Научная статья на тему 'Особенности подготовки тематических материалов о красоте и здоровье для интернет-изданий'

Особенности подготовки тематических материалов о красоте и здоровье для интернет-изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6459
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ / КРАСОТА / ЗДОРОВЬЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грошева Алла Владимировна

В данной статье рассматриваются материалы о красоте и здоровье, размещенные на нескольких популярных интернет-порталах Рунета. Автор определяет специфику данных журналистских статей и на основании анализа недостатков материалов дает собственные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки тематических материалов о красоте и здоровье для интернет-изданий»

Грошева А. В.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТЕМАТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ О КРАСОТЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ

В данной статье рассматриваются материалы о красоте и здоровье, размещенные на нескольких популярных ннтернет-порталах Рунета. Автор определяет специфику данных журналистских статей и на основании анализа недостатков материалов дает собственные рекомендации.

Ключевые слова: интернет-издания, красота, здоровье, тематические материалы

В последнее время в средствах массовой информации всё более активно ведётся пропаганда здорового образа жизни. Как правило, здоровый образ жизни напрямую связан с красотой. Если когда-то для красоты требовались достижения химической промышленности, то уже сегодня потребители желают использовать вещества, которые не навредят их здоровью.

С популяризацией Интернета появляется альтернатива традиционным «глянцевым» журналам. В Сети можно найти много подобных материалов. Однако главная их тематика - похудение, сомнительные диеты и слухи из жизни знаменитых людей.

Таким образом, проблему исследования составляет необходимость поиска новых концепций тематических статей о красоте и здоровье, которые бы явились качественным продуктом журналистской деятельности.

В научной литературе данный вопрос плохо изучен. Обычно затрагиваются темы, лишь косвенно связанные с данной проблемой: различия женской и мужской прессы (например, исследования А. В. Кирилиной [2]), развитие и метаморфоза женского образа на страницах подобных изданий (Б. Фридан, Н. И. Ажгихина «Образ деловой женщины в современных российских СМИ», Е. В. Ишина «Новый век - век женщины» [1, 4, 8]) или специфика мужского образа на страницах «глянца».

В своей диссертации «Лингвокогнитивные особенности дискурса глянцевых журналов: тендерный аспект» Е. А. Самотуга рассматривает дискурсивную природу глянцевых изданий и отмечает, что современные глянцевые журналы ориентированы на постмодернистский тип сознания, то есть на обрывочное сознание, на свободу личности во всём, свобода, спонтанность деятельности человека, игровое начало - становятся главными ценностями [6].

В чём обнаруживает себя данный тип сознания в «глянце»?

- свободная приспособляемость знаний к контексту как внутреннему (ментальная, ценностно-смысловая и эмоционально-волевая сферы автора и адресата), так и внешнему - социально-культурным условиям;

- толерантность к разного рода неточностям и противоречиям;

- свободное оперирование разными типами знания (понятийно-логическое, интуитивно-практическое, мистико-мифологическое);

- свободный переход от одного типа знания к другому в пределах одного смыслового фрагмента;

- бесконфликтное совмещение конкурирующих или корректирующих друг друга знаний и суждений [6].

При этом постмодернистское сознание отрицает всякого рода авторитеты и ранги, нормы и традиции [3].

Если говорить о теме красоты и здоровья, то можно увидеть, что здесь наиболее очевидны перечисленные черты постмодернистского типа сознания. В материале одновре-

менно могут соседствовать разные типы знания. Это очень распространено в материалах о диетах и народной медицине.

Различия языка и синтаксиса играют важную роль в гендерно-ориентированных журналах. Исследования показали, что в речи женщин и мужчин наблюдаются существенные отличия. Например, для женщин характерно использование имён существительных (не абстрактных, а конкретных), имён прилагательных, связанных с практикой повседневной жизни, выражающих прежде всего положительную оценку, субъективно-положительные наречия, уменьшительно-ласкательных суффиксов, междометий с положительной оценкой, олицетворений и эпитетов, основанных на личном восприятии какого-либо предмета, явления или тенденции.

