Гусейнов Арсен Батырханович
соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России Республика Дагестан, г. Хасовюрт, ул. Грозненская, д. 82, кв. 21 тел. (928) 836 79 99
Дореволюционный опыт профилактики правонарушений несовершеннолетних в России
Формирование системы предупреждения преступности несовершеннолетних имеет глубокие исторические корни.
Наказ Екатерины II впервые решительно затронул вопрос об отделении заключенных взрослых от детей [1, с. 168]. В период ее правления страной были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. Во времена Александра I при тюремных замках были открыты отделения для малолетних и несовершеннолетних преступников с целью обучения их грамоте и ремеслу.
Улучшению участи малолетних заключенных способствовало Попечительское общество о тюрьмах, возникшее в 1819 г. Петербургский комитет проявил, прежде всего, особенную заботу в отношении малолетних заключенных. В 1820 г. Петербургский комитет постановил: «Арестованных малолетних отделить от взрослых, учить грамоте и легкой работе - щипать корпию, водить прогуливаться, нанять для них трезвых и толковых дядек и мастеров для обучения их сапожному мастерству». Комитет приспособил для малолетних особое помещение, куда члены комитета доставляли детей, разысканных ими, члены комитета заботились о моральном и физическом состоянии малолетних, исследовали причины их ареста и способствовали освобождению детей, которых «заточили за малые вины». Заключенных детей обучали не только русскому, но и немецкому языку [2, с. 99].
Заключение малолетних часто сопровождалось применением возможных оков. Эта мера широко практиковалась в то время и служила при ненадежности места заключения «для большей безопасности от побега». Лишь в 1826 г. был издан Указ «Об истреблении стульев с цепями в полицейских местах и в воспрещении изобретать впредь что-либо подобное». Никитин, вступивший в заведование отделением для малолетних в Петербурге, указывал на самые неподходящие условия для заключения юных преступников, способствующие порче их нравственности. Сведения относятся к 1871 году. В них отмечается теснота помещения, отсутствие разделения преступников по категориям и возрастам.
Постоянный рост преступности среди малолетних и подростков грозил стране страшным бедствием. Один из видных российских ис-
108
следователей детской преступности того времени J1.X. Сабинин отмечает, что «... в России ежегодно осуждали несовершеннолетних 18-летнего возраста около 9000 человек» [3, с. 38].
Временно освобождая общество от малолетних преступников и помещая их в тюрьму, тем самым, в сущности, укреплял в них преступную наклонность и доставлял обществу людей с усиленной преступной энергией. Подавляющее большинство подростков в царской России отбывали наказание в виде тюремного заключения вместе со взрослыми. Развращающий характер тюрьмы калечил детей нравственно и физически. Выходя из тюрьмы, не имея средств для существования, не имея специальности и работы, но зато "обогатившись законами преступного мира", подростки вновь становились на путь правонарушений, но уже более тяжких и квалифицированных [2, с. 100].
Общество уже тогда понимало, что оставление юных преступников на воле без призора или помещение их в среду, не соответствующую условиям воспитания, должно, прежде всего, занять внимание лиц, стремящихся внести практические мероприятия в дело борьбы с детской преступностью.
Реформирование российского общества, преобразования в вопросах права, просвещения и воспитания вызвали, прежде всего, потребность в разработке правовых основ предупреждения преступности и перевоспитания несовершеннолетних. Наряду с вопросами ответственности и наказания несовершеннолетних за совершенные преступления активизировался поиск путей организации исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
Тенденции гуманизации политики государства в отношении несовершеннолетних выдвинули на первый план задачи предупреждения преступности этой категории правонарушителей, вывод их из-под влияния взрослых преступников на всех стадиях уголовного процесса и исполнения наказания [2, с. 100-101].
Эти тенденции нашли свое отражение как в характере уголовной политики государства, так и в содержании соответствующих законов.
В 1880 г. в Санкт-Петербурге состоялся Международный тюремный конгресс, который развил идею особого положения несовершеннолетних в уголовном процессе.
