Научная статья на тему 'Участие женщин в реализации государственной власти: историко-правовой аспект'

Участие женщин в реализации государственной власти: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
704
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горылев А. И., Кокорева Ю. В.

Представлена попытка проанализировать вопросы участия женщин в построении демократических институтов власти, в том числе в работе высших органов государственной власти, с позиции историко-правового аспекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMENS PARTICIPATION IN THE REALIZATION OF STATE POWER: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

The involvement of women in the construction of democratic institutions, including their work in the highest bodies of state power, is analyzed from the historical and legal point of view.

Текст научной работы на тему «Участие женщин в реализации государственной власти: историко-правовой аспект»

ПРАВО

УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

© 2007 г. А.И. Горылев, Ю.В. Кокорева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

уе81;шк_п^и@та11. ги

Поступила еачдакцию 12.11.2007

Представлена попытка проанализировать вопросы участия женщин в построении демократических институтов власти, в том числе в работе высших органов государственной власти, с позиции историкоправового аспекта.

В современной юридической литературе обычно выделяют три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. При этом подчеркивается, что центральное место в этом органическом сочетании принадлежит суверенитету народа. Именно народ является источником всех форм государственной власти. Основные органы государственной власти наделяются полномочиями по воле народа, выраженной на референдуме или в ходе выборов. Поэтому государственный и национальный суверенитеты производны от народного суверенитета1 [1].

Осуществление власти народом как основа, фундамент демократической и легитимной государственной власти имеет разные формы. Наиболее распространенной формой в современном обществе стало избрание гражданами органов государственной власти. Посредством реализации своих избирательных прав народ наделяет властными полномочиями различные государственные структуры. Именно избранные народом государственные институты играют ключевую роль в системе государственной власти. От них в прямой или опосредствованной зависимости находятся все иные органы государственного аппарата.

Нами были всесторонне проанализированы принцип всеобщего избирательного права и принцип равной возможности в рамках избирательного процесса обладать активным и пассивным избирательным правом мужчинам и женщинам, показана их особая роль при формировании органов власти в демократическом государстве. К этим совершенно естественным для современного человека принципам человечество шло довольно длительное время и дале-

ко не равномерно в разных странах. Вплоть до XX века женщины, даже в передовых странах, не обладали равными с мужчинами избирательными правами.

В XX веке человечество сделало существенный шаг к признанию за женщинами права избирать и быть избранными наравне с мужчинами, что дало им возможность занимать лидерские позиции в жизни общества, в том числе и в осуществлении государственной власти. Женщины вносят свой особый вклад в общественную жизнь: они не только лучше мужчин представляют свои интересы, но и могут влиять на политическую систему, занимая руководящие посты. Это убеждение получило достаточно широкое распространение. А мировой опыт парламентаризма показал, что если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам, то это затрудняет принятие законов в защиту детей. Если в парламенте страны будет 20-30% мест принадлежать женщинам, можно надеяться на более быстрое проведение в жизнь программ, отражающих интересы женщин [2].

В России, в отличие от стран Западной Европы, патриархально-средневековые отношения сохранялись в течение значительно более продолжительного времени. В 1905 году Николаем II был издан Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозглашавший «незыблемые основы гражданской свободы», а также создание бессословного законодательного органа - Г осударственной думы, которая ограничивала власть монарха. При формировании Государственной думы стало использоваться избирательное право, основанное на

привлечении к выборам широких слоев населения, но на неравных условиях (см. Положения о выборах в Государственную думу 1905 года и 1907 года). Женщины при этом не получали избирательных прав и фактически приравнивались к «бродячим инородцам». Стало ясно, что женщины не получили от правительства ожидаемых прав. Русское женское общество направило в адрес Государственной думы петицию с требованием «внести обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине». Петиция, в частности, содержала такое обоснование необходимости предоставления женщинам избирательных прав: «Являясь одинаковой плательщицей налогов, труженицей наравне с мужчиной, ответственной в одинаковой мере перед законом, женщина, по справедливости, должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого так же близко касаются ее судьбы, как и мужчины» [3].

