Историчес кий опыт
Запуниди К.Н.
ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА
Цель: Рассмотреть систему исправительных учреждений для несовершеннолетних в России. Методология: Автором в данной работе использовались историко-правовой и формально-юридический методы.
Результаты: Возникновение правовых норм об условиях отбывания наказания несовершеннолетних преступников связано с реформами, проводимыми Екатериной II. На данном этапе было предусмотрено два режима отбывания наказания: тюрьмы и воспитательные приюты. Все законодательные нормы выполнялись с нарушениями, но в целом законодательные нормы и идеи конца XIX - начала ХХ в. стали основой для уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних в дальнейшем.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть историю развития правового регулирования отбывания наказания несовершеннолетними осужденными в России до 1917 года.
Ключевые слова: правовое регулирование, отбывание наказания, несовершеннолетние осужденные, колонии, исправительные учреждения.
Zapunidi K.N.
HISTORY OF LEGAL REGULATION OF SERVING SENTENCES BY JUVENILE CONVICTS IN RUSSIA UNTIL 1917
Purpose: To examine the system of correctional institutions for minors in Russia. Methodology: Historical and legalistic methods were used by the author.
Results: The emergence of legal norms on the conditions of serving the sentence of juvenile offenders is associated with the reforms carried out by Catherine II. At this stage, there were two modes of serving the sentence: prisons and educational shelters. All legislative norms were implemented with violations, but in general, legislative norms and ideas of the late XIX - early XX century became the basis for criminal law policy in relation to minors in the future.
Novelty/originality/value: The paper has a high scientific value, as it is one of the first attempts to analyze the history of the legal regulation of serving sentences by minors convicted in Russia before 1917. Keywords: legal regulation, punishment, juvenile offenders, prison, correctional facility.
В современной системе исправительных учреждений специальные заведения для несовершеннолетних - воспитательные колонии - занимают особое место, поскольку несовершеннолетние, по сравнению со взрослыми осужденными, нуждаются в льготных условиях отбывания наказания [4, с. 33].
Период становления системы исправительных учреждений для несовершеннолетних в России занял достаточно длительное время, характерным является то, что первые исправительные учреждения для детей и подростков появились на несколько столетий позже, чем в Европе, что объясняется длительным отсутствием правового регулирования данного вопроса.
Законодательство Древней Руси не содержало норм, регулирующих вопросы отбывания наказания несовершеннолетними. Как отмечал в свое время М.Ф. Владимирский-Буданов, по этим законам малолетние и взрослые занимали равное процессуальное положение без учета и определения минимального возраста, по достижении которого возможно привлечение к суду и осуждению [12].
Такая же позиция прослеживается и в Соборном уложении 1649 г., где закреплено, что «суд и расправа во всяких делах всем равна» [3, с. 6].
Артикул воинский Петра I, действовавший до XIX в., не предусматривал никаких норм, регулирующих порядок отбывания наказания [11].
Ученые указывают, что, ввиду отсутствия специальных норм, в русских тюрьмах XVI - середины XVIII в. отсутствовало разделение совершеннолетних и несовершеннолетних по возрасту, и, как следствие тюрьмы превращались в «школы» для несовершеннолетних, где они могли беспрепятственно постигать азы воровского искусства. Кроме того, не исключалась возможность насилия со стороны взрослых преступников [7, с. 32].
Первые и единственные до середины XIX в. нормы, регулирующие вопросы отбывания наказания несовершеннолетними, были предусмотрены в Указе Екатерины II от 26 июля 1765 г. В этом нормативном акте были пересмотрены условия назначения и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, и принято решение об изоляции малолетних и несовершеннолетних арестантов от взрослых [3, с. 6].
Несмотря на практически полное отсутствие законодательных норм, в начале 50-х гг. XIX в. в Санкт-Петербурге была создана первая в России колония для несовершеннолетних правонарушителей, в основу деятельности которой были положены идеи трудового воспитания осужденных, уважения их личности, заимствованные из зарубежного опыта [5, с. 92].
В рамках проведения судебной реформы Александра II в 1864 г. был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в котором предусматривалось, что «в тех местах, где будут учреждены исправительные учреждения, несовершеннолетние от 10 до 17 лет могут взамен заключения в тюрьмы быть обращаемы в эти приюты на срок, определяемый мировым судьей, но с тем чтобы не оставлять их там по достижении 18-летнего возраста» [5, с. 92].
