Научная статья на тему 'Новость на сайте районной газеты и в ее печатной версии'

Новость на сайте районной газеты и в ее печатной версии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
343
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ / НОВОСТЬ / САЙТ / КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Махнина Анна Александровна

В статье рассматриваются типологические черты новости в региональном печатном издании и на сайте регионального издания. Описываются ключевые функции регионального журналиста в условиях конвергенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новость на сайте районной газеты и в ее печатной версии»

Изучение данной тематики и составление теоретической базы могло бы также обогатить и интернет-журналистику в целом, поскольку на сегодняшний день она изучена мало, а практика непрерывно требует новых знаний.

Конечно же, данную нишу сетевой журналистики сложно назвать ведущей на сегодня, но уже очевидно, что она пользуется спросом у аудитории, создаются новые сайты, посвященные красоте и здоровью. Очень важно развивать данную сферу, повышать качество контента, создавать теоретическую базу.

Список литературы

1. Ажигихина, Н. И. Образ деловой женщины в современных российских средствах массовой информации (тезисы) [Текст] /Н. И. Ажгихина//Бюджетная система Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2000/vestniksf 122-10/vestniksf122-10130.htm (дата обращения : 15.03.2014 г.).

2. Кирилина, А. В. Тендерные аспекты массовой коммуникации [Текст] / А. В. Кирилина// Open Women Line. [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения : 20.01. 2014 г.).

3. Нарижный, Ю. Философия постмодернизма [Текст] / Ю. Нарижный // Постмодерн. Культура и философия [Электронный ресурс]. - URL: http://postmodern.in.ua/?p= 1695 (дата обращения : 20.03.2014 г.).

4. Ишина, Е. В. Новый век - век женщины [Текст] / Е. В. Ишина // Российская библиотечная ассоциация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rba.ru/content/activities/ section/14/mag/mag05/ll.php?papka=14&id_sec=13 (дата обращения : 09.02.2014 г.).

5. Оверчук, Ю. А. Тендерная специфика женских и мужских интернет-порталов [Текст] /Ю. А. Оверчук// Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского : материалы к 34 региональной научно-практической студенческой конференции «Молодёжь третьего тысячелетия» [Электронный ресурс]. - URL: http://philfak.ru/1171/ (дата обращения : 09.02.2014 г.).

6. Самотуга, Е. А. Лингвокогнитивные особенности дискурса глянцевых журналов: тендерный аспект : автореф. дис. по филологии канд. филол. наук [Текст] /Е. А. Самотуга // «Человек и наука» - библиотека электронных диссертаций [Электронный ресурс]. -URL: http://cheloveknauka.com/lingvokognitivnye-osobennosti-diskursa-glyantsevyh-zhurnalov-gendernyy-aspekt (дата обращения : 08.01.2014 г.).

7. Шатова, А. О. Тендерные особенности мужских и женских журналов // Knu. Znate.ru - электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://knu.znate.ru/docs/ index-550557.html (дата обращения : 13.03.2014 г.).

8. Фридан, Б. «Загадка женственности» [Текст] / Б. Фридан // Mreadz.net - читальный зал онлайн [Электронный ресурс]. - URL: http://mreadz.net/new/index.php?id=265379 (дата обращения : 27.03.2014 г.).

Махнина А. А.

НОВОСТЬ НА САЙТЕ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ И В ЕЕ ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ

В статье рассматриваются типологические черты новости в регионально печатном издании и на сайте регионального издания. Описываются ключевые функции регионального журналиста в условиях конвергенции.

