ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ СВЯЗАННОГО С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ: ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Т. В. ХАЧАТРЯН
Статья посвящена проблемам становления системы уголовного наказания несовершеннолетних в дореволюционной России конца XIX - начала XX в. и ее влиянию на формирование современной уголовно-правовой традиции.
Ключевые слова: уголовное наказание несовершеннолетних, виды наказания, не связанные с лишением свободы, цели наказания, эффективность наказания.
Представляя собой своеобразный показатель социально-правового развития государственности, одной из основ уголовной политики и важнейшим аспектом правовой доктрины является проблема уголовного наказания несовершеннолетних.
Учитывая отношение к несовершеннолетнему, совершившему преступление, не как к объекту репрессий, а как к субъекту реабилитации современная уголовная политика государства отрицает чисто карающий характер наказания, что обусловливает особое значение мер, не связанных с лишением свободы.
Прогрессивная уголовно-правовая наука выступает за предпочтительное использование мер, не предусматривающих содержания в местах лишения свободы. Подобный подход во многом обусловлен тем фактом, что наступление негативных последствий, связано не только с лишением свободы, но и с изоляцией от общества, что в свою очередь сказывается на несовершеннолетнем в большей степени, чем на взрослом, поскольку затрагивает несовершеннолетнего на начальной стадии его развития.
В этой связи представляется необходимым учесть приоритетное значение эффективности уголовного наказания при его назначении несовершеннолетним, что обусловлено достижением целей как исправления и перевоспитания, так и карательной практики в целом. Следовательно, избирая ту или иную меру наказания несовершеннолетнему, суд должен учитывать эффективность избранного им вида и размера наказания в целях предупреждения совершения новых общественно опасных деяний.
Стремясь найти оптимальные подходы к анализу представленной проблемы, наука уголовного
права обращается к достаточно обширному опыту предшествующих поколений, который может стать неоценимым подспорьем в рассмотрении представленной проблемы в современных правовых условиях.
Система уголовного наказания несовершеннолетних эволюционировала на протяжении длительного времени, претерпевая серьезные изменения, зависевшие от комплекса причин как правового, так и социально-экономического, и политического характера. Особое место среди основных видов уголовного наказания данной категории лиц занимает именно наказание, не связанное с лишением свободы, представляющим собой крайнюю форму проявления реакции государства на противоправное поведение несовершеннолетнего.
Не случайно уголовно-правовая доктрина признает неизменным и обоснованным в течение последних ста лет тезис о том, что в механизме преступного поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательным личностным характеристикам. Следовательно, ответом государства на преступление несовершеннолетнего призвано стать, прежде всего, не карательное воздействие на него, а своего рода коррекция социального окружения и устранение последствий его недостаточной социализации.
Яркой характеристикой представленной позиции в российском дореволюционном уголовном законодательстве и практике может служить тот факт, что в начале XIX в. было установлено ограничение, в соответствии с которым несовершеннолетние до определенного возраста освобожда-
лись от уголовного преследования и передавались на попечение родителей.
В частности, ст.ст. 142-150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, принятого в 1845 г., определяли субъектом преступления лицо, достигшее 10 лет. Исходя из положений ст. 143, дети от 7 до 10 лет также не подвергались наказанию, но отдавались родителям или благонадежным родственникам для исправления [10].
Учитывая тот факт, что закон не указывал ни последствий, ни форм исправления, то по разъяснению Кассационного департамента Сената никакой разницы между детьми до 7-летного возраста и от 7 до 10 лет не усматривалось, а значит, возраст безусловной невменяемости по Уложению о наказаниях 1845 г. простирался до 10 лет.
Вместе с тем, наказание, которое применялось к лицам, совершившим преступление в возрасте от 10 до 14 лет, существенно смягчалось. Речь может идти о том, что Уложение предусматривало также возможность замены наказания несовершеннолетним в зависимости от их возраста более мягким [2].
В свою очередь, в Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных в редакции 1866 г., в соответствии со ст. 148 несовершеннолетние в возрасте от 14 до 21 года за преступления, совершенные по неосторожности, подвергались только домашнему исправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов [11].
Особое внимание следует обратить на тот факт, что и в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет, заменялось заключение в тюрьму помещением в исправительные приюты [12].
Представленные особенности системы уголовного наказания предусматривали возможность отдачи по усмотрению суда несовершеннолетних правонарушителей в особые учреждения, если таковые в данной местности были, что предусматривалось ст. 6 Устава. Причем такое направление в приюты могло иметь место только по отношению к тем, кто был виновен в совершении преступления и подлежал заключению в тюрьму. На тех, кто приговаривался к аресту, это положение не распространялось [4].
В русле изложенных положений следует указать на то, что в 1866 г. с принятием закона «Об учреждении исправительных приютов» была предпринята законодательная попытка заменить наказание в виде тюремного заключения на помещение в исправительные приюты. Однако помещение в исправительные приюты не являлось
наказанием и относилось к мерам принудительного воспитания. Исходя из положений ст. 1 вышеозначенного закона, приюты создавались для нравственного исправления несовершеннолетних, отдаваемых туда по приговору суда, причем в законе не содержалось воспрещения помещать в те же заведения детей брошенных, нищих и отдаваемых туда в силу родительской власти [8].
