"Культурная жизнь Юга России " № 2 (27), 2008
Е. Ю. КОЛОМИЙЦЕВА ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Женская журналистика в Интернете - один из динамично развивающихся сегментов. Примечательно, что до сих пор не существует не только специального исследования этого вопроса, но и исследования Интернет-журналов вообще. В статье осуществляется попытка восполнить этот пробел, обратившись к анализу Интернет-СМИ Рунета, позиционирующих себя как женские журналы.
Ключевые слова: женская журналистика, Интернет-журналы, анализ Интернет-СМИ Рунета.
В свете проблемы становления и развития женских журналов на отечественном информационном рынке обратимся к анализу Интернет-СМИ Рунета, позиционирующих себя как женские журналы. При этом будем учитывать следующие признаки,, существенные для отнесения ресурса к СМИ: «профессиональный характер производства информации и специализацию на данном виде деятельности; наличие в названии или логотипе сайта родовых признаков, указывающих на принадлежность к СМИ (например, "газета", "журнал", "телевидение", "канал", "агентство" и т. п.); позиционирование себя в качестве производителя информации; наличие в контенте сайта указаний на то, что создатели идентифицируют его с деятельностью, совпадающей с деятельностью СМИ ("редакция", "источник", "интервью", "передача" и т. п.): отражение в контенте жизни социума, а не только деятельности субъекта производства информации; сочетание разных типов/видов материалов или передач, относящихся к разным жанрам; периодичность в обновлении контента не реже 1 раза в месяц; наличие адреса, по которому пользователи могут найти создателей сайта, обратиться к ним» (1). Следует помнить, что, говоря о сетевом СМИ или электронной версии традиционного СМИ, мы не можем однозначно определить, является ли оно газетой, журналом, ТВ, радио или чем-то иным, что связано с мультиформатностью сетевых СМИ.
Существуют самые разные классификации Интернет-изданий, однако очевидным и не вызывающим возражений как у теоретиков, так и у практиков СМИ представляется подход, в котором онлайновые СМИ рассматриваются относительно их оффлайн-родителей. Такой подход обоснованно представлен в работах М. М. Лукиной, которая выделяет «клоны», «гибриды» и собственно сетевые СМИ (2). С этой точки зрения женские сетевые журналы можно классифицировать следующим образом.
1. Эквивалентные копии традиционных СМИ («клоны»),
«Клонов» в Интернет-каталогах большинство, так как их создание не требует значительных усилий: копия печатного издания размещается в глобальной сети. Чаще всего это происходит несколько позже даты выхода печатного номера, в некоторых случаях - раньше или одновременно. Интернет-представительства такого типа в сегмен-
те женских журналов обычно имеют недорогие отечественные, чаще всего региональные издания.
2. Модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ («гибриды»).
Электронная версия издания не является копией печатного выпуска, а живет самостоятельной жизнью, прежде всего это связано с ежедневным обновлением. При этом материалы адаптируются для их восприятия на экране компьютера, учитываются возможности Интернет-технологий, связанные с увеличением объема информации (могут публиковаться все материалы по теме, имеющиеся в редакции), обновлением информации в режиме онлайн, публикацией гиперссылок, расширяющих информационное поле (3).
Все современные женские глянцевые журналы имеют свои представительства в Интернете, относящиеся именно к «гибридному» типу. Помимо материалов, публикующихся в печатном выпуске, здесь содержится архив публикаций, дополнительные статьи на самые актуальные темы, которые (как и сайт в целом) имеют счетчики посещений (рейтинги), читатели голосуют и обсуждают материалы в форумах.
Форумы - своеобразные аналоги круглого стола - одна из самых важных рубрик Интернет-СМИ. Здесь каждый может задать интересующий его вопрос и получить ответ от таких же, как и он, пользователей, обсудить с ними прочитанное. Примечательно, что все чаще материалы форумов помогают тематическому наполнению журналов, предлагая новые темы, проблемы, ситуации. Этому же способствуют многочисленные анкеты, размещаемые в Интернет-версиях женских журналов. Издания стимулируют читательниц конкурсами, призами, публикацией лучших идей на страницах печатного варианта.
3. Собственно сетевые САШ, не имеющие оффлайновых прототипов.
Сеть породила и собственные, специфические средства массовой информации. Одно из таких средств - сетевой журнал (английское название «e-zines>>, сокращенное от «electronic magazines» - «электронные журналы»), В настоящее время в Интернете размещено большое количество изданий, представляющих себя как женские журналы. Они ориентированы в основном на социально активную, деловую, технически продвинутую, достаточно обеспеченную женскую аудиторию. Вот самые характерные из них.