В первых документах советской власти, посвященных правам человека (Декларации прав народов России 1917 года и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 года), вообще не упоминается об избирательном праве. Первая Конституция РСФСР 1918 года установила открытую дискриминацию, предоставив избирательное право лишь тем, кто «добывает средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным (глава 13 Конституции). Интересно также отметить, что, хотя право избирать и быть избранными в Советы предоставлялось «обоего пола гражданам РСФСР», значительная часть женщин лишалась избирательного права именно по классовому признаку (как члены семей духовных служителей, частных торговцев, царствовавшего в России дома (глава 13 пункт 65 Конституции) [4]. Интересы и потребности женщин «трудящихся» классов (рабочих и крестьян) виделись как общие для всего угнетенного населения и как противоположные интересам угнетающего меньшинства, а противоречия, существовавшие между мужчинами и женщинами трудящихся классов и, тем более, различными группами женщин, относившихся к классу угнетенных (работницами, женами рабочих, крестьянками, домашней прислугой и т.д.), фактически игнорировались. Таким образом, пролетарский вариант женского равноправия сразу же исключил из сферы своих объектов значительную часть женского населения России, в том числе и большинство активисток либерального движения за женские права [3].

В период с 1919 года до конца 20-х годов прошлого столетия для «подъема политического сознания женщины и привития им навыка действия в публичной сфере» стали создаваться женотделы. Но в начале 1930-х гг. большевистская партия все меньше нуждалась в самостоятельных женских организациях. В 1930 году принимается решение об упразднении женотдела в ВКП(б), так как, по определению Кагановича, «женщину пора уже начать выдвигать не как женщину, а как работника, полноправного, выросшего, развившегося». После фактического прекращения к 1934 г. деятельности всех делегатских собраний и вплоть до нового открытия женсоветов в годы горбачевской перестройки никаких аналогичных им низовых организаций «обучения» женщин навыкам управления и «осознания» своих интересов создано не было, а сама память об их деятельности уничтожена. Именно с этого времени официальная советская история начинает уделять особое внимание женскому голосованию [3].

В годы НЭПа количество женщин - членов партии даже уменьшилось по сравнению с годами революции, что, очевидно, было связано с расширением других возможностей для реализации женской активности: в 1920 г. - женщины составляли 11% членов ВКП(б), в 1922 - 7.8%, в 1924 - 8.6%, в 1926 - 12.8%, в 1929 - 13.5%. Начиная с 1930-х гг. существовала строго определенная пропорция распределения женщин и мужчин во всех партийных организациях за исключением ЦК и Политбюро. Негласная женская квота в партийных органах всех уровней за исключением Центрального комитета партии составляла в среднем 30% [3].

Лишь в Конституции СССР 1936 года (и соответственно в Конституции РСФСР 1937 года) устанавливается принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статьи 134-140). А в статье 137 прямо указано, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами» [5]. Говоря об этом этапе в развитии конституционно-правового статуса женщин, можно констатировать формально закрепленное равноправие. Однако на фоне действующего в стране тоталитарного режима, поставившего всех людей в равно бесправное положение, укрепление правового статуса женщин было не более чем иллюзией. Она быстро развеялась, когда страна, после кратковременной демократической эйфории, впала в глубокий кризис, охвативший все сферы социальной жизни. Первыми его почувствовали на себе именно женщины.

В Конституции СССР 1977 года (и соответственно в Конституции РСФСР 1978 года) принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права был сохранен в редакционном измененном виде, но об избирательном равноправии женщин в этих конституциях специально не упоминается [6]. Женское население страны того периода составляло 53%, а доля их среди депутатов была определена в 30%2. Наглядную картину по участию женщин в работе Верховного Совета СССР того периода можно проследить, анализируя выборы 1984 года. Тогда в Верховный Совет СССР было избрано 492 женщины, что составило 33% от общего числа депутатов. В высшем органе власти страны определенные категории должностных лиц - мужчин были представлены полностью, без какой-либо избирательности, а депутатский мандат для них был вроде приложения к руководящему креслу (это были руководители партии и государства, первые и вторые секретари ЦК компартий республик, секретари крайкомов и обкомов партии, министры СССР, командующие родами войск и военными округами, председатели Советов министров СССР и республик, руководители Академии наук и творческих союзов, профсоюзов и ряда других государственных и общественных организаций). А при подборе женщин стремились обеспечить представительство рабочих и крестьян. Вот почему среди депутаток преобладали представительницы традиционно женских рабочих профессий - ткачихи, доярки, станочницы [7]. И лишь 10% от всех женщин-депутаток составляли представительницы интеллигенции.

В советской истории женщинам неоднократно доверялись высшие государственные и партийные посты. Яркими представительницами женской политической элиты того времени являлись: Елена Стасова, Клавдия Николаева

(член Президиума Верховного Совета СССР), Надежда Крупская и Инесса Арманд, Евдокия Карпова, Александра Бирюкова, Екатерина Фурцева и др.