Электронные гендерно-ориентированные СМИ имеют те же специфические черты, что и печатные. Но, тем не менее, они обладают особенностями, присущими сетевым изданиям:

- выбор названия сайта зависит от тендерной ориентации;

- женские сайты конструируются по типу «дамская сумочка», мужские - по типу «записная книжка»;

- мужские сайты сделаны в более тёмных тонах, без изобилия оттенков и цветов, когда женские - ярче и насыщеннее;

- информация на женских сайтах разностороннее и обильнее;

- сайты для женщин отличаются большей гипретекстуальностью (отсылки к другим частям данного текста);

- мультимедийные возможности на женских сайтах используются чаще, чем на мужских;

-чаты, форумы, блоги, комментарии, фотоальбомы, личные кабинеты на мужских

сайтах используются значительно реже, чем на женских [5].

Ввиду всего вышеперечисленного, мы в своей статье будем рассматривать материалы о красоте и здоровье, опираясь на те же признаки, что и в печатных изданиях.

Предметом нашего исследования послужили публикации пяти самых популярных он-лайн-порталов о красоте и здоровье в Рунете: woman.ru, signorina.ru, allaboutbeauty.ru, womansy.com, beauty-and-success.ru.

Для того чтобы определить основную тематику рассматриваемых материалов, мы изучили контент выбранных сайтов и проанализировали его. На всех пяти порталах статьи, попадающие под рубрику «Красота и здоровье», обладают некоторыми общими чертами:

- ограниченность тематики материалов (похудение и борьба с возрастом);

- превалирующие вопросы, поднимаемые в материалах, больше ориентированы лишь на небольшую часть аудитории либо вообще написаны без учёта особенностей аудитории;

- в статьях отсутствуют мнения экспертов, обычных людей;

- зачастую материалы представляют собой переписанный текст из другого источника;

- отсутствуют качественные иллюстрации (используются фотографии из фотобанков).

Рассмотрим конкретные примеры. Начнём с одного из самых первых порталов Рунета

для женщин - woman.ru.

«Строгий пост: зачем и как держать себя в черном теле?» - материал Евгении Багмы, опубликованный 12.03.2012 года. Здесь рассказывается о Великом посте, но о строгом, которого придерживаются лишь монахи, служители церкви и те, кто постится уже не первый год. Перед нами - небольшой лидер-абзац. Далее - разновидности постов и немного истории:

«Великий пост длится 48 дней, и верующие должны быть готовы соблюдать этот строгай пост. Однако его соблюдение не должно превращаться в самоистязание, ведь его религиозная цель - это самоограничение ради послушания Церкви и верности Христу... Так существует несколько степеней строгости поста - от самых легких дней до самых сложных...»

Затем автор переходит непосредственно к теме - к строгому посту, даёт рекомендации: «Если вы соблюдаете строгий пост впервые, не следует сразу же четко следовать его предписаниям и инструкциям... Врачи не рекомендуют отказываться от рыбы школьникам, студентам и тем, кто занимается активной умственной деятельностью».

Мы можем увидеть, что материалу не хватает комментариев тех, кто придерживается строгого поста, ещё не готов к нему и эксперта (священника). Данный же текст отлично подошёл бы для связок и для справочных вставок или для подписей к фотографиям.

Журналист попытался разобраться в поставленном вопросе, но не довёл свою работу до конца. Однако попытка написать данный материал уже свидетельствует об интересе к теме красоты и здоровья, с другой стороны.

«Профилактика гриппа и простуды в осенний период. Золотые правила для укрепления иммунитета» Анастасии Лежениной. (allaboutbeauty.ru).

Перед нами - небольшой лидер-абзац. Далее мы видим комментарий специалиста: «Геннадий Онищенкорекомендует гражданам поспешить с вакцинацией, иначе, можно не успеть: "Записывайтесь на прививку от гриппа. А то потом ващин на всех не хватит, будете локти кусать ", - предупреждает главный врач России».

Приведены небольшие справочные сведения: «Каждый год Минздрав предоставляет данные о заболеваемости. В этом году всплеск придется на конец сентября - начало октября».

Автор даёт читателям девять советов, которые написаны простым и понятным языком. Однако материалу не хватает мнений обычных людей, статистики. Также на сайте очень неудобный шрифт, нет интервалов между строками, что затрудняет восприятие.

