Научная статья на тему 'Женское музыкальное образование в России в начале хх века и роль А. В. Никольского в его становлении'

Женское музыкальное образование в России в начале хх века и роль А. В. Никольского в его становлении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
414
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WOMEN'S MUSIC EDUCATION / CONSTAN GYMNASIUM / VYAZEMSKY GYMNASIUM / ELIZABETH INSTITUTE / CHOIR A CAPPELLA / SCHOOL SINGING / MUSIC INSPECTOR / A. V NIKOL'SKY / S. V RAKHMANINOV / ЖЕНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГИМНАЗИИ КОНСТАН / ВЯЗЕМСКОЙ / ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ / ХОР A CAPPELLA / ШКОЛЬНОЕ ПЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР / А. В. НИКОЛЬСКИЙ / С. В. РАХМАНИНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева-емелина Антонина Викторовна, Зверева Светлана Георгиевна

Задуманная Д. А. Толстым и М. Н. Катковым в России реформа средней школы способствовала повышению внимания общества к вопросам певческого образования юношества. За музыкой определили задачи воспитывать у молодого поколения чувство прекрасного, самыми демократическими по духу стали считаться уроки пения. В статье приводится список конкретных мер, направленных на осуществление этой задачи, дается статистика роста женских государственных, ведомственных и частных школ и гимназий. Описывается роль А. В. Никольского в становлении женского музыкального образования. Приводятся архивные данные об учителях светского и духовного пения в московских школах и привилегированных институтах. Дается характеристика «Программы пения для московских городских начальных училищ», составленной Никольским. Вывод: накануне Октябрьского переворота Россия достигла выдающегося уровня общешкольного музыкального образования, женщины стали не только основой большинства хоровых коллективов, но приобщились и к регентской профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women’s Musical Education in Russia in the Early 20th Century and the Role of A.V. Nikol’sky in Its Formation

Due to the reform of the Russian secondary school conceived by D. A. Tolstoy and M. N. Katkov, the Russian society began to pay more attention to the problems of musical education. Music was assigned a crucial role in rearing the young people’s aesthetic sensibility, especially through the lessons of singing as the most democratic form of musical tuition. In the present article, the measures directed towards the realization of this task are listed; the statistics of the growth of public, departmental and private female schools and gymnasia are given. A. V. Nikol’sky’s role in the formation of the women’s musical education is described. The archival data concerning the teachers of sacred and secular singing in the Moscow schools and privileged educational institutes are cited. Nikol’sky’s 'Programme of singing for the Moscow municipal primary colleges’ is characterized. The conclusion runs: on the eve of the October coup d’état, the general musical education in Russia was on an unusually high level, and women not only became firmly established in choral groups, but also began to direct church choirs.

Текст научной работы на тему «Женское музыкальное образование в России в начале хх века и роль А. В. Никольского в его становлении»

Лебедева-Емелина А.В., Зверева С.Г.

Женское музыкальное образование в России в начале хх века и роль А. В. Никольского в его становлении

Key Words

Women's music education, Constan gymnasium, Vyazemsky gymnasium, Elizabeth Institute, choir a cappella, school singing, music inspector, A. V. Nikol'sky, S. V. Rakhmaninov.

Ключевые слова

Женское музыкальное образование, гимназии Констан, Вяземской, Елизаветинский институт, хор a cappella, школьное пение, музыкальный инспектор, А. В. Никольский, С. В. Рахманинов.

Antonina Lebedeva-Emelina, Svetlana Zvereva

Women's Musical Education

in Russia in the Early 20th Century

and the Role of A.V. Nikol'sky in Its Formation

Аннотация

Задуманная Д. А. Толстым и М. Н. Катковым в России реформа средней школы способствовала повышению внимания общества к вопросам певческого образования юношества. За музыкой определили задачи воспитывать у молодого поколения чувство прекрасного, самыми демократическими по духу стали считаться уроки пения. В статье приводится список конкретных мер, направленных на осуществление этой задачи, дается статистика роста женских государственных, ведомственных и частных школ и гимназий. Описывается роль А. В. Никольского в становлении женского музыкального образования. Приводятся архивные данные об учителях светского и духовного пения в московских школах и привилегированных институтах. Дается характеристика «Программы пения для московских городских начальных училищ», составленной Никольским. Вывод: накануне Октябрьского переворота Россия достигла выдающегося уровня общешкольного музыкального образования, женщины стали не только основой большинства хоровых коллективов, но приобщились и к регентской профессии.

Abstract

Due to the reform of the Russian secondary school conceived by D. A. Tolstoy and M. N. Katkov, the Russian society began to pay more attention to the problems of musical education. Music was assigned a crucial role in rearing the young people's aesthetic sensibility, especially through the lessons of singing as the most democratic form of musical tuition. In the present article, the measures directed towards the realization of this task are listed; the statistics of the growth of public, departmental and private female schools and gymnasia are given. A. V. Nikol'sky's role in the formation of the women's musical education is described. The archival data concerning the teachers of sacred and secular singing in the Moscow schools and privileged educational institutes are cited. Nikol'sky's 'Programme of singing for the Moscow municipal primary colleges' is characterized. The conclusion runs: on the eve of the October coup d'etat, the general musical education in Russia was on an unusually high level, and women not only became firmly established in choral groups, but also began to direct church choirs.

В 2017 году в издательстве «Языки славянских культур» вышла первая книга VIII тома «А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале XX века» из серии «Русская духовная музыка в документах и материалах». Она посвящена литературно-музыкальному наследию А. В. Никольского, в ней можно познакомиться с семейной перепиской, его литературно-критическими статьями, работами по педагогике. Издание иллюстрировано и снабжено нотными примерами.

Выпуск томов, посвященных А. В. Никольскому, будет продолжен; мы публикуем фрагмент очередного тома.

В 1866 году выпускник Царскосельского лицея Дмитрий Андреевич Толстой был назначен Министром народного просвещения. С его именем иногда связывается реакционная политика в области народного образования в царствование Александра II. Вместе с тем далеко не все дела Д. А. Толстого можно однозначно отнести к реакционным. Например, задуманная им вместе с М. Н. Катковым реформа средней школы имела много разумного, к чему можно присмотреться и сегодня.

В 1870-е годы в России существовало два типа гимназий — классические (с древними языками и уроками по искусству) и реальные (без древних языков, с акцентом на естествознании). По мысли Толстого, реальное образование есть «одна из важных причин так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения». И министр, в своем желании избавиться от материализма и нигилизма, стремился гимназии в России направить по классическому руслу обучения, а реальное образование низвести до уровня училищ с конкретными техническими задачами.

На рубеже XIX и XX веков музыкальное воспитание подрастающего поколения в российском обществе мыслились как всеобщее. Главная цель музыкальных занятий состояла в прививании гражданам навыков правильного пения в церковном хоре, умения слушать, понимать и ценить музыку. Возникшее в 1890-е годы противоречие между достигнутым в стране высоким уровнем музыкальной культуры, церковно-музыкального творчества и низким качеством

преподавания пения и музыки в учебных заведениях оказалось сти- 127

мулом для реформ в этой области.

По мысли В. И. Адищева, занимающегося вопросами преподавания музыки до революции в закрытых учебных заведениях,

<...> [к] началу 1890-х годов теоретическую основу отечественного школьного музыкального образования составили выдвинутые и обоснованные российскими философами, учеными-педагогами, музыкальными деятелями идеи о целостной личности и целостном образовании, соборности, гармонии национального и универсального в культуре и образовании, преображающей силе красоты, особой ценности отечественного художественного наследия в образовании и воспитании детей и юношества, представление о музыке как воспи-тательно-образовательном феномене, положения о необходимости, всеобщности, непрерывности школьного музыкального образования, <...> значимости исполнительской деятельности учащихся как наиболее эффективном пути постижения музыкального искусства и др.'

За музыкой определили задачу воспитывать целостные личности, которые могли бы не только оперировать полученными в гимназиях гуманитарными и техническими знаниями, но и мыслить благородно и тонко чувствовать прекрасное. Музыку стали внедрять во все типы учебных заведений. В привилегированные институты благородных девиц и кадетские корпуса были направлены инспектора по музыке (для поднятия уровня знаний). В гимназиях и училищах начали приобщать к музыке горожан, а в церковно-приходских и земских школах — сельское население.

Музыкальные занятия делились на два типа: общие, самые демократичные по духу уроки пения и менее «демократичные» индивидуальные занятия по фортепиано, скрипке, виолончели, духовым инструментам. К этому времени Петербургская и Московская консерватории выпустили немало хороших профессионалов, многие из них пришли работать в гимназии и институты*. В целом в системе школьного музыкального образования в начале XX века утверждался

/ Адищев В.И Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа (вторая половина XIX — начало XX века]. Автореферат диссертации на соиск. уч ст. доктора педагогических наук. М., 2007. С. 10 Более подробно: Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX — начала XX века: теория, концепции, практика. М., 2007 2 Следует оговорить, что привилегированные институты, где обучались девушки-дворянки, давали тоже среднее образование, как и гимназии и реальные училища

129 приоритет хорового пения, как наиболее массового по охвату участ-

ников и национального по духу.