Ключевые слова: региональное издание, новость, сайт, конвергенция

Одна из важнейших функций журналистики - информационная. Именно новость служит в большей степени ее реализации. Новостью в СМИ является новая для аудитории СМИ информация, то, о чем люди не знали до публикации. Именно новости ищут миллионы людей ежедневно в телевизионных выпусках, в газетах, на радио, в интернете. Журналисты, в свою очередь, разыскивают новую информацию по всему свету, следят за политической ситуацией в мире, вникают в экономику, ищут очевидцев или сопровождают солдат в горячих точках. «Обычно опытные репортеры и редакторы чувствуют новости "по запаху". Их чутье на информацию бывает развито настолько сильно, что они с полуслова понимают, какая новость достойна внимания, а о чем писать не стоит, что станет сенсацией, а что пройдет незамеченным» [2]. Тем не менее, существуют параметры, по которым можно определить, будет ли отдельно взятая информация востребована читателем. Марк Григорян, армянский и британский журналист, определят эти критерии следующим образом: 1) какое воздействие событие окажет на людей? Чем большее количество людей это затронет, тем более значим факт; 2) касается ли это знаменитостей! Люди любопытны, они интересуются информацией о личной и общественной жизни известных людей; 3) присутствует ли в факте что-то необычное? События или люди, отличающиеся от того, что мы привыкли видеть повседневно, привлекут читателя [2].

Кроме того, теоретики журналистики выделяют три основных фактора, которые делают события настолько интересными, чтобы они стали новостями в СМИ. Это - конфликт, время, близость.

Конфликт. Существование человека и общества строится на конфликтах. Они могут быть маленькими и большими, внешними и внутренними. Возникают диссонансы с близкими и родными или с незнакомыми людьми. Конфликты могут быть вооруженными или нейтрализованы мирным путем, международными или локальными. Зародыши как мелких, так и существенных конфликтов можно найти в депутатских дебатах во время принятия законопроектов, выявив интересы, которые просвечивают через эти споры, в выступлениях глав министерств на собраниях правительства. Журналист должен быть в курсе всего этого и суметь доступно и интересно донести до аудитории, из-за чего же спорят депутаты и какие перемены несет выступление министра. Материал будет качественнее, если журналист потрудится собрать несколько точек зрения простых людей и экспертов по этому вопросу. Где еще можно найти конфликты? Журналист может обратить внимание на качество товаров, на их цену. Безусловно, конфликтом будут вооруженные столкновения, митинги, пожары, дорожно-транспортные происшествия, спортивные турниры, культурные мероприятия. Бывает так, что конфликт и искать не надо - люди сами приходят в редакцию СМИ, чтобы поведать о событиях, важных в их жизни, о конфликтах, которые они самостоятельно разрешить не могут [2].

В данной статье автор большей частью рассматривает проблему создания новостей в СМИ, которое является локальным, точнее - районным. Казалось бы, что может произойти на территории одного района, чтобы поток новостей был непрерывным, ежедневным? Опираясь на собственную практику, автор берет на себя смелость утверждать - это возможно. Необходимо лишь желание журналиста увидеть эти факты, найти их, найти людей-информаторов, сделать новость быстро, пока она не потеряла новизны, и донести ее до аудитории. Причем понятно, что даже районному СМИ уместно и нужно говорить о новостях мира, страны, региона, если эта информация тем или иным образом касается его аудитории.

Близость в пространстве. Это как раз поле деятельности локальных газет, телеканалов и сайтов. Человек интересуется тем, что происходит в его окружении. Даже если не брать в расчет такие резонансные происшествия, как ДТП и пожары, а рассказать о неудачно построенной ледяной горке в центре села, с которой падают дети, - читатель заинтересуется этим. Далекие события тоже можно приблизить. Например, зимой вся

Россия болела за спортсменов на прошедшей Олимпиаде. Автор данного исследования, работая в районной газете, приближал это событие в пространстве тем, что писал о местных жителях, пронесших Олимпийский огонь, о волонтерах, работающих в это время в Сочи, о мероприятиях в селах и деревнях, посвященных Олимпиаде. Также в группах газеты в социальных сетях создавались опросы на темы соревнований и игр, например, после хоккейных сражений (особенно Россия-США и Россия-Финляндия). Надо сказать, что приближение в пространстве именно такого события, как Олимпийские игры потребовало от сотрудников редакции подробнее изучить закон о рекламе. Право на использование Олимпийской символики, в том числе слов и словосочетаний «Сочи-2014», «Олимпиада», «Олимпийские Игры» и ещё ряд других, закрепили за собой организаторы игр и спонсоры, остальные лица и организации могли это делать только при заключении определенного договора. Автор данной работы 6 февраля 2014 года прошел обучение на семинаре, который проводила Людмила Николаевна Галичина, начальник отдела контроля за рекламой ФАС. На этом семинаре в ходе совместной беседы с Л. Н. Галичиной и представителями СМИ, автор выяснил для себя, что в газетных заголовках и рубриках нельзя использовать не только такие символы Олимпиады, как кольца, Мишку и т. д., но и слова «Олимпийский», «Сочи-2014» и ряд других слов. При подаче информации о моментах Игр всем редакторам советовали публиковать их в разделе «Спорт», причем в этом разделе должны были быть не только новости об Олимпиаде, но и другие новости спорта. По примеру Яндекс автор работы старался использовать словосочетание «Зимние Игры» и слово «Сочи».

