Научная статья на тему 'Женские журналы начала ХХ века о музыкальном воспитании: на примере «Журнала для хозяек» (1912-1926)'

Женские журналы начала ХХ века о музыкальном воспитании: на примере «Журнала для хозяек» (1912-1926) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
338
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ / МУЗЫКА И ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЁНКА / MAGAZINES FOR WOMEN / AESTHETIC EDUCATION / MUSIC EDUCATION / METHODS OF TEACHING MUSIC / THE MUSIC AND THE SPIRITUAL WORLD OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коломийцева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются особенности функционирования журналистики для женщин, в частности изучается специальное женское издание «Журнал для хозяек», освещающее проблемы эстетического воспитания детей. Особое место в нём занимают статьи, посвящённые музыкальному воспитанию. Авторы статей излагают свои рекомендации по музыкальному воспитанию детей в домашних условиях, обосновывают принципы этого воспитания, предлагают конкретные методики преподавания музыки. Эти методики основаны на объяснении ученикам, что такое музыка и какое воздействие она оказывает на людей, как передаёт всевозможные настроения. Изучение приёмов игры одухотворяется, ученик действительно видит, что без учения нельзя исполнить пьесу. В результате дети понимают: музыка есть выражение языка душевных движений. Одухотворённое занятие музыкой играет громадную роль в формировании внутреннего мира ребёнка. Многие рекомендации авторов статей продолжают оставаться актуальными сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BIOGRAPHY OF THE SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY: THE CONCEPT AND ITS DISTINCTIVE FEATURES

The article deals with the peculiarities of journalism for women. We study a special women's edition of the "The magazine for hostesses" which deals with the problems of aesthetic education of children.. A special place is occupied by articles on music education. Authors of articles present their recommendations to the musical education of children in the home, justify the principles of the education offer specific methods of teaching music. These techniques are based on the explanation of the pupils what music is and what impact it has on people, as reported by various moods. Study of playing techniques spiritualized, and the pupil really sees that no doctrine can not perform the play. Children understand that music is an expression language movements of the soul. Spiritualized making music plays a huge role in the formation of the inner world of the child. Many of the recommendations of the authors of articles continue to be relevant today.

Текст научной работы на тему «Женские журналы начала ХХ века о музыкальном воспитании: на примере «Журнала для хозяек» (1912-1926)»

References

1. Aronov A. A. "Ottepel" v istorii otechestvennoy kul'tury ["The Thaw" in the history of domestic culture]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2008. 303 p.

2. Vegin P. V. Oprokinutyy Olimp: Zap. shestidesyatnika: Roman-vospominanie [Olympus turned upside down: Novel-memoir]. Moscow, Centrpoligraf Publ., 2001. 362 p.

3. Vinogradov I. Shestidesyatniki rodilis' v den' XX s"ezda [Sixties were born on the day of the XX Congress]. Shestidesyatniki. [Sixties]. Moscow, 2008. Pp. 16—19.

4. Evtushenko E. Volchiy pasport [Wolf passport]. Moscow, Vagrius Publ., 1998. 574 p.

5. Zevelev A. I. Ya — istorik i etim gorzhus': vospominaniya [I am a historian, and proud of it]. Moscow, Raritet Publ., 2002. 174 p.

6. Medvedev F. N. Andrey Voznesenskiy. Ya tebya nikogda ne zabudu [Andrey Voznesensky. I 'll never forget]. Moscow, Algoritm Publ., 2013. 255 p.

7. Messerer B. Promel'k Belly: fragmenty knigi [Glimpse of Bella: fragments of the book]. Znamya [Flag], 2011, No. 9—12.

8. Okudzhava B. My bol'ny, mechemsya v bredu [We are sick, delirious rush]. Stolitsa [Capital], 1992, No. 24 (June), pp. 11—12.

9. Orlov A. S., Georgieva N. G., Georgiev V. A. Istoricheskiy slovar [Historical Dictionary]. 2nd edition. Moscow, Prospectus Publ., 2012. 591 p.

10. Evtushenko E., comp. Strofy veka. Antologiya russkoy poezii [Verses Century. An Anthology of Russian poetry]. Moscow, Minsk, Polifakt Publ., 1995. 1053 p.