Первым законодательным актом, регулирующим вопросы отбывания наказания несовершеннолетними, стал Закон от 5 декабря 1866 года «Об учреждениях приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». В качестве исправительных учреждений для несовершеннолетних были определены приюты и колонии, установлены требования к режиму содержания. По оценкам ученых, Закон впервые предусмотрел возможность замены тюремного заключения для несовершеннолетних исправительными приютами, где дети и подростки обучались грамоте, сельскому хозяйству и ремеслам. Срок нахождения в приюте определялся в приговоре суда, но мог быть сокращен при хорошем поведении условно на одну треть [8, с. 18].
В 1886 году в дополнение к Закону были изданы Правила об исправительных приютах, в которых указывалось, что приюты создаются как правительством, так и земствами, обществами, духовными установлениями и частными лицами [5, с. 92].
Анализируя законодательство конца XIX в., Н.Ф. Лучинский указал, что в России устанавливались три режима отбывания наказания:
- за преступления, совершенные в возрасте от 17 до 21 года, назначают такие же наказания, как и к совершеннолетним, но с некоторым смягчением;
- за преступления, совершенные малолетними в возрасте от 10 до 17 лет, предусматривалось два вида наказания: за тягчайшие преступления, совершенные в возрасте от 14 до 17 лет, назначалось заключение в тюрьме на срок до 3 до 12 лет, во всех остальных случаях - помещение в воспитательно-исправительные заведения (за исключени-
ем маловажных проступков, влекущих наказание не суровее ареста или денежной пени);
- за преступления, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 10 до 14 лет, которые «не могли понимать свойства и значения ими совершаемого или руководить своими поступками»; дети и подростки могли быть помещены в воспитательно-исправительные учреждения [8, с. 18].
К концу XIX в. в России сложилось два основных типа приютов: ремесленные приюты и земледельческие колонии. Зачастую системы смешивались, образуя ремесленные приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства или ремесленно-земледельческие колонии. Так, ремесленными заведениями были Киевская колония, Руковишниковский приют. К земледельческим системам относились Санкт-Петербургская, Фидлеровская колония. В числе смешанных заведений были Роденпойская, Владимирская, Черниговская и Нижегородская колонии, а также Саратовский приют [10, с. 118].
В приютах всех типов применялись различные воспитательные системы:
1. Семейная система применялась в Санкт-Петербургской, Киевской, Харьковской и Полтавской колониях. В основу семейного воспитания была положена идея силы личности воспитателя, его влияние на подопечных. Данная система характеризовалась обособленным размещением воспитанников в небольших домиках. В каждой семье было не более 12-15 человек. К семейной системе прибегали немногие заведения. Это объяснялось недостатком средств.
2. Казарменная система применялась в Ви-ленской, Владимирской, Нижегородской, Кишиневской колониях и в Большевском приюте. Особенность этой системы в том, что все питомцы распределялись по внешним признакам (возрасту, росту) на дивизии, роты, секции и отделения по 50-80 человек с выборными надзирателями. Свойством этой системы был воинский режим жизни - маршировки, барабанный бой, трубные сигналы, команды, субординация и пр. Лучшие воспитанники назначались отделенными, отличившиеся - взводными. Воспитанники носили знаки различия в виде нашивок на рукавах [10, с. 118].
Непосредственная деятельность приютов (колоний) осуществлялась на основе уставов (положений), которые, как правило, утверждались министром внутренних дел, и благодаря благотворительности частных лиц [14, с. 97], при этом практика свидетельствовала о том, что в исправительных учреждениях, имеющих четко налажен-
EURASIAN
> 1(38)2019 <
ADVOCACY
ный патронат, процент рецидива был на более низком уровне [2, с. 117].
Как свидетельствует статистика, к 1900 г. в России появилось 45 исправительных учреждений для несовершеннолетних, которые в городах носили название приютов, а в сельской местности -земледельческих колоний. Ввиду того, что существовавшие приюты и колонии могли вместить не более 15-17 % несовершеннолетних, остальных были вынуждены помещать в общие тюрьмы [5, с. 92]. Источники тех лет свидетельствуют, что нормы о раздельном содержании взрослых и малолетних арестантов игнорировались, в общих камерах со взрослыми арестантами содержались и дети в возрасте до 10 лет [1, с. 73-74].
С принятием 2 июня 1897 г. Закона «О малолетних и несовершеннолетних преступниках» наказания к несовершеннолетним преступникам смягчались. Так, в случае совершения преступления в возрасте от 10 до 17 лет «без разумения» несовершеннолетние отдавались «под ответственный надзор по усмотрению суда или их родителям, или лицам, на попечение коих они состоят, или другим благонадежным людям, изъявившим на то согласие». В случае если назначалось наказание в виде тюремного заключения, оно отбывалось либо в исправительных приютах, либо в колониях для несовершеннолетних [6, с. 17].