Близость во времени. Читатель ценит самые свежие новости, он заинтригован, если что-то произошло несколько часов назад. Новости, как бабочки-однодневки, живут от силы день-два. На третий день они перестают интересовать аудиторию. Журналист прилагает усилия, чтобы сообщить новость быстрее, чем конкуренты. СМИ будет пользоваться большей известностью и доверием, быстро доводя до аудитории информацию. Электронные технологии позволяют сейчас использовать каждую минуту, чтобы оказаться быстрее, особенно показательно это для агентств новостей. В меньшей степени это можно отнести к ТВ и еще в меньшей - к газете. Однако в случае с газетами на первое место выходит качество подачи информации, профессионализм журналиста.

Что является важным при передаче новости? С. И. Симакова отмечает, что именно «информационная функция СМИ "провоцирует" включение цифровых обозначений в журналистское сообщение <...> указание на время есть важнейшая задача газетного текста» [3; 106], мы бы добавили - новости в целом. Именно цифра (дата, количество, возраст ит. д.) является одним из способов указать на достоверность описываемого события. И газетная полоса, и новостная колонка «путем цифровых включений отображает исчисляемый мир, создавая модель конкретного места обитания человека с конкретными действиями и явлениями» [4; 131].

Обращаясь к теме нашего исследования, стоит отметить, что если еще несколько лет назад интернет-версия газеты практически дублировала ее печатный контент, то сейчас между печатными и интернет-версиями одного и того же издания наблюдается все больше различий. Хотя основной контент повторяется, но претерпевает изменения при переходе из одной версии в другую. В связи с чем и была сформулирована основная цель нашего исследования - выявление различий в структуре и содержании новостных текстов на сайте и в газете.

Уже несколько лет в медиасреде говорят о конвергенции в СМИ как о процессе схождения, взаимоуподобления. Сами журналисты, примеряя конвергенцию к своей деятельности, по-разному толкуют это понятие: от синонима востребованности (т. е. хороший специалист умеет всё) до противопоставления профессионализму (невозможно делать всё хорошо, надо быть специалистом в своей области). Задача журналиста современного

издания состоит в том, чтобы создать такой материал, который можно опубликовать и в газете, и онлайн.

В нашей работе под понятием «конвергенция» подразумеваются ставшие очевидными преобразования в медиасфере, например, тесная взаимосвязь между газетой и сайтом одного издания. «Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии. Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние», - писала в своей работе «К чему ведет конвергенция СМИ» доктор филологических наук Елена Леонидовна Вартанова еще в 1999 году. Действительно, произошло слияние технологий, интерактивность стала одной из важнейших составляющих современной коммуникации. «Конвергенция - это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь» [1]. Но слияние не значит дублирование одного средства другим. Аудитория издания поделилась на «печатную» и «электронную», и необходимо обеспечить информационным продуктом и тех, и других. Правда и то, что аудитория у этих объектов разная, что сайт не есть заменитель газеты, это продукт для нового сегмента потребителей. Таким образом, и продукт этот должен подаваться по-другому, в зависимости от средства коммуникации. В первую очередь это касается новостей. Новость в газете сейчас сложно назвать новостью. Цепочка узнал-написал-обна-родовал у сайта намного короче. В газете она осложнена подготовкой номера целиком, его версткой, передачей в типографию, тиражированием, доставкой и распространением. Стоит ли копировать новость с сайта в печатный номер без изменения? И, наоборот, можно ли текст, опубликованный в газете, размещать как новость в интернете? Какие изменения вносятся в текст в том и другом случае? Данное исследование призвано рассмотреть именно эти вопросы.

