Научная статья на тему 'Правовые основы помещения несовершеннолетних в исправительные заведения в Российской империи после 1861 г. '

Правовые основы помещения несовершеннолетних в исправительные заведения в Российской империи после 1861 г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние преступники / исправительные приюты / колонии для детей / juvenile offenders / correctional shelters / colonies for children

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Сергеевна Асеева

Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие определение несовершеннолетних в исправительные заведения. Рассмотрены наиболее типичные уставы обществ, комитетов, приютов, колоний, школ. Отражены правила приема, условия содержания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal basis for the placement of minors in correctional institutions in the Russian Empire after 1861

The article analyzes the regulatory legal acts regulating the determination of minors in correctional institutions. The most typical charters of societies, committees, shelters, colonies, schools are considered. Reflected the rules of admission, conditions of children.

Текст научной работы на тему «Правовые основы помещения несовершеннолетних в исправительные заведения в Российской империи после 1861 г. »

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10052 © АС. Асеева, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ 1861 Г.

Анна Сергеевна Асеева,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие определение несовершеннолетних в исправительные заведения. Рассмотрены наиболее типичные уставы обществ, комитетов, приютов, колоний, школ. Отражены правила приема, условия содержания детей.

Ключевые слова: несовершеннолетние преступники, исправительные приюты, колонии для детей.

THE LEGAL BASIS FOR THE PLACEMENT OF MINORS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN EMPIRE AFTER 1861

Anna S. Aseeva,

Adjunct Faculty of the preparation of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article analyzes the regulatory legal acts regulating the determination of minors in correctional institutions. The most typical charters of societies, committees, shelters, colonies, schools are considered. Reflected the rules of admission, conditions of children. Keywords: juvenile offenders, correctional shelters, colonies for children.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Асеева А.С. Правовые основы помещения несовершеннолетних в исправительные заведения в Российской Империи после 1861 г. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):10-3.

Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 137), Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. (ст. 6) и Уставу о содержащихся под стражей 1886 г. (ст. 162), несовершеннолетние в возрасте от 10-ти до 17-ти лет могли, вместо тюрьмы, помещаться в приюты, где должны были находиться до полного исправления, но не менее одного года. При этом, по достижении 18-ти лет, исправляемый подлежал удалению из исправительного заведения.

Безусловно, при помещении в приют несовершеннолетнего в возрасте 17-ти лет, рассчитывать на его исправление за один год было нельзя. В сложившейся ситуации исправительные учреждения ограничили максимально допустимый возраст приема воспитанников 16-летним и даже

15-летним возрастом1, что закрепили в своих Уставах2.

5 Декабря 1866 г. был издан закон, определяющий необходимость учреждения специальных исправительных приютов и земледельческих колоний, для помещения туда малолетних преступников по судебным приговорам3. Позднее, по инициативе первого начальника только что созданного в составе МВД Главного тюремного управления М. Галкина-

1 К примеру, Харьковский приют, Московский Рукавишников-ский приют, Тульский приют, Смоленская колония и др.

2 Известны случаи, когда в уставах закреплялась верхняя возрастная планка в точном соответствии с законом — 17 лет, — однако в действительности в колонии и приюты принимались подростки не старше 16 лет (Студзенецкая колония, Вологодский и Ярославский приюты).

3 Еще до принятия данного закона в Российской империи были

открыты подобные заведения: в 1819 г. в Гомеле, в 1839 г. в Риге, в 1848 г. в Ревеле и Москве, в 1864 г. в С.-Петербурге.

10

Вестник экономической безопасности

№ 2/2019

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Враского к приему в указанные учреждения были определены малолетние нищие и бродяги, дети бесприютные, дети, родители которых находятся в заключении, и отдаваемые на исправление самими родителями.

Локальные нормативные акты — местные уставы колоний и приютов — значительно расширили контингент призреваемых в этих заведениях. Примерно в десяти случаях предусматривалась возможность помещения в колонии и приюты детей по ходатайствам их родителей, родственников или опекунов и по соглашению с этими лицами комитетов и правлений обществ, содержащих заведения, в трех — прием в них за плату по соглашениям, в семи — отправление в них непомнящих родства малолетних бродяг. Многие заведения принимали бесприютных (по более поздней терминологии — беспризорных) детей и сирот4 [2, с. 465]. Сложившееся положение вещей свидетельствовало о том, что практика социальной защиты детей, руководимая соображениями целесообразности, идеалами гуманизма, христианского милосердия, не соответствовала положениям закона и настоятельно требовала переработки законодательства.

