Научная статья на тему 'Женское начальное народное образование в системе народного просвещения во второй половине xix - начале XX в'

Женское начальное народное образование в системе народного просвещения во второй половине xix - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / WOMEN / EDUCATION / FEMALE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Светлана Павловна

В статье рассматривается проблема становления и развития женского образования в системе народного просвещения. Проводится анализ состояния женского начального образования в Тамбовской губернии, процессов организации и распространения сети женских учебных заведений. Сделана попытка установить связь между повышением уровня образования женщины и изменением ее социального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female primary education in the system of the public education in the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries

The article includes the problem of becoming and developing of female education in the system of the public education. The state of the female primary education in Tambov province, processes of organization and spread of the female educational establishments network are analyzed in the article. An attempt to establish connection between rising of the female education level and changing of female social status is made.

Текст научной работы на тему «Женское начальное народное образование в системе народного просвещения во второй половине xix - начале XX в»

modernization of economy of Russia of second half XIX -the beginning of XX centuries.

The given project is directed to the research of the most important branch's modernization of Moscow province' s social economy of the second half of XIX - the beginning of XX centuries - these are the handicraft peasant non-agricultural industries. The object of our research is

handicraft peasant non-agricultural industries. The subject of our research is the processes of modernization of peasant non - agricultural industries on an example of Moscow province in the end of XIX. - the beginning of XX centuries.

Key words: handicraft peasant non-agricultural industries; transformation; modernizer.

УДК 93/99

ЖЕНСКОЕ НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

© С.П. Васильева

В статье рассматривается проблема становления и развития женского образования в системе народного просвещения. Проводится анализ состояния женского начального образования в Тамбовской губернии, процессов организации и распространения сети женских учебных заведений. Сделана попытка установить связь между повышением уровня образования женщины и изменением ее социального статуса.

Ключевые слова: женщины; образование; женские учебные заведения.

Впервые проблема народного просвещения была подвергнута планомерной и детальной разработке в эпоху царствования Екатерины II, и это было тесным образом связано с общей политикой «просвещенного абсолютизма».

Во многих школьных проектах 17601770 гг. образованной «Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» присутствовал принцип обязательности обучения. Проводились попытки создания полной системы народного просвещения, разработки отдельных типов школ низшего, среднего и высшего звеньев и установления между ними определенной связи [1].

По Уставу 1786 г. образованные народные училища делились на два разряда: главные и малые.

В Тамбове главное народное училище было открыто в 1786 г. (в 1825 г. на основе «Предварительных правил народного просвещения» было переименовано в мужскую министерскую гимназию), а в 1825 г. в Тамбове и в 1831 г. в Кирсанове открылись малые народные училища. С 1833 г. малые народные училища стали именоваться уездными, курс обучения в них был установлен в 3 года. Содержались они на государственные средства.

С момента возникновения государственных школ в Тамбовской губернии была уч-

реждена дирекция народных училищ, которая подчинялась Училищному комитету Казанского университета. С 1835 г. университеты были лишены права управлять учебными заведениями своего округа, и управление школами Тамбовской губернии перешло в ведение Харьковского попечительства [2].

Устав 1804 г. определил три степени общеобразовательной школы: приходское училище, уездное училище, гимназию. Но кроме уездных и приходских училищ в то время в стране существовали и другие типы начальных школ: «приуготовительные» или нижние классы при уездных училищах и др. [1, с. 23]. Таким образом, можно говорить о существовании в России в этот период времени различных типов учебных заведений.

В начальных народных училищах получали образование только мальчики. Лишь в школьном уставе 1828 г. впервые официально упоминалось, что «девочки не старше 11 лет могут обучаться наряду с мальчиками лишь в приходских училищах», при этом плата, взимаемая с девочек, была больше [3].

В Тамбовской губернии, по архивным данным, в приходских училищах ведомства Министерства народного просвещения до 1863 г. не обучалось ни одной девочки [4].

Реформы Александра II дали новый импульс развитию народного образования в России, в т. ч. и в Тамбовской губернии. Ука-

зом императора от 30 мая 1858 г. было разрешено открывать женские школы в системе Министерства просвещения на уровне приходских училищ. 19 февраля 1859 г. в Мор-шанске открылась первая в Тамбовской губернии женская школа. В 1861 г. такие школы появились в Борисоглебске, Кирсанове, Козлове и Лебедяни. В 1860 г. издано «Положение о женских училищах», согласно которому в городах стали открываться женские школы первого разряда с шестилетним сроком обучения и второго разряда - с трехлетним [2, с. 2].