Радикальные изменения, происходившие в России в конце 1980-х - начале 90-х, естественно, самым существенным образом отразились на российских женщинах. И в первую очередь в связи с тем, что в условиях перехода к рыночным отношениям обострились старые нерешенные проблемы труда и быта женщин в совокупности с приобретенными в этот период новыми проблемами (высокий уровень безработицы, упадок уровня социальной жизни и т.д.). Несмотря на то, что согласно Конституции РФ мужчины и женщины имеют равные права и

свободы, равные возможности для их реализации, в действительности эти конституционные положения носят чисто декларативный характер. С начала 90-х годов из сферы занятости вытеснено почти 8 млн женщин (68% всех безработных), причем «вымывание» происходит из самых престижных и высокодоходных отраслей [8].

Особенно энергично идет процесс вытеснения женщин из властных структур: число женщин в высших эшелонах власти сокращается на всех уровнях - федеральном, региональном, местном. В 1990 году при выборах в Верховный Совет СССР женщины получили лишь 22 мандата (8.9% от всех мандатов). Женщин нет среди членов правительства, а среди федеральных министров (1994 г.) - две женщины (Минсоц-защиты и Госкомитет по миграции).

Определенный перелом произошел во время выборов 1993 г., когда было сформировано политическое движение «Женщины России», набравшее необходимое число голосов избирателей и получившее в итоге 21 депутатский мандат в Г осударственной думе. В девяностые годы прошлого столетия Федеральное собрание было представлено 69 женщинами-депутатами -11.4%, при этом в составе Совета Федерации женщин 9 (5.5%), а в Государственной Думе -60 (13.5%). 68 женщин-депутатов имеют высшее образование, одна - среднее специальное. Большинство из них в возрасте 40-50 лет [8].

Как считает Э.С. Новикова, успеху женщин на выборах 1993 года способствовала «энергичная работа женских групп, нежелание части общества принимать мужскую (более агрессивную) политику, поиски новых политических лидеров, решений и методов». А автор статей о женщинах во власти В.Н. Константинова считает, что «на федеральном уровне после отмены квотирования для женщин и общественных организаций наблюдался рост представительства женщин в парламенте в результате выборов в 1993 году, когда впервые была применена смешанная избирательная система» [9].

Доля женщин-парламентариев на 1998 год уже составляла в Государственной думе РФ 10%, в Совете Федерации - 0.5% (одна женщина-губернатор). В правительстве РФ - две женщины-министра. Если сравнивать женское представительство в парламентах (нижней и верхней палатах) стран Европейского Союза, то оно составляло в среднем 15%, а в кабинете министров - 16%. Три скандинавские страны имеют самую высокую численность женщин-парламентариев: от 33 до 40%, за ними следуют Нидерланды, Германия, Австрия. Что касается членов кабинета министров, то здесь лидируют:

Швеция - 50% женщин, Финляндия, Дания и Нидерланды - более одной трети женщин среди членов кабинета министров. Норвегия, не являющаяся членом Европейского Союза, тоже имеет высокую долю женщин в органах власти: депутаты парламента - 39%, на должностях на уровне министра - 35% [9].

Анализ количественного состава представительства женщин в органах государственной власти в России приводит к выводу, что существует типичная гендерная пирамида построения власти, где женщины широко представлены на нижних и средних уровнях, но почти отсутствуют на высших должностях. Заведующая кафедрой социологии Финансовой академии при правительстве РФ Г.Г. Силласте в своем докладе «Женское лидерство в России: особенности, возможности и реалии» отмечает: «если графически изобразить представительство женщин во властных институтах современной России, то оно напоминает пирамиду из нескольких уровней. На высшем президентском уровне власти ни среди советников президента, ни в Совете безопасности, ни в Совете обороны женщины не представлены. Можно без преувеличения сказать, что этот уровень власти в России представляет собой замкнутый и влиятельный мужской элитный клуб, отличающийся авторитарным стилем руководства» [10].

От чего же зависит представительство женщин в высших эшелонах власти? В.Н. Константинова считает: «что касается качественных показателей представительства женщин, демократические изменения позволили обеспечить представительство женских интересов через использование смешанной избирательной системы и формирование независимых женских организаций в форме появления женской фракции в российском парламенте» [9].