Из вносившихся изменений следует упомянуть о наиболее существенных. 20 мая 1892 г. был принят закон «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников». Сохранив прежнее правило о нахождении их в приютах до исправления, но не долее достижения ими 18-летнего возраста, закон внес весьма важное уточнение: срок содержания отныне определялся

не судом, а администрацией исправительных заведений. Очевидно, что такой подход в большей степени соответствовал целям и задачам приютов и колоний, так как о степени исправления и перевоспитания помещаемых в них несовершеннолетних лучше всего было известно сотрудникам этих заведений. Формальный же критерий — срок нахождения в исправительном заведении — чаще всего не отражал реальные результаты воспитательного оздействия.

8 февраля 1893 г. были приняты два закона, развивавшие институт социальной защиты несовершеннолетних правонарушителей. Первый разрешал условно освобождаемых воспитанников определять для работы и обучения к «благонадежным мастерам, в промышленные заведения и на сельскохозяйственные работы»5 [4, с. 497; 5, с. 510]. Тем самым, посредством обучения ремеслам, приобретения тех или иных производственных навыков облегчалась ресоциализация воспитанников приютов и колоний. Второй закон юридически закрепил уже применявшееся на практике во многих регионах Империи помещение в приюты не только осужденных, но и подследственных несовершеннолетних, чтобы «оградить их от развращающего влияния тюрьмы»6 [6, с. 260—262].

4 Наиболее полно, пожалуй, сложившаяся ситуация нашла закрепление в уставе Казанского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов: «Общество заботится об участи несовершеннолетних преступников, подвергаемых наказаниям по приговору суда, а также несовершеннолетних детей арестантов и ссыльных и вообще таких, которым грозит опасность впасть в преступления и пороки, под влиянием нищенства, бесприютности, сиротства или невежества и порочности их родителей, родственников или опекунов» // Тюремный вестник. 1889. № 8. А в утвержденном чуть позже, в 1892 г., Уставе Владимирской ремесленно-земледельческой колонии список был еще более расширен: колония имела целью исправление: «а) несовершеннолетних преступников из местных обывателей Владимирской губернии, присужденных к заключению в колонии судебными установлениями, и б) несовершеннолетних нищих, бродяг и испорченной нравственности детей местных обывателей, помещаемых в колонию, с согласия правления общества, родителями, опекунами, воспитателями, или по распоряжению полиции (курсив — А.А.).

5 Примечательно, что в программу V международного конгресса, намеченного на 1900 г., в качестве одного из подлежавших обсуждению вопросов выносился следующий: «В видах наиболее целесообразного воспитания молодых преступников и детей порочных или беспризорных не следует ли, наряду с отдачею их в особые заведения, применять отдачу в обучение мастерам или отдачу на содержание в семейства?» (См. Тюремный вестник. 1897. № 10). Российский опыт опережал международную практику. Можно сослаться на следующий документ. 10 июня 1897 г. был утвержден Устав Харьковского приюта для арестантских детей, согласно которому в нем могли содержаться дети от 6 до 14-летнего возраста. Ст. 20 Устава гласила: «В тех случаях, когда кому-либо из детей, во время пребывания в приюте, исполнится 14 лет, а родители и родственники его еще не будут освобождены из-под стражи, равно в случае смерти родителей в тюрьме, попечитель приюта озабочивается помещением такого питомца или питомицы к находящимся на свободе их родственникам, или же определением их в учебное или ремесленное заведение, отдачей в обучение кому-либо из надежных мастеров, или наконец, помещением их к кому-либо в услужение». (См. Тюремный вестник. 1897. № 11).

6 Значительно позже, в 1907 г., руководствуясь теми же сооб-

ражениями — минимизировать тлетворное влияние тюремной

среды — Главное тюремное управление издало циркуляр, обязывавший препровождать малолетних преступников в приюты и колонии не этапным порядком (этапными партиями совместно со взрослыми преступниками), а с «особыми провожатыми». См. Распоряжения по тюремному ведомству // Тюремный вестник. 1907. № 4.

