УДК 343, 24 - 053. 6 «18/19»
Скрыльников Дмитрий Константинович
студент 3-го курса юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, юрисконсульт колледжа «Бизнес и право» [email protected]
НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX вв.)
Исследовано развитие институтов назначения и исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних в конце XIX - начале XX веков. Рассмотрены правовые основы применения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. Дана характеристика воспитательно-исправительных
заведений для несовершеннолетних, существовавших в Российской империи.
Ключевые слова: назначение наказания, исполнение наказания, лишение свободы, исправительные приюты, Уложение о наказаниях, несовершеннолетние.
В конце XIX в. в России возникла необходимость правового регулирования режима исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. Следует отметить, что в России на протяжении длительного периода отсутствовали не только специальные уголовно-правовые нормы, но и отдельные исправительные учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей. Дети содержались совместно со взрослыми, наравне с ними входили в этапные партии, подвергались при этом неимоверным испытаниям.
Одной из первых попыток обратить внимание на бедственное положение подро-стков-правонарушителей явилась разработка в 1838 г. Положения о детских приютах, в котором предлагалась программа организации приютов для несовершеннолетних [1].
До 1864 г. законодательство Российской империи не предусматривало по отношению к несовершеннолетним преступникам применения такой меры наказания, как направление в исправительные учреждения. Допускалось лишь существование частных и не подпадающих под юрисдикцию государства воспитательных заведений для нравственно испорченных детей, например, Нарвского (1848 г.); Ревельского (1850 г.); Санкт-Петербургского (1864 г.).
Устав о наказаниях, налагаемых миро-
Skrylnikov Dmitry Konstantinovich
Third Year Student of Law Faculty named after M.M. Speransky of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administartion, Legal Counsel of the Private Educational Institution of Secondary ocational Education College “BUSINESS AND LAW" [email protected]
AWARD AND EXECUTION OF A CRIMINAL PENALTY IN THE FORM OF DEPRIVATION OF LIBERTY CONCERNING THE UNDERAGE (end of the 19th- early 20th centuries)
The development of institutions of award and execution of criminal penalties in relation to the under-age in the late 19th and early 20th centuries has been studied. The legal basis of the administration of a criminal penalty concerning the under-age has been considered. The description of the educational and correctional institutions for juveniles existed in the Russian Empire has been given.
Key words: award of a penalty, execution of a penalty, penalty, deprivation of liberty, correctional homes, Penitential book, the under-age.
выми судьями, впервые провозгласил, что малолетние преступники могут быть в судебном порядке направлены в особо учрежденные исправительные приюты [2].
Подготовка и принятие названного Устава предполагала усиление воздействия на крестьянские массы, в том числе путем помещения детей-правонарушителей из их числа в названные учреждения. Однако направление в приюты не было обязательным, и решение об этом зависело от мирового судьи даже в тех местностях, где такие приюты имелись [3 с. 66].
Несколько позднее (5 декабря 1866 г.) был принят Закон об исправительных приютах. К моменту принятия Закона от 5 декабря 1866 г. в России существовало несколько заведений для нравственно испорченных детей, созданных частными лицами и не подпадающих, в основном, под юрисдикцию правоохранительной системы. Названный закон явился первым в отечественной истории правовым актом, регулирующим порядок учреждения и общие начала деятельности исправительных приютов, появление которых ознаменовало очередной этап в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства.
Условия, при которых малолетние преступники направлялись в исправительные приюты, регламентировались Уложением о наказаниях 1866 г. - отдаче в такие приюты
подлежали подростки в возрасте от 10-17 лет, действовавшие при совершении преступления с разумением.
Приюты должны были находиться в ведении Министерства внутренних дел и предназначались только для детей, совершивших преступления. По терминологии закона заведения именовались «богоугодными и общеполезными». Их учредителями могли быть государственные, общественные организации и общества, частные лица, земства, духовенство (ст.1 Закона об исправительных приютах).
На основе Закона 1866 г. были открыты первые исправительные приюты: Петербургское (Устав учрежден 15 января 1870 г.), Варшавское (20 февраля 1871 г.), Харьковское (18 декабря 1871 г.), Казанское (23 января 1873 г.), Киевское (17 июля 1874 г.), Нижегородское (28 апреля 1875 г.), Симбирское ( 1876 г.) и Волгоградское (1878 г.). Это были негосударственные организации.
