Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты предупреждения, расследования преступлений и наказания несовершеннолетних в царской России'

Историко-правовые аспекты предупреждения, расследования преступлений и наказания несовершеннолетних в царской России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INVESTIGATION / JUVENILE / CRIMINAL LIABILITY / CRIMINAL PROCEDURE INSTITUTE / РАССЛЕДОВАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шматов Михаил Андреевич, Дмитриенко Сергей Александрович

В статье на основе анализа документов дореволюционной России исследуются вопросы зарождения и развития уголовно-процессуального института расследования преступлений и ответственности несовершеннолетних в XIX веке. Рассматриваются меры, направленные на совершенствование работы судебных органов г. Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных городов Российской империи в начале XX века, уделяется внимание целям и функциям созданных в это время воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних, а также учреждений профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF PREVENTION CRIME, INVESTIGATION AND PUNISHMENT OF MINORS IN TSARIST RUSSIA

In the article on the basis of analyzing the documents of pre-revolutionary Russia investigates the origin and development of criminal procedure of the Institute for the investigation of crimes and responsibility of minors in the nineteenth century. Measures aimed at improving the work of the judicial bodies of St. Petersburg, Moscow and other major cities of the Russian Empire in the early twentieth century, focuses on the purposes and functions established in this time educational-correctional institutions for juveniles and institutions for prevention.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты предупреждения, расследования преступлений и наказания несовершеннолетних в царской России»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 343.97 : 343.85.1 ББК 67.73

© 2017 г. М. А. Шматов,

профессор кафедры уголовного процесса Волгоградской академии МВД России

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Тел.: 8 (903) 468-53-06.

С. А. Дмитриенко,

председатель Калачевского районного суда Волгоградской области кандидат юридических наук.

Тел.: 8 (903) 468-53-06.

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ЦАРСКОЙ РОССИИ

В статье на основе анализа документов дореволюционной России исследуются вопросы зарождения и развития уголовно-процессуального института расследования преступлений и ответственности несовершеннолетних в XIX веке. Рассматриваются меры, направленные на совершенствование работы судебных органов г. Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных городов Российской империи в начале XXвека, уделяется внимание целям и функциям созданных в это время воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних, а также учреждений профилактики.

Ключевые слова: расследование, несовершеннолетний, уголовная ответственность, уголовно-процессуальный институт.

M. A. Shmatov - Professor, Criminal Process Department, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior Affairs

of Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honorary Lawyer of the Russian Federation.

S. A. Dmitriyenko - Chairman, Kalachevsky District Court of Justice, Volgograd region, PhD in Law.

HISTORICALAND LEGALASPECTS OF PREVENTION CRIME, INVESTIGATION AND PUNISHMENT

OF MINORS IN TSARIST RUSSIA

In the article on the basis of analyzing the documents of pre-revolutionary Russia investigates the origin and development of criminal procedure of the Institute for the investigation ofcrimes and responsibility ofminors in the nineteenth century. Measures aimed at improving the work of the judicial bodies of St. Petersburg, Moscow and other major cities of the Russian Empire in the early twentieth century, focuses on the purposes and functions established in this time educational-correctional institutions for juveniles and institutions for prevention.

Key words: investigation, juvenile, criminal liability, criminal procedure Institute.

В истории российского уголовного судо- ный синод в 1744 году постановили, что

производства впервые несовершеннолетние «и менее 17 лет человеку довольный смысл

как специальный субъект расследования и иметь можно... посему малолетними счи-

наказания упоминаются в Артикуле Воинском тать тех, коим от рождения 12 лет еще не

1715 года, учрежденном Петром I. Из его со- исполнилось» [2]. Таким образом, законо-

держания следует, что наказание воровства датель впервые установил границы уголов-

обыкновенно умаляется, или весьма оставля- ного наказания несовершеннолетних от 12

ется, ежели. вор будет младенец, который до 17 лет, то есть до 12 лет - малолетний;

дабы заранее от сего отучить, могут от роди- от 12 до 17 лет - несовершеннолетний. телей своих лозами наказаны быть [1]. Вме- Указ Екатерины II от 26 июня 1765 года в

сте с этим законодатель не конкретизировал этом вопросе был более определенным. Из

ни возраста, с которого наступает уголовная него следовало, что малолетние, не достиг-

ответственность несовершеннолетних, ни шие десятилетнего возраста, не подлежат уго-

меры наказания, которому они могут быть ловной ответственности вообще, а несовер-

подвергнуты. шеннолетние от 10 до 17 лет подвергались

В целях устранения указанного пробела в уголовному наказанию за отдельные престу-

законе Правительствующий сенат и Священ- пления [3].