Уже несколько лет ведется полемика по поводу типа избирательной системы, по которой предпочтительно выдвигать женщин в представительные органы государственной власти. Исследования европейских развитых демократий показывают, что это пропорциональная (по партийным спискам) избирательная система. Но, как отмечает В.Н. Константинова, «пока данный вывод не совсем соответствует реалиям российской политической жизни» [9]. Этот тип избирательной системы (в сочетании с мажоритарной системой) дал положительный эффект лишь в выборах Государственной думы 1993 года, и то только потому, что в нее прошел политический блок «Женщины России». Дальнейшие выборы показали, что по партийным спискам проходит меньше женщин, чем по одномандатным округам.

Исходя из вышесказанного, для того чтобы сегодня повысить представительство женщин в органах государственной власти на всех уровнях, создать реальные условия для их выдвижения и участия в жизни государства, система квот была бы оправданной и необходимой. Об этом говорится и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Мировой опыт свидетельствует, что принятие временных специальных мер не нарушает демократических принципов, а служит выравниванию стартовых позиций женщин и мужчин, является ступенью к подлинному равенству. При этом отбор женщин должен вестись, разумеется, не по анкетным формальным данным (возраст, профессия, семейное положение и т.п.), а по уровню компетентности, способности принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение, защищать интересы избирателей [9].

Объективной основой включения женщин в общественно-политическую жизнь служат основные характеристики их социального развития. Во-первых, это высокий образовательный уровень. Ныне из тысячи женщин (15 лет и старше) 766 имеют высшее и среднее специальное образование. Среди студентов высших учебных заведений на их долю приходится 50%, в средних специальных учебных заведениях -59%. В итоге образовательный уровень женщин (особенно среди молодых) выше, чем тот же показатель у мужчин. Во-вторых, массовое включение женщин в профессиональную деятельность: около 92% женщин трудоспособного возраста (16-54 года) работают или учатся в учебных заведениях дневной формы обучения. Их доля среди всех занятых достигает 50%. В-третьих, ныне характерно самое широкое участие женщин в различных неправительственных организациях, общественных инициативах и движениях. Идет бурный процесс становления подлинно самостоятельного женского движения. По данным Минюста РФ, с 1987 г. зарегистрировано более 300 женских организаций, ряд которых ставит своей задачей активное включение женщин в политическую деятельность [7].

Следует поддержать точку зрения Э.С. Новиковой, которая утверждает, что «международная практика свидетельствует о том, что есть тесная зависимость между высоким статусом женщин в обществе и их участием в принятии важных государственных решений. Общепризнанно, что для активизации политического участия женщин необходима поддержка со стороны социальных и экономических структур, отсутствие дискриминации женщин на уровне

законов, а также устранение негативных стереотипов в отношении женщин в системе образования и в средствах массовой информации» [7].

Закрепление за женщинами равного с мужчинами права избирать и быть избранными во все выборные государственные органы предполагает их приблизительно одинаковую политическую активность и результативность - представительство в соответствующих властных структурах. Однако реальная практика показывает, что по степени участия в политических процессах даже развитых стран женщины все еще отстают от мужчин. Для примера степень политического участия женщин по отношению к мужчинам составляет в Италии - 53%, в ФРГ - 71%, в Великобритании - 76%, в США - 82% [11].

Обратим внимание не только на то, что политическую активность женщины проявляют в меньшей степени, чем мужчины, но и на то, что этот показатель значительно различается в отдельных странах. Причем это соотношение мало меняется в зависимости от возраста женщин и уровня их образованности. Так что данные показатели можно считать некоторой постоянной, характеризующей роль женщин по сравнению с ролью мужчин в политике той или иной страны.

Зададим себе первый вопрос: можно ли считать демократической и выражающей суверенитет народа избирательную систему, в рамках которой женская половина населения страны практически не представлена в системе высших органов государственной власти? Полагая ответ вполне очевидным, зададим второй: почему женщины, имея уровень образованности не меньше, чем мужчины, опираясь на международную и национальную правовую основу равенства избирательного права с мужчинами, принимают значительно меньшее участие в политической жизни нашей страны?

Можно, конечно, предположить, что среди мужчин больше, чем среди женщин, лиц, которые могут эффективно участвовать в избирательном процессе. Однако юридическая статистика показывает обратное: по недееспособности, связанной с алкоголизмом, наркоманией, слабоумием, и нахождению в местах лишения свободы за уголовные преступления по приговору суда мужчины пока еще значительно опережают женщин. Дело, следовательно, не в юридических нормах, не в избирательном праве, а каких-то иных факторах, воздействующих на избирательную систему. Попробуем их определить.