Известный педагог, регент, музыкальный писатель и композитор Александр Васильевич Никольский писал в 1908 году:

Школа хорового пения... есть первая стадия в деле воспитания будущего члена общества, знающего цену совместной, дружной работе и умеющего принять в ней участие...

Пению отводится роль предмета "полезного", как для физической жизни человека, так и в деле воспитания чувств — религиозных, нравственных, гражданских, национально-патриотических, и, конечно, общехудожественных...

Человеку нужен тот идеальный мир, в общение с которым могут вводить его лишь искусства... Этот мир обладает силой "возвышать" человека, наполняя его рядом ощущений совсем иного рода, чем те, что посылает ему обыденная, окружающая его жизнь3.

Государственная программа всеобщего музыкального образования включала в себя конкретные меры:

1. приглашение на работу выпускников консерваторий, Придворной Капеллы, Синодального училища (это обеспечивало высокий уровень профессиональной подготовки детей),

2. выделение специальных помещений для спевок хора, комнат для теоретических занятий и разучивания музыкальных произведений,

3. закупку музыкальных инструментов (по В. Адищеву «к началу 1900-х годов в институтах насчитывалось от 20 до 100 роялей»4),

4. расширение музыкальных отделов библиотек,

5. издание учебно-педагогической музыкальной литературы,

6. стимулирование композиторов на создание специальных хоровых произведений для школ и гимназий.

Дадим иллюстрацию к пункту 3 и небольшой комментарий к пункту 5.

3 Никольский A.B. К вопросу о пении в общеобразовательной школе //

Педагогический листок. 1908. Кн. 2-3. С. 91 -98, 169-1 78. ( Адищев В.И Цит изд. С. 26

Зал с пятью роялями в Николаевском сиротском институте в Москве

Привлечение государства к вопросу музыкального образования подрастающего поколения отразилось на деятельности многих издательств (П. И. Юргенсона, В. В. Бесселя, М. П. Беляева и др.). Именно в последней трети XIX века начался издательский «бум» учебной литературы по музыке, вышли в свет важнейшие сборники русских народных песен5, составлены сборники с духовно-музыкальными песнопениями для однородных хоров (подразумевались хоры учебных заведений, а не только монастырей).

Улучшилось хоровое дело. На уроках пения в институтах и гимназиях учащиеся должны были за семь лет научиться интонировать несложные церковные песнопения, приобщиться к курсу народной песни, познакомиться с выдающимися образцами светского музыкального искусства. Программа курса была задумана следующим образом: от пения по слуху к пению по нотам, от одноголосного звучания хора к многоголосному, от исполнения простых по форме хоровых композиций к исполнению крупномасштабных сочинений.

5 Сборники народных песен составлялись и издавались П. И. Чайковским (1363-1369], М. А, Балакиревым (1366, 1393], Н, А, Римским-Корсаковым (1377, 1332], Н, М. Лопатиным и В, П. Прокуниным (1339], Ф. М. Истоминым и С, М. Ляпуновым (1394, 1399], А, К. Лядовым (1399, 1902, 1907-1 910] и другими.

131 Изменилось качество преподавания фортепианной игры в инсти-

тутах и гимназиях. С одной стороны, существенно увеличилось количество желающих обучаться фортепианной игре*. С другой стороны, в учебную работу была введена ансамблевая игра, из воспитанников и воспитанниц составлялись ученические оркестры.

Большим стимулом для юных музыкантов служили концерты. Участие в школьных вечерах принимали институтские преподаватели музыки, приглашенные студенты консерваторий, сами воспитанники, даже гастролировавшие российские и зарубежные музыканты. Так, например, Л. В. Собинов ежегодно давал благотворительные концерты в пользу учащихся гимназии Медведниковых, где учились его сыновья. Еще одной формой поощрения интереса к музыке служили посещения оперных и балетных спектаклей, филармонических концертов бесплатно или по специальным ценам.

Для одаренных воспитанников выделялись дополнительные еженедельные часы для индивидуальных занятий с преподавателями, им давалось право упражняться в регентовании с соучениками, выступать на концертах совместно с преподавателями. В итоге одаренные девушки и молодые люди после окончания средних учебных заведений могли продолжать занятия в музыкальных училищах и консерваториях, избирать артистическую карьеру.

На развитии в России женского образования внимание к музыке сказалось самым благодатным образом. За этим видом искусства была закреплена ответственная роль в воспитании девушек как будущих жен и матерей, хоровое пение и музицирование были сочтены предме -тами, наиболее приспособленными к особенностям женской природы.

Выделим этапы появления законодательных актов, связанных с развитием среднего женского образования во второй половине XIX века:

1855 — принят Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии,

1858 — Положение о женских училищах Ведомства Министерства народного просвещения,

6 Приведем примеры. К началу 20-го столетия -^перевес:: желающих

обучаться на фортепиано был заметен даже в специализированных учебных заведениях. Так, в Музыкально-драматическом училище при Московском Филармоническом обществе из 452 учащихся на фортепиано занимались 1 59 человек, вокалом и хором — 116, драматическим искусством - 86, теорией музыки - 14, остальные обучались игре на струнных и духовых инструментах (скрипка - 39, виолончель —контрабас - 4 арфа - деревянно-духовые инструменты - 14, медно-духовые инструменты - 13]. См.: Отчет Московского Филармонического общества и музыкально-драматического училища состоящих под августейшим Ея Имп. Высочества великой княгини Елисаветы Ф'еодоровны покровительством. За 1902-1903 учебные годы. М.: скоропеч А. А. Левенсон, 1903.

Актовый зал с роялем в женской гимназии в г. Шуе Владимирской губернии

1861 — учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек, с 1862 — создание сети Мариинских женских училищ (позднее они переименованы в Мариинские гимназии), 1863 — основание «педагогических женских курсов» при женских гимназиях для приготовления преподавательниц, 1870 — Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения,

с 1870 — появление частных женских гимназий с программой мужских гимназий,

1879 — утверждение единой для Мариинских женских гимназий программы обучения, приближение ее к курсу Институтов благородных девиц,

1905 — принят «Нормативный табель женских Институтов и Гимназий»,

1912 — Первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин. Приняты новые учебные планы и новый нормативный табель для женских институтов и гимназий.

Для более полной картины добавим статистику. В 1870-е годы в России были открыты 23 гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В 1880 году насчитывалось 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 году число гимназий и прогимназий составило 958.

133 Если в 1856 году число учащихся девочек было 36 900, то через

40 лет, в 1896 году, — 810 300, а еще через 15 лет достигло 2 130 1007.

Верхнюю ступень в среднем женском образовании занимали привилегированные институты. В них принимались благородные девицы: дочери потомственных дворян, офицеров или гражданских чинов; за собственный счёт разрешалось учиться дочерям купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся к неподатным состояниям (в том числе мещанкам). В Москве до революции существовали следующие «питомники» благородных девиц: в Ведомстве учреждений императрицы Марии —

1. Елизаветинский институт,

2. Екатерининский институт,

3. Сиротский институт Императора Николая I (Николаевский),

4. Александровский институт;

не относившиеся к Ведомству императрицы Марии, но обладавшие правами институтов —

Александро-Мариинский кавалерственной дамы Чертковой институт,

Московский дворянский институт имени Императора Александра III в память Императрицы Екатерины II, Мариинское училище.

Следующими по уровню после институтов шли женские гимназии. Они делились на Мариинские гимназии (в Ведомстве учреждений императрицы Марии), министерские гимназии (в Ведомстве Министерства народного просвещения) и частные.

Министерские гимназии давали более высокий уровень знаний по сравнению с Мариинскими гимназиями, частные гимназии старались заинтересовать курсом, приближенным к мужским гимназиям. В целом программы всех типов женских гимназий стремились сравняться с программами женских институтов.

Женское образование, как и мужское, было платным. В 1879 году в столичных Мариинских гимназиях плата составляла 65-70 рублей (в провинциальных — до 40 рублей) в год, к 1887 году она возросла до 100 рублей в год.

Аттестаты на звание учительницы начальной школы выдавались после 7-го класса, на звание домашней учительницы — после 8-го

7 Подробнее см.: Ведомство учреждений имп. Марии: Краткий исторический очерк. СПб., 1912; Лапчинская В. П Н. А. Вышнеградский и его роль в развитии жене кого образования в России (1821-1872] // Советская педагогика. 1962, № Ь.Днепров 3. Д., Усачева Р. Ф Жене кое образование в России, м.: Дрофа, 2009.

