Научная статья на тему 'Женские общественные объединения как социальный ресурс политической модернизации в современной России'

Женские общественные объединения как социальный ресурс политической модернизации в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
490
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Великая Наталия Михайловна, Милованова Марина Юрьевна

Наличие признаков системного политического кризиса дают основание рассматривать институты гражданского общества не столько условием социально-политических и экономических преобразований, сколько источником, главным социальным ресурсом. В связи с запаздыванием бюрократических государственных структур за общественными изменениями возрастает роль женских общественных объединений, как социально-ориентированных, так общественно-политической направленности, определение факторов, влияющих на их развитие и перспективные направления в целях решения задач политической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S PUBLIC ASSOCIATIONS AS SOCIAL RESOURCE OF POLITICAL MODERNIZATION IN MODERN RUSSIA

The presence of political crisis signs gives the reason to consider the civil society institutions not only the condition for social, political and economic reforms but the source and the main social resource. In connection with the fact that bureaucratic state structures are unable to respond accordingly to public changes the role of women’s public associations both as socially and sociopolitically oriented becomes more significant, the definition of the factors influencing their development and advanced directions in order to solve the problems of political modernization.

Текст научной работы на тему «Женские общественные объединения как социальный ресурс политической модернизации в современной России»

УДК 300-399 32

Великая Наталия Михайловна

доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой политической социологии Российского государственного гуманитарного университета тел.: (495) 250 66 21

Милованова Марина Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры политической социологии Российского государственного гуманитарного университета тел.: (903) 667-84-98

ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Наличие признаков системного политического кризиса дают основание рассматривать институты гражданского общества не столько условием социально-политических и экономических преобразований, сколько источником, главным социальным ресурсом. В связи с запаздыванием бюрократических государственных структур за общественными изменениями возрастает роль женских общественных объединений, как социальноориентированных, так общественно-политической направленности, определение факторов, влияющих на их развитие и перспективные направления в целях решения задач политической модернизации.

Ключевые слова: политическая модернизация, гражданское общество, социальные ресурсы, женские общественные объединения, гендерное равенство.

Velikaya Natalya Mikhailovna

Doctor of Politics, Professor, Head of the Department Political Sociology of Russian State Humanitarian University tel.: (495) 250 66 21

Milovanova Marina Yurievna

PhD in History, Associate Professor of the Department of Political Sociology of Russian State Humanitarian University tel.: (903) 667-84-98

WOMEN’S PUBLIC ASSOCIATIONS AS SOCIAL RESOURCE OF POLITICAL MODERNIZATION IN MODERN RUSSIA

The presence of political crisis signs gives the reason to consider the civil society institutions not only the condition for social, political and economic reforms but the source and the main social resource. In connection with the fact that bureaucratic state structures are unable to respond accordingly to public changes the role of women’s public associations both as socially and sociopolitically oriented becomes more significant, the definition of the factors influencing their development and advanced directions in order to solve the problems of political modernization.

Key words: political modernization, civil society, social resources, women’s public associations, gender equality.

В историческом измерении Россия на протяжении нескольких веков шла по пути неорганической модернизации или догоняющего развития, при этом задачи политической модернизации всегда оставались слабым местом для реформаторов.

Общественный запрос «на перемены», стремительное демократическое взросление российского общества, как результат развития гражданского протестного движения 2011-2012 гг., наличие признаков системного политического кризиса дают основание рассматривать институты гражданского общества не только как условие социально-политических и экономических преобразований, но и как источник, главный социальный ресурс политической модернизации.

Российское общество уже не устраивает этатистский, верхушечный и чисто технократический вариант модернизации, поскольку сегодня многие властные институты пользуются низким доверием. Налицо признаки запаздывания бюрократических государственных структур за общественными изменениями и, как следствие, неадекватное реагирование на общественные проблемы.

Определение социального ресурса политической модернизации является дискуссионным вопросом как для властных структур, так и для учёных-специалистов. Большинство россиян не осознает, какие группы могут стать в России движущей силой внедрения инноваций (59%), а 23% и вовсе думают, что их нет. Остальные же указывают на государство (5%), бизнесменов и ученых (по 4%), политиков (3%), молодежь (2%) и др. [1].

Некоторые исследователи справедливо считают, что мало востребованными являются виды активности и участия, связанные с традиционными институтами - партиями, профсоюзами, общественными организациями [2, а 51], однако возникают новые формы коллективной интеграции, самозащиты и самоорганизации граждан как основы для политической социализации, мобилизации демократических сил и их активного участия в процессе модернизации политической и общественной жизни. При этом общественные объединения, гражданские инициативы быстрее, чем бюрократические государственные структуры реагирует на множественные общественные проблемы, носящие полиативный характер.

Мы исходим из того, что женские общественные объединения, всё чаще принимающие формы социально-ориентированных НКО И НПО, стали наиболее отзывчивыми, мобильными структурами, способными конструктивно решать социально значимые вопросы, как на уровне теоретических моделей, так и в ходе их практической реализации.

Государственной политика в отношении развития и поддержки третьего сектора и решения гендерных проблем в России не является однозначной. Тенденция к постепенному расширению представительства женщин во власти происходит крайне медленно. По уровню представленности женщин в политике Россия занимает 84 место, находясь между Гвинея-Бисау и Камеруном, среди стран СНГ -12, отставая от Узбекистана и Таджикистана. При таком состоянии дел проблематично рассчитывать на то, что будет достигнут критический барьер представительства 30%, позволяющий женщинам-депутатам реально влиять на процесс принятия решений.

Процесс окончательной институционализации и идентификации, в том числе идейнополитической, женских объединений и организаций пока осложняется наличием разнородных факторов.

