УДК 343.815+94(47).083 ББК 67.409+63.3(2)52
И.В. Синова
воспитательно-исправительные ЗАВЕДЕНИЯ для НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ
Рассматриваются основные проблемы законодательного и практического формирования системы исправительно-воспитательных учреждений для малолетних и несовершеннолетних преступников на рубеже Х1Х-ХХ вв., анализируется роль государства, общественных организаций и частных лиц в этом процессе.
Ключевые слова:
аномическое состояние, земледельческо-ремесленные колонии, общественное призрение, отклоняющаяся социализация, работные дома, ремесленные приюты.
Ежегодно в современной России несовершеннолетними совершается более миллиона преступлений, значительная часть которых относится к категории особо опасных. Поэтому изучение отечественного опыта преодоления детской и подростковой преступности и безнадзорности в современных условиях особо актуальна.
Изменения, происходившие в российском обществе на рубеже Х1Х-ХХ вв., связанные, с одной стороны, с бурным развитием буржуазных отношений, а, с другой - с углублением кризисных явлений, отражались на институте семьи и детях, которые становясь сиротами или испытывая голод, пополняли армию беспризорников, нищих, бродяг, попрошаек и, в конечном итоге, правонарушителей. Одной из причин отклоняющейся социализации ребёнка является кризис общества, его аномическое состояние, несоответствие между социальными ценностями и социально одобряемыми средствами их достижения, деформация общественных институтов.
На I съезде представителей русских исправительных учреждений в Москве в 1881 г. отмечалось «подавляющее и безусловное влияние на преступность малолетних, с одной стороны, окружающих их обстоятельств и среды, а, с другой, состояние их умственного и нравственного развития, развращённость и преступность родителей или совершенное их отсутствие, полная бесприютность и глубокая нищета, а, следовательно, неудовлетворенность самых насущных потребностей, отсутствие нравственного развития. Лишённые крова и надзора родителей, они должны стать бродягами; лишённые родительской опеки и средств к жизни, понятно они станут нищими и ворами» [6, с. 224].
Меры предупреждения и пресечения преступности видели в «перевоспитании отсталых, недисциплинированных детей, бесприютных и детей улицы, создание из
них дееспособных граждан. Для этого государство стало безотлагательно устраивать школы для отсталых детей и школы для бесприютных и недисциплинированных» [4, с. 56].. И если борьба с причинами преступности вообще, представлялась в конце XIX в. недоступной, так как требовала изменения социального строя, то борьба с детской преступностью считалась возможной, поскольку являлась результатом беспризорности и заброшенности ребенка.
В ходе подготовки «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1866 г. государство обратилось за содействием к земствам, обществам, духовным установлениям и частным лицам и призвало к устройству заведений принудительного воспитания. Фактически общегосударственное дело с самого начала было возложено на частную благотворительность, которая деятельно отозвалась на призыв.
Российские заведения принудительного воспитания назывались исправительными приютами, но в действительности представляли собой или земледельческо-ремесленные колонии, приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства, или городские ремесленные приюты. Уложение о наказаниях 1866 г. установило не только для мировых, но и для общих судов право вместо заключения несовершеннолетних в тюрьму направлять их в исправительные учреждения. Эти учреждения создавались и финансировались государством, земствами, общественными организациями, духовенством.
Первыми исправительными заведениями стали Московский Рукавишниковский приют и Санкт-Петербургская земледельческая колония, которые считались лучшими не только в России, но и в Европе. Здесь содержались осужденные бесприютные и беспризорные дети от 8 до 18 лет.
Общество
Terra Humana
Земледельческая колония открылась в октябре 1871 г. на станции Ржевка, а с 1913 г. переехала в имение Извары Царскосельского уезда и была рассчитана на 200 воспитанников. Дети поступали в заведение по решению суда. Значительная часть из них была ранее отдана городскими приютами и родственниками в частные мастерские и в услужение в лавки и другие места. Дурное обращение с подростками, грубость, плохие условия жизни, нищета, которые они там встречали, вызывали у них желание добыть себе деньги любыми способами. По сословной принадлежности более 70% воспитанников составляли крестьянские и солдатские дети, по возрасту подавляющее большинство приходилось на 13-16 лет, по вероисповеданию более 90% были православными [6, с. 60].
