УДК: 141.82:396
А.С. Армен
(старший преподаватель) Донецкий национальный технический университет (г. Донецк, ДНР) E-mail: armenanastasiya@gmail. com
ФЕМИНИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАРКСИЗМА: К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФЕМИНИСТСКОЙ
СУБКУЛЬТУРЫ
Аннотация. Автором произведён анализ базовых идей марксистской теории (двойное угнетение, эксплуатация и пр.), которые послужили своеобразным толчком к развитию теоретического феминизма и получили дальнейшую разработку в рамках различных его течений. Реализация их на практике в качестве государственной политики доказывает жизнеспособность и актуальность многих идей такой идеологической разновидности феминизма, как марксистский феминизм.
Ключевые слова: женский вопрос, феминизм, марксизм, марксистский феминизм, неравенство, угнетение, половая мораль.
Проблема гендерного неравенства и угнетения, столь широко распространённая в науке и общественной практике сегодня, коренится в течениях и идеологиях предшествующих столетий. Обоснование подчинённого положения женщины и её невключённости в социальное, культурное, политическое пространство демонстрирует европейская философская традиция со времён Античности вплоть до Нового времени. И хотя отдельные попытки пересмотра подобного положения вещей имели место в истории и культуре в эпоху Возрождения, они были связаны исключительно с женским литературным трудом. Позже женская тематика нашла своё отражение в движении суфражизма, обрела весомое звучание в рамках так называ-
1 XJ XJ \J %J
емого феминизма «второй волны», который представляет собой явление крайне неоднородное и противоречивое. Одно из заметных течений широкого идеологического спектра обозначилось как социалистический/марксистский феминизм. Стоит отметить, что многие из его положений оформились в России, и его сторонники, противопоставляя себя буржуазному западному женскому движению, синтезировали базовые постулаты марксизма и феминизма.
Так, вопросы неравенства и угнетения были рассмотрены Ф. Энгельсом («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), А. Бебелем («Женщина и социализм») и, конечно же, в работах известных женщин-революционерок К. Цеткин, Р. Люксембург, Н. Крупской, А. Коллонтай.
Американская феминистка Х. Хартманн подобный теоретический синтез описала не иначе, как «неудачный брак». Тем не менее, идея борьбы с двойным угнетением обрела масштабную поддержку и воплотилась во вполне конкретную государственную политику советского государства. Проследить, каким образом базовые идеи марксизма оказали влияние на становление философии феминизма - цель данной статьи.
Парадокс заключается в том, что проблема угнетения женщин, получившая широкое звучание как в марксизме, так и в феминизме, не являлась обособленным предметом исследования для Маркса и его последователей. Проблематика получи-
ла название «женский вопрос», то есть один из множества социальных вопросов, нуждающихся в решении наряду с другими, но отнюдь не базовый вопрос. Однако, это вопрос, решение которого может быть достигнуто путём разрушения института частной собственности и всей капиталистической системы. Таким образом, угнетение женщин рассматривалось всего лишь в качестве частного случая капиталистического и классового угнетения. Кроме того, марксистские феминисты используют традиционный марксистский подход для анализа наёмной работы и домашнего (неоплачиваемого) труда. Последний, равно как и проституция, становится инсти-туциализированным механизмом и средством подавления и подчинения женщины.
Сегодня идея о равноправии полов и всевозможные её производные сосредоточены в теории феминизма. Однако, система идей о двойном угнетении (на производстве и в быту) и освобождении, которая существует ныне под именем «марксистский феминизм», впервые была озвучена социалистами, а именно: Кларой Цеткин [1, с. 26]. Борьба за равноправие женщин в человеческом обществе, по существу, началась с борьбы за равноправие внутри рабочих организаций, т.е. в пролетарской среде. А. Коллонтай отмечала, что женщины-пролетарки завоевали право на труд ещё тогда, когда буржуазные женщины удовлетворялись ролью содержанок и не думали ни о какой борьбе [2, с. 9]. Так, А. Коллонтай - ключевая фигура современного феминизма никогда не идентифицировала себя с ним, была категорической противницей т.н. буржуазного женского движения, полагая, что «никакое формальное уравнение женщины в правах с мужчиной: ни политическое, ни профессионально-трудовое не спасёт женщину от социального и экономического рабства», которое порождено институтом частной собственности [2, с. 14]. Следовательно, женское движение бесполезно и лишь отвлекает работниц от классовой борьбы в рядах передового пролетариата.
