

числа ее членов и кандидатов» [14]. Приблизительно об этих же цифрах говорит Ю. Градско-ва, только в формате всего государства: «В годы НЭПа количество женщин - членов партии даже уменьшилось по сравнению с годами революции, что, очевидно, было связано с расширением других возможностей для реализации женской активности: в 1920 г. - женщины составляли 11% членов ВКП(б), в 1922 - 7.8%, в 1924 - 8.6%, в 1926 - 12.8%, в 1929 -13.5%» [7].

Анализируя деятельность женских организаций Советской России, необходимо отметить, что некоторые методы их работы напоминали методы либерально-демократического (феминистского) женского движения дореволюционной России. Но, как отмечает Стайтс, «женотдел обладал лучшими ресурсами как партийное подразделение и способствовал высвобождению женского потенциала в наиболее отсталых и удаленных сообществах советских женщин» [15]. Немалой заслугой этому служило взаимодействие российского и международного женских движений. Связующим звеном этих организаций служил Международный женский секретариат, являвшийся органом Коминтерна, которым вначале руководила Инесса Арманд, а после ее смерти возглавила ярая сторонница советской власти Клара Цеткин [15]. Именно с ликвидации секретариата (он преобразовался в женский отдел ЦК Коммунистического Интернационала) начался «закат» женотдела. И тем не менее женотделы сыграли немалую роль в подъеме политической активности и политобра-зования среди всего русского женского советского сообщества.

Но в начале 1930-х гг. большевистская партия все меньше нуждалась в самостоятельных женских организациях, и женотдел потерял свою первоначальную силу и власть. В 1930 году принимается решение об упразднении женотдела в ВКП(б), так как, по определению Кагановича, «женщину пора уже начать выдвигать не как женщину, а как работника, полноправного, выросшего, развившегося» [7]. Стайтс приводит другую цитату Кагоновича: «Женотдел был необходим, и в свое время он делал крайне важную работу, однако сейчас большинство женщин уже освобождены, и поэтому необходимости в специальном органе больше нет, так как эту работу возьмет на себя партия» [15]. Политическая работа среди женщин велась теперь женсекторами при местных комитетах партии. Женотделы сохранились до 1950-х годов, правда потеряв былую силу, лишь в южных и восточных регионах страны, где

борьба за освобождение женщины была наиболее сложна и активна. После фактического прекращения к 1934 г. деятельности всех делегатских собраний работа женского движения не прекратилась, хотя оно окончательно стало привязано к общим задачам государства и партии, теряя нить чисто женских интересов. И вплоть до нового открытия женсоветов в годы горбачевской перестройки никаких аналогичных им низовых организаций «обучения» женщин навыкам управления и «осознания» своих интересов создано не было, а сама память об их деятельности уничтожена [7].

В 30-е годы женское движение окончательно вошло в русло рабочего и потеряло всякую самостоятельность.

Во многом этому процессу способствовала принятая в 1936 году Конституция СССР (и соответственно Конституция РСФСР 1937 года). Это был, пожалуй, самый демократичный Основной закон Советской России, который закрепил принцип равноправия между женщиной и мужчиной на конституционном уровне. В статье 122 Конституции СССР (и соответственно в статье 126 Конституции РСФСР) говорится: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов» [5]. Закрепление равенства полов в Конституции государства как бы само собой предполагало, что все, к чему стремилось женское движение, было достигнуто, и дальнейшая его обособленная деятельность не имела смысла.

В конце 30-х годов началось активное включение советских женщин в международное антифашистское женское движение, которое зародилось в начале 1930-х годов в странах, где к власти пришел нацистский режим, ставшее частью общего антифашистского народного фронта [16]. В 1934 году по инициативе ряда стран, в том числе и СССР, был организован Всемирный конгресс женщин против войны и фашизма. В нем приняли участие более 1000 делегаток от разных стран со всего мира; был создан Всемирный женский комитет против войны и фашизма.