Такой вид ответственности, как передача под ответственный надзор благонадежным людям, вызывал критику. Ученые, анализируя свидетельства современников, приводят слова судебного следователя по важнейшим делам Орловского областного суда Ф. Сотникова, указывавшего, что в случае передачи малолетних преступников под надзор родителей проблем не возникало. В случаях же, когда родителей несовершеннолетних не было в живых или они не могли обеспечить присмотр, дети и подростки из непривилегированных сословий, особенно воры-рецидивисты, нередко круглые сироты, с трудом находили попечителей. Многие попечители извлекали пользу из противоправной деятельности переданных на попечение детей, например, нищенствования [9, с. 108-109]. Во второй половине XIX в. достаточно широкое распространение получила аренда детей для нищенского промысла. Сострадание и милостыню у прохожих было легче получить, если помощи просили дети [13, с. 16].
В Положении о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г. был обозначен ориентир на исправление малолетних правонарушителей в рамках религиозно-нравственного воспитания, физического
и умственного развития, на основе начального образования и обучения прикладным профессиям [14, с. 97].
В качестве итога отметим, что возникновение правовых норм об условиях отбывания наказания несовершеннолетних преступников связано с реформами, проводимыми Екатериной II, когда было предусмотрено правило о раздельном содержании взрослых и несовершеннолетних правонарушителей в тюрьмах. Несмотря на отсутствие правового регулирования, отдельные попытки перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей без помещения их в тюрьму осуществлялись с середины XIX в. путем создания единичных исправительных колоний (приютов).
Основной этап реформирования условий отбывания наказаний несовершеннолетними начался с 1860-х гг., когда рядом нормативно-правовых актов было предусмотрено два режима отбывания наказания: тюрьмы и воспитательные приюты, а также возможность освобождения от отбывания наказания в форме передачи несовершеннолетнего на попечение родителей, родственников или иных лиц.
Приходится констатировать, что не все законодательные нормы выполнялись, имели место многочисленные нарушения прав несовершеннолетних осужденных. Законодательство в рассматриваемой сфере стало более гуманным к несовершеннолетним к началу ХХ в., но реформы, по понятным причинам, завершены не были. В целом законодательные нормы и идеи конца XIX -начала ХХ в. стали основой для уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних в дальнейшем.
Пристатейный библиографический список
1. Белова Е.Ю. Исторические этапы организации деятельности пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних осужденных в сфере предупреждения рецидивной преступности // Юридическая мысль. 2017. № 5 (103). С. 73-74.
2. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России (серединаХИХ - начало ХХ в.). М., 1995. С. 117.
3. Долженкова Г.Д. Социальное обеспечение как один из факторов, влияющих на социальную адаптацию осужденных к лишению свободы: монография. М., 2004. С. 6.
4. Иванов П.В. Роль воспитательных колоний в системе исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 33.
5. Игнатенко В.И. Появление и развитие воспитательно-исправительных учреждений для несовершен-
нолетних осужденных в России // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3 (82). С. 92.
6. Кольцов М.И. Исторические аспекты назначения наказаний несовершеннолетним в России // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2006. № 3 (43). Ч. 2. С. 17.
7. Кириллов М.А., Нарышкина Н.И. Осужденные несовершеннолетние в России: историко-правовой, криминологический и уголовно-исполнительный аспекты // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 1 (34). С. 32.
8. Лучинский Н.Ф. Основы тюремного дела. СПб., 1904. С. 46 // Цит. по: Миннахметова Е.Ю. Отбывание уголовного наказания несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы (исторический аспект, XI-XIX вв.) // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2. С. 18.
9. Матвеева Е.С. Несовершеннолетние осужденные в России на рубеже XIX-XX вв.: проблемы установления ответственного присмотра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (59). Ч. 2. С. 108-109.
10. Нестеров А.Ю. Ретроспективный анализ пенитенциарной системы в отношении несовершеннолетних осужденных (международный и российский опыт) // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 118.
11. Правовое положение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в уголовно-исполнительной системе России: учеб. пособ. / В.Д. Крачун и др.; под ред. В.Д. Крачуна. Владимир, 2012. С. 54-55.
12. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. М., 1985. Т. 4. С. 56-78.
