Научная статья на тему 'БАЛЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ НАДИ РУШЕВОЙ (ИЗ МАТЕРИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР)'

БАЛЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ НАДИ РУШЕВОЙ (ИЗ МАТЕРИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Надя Рушева / семья Рушевых / графика / балет / пластичность / композиция / Национальный музей / Республика Тыва / Nadya Rusheva / the Rushev family / graphics / ballet / plasticity / composition / National museum / Republic of Tuva

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нан-Хоо Яна Александровна, Бурбужеп Долаана Даш-Ооловна

Надя Рушева – всемирно известная, юная художница. Она прожила всего семнадцать лет, но оставила после себя огромное художественное наследие, это около двенадцати тысяч рисунков. Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала враз, набело, и никогда не пользовалась ластиком. Авторами статьи предпринята попытка проанализировать и описать графические рисунки Нади Рушевой, относящиеся к серии «Балет» из фондов Национального музея Республики Тыва. Также в статье рассматривается обобщенная характеристика термина балет. На сегодняшний день в фондах Национального музея РТ насчитывается 5380 единиц рисунков Нади Рушевой. Общее число рисунков юной художницы из серии «Балет» составляет 653 единицы. В фонде «Живопись и графика» Национального музея бережно хранятся 300 единиц рисунков балетных фантазий это, «Балет собственного сочинения», «Современный балет», «Балет драма», «Балет на льду» и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALLET FANTASIES OF NADIA RUSHEVA (FROM THE MATERIALS OF ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)

Nadya Rusheva is the world famous young artist. She lived only seventeen years, but left behind a huge artistic heritage, these are about twelve thousand drawings. The authors of the article made an attempt to analyze and describe the graphic drawings by Nadya Rusheva related to the "Ballet" series from the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Also in the article is considered a generalized characteristic of the term ballet. To date, the main fund of the National museum of the Republic of Tuva has 5380 units of drawings of Nadya Rusheva. The total number of drawings of the young artist from the Ballet series is 653 units. The National Museum's "Paintings and Graphics" fund carefully preserves 300 pieces of drawings of ballet fantasies such as "Ballet of her own composition", "Contemporary ballet", "Ballet drama", "Ballet on ice", etc.

Текст научной работы на тему «БАЛЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ НАДИ РУШЕВОЙ (ИЗ МАТЕРИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР)»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Айжы Жанна Эдуардовна, старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: ayzhy94@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Ayzhy Zhanna Eduardovna, Senior research fellow, Department of culture, arts and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. Email: ayzhy94@mail.ru

УДК 76+069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-119-125

БАЛЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ НАДИ РУШЕВОЙ (ИЗ МАТЕРИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР)

Нан-Хоо Я.А., Бурбужеп Д.Д.

Аннотация: Надя Рушева - всемирно известная, юная художница. Она прожила всего семнадцать лет, но оставила после себя огромное художественное наследие, это около двенадцати тысяч рисунков. Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала враз, набело, и никогда не пользовалась ластиком.

Авторами статьи предпринята попытка проанализировать и описать графические рисунки Нади Рушевой, относящиеся к серии «Балет» из фондов Национального музея Республики Тыва. Также в статье рассматривается обобщенная характеристика термина балет.

На сегодняшний день в фондах Национального музея РТ насчитывается 5380 единиц рисунков Нади Рушевой. Общее число рисунков юной художницы из серии «Балет» составляет 653 единицы. В фонде «Живопись и графика» Национального музея бережно хранятся 300 единиц рисунков балетных фантазий это, «Балет собственного сочинения», «Современный балет», «Балет драма», «Балет на льду» и т.д.

Ключевые слова: Надя Рушева; семья Рушевых; графика; балет; пластичность; композиция; Национальный музей; Республика Тыва

BALLET FANTASIES OF NADIA RUSHEVA (FROM THE MATERIALS OF ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)

Nan-Khoo Ya.A., Burbuzhep D.D.

Abstract. Nadya Rusheva is the world famous young artist. She lived only seventeen years, but left behind a huge artistic heritage, these are about twelve thousand drawings.

The authors of the article made an attempt to analyze and describe the graphic drawings by Nadya Rusheva related to the "Ballet" series from the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Also in the article is considered a generalized characteristic of the term ballet.

To date, the main fund of the National museum of the Republic of Tuva has 5380 units of drawings of Nadya Rusheva. The total number of drawings of the young artist from the Ballet series is 653 units. The National Museum's "Paintings and Graphics" fund carefully preserves 300 pieces of drawings of ballet fantasies such as "Ballet of her own composition", "Contemporary ballet", "Ballet drama", "Ballet on ice", etc.

Key words: Nadya Rusheva, the Rushev family, graphics, ballet, plasticity, composition, National museum, Republic of Tuva.