Профилактика заболеваний - одна из часто встречающихся тем в средствах массовой информации. Обычно материалы похожи друг на друга, поэтому необходимо добавлять в них какие-то новые элементы, что отсутствует в приведенном примере.

Рассмотрим материал с портала beauty-and-success.ru «Эффективные средства от выпадения волос». Перед нами - лидер-абзац, где рассказывается о причинах выпадения волос. Не очень большой и утомительный, с множеством ненужных терминов, что часто встречается на подобных сайтах.

Далее автор переходит к рецептам народной медицины, помогающим в решении проблемы. Однако перед нами - лишь переписанные рецепты. Нет никаких комментариев к ним, а также недостаточное количество иллюстраций. Но есть гиперссылки на другие, которые могут расширить понимание или быть просто интересны читателям: «Не менее разрушительный эффект может произвести неправильно выбранная диета при снижении веса... В летний период следует позаботиться о загцнте волос от солнца».

Статья «Рецепты народной медицины на основе хмеля», опубликованная 13 февраля 2014 года на портале womansy.com.

Здесь мы можем видеть довольно объемный лидер-абзац, где рассказывается о пользе хмеля. Из лидер-абзаца можно было бы убрать большинство сведений о данном растении:

«В его соплодиях содержаться эфнрное масло (до 3%), хмелевые смолы, воск, камедь, горькие вещества (16-26%), валериановая, аминобензойная и хмелевые кислоты, каротин, витамины С, РР, группы В, желтое красягцее вегцество, дубильные вещества (3%), флавоннды ».

Можно было бы оставить лишь немного справочных сведений, наиболее интересных или малоизвестных читателям.

Далее в материале даны пять рецептов без каких либо авторских пояснений и фотографий. Журналист почти не проделал никакой работы. Также материалу не хватает мнений экспертов или тех, кто пользовался данными средствами.

Рассмотрим обзор с портала signorina.ru. «Модные цветочные ароматы» Анны Астаховой от 24 марта 2009 года.

Здесь автор рассказывает о новых духах, которые будут модны в новом сезоне. Сразу же возникает вопрос, можно ли отнести данный текст к журналистскому материалу? Во-первых, здесь нет лидер-абзаца. Журналист сразу же переходит к обзору. Во-вторых, дана слишком общая информация об ароматах. Создаётся впечатление, что тексты были переписаны из рекламных буклетов: «Запах лета Ocean Lounge от Escada Легкий, сахарный и нежный аромат Ocean Lounge воплощает магию горячего и солнечного дня. Его ком-позгщня включает смесь свежих и экзотических летних фруктов с цветочными нотами (лепестки фиалки, цветы мимозы, жасмин), дополненную древесными акцентами кедра и ванили».

Также стоит отметить обилие слов и названий, которые могут быть понятны не всем читателям. Например, «более шипровая... версия туалетной воды», «цветок тиаре с нотами меда, пачули», «легкие ноты красных фруктов». В-третьих, в тексте отсутствует заключение.

Исходя из данного анализа, мы также можем сделать вывод, что авторы недостаточно серьёзно относятся к написанию материалов о красоте и здоровье. Такое несерьёзное отношение к проработке статей - ещё одна причина низкого качества текстов: журналисты не несут или не хотят нести ответственности за свою работу.

На основе нашего исследования можем сказать, что создание качественного журналистского текста о красоте и здоровье требует такого же серьёзного подхода, как и другие темы: чёткая постановка задачи, тщательный поиск и отбор материала, сбор мнений и точек зрения по данному вопросу, понимание аудитории.

Также мы разработали несколько рекомендаций по написанию материалов о красоте и здоровье:

1. Постарайтесь оценить аудиторию, для которой собираетесь писать. Молодёжь и старшее поколение требует совершенно разных подходов.

2. Тема красоты и здоровья не ограничивается новинками косметологии, борьбой с возрастом и диетами. Помните об этом всегда! Есть много интересных тем, к тому же, вы всегда можете найти какую-то новую нишу.

3. Избегайте затянутых лидер-абзацев со сведениями справочного характера и сложных, непонятных терминов. Они не придадут вашему тексту никакой важности, а лишь отпугнут читателя.