№ 2 / 2019

Вестник экономической безопасности

11

2 июня 1897 г. император утвердил внесенные Государственным Советом изменения в законы7 [3, с. 349—356]. Новшества затронули различные отрасли права и законодательства. Коснемся лишь тех, которые непосредственно относились к системе социальной защиты несовершеннолетних правонарушителей. Не достигшие 10-летнего возраста дети не подлежали уголовному наказанию. Подростки в возрасте от 10-ти до 17-ти лет, совершившие преступление без умысла («без разумения») подлежали отдаче под надзор родителям или попечителям, или каким-то благонадежным лицам, выразившим на это желание. Если за совершенное ими преступление предусматривалось тюремное заключение, то такие несовершеннолетние могли направляться в исправительные приюты либо колонии. В случае, когда несовершеннолетние в возрасте от 14-ти до 17-ти лет не могли быть помещены в исправительные заведения, они должны были содержаться в особых помещениях при тюрьмах (или в помещениях для арестованных по приговорам мировых судей), но не долее, чем до достижения 18-летнего возраста.

Альтернативной мерой объявлялось содержание таких несовершеннолетних при монастырях в соответствии с их вероисповеданием (в православные монастыри помещались по согласованию с местными архиереями).

За умышленные уголовные деяния дети от 10-ти до 14-ти лет могли помещаться в приюты, колонии, монастыри на срок до 5-ти лет в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Поправки в законодательство учли рекомендации ученых8 [1] и практиков в части известной дифференциации мер исправительного и воспитательного воздействия в зависимости от возрастных категорий несовершеннолетних.

При обсуждении в Государственном Совете проекта закона 2 июня 1897 г. об условиях помещения несовершеннолетних в исправительные приюты и

7 Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», Собрание узаконений. 1897. № 71. ст. 915; Распоряжения по тюремному ведомству // Тюремный вестник. 1897. № 9.

8 Например, проведенное профессором Н.С. Таганцевым по просьбе Петербургской земледельческой колонии «Исследование об ответственности малолетних преступников по русскому праву» и подготовленный им «Проект законоположений об ответственности малолетних и несовершеннолетних преступников».

колонии было высказано мнение, что исправитель-но-воспитательные заведения для несовершеннолетних преступников должны быть двоякого рода, а именно: для малолетних, не достигших 14-летнего возраста, и для несовершеннолетних в возрасте от 14-ти до 17-ти лет. Если первые могли быть оставлены на содержании общественных организаций и частных лиц, то вторые должны быть на содержании правительства. Идея не встретила возражений, но не могла быть реализована в тех условиях из-за нехватки бюджетных средств9 [7, с. 416].

Уголовное уложение 1903 г. подняло верхний возрастной предел содержания несовершеннолетних в воспитательно-исправительных учреждениях до 21-го года. Циркуляр Министерства юстиции от 29 апреля 1909 г. ориентировал, что это правило должно распространяться как на несовершеннолетних, содержащихся в особых, предназначенных для них, помещениях при тюрьмах и арестных домах (устроенных согласно закону от 2 июня 1897 г.), так и «равным образом указанные максимальный (достижение 21-го года) и минимальный (не менее 1-го года) сроки заключения таких несовершеннолетних должны соблюдаться и в тех случаях, когда они, вследствие переполнения мест заключения, должны будут, по необходимости, содержаться в общем заключении с арестантами других категорий»10 [9, с. 530—531].

Закон «О воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних», принятый 19 апреля 1909 г., отразил накопленный в данной сфере жизнедеятельности опыт. Самим их наименованием законодатель показывал, что это заведения не карательные, перед ними стоит задача не наказания и изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а их перевоспитания, возрождения общечеловеческих нравственных начал. Они должны были заботиться о религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии своих воспитанников, давать начальное общее образование и какие-либо ремесленные навыки, что позволило бы по выпу-

9 Законопроекты по главному тюремному управлению, рассмотренные Советом Министров и внесенные в Государственную Думу // Тюремный вестник. 1908. № 5.

10 Распоряжения по тюремному ведомству. 25 апреля 1909 года за № 14 — об условиях освобождения из заключения несовершеннолетних, отбывающих наказание при тюрьмах и арестных домах // Тюремный вестник. 1909. № 5.