Выделим, как определяющие, факторы духовные. Особенности исторического развития российского общества привели к устойчивости патриархальной тенденции в общественном сознании. На протяжении длительного времени

стабильным остается распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами, при котором только за мужчинами признается роль лидера и руководителя. Выдвижение женщины на такую роль, тем более лидера политического, в общественном сознании расценивается как негативное, даже как вызов общественному мнению. Вспомним здесь одну из первых попыток активного политического участия на общегосударственном уровне, предпринятую Р.М. Горбачевой. Ориентация массового сознания такова, что на политической арене интересы женщин должны представлять именно мужчины, хотя сегодня очевидно, что значительная их часть с трудом представляет не только общество в целом, но и самих себя.

Духовные факторы формируют сложную систему факторов нормативных. Социальную жизнь, в том числе и процессы политического участия, регулируют самые разнообразные нормы: обычаи, традиции, мораль, корпоративные, религиозные, юридические нормы. На уровне юридических норм и норм общественнополитических объединений, который обусловлен политической и правовой идеологией, равенство статуса мужчины и женщины провозглашается и закрепляется. Однако на уровне иных социальных норм (обычаев, традиций, морали, религиозных правил), который зависит от общественной психологии, женщинам предписываются иные формы поведения. Причем для основной массы людей этот уровень социального регулирования является главным, определяющим в силу того, что закладывается с самого детства и на него наиболее чутко реагирует непосредственно окружающая женщину социальная среда (семья, трудовой, территориальный коллектив). В этих условиях женщина оказывается и не готовой и не желающей проявлять политическую активность.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что российскому обществу следует предпринять еще немало усилий для достижения подлинного равноправия мужчин и женщин в формировании демократических институтов власти и, в частности, добиться полноценного участия женщин в работе высших органов государственной власти. Как показала практика, недостаточно принять лишь нормативную базу, закрепляющую равенство прав обоих полов. Необходимо изменять правосознание всего общества в целом. И в первую очередь инициативу в этом должны проявлять сами женщины. Только их активная роль во всех сферах жизнедеятельности общества может изменить сложившуюся ситуацию. Несомненно, что консолидация женских организаций и создание полити-

ческой партии или движения, союза с ярким политическим лидером во главе облегчила бы возможность прохождения женщин в состав Государственной думы РФ и законодательных органов власти субъектов РФ, повысила бы их вес в политической системе. Никто не может решать женские проблемы, кроме них самих. Данный тезис должен играть решающую роль, в том числе и при реализации государственной власти.

Примччания

1. Мы не рассматриваем здесь весьма условные и спорные грани между народным и национальным суверенитетом, тем более что в политической терминологии многих стран эти термины употребляются как однозначные.

2. В рамках командной системы того периода сложилась система квот для выдвижения женщин в органы государственной власти, которая носила бюрократический характер и была лишь прикрытием для решения других вопросов.

Список литчратуры

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 66-67.

2. Шведова Н. Женщины и власть (почему женщины должны реализовывать свое право избирать и быть избранными) // Права женщин в России. 1999. № 4-5. ЬИт://^г№мг.^готеп1;.т/ргауа/1999/потег 4 5/аг1 10.htm

3. Градскова Ю. Женщина и политическая система советского общества. Ьйт^/^^^о^^.ги/тп/ ге8еагсЬ^^8коуа/Ъ1т

4. Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М, 1984. С. 40-41.

5. Там же. С. 90.

6. Там же. С. 114-115.

7. Новикова Э.С. Женщины в политической жизни России // Преображение (Русский феминистский журнал). М., 1994. № 2. С. 13-18.

8. Глухова А.В. Политическое самоопределение женщин в процессе становления гражданского общества. http://www.rciabs.vsu.ru/irex/pubs/glukhova2/htm.

9. Константинова В.Н. Власть и женщина, женщины во власти. httm://www/a-z/ru/women/texts/ коп-stanr/htm.

10. Силласте Г.Г. Женское лидерство в России: особенности, возможности и реалии. http://www.ex. ru/actions/conferences/women-leaders/2006/report-sillaste.shtml/.

11. Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1977. С. 108-109.

WOMEN’S PARTICIPATION IN THE REALIZATION OF STATE POWER: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

A.I. Gorylev, Yu. V. Kokoreva

The involvement of women in the construction of democratic institutions, including their work in the highest bodies of state power, is analyzed from the historical and legal point of view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.