Надя Рушева росла в творческой семье. Ее мать, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева была одной из первых профессиональных балерин Советской Тувы, а Николай Константинович Рушев, отец художницы, - первый профессиональный художник тувинского театра. Поэтому этот чарующий мир искусства был близок ей по духу, открывал неведомые образные сферы, а главное - её вдохновлял. Свидетельством этого стали её рисунки на тему балет. Балет (от фр. ballet, от итал. Bailare - танцевать) - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально -хореографических образах. [Картаслов.ру, 2020: с. 1]. Сам термин «балет» появился в ренессансной Италии ещё в 16 веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет - синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. [Энциклопедия, 2020: с 1].

Свой первый рисунок на тему балета Надя Рушева нарисовала в 1957 году, в пятилетнем возрасте. В её рисунках балерины, выпорхнувшие из-под её пера, еще не очень уверенно стояли на пуантах, но передача жеста, мимика была безошибочна.

Многие отмечали, что Надя никогда не делала предварительных прорисовок карандашом, не пользовалась ластиком. Свои творческие композиции она создавала мгновенно, «набело». Об этом упоминается в статье «Истоки творчества и наследие Нади Рушевой» [Нан-Хоо, Шойдук, 2019: с. 158]. Её рисунки приобретали поэтичность и экспрессию, окрыленность и пластическую точность.

Сергею Эйзенштейну принадлежат слова: «Линия - след движения, рисунок и танец растут из одного лона; они только разновидности воплощения одного импульса». Так он описывал творчество художницы. Действительно, если приглядеться, позы запечатленных танцовщиц кажутся остановленным прекрасным мгновением, они гармоничны, благородны, невесомы, как падающий снег.

Следует отметить, что Национальный музей Республики Тыва им. Алдан-Маадыр является одним из крупных обладателей художественного наследия Н. Рушевой. В фондах Национального музея РТ насчитывается 5380 единиц рисунков Нади Рушевой. В фонде «Живопись и графика» Национального музея бережно хранятся 300 единиц рисунков балетных фантазий это, «Балет собственного сочинения», «Современный балет», «Балет драма», «Балет на льду» и т.д.

Анализ научных описаний работ художницы по определению стилистического содержания и художественной оценки коллекции выявляет тематическое разнообразие как главную особенность тувинского собрания рисунков Нади Рушевой [Айжы, Бурбужеп, 2019: с. 5].

В следующих материалах, мы познакомим Вас лишь с некоторыми рисунками Нади Рушевой, на тему балета. Хотелось бы упомянуть также об особенностях хранения музейных предметов, а именно произведений графики. Они относятся к группе наиболее чувствительных воздействию света. Допустимой границей освещенности для объектов третьей группы светостойкости, в которую входят произведения графики - 30-50 люкс, что может быть соотнесено с освещенностью подвала или ярким лунным светом. В фондохранилище «Живопись, графика, скульптура» музея коллекция художницы хранится в закрытом шкафу с выдвижными стеллажами, где влияние искусственного света минимально, что соответствует основным стандартам хранения графики [там же].

Первый рисунок «Ранние рисунки Нади», КП № 10176\88 нарисован в 1963 году. В данной графической работе мы видим изображение трёх балерин, исполняющих танец в один такт. Они изображены лицом к зрителю. В центре рисунка нарисована взрослая балерина, а по обеим сторонам две девочки балерины. Все одеты в длинные платья с пышной юбкой. У танцовщиц в области груди, слева пришиты или

прикреплены пышные цветочки. Волосы уложены в косички у левого плеча. Поза танцовщиц невесомая, легкая.

Второй рисунок «Черные и белые лебеди», КП № 9431/1 (31) написан в 1966 году. На рисунке изображены две балерины в танце. Как две противоположности, инь и янь. Они как Одетта и Одиллия. Слева - Одетта в образе белого лебедя. Она в белом легком балетном платье, стоит раскинув руки вверх в стороны и склонила голову в лево. Выражение её лица выглядит грустным. Правая нога согнута в колени, левая колена прямая. Она словно падает после взлета.

Можно предположить, что это сцена из «Лебединого озера» - самого известного балета в мире, музыка Петра Ильича Чайковского. Создан по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в белого лебедя колдуном -рыцарем Ротбартом (нем. Von Rothbart), которую спасает принц Зигфрид (нем. Siegfried).

Уже на протяжении долгого времени этот балет считается общепризнанным шедевром мирового балета, одним из ярчайших достижений русской культуры. Премьера балета, состоялась 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Позади «белого лебедя» как бы наступая на него, летит черный лебедь. Одиллия, раскинув руки в стороны в прыжке опускается на вытянутую правую ногу. Левая нога согнута в коленях. На голове у черного лебедя пышное перо. Выражение лица властное и жесткое. Тень у лебедей показана черными штрихами. Белый Лебедь навсегда останется символом Русского балета, символом его красоты и величия.