В сентябре 1941 года в Москве прошел Первый антифашистский митинг советских женщин, где звучали призывы ко всем женщинам мира объединить свои усилия и создать единый фронт по борьбе с ненавистным фашизмом. Это движение в СССР возглавил Антифашистский комитет советских женщин, который в 1956 году был переименован в Комитет советских женщин. В годы Великой Отечественной войны миллионы советских соотечественниц приняли непосредственное участие в военных действиях на фронтах и в партизанских отрядах, практически полностью заменили ушедших на фронт мужчин на производстве и в колхозах. Более 1 млн колхозниц овладели профессиями трактористов, комбайнеров, механиков, свыше 200 тыс. стали бригадирами и председателями колхозов [16].

В послевоенные годы женское движение остается верным идеям и задачам партии в развитии советского общества. В конце 50-х годов по инициативе Комитета советских женщин начали создаваться республиканские, городские и районные женские советы на всей территории страны. Их задачи и цели напоминали задачи и цели женотделов - вовлечение женщин в трудовую и общественную деятельность, широкая просветительская работа, участие в международном женском движении и т.д. Руководство над ними осуществлял Комитет советских женщин [12]. Но деятельность Комитета советских женщин вышла за рамки только борьбы против фашизма и руководства женсоветами. В послевоенное время во всем мире широко развернулось демократическое женское движение. Комитет активно принимал участие в этом движении и укреплял сотрудничество с международными женскими организациями, а также участвовал в работе по разработке нормативных актов советского правительства, касающихся всех направлений социальной, культурной и общественной жизни женщин в стране. Но справедливо будет отметить, что Комитет советских женщин (орган полностью подконтрольный ЦК КПСС) был единственной организацией, где женщины могли проявить свою активность, и в то же время совершенно не самостоятельный. Если проследить задачи женского движения в период 1930-1970 гг., то они были связаны с задачами, ставившимися партией и советским правительством перед всем советским обществом и не были независимы от них. Возрождение независимого женского движения в России началось лишь с конца 1970-х годов прошлого столетия.

Что касается политической активности женщин и их представленности в органах полити-

ческой власти России в исследуемый выше период, то оно носило в условиях административно-командной системы характер «бюрократических разнарядок» [17]. Конституция СССР 1936 года (и соответственно Конституция РСФСР 1937 года) в статье 134 впервые в истории России установила принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании [5]. Статья 137 Конституции СССР 1936 года (статья 141 Конституции РСФСР 1937 года) устанавливала, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами» [5]. В Конституции СССР 1977 года (и соответственно в Конституции РСФСР 1978 года) принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права был сохранен в редакционном измененном виде [5]. Но особенностью этой конституционной нормы являлось «положение о предоставлении женщинам равных с мужчинами возможностей с целью гарантировать не только равенство в правах, но и равенство фактическое» [18].

По данным статистики, женщины среди членов Верховного Совета СССР в период с 1937го по 1986 г. составляли соответственно от 16.5% до 32.5%, среди Верховных Советов союзных республик - от 32% до 36%, среди Верховных Советов автономных республик - от 32% до 40%, среди всех структур власти низового звена (Советов народных депутатов) - от 27% до 50% [19]. Исследователями данной тематики указывается на то, что такой высокий процент участия женщин в представительных органах реализовывался с помощью негласной партийной системы квот для продвижения женщин. По мнению авторов гендерной экспертизы законодательства, конституционное равенство в избирательном праве было обеспечено при помощи специальных политических установлений Коммунистической партии СССР. Социалистическая демократия предполагала как необходимый элемент участие женщин во всех структурах власти на всех уровнях [19]. Многие авторы придерживаются мнения о том, что существующая с 1919 года квотная система, т.е. негласная партийная разнарядка для женского представительства во власти, давала возможность женщинам активно участвовать в советской государственной политике.

Однако все больше авторов выступают против такой точки зрения. Например, Е.В. Кочки-на в своих работах утверждает: «Сейчас бытует стереотип, что женщины в советское время «имели власть» и «эту власть им гарантировали квоты». На самом деле на долю женщин, выдвинутых по квотам от общественных органи-

заций, приходилось лишь 22.5%, если же не считать 80 женщин от Комитета советских женщин, то процент выдвинутых женщин по квотам был равен 14.7%. Соответственно квотная система обеспечивала 77.5% мест мужчинам, а не являлась системой исключительного продвижения женщин» [19].