Журналисты районных газет Челябинской области работают сейчас в условиях, когда вместе с газетой существует и развивается сайт издания. В данной ситуации проявляется способность специалиста быть конвергентным. Однако он сталкивается с задачами, требующими дополнительных знаний.

Например, газета «Сосновская нива» в 2008 году обзавелась интернет-версией. Районные газеты в этом значительно отстали от федеральных. Они шли вслед за распространением Интернета в сельских территориях. До ноября 2013 года сайт «Сосновской нивы» полностью дублировал наиболее интересные материалы газеты. Так действовали многие локальные СМИ. Почему? Редакция не видела никакой пользы от развития сайта. Он требовал только вложений, а перспектива отдачи была весьма туманной. С другой стороны, уже тогда была очевидна необходимость присутствия газеты в интернете. Это нужно было хотя бы для того, чтобы у читателей и рекламодателей всегда была возможность узнать контакты редакции, о том, что вообще такое издание существует.

Сейчас владельцы крупных сайтов уже освоили монетизацию контента. Самая простая зависимость стоимости размещения рекламы - это зависимость от посещаемости. Чем больше посещений, тем дороже стоит размещение рекламных баннеров на сайте. Кроме того, сайт рассматривается как способ продвижения печатного издания.

Сейчас между печатной версией и сайтом одного и того же издания наблюдается все больше различий. Например, владельцы сайтов уже поняли пользу так называемого «вечнозеленого контента» (то, что людям требуется в течение длительного времени или всегда): расписание транспорта, порядок получения субсидии, электронная очередь в детский сад, афиша и так далее. Это неприемлемо для бумажной версии. На сайте всё той же «Сосновской нивы» (sn74.ru) подобный контент мало выражен. Есть рубрики «Вакансии», «Субсидии», «Новые номера телефонов», «Режим работы РЭО». Присутствуют материалы на «вечнозеленые» темы: «В ожидании малыша - узнай всё о своих правах»,

«Как получить грант малому бизнесу». Но эти материалы прошли просто как публикации и не остались на главной странице. Пользователь может к ним обратиться лишь при вводе запроса в поисковике.

Почему такое упущение? Почему при очевидных недостатках сайта его нельзя сделать идеальным? Большое значение здесь имеет второстепенная роль модератора в редакции районной газеты. Например, в «Сосновской ниве» нет отдельной должности для человека, отвечающего за сайты. В этом один из минусов локального СМИ - небольшой коллектив. Причем, коллектив не просто маленький (6-7 журналистов, два верстальщика, рекламный менеджер, бухгалтер и главный редактор). Еще меньше на данный момент в нем людей, у которых есть желание интенсивно и продуктивно работать, учиться, видеть перспективу своего издания.

Тем не менее, подобная ситуация не во всех районных газетах Челябинской области. Ещё год назад редакторы этих газет отрицали возможность появления в издании должности модератора сайта или хотя бы выделения части рабочего времени других сотрудников на работу с сайтом. В последние полгода ситуация изменилась. Например, в феврале-марте 2014 года отдельная должность появилась в катав-ивановском «Авангарде». Там человек, наполняющий сайт, работает также с соцсетями, то есть делает перепост новостей в группы, отвечает на комментарии читателей в группах. В «Нязепетровских вестях» обязанности разделены. Там обработкой материалов для сайта занимается ведущий журналист издания, а размещением - дизайнер газеты. В его же обязанности входит верстка и размещение рекламы. «Нязепетровские вести» - одна из первых районных газет Челябинской области, получившая доход от сайта. В марте текущего года редактор газеты говорила о 15 тысячах рублей за три месяца. После этого на сайте была решена проблема совмещения электронных платежей с модулем объявления. Предполагается, что доходы будут увеличиваться.