Воспитанники были разделены на семьи, каждая со своим воспитателем и хозяйственными угодьями. Режим колонии предусматривал обучение в школе, занятия гимнастикой, пение, чтение, игры, работу в мастерских - слесарной, столярной, тележной, сапожной, портняжной. Первым по значимости для воспитанников в колонии было поведение, затем учёба в школе и работа в мастерской. За хорошее поведение их награждали книгами, инструментом для ремёсел. Рецидивы в Петербургской колонии составляли 25%. А это свидетельствовало о том, что всё-таки три четверти перевоспитывались и становились добросовестными членами общества.
К 1876 г. в России было открыто 7 исправительных заведений, а в начале XX в. их стало уже 52, при этом для девочек - 5. 90% содержались на частные средства [5, с. 100]. Исправительные учреждения в России одновременно курировали четыре министерства: народного просвещения,
внутренних дел, земледелия и государственных имуществ и юстиции.
В 1871 г. Петербургская земледельческая колония обратилась к доктору уголовного права, профессору Петербургского университета Н.С. Таганцеву, с предложением разработать вопрос об ответственности малолетних. В «Исследовании об ответственности малолетних преступников по русскому праву» учёный рассмотрел практику правосудия по отношению к несовершеннолетним и разработал «Проект законоположений об ответственности малолетних и несовершеннолетних преступников». Этот документ был последним словом правовой науки того времени и не утратил во многих отношениях своей актуальности для современности [7].
Юрист считал, что ответственность для малолетних преступников должна иметь характер иной, нежели для лиц взрослых, что здесь и речи не может быть о каре, а наказание должно заключать в себе элементы воспитания и исправления. При разработке «Проекта закона» собирались и учитывались необходимые статистические материалы, использовался не только отечественный опыт, но и зарубежный.
В 1875 г. в Петербурге открылось тюремное отделение малолетних преступников при Коломенском полицейском доме, в котором размещали отдельно от взрослых малолетних преступников и бродяг. «В отделение набирали всякий сброд - в течение года перебывает до 250 человек от 10 до 17 летнего возраста на сроки от нескольких дней до одного года. Причины заключения - кража и проявление порочных наклонностей во всех видах. Из всех перебывавших в отделении детей большинство по первой судимости, 1/6 часть по второй, 1/12 по третьей, и один даже по четвёртой» [6, с. 23]. Например, судья города Царское Село, разобрав уголовное дело по обвинению солдатского сына Степана Панченко 10 лет в кражах железа, приговорил его «подвергнуть тюремному заключению на 2 месяца, но не подвергать Панченко наказанию, взамен заключения, отдать его в Санкт-Петербургскую исправительную колонию для малолетних преступников, вплоть до исправления» [9, л. 98] .
Во второй половине XIX в., предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности не только государства, но и общественных организаций. Развиваются правовые основы превентивной политики, в которой значительная роль отводилась общественным формированиям. Их активная деятельность во многом обусловила создание специальных учреждений для детей-правонарушителей и детей-арестантов. Первые такие заведения были открыты в 1880-е гг. в Санкт-Петербурге, Саратове, Москве, Казани и Киеве. Но в связи с тем, что они создавалось по инициативе частных лиц, такие начинания не всегда заканчивались успешно. Большинство заведений были смешанными, и поэтому в них, как правило, содержались и бродяги, и сироты, и нищие, и правонарушители.
Впоследствии для оказания помощи беспризорным детям были организованы специальные работные дома, в которые можно было обратиться без помощи влас-
тей. Такие дома существовали в Петербурге, Москве, Харькове, Костроме.