Авторы гендерной экспертизы законодательства указывают на то, что «эти «нормативы» не были квотой, которую установило государство. Это было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин олицетворяло победу социалистической демократии. Реально за этим стояла система руководящих органов ЦК Коммунистической партии, которая работала на демонстрацию успехов политики в отношении женщин. Общество не адаптировало идеологию и культуру равенства по признаку пола. Эта идеология «спускалась» сверху и, следовательно, не была по-настоящему встроена в реальные общественные отношения. Но иллюзия достижения равенства должна была отражать «успехи» социализма, и она это отражала» [18].

Анализ фактического участия женщин в деятельности Верховного Совета СССР показывает, что «бюрократические разнарядки относительно выдвижения женщин служили лишь ширмой для решения других вопросов - обеспечения как бы рабоче-крестьянского характера высшего органа власти и сменяемости депутатов» [17]. К этому же выводу пришла и

О.А. Хасбулатова, утверждающая, что «за счет включения женщин в списки народных депутатов одновременно решались проблемы репрезентации для рабочих и колхозников» [20]. Другой известный ученый, исследующий вопросы равенства полов, Е.В. Кочкина, приводит такие цифры женского партийного лидерства в советский период: «Если мы посмотрим пристальнее на рабочие органы ЦК КПСС - Политбюро, Оргбюро и секретариат с 1917 по 1991 годы, то лишь 7 женщин от общего числа членов органов ЦК КПСС были допущены к работе в них: Коллонтай А.М. (август 1917 г.), Яковлева В.Н. (август 1917 г.), Стасова Е.Д. (1917-1920, член секретариата ЦК: 1919-1920, член Оргбюро), Николаева К.И. (1924-1925, член Оргбюро), Артюхина А.В. (1926-1930, член Оргбюро), Фурцева Е.А. (1956-1960, член секретариата ЦК: 1956-1957, кандидат в члены Политбюро, 1957-1961, член Политбюро), Бирюкова А.П. (1986-1988, секретариат ЦК; 1988-1990, кандидат в члены Политбюро), Семенова Г.В.

(1990-1991, член секретариата ЦК и член Политбюро), Тургунова Г. (1990-1991, член секретариата)2. Более того, там, где была сосредоточена настоящая власть - Политбюро ЦК КПСС, - за все время его существования появление единственной женщины в начале перестройки (Г. Семенова, главный редактор журнала «Крестьянка», лишь подтверждает традиционную непредставленность женщин во власти. До этого лишь Фурцева Е. (19571961 гг.) была членом Политбюро и Бирюкова А. - кандидатом в члены Политбюро (октябрь 1988 - начало 1990)» [19].

Далее приводятся автором довольно интересные данные о работе женщин-депутатов в Верховном Совете СССР в 1960-1970 гг. Эти данные основаны на работах Дж. Хью и К. Не-кимиаса, которые отмечали: «Как депутаты Верховного Совета СССР женщины были скорее видимы, чем слышимы: среди всех выступлений на сессиях ВС СССР между 1966-м и 1973 годами выступления женщин составляли всего лишь 10.5%, по вопросам об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении процент выступлений женщин в три раза выше - 31%, и неудивительно, что по вопросам госпланирования, международных отношений и федеральных финансов женщины не выступали никогда» [19].

Анализ приведенных выше данных позволил автору сделать вывод, что существуют все основания считать «советский образец представленности по признаку пола сугубо декоративным» [19].

По многим параметрам с выше приведенными авторами можно согласиться. Говоря об этом этапе в развитии правового статуса женщин, можно констатировать формально закрепленное равноправие. Однако на фоне действующего в стране тоталитарного режима укрепление правового статуса женщин было не более чем иллюзией. Она быстро развеялась, когда страна, после кратковременной демократической эйфории, впала в глубокий кризис, охвативший все сферы социальной жизни.