Важной особенностью названного закона явилось то, что он ввел понятие условнодосрочного освобождения несовершеннолетних правонарушителей (ст. 10) и изложил общий минимум требований в организации работы с воспитанниками (ст. 8).
В конце XIX в. нормы об ответственности несовершеннолетних и применении к ним уголовного наказания содержались не только в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, но и в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в Уставе о ссыльных, Сельском и Воинском уставах о наказаниях, Уставе о паспортах и беглых. В целом нормы действовавшего уголовного законодательства нуждались в значительных изменениях.
В проекте, составленном Н.С. Таганце-вым вопрос о применении к несовершеннолетним наказаний, связанных с изоляцией, решался так: дети, не достигшие при совершении преступлений 12 лет, не подлежат уголовному преследованию; малолетние, от 12 до 17 лет, подлежат уголовному преследованию только в том случае, если они действовали «с разумением»; в возрасте от 17 до 21 года вопрос о разумении виновного не становится. Отрицание разумения, по мнению автора, совершенно тождественно с отрицанием вменяемости и, наоборот, предлагалось, чтобы за преступления, совершенные по неосторожности, малолетние, от 12 до 17 лет, и несовершеннолетние, от 17 до 21 года, вообще не подлежали уголовной ответственности. Поскольку Уложение (о наказаниях) специально не оговаривало вопроса о неприменении смертной казни к малолетним преступникам, а в литературе он был дискуссионным (например, профессор А. Лохвицкий допускал такое применение [4, с. 104]), автор исследо-
вания уделяет особое внимание обоснованию и доказыванию недопустимости применения смертной казни к несовершеннолетним преступникам (до 21 года). «Для малолетних, -утверждает он, - необходимо не наказание, а воспитание, и ни одна мера уголовная, не заключающая последнего элемента, не должна быть допущена» [5, с. 27] .
Закон «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников» был принят 20 мая 1892 г. и внес изменения в ст. 137, 138 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В соответствии с этим законом срок содержания несовершеннолетних в заведении определялся не судом, а самим исправительным заведением и зависел от степени исправления. Законом определялись лишь границы этого срока: воспитанников можно было содержать не менее года и не более 18-летнего возраста. Некоторые из криминалистов считали и, видимо, обоснованно, такое решение отступлением от строго юридических начал исправительных и воспитательных целей. Нельзя упускать из виду и того, что критериев исправления выработано не было и они целиком зависели от усмотрения конкретных лиц, которые по-разному подходили к оценке поведения воспитанников. Тем не менее, появление закона свидетельствовало о заинтересованном подходе к решению возникающих вопросов, он был свидетельством поиска наилучших форм деятельности.
Под влиянием очередного Съезда представителей русских исправительных заведений для несовершеннолетних преступников был принят также закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних» от 2 июня 1897 г . Анализ этого закона показывает усиление воспитательной функции наказания в отношении подростков, поскольку существенно расширяются меры применения исправительного наказания к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 17 лет и к малолетним, дифференцируется подход к наказанию несовершеннолетних по возрастам [6, с. 13].
Таким образом, законодательная база и практика розыска преступников на отдельных исторических этапах существования России развивалась, происходили изменения в нормах права и практике их применения. Деятельность в области борьбы с преступностью всегда была законодательно регламентирована, но эта регламентация менялась вместе с общественно-экономическими условиями [7, с. 102].
Следующим этапом в развитии законодательства о несовершеннолетних стало Уго-
ловное Уложение 1903 г., которое пошло дальше и продолжило начатые реформы: определило характер заведений для несовершеннолетних, называя их воспитательноисправительными, что соответствовало духу времени и требованиям науки, ее достижениям, международным взглядам; повысило возраст несовершеннолетних, подлежащих воспитательно-исправительному воздействию до 21 года; сделало попытку дифференцировать подход к несовершеннолетним мужского и женского пола и т. д. Уложение во многом сохранило главные положения законов о несовершеннолетних, принятых в конце XIX в. [8, с. 22]. К этому времени общее число исправительно-воспитательных заведений в России достигло 48, из которых 1 - Руковишниковский Московский приют принадлежал городу, 2 -Тамбовский приют и Тверская колония - земству, 4 - Вятская, Нижегородская, Владимирская и Смоленская колонии - находились в частичной зависимости от земств и, наконец, остальные 41 - всецело существовали в зависимости от частной благотворительности [9, с. 99].
К началу XIX в. в России существовали два типа заведений для несовершеннолетних: ремесленные приюты и земледельческие колонии. Весьма часто они смешивались, образуя ремесленно-земледельческие колонии или ремесленные колонии со школами садоводства, огородничества и пчеловодства и т.п.