На третьем съезде представителей русских исправительных заведений для малолетних (Москва, 1891) обсуждался специальный доклад руководителя московского городского Рукавишниковского приюта об упрощении форм и обрядов судопроизводства по делам малолетних и несовершеннолетних. В нем, в частности, отмечалось: "Не могут быть признаны полезными многочисленные и не всегда нужные для уяснения дела допросы и переспросы малолетних, на-
хождение их за решеткою, охранение малолетнего жандармами с саблями наголо». В докладе также шла речь о вредном влиянии на детей-подсудимых «сложной обрядности суда и торжественности его приемов, возбуждающих большое самомнение в малолетнем или производящих на него мучительно-гнетущее впечатление».
Одним из первых правовых актов о профилактике преступности несовершеннолетних стал Закон от 5 декабря 1866 г. «Об исправительных приютах», в соответствии с которым исправительные приюты учреждались для нравственного исправления несовершеннолетних, совершивших преступления.
Однако Закон от 2 июня 1897 г., давая судебным органам возможность сравнительно широкого применения исправительно-вос-питательных мер, все же не определил средства, которыми бы суды могли достичь желаемого результата. В числе исправительных мер Закон предусматривал исправительно-воспитательные заведения и особые помещения при тюрьмах и арестных домах.
Следует отметить, однако, что первые специальные заведения для воспитания нравственно испорченных детей создавались без необходимых законодательных основ.
К моменту принятия Закона «Об исправительных приютах для несовершеннолетних» в России существовало несколько заведений для малолетних, созданных на иных основаниях и при иных условиях, чем те, которые появились после вступления в действие упомянутого закона (1819 год - г. Гомель; 1839 год - г. Рига; 1848 год - г.г. Ревель, Москва; 1864 год - г. Санкт-Петербург).
В соответствии с Законом исправительные приюты учреждались для нравственного исправления несовершеннолетних, совершивших преступления. Независимо от учреждаемых правительством приютов, к созданию этих "богоугодных и общеполезных заведений" призывались также государственные, общественные организации, земство, духовенство и частные лица. Создаваемые приюты состояли в ведении Министерства внутренних дел, которому предписывалось рассматривать вопросы, связанные с открытием частных заведений, утверждением их положений, изучением состояния дел. В особых случаях при нарушении законов и положений в частных приютах Министерство внутренних дел с разрешения Первого департамента Правительствующего сената имело право закрывать эти заведения [2, с. 102].
Закон определял общие требования к условиям содержания и перевоспитания малолетних правонарушителей, предоставлял возможность их условно-досрочного освобождения, указывал на меры дисциплинарного воздействия к воспитанникам, совершившим побег из приюта. Закон предоставлял право начальству приюта сокращать назначенный судом срок на треть с условием возвращения в приют в случае дурного поведения освобожденного. Ранее условно-
110
досрочное освобождение никогда не применяли.
Закон вводил понятие «принудительное воспитание», отмечая, что именно оно является целью помещения в приюты. Несмотря на то, что Закон не рассматривал процесс перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в комплексе, он все же положил начало формированию системы исправительных заведений для подрастающего поколения. В практической же деятельности приюты создавались не только для осужденных несовершеннолетних, они оказывались открытыми и для нищих, и для бродяг, и для «ничьих детей».
В конце XIX столетия был принят целый ряд других важнейших законодательных актов, направленных на гуманизацию ответственности подростков за совершенные преступления и изменение подходов государственных органов к решению проблемы борьбы с детской безнадзорностью и преступностью.
Существенные коррективы в деятельность исправительных учреждений для несовершеннолетних внес Закон «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников», принятый 20 мая 1892 г.
В соответствии с Законом статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, определяла возможность водворения несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления, вместо тюрем в приюты в тех местах, где таковые учреждались. При этом определялось, что эти лица должны были находиться в приютах до исправления, но не более достижения ими 18-летнего возраста.
Одной из особенностей этого закона было то, что срок содержания несовершеннолетних в приюте определялся не судом, а руководством самих исправительных заведений.
Закон от 2 февраля 1893 г. «О предоставлении исправительным приютам права заключения условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» предоставлял право начальству исправительных заведений помещать условно освобождаемых воспитанников для работы и обучения к благонадежным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы. Это относилось к лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Выпускаемых по истечении срока воспитанников можно было, с их согласия, на основе договора, заключенного от их имени, отдавать к мастерам или в промышленные заведения до достижения совершеннолетия.
Закон «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» от 8 февраля 1893 г. увеличивал количество категорий несовершеннолетних, которые могли быть помещены в приюты: это распространялось теперь и на подследственных. Целью такого закона было оградить несовершеннолетнего от развращающего влияния тюрьмы [2, с. 104].
