Научная статья на тему 'Женские воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних преступниц в России (конец XIX начало ХХ В. )'

Женские воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних преступниц в России (конец XIX начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РЕМЕСЛО / FEMALE CRIMINALITY / PENAL INSTITUTIONS / THE MINOR / RE-EDUCATION / GUARDIANSHIP / OFFENCE / LEARNING / CRAFT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевнина Лилия Валерьевна

В статье исследованы состояние женской преступности среди несовершеннолетних в Российской империи в конце XIX начале XX в. и деятельность воспитательно-исправительных заведений для малолетних преступниц. В работе изложены данные о динамике детской женской преступности, видах преступлений, о занятиях преступниц. Кроме этого, исследуется процесс становления исправительных учреждений для девочек и дается характеристика внутреннего устройства женских воспитательно-исправительных заведений, средствах и методах перевоспитания нарушивших закон девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women's educational and correctional institutions for juvenile offenders in Russia (end of XIX early XX centuries)

Given article is devoted what place was occupied with female minor criminality in the Russian empire in the end of XIX the beginning of XX centuries and activity of penal institutions for juvenile criminals. In work the data about dynamics of children's female criminality, kinds of crimes, about employment of criminals is stated. Besides, in work the question on a problem of formation of correctional facilities for girls is considered. Also in work to contain questions of the internal device of female penal institutions, means and methods of re-education of the girls who have broken the law.

Текст научной работы на тему «Женские воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних преступниц в России (конец XIX начало ХХ В. )»

УДК 94(47).083:343.811-055.2

Л. В. Шевнина*

Женские воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних преступниц в России (конец XIX - начало ХХ в.)

В статье исследованы состояние женской преступности среди несовершеннолетних в Российской империи в конце XIX - начале XX в. и деятельность воспитательно-исправительных заведений для малолетних преступниц.

В работе изложены данные о динамике детской женской преступности, видах преступлений, о занятиях преступниц. Кроме этого, исследуется процесс становления исправительных учреждений для девочек и дается характеристика внутреннего устройства женских воспитательно-исправительных заведений, средствах и методах перевоспитания нарушивших закон девочек.

Given article is devoted what place was occupied with female minor criminality in the Russian empire in the end of XIX - the beginning of XX centuries and activity of penal institutions for juvenile criminals.

In work the data about dynamics of children's female criminality, kinds of crimes, about employment of criminals is stated. Besides, in work the question on a problem of formation of correctional facilities for girls is considered. Also in work to contain questions of the internal device of female penal institutions, means and methods of re-education of the girls who have broken the law.

Ключевые слова: женская преступность, исправительные заведения, несовершеннолетний, перевоспитание, попечительство, правонарушение, обучение, ремесло.

Key words: Female criminality, Penal institutions, The minor, Re-education, Guardianship, Offence, Learning, Craft.

Рассматривая проблемы детской преступности в России в конце XIX - начале XX в. и методы борьбы с ней в виде создания специальных воспитательно-исправительных заведений для малолетних правонарушителей обоего пола, хотелось бы отдельно выделить вопрос об организации подобных учреждений для девочек.

Как показывают статистические данные, девочки составляли около 10 % от общего числа малолетних преступников в России данного периода. Возраст осужденных несовершеннолетних преступниц можно разделить на три примерные группы: 10-14 лет, 14-17 лет и 17-21 год [11, с. 164]. Хотя использовалась и другая

* Шевнина Лилия Валерьевна, аспирант кафедры истории, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.

75

классификация: 10-13 лет - малолетние и 14-20 - несовершеннолетние.

Характерной особенностью при осуждении девочек являлось то, что в отношении данной группы отмечалось большое число оправдательных приговоров. Последнее было связано как с традиционной «мягкостью» суда к женщинам, а тем более девочкам-преступницам, так и с тем, что значительное количество дел возбуждалось относительно девочек из прислуги при полном отсутствии каких-либо доказательств [16, с. 126] (табл.).