Общественность и частные лица обращали внимание властей на нарушение правил содержания несовершеннолетних в местах заключения. Предводитель дворянства Э.Д. Нарышкин 17 июля 1890 г. после посещения тюрьмы, где увидел 13-летнего заключённого Илью Олекина, осуждённого по приговору мирового судьи за кражу железных дверных петель на 2 месяца тюремного заключения, обратился в Санкт-Петербургское губернское правление к графу С.А. Толю с просьбой: «принимая во внимание 6 и 11 статьи Устава о наказаниях налагаемым Мировым Судьёй и вместе с тем полное неведение, в котором находился господин Мировой Судья 3-го участка о возможности отправления таких лиц в исправительное заведение, а также всю важность таковых для почти не сознательного преступления, которому приходится в данном случае проводить время в сообществе взрослых и часто закоренелых преступников. Я имею честь просить Ваше сиятельство, не сочтёте ли возможным для блага малолетнего населения вверенной Вам губернии поставить в известность Господина Мирового Судью о существующих колониях, куда желательно помещать при осуждении малолетних лиц» [9, л. 1]. Граф С.А. Толь в свою очередь направил письмо Министру Юстиции изложив данную ситуацию.
Санкт-Петербургское губернское правление 3 августа 1890 г. разослало начальникам уездных тюрем циркуляр, в котором говорилось: «Согласно словесному предложению г. начальника губернии поручается начальникам тюрем немедленно доносить начальнику губернии о каждом несовершеннолетнем преступнике от 10 до 17 лет, поступающем в тюрьму по приговорам Мирового Судьи, для принятия надлежащих мер к переводу таких преступников в Санкт-Петербургскую земледельческую колонию, причём означать в донесении лета преступника, его звание, имя, отчество и фамилию, из какого уезда и общества происходит, предмет преступления, к какому наказанию приговорён, и на сколько времени» [9, л. 4].
Государственный Совет в 1893 г. предоставил право судебным следователям и мировым судьям взамен установленных законом мер пресечения, сопряжённых с личным задержанием помещать малолетних и несовершеннолетних преступников на всё время предварительного ареста в ремесленные приюты и земледельческие
колонии. Руководителям приютов и колоний было разрешено отдавать пробывших в них воспитанников не менее одного года, в обучение благонадежным мастерам в промышленные заведения или на сельские и иные работы помимо согласия родителей.
Вопросы содержания малолетних были предметом заботы и со стороны благотворительных организаций. Председательница состоящего под высочайшим покровительством Санкт-Петербургского дамского благотворительного тюремного комитета Е.А. Нарышкина 17 февраля 1895 г. в письме Санкт-Петербургскому Губернатору графу А.С. Толю просила «не отказать в содействии к ознакомлению надлежащих лиц и учреждений о порядке помещении в приют несовершеннолетних преступников» [9, л. 174].
26 февраля 1895 г. при Санкт-Петербургском Дамском благотворительнотюремном Комитете открылся исправительно-воспитательный приют для несовершеннолетних преступниц на основании утверждённого 13 сентября 1894
г. Устава по соглашению Министерства Внутренних Дел и Юстиции. Петербургский градоначальник писал: «Сообщая
об изложенном, считаю долгом, на случай присуждения несовершеннолетним женского пола к отдаче в приют вместе с сим уведомить, что для избежания пересылки их этапным порядком, желательно направить таковых осуждённых в приют (Петербургская сторона, ул. Бармалеева,
д. 35) с провожатыми, по назначению местного начальства, или с лицами, кои могут быть по соглашению отряжаемы из приюта» [9, л. 175].
В соответствии с Уставом: «Приют заботится о правильном физическом, религиозно-нравственном и умственном развитии призреваемых, причем, не ограничиваясь обучением воспитанниц предметам, положенным для начальных народных училищ, даёт им возможность изучить домашнее хозяйство и какое-либо ремесло [9, л. 248-249]. Образ жизни в приюте соответствовал крестьянскому, все работы по дому: чистка, уборка, отопление, освещение помещений, услуги за столом, мытьё посуды, помощь на кухне, в прачечной и проч. производились воспитанницами по очереди, в соответствии с их возрастом.