Московские институты благородных девиц

класса, на звание домашней наставницы — окончившим 8-й класс с медалью.

s]<

На рубеже Х1Х-ХХ веков в России отмечался настоящий бум открытия частных гимназий. В связи с реформой женского образования, начавшейся в 1870-х годах, возникает множество школ-пансионов и гимназий для девочек. Если взять статистику за 1903-1904 годы, то в Москве действовали следующие женские гимназии: К. К. Алелековой,

A. С. Алферовой, С. А. Арсеньевой, Ю. П. Бесс (позже Е. Д. Юргенсон), О. А. Виноградской, В. П. Гельбиг, С. К. Голицыной, А. Ф. Гросман,

B. Н. фон Дервиз,Л.Д.Ежовой, кн.Е.В.Енгалычевой,М. Ф.Калайдович, Е. Е. Констан, В. В. Ломоносовой, 3. Д. Перепелкиной (позже М. Г. Брюхоненко), О. Ф. Протопоповой, М. Б. Пуссель, Л. Ф. Ржевской,

135 А. С. Стрелковской, Н. С. Шавердовой, Н. Е. Шписс, Н. П. Щепотьевой,

Елизаветинская и Петропавловская женские гимназии. Несколько позднее были открыты гимназии Е. П. Архиповой, М. А. Бот, Л. Н. Валицкой, Л. О. Вяземской, К. Н. Дерюгиной, М. В. Приклонской, Н. П. Хвостовой и др.

Музыку и пение в женских институтах и гимназиях часто вели крупные музыканты. Приведем некоторые примеры для Москвы.

В Мариинском училище преподавал Сергей Васильевич Рахманинов (в том числе вел уроки теории). В том же Мариинском училище в другие годы преподавали братья Лев и Георгий Кон юсы. В Николаевском, Екатерининском и Елизаветинском институтах девиц обучал Александр Борисович Гольденвейзер, в Елизаветинском институте и в Николаевском Сиротском институте — Александр Федорович Гедике. В частной гимназии Л. Н. Валицкой девушек обучал пианист Владимир Александрович Зиринг, в частной гимназии Е. В. Енгалычевой — выпускник консерватории Эрнест Андреевич Вигнер.

Процитируем воспоминания пианиста А. Б. Гольденвейзера, друга Рахманинова и Льва Толстого:

В женских институтах в те времена довольно большую роль играло и носило серьёзный характер преподавание музыки. В значительной степени это происходило оттого, что все лучшие молодые музыканты сейчас же по окончании консерватории поступали в тот или иной институт преподавателями музыки, так как педагоги, по существовавшим тогда законам, освобождались от военной службы5.

Хоровое пение в женских гимназиях также велось на высоком уровне. У О. А. Виноградской работу проводил хормейстер Императорской оперы Ульрих Иосифович Авранек, он же руководил светским хором воспитанниц Екатерининского института, духовное пение в Екатерининском вел Павел Григорьевич Чесноков. Хоровое пение у 3. Д. Перепелкиной — выпускник консерватории Николай Александрович Маныкин-Невструев, в частной гимназии А. Ф. Гроссман пению учил органист Евангелическо-лютеранской церкви Св. Михаила Макс Александрович Петере. Многие выпускники Синодального училища находили себе работу в мужских и женских гимназиях — например, у Е. В. Енгалычевой пению обучал сино-дал Митрофан Романович Пахомов-Иванов, окончивший регентские

8 Гольденвейзер А. Б. Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове // Гольденвейзер А. Б. 0 музыкальном искусстве. М., 1975.

Актовый зал с роялем женской гимназии А. С.Алферовой в Москве

курсы для синодальных певчих, в гимназии М. Ф. Калайдович преподавал регент Чудовского хора Виктор Михайлович Златницын. В гимназиях, более стесненных в материальном плане, пение вели учителя церковно-приходских школ*.

Инспектировали музыкальное дело в женских институтах и гимназиях выдающиеся музыканты: в Екатерининском и Елизаветинском институтах — А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов, позднее их сменили В. Р. Вилыпау и А. Ф. Гедике, в гимназии Ю. П. Бесс инспектором музыки был друг Чайковского Н. Д. Кашкин.

Приведем пример одной из привилегированных частных гимназий. Вера Николаевна фон Дервиз открыла свое заведение для девушек в 1881 году после кончины любимой дочери Варвары и супруга П. Г. фон Дервиза, одного из крупных промышленников, строивших российские железные дороги. Фон Дервизы были в большой дружбе с фон Мекками, обе семьи получали миллионные прибыли на железных дорогах. Надежда Филаретовна фон Мекк долгие годы поддерживала П. И. Чайковского, ее детей обучал музыке приехавший из Франции Клод Дебюсси. Фон Дервизы были также знакомы с Чайковским — брат миллионера-предпринимателя Иван фон Дервиз учился вместе с композитором в Училище правоведения.

9 ЦИАМ [Центральный исторический архив г. Москвы]. Ф. 459. Канцелярия попечительства московского учебного округа. Оп. 5. Ед. хр. 1330. Отчет о состоянии московских женских гимназий, в т. ч. Констан, с приложением списка служащих и преподавателей. Л. 74 об.; л. 137 об.

Актовый зал в женской гимназии в Сызрани: здание гимназии деревянное, полы дощатые, но стоит рояль, закрытый чехлом

Как и фон Мекк, фон Дервизы большое внимание уделяли музыкальному образованию — дети семейства были музыкальны. Старший сын Сергей фон Дервиз являлся почетным членом дирекции Русского музыкального общества, входил в совет Петербургской и Московской консерваторий. Именно он подарил Большому залу Московской консерватории французский орган Кавайе-Колля.

Организовав в Москве гимназию с пансионом для бедных воспитанниц, В. Н. фон Дервиз стремилась приглашать лучших педаго-гов-музыкантов. Позднее, в 1890-х годах в Петербурге она открыла «Народный дом», предоставив желающим зал для народных чтений, бесплатную читальню и 10 музыкальных комнат с роялями для бесплатного пользования учащимся.

Подобные страницы благотворительности среди радетелей за достойное женское образование на рубеже Х1Х-ХХ веков не были редкостью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что изучали девушки в подобных гимназиях? Закон Божий, языки русский, славянский, французский и немецкий, арифметику и геометрию, физику, географию русскую и всеобщую, естественную историю, рисование, чистописание, рукоделие, музыку, пение и танцы. Много внимания в женских учебных заведениях отводилось праздникам, музыкальным вечерам, драматическим спектаклям. Воспитанницы нередко сами участвовали в богослужениях в институтской или гимназической церкви (это было почти обязательно для тех, кто жил в пансионе).

Актовый зал с двумя роялями в московской женской гимназии В.Н. фон Дервиз

Нормативный учебный табель женских институтов и гимназий Ведомства учреждений Императрицы Марии дает следующую картину распределения учебных часов в неделю в 1905 году":

В 1 классе Закона Божьего — 2 часа в неделю, русского языка —

3 часа, французского — 3 часа, немецкого — 3 часа, математики —

4 часа, истории— 3 часа, физики и космографии — 2 часа, хорового пения — 2 часа, гимнастики и танцев — 1 час, рукоделия — 2 часа.

В последнем 7 классе Закон Божий изучался 2 часа в неделю, русский язык — 5 часов, французский — 5 часов, немецкий — 2 часа, математика — 3 часа, история и физика не изучались,хоровое пение — 1 час, гимнастика и танцы — 3 часа, рукоделие — 1 час.

Принятый учебный табель в 1905 году уравнял учебный курс гимназий с институтскими курсами.

s]<

Одновременно работать в трех—четырех институтах и гимназиях было привычным для того времени. По цитированному выше «Нормативному учебному табелю женских Институтов и Гимназий Ведомства учреждений Императрицы Марии» видно, что хоровое

10 Основные поло.+ения, нормальная табель и учебные планы женских

институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб 1905.

Александр Васильевич Никольский (1874-1943) преподавал пение в ряде женских учебных заведений -в Елизаветинском и Александро-Мариинском институтах, в частных женских гимназиях Е. Е. Констан и Л. О. Вяземской, в Филаретовском женском епархиальном училище.

пение занимало у педагога максимум 10 часов в неделю (имеется в виду работа со всеми классами). Зарплаты были невысокими.

В гимназии Констан у Никольского было 6 часов в неделю (3 дня по двухчасовому уроку с объединенными классами), годовое содержание полагалось 300 рублей в год".

Никольский всегда стремился собрать из воспитанниц или воспитанников профессиональный хор, который мог бы исполнять многоголосные произведения и ориентироваться в классической музыкальной литературе.

Отношение к делу сквозит у педагога в строках семейной переписки. В письмах к жене Капитолине Ивановне Никольской он упоминает о введенных им новых порядках в Строгановском училище, где он также преподавал, и в гимназии Констан. Пишет, что не всегда нововведения встречают понимание у подопечных, приводит расписание занятий. Цитата довольно пространная, но она характеризует деятельность учителя пения:

У Констан мои дела идут крайне успешно, в Строгановке — новый порядок пока плохо прививается, но надежды на успех не теряю. В общем, учительствую не только добросовестно, но и во многом по-новому и надлежаще. <...>... я сегодня (см. среда) утомился: дал шесть с половиной часов хорового пения! Это не шутка! Кстати, вот мое расписание:

11 ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 5. Ед. хр. 1330. Л. 1 76, 1 78, 185

Зверева С.Г.

Понедельник с 10:40 до 12:30 — мужская гимназия

5-6:30 — Марьинский институт Вторник 10:40-12:30 — мужская гимназия

5:30-7 — Елизаветинский институт Среда 10-12:30 - Констан

1:30-3:30 — Строгановское училище 5-6:30 — Марьинский институт

Четверг 11:40-12:30 — мужская гимназия

Пятница 10:30-12:30 — Констан

5:30-7 — Елизаветинский институт Суббота 11:40-12:30 — мужская гимназия

4-5 — Строгановское училище 7-8 — Елизаветинский институт. В Строгановском — добавочные получасовые уроки по вторникам и пятницам, по пути в Елизаветинский институт72.