По мнению Л.И. Беляевой, важнейшим правовым актом, серьезно изменившим процессуальные формы судопроизводства, стал Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», принятый 2 июня 1897 г. [4, с. 22].
Законом устанавливались, в частности:
1)система участия законных представителей;
2)новые меры пресечения - ответственный надзор, заключение в отделение при исправительных колониях;
3)выделение в особое производство дел о соучастии несовершеннолетних;
4)особое производство о «разумении» (выяснении степени умственного и нравственного развития обвиняемого);
5)обязательная защита.
Закон существенно изменил как систему наказания несовершеннолетних, так и порядок уголовного преследования. Например, он отменил все наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку и др. По этому Закону несовершеннолетние не могли быть приговорены к тюремному заключению совместно со взрослыми. Усиливалась воспитательная функция наказания в отношении несовершеннолетних: она признавалась в качестве единственно приоритетной. Это соответствовало последним достижениям и требованиям науки того времени.
Принятый закон внес различия в систему наказаний несовершеннолетних разных возрастов. Так, к несовершеннолетним от 10 до 14 лет и от 14 до 17 лет могли применяться такие меры, как отдача под надзор родителям и опекунам (ранее это применялось только по отношению к малолетним до 14-летнего возраста); помещение в приюты и колонии. При этом последняя мера становилась преобладающей.
В силу того, что исправительные заведения существовали не везде, по отношению ко второй группе несовершеннолетних Закон был не столь гуманен, так как допускал и заключение в тюрьму, но в особых помещениях.
Очередным важным шагом в создании в России целостной системы законодательства о несовершеннолетних стало принятие Уголовного Уложения, которое предусматривало льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних.
Анализ законодательства Российской Империи об уголовной ответственности несовершеннолетних позволяет сделать следующие выводы:
- в законах царской России содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение объема карательного содержания уголовного наказания, применяемого судами к несовершеннолетним;
112
- как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство содержали положения о повышенном (по сравнению с соответствующим статусом взрослых подсудимых) охранительном режиме в отношении несовершеннолетних в рамках уголовного процесса (замена уголовного наказания воспитательными мерами, освобождение от уголовного наказания в указанных законом случаях);
- вместе с тем неформальный характер уголовного процесса по делам этой категории в основных вопросах реализации уголовной ответственности (например, определение по судейскому усмотрению «разумения», вынесение «неопределенных» - без установленного срока - приговоров) ставил несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом [5, с. 80].
На 1 января 1905 г. на территории Российской Империи функционировало 43 приюта и 6 земледельческих колоний для несовершеннолетних правонарушителей [6, с. 129].
Закон «О воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних», принятый 19 апреля 1909 г., впервые утвердил положение о таких заведениях [7, с. 643-650].
Как отметила А.Г. Сапрунова, это был принципиально новый для российского законодательства нормативный акт. В нем нашли отражение собственный опыт, достижения науки и положительные устремления. Целью этого закона было широко и твердо поставить дело предупредительно-исправительного воспитания; заменить уголовную кару по отношению к несовершеннолетним до 17 лет, избавить несовершеннолетних от клейма и предубеждения, которые связываются в общественном мнении с уголовным наказанием и пребыванием в тюрьме [8, с. 129].
Воспитательно-исправительные учреждения находились под покровительством Императора. Они могли учреждаться Правительством, земствами, городами, духовными установлениями и общественными учреждениями, а также частными обществами и лицами и предназначались для нравственного исправления помещаемых в них несовершеннолетних и подготовки их к честной и трудовой жизни. Воспитательно-исправительные учреждения должны были заботиться о религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии своих воспитанников, давать начальное общее образование, а также обучать какому-либо ремеслу, которое позволило бы им в дальнейшем зарабатывать средства для существования. Как общества, образуемые для учреждения и содержания таких заведений, так и сами заведения открывались с разрешения министра юстиции [9, с. 6-7].
В воспитательно-исправительные учреждения помещались четыре категории несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет: 1) признанные виновными в совершении какого-либо преступления -по определениям и приговорам судов; 2) обвиняемые и подсудимые, в отношении которых признано необходимым применить в ка-
честве меры пресечения взятие под стражу, по постановлениям судебной или следственной власти; 3) нищенствующие, бродяжничающие и вообще бесприютные и безнадзорные - по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, заведовавших воспитательно-исправительными учреждениями; 4) отдаваемые для исправления родителями - по соглашению с учреждениями, заведовавшими данными заведениями [9, с. 7].