11. Yasin E. Shestidesyatniki: nostal'giya ili aktual'nost'? [Sixties: nostalgia or relevance?]. Shestidesyatniki. [Sixties]. Moscow, 2008. Pp. 14—16.

ЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ. НА ПРИМЕРЕ «ЖУРНАЛА ДЛЯ ХОЗЯЕК» (1912-1926)

УДК 374.7:82-92

Е. Ю. Коломийцева

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются особенности функционирования журналистики для женщин, в частности изучается специальное женское издание «Журнал для хозяек», освещающее проблемы эстетического воспитания детей. Особое место в нём занимают статьи, посвященные музыкальному воспитанию. Авторы статей излагают свои рекомендации по музыкальному воспитанию детей в домашних условиях, обосновывают принципы этого воспитания, предлагают конкретные методики преподавания музыки. Эти методики основаны на объяснении ученикам, что такое музыка и какое воздействие она оказывает на людей, как передаёт всевозможные настроения. Изучение приёмов игры одухотворяется, ученик действительно видит, что без учения нельзя исполнить пьесу. В результате дети понимают: музыка есть выражение языка душевных движений. Одухотворённое занятие музыкой играет громадную роль в формировании внутреннего мира ребёнка. Многие рекомендации авторов статей продолжают оставаться актуальными сегодня.

Ключевые слова: журналы для женщин, эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, методики преподавания музыки, музыка и духовный мир ребёнка.

КОЛОМИЙЦЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств (МАИС) Московского государственного института культуры

KOLOMIYTSEVA ELENA YUR'EVNA — Full Doctor of Philology, Professor, Head of the Department

of journalism, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture 71

e-mail: [email protected] © Коломийцева Е. Ю., 2015

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^

E. Yu. Kolomiitseva

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

WOMEN'S MAGAZINES ABOUT THE EARLY TWENTIETH CENTURY MUSICAL EDUCATION (FOR EXAMPLE "THE MAGAZINE FOR HOSTESSES'' (1912-1926))

The article deals with the peculiarities of journalism for women. We study a special women's edition of the "The magazine for hostesses" which deals with the problems of aesthetic education of children.. A special place is occupied by articles on music education. Authors of articles present their recommendations to the musical education of children in the home, justify the principles of the education offer specific methods of teaching music. These techniques are based on the explanation of the pupils what music is and what impact it has on people, as reported by various moods. Study of playing techniques spiritualized, and the pupil really sees that no doctrine can not perform the play. Children understand that music is an expression language movements of the soul. Spiritualized making music plays a huge role in the formation of the inner world of the child. Many of the recommendations of the authors of articles continue to be relevant today.

Keywords: magazines for women, aesthetic education, music education, methods of teaching music, the music and the spiritual world of the child.

«Журнал для хозяек» впервые вышел 15 февраля 1912 года. В программной статье редакция обращает внимание на то, что из существующих на тот момент 1643 изданий, выходящих на русском языке, только в 8 разбираются и специально освещаются женские вопросы. Однако и эти журналы «обращают внимание только на женщин — общественных деятельниц и совершенно игнорируют нужды женщины-хозяйки, женщины, посвятившей свою жизнь незаметному, но страшно важному делу охранения и воспитания семьи» [6, с. 1]. В этой же статье редакция обозначает свою позицию по острому в те времена вопросу эмансипации женщины: «Мы вполне признаем важность и необходимость женского высшего образования, женского самостоятельного труда, женской общественной деятельности, но мы утверждаем, что деятельность женщины, как матери, жены и хозяйки, есть дело не менее важное, имеющее огромное значение для общества» [6, с. 1]. Этим и продиктована необходимость издавать особый журнал.