«Положение о народных училищах», утвержденное 14 июля 1864 г., законодательно закрепило создание начальных народных школ, в которых могли обучаться «дети всех состояний обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские». Программа обучения была единой для всех училищ и утверждалась Министерством народного просвещения. Одноклассные приходские училища имели срок обучения три года и давали элементарную грамоту, соединенную с преподаванием Закона Божьего. «Положение...» не касалось начальных школ второй ступени -уездных училищ, действовавших по Уставу 1828 г. и являвшихся связующим звеном со средними учебными заведениями. Уже в начале 1860-х гг. Министерство предполагало преобразовать их в школы двух типов, в зависимости от преобладания в местности той или иной социальной группы: либо в прогимназии (для детей дворянства и крупного купечества), либо в высшие двухклассные приходские начальные училища [3, с. 17].

Городские приходские училища создавались для «людей самых низших состояний». С момента создания в этих училищах обучались только мальчики, но с конца 1850-х -начала 1860-х г. к обучению были допущены и девочки. В Тамбовской губернии лишь в городах Спасске и Кодоме приходские училища имели по два отделения - женское и мужское [5]. В рапорте штатного смотрителя Темниковского уездного училища г-ну Ар-тюхову содержались следующие сведения об открытии женского отделения при Кадом-ском приходском училище в 1864 г.: «.В октябре и ноябре месяце стали поступать девочки, и к концу ноября их было уже 11. Учитель по подписке собрал 10 р., приобрел

образ, сделал ученический стол и, отслужив 1 декабря молебен, открыл при Кадомском училище отделение для девочек, поместив их в особой комнате. Три девочки довольно удовлетворительно читают, две из них начинают писать, одна пишет уже с прописей; остальные девочки только приступили к букварю» [4, д. 1630, л. 24].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что открытие женских начальных народных училищ и отделений при них происходило медленно, поэтапно, в соответствии с тем, как менялось отношение к женскому образованию в общественной мысли и в учреждениях, непосредственно контролирующих процесс развития народного просвещения.

В 1843 г. в наиболее крупных селениях государственных крестьян появились начальные школы с годичным сроком обучения. Они положили начало системе народного просвещения в деревне. Инициатива открытия школ принадлежала сельским обществам, вопрос об этом решался на общих сходах крестьян. Все расходы по содержанию школ несли крестьяне. После отмены крепостного права число стало расти. При них открывались женские школы или женские отделения [2, с. 2]. К 1867 г. в Тамбовской губернии насчитывалось 101 приходское училище в селениях государственных крестьян, среди которых было 8 женских. Содержались они на общий по империи сбор, взимавшийся в размере 8 % коп. с души и распределявшийся по разным губерниям сообразно числу училищ [6].

Однако открытие отдельных женских школ в государственных селах не привело к увеличению процента девочек в числе учащихся. Многие крестьяне предпочитали обучать своих дочерей в смешанных школах, где в большинстве своем учителями были мужчины, к которым крестьяне относились доверчивее, чем к учительницам. К началу 1890-х гг. отдельные школы были закрыты в большинстве сел [2, с. 2].

В училищах остро стояла проблема нехватки учителей, поэтому имели место отказы в виду невозможности для одного учителя заниматься более чем с сотней учащихся. В Моршанском уезде в двух случаях отказа учителями указано, что предпочтение оказывается детям местного сельского общества перед инообщественными, и, наконец, не-

сколько учителей говорили о предпочтительном приеме мальчиков, сравнительно с девочками. Об этом свидетельствовал тот факт, что в восьми уездах процент получивших отказы в приеме девочек значительно больше соответственного процента мальчиков [6, с. 118].

Очевидно, что патриархальное представление о месте и роли женщины было намного сильнее в сельской местности, чем в городе, и являлось фактором, тормозившим развитие женского образования в селе.

Конец XIX в. был ознаменован ростом числа учебных заведений и увеличением числа учащихся. К 1877 г. по Тамбовской губернии насчитывалось 552 народных училища. В них обучалось 27122 мальчика и 2548 девочек [4, д. 1851, л. 24]. А к 1894 г. число учебных заведений выражалось в цифре 1682. Количество учеников возросло до 68357, а учениц - до 15960 [4, д. 2391, л. 154].

В пореформенный период сельская начальная школа развивалась более интенсивно, чем городская, что было в значительной мере связано с деятельностью земств в области народного образования. В 1870 г. назначения уездных земств составляли 5,36 % всех земских сметных назначений, в 1880 г. -10,46 %, в 1890 г. - 19,67 %, а в 1903 г. -23,86 %.

Таким образом, удельный вес этих назначений вырос от 1/20 в 1870 г. до приблизительно 1/4 в 1903 г., что свидетельствует о том, что земство ясно осознавало необходимость создания «земского» типа народной школы, а также значение этой школы для просвещения широких слоев населения губернии [1, с. 53].