Указанным нормативным актом устанавливались образовательные требования к директору заведения, которому необходимо было иметь право преподавания, т.е. он должен был быть педагогом по профессиональной подготовке. Нормативно закреплялись существование и деятельность педагогических советов.
Положение определяло меры воспитательно-исправительного воздействия, к которым относило образование: религиозное - с учетом верований воспитанников, общее и профессиональное. При этом в организации профессионального обучения предоставлялось широкое поле для творчества: педагогические советы могли своим решением воспитанников, пробывших в заведении не менее года, определять в обучение к благонравным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные и другие работы. В случае, если отданные на обучение или на работы был замечен в плохом поведении, то он возвращался обратно.
В воспитательно-исправительных учреждениях несовершеннолетние содержались до исправления, но менее одного года и не дольше, чем до 18 лет. Вышедший из воспитательно-исправительного учреждения в течение трех лет находился под его покровительством, учреждения обязаны были оказывать выпускникам всевозможную помощь и содействие в устройстве их жизни [9, с. 7-8].
Положение, как и Закон 1866 г., устанавливало необходимость покровительства вышедшим из заведения, но, в отличие от предыдущего, конкретно определяло срок, в течение которого это следовало делать, - три года. Покровительство могло прекратиться и раньше, если бывший воспитанник осуждался за новое преступление или вел такой образ жизни, который делал всю заботу о нем бесполезной [10, с. 129].
К началу 1917 г. в системе Главного тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников [6, с. 131].
Исследуя правовую базу в России на рубеже Х1Х-ХХ веков, можно сказать, что в законодательстве содержались юридические нормы, которые предусматривали уменьшение тяжести уголовного наказания для несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процес-суальное законодательства включали положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению со взрослыми подсудимыми. Однако следует отметить, что в дореволюцион-
114
ной России превалировал репрессивный подход в решении проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
За период с 1898 по 1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к лишению свободы и помещению в колонии, 8442 - в тюрьмы и арестные дома.
Многие принятые во второй половине XIX века законодательные акты не только составили правовую основу ювенальных судов, но и в значительной степени стимулировали принятие решения о создании таких судов для несовершеннолетних в России.
Петербургское общество патроната в октябре 1908 г. разработало проект специального суда, включавшего в себя следующие особенности: специальный судья, специальное заседание, особые меры по отношению к детям, помощь попечителей.
Избранную на общем собрании Санкт-Петербургского общества патроната специальную комиссию по вопросам создания в стране судов возглавил профессор И.Я. Фойницкий, под руководством которого готовился проект правил о суде для несовершеннолетних. 3 декабря 1909 г. на должность особого судьи по делам несовершеннолетних был избран H.A. Окунев, имевший более чем двадцатилетний опыт работы и выезжавший ранее за границу для ознакомления с практикой детских судов на Западе. H.A. Окунев имел статус добавочного мирового судьи.
С 1 января 1910 г. начала действовать камера по делам о малолетних, а 22 января состоялось первое судебное разбирательство. К категориям дел, подлежащих рассмотрению мировыми судами, относились дела, где: несовершеннолетние являются или обвиняемыми, или потерпевшими по делам о проступках, нарушающих закон и постановления, особо охраняющие несовершеннолетних; также подсудны малолетние и взрослые: первые (малолетние) - по делам, где они подсудны или являются соучастниками, вторые (взрослые) - где малолетние потерпевшие либо затрагиваются их интересы [2, с. 111].
Меры, применявшиеся по отношению к малолетним, зависели от того, были ли они подследственными или виновными, то есть осужденными. Для находящихся под следствием это были: 1) оставление на свободе с обязательством явиться в суд; 2) то же с учреждением попечительского присмотра; 3) помещение в чужую подходящую семью под присмотр попечителя; 4) помещение в арестный приют; 5) помещение в подследственную приюту школу. Для виновных: 1) выговор; 2) условное освобождение от наказания или условная отсрочка приведения приговора в исполнение и отдача под присмотр попечителя: а) с оставлением в родной семье или у хозяина, б) с помещением в чужую подходящую семью, в прежнее место жительства, в) то же, но с переменой места жительства, в деревню, г) с помещением в школу простую или ремесленную, с ночлегом в специальном приюте; 3) помещение в воспитательно-исправительное заведение с правом
на условное освобождение, с установлением попечительского присмотра.