Характеризуя сложившуюся в данный период систему уголовного наказания несовершеннолетних, следует отметить тот факт, что по выражению законодателя «сделанное в малолетстве преступление впредь на в какое им подозрение не считалось» [7].
Ярким подтверждением подобного подхода является то, что именно в этой связи министр внутренних дел П. Н. Дурново сделал соответствующее разъяснение, в котором отметил не карательный характер данных учреждений [5].
Своеобразным логическим продолжением в силу высказанных соображений представляется Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», который был создан в соответствии с идеей исправления, а не устрашения. Данный акт существенно расширил меры применения исправительного воспитания к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 17 лет и к малолетним до 14 лет, пересмотрел и изменил систему наказаний, применяемых к несовершеннолетним, порядок судопроизводства по делам о них, что являлось несомненным шагом вперед [6].
Анализируя положения дореволюционного законодательства А. Д. Коротнев, указывал, что были отменены все наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет: смертная казнь, каторга, поселение, ссылка и др. Было запрещено применявшееся ранее заключение под стражу в полицейских арестных помещениях как мера пресечения. Вместо этого вводилось направление несовершеннолетних в приюты, колонии, а там, где таковых не было, в монастыри. По мнению правоведа, данный акт дифференцированно подходил к наказанию несовершеннолетних различных возрастов. Так, в отношении несовершеннолетних от 10 до 14 лет и от 14 до 17 лет могли быть применены следующие меры: отдача под надзор родителям и опекунам (ранее это применялось только в отношении детей до 14-летного возраста); помещение в приюты и колонии. Что касается подростков от 14 до 17 лет, то для них вводилось и заключение в тюрьму (в особые помещения, отдельно от
взрослых) и при тех же условиях в арестные дома [3].
Наряду с вышеизложенным следует обратить внимание на отмеченную современными учеными особенность: допускался произвол и колебания между строгостью и распущенностью [2, с. 34].
Признавая приоритетное значение наказания, не связанного с лишением свободы, законодатель оставлял без внимания молодых людей в возрасте от 17 до 21 года, сохраняя для них и смертную казнь, и каторгу, и тюрьму, и поселение. Применение закона требовало увеличения числа колоний и приютов, создания особых отделений при тюрьмах и арестных домах, на что требовались дополнительные средства. Именно на это был сделан акцент и в Положении о воспитательноисправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г. [9].
В призме подобных суждений представляется возможным говорить о том, что к началу XX в. в России сформировалась научно обоснованная, четкая, пусть и имеющая определенные недостатки, система норм о наказаниях лиц, не достигших совершеннолетия. С этой целью по убеждению современных исследователей, был создан реальный механизм замены карательных мероприятий в отношении несовершеннолетних мерами воспитательного характера [1, с. 10].
Иными словами, уголовное наказание несовершеннолетних в XIX - начале XX в., строилось на основе принципа «общественного призрения» и признания за ними гарантий, призванных способствовать защите их прав и законных интересов, чему в основе своей способствовало применение наказания, не связанного с лишением свободы. Учитывая имевшие место законодательные пробелы и несовершенство практики применения, дореволюционный опыт может послужить неоценимым источником совершенствования современной системы уголовного наказания несовершеннолетних.
Литература
1. Алтынбаева Л. М. Особенности наказания несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008.
2. Беляев Н. А. Цели наказания и средства их достижения в ИТУ. Л., 1963. С. 307.
3. Коротнев А. Д. Малолетние и несовершеннолетние преступники. СПб., 1903. С. 101.
4. Летник Н. Л., Брострем А. И. Преступления, проступки и наказания: по уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. М., 1912. С. 57.
5. Мишина Е. В. Система отношений законодательных актов и общественной мысли к несовершеннолетним преступникам в дореволюционной России // История государства и права. 2002. № 2. С. 2-4.
6. Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости // Полное собрание законодательства Российской империи. Т. XVII. Ст. 14233. СПб., 1900.
7. Об исправительных приютах: Высочайше утвержденное мнение Государственного совета // Полное собрание законодательства Российской империи. Т. XLI. Ст. 43949. СПб., 1868.
8. Об учреждении исправительных приютов: закон // Полное собрание законодательства. 1. Спб., 1867. Т. XXXVI. Отд. 1-е. № 36251.
9. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних // Собрание законодательства Российской империи. Т. XIV. СПб., 1909.
10. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (15.08.1845) // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. М., 1988. Т. 6.
11. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1866). СПб., 1873.
12. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1885). СПб., 1912.
* * *
PROBLEMS OF CRIMINAL PUNISHMENT OF MINORS UNRELATED TO IMPRISONMENT: PRE-REVOLUTIONARY EXPERIENCE AND CURRENT TRENDS
T. V. Khachatryan
Article is devoted to problems of formation of system of criminal punishment of minors in pre-revolutionary Russia in the end of XIX - the beginning of XX century and to its influence on formation of modern criminal and legal tradition.
Key words: criminal punishment of minors, types of the punishment which have not been connected with imprisonment, punishment purposes, efficiency of punishment.