Как и следует из программы издания, проблемы воспитания детей, в особенности эстетического воспитания, занимали заметное место в ряду основных публикаций «Журнала для хозяек». В. Петровский в статье «Эстети-

ческое воспитание детей» советует проводить его с раннего детства через игру, природу, музыку, чтение. М. Д'Альг полагает, что Россия занимает первое место в мире по числу самоубийств, поскольку в детях нет ощущения радости жизни. поэтому следует «создать условия, необходимые для выработки жизнерадостного и жадного до жизни подсознательного "я" — каждого отдельного человека». И сделать это возможно через постижение красоты и гармонии [3, с. 3]. кроме того, здесь даются конкретные советы по формированию психики ребёнка. В статье «Детский вопрос» этот же автор размышляет об ужасах бездетного мира, но вместе с тем и о тяжёлых условиях и безденежье, из-за которых не рожают, поэтому воспитание детей должно быть признано делом государственной необходимости [4]. В. Дрозд даёт советы о выборе правильных и гармоничных игрушек [5]. А. Винокуров пишет о детском чтении и о религии и воспитании, делая упор на роль матери в этом вопросе: «...мать никем не заменима. Она должна воплощать собою как бы тот идеал, за которым будет следовать ребёнок и который разожжёт в его душе любовь к Богу, к природе, к человеку, к добру и к правде» [2, с. 2].

Особое место занимают статьи, посвящён-ные музыкальному воспитанию. Так, К. Ар-

гамаков в статье «Как заинтересовать? (о музыкальном воспитании детей)» не только пытается дать ответ на волнующий многих родителей вопрос, вынесенный в заголовок, но и предлагает описание собственного метода преподавания музыки: «Моя статья не имеет в виду критиковать существующие методы обучения детей фортепианной игре; я хочу только представить вниманию моих читателей тот метод преподавания, которым я пользовался в моей собственной школе и который я проверил на собственных уроках. В основание моего преподавания я взял следующие принципы: 1) ребёнок есть существо мыслящее, вследствие чего от него нельзя требовать ничего неосмысленного; 2) если цель занятий непонятна, то само занятие скучно и трудно; 3) развитие фортепианной техники есть только средство для правильного изложения музыкального сочинения; 4) всякое музыкальное сочинение выражает внутренний мир композитора и сочинено по тому или другому поводу; 5) композитор, живущий среди других людей, отражает в себе настроения их и в зависимости от своего внутреннего мира излагает их в своих сочинениях; 6) музыка развивалась постепенно и имеет свою историю» [1, с. 2].

Далее К. Аргамаков предлагает конкретную методику преподавания музыки: сначала он объясняет ученикам, что такое музыка и какое воздействие она оказывает на людей, как передаёт всевозможные настроения. Затем учит обращать внимание на красоту каждого звука при различных способах его воспроизведения, переходя от отдельных тонов к лёгким пьесам. Исполнение этих пьес преподаватель сопровождает краткой биографией композитора, обращая внимание на его детские годы и лучшие черты характера, останавливаясь на сюжете сочинения. При этом К. Аргамаков отмечает, что ребёнку нужно давать простор для фантазии, чтобы инструменты «оживали» и ученик понимал, «что указанные ему приёмы игры служат для того, чтобы он мог ими изобразить или гром, или нежность, или страх и т.д. Словом, в его распоряжении был ряд художественных средств, и он поль-

зовался ими идейно» [1, с. 2]. На таких занятиях изучение приёмов игры одухотворяется, и он действительно видит, что без учения нельзя исполнить пьесу. Кроме того, ребёнку становится интересно проявлять через музыку «свои» мысли.

К. Аргамаков свидетельствует, что во время таких занятий у детей возникает масса самых разных любопытных вопросов: какими были древние ноты и как их печатают теперь, кто был первым музыкантом, красивым ли был Моцарт, на чём играют турки и т.п. Автор статьи много путешествует и со временем привыкает собирать в поездках различные интересные «музыкальные» сведения, чтобы удовлетворить впоследствии любопытство своих учеников и разнообразить занятия. Так рождается своеобразный музей со следующими отделами: 1) музыкальные инструменты; 2) изображения древних инструментов; 3) история развития нотопечатания; 4) изменения нотных систем; 5) портретная галерея музыкантов; 6) новые методы преподавания;7)таб-лицы влияния музыки на человека и животных (по опытам профессора Догеля); 8) декорации опер и т.д. Этот музей в начале ХХ века был открыт для общего посещения, а ученики очень высоко ценили его, говоря: «Это очень красиво... нельзя научиться тому, чего не видишь» [1, с. 2]. Так, по мнению автора статьи, он создал новый метод преподавания.