А сколько живописности и страсти в рисунках с танцами? Рисунок «Персидский танец», КП № 1466 написан в 1965 году. На рисунке изображена одно фигурная композиция - танцующая восточная девушка персиянка. Лицо и фигура в анфас. Фигура в динамике, правая нога девушки показана в незавершенном движении. Корпус сильно прогнут назад. Обеими руками над головой она держит бубен. Лицо девушки круглое, изящное, выразительное, черной линией показаны густые брови, большие глаза. На голове тюбетейка, украшенная бисером и длинным пером павлина. На груди надет короткий узорчатый танцевальный лиф, с пышными прозрачными рукавами. На бедрах легкая, прозрачная, солнечная юбка и шаровар. На босых ногах имеются изысканные металлические украшения в области щиколотки. Самое распространенное название анклет, однако в индийской культуре он известен как пайял.

Каждым своим нервом Надя откликалась на то, что изображала. Однажды она сказала «Я живу жизнью тех, кого рисую». Может быть, поэтому ее рисунки, в том числе и те, что изображают хореографическую серию, так убедительны, так воздействуют на всех, кто с ними знакомится. Магически притягивают к себе взоры изящные танцовщицы, восхищают филигранностью форм исполнители классической хореографии Востока - японской, индийской. А как темпераментны, ярко национальны и современны танцы народов мира и СССР.

Четвертый рисунок «Восточный балет», КП № 9431/5(29), нарисован в 1966 году. На рисунке изображена одно фигурная композиция - восточная танцовщица. Изображение танцовщицы выполнено тонкими линиями. Танцовщица в стилизованной блузке с широкими длинными рукавами. Надя изобразила её в изящном развороте, стоящем на пуантах, согнув правую ногу. Голова повернута в правую сторону и чуть приподнята. Волосы темные, заплетенные назад, подвязаны узким платком. Правая рука опущена вниз к бедру, левая поднята вверх плавно изгибаясь. На лице четко выделены черные глаза, небольшой нос и маленькие губы.

Пятый рисунок «Танец грузинских девушек», КП №10459/35, написан в 1966 году. На рисунке изображены две девушки в полный рост. Правая девушка показана лицом в профиль спиной к зрителю. На ней длинное до пола платье с широкой юбкой. Поверх платья надета короткая свободная кофточка с длинными рукавами. На голове

повязан пестрый платок, длинные концы которого падают на спину. Вторая девушка изображена лицом к зрителю. Она также одета в длинное платье. На голове у нее корона, с короны спадает длинная легкая, прозрачная ткань.

Надя рисовала без набросков, сразу набело. Но самым интересным, самым уникальным явлением в ее наследии кажутся рисунки, где юная художница воспроизвела фрагменты балетных спектаклей, - ее воображение настолько обогащало и расширяло впечатление от виденных и невиденных постановок, что, кажется, она создала свой собственный балетный театр. Когда рассматриваешь один за другим листы, посвященные ему, словно оживают увиденные Надиными глазами сцены или отдельные танцы.

Творчеством Рушевой охвачен огромный период времени: античность, средние века, современность. Специалисты-искусствоведы, наблюдавшие за творческим ростом художницы, отмечают, что более 10 000 рисунков юного дарования можно отнести к 50 тематическим сериям [Шойдук, Нан-Хоо, 2019: с. 237].

Шестой рисунок «Три грации», КП № 9431/1 (47), написан в 1966 году. На рисунке изображены три балерины. Крайняя справа балерина стоит спиной к зрителю. Балерина в центре обращена лицом к зрителю. Обе одеты в короткие платья с пышной юбкой. Длинные волосы уложены и украшены цветами. Балерина слева стоит боком, лицо обращено к двум другим балеринам. Она одета в платье с пышной юбкой и пышными рукавами-крылышками. На голове повязан большой бант. Платье, бант и пуанты с высокой шнуровки желтого цвета с синими волнистыми линиями. Она стоит, опустившись правую руку, а левая поднята к шее.

Седьмой рисунок «Танец», КП №9431/1, написан в 1966 году. Данная графическая работа относится к серии «Балет». Для данного рисунка автором использованы бумага, пастель, перо, тушь. На рисунке изображена двух фигурная композиция. Цветными пастелями изображены две красивые танцующие девушки. Они танцуют, раскинув руки в стороны и держа друг друга за руки. Лица показаны в фас. Одна из девушек блондинка, вторая брюнетка с черными глазами. Блондинка одета в голубое платье, а брюнетка в розовое открытое платье. Легкие воздушные юбки развеваются от быстрых движений. Тонкими линями нарисованы накидки с тюлем. На ногах у девушек изящные туфли лодочки.