В 1874 г. впервые были приняты исключительно на земское содержание 4 женские школы. Собрание надеялось открытием особых женских школ повысить процент обучающихся девочек, считая обучение будущих матерей залогом успехов грамотности и образования в среде всего населения. Надежды собрания в этом отношении не оправдались, т. к. довольно скоро выяснилось, что в смешанных школах при наличии свободных мест девочки обучаются часто в большем числе, чем в особых женских, поэтому одна из последних (Большелиповецкая) была превращена в смешанную. Но эти 4 школы остались на полном содержании земства [6, с. 33].

К середине 80-х гг. XIX в., помимо земского типа начальной школы, начинают развиваться и школы духовного ведомства: церковно-приходские училища и школы грамоты, как варианты наиболее дешевого типа народных школ. Согласно «Правилам о церковно-приходских школах», утвержденных 13 июня 1884 г., церковно-приходские школы могли быть однокласными (с двухгодичным сроком обучения) и двухклассными (четырехгодичный курс). Программы церковных школ были направлены прежде всего на религиозно-патриотическое воспитание детей, а не на их умственное развитие, поэтому курс основной одноклассной школы был сокращен до двух лет [1, с. 63]. К 1884 г. по Тамбовской губернии числилось 32 сельских церковно-приходских школы, в которых обучалось 550 учащихся, среди которых было 510 мальчиков и 40 девочек. К 1 января 1886 г. насчитывалось уже 125 школ, В их число входили также школы грамотности, организованные в селах и деревнях по инициативе групп крестьян-родителей или сельских обществ. Обучение длилось два года. 1 мая 1891 г. изданы Правила о школах грамотности, согласно которым все они были переданы духовному ведомству [5, с.139].

По сведениям, полученным губернской земской управой, к 1899 г. по Тамбовской губернии насчитывалось 677 школ ведомства Министерства народного просвещения, 544 церковно-приходских школы, 444 школы грамоты. Число учащихся в школах, зарегистрированных земским исследованием в том же году, выражалось в цифре 91387, из них мальчиков насчитывалось 74299 (81,41 %), девочек - 16980 (18,39 %). Для обучения девочек значение школ ведомства МНП и церковно-приходских было почти одинаковым. В среднем по губернии в первых училось 43 %, а во-вторых - 37 %. Если объединить учениц церковно-приходских школ и школ грамоты в одну группу, то она будет превосходить по числу учениц школы ведомства МНП (43/57 %). Только в Козловском, Тем-никовском и Тамбовском уездах наблюдается другая картина: в них преобладают ученицы земских школ. В среднем по губернии число учащихся во всех школах составляет 82,03 % мальчиков школьного возраста

(9-11 лет) и 18,07 % девочек [6, с. 81].

Таким образом, количество учащихся девочек в среднем по всей губернии равнялось приблизительно 1/5 всех учащихся, что позволяет говорить о чрезвычайно низком уровне грамотности среди женского населения.

На курсах для народных учителей и учительниц Тамбовского уезда 1897 г. был заслушан доклад учительницы г-жи Клоковой «О желательном распространении женских школ», основное содержание которого сводилось к следующему: «Исходя от мысли о великом значении женщины как матери, на которой лежит дело первого воспитания и направления будущих поколений, доклад с горьким чувством говорит о крайнем невежестве, в котором пребывает русская простая женщина. Жажда знаний, потребность прекрасного и очищающего душу, заставляет ее обратиться к источникам грязным и нежелательным. Она находит себе учителей в лице прохожих странников, разных черничек. или в худшем случае, что опаснее всего, совращается в сектанство» [7].

Доклад был вынесен на обсуждение, в результате чего было принято решение: «Желательно, чтобы в школах Тамбовского уезда больше училось девочек, но особые женские училища нужны преимущественно в фабричных селениях (например, в Рассказо-во), где необходимость учить девочек вошла в общее сознание, в селениях же чисто земледельческих можно довольствоваться смешанными школами, а для привлечения в них большего числа девочек надо действовать на местных людей путем убеждения» [7, с. 123].

Сам факт, что обсуждение вопроса об образовании девочек вообще имел место, говорит о существенных изменениях в подходе к этой проблеме. Основным типом школы оставалась смешанная, но тенденция к открытию отдельных женских школ становилась более устойчивой.

К концу 1890-х гг. число учащихся девочек выросло в 18 раз (мальчиков - в 18 раз). Если принять в расчет школы приходского ведомства, то число учащихся мальчиков возросло в 14 раз, а девочек - в 42 раза. По отношению к коэффициенту прироста населения, равному 1,32 %, можно сказать, что рост числа учащихся значительно обгонял прирост населения [6, с. 72].

Если в 1868 г. во всех школах Тамбовской губернии училось 408 девочек, то к

1889 г. их количество увеличилось до 16990. В 1880 г. девочки составляли 5,77 % от общего числа учащихся, а в 1899 г. - 18,29 %, причем Козловский уезд, занимающий первое место по относительному числу учащихся, был первым и по отношению к общему числу учащихся (23,64 %) [6, с. 76].