Основными принципами деятельности этого суда стали: 1. Выделение рассмотрения дел о малолетних от прочих, разбор их одним судьей.
2. Упрощение судопроизводства по этим делам.
3. Назначение несовершеннолетним наказания и его отбытие не на общих основаниях.
4. Организация попечения над несовершеннолетними до и после суда в лице особых попечителей.
Однако главной целью для судов стало предупреждение преступлений, а это «..предохранение от преступлений тех детей, которые еще их не совершили, но по условиям жизни стоят на пороге закона, удержание совершивших преступления от рецидива» [5, с. 84].
Всего в России с 1910 г. появилось 7 судов: в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Екатеринославе, Николаеве и Санкт-Петербурге.
23 апреля 1912 г. в России начал функционировать первый особый суд для несовершеннолетних.
Суд по делам несовершеннолетних в России оценивался прогрессивными юристами того времени как наиболее удачная модель подобного суда. Основанием такой оценки была его широкая юрисдикция, связь с населением, поскольку суд был мировым, где при выборе судей по делам несовершеннолетних учитывалось знание ими детской психологии, отсутствовал формализм судебного процесса.
Анализ научной литературы и правовых документов свидетельствует, что никаких других специальных органов, призванных осуществлять работу по пресечению преступлений несовершеннолетних в России того времени, не создавалось.
Характерной чертой дореволюционной России являлось активное участие общественных объединений в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Например, известная общественная деятель А.Н. Стре-калова при поддержке О.О. Буксгевдена обратилась за помощью к российским военным морякам за помощью в деле предупреждения преступлений несовершеннолетних. В Морском собрании г. Кронштадта был сделан доклад по этому поводу. Моряки не остались равнодушными к судьбам детей, стоявших на пороге преступления. На собрании было принято решение об учреждении в России специальных заведений для воспитания несовершеннолетних правонарушителей - приютов-кораблей, для чего предлагалось использовать старые, отслужившие свой срок суда. Подобные приюты-корабли существовали в Кронштадте, Севастополе, Таганроге. Жизнь воспитанников в приютах-кораблях строилась по корабельным правилам, вся служба обеспечивалась силами подростков. Большое значение уделялось личности воспитателя - командира корабля. На эти места подбирались опытные морские офицеры, отличавшиеся высокими нравственными качествами, пользовавшиеся авторитетом, которые по возрасту или состоянию здоровью уже не могли продолжать службу на флоте. На указанных приютах-кораблях был организован «самообслуживающий труд»: воспитанники вы-
116
полняли все хозяйственные работы, связанные с обеспечением жизни на корабле. Основное внимание уделялось изучению морского дела. Практическую сторону дела подростки осваивали в активной деятельности. В частности, таганрогский приют-корабль был в самостоятельных плаваниях, перевозил грузы. При этом все виды корабельной службы выполнялись воспитанниками под присмотром капитана. Подготовка воспитанников осуществлялась таким образом, чтобы, выйдя из приюта, они могли стать матросами на торговых и пассажирских кораблях. Одновременно воспитанники учились по школьной программе [11, с. 90-92].
Библиографический список
1. Токмаков Г.М. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в Российской Империи//Юве-нальная юстиция и профилактика правонарушений. СПб., 1999.
2. Бакаев A.A. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004.
3. Сабинин П.Х. Преступные дети и исправительные заведения. Ровно, 1898.
4. Беляева Л. И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX- начало XX в.): Автореф. дисс... докт. юрид. наук. М., 1995.
5. Бакаев A.A., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2003.
6. Козлов С. П. Исполнение наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в дореволюционной России//История органов внутренних дел. М., 2002.
7. Тюремный вестник. 1909. №6-7.
8. Сапрунов А. Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. М., 2001.
9. Папкова Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. М., 2005.
10. Сапрунов А.Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. М., 2001.
11. Беляева Л. И. Из опыта участия российского флота в борьбе с преступностью несовершеннолетних//Современные криминологические проблемы борьбы с преступностью. Труды Академии управления. М., 2000.