Таблица

Виды преступлений осужденных девочек

Название преступления Малолетние (10-13 лет) Несовершеннолетние (14-20 лет)

Сопротивление властям 67

Оскорбление власти 1 13

Нарушения уставов казенных управлений 3 39

Преступления против спокойствия и безопасности 5

Преступления против общественной нравственности 19

Детоубийство 10

Неумышленное убийство 7

Умышленное убийство 1

Убийство супругов 1

Похищение и подмен младенцев 1

Оставление в опасности и сокрытие трупа 33

Телесные повреждения 13

Поджог 2 2

Истребление имущества 2 1

Кража со взломом - 12

Кража домашняя 1 4

Другие случаи кражи 1 28

Примечание. Составлено по: Свод статистических сведений по делам уголовным..^ 1888 г. СПб.: Тип. правительствующего Сената, 1893. С. 58-62.

Основную массу преступлений, совершаемых малолетними и несовершеннолетними осужденными (более 70 %), как показано в таблице, составляли кражи, которые, в свою очередь, делились на три большие группы: «кража домашняя», «кража со взломом» и «вооруженная кража» [12, с. 58-60]. Помимо этого девочками совершались следующие преступления: оставление в опасности и сокрытие трупа, нарушение уставов казенных предприятий, преступления против спокойствия и безопасности, преступления

против общественной нравственности, сопротивление властям, поджог жилых зданий. Также встречались тяжкие преступления, как правило, они относятся к девушкам более старшего возраста (1720 лет). Это детоубийство, убийство супруга, нанесение тяжких увечий.

По роду занятий малолетние и несовершеннолетние преступницы делились на несколько категорий. Исходя из статистических данных по уголовным делам можно сделать вывод, что большая часть девочек, совершавших кражи, работали прислугой и воровали у своих же хозяев. Кроме того, больше всех совершали преступления поденщицы и чернорабочие; занимавшиеся проституцией и те, кто вообще не имел определенных занятий [13, с. 180]. Как правило, это были малолетние жительницы больших городов (Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы). Меньше всего наблюдалось правонарушений среди девочек, работавших в сельскохозяйственной сфере [13, с. 175-177].

Таким образом, исследуя, статистику и динамику детской преступности, можно сказать, что большинство малолетних преступниц не имели ни определенных занятий, ни места работы или были в прислугах.

Динамику детской женской преступности можно назвать непостоянной (то увеличивается, то понижается; зависит от возраста). Так, с конца 80-х гг. XIX в. малолетняя женская преступность (1014 лет) начала постепенно повышаться [14, с. 58-62].

Методы борьбы против женской малолетней преступности были идентичны тем, которые применялись к мальчикам. С середины 1850-х гг. с развитием идеи о перевоспитании подрастающего поколения (как склонных к этому, так и уже совершивших правонарушения) стали открываться воспитательно-исправительные заведения по всей России. Поскольку девочек-преступниц было меньше, то и количество заведений для них соответственно было не столь большим.

Одними из первых свою деятельность начали такие учреждения, как Дом милосердия, Санкт-Петербургская воспитательноисправительная колония, приют имени императора Александра III, находившиеся в Петербурге; Пуща (отделение для девочек в Варшаве), Большевский исправительный приют (в Москве).

Несмотря на то, что еще 5 декабря 1866 г. появился закон «Об учреждении исправительных приютов» [20. Л. 38], первый приют для девочек появился только в 1874 г., в Москве (Большевский) [17, с. 178-179]. После этого новых учреждений не создавалось вплоть до конца 1891 г., когда Варшавским обществом земледельческих колоний был открыт приют для девочек в усадьбе Пуща. Наконец и в Петербурге в 1895 г. был учрежден подобный приют для малолетних преступниц.

Характерно, что все эти учреждения принимали не только осужденных, но бродяжек и девочек, склонных к правонарушениям. Необходимо отметить, что наибольший вклад в развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних преступниц внесла популярная в то время организация - Дамский благотворительно-тюремный комитет [21], созданный в 1893 г. для помощи преступным и бесприютным женщинам в Петербурге.

Структура и внутренняя организация воспитательноисправительных заведений для девушек определялась целями перевоспитания лиц женского пола. Главная цель помещения несовершеннолетних преступниц в исправительные заведения - не заключение их под стражу, как это осуществлялось ранее, а перевоспитание и обучение [20. Л. 38]. Нравственное перевоспитание осуществлялось посредством постоянного труда и дисциплины, а процесс обучения был направлен на получение знаний, навыков и умений, наличие которых в дальнейшем помогли бы молодой девушке обеспечить себя работой и пропитанием.