Нельзя сказать, что сейчас абсолютно всем журналистам приходится адаптировать свои газетные материалы к интернету. Например, в том же катав-ивановском «Авангарде» модератор сайта занимается этим в одном лице. Примерно так же обстоит дело и в «Сосновской ниве». В данном издании модератор одновременно является редактором отдела информации в газете. Существует и другая точка зрения на данный вопрос. Например, начальник информационно-аналитического управления администрации губернатора Челябинской области Рифат Абдрашитов высказал такую мысль, что каждый журналист должен иметь доступ к сайту. Каждый должен уметь сделать материал со всеми составляющими: созданием лидер-абзаца, заголовка, дискрипшна, выделением ключевых слов, добавлением изображения и прописыванием «альта» к нему (альтернативной подписи).

Действительно, только попробовав сделать это самостоятельно, можно понять, как надо составить заголовок, чтобы материал положительно оценил Яндекс-робот и вынес новость в топ, где её увидят миллионы пользователей.

Новости являются неотъемлемой составляющей сайтов газет. Хотя немало и контента, который повторяет газетный, но он претерпевает изменения при переходе из газеты на сайт и наоборот. Итак, в чем разница между новостью на сайте и новостью в газете? Например, в размере. Предпочтительный для робота-поисковика размер новости для сайта - 1500-2000 знаков. В газете формата АЗ (если количество страниц небольшое -12-16) новость предпочитают короткую, раза в три короче, чем в интернете.

Заголовок в Интернете должен кратко описывать содержание материала. Размер заголовка для сайта не рекомендуется делать больше 70 символов. Специалисты советуют также подбирать слова по цитируемости. Для этого существуют такие сервисы, как \уогсЫа1:, где можно проверить насколько часто пользователи ищут то или иное слово. Самые цитируемые слова рекомендуют по возможности располагать ближе к началу заголовка.

Заголовок в газете в первую очередь должен привлечь внимание читателя. Причем часто он стоится на игре слов, используются каламбуры, фразы из песен и так далее.

На сайте обязателен лидер-абзац. Именно по заголовку и лиду читатель определяет содержание новости и решает, открыть материал полностью или нет. При написании информационных материалов специалисты рекомендуют прямой лид, который сразу вводит в курс дела и отвечает на большую часть «краеугольных» вопросов.

На сайте обязательно указание даты события. В газете часто этим пренебрегают, просто пишут: «состоялся концерт», «встретились бизнесмены», предполагая, что люди, держа в руках свежий номер газеты, и так поймут, что это произошло буквально на днях. На сайте материал может попасть на глаза пользователю в любое время, например, через месяц. И если ему придется гадать о дате события, то такой материал будет оценен низко и пользователь на сайт может больше не прийти.

Надо указывать хотя бы один раз точное место события. Например, тех же Соснов-ских районов в России как минимум три: в Тамбовской, Нижегородской и Челябинской области. В локальной газете это делать необязательно.

Фотография - в газете это иллюстрация к тексту, привлекающая внимание и несущая некое содержание. На сайте, помимо вышеперечисленного, подпись к фотографии является дополнительной приманкой для робота-поисковика. Используя ключевые слова в подписи (ее обозначают alt - альтернативный текст), можно повысить релевантность страницы по этим фразам, а также попасть по ним в поиск по изображениям. Все это привлекает к странице дополнительный трафик.

Есть еще ряд тегов, которые надо выделять или заполнять на сайте. При практической работе становится понятно - чтобы пользоваться этими тегами, надо знать содержание материала, и в идеале - быть автором этого материала. Теги используются для продвижения материала, чтобы данную новость легче было найти на просторах Интернета пользователю, повысить шанс попасть в топ, привлечь как можно больше посетителей и, по возможности, свести процент отказа от страницы к минимуму.

И самое главное - текст на сайте должен быть уникальным. За этим в первую очередь строго следит робот-поисковик. Он легко распознает плагиат, снижает рейтинг сайта. При копирайтинге уникальность текста должна быть не менее 70 % (когда источник новости - в интернете, журналист узнал подробности и заново переписал текст своими словами). В идеале, конечно - 100 %. Самый удобный сервис для проверки уникальности - text.ru.