т» _ и _______и

В дальнейшем уголовно-процессуальный институт расследования преступлений и ответственности несовершеннолетних за их совершение развивался в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 года. В нем определялось понятие «несовершеннолетние», к которым относились лица в возрасте от 10 до 17 лет, совершившие умышленные преступления, то есть «действовавшие с разумением» [4].

В процессе проведения судебной реформы Александром II в 1864 году законодатель определил конкретные пути сокращения случаев применения к несовершеннолетним тюремного заключения. В результате для предупреждения уклонения от следствия и суда применялись следующие меры:

- заключение под стражу;

- передача несовершеннолетних под ответственный надзор законным представителям;

- лицам, изъявившим согласие контролировать поведение несовершеннолетних;

- направление несовершеннолетних на период следствия в исправительные приюты или колонии.

Кроме указанного, предусматривались и следующие смягчающие возможности:

- освобождение от наказания несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления без «разумения» (умысла);

- передача несовершеннолетних для домашнего исправления гражданам, согласным принять нуждающихся в попечении;

- в отношении несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет, совершивших преступление с «разумением» (умыслом), тюремное заключение, как правило, заменялось направлением в исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних;

- время нахождения в этих учреждениях, в зависимости от обстоятельств дела, сокращалось от одной трети до половины в сравнении со сроком наказания, предусмотренным за совершение такого же преступления взрослыми лицами.

После отбытия заключения несовершеннолетние находились под надзором полиции сроком от одного до двух лет.

В России не было собственного опыта организации исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних, что свидетельствует о гуманном отношении государства к этим правонарушителям. В целях устранения указанного пробела в борьбе с пре-

ступностью несовершеннолетних 5 декабря 1866 года был принят закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» [5], который впервые в уголовно-исполнительной системе Российской империи выделил приюты и колонии в качестве учреждений для исполнения наказаний несовершеннолетними, а также определил порядок и условия исполнения ими наказания в виде лишения свободы. Вместе с тем в гуманитарном аспекте закон существенно отличался от исполнительной системы в отношении взрослых заключенных.

Указанным законом одновременно предусматривалось раздельное содержание заключенных мужского и женского пола, а учреждать приюты разрешалось только с ведома Министерства внутренних дел [6].

В целях дальнейшего совершенствования законодательства по борьбе с преступностью несовершеннолетних в 1876 году был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений несовершеннолетних. Этим уставом обязанности по профилактике преступлений несовершеннолетних частично возлагались на руководителей учебных заведений, педагогов, владельцев домов и дворников. Однако в основном такая работа исполнялась полицией гласно и негласно, особенно за исключенными из школ и училищ [7].

Небывалый рост преступности несовершеннолетних вынудил правительство принять меры по ее сдерживанию. Даже в этой ситуации просматривались четко выраженные гуманные меры в отношении несовершеннолетних. Кроме открытия дополнительных исправительных учреждений для несовершеннолетних в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 года были внесены изменения, касающиеся уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, высочайше утвержденные Николаем II 2 июня 1897 года. На основании внесенных в законодательство изменений несовершеннолетние по результатам расследования подвергались следующим наказаниям:

- совершившие преступление по неосторожности освобождались от уголовной ответственности и передавались на поруки родственникам или опекунам;

- при совершении несовершеннолетним тяжкого преступления, за которое уголовным

законом предусматривалась смертная казнь, несовершеннолетний наказывался бессрочной ссылкой на каторжные работы [8].

- в случае невозможности поместить несовершеннолетнего в приют или колонию, он должен был отбывать наказание в особых помещениях при тюрьмах.

Особое внимание уделялось защите несовершеннолетних при расследовании совершенных ими преступлений и установлению подстрекателей. Так, Уголовное уложение 1903 года предусматривало в отношении подстрекателей следующие виды наказаний: заключение в тюрьму или исправительный дом; арест и другие строгие меры наказания в отношении подстрекателей, способствовавших противоправному поведению несовершеннолетних, к которым в то время относились лица в возрасте до 21 года. Кроме того, уголовная ответственность также наступала за следующие деяния:

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений;

- оставление несовершеннолетнего без надлежащего надзора, повлекшее за собой его участие в преступлении;

- вовлечение несовершеннолетних в нищенство или иное безнравственное занятие;

- потворство «непотребству» несовершеннолетних девочек в возрасте до 17 лет (под непотребством в то время понималась проституция);

- сводничество для «непотребства» в отношении несовершеннолетних;

- вовлечение несовершеннолетних в пьянство, а также торговлю спиртными напитками;

- нарушение постановлений о надзоре за воспитанием и обучением несовершеннолетних;

- принуждение к отказу от осуществления права или от исполнения обязанностей и т. п.