Таким образом, на основе вышеизложенного можно утверждать, что в конце XIX -начале XX в. произошел значительный сдвиг во взгляде на роль и место женщины в обществе как в народной среде, так и руководящем составе учреждений, непосредственно осуществлявших контроль над образовательным процессом в системе народного просвещения.

К 1906 г. в Тамбовской губернии в городских по Положению 1872 г. училищах обучалось 1953 мальчика и 223 девочки, а в частных школах - 270 мальчиков и 199 девочек [8].

К 1914 г. во всех организованных школах уезда обучалось 124654 мальчика и 58128 девочек (68,2 % и 31,8 %). Примечательно, что в школах церковного ведомства процент учащихся девочек поднимался до 40,1 % (28385 учениц) [9].

Можно предположить, что это связано с более свободным приемом девочек в церковно-приходские школы, по сравнению с земскими.

Таким образом, можно утверждать, что в начале XX в. начал меняться социальный статус женщины, обществом все больше осознавалось значение женского образования, его практическая польза. И, хотя реальная деятельность государственных учреждений, контролирующих развитие образования, не удовлетворяла полностью потребности общества, шаги, предпринятые в этом направлении, принесли свои результаты. Женщина начинала осознавать себя как личность, у нее появилась потребность применять свои знания. В целом, женское начальное народное образование сделало существенный шаг вперед, по сравнению с дореформенным периодом.

1. Фурсова С. В. История народной школы Тамбовской губернии в пореформенный период (1861-1904 гг.). Тамбов, 2000. С. 20.

2. Кузьменко З.А., Кот М.Г., Кузьменко А.В. Развитие образования Тамбовской области (ист. справка) // Образование в регионе. 2001. № 2. С. 2.

3. Паршина В.Н. Становление системы женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Пензенской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2007. С. 16.

4. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 105. Оп. 1. Д. 1581. Л. 7.

5. Сборник материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии. Отчет Тамбовского училищного совета за 1866 г. Тамбов, 1901. С. 171.

6. Верещагин П.А. Исторический очерк деятельности земства по народному образованию в Тамбовской губернии. Тамбов, 1903. С. 2.

7. Бунаков Н.Ф. Отчет Тамбовскому земству руководителя пед. курсами, проходившими летом 1897 года. Тамбов, 1898. С. 122.

8. Обзор Тамбовской губернии за 1906 год. Тамбов, 1908. С. 67.

9. Краткий обзор состояния народного образования в Тамбовской губернии в 1914-1915 учебном году. Тамбов, 1917. С. 21.

Поступила в редакцию 15.11.2009 г.

Vasileva S.P. Female primary education in the system of the public education in the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries.

The article includes the problem of becoming and developing of female education in the system of the public education. The state of the female primary education in Tambov province, processes of organization and spread of the female educational establishments network are analyzed in the article. An attempt to establish connection between rising of the female education level and changing of female social status is made.

Key words: women; education; female educational establishments.

УДК 93/99

«ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМБОВСКОГО ДУХОВЕНСТВА В ПЕРИОД ВОЙН XIX - НАЧАЛА ХХ в.

© Е.И. Хабарова

Статья представляет собой источниковедческий анализ «Тамбовских епархиальных ведомостей», которые представляли собой издание духовного ведомства, отражающее весь спектр общественной, профессиональной и социально-воспитательной деятельности тамбовского духовенства. Автором рассмотрена структура издания, основные направления официальной и неофициальной частей, социокультурные компоненты данного журнала.

Ключевые слова: тамбовское духовенство; епархиальные ведомости; структура издания.

Проблема изучения патриотического служения православного духовенства в годы войн России XIX - начала ХХ в. становится все более популярной среди научного сообщества. Очевидно, что продуктивность взаимоотношений власти, православной церкви и народа в условиях современной России играет особую роль в становлении и развитии гражданского общества. Исследование этого взаимодействия на протяжении истории нашего государства имеет важное значение, поскольку российская церковь во все времена выступала не только как духовно-этическая платформа, она являла собой мощный общественный институт, занимающий активную социальную позицию. XIX и начало ХХ в. -

это эпоха, насыщенная войнами, что позволяет исследователям с разных позиций взглянуть на общественные отношения, возникавшие в годы суровых испытаний. Чтобы иметь возможность детально и объективно исследовать патриотическую деятельность Русской православной церкви (далее - РПЦ) в общегосударственных масштабах, необходимо сфокусировать внимание на региональном уровне.

Разумеется, источниковая база подобного исследования отличается определенной спецификой. Важно комплексно использовать и сочетать материалы общероссийского и регионального уровней. Согласимся с существующим подходом к типологизации ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.