4. Не бойтесь экспериментировать. Если до вас никто не делал, например, фоторепортаж, портретный очерк или не писал о поиске компонентов для изготовления натурального мыла, исходя из собственного опыта, то это ещё не означает, что нельзя так писать.

5. Сплетни и слухи о знаменитых людях не могут являться основным контентом вашего издания, даже если речь идёт о новой причёске или диете сверхпопулярной певицы. Старайтесь уделять данным вопросам меньше внимания в рубрике «Красота и здоровье».

6. Обязательно приводите мнения экспертов и обычных людей. Это оживит материал, как и занимательная статистика, краткие справочные сведения и прочее.

7. Не забывайте о фотографиях! Чем больше - тем лучше. Подбирайте фотографии тщательно, чтобы они соответствовали тематике. Старайтесь найти что-нибудь интересное и оригинальное. Будет замечательно, если вы сделаете фотографии сами.

8. Используйте тэги. Это значительно упростит поиск материалов для читателей.

9. Вставляйте в статьи гиперссылки, чтобы не загружать текст лишними объяснениями и справочными сведениями. К тому же, так можно перенаправить читателей на другие материалы по вашей теме.

10. Если есть возможность, то добавляйте к материалам интересные видео- и аудиозаписи. Возможно, так вы не только разнообразите текст, но поможете читателям.

Итак, соблюдая данные рекомендации, журналист сможет создать оригинальную и интересную статью на тему красоты и здоровья, которая будет пользоваться значительным спросом у аудитории интернет-издания.

Изучение данной тематики и составление теоретической базы могло бы также обогатить и интернет-журналистику в целом, поскольку на сегодняшний день она изучена мало, а практика непрерывно требует новых знаний.

Конечно же, данную нишу сетевой журналистики сложно назвать ведущей на сегодня, но уже очевидно, что она пользуется спросом у аудитории, создаются новые сайты, посвященные красоте и здоровью. Очень важно развивать данную сферу, повышать качество контента, создавать теоретическую базу.

Список литературы

1. Ажигихина, Н. И. Образ деловой женщины в современных российских средствах массовой информации (тезисы) [Текст] /Н. И. Ажгихина//Бюджетная система Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2000/vestniksf 122-10/vestniksf122-10130.htm (дата обращения : 15.03.2014 г.).

2. Кирилина, А. В. Тендерные аспекты массовой коммуникации [Текст] / А. В. Кирилина// Open Women Line. [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения : 20.01. 2014 г.).

3. Нарижный, Ю. Философия постмодернизма [Текст] / Ю. Нарижный // Постмодерн. Культура и философия [Электронный ресурс]. - URL: http://postmodern.in.ua/?p= 1695 (дата обращения : 20.03.2014 г.).

4. Ишина, Е. В. Новый век - век женщины [Текст] / Е. В. Ишина // Российская библиотечная ассоциация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rba.ru/content/activities/ section/14/mag/mag05/ll.php?papka=14&id_sec=13 (дата обращения : 09.02.2014 г.).

5. Оверчук, Ю. А. Тендерная специфика женских и мужских интернет-порталов [Текст] /Ю. А. Оверчук// Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского : материалы к 34 региональной научно-практической студенческой конференции «Молодёжь третьего тысячелетия» [Электронный ресурс]. - URL: http://philfak.ru/1171/ (дата обращения : 09.02.2014 г.).

6. Самотуга, Е. А. Лингвокогнитивные особенности дискурса глянцевых журналов: тендерный аспект : автореф. дис. по филологии канд. филол. наук [Текст] /Е. А. Самотуга // «Человек и наука» - библиотека электронных диссертаций [Электронный ресурс]. -URL: http://cheloveknauka.com/lingvokognitivnye-osobennosti-diskursa-glyantsevyh-zhurnalov-gendernyy-aspekt (дата обращения : 08.01.2014 г.).

7. Шатова, А. О. Тендерные особенности мужских и женских журналов // Knu. Znate.ru - электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://knu.znate.ru/docs/ index-550557.html (дата обращения : 13.03.2014 г.).