№ 2 (27), 2008
"Культурная жизнь Юга России "
Журнал «Женские страсти» [www.passions. ru] выходит с 26 июня 1999 года по понедельникам и имеет информационно-развлекательный характер. Аудитория журнала - современные женщины, самостоятельные и независимые. Тематическое наполнение - кулинария, секреты красоты, косметика, семейные отношения, знакомства, комнатное садоводство, рукоделие, ювелирные украшения, покупки и т. д. В соответствии с этим формируется одиннадцать рубрик, объединяющихся в единое целое ключевым понятием «страсть»: «Страстный кулинар» - рубрика для домашних кулинаров, настоящих и будущих; «Страстная и красивая» - советы по уходу за собой; «Семейные страсти» - советы, как найти свою половинку и выйти замуж, как сохранить семью и т. п.; «Плоды страсти» - рубрика о детях и их воспитании; «Интимные страсти» - статьи на интимные темы; «Страстные знакомства» - возможность познакомиться, завязать переписку, пофлиртовать; «Страсть тратить деньги» - информация о выгодных покупках; «Рукоделие - моя страсть»; «Страстный цветовод»; «Страстный гороскоп»; «Ювелирные страсти». Материалы нового номера представлены на главной странице, при этом каждая рубрика содержит архив публикаций по темам. Значительное количество материалов составляют переводные статьи. Журнал поддерживает читательский форум по обсуждению проблем, предложенных посетительницами.
Журнал «Девичник» [www.devichnik.ru] начал выходить 15 апреля 1998 года. Издатель и редактор О. Дунаева выполняет координирующие и организаторские функции, а члены редакции работают самостоятельно в разных городах и странах, занимаясь поисками авторов, подбирая и оформляя материалы (это одна из самых распространенных форм организации Интернет-издания). В самых первых выпусках журнала было всего четыре небольших рубрики, однако постепенно «Девичник» превратился в крупный проект и собрал вокруг себя команду постоянных авторов. Основные рубрики: «Тема», «Жизнь», «Интервью», «Стиль», «Хозяйка», «Рукоделие», «Малыш», «Муза», «Хиханьки», «Кино», «Туризм». В целом, «Девичник» можно отнести к тому же типу, что и «Женские страсти», - массовое издание.
«Woman Journal» [www.WMJ.ru] содержит традиционный набор закладок-рубрик: мода, звезды, красота и здоровье, любовь и секс, психология, дом и еда, семья и дети, отдых и хобби, магия. При этом на главной странице помещены портреты экспертов-консультантов - профессиональных врачей, психологов, визажистов. Светские новости помещаются в разделе «Звездопад» и сопровождаются фотографиями. Предлагаются различные игры, конкурсы.
Электронный журнал о красоте, здоровье и моде «Красота онлайн» [www.krasota.ru] состоит из двух больших разделов («Все для Вас» и «Профессионалам») и ряда общих рубрик. Цель издания - освещение вопросов, связанных со здоровьем и красотой человека. Материалы журнала представляют интерес как для простых пользователей, так и для специалистов, опубликованные статьи сохраняются в архиве. В качестве авторов и консультантов выступают опытные и известные специалисты - парикмахеры, косметологи, модельеры, диетологи, пластические хирурги и т. д. Обновление журнала - одна-две новые статьи в день плюс новостная дорожка. Издание предлагает поиск ресурсов по темам (салоны, Интернет-магазины, обучение и т. д.); конкурс мастеров, обзор мероприятий. Поддерживается форум, даются консультации. Кроме того, здесь имеется своеобразная биржа труда, помогающая женщинам в поисках работы.
Журнал «Jane» [www.myjane.ru] предлагает читательницам оторваться от повседневной суеты, получить удовольствие от чтения предложенной информации, которая поможет быть в курсе всех самых интересных и важных событий. Рубрики - традиционные для большинства женских изданий (все о моде, красоте, стиле, здоровье; библиотека статей, новости, гороскопы, форумы; служба онлайн-психологической консультации), при этом главный редактор Евгения Куликова обращается к читательницам с предложением стать соавторами журнала, писать о новостях, высылать отзывы, пожелания и предложения.
Женских журналов в Интернет-пространстве огромное количество, и развиваются они практически теми же путями, что и печатные. Здесь преобладают издания универсального характера, предназначенные для удовлетворения информационной потребности женщин в самых различных областях их жизни. Активно развиваются и специализированные издания, прежде всего, посвященные индустрии красоты. Группа общественно-политических изданий почти не развита.