Но нельзя отрицать и положительные моменты, которые имели место в эпоху социализма. С победой Октябрьской революции вопрос о равноправии женщины во всех сферах общественной жизни впервые в истории был поднят на государственный уровень. Россия одна из первых стран мира зафиксировала равенство полов на конституционном уровне, отменив законы, ущемляющие права и свободы женщин, ограничивающие их правовой статус.

Примечания

1 Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. Л., 1984; Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. От Марии Волконской до Веры Фигнер. М.: Мысль, 1988. 269 с.

2 Сведения представлены на основании анализа данных справочника: Чернев А.Д. 229 кремлевских вождей: Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК. Коммунистическая партия в лицах и цифрах. М., 1996. С. 64-80.

Список литературы

1. Поленина С.В. Женщина и государство: правовой аспект // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М., Наука, 1994. С. 16-26.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 37. М.: Изд. «Политической литературы», 1969. С. 185-187.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 39. М.: Изд. «Политической литературы», 1969. С. 285-287; или Ленин В.И. Советская власть и положение женщины // К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин о женском вопросе. М.: Политиздат, 1978.

С. 103-104.

4. Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984. С. 24-26.

5. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 1999. С. 308, 314315, 354, 355-356.

6. Юкина И.И. Избирательные права женщин России как историографическая проблема // Ы1р ://т£ ЬуЯе/2 3/?араЛе_р stnum=23 &1а^=г

7. Градскова Ю. Женщина и политическая система советского государства // Европа и Россия: опыт социального партнерства в интересах женщин // http://www.owl.ru/win/books/voronezh2000/26.htm

8. Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1975. С. 67.

9. Бойченко Л.Д. Женское движение в России и

Карелии: история и современность. // иг1:

http://archives.karelia.ru/kgani/news/branch/27.11.2003. php?document=3 &ргМ= 1

10. Календарь событий // http://hronos.km.ru/ sobyt/kalendar/1220.html

11. Аверьянова А.К. Первый Всероссийский съезд работниц. 1999 // http://www.a-z.ru/women/texts/averr.htm

12. Музыря А.А., Копейко В.В. Женсовет: опыт, проблемы, перспективы. М.: Политиздат, 1989. С. 20, 32.

13. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1896-1986). Том 3. М.: Политиздат, 1984. С. 125-126.

14. Рубцова Д.В. Повышение политической активности женщин, 1921-1925 гг. // Вопросы истории и истории культуры Нижегородского Поволжья, 1986 год. С. 154, 157-160.

15. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм, большевизм, 1860-1930 // Пер. с анг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 448, 464.

16. Женское движение. Большая советская энциклопедия // http://www.bse.chemport.ru/zhenskoe_ dvizhenie.shtml

17. Новикова Э.С. Женщины в политической жизни России // Преображение (Русский феминистский журнал), 1994. № 2. С. 13-18.

18. Гендерная экспертиза российского законодательства (Отв. ред. Л.Н. Завадская). М.: Изд-во БЕК, 2001. С. 28, 272, 23.

19. Кочкина Е.В. Представительство женщин в структурах власти России, 1917-2002 гг. // http://www.owl.ru/win/books/genderpolicy/kochkina2.htm

20. Выступление Хасбулатовой О.А. 26 июня 2001 г. на заседании гендерной секции РАПН. См. Кочкина Е.В. Представительство женщин в структурах власти России, 1917-2002 гг. // Гендерная реконструкция политических систем. Сборник трудов под ред. Н.М. Степановой, М.М. Кириченко, Е.В. Кочки-ной. СПб.: ИСПГ-Алетейя, 2003. // http://www. owl.ru/win/books/genderpolicy/kochkina2.htm

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF WOMENS LEGAL STATUS IN SOVIET RUSSIA THROUGH THE PRISM OF WOMENS MOVEMENT: A POLITICAL AND LEGAL ASPECT

A. V. Petrov, Yu. V. Kokoreva

This article is an attempt to analyze the development of women’s social and political movement in Russia during the post-revolutionary and Soviet periods and to determine the degree of its influence on the formation of Russian women’s legal status, including its political and legal aspects.

Keywords: women’s movement, women’s political and legal status, post-revolutionary Russia, Soviet Russia, equality of the sexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.