Педагогическая нагрузка у Никольского занимала 21 час в неделю, много времени уходило на дорогу. В 1904 году Никольские жили в Москве в доме Орлова под № 27 по Большому Афанасьевскому переулку.

По понедельникам учителю надо было с Арбата / Пречистенки попасть на Большую Лубянку, потом вновь на Пречистенку, во вторник с Большой Лубянки добраться до Басманной, по средам — с Остоженки на Рождественку, затем на Пречистенку и т. д. Московские расстояния были не маленькими, транспорт до революции был иной — пользовались конками и извозчиками.

Елизаветинский институт имел собственный театр, где воспитанницы могли демонстрировать свои актерские дарования. Важно, что при институте была домовая церковь св. Троицы Живоначальной, воспитанницы принимали участие в богослужениях (думается, что регентом часто бывал А. В. Никольский).

Первые годы службы Никольского директором Елизаветинского института была Ольга Александровна Давыдова, потом ее сменила Ольга Анатольевна Талызина, поклонница С. В. Рахманинова. Обратимся к воспоминаниям пианиста А. Б. Гольденвейзера о Талызиной:

Если не ошибаюсь, в Елизаветинском институте учились девочки и из состоятельных купеческих семей; во всяком случае, того несколько

12 Письмо от 6 марта 1904- года / Переписка А. В. Никольского с членами семьи Подготовка к публикации и комментарии С. Г. Зверевой // A.B. Никольский и хоровое движение начала XX века. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 1. М.: Языки славянских культур. 201 7. С. 120-1 21.

141 чопорного тона, который был в Екатерининском институте, в нём

не было. Начальницей института была Ольга Анатольевна Талызина. Её мать (урождённая Арсеньева) чуть не сделалась невестой молодого Льва Толстого. Ольга Анатольевна была красивая женщина, ещё довольно молодая, но с рано и красиво поседевшими волосами. Она никогда не была замужем <...> несомненно была влюблена в Рахманинова и очень за ним ухаживала'3.

Рахманинов был приглашен Талызиной инспектировать институт — проверять музыкальный уровень учащихся. Его приходы, по воспоминаниям А. Ф. Гедике, выглядели следующим образом:

«Служба» Сергея Васильевича в институтах оплачивалась довольно скудно, да и какая же это была служба. Бывал он в каждом из институтов один-два раза в месяц, да и этот-то единственный раз заключался в том, что он сидел или за чаем у начальницы <...>, или же на музыкальных вечерах'*.

Хоровые занятия с институтками вел Никольский, индивидуальные по фортепиано — другие педагоги (с 1897 года А. Б. Гольденвейзер, с 1904 года А. Ф. Гедике).

Приведем пространную цитату из воспоминаний Гедике, дающую представление о характере взаимоотношений Рахманинова и других учителей музыки института:

Остался у меня в памяти один эпизод из времени инспекторства Сергея Васильевича в Елизаветинском институте. В одном из классов происходил закрытый музыкальный вечер. Сидела начальница O.A. Талызина в роскошном голубом атласном платье со знаками отличия и шифром. Сидели также классные дамы, учителя, учительницы музыки и много учениц. Во время вечера лакей Ольги Анатольевны во фраке обносил всех чаем со сливками, сухарями и пр. Вечер шёл своим чередом. Сергей Васильевич, как всегда в чёрном сюртуке, сидел, положив ногу на ногу, и слегка помешивал ложечкой чай со сливками. И вдруг... неловкое движение, и весь стакан чаю со сливками опрокидывается на роскошное платье Ольги Анатольевны. <...> Ольга Анатольевна вынуждена была покинуть вечер и пойти домой переодеться. Вернулась она через полчаса, но в светло-сером платье... <...> Этот случай подействовал на него много сильнее, нежели можно было ожидать. Через

13 Гольденвейзер А. Б Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове. Указ. изд. К Гедике А. Ф Памятные встречи // Воспоминания о Рахманинове. Сост. и ред. 3. А. Апетян. М., 1961. Т. 2. С. 5-6.

Урок духовного пения в Елизаветинском институте. За роялем А. В. Никольский

несколько дней, когда я встретился опять с Сергеем Васильевичем в Елизаветинском институте, он мне сказал:

— Вы знаете, я не могу идти мимо злополучного класса: я вижу перед глазами, как стакан опрокидывается на платье Ольги Анатольевны. Мне это настолько неприятно, что я, по всей вероятности, уйду из этого института. В 1906 году, придя к решению уехать на всю зиму в Дрезден, <...> он ушёл из института, передав своё место инспектора мне. Уходом из института он глубоко опечалил Ольгу Анатольевну, которая в нём души не чаяла'5.

Никольский общался в Елизаветинском институте с Рахманиновым, Гольденвейзером и Гедике, но не всех упоминал в письмах к жене:

Мои музыкальные занятия пока состоят в беспрестанной игре. Изучаю литературу. <...> Общения со знакомыми имею мало: не чувствую к тому потребности... Заигрываю в Елизаветинском институте с Рахманиновым, прося его посетить мои уроким.

15 Там же

16 Письмо от25 октября 1904 года. Цит. по: Переписка А. В. Никольского с членами семьи. Сост. и комм. С. Г. Зверевой. С. 126

НЗ Скорее всего Рахманинов так и не посетил уроки Никольского,

хоровое пение заинтересовало его чуть позже.

Никольский, окунувшись в педагогический процесс, понял, что программы по пению нужно составлять самому. Более того, нужно доказывать начальству и обществу, что пение в школе — лучшее средство расширения кругозора и воспитания эстетического чувства. Он писал:

Из всех предметов школьного преподавания на долю пения выпала печальная участь. Несмотря на весьма почтенную давность своего существования в школе, оно еще продолжает служить предметом споров о его полезности, важности и необходимости в общей системе образования и воспитания'7.

Многие талантливые педагоги предлагали свои способы обучения детей. Так, например, В. Комаров, учитель Первой Московской военной гимназии, переходил к пению по нотам через каноны. Он считал, что это лучший способ постигнуть нотную грамоту, так как по слуху канон спеть невозможно, поскольку «ближайший сосед поет <...> совсем другие ноты»".

У Никольского была своя система (см. Приложение 1). В «Программе пения для Московских городских начальных училищ»" с четырехлетним курсом обучения (так назывались обычные городские начальные школы) он предлагал первые два класса посвятить практическим занятиям с небольшим объяснением теоретических основ. В 3-м и 4-м классах уроки теории шли отдельно, хоровые спевки в объединенных классах - тоже отдельно. По этой программе дети ко второму году обучения умели петь все диатонические интервалы, ориентировались в простых видах ритма, писали одноголосные диктанты. К концу 4-го года обучения они умели писать двухголосные диктанты, могли транспонировать мелодии и петь в тональностях с большим количеством ключевых знаков, знали распространенные аккорды, нормой для хора служило трехголосие.

Главной задачей для педагога Никольский считал подбор серьезного репертуара и «высокое его исполнение».

17 Никольский A.B. К вопросу о пении в общеобразовательной школе // Педагогический листок. 1908. Кн. 2-3. С. 91 -98, 169-1 78.

1S Филаретова С. М. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России (по архивным материалам 1830-191 7 гг.]. Авторефератдисс. на соиск. уч. ст. канд. иск. Петрозаводск, 2011. С. 7

19 Никольский А. В. Программа для Московских городских начальных училищ с 4-х годичным курсом обучения. РГИА (Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург]. Ф. 1109, A.B. Преображенского. Оп. 1 Дело 156

Воспитанницы, обучавшиеся по программе Никольского, к окон- 143

чанию 7-го класса гимназий и школ имели вполне приличный музыкальный уровень, недурно играли на фортепиано благодаря индивидуальным урокам с другими педагогами. В их хоровом репертуаре были духовно-музыкальные сочинения А. А. Архангельского, Д. С. Бортнянского, М. А. Виноградова, Г. И. Ломакина, А. Ф. Львова, П. И. Турчанинова и других композиторов; из светской музыки они исполняли хоровые обработки народных песен А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, самого А. В. Никольского, хоровые отрывки из опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского.

Если бы музыкальная Россия пошла путем, к которому ее подвели усилия выдающихся регентов и педагогов школьного пения, она превратилась бы в страну с высочайшей культурой хорового пения среди масс и со слушателями, глубоко образованными и неравнодушными к искусству.