12

Вестник экономической безопасности

№ 2/2019

ску из заведения иметь необходимый источник для существования. Поэтому к мерам воспитательно-исправительного воздействия относилось прежде всего образование: общее, профессиональное, а также религиозное с учетом вероисповедания воспитанников.

Поступившие в возрасте до 15-ти лет, согласно новому Положению, могли задерживаться в заведении не долее наступления ими 18-ти лет, а поступившие в возрасте после 15-ти лет — не долее наступления 21-го года.

Данный закон упорядочивал некоторые вопросы патроната. Покровительство за выпущенными из приютов и колоний со стороны администрации заведений устанавливалось трехгодичное. Допускалось отказаться от использования мер покровительства, если освобожденный воспитанник вел образ жизни, который делал всю заботу о нем бесполезной.

Следует упомянуть о ряде законов, касавшихся важных, но все-таки частных вопросов. После учреждения Государственной думы и реформы Государственного совета в законодательном порядке стали утверждаться расходы на содержание различных уголовно-исполнительных учреждений. В качестве примера можно сослаться на два таких закона. 6 июля 1908 г. император утвердил закон «О продлении отпуска пособия С.-Петербургской земледельческой колонии для несовершеннолетних», предусматривавший отпуск из казны в течение 2-х лет по пятнадцати тысяч рублей в год на содержание этой колонии. Второй закон «Об отпуске пособия С.-Петербургскому мужскому благотворительно-тюремному комитету на устройство воспитательно-исправительного приюта для несовершеннолетних» был утвержден царем 8 июля 1908 г. Разовое пособие в размере 75 тыс. руб. выделялось «на устройство воспитательно-исправительного приюта для несовершеннолетних в возрасте от 14-ти до 17-ти лет»11 [8, с. 440—442].

Следующую группу нормативных актов составляли уставы обществ, комитетов, приютов, колоний, школ при них и т.п. Рассмотрим наиболее типичные.

11 Высочайше утвержденные законы. О продлении отпуска пособия С.-Петербургской земледельческой колонии для несовершеннолетних. Об отпуске пособия С.-Петербургскому мужскому благотворительно-тюремному комитету на устройство воспитательно-исправительного приюта для несовершеннолетних // Тюремный вестник. 1908. № 6—7.

Уставы утверждались министром внутренних дел или министром юстиции соответственно тому, в ведении которого из них находились уголовно-исполнительные учреждения.

Уставы регламентировали цели создания данных заведений, средства и методы их достижения, организацию общеобразовательной и профессиональной подготовки призреваемых, вопросы патроната «выпущенников» т.д.

Таким образом, действовавшее законодательство имело как положительные, так и отрицательные черты. Некоторые из закрепленных положений носили спорный характер и нуждались в уточнении. Другие — полноценно отражали интересы несовершеннолетних и качественно обеспечивали их социальную защиту.

При рассмотрении вопроса социальной защиты детей, родители которых совершили преступления, нами выявлено отсутствие интереса к данному вопросу со стороны государства. Изменение их положения происходило лишь посредством тесного сплетения с детьми-правонарушителями и в данном случае нами определена положительная тенденция. Государство стремилось заботиться о данной категории детей. Разрабатывало законодательство, где определяло профилактические меры, программы попечительства после выпуска детей из исправительных учреждений.

Изменения в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних были призваны подчеркнуть важность исправления оступившихся детей, а не просто наказания.

Литература

1. Таганцев Н.С. Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву и Проект законоположений об этом вопросе / [Соч.] Н.С. Таганцева, д-ра уголов. права и орд. проф. в Петерб. ун-те. СПб.: тип. А.М. Котомина, 1871.

2. Тюремный вестник. 1889. № 8.

3. Тюремный вестник. 1897. № 9.

4. Тюремный вестник. 1897. № 10.

5. Тюремный вестник. 1897. № 11.

6. Тюремный вестник. 1907. № 4.

7. Тюремный вестник. 1908. № 5.

8. Тюремный вестник. 1908. № 6—7.

9. Тюремный вестник. 1909. № 5.

№ 2 / 2019

Вестник экономической безопасности

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.