Открытию исправительных учреждений способствовала, как правило, деятельность какого-либо благотворительного общества. Среди самых серьезных организации подобного вида можно выделить Дамский благотворительно-тюремный комитет, Человеколюбивое общество и Общество земледельческих приютов и ремесленных колоний. В каждом обществе избирался попечительский совет, назначалась попечительница [7. Л. 54]. Важно отметить, что попечением над женским исправительным приютом по правилам всегда должна была заниматься женщина. Мужчины могли только состоять в Попечительном комитете.

Попечительница, в свою очередь, самостоятельно назначала директора того или иного заведения, помощниц, воспитательниц и всех сотрудников учреждения. Внутренними делами и процессом обучения девочек непосредственно заведовала директор, которая периодически представляла Комитету отчеты по деятельности заведения [5, с. 17].

В приюты помещались девочки в возрасте от 10 до 18-ти лет, совершившие преступление, склонные к правонарушениям и бродяжки. В приюты не помещались девочки, страдавшие от инфекционных болезней и слабоумные [18, с. 1-2]. Среди необходимых документов для помещения малолетних преступниц с целью их дальнейшего учета требовались: копия судебного приговора, свидетельство о рождении, медицинское свидетельство, сведения о личности.

Внутренний распорядок дня и режим воспитательных приютов и колоний был строго регламентирован. Каждое заведение исправи-

тельного типа имело свой собственный устав, по которому должны были жить и работать все питомицы и воспитательницы [16, с. 86].

Практически каждое исследуемое нами воспитательноисправительное заведения для девочек как стимул к перевоспитанию вводило так называемые разряды. Каждая новая девочка, например в Большевском приюте, при поступлении получала самый низший разряд (третий), поэтому она выполняла самые грязные работы в доме, на кухне. Если же девочка отличалась спокойным поведением, выполняла все порученные ей задания, много училась, то ей выдавались специальные марки. Для того чтобы перейти из 3-го разряда во 2-й, требовалось набрать 500 марок [16, с. 88-90]. Также существовал первый разряд, самый высший, но чтобы сюда попасть, девушкам необходимо было набрать около 1000 марок за отличное поведение, добросовестный труд и успехи в учебе. Наличие же 1-го разряда позволяло питомицам видеться с родными, заниматься легким трудом, ходить на прогулки в город и т. п. Таким образом, складывалась система, при которой у каждой воспитанницы существовали реальные стимулы к исправлению.

Все воспитанницы исправительных приютов помимо общих хозяйственных работ, проходили обязательный курс начальной городской школы. Каждый класс делился на две примерные группы по возрастам с учетом физиологического и умственного развития девочек: 10-14 лет и 15-18 лет. Занятия по школьным предметам, как правило, занимало первую половину дня. Основными предметами, которые осваивали воспитанницы, являлись Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, хор, некоторые сведения по отечественной истории, географии. Особое отношение к процессу образования сложилось в петербургском приюте, основанным в честь императора Александра III, где все девушки должны был сдать экзамены на базе городских школ по основным предметам. Экзамены проводились в одной из петербургских школ в присутствии учителя, попечителя приюта, его почетных членов и приглашенных независимых педагогов. Если экзамены проходили удачно, то каждая воспитанница получала свидетельство (документ) о получении образования.

Более важное место в перевоспитании малолетних преступниц занимало обучение их ремеслам и рукоделию. Среди самых распространенных занятий можно выделить обучение девочек шитью, вязанию, штопке, вышиванию, кухонному делу. Данные навыки и умения, как полагали исследователи, должны были помочь приобщить воспитанниц к честному и достойному труду, привить любовь к рукоделию и обеспечить работой по выходе из исправительного заведения.

Важно отметить, что обязанности по организации жизнедеятельности в приютах выполняли сами воспитанницы. Как видно из

устава Большевского приюта в Москве, воспитанницы «по мере своих сил и возможностей» выполняли в приюте домашние работы, убирали комнаты, шили, чинили и стирали платье и белье, помогали приготовлять кушанья, занимались работами в огороде, уходом за скотными и птичьими дворами и т. д. [19, с. 16]. Видимо, такие меры должны были служить средством к приобщению несовершеннолетних преступниц к труду, учить жить в коллективе, умению общаться с другими воспитанницами, что, в свою очередь, могло помочь их нравственному исправлению.