Женское музыкальное образование, заложенное до революции, не только способствовало общему «омузыкаливанию» общества, но и дало ряд имен выдающихся исполнительниц в области фортепианного, скрипичного, виолончельного искусства. В хоровой сфере впервые появились женщины-регенты, которые стали управлять хором на клиросе наравне с мужчинами, (см. Приложения 2 и 3)

145 Приложение V

A.B. Никольский

Объяснительная записка к программе пения для московских городских начальных училищ с 4-х годичным курсом

Итак, обучение пению в школе — дело сложное. Оно распределяется на две части: техническую и художественно-воспитательную. Первую составляют упражнения а) в развитии слуха и голоса, и б) в чтении нот; вторую — разучивание и исполнение художественного репертуара. Первая сторона — подготовительная, т. е. «школа пения» в строгом смысле, вторая — обнимает собой то, что составляет истинную сущность предмета. Но различаясь формально, обе стороны практически ведутся совместно, одна другою проникаясь и пополняясь, ибо первая без второй не имеет достаточного для себя оправдания, а вторая без первой — фактически немыслима.

Продолжая дальнейшее дробление той и другой стороны предмета, не трудно видеть, что 1) первая, базируясь на курсе так называемой элементарной теории музыки, распадается на следующие подотделы: а) музыкальный диктант (для развития слуха) б) постановку голоса (в массе и по группам), в) изучение нотной грамоты (чрез сольфеджирование с попутным усвоением теоретических правил) 2) вторая, «репертуарная» часть заключает в себе знакомство а) с церковными мелодиями, б) с народными напевами и в) с детской педагогической и общехудожественной музыкальной литературой.

Все перечисленные виды и предметы занятий входят в курс каждого года из 4-х классов, составляющих данную школу, осуществляясь согласно степени подготовленности учащихся того или иного класса и расширяясь по мере их музыкального роста год от года. Таким образом, основным началом преподавания служит концентризм, т.

/ Никольский А. В. Программа для Московских городских начальных училищ с 4-х годичным курсом обучения. РГИА (Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург]. Ф. 1109, А.В Преображенского. Оп. 1. Дело 156

е. равномерное и всестороннее развитие знаний и навыков по кругу, 145

расширяющемуся из данной точки с постепенно увеличиваемым радиусом его.

Принимая во внимание количество часов, отводимых школой на занятия пением (2 урока в неделю в каждом классе), можно в общих чертах обрисовать программу каждого отдельного года-курса следующим образом.

1-й год.

(2 урока в неделю).

Одиночное и хоровое унисонное пропевание отдельных музыкальных тонов, а также и звукорядов (гаммообразных и интервальных) — по слуху. Разучивание по слуху же известного цикла простейших молитв и детских пьесок, с анализом их мелодического и ритмического строения.

Знакомство со знаками нотного письма; изображение высотных тонов — на пятилинейном стане без ключа, и длительностей — равных а) одной и б) двум единицам времени. Пение упражнений и простейших мелодий с текстом по нотам.

Изучение названий нот в скрипичном ключе, с постепенным наращиванием их в порядке трихордов, тетрахордов, пентахордов или целой гаммы (по желанию). Расширение знакомства с длительностями, равными 1, 2, 3-м и 4-м единицам времени, с распределением их в такты двух- и трехдольные. Нотные упражнения и пение легких пьесок.

Употребление сперва терций, а затем кварт и квинт в упражнениях и пьесах; их изображение на нотном стане и пропевание путем предварительного постепенного определения их звукового содержания. Знакомство с дроблением единицы времени на две доли и с их видом восьмых нот.

1) Слух: а) угадывание и различение на слух — октавы, секунды, терции, кварты и квинты, по возможности с определением качественной стороны в секундах и терциях;

2) Голос: а) пение группами высоких и низких голосов гаммообразных звукорядов, в пределах их естественного диапазона (дискант, альт); б) пение гамм в разных длительностях — от целой до восьмой — с применением р, т[,[[и рр и приемов дыхания;

3) Нотная грамота: а) умение находить и петь отданного тона все вышеупомянутые интервалы; б) пение по нотам легких сольфед-жий и пьесок с текстом, в пределах этих интервалов и применением длительностей от целой до восьмой, в простейших их комбинациях; в) запись нотами кратких музыкальных примеров и фраз под диктовку;

Н7 4) Строго унисонное пение молитв (входящих в курс по Закону

Божию), детских пьесок и, доступных по возрасту народных песен, с подлинным текстом последних.

2-й год.

(2 урока в неделю).

Повторение молитв и пьесок, разученных в 1-м классе, и пропе-вание их в двухголосном изложении (без нот, на слух): а) параллельными терциями, б) параллельными секстами, и в) с применением (где можно) движений косвенного или противоположного. Такая форма двухголосного пения должна применяться впредь до начала 2-голосного пения по нотам.

Одноголосно-нотные упражнения и легкие пьесы в трудностях, изученных в 1-м классе.

Мажорная гамма С-с1иг с анализом ее построения. Тоны и полутоны. Название главных (I, V, IV и VII) ступеней; деление на два тетрахорда. Построение гаммы от Соль (С-с1иг), знакомство с диезом. Пропевание обеих гамм и их сопоставление (роль ноты фа-диез и фа-бекар). Нотные примеры и пьесы в тональности Соль. Гамма Г-с1иг. Знак бемоль. Сопоставление гаммы С и Г (ноты си и си-бе-моль). Примеры для сольфеджио и пьесы в тональности С, С и Г. Постепенное ритмическое усложнение, основанное на различном употреблении пройденных длительностей. Разновидности простых тактов: 2/2 и 3/2 (без восьмых нот в примерах), а также 3/8 (без шестнадцатых). Терции и квинты на ступенях мажорной гаммы. Количественная и качественная сторона их. Упражнения слуховые и нотные. Сознательное пропевание полутона, тона, большой и малой терций от данного звука вверх и вниз. Хроматизм в нотных примерах и пьесах.

Пение по нотам двухголосных коротких примеров и легких пьес, с применением октавы, примы, секунд, терций и квинты.

Знакомство с шестнадцатыми нотами в их сопоставлении с четвертью и восьмыми. Восьмая и две шестнадцатых и наоборот. Восьмая с точкой и одна шестнадцатая в тактах 2/4, ЪА и 4/4. Аналогичное значение восьмых в тактах 2/2, 3/2 и 4/2.

Кварта, как обращение квинты, и секста — терции. Кварта в качестве мелодического интервала; ее количественная и качественная сторона. Одноголосные примеры с употреблением кварты. Кварта — при двухголосном сочетании: а) как проходящий тон и б) как подготовленное и неподготовленное задержание.

Секста в одноголосных примерах и в двухголосных. Интервал септимы. Его мелодическое применение. Септима в двухголосных

пьесах и упражнениях. Разучивание и двухголосное исполнение цер- 147

ковных, народных и общехудожественных пьес средней трудности.

К концу года:

1. Запись, угадывание и повторение голосом продиктованного интервала.

2. Формирование групп дискантов и альтов, с развитием, по возможности, полного диапазона тех и других. Пение гамм с применением длительностей — от целой до шестнадцатых. Вокализация интервалов а) в хроматическом порядке (с аккомпанементом клавишного инструмента) или б) в диатоническом (секвенции интервалов от каждой ступени гаммы) а cappella.

3. Пение всех диатонических интервалов отданного тона; соль-феджирование в тональностях С, G и F с тактированием, при размерах 2/4, 3Л, 4/4, 2/2, 3/2,4/2 и 3/8 и с применением, в несложных комбинациях, восьмых и шестнадцатых нот.

4. Двухголосное (в терциях или секстах) исполнение обычных молитвословий, а сверх того ряда нетрудных пьесок с текстом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-й и 4-й классы имеют по 1-му уроку в неделю отдельно один от другого, и два урока — совместного пения. Уроки отдельные посвящаются изучению теоретического курса и упражнениям в пении, соответственно этому курсу, а класс совместного исполнения — разучиванию хоровых пьес а cappella и с сопровождением.

3-й год (теоретический).

(1 ч. в неделю).

Минорная гамма a-moll. Ее характер. Особенность построения. Случайные знаки на VI и VII ступенях. Виды минорных гамм и их названия. Пение упражнений и пьес, одноголосных и двухголосных в изученной тональности.

Минорные гаммы d-moll и e-moll. Признаки их, отличающие эти гаммы от параллельных мажорных. Примеры для упражнения и пьески.

Гаммы D-dur и h-moll; B-dur и g-moll. Знаки постоянные и случайные.

Тонические трезвучие мажорной тональности и минорной. Их характер (наклонение) и состав (по интервалам).

Трехголосное пение церковных речитативов. Применение трехголосного сочетания (в виде полных и неполных аккордов и их обращений) в нотных упражнениях и легких пьесах.

В течение всего курса:

1) Пение одноголосных сольфеджио с постепенно усложняющимся применением восьмых и шестнадцатых нот.

Н9 2) Угадывание, запись и пропевание отдельных интервалов,

заимствованных из пройденных мажорных и минорных тональностей; диктовка интервалов (диатонических) в их одновременном созвучии (октавы, терции, сексты, квинты, кварты и малой септимы — двухголосно).

3) Вокальные упражнения.

4-й год (теоретический).

(1 ч. в неделю).

Мажорная и минорная гаммы с 3,4,5 и 6 диезными и бемольными знаками. Строение и правописание каждой. Определение тональности по данному мелодическому отрывку. Транспозиция примеров и пьес из одной тональности в другую.

Интервалы на ступенях минорных гамм. Расширение диссонирующих интервалов.

Такты просты и сложные; симметричные и несимметричные.