Что касается плагиата, то в газете оригинальность текста, конечно, тоже важна. Но здесь уместны и дайджесты из других изданий.

Копирование без изменений новости со страницы сайта в газету и наоборот нецелесообразно. Это обусловлено особенностями данных видов СМИ, в том числе периодичностью выхода, временем выхода, аудиторией. Следует учитывать различия - это уникальность текста, заголовок, лидер-абзац, указание точной даты и точного места события, фотография и подпись к фотографии. В локальных СМИ обязанность учитывать эти различия ложится на плечи именно журналиста.

Таким образом, журналисту (особенно журналисту локального СМИ) надо быть готовым к тому, что придется заниматься не только свободным творчеством. Прочно вошедший в жизнь печати, радио, телевидения интернет задает свой темп работы. Если сайт новостной - то это непрерывный конвейер, снижающий интенсивность только к ночи. Выражение «у on-line нет deadline» автор работы воспринимает не в смысле облегчения работы отсутствием крайних сроков сдачи номера. Здесь крайний срок - всегда. Появляется новость, надо узнать подробности, написать, отформатировать, опубликовать. Журналист может наблюдать, сколько человек прочитали его материал по количеству просмотров, видеть, как на него отреагировали. Помимо всего прочего это пробуждает

некий азарт. Это чисто журналистский азарт. При этом корреспондент сближается со всеми службами спасения и источниками информации настолько, что можно связаться с ними и в выходной, и поздно вечером, чтобы добыть сведения.

Изучение вышеперечисленных инструментов интернет-журналистики помогает и в создании новостей для газеты. Перед публикацией новости обкатываются на сайте, где есть возможность внести изменения. Устраняются ошибки как фактические, так и орфографические, появляются дополнительные сведения, и к выпуску бумажного номера материал часто предстает уже в новом, более насыщенном подробностями, свете.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? [Текст] / Е. Л. Вартанова. - Информационное общество. - Вып. 5. 1999.

2. Григорян, М. Пособие по журналистике [Текст] / М. Григорян. - М. : Права человека, 2007.

3. Симакова, С. И. Интерпретация цифровых обозначений времени в газетном тексте (время как число) [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2009. - Вып. 36. -№34 (172).-С. 106-110.

4. Симакова, С. И. Цифра в газетном тексте (на примере рекламно-информационной газеты «Интересное предложение») [Текст] / С. И. Симакова//Вестн. Челяб. гос. ун-та. -2010. - Вып. 48. - № 32 (213). - С. 128-132.

Росс Е. С.

СЛАГАЮЩИЕ УСПЕШНОГО ТОК-ШОУ НА РАДИО

В данной статье рассматривается жанр ток-шоу, необычайно востребованный как на современном телевидении, так и на радио. Автор выявляет и анализирует важнейшие слагаемые успешного ток-шоу, - подбор ведугцего, тип которого соответствует идее ток-шоу, выбор актуальной темы или проблемы программы и специфику подбора гостей-экспертов. Правильное соотношение, сбалансированность этих ключевых элементов позволяет создать по-настоягцему востребованное аудиторией ток-шоу.

Ключевые слова: радиовещание, жанр ток-шоу, ведущий ток-шоу, типы ведущих ток-шоу, гости эфира, аудитория ток-шоу

На современном российском радио одним из наиболее востребованных жанров является ток-шоу. Мода на него пришла к нам с Запада в период перестройки. Ключевых элементов успешного ток-шоу не так немного, в нашей статье будут рассмотрены основные из них: работа ведущего программы, выбор темы, гости эфира.

Определений жанра ток-шоу сегодня очень много. Основная мысль исследователей сводится к тому, что ток-шоу - это беседа, обсуждение актуальной темы в эфире телеканала или радиостанции. Наиболее полное и универсальное определение, с нашей точки зрения, дает Т. А. Прощикин в работе «Организация телевизионного ток-шоу»: «Ток-шоу - (анг. talkshow от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация), жанр телепередачи - дискуссии, обсуждения какого-либо вопроса, в котором принимают участие приглашенные в студию зрители» [5; 3]. Именно на эту дефиницию мы и будем опираться, анализируя важнейшие составляющие успешного ток-шоу на радио.

