8. Культ личности и политические репрессии в Туве / Под ред. М.Б. Достак-оола. -Кызыл: Тув. книжн. изд-во. 2003. - 144 с.
9. Ховалыг С.С. Личность в истории: Монгуш Буян-Бадыргы (1892-1932). // Вестник Евразии. 2007. № 2. - С. 42-71.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Ооржак Шолбан Сергеевич, научный сотрудник Музея истории политических репрессий в Туве, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Oorzhak Sholban Sergejevich, research associate, Museum of the history of political repression in Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 745+7.07 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-111-118
ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ТУВИНСКОГО КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА: РАИСА АРАКЧАА, ЕЛИЗАВЕТА БАЙЫНДЫ, ЛАРИСА НОРБУ
Айжы Ж.Э.
Аннотация. В статье рассматривается проблема особенностей творчества и художественного языка тувинских скульпторов по малой пластике Р.А. Аракчаа, Е.Б. Байынды и Л.М. Норбу. Автор проанализировал камнерезные работы представленных мастеров, хранящиеся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, и выявил специфику женского камнерезного искусства Тувы.
Ключевые слова: камнерезное искусство, творчество, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, малая пластика, агальматолит.
FEMALE FACE TUVAN STONE CARVING ART: RAISA ARAKCHAA, ELIZAVETA BAJYNDY, LARISA NORBU
Ajzhy Zh.E.
Abstract. The article deals with the problem of features of creativity and artistic language of Tuvan sculptors on small plastic R. A. Arakchaa, E. B. Bajyndy and L. M. Norbu. The author analyzed the stone-cutting works of the presented masters, which are stored in the funds of Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, and revealed the specifics of women's stone-cutting art of Tuva.
Keywords: stone-cutting art, creativity, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, small plastic, agalmatolite.
Камнерезное искусство считается флагманом в изобразительном искусстве Тувы. В настоящее время членами Союза художников России числятся 44 камнерезов, что в количественном соотношении почти в два раза больше чем художников и скульпторов. Не зря исследователь Ш.А. Иргит отметила в своей статье, что наряду с горловым пением «хоомей», национальными праздниками Шагаа и Наадым, камнерезное искусство стало символом и брендом республики, прославляющим тувинскую культуру далеко за ее пределами [Иргит, 2019: с. 168].
Тувинскому камнерезному искусству уделено достаточное внимание со стороны отечественных исследователей. Наиболее подробно и основательно мелкую пластику изучил С.И. Вайнштейн в своем фундаментальном труде «История народного
искусства Тувы» [Вайнштейн, 1974: 224 с.]. В 2017 г. была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения А.К. Иргит на тему «История развития и современное состояние каменной пластики Тувы», где автором проанализировано камнерезное искусство от эпохи скифов до современности [Иргит, 2017: 216 с.].
Однако в тувинской скульптуре малых форм особое место занимает творчество трех женщин-камнерезов: Раисы Ажиевны Аракчаа (1925-1990), Елизавета Байыровны Байынды, Ларисы Матпаковны Норбу. Данные мастера являются членами Союза художников СССР и России, обладателями многочисленных государственных наград. Творческие биографии скульпторов и особенности их художественного языка в основном рассматриваются исследователями, в частности А.К. Иргит, в контексте общих тенденций развития тувинской скульптуры малой формы. Поэтому в данной статье автор впервые постарается выявить гендерные особенности художественного языка трех скульпторов через искусствоведческий анализ их произведений. Благодаря целенаправленному пополнению с конца 1980-х по настоящее время фондов Национального музея Республики Тыва работами данных авторов позволяет наглядно представить их творчество.
Стоит отметить, что автор в своем исследовании опирается на монографию «Творческая личность в современном обществе. Гендерный и кросскультурный аспекты», в которой анализируется отличие женского и мужского подходов в творческом процессе [Коноплева, Гаранина, 2007: 361 с.]. Итак, в чем же заключается специфика «женского» камнерезного искусства Тувы?
В аспекте гендерного подхода чувственное восприятие обычно относится с эмоционально-образными личностными проявлениями женской культурной идентичности [Коноплева, 2013: с. 130]. По результатам исследований Коноплевой, женщинам-творцам в большей степени присущи прямолинейность, меньшая скованность правилами и стандартами [Там же: с. 131]. В отличие от мужчин -художников женщинам не характерны амбициозность, склонность к размышлениям и эстетическая изощренность. Поэтому в своих скульптурных произведениях женщины-камнерезы стремились в первую очередь представить свое видение, понимание мира, свои идеалы и свое искусство.