Группировка нот; парное и непарное их деление. Значение ритма и метра.

Темп и его главнейшие термины.

Понятие об аккорде. Виды и название аккордов. Каденции: их состав, название и значение для форм музыкальной речи.

Пропевание примеров на все изучаемые отделы теории. Двухголосный несложный диктант.

Вокальные упражнения.

Класс совместного пения.

(2 урока в неделю).

В пении активно участвуют лишь те, кого учитель находит способным кхоровому пению; остальные присутствуют в классе, молча следя за ходом дела и слушая.

Хор разделяется на партии дискантовую и алыповую с подразделением каждой на 1-е и 2-е голоса. Пение частью двухголосное, реже — четырехголосное и главным образом — трехголосное.

Характер пения преимущественно а cappella, но допускается и пение с сопровождением аккомпанемента — рояль, фисгармония применяются только в пьесах, написанных для хора и органа (из западной литературы).

Приложение 2 Н9

Динамика роста образованности женского населения России

(середина XIX века - начало XX века)

1856 год 1896 год 1911 год

Число учащихся девочек, тыс. 36.9 810.3 2130.1

Процент к числу всех учащихся 8.2 21.3 32.1

Процент к женскому населению 0.1 1.3 2.6

151 Нормативный учебный табель женских Институтов 151

и Гимназий Ведомства учреждений Императрицы Марии

(Вышестоящее утверждено 6 августа 1905 года)

Классы 7 6 5 4 3 2 1 Всего

Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 14

Русский язык и словесность 5 4 4 3 3 3 3 25

Французский язык 5 4 4 3 3 3 3 25

Немецкий язык 2 4 4 4 4 3 3 24

Математика 3 3 3 3 3 3 4 22

История — — 2 2 2 3 3 12

География — 2 2 2 2 2 2 12

Естествознание с гигиеной 2 — — 2 2 2 — 8

Физика и космография — — — — 2 2 2 6

Педагогика — — — — — — 2 2

Хоровое пение 1 1 1 1 2 2 2 10

Рисование и чистописание 4 4 2 2 2 2 1 17

Рукоделие 1 1 2 2 2 2 2 12

Гимнастика и танцы институты

3 3 3 3 1 1 1 15

гимназии

2 2 2 2 1 1 1 11

Число учебных часов по искусствам институты

9 9 8 8 7 7 6 54

гимназии

8 8 7 7 7 7 6 50

Общее число учебных часов институты

28 28 29 29 30 30 30 204

гимназии

27 27 28 28 30 30 30 200

153 Примечания к учебному табелю женских институтов

и гимназий

Означенные в табели уроки, а равно занятия по музыке в институтах должны быть распределены от 9 до 12 часов и от 2 до 5 часов дня; причем более 4-х уроков по наукам и языкам в один и тот же день не допускается. Отступление от этого распределения допускается в виду исключения только для занятий по музыке, которая, по уважительным причинам, могут быть назначаемы на время от 6 до 9 часов вечера.

Источник: Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1905.

Приложение 3

Е. Н. Смирнова

«Мама у меня была дирижером церковного хора»

воспоминания об Александре Митрофановне Турской

Я сама из духовной семьи. Отец мой был посвящен в священники в 1921 году, и я родилась в том же году. А мама у меня - дирижер церковного хора. Ее звали Турская Александра Митрофановна. По профессии она была педагогом, также, как и я. В 1903 году она закончила одновременно высшие Тихомировские курсы' и Московскую консерваторию, очевидно, как пианистка.

После окончания консерватории мама управляла хором в храме близ станции Удельной*. Вообще она, наверное, была выдающийся дирижер, ее [многие] приезжали слушать в Удельную, даже Павел Чесноков приезжал. В то время в миру вообще женщин-регентов не было, только в монастырях. И в один прекрасный день к ней приходят трое инспекторов духовного пения и спрашивают:

— На каком основании вы управляете? Вы не имеете право управлять в церкви, нужно иметь соответствующее регентское образование - знать устав, службу3.

/ Тихомировские курсы - так неофициально назывались Московские педагогические курсы, функционировали при московском Обществе воспитательниц и учительниц (основано в 1870 году], В числе инициаторов курсов и постоянных педагогов был известный деятель народного образования Д. И, Тихомиров

2 Удельная - дачный поселок в Подмосковье, Пассажирская платформа ■Сдельная:: появилась в 1893 году. Троицкая церковь была построена

в 1897 году по проекту архитектора С. С. Эйбушитца. [Эл. ресурс:] http://udеL-hram.ru/index.php/history.html

3 Возможно речь идет о наблюдателе за церковными хорами Москвы и его помощниках. Наблюдатель избирался из числа членов Наблюдательного совета при Синодальном училище церковного пения. Такую> общественную) обязанность некоторое время исполнял в 1917 году и А. В. Никольский

Мама говорит:

— Я с детства пою, знаю и устав, и службу.

— Нет, мы вам запрещаем управлять хором, или поступайте на курсы Решке4.

Тогда мама поступила на эти курсы. Они [были] не то трех-, не то четырехгодичные5. Закончила она их за два года: вот ее диплом - она была первая женщина с таким образованием!

Окончив курсы Решке, мама стала процветать. У меня была вырезка из дореволюционной газеты, в ней было сказано, что появилась звезда -женщина-дирижер. Как-то раз мама выступала с хором из Удельной в консерватории - вот тогда-то и напечатали о ней заметку*. Она исполняла обедню Варгина, очень сложную7. Я [потом] отдала мамину партитуру с автографом Варгина Матвееву®.

4 Курсы хорового пения и оркестровой игры Богуми.па Випьге.пьмовича Решке, где Никольский преподавал в 1911-1912 годах, пользовались большой известностью в Москве. Объявления о наборе учащихся на -:-:Вечерние курсы хорового

пения и оркестровой игры:: встречаются в разных номерах журнала -:-:Музыка и жизнь::. Действовали курсы с 1904 года; в 1906 году Решке открыл регентские и капельмейстерские классы, в 1910м — частную: музыкальную: школу. Курсы Решке и его музыкальная школа размещались в доме на Арбате, 4 (в большой квартире № 20]

5 На курсы Б. В. Решке принимались люди обоего пола не моложе двенадцати лет, без экзамена, знание нот не требовалось. Цель курсов была связана

с любительским музицированием. Срок обучения насчитывал два года, акцент делался на сольфеджио и элементарной теории музыки, практичес кие уроки были связаны с освоением учащимися какого-либо музыкального инструмента, регулярно проводились хоровые спевки. На курсах было организовано два отделения - младшее и старшее, по окончании обучения все получали свидетельства. Выпускники курсов получали также право управления церковным хором. Курсы хорового пения Решке были платные - 30 рублей в год или 5 рублей в месяц, регентские оценивались дороже - 100 рублей в год. Помимо курсов хорового пения и оркестровой игры Богумил Решке организовал Московские Регентские и капельмейстерские классы на Арбате (дом 4]. См.: Устав курсов Б. В. Решке. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 137. Д. 372. Л. 7.

6 Возможно, речь идею заметке: С[ахновский] Ю. Концерт памяти К. К. Варгина // Русское слово. 1912. № 283. 8 декабря

7 Выпускник регентского класса Придворной певческой капеллы Константин Константинович Варгин (1876-1912] последние десять лет жизни провел в Москве где руководил церковными хорами (Г. Е. Захарченко и митрополичьим Чудовским] а также преподавал церковное пение, дирижирование и фортепиано в классах

Б. В. Решке. Автор романсов и духовной музыки, которая издавалась, главным образом фирмой Решке (в 1910-1914 годах издал 30 духовно-музыкальных произведений Варгина]. В тексте воспоминаний упомянуто сочинение: Варгин К. К. Литургия св. Иоанна Златоуста. Для смешанного хора. М.: изд. Решке. [1914]

8 Упомянут один из самых известных регентов послевоенного времени Николай Васильевич Матвеев (1909-1992], получивший самую: широкую: известность благодаря многолетней работе с хором храма во имя иконы Бо.+.ией Матери -::Всех скорбящих радость:: на Большой Ордынке в Москве. В советское время это был один из немногих храмов, ставших местом паломничества любителей духовной музыки Благодаря Матвееву прихожане могли услышать Всенощную: Рахманинова, Литургию Чайковского (исполнялась ежегодно 8 ноября в память дня смерти композитора] авторов кр|уга Синодального училища церковного пения. Так, в 1971 году Матвеев записал несколько номеров из неопубликованного, написанного уже после 1917 года цикла Кастальского ■:■:Из архиерейского облачения::. Широкой известностью: пользовались и записанные под управлением Матвеева пластинки

Мама проуправляла [хором] в Удельной до 1919 года. Рядом со станцией [стояла] очень красивая маленькая деревянная церквушка. У мамы было там, наверное, человек 20 певчих.

В 1919 году, когда пошла вся эта заварушка, ей трудно стало совмещать [регентство в Удельной] с другой работой, и она перешла в храм в Сокольниках', где у нее уже [давно] был хор. В Сокольниках она работала до 1925 года и ушла оттуда тогда, когда папу перевели служить в Тучково, в деревню'". Потом [уже] у мамы постоянного хора не было, и она кончила регентовать.

