Научная статья на тему 'Генезис дореволюционного законодательства, направленного на предупреждения преступности несовершеннолетних в России'

Генезис дореволюционного законодательства, направленного на предупреждения преступности несовершеннолетних в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис дореволюционного законодательства, направленного на предупреждения преступности несовершеннолетних в России»

Козлов Сергей Петрович

старший научный сотрудник ВНИИ МВД России, г. Москва

Генезис дореволюционного законодательства, направленного на предупреждения преступности несовершеннолетних в России

В

первые в истории российского уголовного наказания несовершеннолетние, как специальный субъект уголовной ответственности, упоминаются в Артикуле Воинском 1715 г.: наказание воровства обыкновенно умаляется, или весьма оставляется, ежели... вор будет младенец, который, дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть1. Однако законодатель не конкретизировал ни возраста, с которого начинается уголовная ответственность несовершеннолетних, ни наказания, которому они могли быть подвержены со стороны государства.

В 1744 г. Правительствующий Сенат и Священный Синод постановили, что и менее 17 лет человеку довольный смысл иметь можно... посему малолетними считать тех, коим от рожде-

ния 12 лет еще не исполнялось2. Таким образом, государство впервые устанавливало границы уголовной ответственности несовершеннолетних от 12 до 17 лет, т.е. до 12 лет - малолетство; от 12 до 17 лет - несовершеннолетие.

Более определенным в этом вопросе был Указ Екатерины Второй от 26 июня 1765 г., в соответствии с которым лица, не достигшие десятилетнего возраста, не подлежали уголовной ответственности вообще, а лица в возрасте от 10 до 17 лет подвергались мерам государственного принуждения только за отдельные преступления3.

Последующее развитие институт уголовной ответственности несовершеннолетних получил в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 г. Понятием «несовершеннолетние» определялась категория лиц в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших умышленные преступления, т.е. «действовавшие с разумением»4

1 См.: Детков М.Г. Исторические аспекты исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Тюремная библиотека. Вып.10. М.: Изд-во «Права человека», 2000. С. 6.

2 Гуревич С.А. Ответственность юных преступников по русскому законодательству. Дети-преступники. М., 1912. С. 10-11.

3 Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 4. М., 1986. С. 363.

4 См.: Свод законов Российской империи. Т. XV. СПб., 1909. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Ст. 137.

37

При проведении судебной реформы 1864 г. законодатель определил конкретные пути сокращения случаев применения к несовершеннолетним тюремного заключения. Были введены новые виды мер пресечения в отношении обвиняемых в возрасте до 17 лет. В результате для предупреждения уклонения от следствия и суда применялось не только заключение под стражу, но и передача их под ответственный надзор законных представителей или лиц, изъявивших согласие контролировать поведение подростков, направление на период следствия в исправительные приюты или колонии.

Предусматривалась возможность освобождения от наказания подростков в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления без разумения, и их передача для домашнего исправления гражданам, согласным принять нуждающихся в попечении. Также устанавливалось, что в отношении лиц в возрасте 14-17 лет, совершивших преступления с разумением, тюремное заключение, как правило, заменялось направлением в исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних с уменьшением времени нахождения в этих учреждениях в зависимости от обстоятельств дела от одной трети до половины по сравнению со сроками наказания, предусмотренными за совершение аналогичных деяний взрослыми лицами. После отбытия тюремного заключения несовершеннолетние передавались под надзор полиции на срок от одного до двух лет.

Закон от 5 декабря 1866 г. «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» был издан в условиях отсутствия в России собственного опыта организации исполнения уголовных наказаний в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Но именно этот закон впервые в пенитенциарной системе Российской Империи выделил приюты и колонии в качестве учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, а также определил порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении них, который существенно отличался от исполнения лишения свободы в отношении взрослых заключенных.

Одновременно законодатель требовал раздельного содержания несовершеннолетних мужского и женского пола, а учреждать приюты разрешалось только с ведомства министерства внутренних дел1.

Дальнейшим шагом на пути совершенствования законодательства явилось принятие в 1876 г. Устава о предупреждении и пресечении преступлений, который обязанности по профилактике правонарушений подростков частично возлагал на руководителей учебных заведений, педагогов, владельцев домов и дворников. Однако в основном такая работа исполнялась полицией.

Создавшееся положение в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних вынуждало правительство принимать радикальные меры по ее обузданию. В этом деле просматривается четко выраженное направление: гуманизация уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних, открытие новых учреждений, призванных служить местом отбывания наказания несовершеннолетними.

В этой связи в действующее Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 г. были внесены изменения, касающиеся уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, Высочайше утвержденные Николаем II 2 июня 1897 г. На основании внесенных в уголовное законодательство изменений несовершеннолетние, совершившие преступления по неосторожности, освобождались от уголовной ответственности и передавались на поруки родственникам или опекунам. При совершении несовершеннолетним тяжкого преступления, за которое уголовным законодательством предусматривалась смертная казнь, он подлежал наказанию в виде бессрочной ссылки на каторжные работы2. Законодатель указывал, что в случае невозможности поместить несовершеннолетнего в приют или колонию, он должен отбывать наказание в особых помещениях при тюрьмах.