Как уже было отмечено, многие постулаты марксистского феминизма оформились благодаря российским теоретикам и политическим деятелям, и об этом не стоит забывать. Правительство большевиков в начале 1920-х годов стало самым прогрессивным правительством в мире с точки зрения гендерного равенства: было гарантировано формальное политическое равенство, формальное избирательное равенство, развивалось женское образование, имел место первый опыт социального страхования на производстве, декриминализация аборта. Те есть, были реализованы такие требования и лозунги, которые в той исторической точке не были приемлемыми для государств Западной Европы.
Кроме того, в труде «Новая женщина» А. Коллонтай отмечает, что «новая женщина как тип могла появиться только при капитализме в связи с вовлечением женского труда в производство. Участвуя в производстве, женщина приобретает экономическую независимость от мужчины, что является одним из важнейших условий её эмансипации» [3, с. 21]. Отметим, что завоевание права на труд позже будет представлено в качестве достижений именно западного феминистского движения.
Теоретики феминизма в поисках объединяющей теории закономерно обращаются к марксистской теории общественного неравенства. Они сознательно сужают вопрос социального неравенства, распространяя идеи Маркса о государстве, роли угнетённого класса в область исключительно женской экзистенции, идеологии феминизма, чем неизбежно трансформируют и искажают взгляды марксистов.
Работы К. Маркса и его последователей, посвящённые природе и развитию общественного труда и следующим за ним трансформациям в социальном, политическом, экономическом пространстве, трудно переоценить. Их революционность связана с глубочайшими познаниями в экономической, социальной, политической сферах, целостным восприятием процессов, происходящих в истории общечеловеческой цивилизации, с объективным, неторопливым, детальным их анализом. И, как уже было отмечено выше, хотя гендерный вопрос мало интересовал К. Маркса, марксизм при этом для теоретиков женского движения оказался источником идей. Он стал им близок по следующим причинам:
- женщина теперь может анализировать самоё себя как полноценный субъект общественного труда, что даёт возможность пространственного расширения включённости женщин в неженские сферы деятельности;
- пролетариат «не имеет какого-либо» выраженного гендерного лица, следовательно женщина - тоже пролетариат и может участвовать в революционной борьбе;
- женщина-работница испытывает двойной гнёт - со стороны капитала и буржуазной семьи. Её освобождение произойдёт вместе с пролетариатом в результате победы пролетарской революции, следовательно, она имеет право борьбы за освобождение от патриархального гнёта по всем фронтам (внешний - государство, внутренний - семья);
- женщина как объект угнетения олицетворяет положение пролетариата;
- поскольку сексуальная сфера - это сфера подавления со стороны мужчины, то цель феминисток - достижение полного равноправия в сексе с маскулинными партнёрами, пересмотр двойной сексуальной морали.
В. Брайсон отмечает: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, которая даёт феминизму возможности новых открытий» [4, с. 69]. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа взаимоотношений полов. Однако, стоит признать, что марксизм имеет ряд теоретических пробелов, например, не рассматривает иные формы угнетения помимо экономического, что означает, что любые конфликты интересов между полами исключаются, равно как и вероятность существования любой системы угнетения в социалистическом обществе.
Так, любое неравенство и К. Маркс, и его последователи склонны были объяснять экономическими категориями, поэтому всё, что не могло быть описано с точки зрения экономики, автоматически исключалось из сферы осмысления: существование патриархальной социальной организации, проблема женского самосознания, идентичности, личностного становления.
Не лишено критики было и теоретическое наследие А. Коллонтай, которое в общественном сознании связывалось лишь с теорией «стакана воды», с кризисом института семьи и общим падением морали и нравственности в постреволюционный период. Однако, её бесспорным вкладом в развитие теории феминизма является разработка психологического аспекта женской эмансипации, ведь декларация политического и гражданского равноправия женщины сама по себе не обеспечивала равноправия в социальной и политической сферах.