29 марта 1897 г. был издан приказ по СПб градоначальству и столичной полиции по соглашению с товарищем Председателя Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов о порядке направле-
Общество
Terra Humana
ния малолетних преступников в колонию: «1. Участковое управление, в ведении которых содержатся малолетние преступники подлежащих передаче в колонию обязано немедленно сообщить об этом по почте в Санкт-Петербургскую колонию (за Ох-тенскими пороховыми заводами), оплатив конверт 7-ми копеечной почтовой маркою; 2. По получении из Участкового управления такового почтового сообщения, Директор названной колонии немедленно высылает при надлежащем извещении, доверенное лицо в Управление участка, которое по получении от посланного
7 копеек за почтовую марку и расписки в приёме малолетнего преступника, передаёт посланному, вместе с личностью арестованного, судебный о нём приговор и другие документы; 3. В случае неимения малолетним тёплой одежды участковое Управление обязывает сообщать колонии в извещении упомянутом в п. 1 о доставлении одежды или же выдавать таковую из участкового Управления, с обязательством посланником немедленно возвратить оную» [9, л. 240].
2 июня 1897 г. был принят Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», а также законоположение об их наказуемости. Закон ставил своей задачей «достижение исправления несовершеннолетних путём применения к ним, вместо наказания в некоторых случаях, мер воспитательно-исправительного характера» и вводил существенные различия в наказание несовершеннолетних от 10 до 14 лет и в период от 14 до 17 лет [2, с. 53]. В обязанности судебного следователя теперь при проведении предварительного следствия входило обращать особое внимание на личность обвиняемого, степень его умственного и нравственного развития, условия жизни, склонности, привычки, на причины, которые привели к совершению преступления.
В виде меры пресечения вводилась отдача несовершеннолетних в приюты или колонии, а за неимением таковых - в монастыри. По новому закону неисполнение обязанностей надзора за несовершеннолетними подсудимыми было сопряжено с наказанием, начиная с денежного взыскания и вплоть до ареста. В случае если подсудимый являлся сиротой и у него не было никого из близких, то впервые согласно закону суд должен был обратиться к «благонадёжному» человеку.
Новый Закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Некоторые оценили
возложение законодательством заботы об исправлении детей на родителей с точки зрения ненаказуемости малолетних преступников. Хотя в течение нескольких лет продолжались дискуссии, в ходе которых подавляющее большинство участников выступали за замену карательных мер исправительными.
Журнал Министерства юстиции по поводу нового закона отмечал, что «если раньше страх перед уголовной карой, боязнь увидеть своё дитя одетым в арестантский халат всё-таки до некоторой степени вызывали в простом люде чувство беспокойства за участь подрастающего поколения и заставляли обуздывать дурные наклонности путём разных исправительных мер, то теперь... родители на вопрос об их проворовавшихся детях беззаботно пожмут плечами, как будто речь о самом обычном, не интересующем их явлении» [1, с. 82]. А Журнал Юридического общества отмечал, что «в Законе 2 июня сквозит какая-то недоделанность, отрывочность, бессистемность» [2, с. 81]. Поэтому специалисты приходили к выводу, что помимо общих мер поднятия нравственно-образовательного уровня населения вообще, и семьи в особенности, необходима целая сеть заведений для несовершеннолетних преступников исключительно воспитательно-исправительного характера, таких как приюты и колонии.
Многим судьям приходилось сталкиваться с явлениями, когда новый закон служил не гуманной мерой для облегчения участи молодых преступников, «а орудием в руках их родителей для удовлетворения самых хищнических и своекорыстных инстинктов. .Родители нередко посылали на кражу подростка-сына. Если его поймают, - беда невелика; всё равно ведь мальчика в острог не посадят, а пришлют обратно для исправления» [1, с. 83]. Поэтому отдача несовершеннолетних преступников для исправления их родителями не всегда соответствовала тем целям, которые были положены законодательством в основу альтернативы наказания.
Российское законодательство вплоть до 1909 г. не определяло чётко смысл и назначение исправительных заведений, и основывались они на различных подходах к организации превентивной деятельности. В конечном итоге приоритетным направлением работы учреждений для малолетних преступников официально было признано воспитание.