Таким образом, к началу XIX в. система учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России включала в себя приюты, колонии, особые помещения при тюрьмах. Большое внимание уделялось правовой защите подростков от преступных посягательств. Уголовное уложение 1903 г. предусматривало заключение в тюрьму или исправительный дом, арест и другие строгие меры наказания в отношении подстрекателей, способствовавших противоправному поведению несовершеннолетних, к которым тогда относились лица в возрасте до 21 года. В частности, уголовная ответственность наступала: за вовлечение лица в совершение преступлений; оставление малолетнего без надлежащего надзора, повлекшее его участие в преступлении;

1 См.: Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Пермь, 1903. С. 251.

2 См. подробнее: Свод законов. СПб., 1890. Т. 15. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

С. 138.

_38

вовлечение несовершеннолетних в нищенство или иное безнравственное занятие; потворство непотребству женщин в возрасте до 17 лет (под непотребством обычно понималась проституция); сводничество для непотребства в отношении различных категорий лиц, не достигших 21 года; вовлечение подростков в пьянство или в торговлю спиртными напитками; нарушение постановлений о надзоре за воспитанием и обучением юношества; принуждение к отказу от осуществления права или от исполнения обязанности и т.д. Общее количество указанных правовых норм (более 20 составов) значительно превышало число видов вовлечения в противоправные деяния, ответственность за которые установлена после революции.

В целях усиления борьбы с преступностью несовершеннолетних разрабатывались и осуществлялись меры по повышению эффективности деятельности судебных органов. Начиная с 1910 г., в Санкт-Петербурге, Москве и других городах стали создаваться специализированные суды по делам несовершеннолетних, которые с учетом специфики детского возраста рассматривали преступления, совершенные подростками и при их соучастии. При судах действовал институт попечителей, причем на одного судью по делам несовершеннолетних, как правило,приходилось по пять попечителей с достаточно высокими должностными окладами. Эти лица контролировали поведение обвиняемых и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, не реже двух раз в неделю были обязаны посещать их по месту жительства и работы, совместно с обществом патроната оказывали подросткам помощь в трудоустройстве, направлении на учебу. Кроме того, при судах имелись попечители, которые являлись членами благотворительных организаций и выполняли такую работу без оплаты.

Некоторые актуальные проблемы предупреждения правонарушений подростков решались путем создания принципиально новых субъектов профилактики. Ими стали воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних, входившие в структуру Министерства юстиции России. В статье 1 Положения об этих учреждениях, утвержденного 19 апреля 1909 г. Николаем II, указывалось, что они состоят под личным покровительством императора и предназначены для нравственного исправления помещаемых в них несовершеннолетних, подготовки их к честной трудовой жизни.

Названные учреждения создавались для

исправления: лиц в возрасте от 10 до 17 лет, признанных судом виновными в совершении преступлений; обвиняемых и подсудимых, не взятых в период расследования под стражу; беспризорных, занимающихся нищенством, бродяжничеством, а также для подростков, которые добровольно передавались их родителями для перевоспитания. Тем самым каждое из этих заведений одновременно сочетало в себе функции восьми современных видов подразделений, решающих в настоящее время аналогичные задачи (следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, воспитательные колонии, центры временной изоляции несовершеннолетних, детские дома, специальные школы, специальные профтехучилища, специальные учреждения для правонарушителей открытого типа).

Наряду с временным содержанием несовершеннолетних воспитательно-исправительные учреждения вносили существенный вклад и в профилактику правонарушений по месту жительства подростков. Такие заведения вместо полиции осуществляли в течение трех лет контроль за поведением бывших воспитанников, совместно с обществами патроната оказывали им покровительство, содействовали в устройстве на работу. Одновременно данный закон широко трактовал порядок возвращения для перевоспитания лиц, не достигших 18 лет. Повторное помещение в эти заведения допусколись в случае, если воспитанник был вновь замечен в противоправном поведении.

Большие полномочия и многоплановый характер деятельности воспитательно-исправительных заведений, а также личное покровительство императора, повлекшее установление значительных налоговых льгот и выделение денежных ассигнований, способствовали быстрому увеличению количества учреждений.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что процесс формирования дореволюционного законодательства сопровождался смягчением уголовной политики в отношении несовершеннолетних с введением комплексных процессуальных гарантий соблюдения их прав, а также подробной регламентацией уголовно-правовой защиты подростков от преступных посягательств со стороны подстрекателей. Имела место и устойчивая тенденция к сокращению сферы применения тюремного заключения подростков, совершивших преступления, с одновременным расширением практики использования для их перевоспитания профилактических мер воздействия. Кроме того, приведенные данные свидетельствуют

39

о постепенной передаче воспитательным учреждениям, органам юстиции, благотворительным и иным общественным организациям ряда обязан-

ностей по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, которые ранее осуществлялись полицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.