Система патроната над вышедшими и признанными исправившимися девушками осуществлялась по тем же принципам, что и над молодыми людьми. Патронат осуществляло Общество попечения или сам приют во главе с попечительницей. В течение трех лет после выхода из воспитательно-исправительного заведения, девушки находились под контролем особых смотрителей, периодически осведомлявшихся о положении бывших воспитанниц. По возможности Общество или приют подыскивало для своих питомиц рабочее место на предприятии, в ателье, у мастериц или прислугой.

Таким образом, женская преступность, хотя и составляла около 10 % от общего числа преступлений несовершеннолетних, но также требовала внимания со стороны общества и государства. Основными и самыми частыми являлись такие проступки и преступления, как кражи разных типов, сокрытие трупа, нарушение уставов и общественного спокойствия.

Основным средством борьбы с преступностью несовершеннолетних стало создание специальных воспитательно-исправительных заведений. Процесс открытия и деятельность приютов для девочек-преступниц в России исследуемого периода по сравнению с мужскими, проходил довольно медленно, поскольку основное внимание уделялось именно открытию учреждений для мальчиков.

Основными специальными учреждениями для девочек в России в конце XIX в. были: Большевский исправительный приют, приют имени императора Александра III, Саратовский Галкинский приют, Дом милосердия, приют Пуща. Все они действовали на основании схожих уставов и ставили своей целью возвращение преступных детей к нормальной жизни путем трудового и религиозного воспитания и обучения.

Список литературы

1. Большевский исправительный приют для нищенствующих девочек. Очерк деятельности приюта с основания оного по 1-ое января 1876 г. - М.: Тип. С.П. Яковлева, 1876.

2. Детские приюты. Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1886.

3. Отчет СПб. Дома Милосердия с 15 июня 1863 г. по 1 января 1865 г. -СПб.: Тип. И. Маркова, 1865.

4. Отчеты об осмотре детских приютов. Ведомство учреждений императрицы Марии. - СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1903.

5. Отчет Харьковского общества патроната над несовершеннолетними двух воспитательно-исправительных приютов для подследственных мальчиков и девочек за 1914 год. - Харьков: Тип. С.А. Шмерковича, 1915.

6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 763. Оп. 1. Д. 11.

7. РГИА. Ф. 763. Оп. 1. Д. 19.

8. РГИА. Ф. 763. Оп. 2. Д. 369.

9. Саратовский Галкинский учебно-исправительный приют в 1871-18731914 гг.: историческая записка, составленная по архивным документам А.В. Потемкиным в 1914 г. - Саратов: Тип. С.М. Панина, 1914.

10. Свод статистических сведений по делам уголовным, производившимся в 1887 г. в судебных учреждениях округа Варшавской судебной палаты. Изд. Мин-ва юстиции: в 3 ч. - СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1891.

11. Свод статистических сведений по делам уголовным, производившимся в 1888 г. в судебных учреждениях округа Варшавской судебной палаты. Изд. Мин-ва юстиции: в 3 ч. - СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1893.

12. Свод статистических сведений по делам уголовным, производившимся в 1889 г. в судебных учреждениях округа Варшавской судебной палаты. Изд. Мин-ва юстиции: в 3 ч. - СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1894.

13. Свод статистических сведений по делам уголовным, производившимся в 1890 г. в судебных учреждениях округа Варшавской судебной палаты. Изд. Мин-ва юстиции: в 3 ч. - СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1897.

14. Свод статистических сведений по делам уголовным, производившимся в 1891 г. в судебных учреждениях округа Варшавской судебной палаты. Изд. Мин-ва юстиции: в 3 ч. - СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1897.

15. Трудовая помощь. Орган Попечительства о трудовой помощи. - СПб.,

1913.

16. Тюремный вестн. Орган Главного тюремного управления. - СПб.,

1895.

17. Условия принятия несовершеннолетних девочек в исправительный приют Пуща. - Варшава (б. изд.), 1891.

18. Устав Яковлевского воспитательно-исправительного приюта для несовершеннолетних женского пола. - М.: Тип. А. Левинсона.

19. ЦГИА СПБ. Ф. 792. Оп. 1. Д. 6329.

20. ЦГИА СПБ. Ф. 569. Оп. 13. Д. 23.

21. http://encspb.ru/article.php?kod=2823336683

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.