по формулировке К. Аргамакова, метод этот состоит в том, что дети, «занимаясь искусством сознательно, стали замечать, что музыка есть действительное выражение языка душевных движений, и стали сами стремиться к умению выражать и свои движения души. сознательным образом они заметили, что музыка начинается с того момента, когда ряд звуков служит для выражения того или другого художественного образа; поэтому они и стали изучать её с художественно-образной стороны. Ряд преподанных приёмов игры для них стал интересным занятием, приближающим их к цели, ясно ими понятой и продуманной. побочные сведения из истории музыки ещё более увлекали их, и высокие образцы

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^

жизни композиторов служили им примером, развивая в них идеальную любовь к искусству и сознание необходимости систематического и упорного труда» [1, с. 2—3]. Такое одухотворённое занятие музыкой играет громадную роль в формировании внутреннего мира ребёнка.

М. Френкель также публикует большой материал, посвящённый музыкальному воспитанию и повествующий о необходимости узнавать «возвышенное мироощущение Бетховена, солнечную радость Моцарта, прекрасную скорбь Шопена, глубокую набожность Баха, дивную фантастику Шумана». При этом особенно важной проблемой является музыкальное воспитание детей, «от природы не одарённых чувством и пониманием музыки». К таким детям нужно относиться особенно внимательно, не ставить на них крест. Необходимо помнить, что «1) музыка есть язык — язык чувства! 2) можно понимать какой-либо иностранный язык, читать на нём, переводить его... и не быть в состоянии сказать на нем и двух слов.

пусть же ваш ребёнок понимает язык чувства — музыку, если даже он сам на нём ничего сказать не сможет! Учите, Mesdames, вашего неспособного ребёнка музыке, но не игре» [7, с. 7]. Такой ребёнок не сравнится, разумеется, с тем, в ком есть «искра Божья», но известное понимание у него возникнет, а это уже огромное богатство. Далее автор даёт советы, как этого достигнуть.

прежде всего помня, что музыка — это чувство, вылившееся в звуки, надо воспитывать эмоциональную сторону души ребёнка, научить его любить и понимать истинное, доброе, прекрасное, вечное. Автор утверждает, что «если он сумеет любить природу, зелёный лес, журчание ручья, шум мельничного колеса, он будет знать, о чём говорит в своих песнях Шуберт; если глубокие философские проблемы будут интересовать его, если вопросы о добре и зле, любви и страдании будут для него близки и животрепещущи, он поймёт, что вдохновляло Вагнера; если он будет знать великую любовь к человечеству, он найдёт откровение в девятой симфонии Бетховена» [7, с. 7].

Затем следует приучить ребёнка внимательно относиться к звуку, развивать его слух. Приступать к этому М. Френкель советует следующим образом: «Начните с того, что вы ударите от самой высшей и по самой низшей октаве, который из звуков выше, который ниже узнает каждый ребёнок, если он не абсолютно глух. Уменьшайте постоянно расстояние между октавами, пока ребёнок не будет отличать do одной октавы от do следующей. Затем ударьте do и квинту, то есть соль. Если ребёнок абсолютно не музыкален, он, может быть, и не услышит сразу разницу между этими двумя звуками. Но после трёх-четы-рёхкратного повторения он будет знать, что это два разных звука» [7, с. 7] и т.д. Затем он советует приступить к запоминанию каждого отдельного тона, причём звук рекомендуется сначала пропеть, а потом уже отыскать на рояле. Параллельно при помощи специальных упражнений следует развивать чувство ритма, гармонии, приучая слух ребёнка сначала к простейшим аккордам, а затем к более сложным и необычным. И только после этого стоит приступать «к уяснению главного элемента музыки — мелодии. упражнений для этого нет никаких. Но другое средство явится вам на помощь: тонко развитая душа вашего ребёнка. Мелодия есть полное и совершенное слияние звука и чувства, духа и плоти музыки. К восприятию звука — плоти ребёнок подготовлен предыдущими упражнениями; дух он воспримет своей утончённой, богатой душой» [7, с. 7]. По мнению автора, если развивать слух, ритм, чувство музыкальной и всеобщей гармонии в ребёнке, утончать, обогащать его душу, чтобы он мог понимать музыку, «музыка ещё больше научит его любить прекрасное и вечное.» [7, с. 8].