Например, при анализе произведений вышеперечисленных авторов стоит отметить, что они все прекрасно освоили разработанную в традиционной скульптуре малых форм иконографию изображения основных домашних, диких и мифических животных. При этом, конечно, каждый мастер выработал свой индивидуальный узнаваемый стиль. Однако в творчестве данных скульпторов можно проследить чисто женское, материнское начало.
Так, в произведениях первой женщин-камнерезов Р.А. Аракчаа, представителя знаменитой династии Е.Б. Байынды прослеживается стремление к гармоничному композиционному построению скульптуры, также чувствуется камерность, интимность пластической формы и особая нежность. Образцовые произведения Раисы Аракчаа, участвовавшие во Всесоюзных выставках, характеризуются изяществом, уверенной моделировкой фигурок животных и людей. Скульптурная композиция малой формы «Всадница» из агальматолита охристого цвета, переходящего в серый тон, отличается образностью и выполнена в традиционной реалистично-стилизованной манере (рис. 1).
Елизавета Байынды, продолжательница творческого наследия не только своего знаменитого отца Байыра Сарыговича (1921-1980), но и родоначальника камнерезного искусства Черзи Монгуша Хола-Саловича (1899-1969) [Иргит, Бурбужеп, 2019: с. 161]. Ее работы, как и произведения Раисы Ажиевны, примечательны особой выразительностью. В частности, она привнесла в анималистический жанр мелкой пластики новое понимание передачи движения. В ее работах реалистично передан захватывающий бег скакунов, где всадники органично слились с туловищами лошадей.
Также до мельчайших подробностей вырезаны складки одежды, ленты головного убора, развевающиеся на ветру (рис. 2).
В другой скульптурной композиции «Упрямый верблюд» можно выделить помимо пластической точности в показе телодвижения животного, также присущую всем женщинам проницательность и наблюдательность. А.К. Иргит отметила в своем исследовании, что мужчины-камнерезы старого поколения прекрасно знали повадки и особенности животных в силу того, что они были потомственными охотниками и скотоводами [Иргит, 2017: с. 163]. В своей работе Елизавета Байынды обращается не к своему жизненному опыту, а к воспоминаниям своего детства, что прекрасно ощущается в мягкой моделировке и лаконичной орнаментикой.
Особое место в творчестве данных авторов занимает тема материнства и семейного быта. В своих работах они привнесли материнскую теплоту и заботу. Отдельно стоит отметить про произведения каждого автора на эту тему. У Р.А. Аракчаа есть работа под названием «Косуля с детенышем», где представлена двухфигурная композиция матери с детенышем (рис. 3). У косули уши настороженно приподняты, она чует угрозу. Глаза, ноздри, рот животного переданы при помощи резных линий. Перед косулей, согнув передние ноги, стоит детеныш и сосет из вымени. Его фигурка полностью отшлифована и проработана более стилизовано.
Поэтической трактовкой наполнены скульптуры Елизаветы Байынды. Композиция «Уроки прекрасного (Посвящаю своему отцу)» представляет страницу из счастливого детства мастера (рис. 4). Работа отличается особой камерностью и душевностью. Дедушка-камнерез показывает внукам свое произведение. Старый мастер сидит в окружении веселой ребятни и в руках держит скульптуру дракона. Восхищенные дети окружили деда. Младший сидит на плечах камнереза, щенок с оттопыренными ушами и хвостиком в колечко отвлекает мальчика, хватаясь за его рубашку. Средний сидит на табурете с открытым ртом и выпученными глазами рассматривает скульптуру. Старший брат стоит позади среднего и внимательно разглядывает дракона. В левой руке он держит напильник. Данная работа выполнена в лучших традициях тувинских камнерезов, когда соблюдается реалистичность изображения при гармоничной стилизации. Аккуратно вырезанные прически героев, выразительные черты лица, общая композиционная целостность показывают высокое профессиональное мастерство камнереза.
У Ларисы Норбу есть целый цикл работ, посвященных теме материнства. Высокой художественной оценки достойны две скульптурные композиции из этой серии. В частности, работы «Мать» (рис. 5) и «Материнство» (рис. 6). Данные работы выделяются схематичностью передачи деталей одежды, прически и пространственных обозначений. Основной акцент мастером делается на представлении целостного образа тувинской матери.
Также Лариса Матпаковна знаменита скульптурными портретными образами, в которых она стремится отразить портретное сходство. Она тщательно занимается моделировкой лиц, характерных черт персонажей, проникая в его внутренний мир. Особо стоит отметить работы «Бюст Конгар-оола Борисовича Ондара» (рис. 7), «Максим Монгужукович Мунзук в роли Донгур-оола» (рис. 8). В своих произведениях она сохраняет традиционные приемы камнерезного искусства тувинцев, при этом выработав свой узнаваемый творческий почерк.