Начнем с ведущего. Ведь именно он является лицом программы и ведет беседу с гостями и слушателями. Ведущий ток-шоу заметно отличается от своих коллег, занимающихся

выпуском и подготовкой программ других жанров. Это должна быть разносторонняя и начитанная личность, обладающая познаниями в области психологии человека, ведь ведущий ток-шоу - связующее звено между гостями в эфире и аудиторией. Подробно о разных типах ведущих ток-шоу говорится в книге Н. С. Барабаш «Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим» [1]. Она делит ведущих на три типа - информатор, собеседник и наставник. В дальнейшем их отличительные особенности исследовала Т. В. Лебедева [4]. В основном эти позиции влияют на отношения ведущего и аудитории. Например, ведущий-собеседник будет с аудиторией на равных, а в роли наставника он будет мировоззренчески направлять своих слушателей. Это также влияет на разговор ведущего с гостями, с соведущим. От типа ведущего зависит и формат самого ток-шоу. Для ведущего-наставника не существует запретных тем, именно это и привлекает аудиторию. Для ведущего-информатора основной задачей является информирование аудитории, донесение до нее достоверной и качественной информации, которая будет интересна аудитории. Он не высказывает своего мнения, не дискутирует и не поучает аудиторию. Однако любой ведущий должен уметь выявлять главную мысль в речи гостей. Порой, ухватившись за какую-то деталь, можно вывести разговор на более интересную и обсуждаемую тему. На наш взгляд, перечень этих качеств наиболее полно и всесторонне представил журналист Ю. А. Семенов:

1. Компетентность. Нужно хотя бы в основном знать тему и отдавать себе отчет в том, почему она вынесена на обсуждение и к чему можно прийти.

2. Контактность. Взаимодействие с собеседниками. Знать, «кто чем дышит» и чего от них можно получить.

3. Четкость, особенно в постановке вопросов и определении линии разговора, умение не тонуть во второстепенных деталях, уводящих от сути дискуссии.

4. Владение «красками» разговора: вопросы формулировать поострее, использовать иронию, юмор, образы, аналогии и т. п.

5. Заряженность на неожиданные повороты или конфликтные ситуации, чтобы быстро реагировать на них и вырулить на продолжение намеченного.

6. Сценарий (если он есть) не догма, а фарватер [3; 96].

Особое внимание стоит уделить вопросам, которые ведущий планирует задать в эфире. Точного количества вопросов не существует. Ведущий не может заранее знать темп речи собеседника, на какой вопрос он ответит односложно, а на какой развернуто. Поэтому значимые и острые вопросы должны прозвучать в начале программы. Вот что говорит по этому поводу Е. Ю. Енин: «В голове он должен держать три вопроса. Первый - тот, который он задаст следующим. Второй - тот, который он задаст, если на следующий ответ будет дан односложный ответ. И третий, запасной, - на всякий случай. Быть готовым сменить тему разговора. Если услышит что-то, что стоит смены темы» [2]. Итак, в зависимости от задачи, которую ставит перед собой ведущий, он задает различные типы вопросов. В самом начале беседы это могут быть направляющие вопросы, раскрывающие суть проблемы, в середине уже будут звучать уточняющие вопросы.

Важное наблюдение о специфике работы ведущего, с нашей точки зрения, сделали исследовали А. С. Рудакова и Н. А. Урюпина: «В ток-шоу ведущий обращается не только к массовому зрителю, но и к гостям студии. Эта двойная адресация считается одним из характерных признаков жанра ток-шоу. Ведущий ток-шоу, несомненно, определяет "лицо" передачи, являясь центральной фигурой ток-шоу, заявляет тему для обсуждения, производит выбор между эксплицитной и имплицитной информацией, делает некоторые выводы, направляет развитие диалога, создает определенный образ себя» [6; 132-133].

Определив черты, которыми должен обладать ведущий программы, стоит подумать о теме ток-шоу. От этого зависит успех программы у аудитории, количество звонков и комментариев слушателей. Все темы можно разделить на две группы: событийные и тема-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.