8. Фридан, Б. «Загадка женственности» [Текст] / Б. Фридан // Mreadz.net - читальный зал онлайн [Электронный ресурс]. - URL: http://mreadz.net/new/index.php?id=265379 (дата обращения : 27.03.2014 г.).

Махнина А. А.

НОВОСТЬ НА САЙТЕ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ И В ЕЕ ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ

В статье рассматриваются типологические черты новости в регионально печатном издании и на сайте регионального издания. Описываются ключевые функции регионального журналиста в условиях конвергенции.

Ключевые слова: региональное издание, новость, сайт, конвергенция

Одна из важнейших функций журналистики - информационная. Именно новость служит в большей степени ее реализации. Новостью в СМИ является новая для аудитории СМИ информация, то, о чем люди не знали до публикации. Именно новости ищут миллионы людей ежедневно в телевизионных выпусках, в газетах, на радио, в интернете. Журналисты, в свою очередь, разыскивают новую информацию по всему свету, следят за политической ситуацией в мире, вникают в экономику, ищут очевидцев или сопровождают солдат в горячих точках. «Обычно опытные репортеры и редакторы чувствуют новости "по запаху". Их чутье на информацию бывает развито настолько сильно, что они с полуслова понимают, какая новость достойна внимания, а о чем писать не стоит, что станет сенсацией, а что пройдет незамеченным» [2]. Тем не менее, существуют параметры, по которым можно определить, будет ли отдельно взятая информация востребована читателем. Марк Григорян, армянский и британский журналист, определят эти критерии следующим образом: 1) какое воздействие событие окажет на людей? Чем большее количество людей это затронет, тем более значим факт; 2) касается ли это знаменитостей! Люди любопытны, они интересуются информацией о личной и общественной жизни известных людей; 3) присутствует ли в факте что-то необычное? События или люди, отличающиеся от того, что мы привыкли видеть повседневно, привлекут читателя [2].

Кроме того, теоретики журналистики выделяют три основных фактора, которые делают события настолько интересными, чтобы они стали новостями в СМИ. Это - конфликт, время, близость.

Конфликт. Существование человека и общества строится на конфликтах. Они могут быть маленькими и большими, внешними и внутренними. Возникают диссонансы с близкими и родными или с незнакомыми людьми. Конфликты могут быть вооруженными или нейтрализованы мирным путем, международными или локальными. Зародыши как мелких, так и существенных конфликтов можно найти в депутатских дебатах во время принятия законопроектов, выявив интересы, которые просвечивают через эти споры, в выступлениях глав министерств на собраниях правительства. Журналист должен быть в курсе всего этого и суметь доступно и интересно донести до аудитории, из-за чего же спорят депутаты и какие перемены несет выступление министра. Материал будет качественнее, если журналист потрудится собрать несколько точек зрения простых людей и экспертов по этому вопросу. Где еще можно найти конфликты? Журналист может обратить внимание на качество товаров, на их цену. Безусловно, конфликтом будут вооруженные столкновения, митинги, пожары, дорожно-транспортные происшествия, спортивные турниры, культурные мероприятия. Бывает так, что конфликт и искать не надо - люди сами приходят в редакцию СМИ, чтобы поведать о событиях, важных в их жизни, о конфликтах, которые они самостоятельно разрешить не могут [2].

В данной статье автор большей частью рассматривает проблему создания новостей в СМИ, которое является локальным, точнее - районным. Казалось бы, что может произойти на территории одного района, чтобы поток новостей был непрерывным, ежедневным? Опираясь на собственную практику, автор берет на себя смелость утверждать - это возможно. Необходимо лишь желание журналиста увидеть эти факты, найти их, найти людей-информаторов, сделать новость быстро, пока она не потеряла новизны, и донести ее до аудитории. Причем понятно, что даже районному СМИ уместно и нужно говорить о новостях мира, страны, региона, если эта информация тем или иным образом касается его аудитории.

Близость в пространстве. Это как раз поле деятельности локальных газет, телеканалов и сайтов. Человек интересуется тем, что происходит в его окружении. Даже если не брать в расчет такие резонансные происшествия, как ДТП и пожары, а рассказать о неудачно построенной ледяной горке в центре села, с которой падают дети, - читатель заинтересуется этим. Далекие события тоже можно приблизить. Например, зимой вся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.