В своих рисунках Надя использует различные техники, но рисунки и сюжеты, какую бы технику не использовал автор, как всегда безупречны в техническом исполнении, имеют глубокий смысл и содержание.

Таким образом, в заключении хотелось бы закончить словами Константина Паустовского, что «Искусство всегда берет человека за сердце и чуть сжимает его. И человек не забудет того явного прикосновения прекрасного». Тот, кто прикоснулся к миру Нади Рушевой, не может не проникнуться его трепетностью и болью, не ощутить его чистоты, глубины и обояния [Ковалева, 1984: с. 64].

Список литературы:

1. Айжы Ж.Э., Бурбужеп Д.Д. Графика Нади Рушевой в контексте экспозиционной деятельности Национального музея Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/845 (дата обращения: 11.05.20.). DOI: 10.25178/nit.2019.2.5

2. Картаслов.ру - Карта слов и выражений русского языка. [Электронный ресурс]: Значение слова «балет» / URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/балет (дата обращения: 21.04.2020).

3. Ковалева Т. Балет Нади Рушевой // Советский балет. 1984. №4. С. 64.

4. Маслова Н.В. Графика Надежды Рушевой. - М.: Институт холодинамики, 2009. 472 с.

5. Нан-Хоо Я.А., Шойдук Л.Ш. Истоки творчества и наследие Нади Рушевой // Искусство Евразии. - 2019. - № 3 (14). - С. 158-169.

6. Шойдук Л.Ш., Нан-Хоо Я.А. Творческое наследие семьи Рушевых на примере постоянной экспозиции «Три таланта-три судьбы» Национального музея Республики Тыва им. Алдан-Маадыр // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 231-239.

7. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия. [Электронный ресурс]: Возникновение балета / URL: https://www.krugosvet.ru/ enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BALET.html (дата обращения: 09.05.2020).

Приложения:

Рис. 2. «Черные и белые лебеди», 1966 г., бумага, тушь, перо, фломастер.

Размер 14х28 см.

Рис. 3. «Персидский танец», 1965 г., бумага, тушь, перо. Размер 30,5х19,7см.

Рис. 4. «Восточный балет», 1966 г, бумага, тушь, кисть. Размер 25х13 см.

Рис. 5. «Танец грузинских девушек», 1966 г., бумага, тушь, перо. Размер 19,8x13,5 см.

Рис. 6. «Три грации», 1966 г., бумага, пастель, перо, тушь. Размер 29х19,7см.

Рис. 7. «Танец», 1966 г., бумага, пастель. Размер 32х23,5х21см.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Нан-Хоо Яна Александровна, научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: yana.nankhoo.1993@mail.ru

Бурбужеп Долаана Даш-ооловна, старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dolaanaburbuzhep@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Nan-Khoo Yana Aleksandrovna, Research fellow, Department of culture, arts and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. Email: yana.nankhoo.1993@mail.ru

Burbuzhep Dolaana Dash-oolovna, Senior Research fellow, Department of culture, arts and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. Email: dolaanaburbuzhep@mail.ru

УДК 069.5+597 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-126-131

ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Донгак В.Ч., Ондар Э.В.

Аннотация. В статье рассматриваются история комплектования и обзор ихтологической коллекции музея, современное состояние коллекции рыб, хранящейся, в настоящее время краеведческом музее начато, в середине 50-х годах XIX века. Это время начала активного изучения биологического разнообразия и освоения природных ресурсов Тувы. Богатый ихтиологический материал был основан известным таксидермистом Сибири и музея Иваном Матвеевичем Путинцевым. Сейчас ихтиологическая коллекция включает 16 единиц хранения, содержащих 6 видов хорошей сохранности. Таксономическое разнообразие рыб представлены 5 семействами, 6-ти родами и 15 пресноводными и 1 озерная речная - пелядь видами. Большая часть коллекции экспонируется в диорамах музея в разделе «Высогорная экосистема Тувы», «Православье Тувы» и «Сезонные изменение природы». В процессе исследования выявлены этапы формирования коллекции, способы ее комплектования и собиратели.

Ключевые слова: ихтиологическая коллекция, экспонат, экспозиция, диорама, рыбы, таксидермист, музейный урок.

ICHTHYOLOGICAL COLLECTION IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Dongak V.Ch. Ondar E.V.

Abstract. The article deals with the history of acquisition and review of the Museum's ichthological collection, the current state of the fish collection, currently stored in the local history Museum started in the mid-50s of the XIX century. This is the time of the beginning of active study of biological diversity and development of natural resources of Tuva. The rich ichthyological material was founded by the famous Taxidermist of Siberia and the Museum Ivan Matveevich Putintsev. Now the ichthyological collection includes 16 storage units containing 6 species of good preservation. The taxonomic diversity of fish is represented by 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.