Заключительным звеном в борьбе с преступностью несовершеннолетних были суды, которые подводили итог всей деятельности полиции и следственных органов. В этой связи государство с 1910 года начало осуществлять меры, направленные на повышение эффективности работы судебных органов. Так, в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах империи стали создаваться специализированные суды по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних. При судах был образован институт по-

печителей, в его обязанности входило осуществление контроля за поведением обвиняемых и осужденных несовершеннолетних, наказание которых не связано с лишением свободы. Данные лица не реже двух раз в неделю обязаны были посещать несовершеннолетних по месту их жительства и работы, совместно с обществом патроната оказывать несовершеннолетним помощь в трудоустройстве, направлении на учебу [9].

В царской России проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних решались путем создания новых учреждений профилактики. К ним относились воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних, которые входили в систему Министерства юстиции. В положении об этих учреждениях, утвержденном 19 апреля 1909 года Николаем II, указывалось, что таковые находятся под личным покровительством императора и предназначены для нравственного исправления помещаемых в них несовершеннолетних и подготовки их к честной трудовой жизни [10].

Целью этих подразделений являлось исправление и перевоспитание следующих лиц:

- в возрасте до 10 до 17 лет, признанных судом виновными в совершении преступлений;

- обвиняемых и подозреваемых, не взятых на период расследования под стражу;

- беспризорных, занимающихся нищенством, бродяжничеством;

- подростков, которые добровольно передавались родителями для перевоспитания.

Личное покровительство императора способствовало установлению значительных налоговых льгот и выделению денежных ассигнований, что стимулировало быстрый их количественный рост. А это, в свою очередь, содействовало эффективной профилактической работе по месту жительства несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, процесс формирования дореволюционного законодательства сопровождался смягчением уголовной политики в отношении несовершеннолетних; введением комплексных процессуальных гарантий соблюдения их прав; подробной регламентацией уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от преступных посягательств со стороны подстрекателей; сокращением меры применения тюремного заключения к подросткам, совершившим преступления, с одно-

временным расширением практики использования для их перевоспитания и профилактических мер воздействия; постепенной передачей воспитательным учреждениям, органам юстиции, благотворительным и иным общественным организациям ряда обязанностей по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, которые ранее осуществлялись полицией. Дореволюционные ис-правительно-воспитательные учреждения

Литература

1. Детков М. Г. Исторические аспекты использования уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников // Актуальные проблемы использования уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Тюремная библиотека. М., 2000. Вып. 10.

2. Гуревич С. А. Ответственность юных преступников по русскому законодательству. Дети - преступники. М., 1912.

3. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1986. Т. 4.

4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Свод законов Российской империи. СПб., 1909. Т. XV. Ст. 137.

5. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1986. Ст. 268.

6. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Перьмь, 1903.

7. О негласном полицейском надзоре: положение: утв. 1 марта 1882 г. министром внутренних дел // Циркуляры Департамента полиции. СПб., 1882. № 1365.

8. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Свод законов Рос. империи. СПб., 1890. Т. 15. Ст. 138.

9. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968.

10. Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. Ростов н/Д, 1998.

послужили основой для образования современных видов подразделений, решающих в настоящее время аналогичные им задачи, -это следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, воспитательные колонии, центры временной изоляции несовершеннолетних, детские дома, специальные школы и профтехучилища, специальные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей открытого типа.

Bibliography

1. Detkov M. G. Historical aspects of the use of criminal penalties in the deprivation of liberty for juvenile offenders // Actual problems of use of criminal sanctions against minors. The prison library. Moscow, 2000. Issue 10.

2. Gurevich S. A. Responsibility for young offenders in the Russian legislation. Children criminals. Moscow, 1912.

3. Russian legislation X-XX centuries. Moscow, 1986. Vol. 4.

4. The penal code and criminal corrections // Code of laws of the Russian Empire. St. Petersburg, 1909. Vol. XV. Art. 137.

5. Russian law X-XX century. Moscow, 1986. Art. 268.

6. The collection of legalizations and orders the prison part. Perm, 1903.

7. About covert police surveillance: status: approved. March 1, 1882, the Minister of internal Affairs // Circulars of the police Department. St. Petersburg, 1882. № 1365.

8. The penal code and criminal corrections // the code of laws of the Russian Empire. St. Petersburg, 1890. Vol. 15. Art. 138.

9. Babaev M. M. The Individualization of punishment of minors. Moscow, 1968.

10. Oldenburg S. S. The Reign of Emperor Nicholas II. Rostov-on-Don, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.