С детства я росла в певческой среде. Как только я себя помню, с четырех лет, я пела на клиросе, а в пять лет уже знала все гласы. Меня даже экзаменовал архиепископ Борис", когда приезжал к нам в Тучково. А уже в 1929 я перешла петь на правый клирос. Регента нашего звали Владимир Федорович. Мама тогда только вела левый клирос, правым не управляла. А папа в том храме служил.

Потом мы всей семьей с 1933 по 1936 год жили в ссылке в городе Каргополе'2. Одного только духовенства там насчитывалось 450 человек. Это была вольная ссылка, организованная при Г. Ягоде. Он в лагеря мало отправлял священников, в основном [посылал] их на вольную ссылку. Мы жили в городе, где была одна действующая церковь. Народ в нее почти не ходил, и хора не было. Вскоре стало приезжать много людей - тогда высылали «пачками». Появились батюшки с хорошими голосами, даже один архиепископ был, но совершенно безслухий. В этот город сослали пять человек из нашего [сокольнического] храма; они все великолепно знали маму, как дирижера. Мы сразу, как приехали, стали петь в церкви: вся наша семья была певческая. Я пела сопрано, у папы был красивый голос, у мамы - замечательное высокое сопрано. Полгода мы пропели, но в хоре что-то не ладилось. И тогда один батюшка предложил маме взять бразды правления [в свои руки]. А мы, когда уезжали в ссылку, нот с собой никаких не взяли! После

9 Упомянутхрам Воскресения Христова в Сокольниках. Пользовался большой известностью у московских богомольцев в советское время. Именно сюда после закрытия московских храмов поступил ряд святынь, в частности, икона Бо.+.ией Матери Ивере кой, до 1929 года находившаяся в Ивере кой часовне

у Воскресенских ворот Московского Кремля

10 По всей видимости, отец мемуаристки стал священствовать в церкви Успения Пресвятой Богородицы в поселке Тучково Рузского благочиния Московской епархии. В 1930-е годы храм был закрыт и со временем разрушен. Руины здания переданы верующим в 1990 году, и в 1998 году службы стали совершаться в течение всего года

11 Возможно речь идет об архиепископе Рязанском и Зарайском Борисе (Соколове] (1865-1928], с 1924 года он периодически жил в Перловке под Мое квой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Город Каргополь, до революции находившийся в Олонецкой губернии, был местом ссылки начиная с XV века. В советское время, в годы ссылки семьи Турских, это районный центр Северного края, ныне - Архангельская область

157 этого сестра матери прислала ящик с партитурами, и мама стала орга-

низовывать хор. И хор получился очень хороший! Мужской состав был изумительным! Стали ходить и местные женщины. Но у нас был провал с альтами: альтовую партию пел фальцетом один старенький батюшка. Поэтому в то время меня перевели на альт.

Мама вообще не признавала мелких композиторов. Исполняла Чайковского, Кастальского, очень любила Никольского, пела Бортнянского, Архангельского, Львова, Львовского. Ведь в царское время Ведель в церкви был запрещен!'3. Веделя и Дегтярева уже потом стали петь, мама их сочинения исполняла мало. Обиход пели знаменитый Синодальный. Стихир пели обычно три - ведь левый хор еще был, на нем духовенство пело. Раньше вообще стихир пели мало. В воскресенье - две, и еще святому одну стихиру. Это сейчас много стали стихир исполнять...

Духовенство [в Каргополе] было со всего Союза. Мужчины работали на сплаве леса, женщины были монашки. В то время выслано много было молодежи, певцов. По-видимому, они на клиросах и про политику говорили, и анекдотики рассказывали.

Антонов'4 был репрессирован, потом освобожден. Из Москвы две девушки из [сокольнического] хора приехали. А вообще очень много [людей] прибыло с Украины, некоторые были совсем девчонки -видимо, за язык [сослали], а не за то, что пели в церкви.

Пока мы жили на севере, образовался очень хороший хор за три года, и много народа стало ходить в храм. Местные жители приходить в храм все же боялись - запрещено было. Так они возле храма ходили, особенно летом, всё же слышно! Когда у папы в марте кончился срок, то мама решила повременить с отъездом, чтобы я закончила учебный год. Но папу вызвали в НКВД и сказали: «Немедленно уезжайте, пока цела ваша жена». Тогда мы в неделю собрались и уехали.

Из Каргополя в 1936 году вернулись в Волоколамск. Монастырь был закрыт, но открыты три церкви, там мама пела.

В 1937 году папу взяли вторично, и в 1938 он погиб на БАМе. Я в то время училась, но всё равно умудрялась петь на службах. В 1940 году мы переехали в Москву, а потом была эвакуация. Вернувшись из эвакуации, мы стали жить в Загорске у маминой сестры. Там я год проработала, потом перешла [на работу] в Москву. Четыре года я из Москвы ездила петь в Загорск. В Загорске я пела в Ильинской

13 Возможно, негласный запрет на исполнение музыки Веделя в церквах был связан с циркулировавшими слухами о его самоубийстве. Доподлинно известно лишь то, что последние годы жизни постриженный в монашество Ведель провел в киевском доме для умалишенных. и Василий Андреевич Антонов - известный в предвоенное время московский регент.

Лебедева-Емелина A.B., Женское музыкальное образование

Зверева С.Г. в России в начале хх века

и роль А. В. Никольского в его становлении

церкви - маленькой, стоящей на горке елевой стороны Лавры'5. Когда 157

я поступила [в певчие], регентом в церкви был о. Владимир Куньев.

Позже его перевели в Никольское, где он стал священствовать. После

него в Ильинской церкви [хором] стал управлять местный хороший

дирижер. Все эти годы я пела даром, и мама всю жизнь проуправляла

на клиросе также даром. И когда я к регенту Матвееву пошла петь за

деньги, мама стала очень возмущаться. Случилось это в 1948 году:

Матвеев меня пригласил на открытие церкви в Тарасовке, где он

управлял тогда. У Матвеева я на клиросе стояла двадцать лет. Вообще,

я всю жизнь пела в церкви, перерыв был только в эвакуации.

После войны Лавру открыли. Помню, мы все ходили в монастырь убирать и мыть. Тогда патриархом был о.Алексий 16, а у него иподьяконом - Костик (потом стал владыкой Питиримом)'7.

В Загорске с самого начала были смешанные хоры. Потом уже на службах стали монахи петь. Богослужение проводилось в Успенском храме. Он был очень холодным, мы всегда там мерзли. Наш хор был любительский, большой, все местные. Потом в Успенский стали переходить из Ильинской церкви. Управлял хором, по-моему, какой-то батюшка из монахов, имя забыла.

Куньев ушел из Ильинской церкви около 1946 года, и тогда в Ильинском храме [стал регентовать] Матвеев". В нем всегда пели много лаврских напевов. Позднее мама мне писала, что в Ильинском храме ее поразил хор, про дирижера упомянула, что он был маленький такой, худенький.

В Москве после войны я пела у Виноградова" и у Копченкова2". Копченков был синодал и [управлял хором] в храме на Преображенке, который позднее снесли2'. Мне он, как дирижер, не нравился. Хор у него пел крикливо, а я такое пение не очень люблю. Виноградов в 1940е годы славился. Я у него до войны еще пела девочкой. Он

15 Речь идет об Ильинском ските

16 Интронизация святейшего патриарха Алексия (Симанского] состоялась 4 февраля 1945 года в Богоявленском соборе Москвы

17 Владыка Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев]

18 В молодые годы Н. В. Матвеев сначала был певчим этого храма, потом стал регентовать

19 Серафим Иванович Виноградов (1905-1996], регент московского храма Спаса Преображения в Богородском, Служил более 40 лет (1937-1978]

20 Возможно имеется в виду Петр Михайлович Копченков, московский регент

21 Речь идет о храме Преображения на Преображенской площади в Москве который был взорван в ночь с 17 на 18 июля 1 964 года. Уничтожение храма, который был действующим, вызвало большое брожение в среде московских верующих - защитники церкви оттеснялись с помощью) милиции дымовых шашек и т. д. См.: Михайлов К. Взорванный храм вернется на Преображенскую) площадь Москвы // http://www.sedmitza.ru/text/743125.html (Дата обращения 07. 07. 201 5]

159 не имел специального музыкального образования, работал 35 лет

в Богородском**. Именно от Виноградова позже я перешла к Матвееву.

В 1948 году я пела в сводном хоре В. С. Комарова в концерте в Московской консерватории*3. Комаров создал этот хор из певцов пяти храмов. Почти целиком в него вошли хоры виноградов-ский, хамовнический и сокольнический. Репетиции проходили в Сокольниках. До нашего объединенного хора там пел хор слепых, затем наравне со слепыми стал выступать и хор зрячих. Это были годы, когда даниловского хора еще не было, да и хор Матвеева только образовывался. На консерваторском концерте солировали И. Козловский и Н. Шпиллер. Козловский [пел] Рахманинова «Ныне отпущаеши», Шпиллер - «Ангел вопияше» Чеснокова. Нина Поставничева пела чесноковскую «Да исправится»*4, наш хор -«Верую» Архангельского, «На реках Вавилонских» Веделя, «Прежде шести дней Пасхи» Ковина, «Блажен муж» Чеснокова. Козловский еще спел «Блажени разумеваяй», потом «Свете тихий» Чеснокова. Исполнили мы также стихиры напева Троице-Сергиевой лавры и концерт «Преславная днесь» Дегтярева*5.