В соответствии с Уголовным Уложением 1903 г. названные учреждения для несовершеннолетних стали называться воспитательно-исправительными. Позднее данная норма была закреплена Законом о воспитательноисправительных заведениях для несовершеннолетних.
Поскольку эти учреждения именовались теперь воспитательно-исправительными, то основным их предназначением было перевоспитание несовершеннолетних. Таким образом, подчеркивался приоритет воспитания в деятельности подобных заведений. На практике некоторые заведения независимо от названия оставались подобием небольших тюрем, узники которых ненавидели существующие порядки и, как могли, восставали против них, совершая беспорядки. Объясняется это тем, что в ряде из них к воспитанникам применялись чрезвычайно суровые меры [10, с. 177-179].
Уголовное Уложение 1903 г. сделало определенный шаг вперед в развитии законодательства о несовершеннолетних, однако многие вопросы не были разрешены. Не получилось окончательно вывести несовершеннолетних из мест заключения. Не был разре-
шен вопрос о порядке исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, содержащихся в общих местах заключения, и некоторые другие проблемы [11, с. 23].
Новый период в области принудительного воспитания несовершеннолетних в России начался с принятием Положения о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних, утвержденного Законом от 19 апреля 1909 г. [12, с. 1640].
Положение носило не только исправительный, но и предупредительный характер.
В эти заведения помещались несовершеннолетние от 10 до 17 лет [13, с. 54]:
1. Признанные виновными в совершении какого либо преступного деяния по определениям и приговорам суда.
2. Обвиняемые и подсудимые, относительно которых оказывалось необходимым принять мерою пресечения способов уклонения от следствия и суда взятие их под стражу по постановлениям следственной или судебной власти.
3. Нищенствующие, бродяжествующие и вообще бесприютные, беспризорные по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, заведующих воспитательноисправительными заведениями.
4. Отдаваемые для исправления родителями. Закон предоставлял право уставам отдельных заведений определять предельный возраст подлежащих приему несовершеннолетних и устанавливал продолжительность пребывания их в учреждениях в зависимости от категории помещаемого и его возраста.
Таким образом, в России, в отличие от западных стран, законодательство закрепляло существование одного типа заведений, как для детей, совершивших преступления, так и не сделавших этого, - воспитательноисправительные. Они учреждались для нравственного исправления содержащихся в них несовершеннолетних и «подготовления к честной трудовой жизни».
История развития в Российской империи исправительных заведений для несовершеннолетних свидетельствует о том, что в ходе осуществления реформ уголовного и судебного законодательства определился новый подход к организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. В России наметились и частично сформировались основные ее направления:
- особые институты уголовной юстиции (прообраз современной модели ювенальной юстиции);
- отдельное содержание под стражей несовершеннолетних с использованием средств воспитательной работы;
- организацию специальных заведений исправительного воспитания;
- самостоятельный институт социальной помощи (патронат) освобожденным из таких заведений несовершеннолетним.
Анализ карательной государственной
политики и общественной деятельности в области превенции правонарушений несовершеннолетних, конца XIX - начала XX вв., позволяет говорить о появлении механизма взаимодействия государства и общества в этом деле.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Буксгевден О.О. Исправительно-воспитательные приюты. СПб, 1903. IX.
2. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями // Судебные уставы. 1864 г. 20 ноября. Ст. 6. СПб, 1866.
3. Таганцев Н.С. Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву. СПб, 1871.
4. Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. СПб, 1871.
5. Загородников Н.И. Советская уголовная политика. М., 1979.
6. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в
России (XIX - нач. XX веков). М., 1995.
7. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Уголовные наказания в России (история законодательства и практики его примене-
ния): монография. Домодедово, 1997.
8. Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений
для несовершеннолетних правонарушителей в России (сер. XIX - нач. XX века): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995.
9. Коротнев АД. Малолетние и несовершеннолетние преступники. СПб, 1903.
10. Дриль Д. Тюрьма и принудительное воспитание // Журнал Министерства юстиции. 1900. № 5.
11. Беляева Л.И. Указ. соч.
12. Обзор преобразований по тюремной части при новых законодательных установлениях (1906-1912 гг.) // Тюремный вестник. 1912. № 10.
13. Позднышев С.В. Введение к «Курсу практического тюрьмоведения» // Тюремный вестник. Приложение. 1912. № 12.