Доля женской аудитории Интернета постоянно растет, появляются все новые и новые сетевые издания, рассчитанные на нее. Определение места женских журналов в системе Интернет-СМИ имеет важное значение не только с точки зрения теоретического осмысления нового явления, но и с точки зрения создания успешных продуктов в сфере сетевых средств массовой информации.
Литература
1. Сухов П. В. Интернет-СМИ Рунета: системные характеристики: дис. ... канд. филолог, наук. М., 2005. С. 85.
2. Средства массовой информации России. М., 2005. С. 350-353.
3. Там же. С. 353.
g ^ "Культурная жизнь Юга России "
М> 2 (27), 2008
Е. YU. K0L0MIYT5EVA. FEMALE MAGAZINES IN A NETWORK THE INTERNET
Female journalism in the Internet - one of dynamically developing segments. It is remarkable, that till now there is no not only special research of this question, but also research of Internet-magazines in general. In the article the attempt to fill this blank is carried out, having addressed to the analysis of the Internet-SMI of the Runet, positioning as female magazines.
Key words: female journalism, Internet-magazines, analysis of the Internet-SMI of the Runet.
Ф. Б. БЕШУК0ВА
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАЯЗЫКА ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КРИТИКИ
В статье рассматривается проблема языка и текстовой деятельности масс-медиа в эпоху постмодерна. Особое внимание уделено влиянию деконструктивистской теории языка на стилистику новой постмодернистской критики.
Ключевые слова: постмодернизм, деконструктиеизм, текст, интерпретация, литературная критика.
В эпоху постмодернизма теория литературы стоит перед проблемой выработки методологии и языка литературной критики. Основы современной критики были заложены «новой критикой», затем в 80-е годы XX века ведущей в разработке теории критики стала американская школа деконструктивизма, в которую входили П. де Ман, Дж. Гартман, X. Блум, Дж. X. Миллер. Деконструктивизм формируется несколько позже постструктурализма и специализируется в области литературно-критической методологии и практики анализа художественного текста.
На протяжении 80-х годов XX века данное литературно-критическое направление было самым влиятельным (прежде всего, в США), оно продолжает сохранять свое значение и в настоящее время, несмотря на явно усиливающиеся протесты части критиков против его засилья. Это объясняется активным проникновением деконструктивистских идей в самые различные сферы гуманитарных и общественных наук (социологию, политологию, историю, философию, теологию и т. д.).
Интеллектуальным лидером в процессе формирования новой научной парадигмы был Ж. Деррида, теория деконструкции которого стала одним из концептуальных источников постмодернистской эстетики. Ж. Деррида переосмыслил и обновил теории структуралистов М. Фуко, Р. Барта, К. Леви-Стросса и их последователей - К. Метца, Ц. Тодорова. Сам термин «деконструкция» был предложен М. Хайдеггером, затем введен в оборот в 1964 году руководителем Парижской фрейдистской школы психоаналитиком Ж. Лаканом и теоретически обоснован философом Ж. Деррида в книге «О грамматологии» (1).
Идеи Деррида оказали несомненное влияние не только на западноевропейскую, но и на англоамериканскую эстетику, следствием чего стало появление Иейльской школы критики, многочис-
ленных исследовательских групп в Балтиморском, Карнельском и других университетах.
По мнению Деррида, деконструкция означает подготовку к возникновению новой эстетики - сферы, сопряженной с изобретением художественного языка, жанров и стилей искусства. Процесс деконструкции эстетических ценностей в постмодернистской ситуации проанализирован в книге Н. Маньковской «Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма». Автор книги создает метафорический образ деконструкции культуры в целом: «В процессе деконструкции как бы повторяется путь строительства и разрушения Вавилонской башни, чей результат - новое расставание с универсальным художественным языком, смешение языков, жанров, стилей литературы, архитектуры, живописи, театра, кинематографа, разрушение границ между ними. И если можно говорить о системе деконструкции в эстетике, то ею станет принципиальная асисте-матичность, незавершенность, открытость конструкции, множественность языков, рождающая миф о мифе, метафору метафоры, рассказ о рассказе, перевод перевода» (2).
При самом общем рассмотрении данной теории можно отметить, что ее основное воздействие должно быть направлено на эстетику и языковую деятельность, воплощенную в тексте.
Деконструкция - разбор, разложение некоей конструкции. Но ее основная идея состоит в том, что существует не одна, а множество реальностей, которые описываются разными языками, -политическая, экономическая, мир художественного творчества и т. д. Деррида констатирует, что возникает такой момент, когда языки, описывающие реальность, не столько определяют, обозначают, сколько, наоборот, скрывают, уводят от нее. Тогда с целью «освобождения реальности из-под оков языка» философ предлагает использовать деконструкцию.