Во-первых, гендерная политика по-прежнему остается на периферии деятельности государства. К сожалению, в последние годы практически прекратился живой и системный диалог власти с женскими общественными организациями. Перестали существовать Комиссия по делам женщин при Президенте РФ, Правительстве РФ, перестала работать Комиссия в Совете Федерации, только в Государственной Думе работает один профильный комитет. В 2006 г. в очередной раз была сделана попытка принятия Закона о равных правах, свободах и возможностях женщин и мужчин, но безрезультатно.

Во-вторых, отношение властных институтов к женским организациям часто носит конъюнктурный характер, обусловленный их степенью поддержки в избирательных кампаниях. В российском законодательстве пока не проработаны механизмы, регулирующие формы взаимодействия органов власти и женских организаций, а также способы общественного контроля, все еще наблюдается дискриминация женщин при их участии в процессе принятии государственных решений.

В-третьих, отношения в сфере политики в целом находятся под влияние социальной и культурной инерции, что сопровождается маргинализацией женщин в политической и экономической сферах.

В-четвертых, в общественном сознании доминируют стереотипы «Женщины не голосуют за женщин», «Больше власти, меньше женщин», «К женщинам в политике предъявляются завышенные требования», «Женщина - важнейший социальный субъект, деятельность которого связана с поддержанием семьи, воспитанием детей и гармонизацией крайностей мужского начала в социуме». Эти стереотипы в равной мере распространены и среди мужчин, и среди женщин, что также затрудняет вхождение женщин в политическую сферу. При этом разные типы политической социализации затрудняют раннюю политическую карьеру женщин.

Анализ развития женских общественных объединений показал, что участвуя во всех сферах жизни российского общества, их основная деятельность направлена на:

- повышение женского влияния на процесс развития общества, т.е. выравнивание статуса женщин и мужчин, устранением гендерной асимметрии в политической сфере, продвижение женщин в структуры власти от местного и регионального до федерального уровня;

- помощь в решении крупных общественных, просветительских, экологических, социальноэкономических проблем, стоящих перед обществом;

- раскрытие профессиональных и деловых качеств женщин, помощь в создании собственного дела, усиление роли женских неправительственных организаций в развитии малого и среднего бизнеса;

- борьбу с профессиональной дискриминацией на предприятиях, помощь в создании собственного дела, создание условий для общения и взаимной поддержки;

- оказание психологической помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; отстаивание прав человека, пострадавшего от какого-либо насилия;

- защита интересов детей, оказание материальной помощи матерям одиночкам;

- оказание гуманитарной, благотворительной, просветительской помощи;

- сотрудничество с международными организациями ООН, ЮНЕСКО. Значительное число женских организаций имеют статус международных, среди них Конфедерация деловых и профессиональных женщин России, Ассоциация женщин России, Консорциум женских неправительственных объединений.

В целом мы можем типологизировать женские общественные организации по сферам общественной жизни (общественно-политические, благотворительные, юридические, профессиональные и по типу бизнес-клубов, досуговые, и т.д.).

Нас в большей степени интересуют общественно-политические организации, деятельность которых связана с реализацией гражданских и политических прав женщин. Их доля в общем массиве женских организаций составляет порядка 15%. Из них, по крайней мере, половина аффилированы с действующими политическими партиями. Организации такого рода являются своеобразной площадкой вовлечения женщин в политику, особенно на фоне имеющейся партофобии.

Мы считаем, что повышение статуса женщины в обществе даёт возможность женским общественным объединениям вносить более существенный вклад в развитие страны.

Для перспективного, определяющего движения общества на пути прогрессивного демократического развития, результативной политической модернизации представляется необходимым:

• учёт позитивного богатейшего опыта развития женского движения в нашей стране;

• поддержка гражданских инициатив женских общественных объединений носящих традиционный институциональный характер. Например, подготовка и направление Ассоциацией женских общественных организаций «Консорциум женских неправительственных объединений» направившей 17 апреля 2012 г. Обращение к главе государства В.В. Путину;

• развитие опыта «коллективных действий» и политического участия «прямого действия» женских общественных объединений. Например, движение «Голос женщин»;

• признание роли женщин-лидеров общественных объединений в системном развитии благотворительности, а также смена их ориентиров с гендерных на семейные проблемы (вопросы о материнском капитале, детских пособиях, выплате алиментов), переключение женского гражданского участия на конкретные социальные задачи;

• развитие политически ориентированных женских общественных объединений для участия в реальной политике в условиях изменений избирательного законодательства, законодательства о политических партиях;

• освещение достижений женских организаций в средствах массовой информации для искоренения устоявшихся, устаревших стереотипов общественного сознания;

• повышение интереса государства к потенциальным мобилизационным способностям женского движения, когда результатом консолидации действующих женских общественных объединений, как активного субъекта гражданского участия станет участие женщин-кандидатов на пост главы государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28-29 ноября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Модернизация России, ее друзья и враги. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1382. URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=12864 (дата обращения 23.04.2012).

2. Петухов В.В. Перспективы политической модернизации в России и развитие гражданской активности населения // Вестник Института социологии. 2011. № 3.

3. 11Р1_: http://www.wcons.org.ru/ru/news.php?type=cons&news_id=695 (дата обращения 23.04.2012).

4. URL: http://www.trudwomen.ru/ (дата обращения 23.04.2012).

5. 11Р1_: http://doctorliza.ru/, http://www.podari-zhizn.ru/main/node/7064 (дата обращения 23.04.2012).

6. URL: http://sdwomen.ru/ (дата обращения 23.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.