Храм [на Ордынке] открылся в 1948 году. Матвеев привел в Москву из своего загорского хора человек десять. А потом и у него в хоре началась текучесть - уж очень он требовательным регентом был. Но он организовал профессиональный хор. Каждую неделю у него были две-три репетиции, и вел он их на очень высоком уровне: всегда работал с певчими по партиям, всё подробно объяснял, потому что в хор пришло много молодежи. Расцвет его хора пришелся был 1952—1953 годы, когда мы стали исполнять [Всенощную] Рахманинова, которую готовили полгода. Он никаких мелких композиторов, как и мама, не признавал. Даже Веделя и Дегтярева не признавал, говорил, что это пение нецерковное. Пели, в общем, одну классику: Кастальского, Чеснокова, Архангельского, Львова,

22 Упомянута церковь Преобра.тения Господня в Богородском (ныне - район в Восточном округе Москвы]

23 Виктор Степанович Комаров (1893-1974], регент патриаршего Богоявленского собора в Елохове. Получил врачебное образование в Московском университете, регентовал в храме Бо.+.ьей Матери -:-:Взыскание погибших:: при Коммерческом училище на Зацепе, храме 40 мучеников Севайстийских

у Новоспасского монастыря, Св. Троицы Ж.ивоначальной -:-:на Грязех:: Воскресения Словущего в Вешняках, Преображения Господня в Богородском в Богоявленском соборе в Елохове. Самоучка по музыкальному образованию работал в манере Синодального хора

2( Упоминаются певцы Иван Семенович Козловский (1900-1 993], Наталья Дмитриевна Шпиллер (1 909-1995], Нина Константиновна Поставничева ('1919-2003].

25 Уточненный список репертуара на концерте 1948 года

Львовского. Очень много у него на службах было лаврских напевов - 159

он же вырос в Троице-Сергиевой Лавре!

У нас был очень дружный, сплоченный коллектив. Говорят, сейчас уже этого нет. И состав у нас был сильный: 33 человека, из них 12 сопрано, 6—8 альтов, человек 7 теноров и басов - человек 10. Вторым басом у нас был Чаплыгин, хорист Большого театра. У нас в храме начинал петь Юрий Мазурок, Михаил Златопольский приходил на Рахманинова.

Мы много записывали [произведений на пластинки] - первыми из всех церковных хоров. По ним можно судить о нашем певческом уровне.

Воспоминания Е. Н. Смирновой записаны в 1998 году С. Г. Зверевой.

ЛИТЕРАТУРА

1 Адищев В.И. Теория и практика музыкального образования

в российских школах закрытого типа (вторая половина XIX — начало XX века). Автореферат диссертации на соиск. уч ст. доктора педагогических наук. М., 2007.

2 Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX — начала XX века: теория, концепции, практика. М., 2007.

3 Ведомство учреждений имп. Марии: Краткий исторический очерк. СПб., 1912.

4 Гедике А. Ф. Памятные встречи // Воспоминания

о Рахманинове. Сост. и ред. З. А. Апетян. М., 1961. Т. 2.

5 Гольденвейзер А. Б. Из личных воспоминаний

о С. В. Рахманинове // Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве. М., 1975.

6 Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. М.: Дрофа, 2009.

7 Зверева С. Г. Письма и воспоминания А. В. Никольского как источник сведений о личности музыканта и его окружении // Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 1. М.: ЯСК, 2017. С. 37-57.

8 Лапчинская В. П. Н. А. Вышнеградский и его роль в развитии женского образования в России (1821-1872) // Советская педагогика. 1962, № 6.

9 Лебедева-Емелина А. В. Педагогика А. В. Никольского // Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 1. М.: ЯСК, 2017. С. 687-750.

10 Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского // А. В. Никольский и хоровое движение начала XX века. Сост., комментарии и научные статьи С. Г. Зверевой,

Н. А. Потемкиной, А. В. Лебедевой-Емелиной. Ред.

М. П. Рахмановой и А. А. Наумова / Русская духовная музыка

в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 1. М.: ЯСК, 2017.

11 Никольский А.В. К вопросу о пении в общеобразовательной школе // Педагогический листок. 1908. Кн. 2-3.

12 Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1905.

13 Филаретова С. М. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России (по архивным материалам 1830-1917 гг.). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. иск. Петрозаводск, 2011.

REFERENCES

1 Adishchev V.I. Teoriya i praktika muzikal'nogo obrazovaniya

v rossiyskikh shkolakh zakritogo tipa (vtoraya polovina XIX -nachalo XX veka) [Theory and Practice of Musical Education in Russian Boarding Schools (second half of the 19th - early 20th century)]. PhD dissertation. Moscow, 2007.

2 Adishchev V.I. Muzikal'noe obrazovanie v zhenskikh institutakh

i kadetskikh korpusakh Rossii vtoroy polovini XIX — nachala XX veka: teoriya, kontseptsii, praktika [Musical Education in Russian Female Institutes and Military Schools: second half of the 19th -early 20th century]. Moscow, 2007.

3 Dneprov E. D., Usacheva R. F. Zhenskoe obrazovanie v Rossii [Women's Education in Russia]. Moscow: Drofa, 2009.

4 Filaretova S. M. Muzika v povsednevnoy zhizni kadetskikh korpusov Rossii (po arkhivnim materialam 1830-1917 gg.) [Music in the Everyday Life of Russian Military Schools, on the basis of the archival materials of 1830-1917]. PhD dissertation. Petrozavodsk, 2011.

5 Gedike [Goedike] A. F. Pamyatnie vstrechi [Memorable meetings] // Vospominaniya o Rakhmaninove [Reminiscences of Rakhmaninov]. Compiled and edited by Z. A. Apetyan. Moscow, 1961. Vol. 2.

6 Gol'denveyzer [Goldenweiser] A. B. Iz lichnikh vospominaniy o S. V. Rakhmaninove [From personal recollections of

S. V. Rakhmaninov] // Gol'denveyzer [Goldenweiser] A. B. On Musical Art. Moscow, 1975.

7 Lapchinskaya V. P. N. A. Vishnegradskiy i ego rol' v razvitii zhenskogo obrazovaniya v Rossii (1821-1872) [N. A. Vishnegradskiy and his role in the development of women's education in Russia, 1821-72] // Sovetskaya pedagogika [Soviet Paedagogics]. 1962. No. 6.

8 Lebedeva-Emelina A. V. Pedagogika A. V. Nikol'skogo

[A. V. Nikol'sky's teaching] // Literaturno-muzikal'noe nasledie A. V. Nikol'skogo [A. V. Nikol'sky's Literary and Musical Heritage] / Russkaya dukhovnaya muzika v dokumentakh i materialakh [Russian Sacred Music in Documents and Materials]. Vol. VIII. Book 1. Moscow: YASK, 2017. P. 687-750.

9 Literaturno-muzikal'noe nasledie A. V. Nikol'skogo [A. V. Nikol'sky's Literary and Musical Heritage] // A. V. Nikol'skiy i khorovoe dvizhenie nachala XX veka [A. V. Nikol'sky and the Choral Movement of the Early 20th Century]. Compiled by

S. G. Zvereva, N. A. Potemkina, A. V. Lebedeva-Emelina, with their scholarly articles and comments. Edited by M. P. Rakhmanova and A. A. Naumova / Russkaya dukhovnaya muzika v dokumentakh i materialakh [Russian Sacred Music in Documents and Materials]. Vol. VIII. Book 1. Moscow: YASK, 2017.

10 Nikol'skiy A.V. K voprosu o penii v obshcheobrazovatel'noy shkole [Singing in schools of general education] // Pedagogicheskiy listok [Paedagogical Leaflet]. 1908. Book 2-3.

11 Osnovnïe polozheniya, normal'naya tabel' i uchebnïe planï zhenskikh institutov i gimnaziy Vedomstva uchrezhdeniy imperatritsï Marii [General Provisions, Normal Timetable and Curricula of the Female Institutes and Gymnasia of the Department of Empress Mary's Institutions]. St Petersburg, 1905.

12 Vedomstvo uchrezhdeniy imp. Marii: Kratkiy istoricheskiy ocherk [Department of Empress Mary's Institutions. A Historical Essay]. St Petersburg, 1912.

13 Zvereva S. G. Pis'ma i vospominaniya A. V. Nikol'skogo kak istochnik svedeniy o lichnosti muzïkanta i ego okruzhenii

[A. V. Nikol'sky's letters and memoirs as a source of information about his personality and milieu] // Literaturno-muzikal'noe nasledie A. V. Nikol'skogo [A. V. Nikol'sky's Literary and Musical Heritage] / Russkaya dukhovnaya muzika v dokumentakh i materialakh [Russian Sacred Music in Documents and Materials]. Vol. VIII. Book 1. Moscow: YASK, 2017. P. 37-57.

160 161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.