13. Синова И.В. «Арендное пользование детьми» (об эксплуатации детей в повседневной жизни России во второй половине XIX - начале XX века) // Патриотизм и гражданственность в повседневной жизни российского общества (XVIII-XXI вв.): сборник мат-лов меж-дунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцо-ва. СПб., 2013. С. 16.
14. Сапогов В.М. Исторические и современные тенденции развития правовоспитательной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями в условиях изоляции от общества // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-6. С. 97.
References (transliterated)
1. Belova E.Yu. Istoricheskie e4apy" organizacii deyateknosti penitendarny"x uchrezhdenij dlya nesover-shennoletnix osuzhdenny"x v sfere preduprezhdeniya re-cidivnoj prestupnosti // Yuridicheskaya my"sk. 2017. № 5 (103). S. 73-74.
2. Belyaeva L.I. Stanovlenie i razvitie ispravitekny"x uchrezhdenij dlya nesovershennoletnix pravonarushitelej v Rossii (seredinaXIX - nachalo XX v.). M., 1995. S. 117.
3. Dolzhenkova G.D. Sodaknoe obespechenie kak odin iz faktorov, vliyayushhix na sociaknuyu adaptaciyu osuzhdenny'x k lisheniyu svobody": monografiya. M., 2004. S. 6.
4. Ivanov P.V. Rok vospitatekny'x kolonij v sisteme ispolneniya nakazanij // Ugolovno-ispolniteknaya sistema: pravo, e'konomika, upravlenie. 2008. № 1. S. 33.
5. Ignatenko V.I. Poyavlenie i razvitie vospitatekno-ispravitekny'x uchrezhdenij dlya nesovershennoletnix osuzhdenny'x v Rossii // Chelovek: prestuplenie i nakaza-nie. 2013. № 3 (82). S. 92.
6. Kokczov M.I. Istoricheskie aspekty" naznacheniya nakazanij nesovershennoletnim v Rossii // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Gumanitarny'e nauki. 2006. № 3 (43). Ch. 2. S. 17.
7. Kirillov M.A., Nary'shkina N.I. Osuzhdenny'e ne-sovershennoletnie v Rossii: istoriko-pravovoj, krimino-logicheskij i ugolovno-ispolnitekny'j aspekty" // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2015. № 1 (34). S. 32.
8. Luchinskij N.F. Osnovy" tyuremnogo dela. SPb., 1904. S. 46 // Cit. po: Minnaxmetova E.Yu. OtbyVanie ugolovno-go nakazaniya nesovershennoletnimi, osuzhdenny'mi k lisheniyu svobody" (istoricheskij aspekt, XI-XIX vv.) // Ugolovno-ispolniteknoe pravo. 2009. № 2. S. 18.
9. Matveeva E.S. Nesovershennoletnie osuzhdenny'e v Rossii na rubezhe XIX-XX vv.: problemy" ustanov-leniya otvetstvennogo prismotra // Istoricheskie, filosof-skie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kukturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy" teorii i praktiki. 2015. № 9 (59). Ch. 2. S. 108-109.
10. Nesterov A.Yu. Retrospektivny'j analiz peni-tenciarnoj sistemy" v otnoshenii nesovershennoletnix osuzhdenny'x (mezhdunarodny'j i rossijskij opy't) // Che-lovecheskij kapital. 2015. № 8 (80). S. 118.
11. Pravovoe polozhenie podozrevaemy'x, obvinyaemy'x i osuzhdenny'x v ugolovno-ispolniteknoj sisteme Rossii: ucheb. posob. / V.D. Krachun i dr.; pod red. V.D. Krachuna. Vladimir, 2012. S. 54-55.
12. Rossijskoe zakonodatekstvo X-XX vekov: v 9 t. M., 1985. T. 4. S. 56-78.
13. Sinova I.V. «Arendnoe pokzovanie dekmi» (ob e'kspluatacii detej v povsednevnoj zhizni Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka) // Patriotizm i grazhd-anstvennosk v povsednevnoj zhizni rossijskogo obshhest-va (XVIII-XXI vv.): sbornik mat-lov mezhdunar. nauch. konf. / pod obshh. red. prof. V.N. Skvorczova. SPb., 2013. S. 16.
14. Sapogov V.M. Istoricheskie i sovremenny'e tenden-cii razvitiya pravovospitateknoj deyateknosti s nesover-shennoletnimi pravonarushitelyami v usloviyax izolyacii ot obshhestva // Sovremenny'e tendencii razvitiya nauki i texnologij. 2015. № 4-6. S. 97.