Таким образом, женское камнерезное искусство Тувы представлено тремя замечательными скульпторами, каждая из которых привнесла в скульптуру малой формы свое уникальное видение. Им присуще стремление к независимому творческому поиску, аллегоричности и поэтизации образов, мягкой моделировке фигур и в целом эмоционально-образной константой в изображении.
Список литературы:
1. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224 с.
2. Иргит К.А. История развития и современное состояние каменной пластики Тувы.: Дисс. ... канд. искусствоведения. - Красноярск, 2017, 216 с.
3. Иргит Ш.А. Буддийская тематика в камнерезной коллекции Национального музея Республики Тыва // «Ермолаевские чтения»: материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, 2019. С. 167-173.
4. Иргит Ш.А., Бурбужеп Д.Д. О творческом наследии одного из родоначальников камнерезного искусства Тувы (посвящается 120-летию со дня рождения М. Х.-С. Черзи) // «Ермолаевские чтения»: материалы III научно -практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, 2019. С. 159-167.
5. Коноплева Н.А., Гаранина Е.Ю. Творческая личность в современном обществе. Гендерный и кросскультурный аспекты. Владивосток: Дальнаука, 2007. 361 с.
Приложения:
Рис 1. Раиса Аракчаа. «Всадница». 1985 г. Агальматолит; резьба
Рис. 2. Елизавета Байынды. «Стремительная всадница». 1982 г. Агальматолит; резьба
Рис. 3. Раиса Аракчаа. «Косуля с детенышем». 1983 г. Агальматолит; резьба
Рис. 4. Елизавета Байынды. «Уроки прекрасного» (Посвящаю своему отцу). 1995 г.
Агальматолит; резьба
Рис. 5. Лариса Норбу. «Мать». 1994 г. Агальматолит; резьба
Рис. 8. Лариса Норбу. «Максим Монгужукович Мунзук в роли Донгур-оола». 1994 г.
Агальматолит; резьба
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Айжы Жанна Эдуардовна, старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Ayzhy Zhanna Eduardovna, Senior research fellow, Department of culture, arts and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. Email: [email protected]
УДК 76+069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-119-125
БАЛЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ НАДИ РУШЕВОЙ (ИЗ МАТЕРИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР)
Нан-Хоо Я.А., Бурбужеп Д.Д.
Аннотация: Надя Рушева - всемирно известная, юная художница. Она прожила всего семнадцать лет, но оставила после себя огромное художественное наследие, это около двенадцати тысяч рисунков. Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала враз, набело, и никогда не пользовалась ластиком.
Авторами статьи предпринята попытка проанализировать и описать графические рисунки Нади Рушевой, относящиеся к серии «Балет» из фондов Национального музея Республики Тыва. Также в статье рассматривается обобщенная характеристика термина балет.
На сегодняшний день в фондах Национального музея РТ насчитывается 5380 единиц рисунков Нади Рушевой. Общее число рисунков юной художницы из серии «Балет» составляет 653 единицы. В фонде «Живопись и графика» Национального музея бережно хранятся 300 единиц рисунков балетных фантазий это, «Балет собственного сочинения», «Современный балет», «Балет драма», «Балет на льду» и т.д.
Ключевые слова: Надя Рушева; семья Рушевых; графика; балет; пластичность; композиция; Национальный музей; Республика Тыва
BALLET FANTASIES OF NADIA RUSHEVA (FROM THE MATERIALS OF ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)
Nan-Khoo Ya.A., Burbuzhep D.D.
Abstract. Nadya Rusheva is the world famous young artist. She lived only seventeen years, but left behind a huge artistic heritage, these are about twelve thousand drawings.
The authors of the article made an attempt to analyze and describe the graphic drawings by Nadya Rusheva related to the "Ballet" series from the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Also in the article is considered a generalized characteristic of the term ballet.
To date, the main fund of the National museum of the Republic of Tuva has 5380 units of drawings of Nadya Rusheva. The total number of drawings of the young artist from the Ballet series is 653 units. The National Museum's "Paintings and Graphics" fund carefully preserves 300 pieces of drawings of ballet fantasies such as "Ballet of her own composition", "Contemporary ballet", "Ballet drama", "Ballet on ice", etc.
Key words: Nadya Rusheva, the Rushev family, graphics, ballet, plasticity, composition, National museum, Republic of Tuva.