В период с 1887 г. по 1909 г. было созвано семь съездов представителей русских
исправительных заведений для малолетних. Это свидетельствует, что проблемы не только осознавали, но и пытались решить. С целью предупреждения преступлений принудительно-воспитательным мерам должны были быть подвергнуты покинутые дети, дети преступников и безнравственных родителей, пьяниц, бродяг и нищих.
Анализ исправительных мер по отношению к несовершеннолетним свидетельствовал, что «ежегодно 4/5 и даже более малолетних идут в тюрьмы и арестные помещения и только 1/5 помещается в воспитательно-исправительные учреждения. В 1911 г. в тюрьмах, арестных домах, полицейских арестах и пр. содержалось 14 818 несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет. Из этого числа: свыше 6000 детей помещалось в общих камерах со взрослыми; свыше 13,5 тысяч - оставались без обучения и работы, проводя время в полной праздности; свыше 500 детей в возрасте от 10 до 14 лет содержались в тюрьмах за недостатком мест в воспитательно-исправительных заведениях» [8, с. 27-28]. Таким образом, несмотря на принимаемые меры, проблемы содержания малолетних преступников сохранялись.
Известный российский юрист Д.А. Дриль в 1908 г. написал: «Пустующее место семьи-воспитательницы должны занять государство и общество, которые должны взять на себя воспитание и обучение заброшенных беспризорных детей, должны вооружать их достаточным умственно-нравственным развитием, знаниями, трудовыми навыками, чтобы в надлежащей мере подготовить их к правомерной
Список литературы:
и полезной жизни в обществе. Мы не настолько богаты, чтобы оставлять множество детей развиваться в невежестве и развращении. А разве тягости общества и налогоплательщиков не увеличатся в гораздо большей мере необходимостью терпеть от возрастающего числа преступников, платить большие суммы за охрану от них, за увеличение обитателей тюрем» [3, с. 69, 71]. Эти слова остаются актуальными и в современной России.
По информации уполномоченного по правам ребенка при Президенте России П.А. Астахова ежегодно 20 тысяч детей погибают в результате насилия и каждый год две тысячи подростков кончают жизнь самоубийством. Ситуацию может изменить только глубокое изучение причин детской безнадзорности, преступности, жестокости и кропотливое, неформальное внимание к проблемам семьи и детства.
Никакие высокие технологии, модернизация и освоение космоса не способны сделать общество гуманным и ослабить социальную напряженность. Социальноэкономические проблемы России, как на современном этапе, так и на рубеже XIX-ХХ вв. являются основной причиной преступности несовершеннолетних.
Вряд ли какая-то государственная система способна вовсе изжить все социальные и нравственные пороки и проблемы. Но создать условия, при которых они были бы сведены к минимуму, задача каждого цивилизованного общества. Во многом изучение исторического опыта прошлого, практики призрения малолетних и несовершеннолетних, может способствовать решению современных проблем.
[1] Бутовский А.Н. Закон о несовершеннолетних и его применение в судебно-мировой практике // Журнал Министерства Юстиции. - 1900, № 6.
[2] Будзилевич И. // Журнал Юридического общества. - 1898, кн.1, январь.
[3] Дриль Д.А. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних // Журнал Министерства Юстиции. - 1908, № 10.
[4] Ковалевский П.И. Борьба с преступностью путем воспитания. - СПб., 1909. - 154 с.
[5] Коротнев А.Д. Малолетние и несовершеннолетние преступники (Краткий историко-юридический очерк). - СПб., 1903. - 132 с.
[6] Призрение детства. Сведения по общественной и частной благотворительности в России и за рубежом. Т. 3, - СПб., 1888. - 262 с.
[7] Таганцев Н.С. Исследования по ответственности малолетних преступников по русскому праву и проект законоположений об этом вопросе. - СПб.: тип. A.M. Котомина, 1872. - 98 с.
[8] Теодорович М.Ф. Дети-преступники и суды для них. Популярные этюды. - Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1914. - 212 с.
[9] ЦГИА СПб. Ф. 254. Оп.1. Д.12284-а.
Общество