В дальнейшем «Журнал для хозяек» ещё не раз обращался к проблемам музыкального воспитания, отводя ему значительное место в эстетическом воспитании вообще. Думается, многие советы, предложенные в журнале почти сто лет назад, актуальны до сих пор и могут быть взяты на вооружение нынешними родителями и преподавателями музыки.

Примечания

1. Аргамаков К. Как заинтересовать? (о музыкальном воспитании детей) // Журнал для хозяек. 1913. № 16. С. 2—3.

2. Винокуров А. Воспитание и религия // Журнал для хозяек. 1913. № 17. С. 2—3.

3. Д'Альг М. Воспитание жизнерадостности // Журнал для хозяек. 1913. № 8. С. 3—4.

4. Д'Альг М. Детский вопрос // Журнал для хозяек. 1913. № 10—11.

5. Дрозд В. О детских игрушках для подарков // Журнал для хозяек. 1913. № 10. С. 5—6.

6. От редакции // Журнал для хозяек. 1912. № 1. С. 1.

7. Френкель М. О музыкальном воспитании // Журнал для хозяек. 1913. № 20. С. 7—8. References

1. Argamakov K. Kak zainteresovat'? (o muzykal'nom vospitanii detey) [How to interest? (about musical education of children)]. Zhurnal dlya hozyaek [The magazine for hostesses]. 1913, No. 16, pp. 2—3.

2. Vinokurov A. Vospitanie i religiya [Education and Religion]. Zhurnal dlya hozyaek [The magazine for hostesses]. 1913, No. 17, pp. 2—3.

3. D'Al'g M. Vospitanie zhizneradostnosti [Cheerfulness education]. Zhurnal dlya hozyaek [The magazine for hostesses]. 1913, No. 8, pp. 3—4.

4. D'Al'g M. Detskiy vopros [Children's question]. Zhurnal dlya hozyaek [The magazine for hostesses]. 1913, No. 10—11.

5. Drozd V. О detskikh igrushkakh dlya podarkov [About children's toys for gifts]. Zhurnal dlya hozyaek [The magazine for hostesses]. 1913, No. 10, pp. 5—6.

6. Ot redaktsii [From edition]. Zhurnal dlya hozyaek [The magazine for hostesses]. 1912, No. 1, pp. 1.

7. Frenkel' M. О muzykal'nom vospitanii [About musical education]. Zhurnal dlya hozyaek [The magazine for hostesses]. 1913, No. 20, pp. 7—8.

ПЕРСОНИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

УДК 008:78.01 В. М. Лензон

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается феномен персонификации музыкальных инструментов в различных аспектах вербального и невербального творчества. Автор исходит из идеи, состоящей в том, что всё, что делается человеком — как индивидуумом, определённой группой людей, так и человечеством в целом, — является его автопортретом. Музыкальные инструменты — их тембр, форма, материал — определяются как проявление и реализация одного из «системных файлов» человеческого мышления. Особый акцент делается на метафоризации музыкальных инструментов и их тембров в литературном и драматургическом творчестве. В качестве аргументов приводятся примеры из драматургии Вильяма Шекспира, Патрика Зюскинда, поэзии ХХ века, а также современного художественного кино. В статье рассматриваются генетические и аксиологические параметры реализации художественного приёма обобщения через образ музыкального инструмента.

Ключевые слова: музыка, музыкальный инструмент, система, системный файл, персонификация, мимесис, драматургия, поэзия, литература, кино, тембр, форма, автопортрет, мышление, генезис, аксиология.

ЛЕНЗОН ВИКТОР МАРКОВИЧ — доктор искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор

кафедры режиссуры театрализованных представлений Московского государственного института культуры 75

LENZON VIKTOR MARKOVICH — Full Doctor of History of Arts, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of directing theatrical Performances, Theatrical and Directing Department, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Лензон В. М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.