А. Коллонтай писала: «Недостаточно было создать новые формы производства, надо было соответственно этим новым формам производства перестроить свои понятия, свои правила жизни (мораль)» [5, с. 121]. Она настаивала на необходимости переоценки ценностей половой морали, изменении самого формата взаи-
моотношения полов. Коллонтай полагала, что в новом обществе, в первую очередь, предстоит измениться женщине, потому что на протяжении долгого времени традиция отводила ей второстепенную роль. «Новая женщина» позиционируется как самостоятельная и независимая, которая живёт общечеловеческими интересами и борется за свои права, т.е. прослеживается попытка утверждения женщины в качестве субъекта общественных и политических отношений. Также в творчестве Кол-лонтай появляются суждения о новой форме общения между полами, которая представляет собой моногамный брак, лишённый при этом домашнего «рабства» женщины, двойных стандартов половой морали, неравенства, экономического расчёта, а значит, более радостный и счастливый, нежели «гнилой» союз, характерный для буржуазного общества: «товарищеский и сердечный союз двух свободных и самостоятельных, зарабатывающих, равноправных членов <...> общества» [5, с. 178]. Все эти рассуждения оказались жизнеспособными и имеют определённую ценность: подобная форма взаимоотношений полов характерна для современного социума и описывается учёными-фамилистами в качестве эгалитарного брака.
Итак, К. Маркс анализировал положение пролетариата и классовую борьбу классов вне «половой» специфики. Гендерной компоненты в его схеме анализа не было. Но его последователи встали перед лицом реальных проблем женщин-работниц. Труд и эксплуатация женщин, конкуренция мужчин и женщин на рынке труда, уровень оплаты, страхование и охрана женского труда, проблемы сочетания материнства и занятости и т. д. - вот основные темы, ставшие актуальными во второй половине XIX века. Отчаянно сопротивляясь вовлечению в женское движение, теоретики марксизма, пусть сами того не желая, сделали наследие К. Маркса теоретическим источником не только социалистического феминизма, но и всех его форм в целом. Феминизм сегодня пытается выйти на новый уровень развития своих идей, прямо используя марксистские тезисы о повышении сознания женщин как угнетённого класса, который должен бороться против патриархального угнетения. Таким образом, можно полагать, что представительницы феминизма в определённой степени являются последователями марксизма. Кроме того, именно Российский феминизм, который оформился благодаря утверждению марксизма в качестве государственной идеологии после революции 1917 года, воплотил на практике основные вызовы и лозунги западной науки и западного движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Цеткин К. Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой. -М.:Госполитиздат, 1960. - 102 с.
2. Коллонтай A.M. Великий борец за право и свободу женщин: (Вместо предисловия) // Бебель А. Женщина и социализм. - М.: Пг., 1923. - 596 с.
3. Коллонтай А. Новая мораль и рабочий класс. - М.: ВЦИК Советов р.,к. и к.депутатов, 1919. - 60 с.
4. Брайсон В. Гендер и политика времени. Феминистская теория и современные дискуссии. - Пер.с англ. - К.: Центр учебной литературы, 2011. - 248 с.
5. Коллонтай А. Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодежи)//Молодая гвардия. - 1923. - № 3. - С. 92-148.
6. Осипович Т. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай // Общественные науки и современность. - 1993. - №1. - с.174-186.
7. Пушкарева Н. «Женский вопрос» в теории марксизма (почему брак марксизма с феминизмом оказался несчастливым?) // Женщина в российском обществе. - 2002. - №1. - С. 2-13.
8. Юкина И. На пути к марксистскому феминизму. Деятельность Александры Коллонтай // Социология науки и технологий. - 2014. - Том 5. - № 2. - С.81-91.
A. S. Armen
(Senior Professor) Donetsk National Technical University (Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail - armenanastasiya@gmail.com
FEMINIST INTERPRETATION OF MARXISM: ON THE QUESTION OF THE FEATURES OF THE FEMINIST
SUBCULTURE
Annotation. The author analyzes the basic ideas of the Marxist theory (double oppression, exploitation, etc.), which served as a kind of impetus to the development of theoretical feminism and received further development in the framework of its various trends. Implementation in practice proves the vitality ane relevance of many ideas of Marxist feminism.
Key words: women's issue, Marxism, feminism, social inequality, oppression, sexual morals.
Поступила в редакцию 9 июня 2018 г.