Научная статья на тему 'Активность женских общественных объединений в современном политическом процессе'

Активность женских общественных объединений в современном политическом процессе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
791
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / WOMEN''S PUBLIC ORGANIZATIONS / CIVIL ACTIVITY / CIVIL PARTICIPATION / POLITICAL PROCESS / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бекижева Дина Ибрагимовна, Кулябцева Валентина Николаевна

Гражданская активность проявляется в форме организованных акций и мероприятий различных общественных и некоммерческих организаций, инициативных групп и отдельных граждан, направленных на социально-экономическое и гражданское развитие общества. Объединение усилий для реализации мероприятий, социальное партнерство – важнейшие механизмы усиления эффекта общественного прогресса и развития. Гражданские организации действуют в качестве ключевых субъектов в политическом процессе за счет утверждения альтернативных социальных практик и внедрения новых дискурсов, которые организуют социальный мир, его и воспроизводят, и обслуживают. Женская общественная организация – это многофункциональная общественная организация, объединяющая женщин, занимающихся решением широкого круга социальных проблем, основанная на членстве и созданная на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бекижева Дина Ибрагимовна, Кулябцева Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of women’s public organizations in modern political process

Civil activity is displayed in the form of the organized actions of various public and non-profit organizations, initiative groups and individual citizens directed to social, economic and civil development of society. Uniting efforts for realization of actions and social partnership are the most important mechanisms of strengthening the effect of public progress and development. The civil organizations operate as key subjects in political process at the expense of approval of alternative social practices and introduction of new discourses which organize the social world, reproduce and serve it. The women's public organization is the multipurpose public organization uniting women, engaged in the solution of a wide range of the social problems. It is based on membership and joint activity for protection of common interests and achievement of common purposes.

Текст научной работы на тему «Активность женских общественных объединений в современном политическом процессе»

политология

УДК 32:061.2(470)

ББК 66.7 (2 Рос)

Б 42

Д.И. Бекижева,

старший помощник Адыге-Хаблъского межрайонного прокурора, младший советник юстиции, тел. 88787051357, 88787051498, 88787051357.

В.Н. Кулябцева,

кандидат политических наук, доцент ФГ БОУ ВПО «СевероКавказская государственная гуманитарно- технологическая академия», тел. 887822293575, 88782293575, E-mail: kulyabceva @ mail.ru

Активность женских общественных объединений в современном политическом процессе

(Рецензирована)

Аннотация. Гражданская активность проявляется в форме организованных акций и мероприятий различных общественных и некоммерческих организаций, инициативных групп и отдельных граждан, направленных на социально-экономическое и гражданское развитие общества. Объединение усилий для реализации мероприятий, социальное партнерство — важнейшие механизмы усиления эффекта общественного прогресса и развити .

Гражданские организации действуют в качестве ключевых субъектов в политическом процессе за счет утверждения альтернативных социальных практик и внедрения новых дискурсов, которые организуют социальный мир, его и воспроизводят, и обслуживают. Женская общественная организация — это многофункциональная общественная организация, объединяющая женщин, занимающихся решением широкого круга социальных проблем, основанная на членстве и созданная на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся.

Ключевые слова: гражданская активность, женские общественные организации, гражданское участие, политический процесс, гражданское общество.

D.I. Bekizheva,

Senior Assistant of the Adyghe-Khablsky Interdistrict Prosecutor, Younger Adviser of Justice, ph. 88787051357, 88787051498, 88787051357

V.N. Kulyabtseva,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor of North Caucasus State Academy of the Humanities and Technology, ph. 887822293575, 88782293575, E-mail: kulyabceva mail.ru

Activity of women’s public organizations in modern political process

Abstract. Civil activity is displayed in the form of the organized actions of various public and non-profit organizations, initiative groups and individual citizens directed to social, economic and civil development of society. Uniting efforts for realization of actions and social partnership are the most important mechanisms of strengthening the effect of public progress and development.

The civil organizations operate as key subjects in political process at the expense of approval of alternative social practices and introduction of new discourses which organize

the social world, reproduce and serve it. The women’s public organization is the multipurpose public organization uniting women, engaged in the solution of a wide range of the social problems. It is based on membership and joint activity for protection of common interests and achievement of common purposes.

Keywords: civil activity, women’s public organizations, civil participation, political process, civil society.

Общественные объединения граждан я вля ются формой, посредством которой происходит соединение интересов личности, социальной общности с возможностью влиять на принятие управленческого решения. Общественные объединени как юридические лица регулируются гражданским законодательством. Согласно части 3 и 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации — «Юридические лица являются некоммерческими ор-ганизаци ми, могут создаватьс в формах потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных или иных фондов, а также других формах, предусмотренных законом»[1]. Некоммерческие организации могут осуществл ть предпринимательскую де тельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующим этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Политическим общественным объединением вл етс общественное объединение, зарегистрированное в определенном законом пор дке, в одной из организационно-правовых форм: а) общественная организация (дл политической партии или иной политической организации); б) общественное движение (для политического движения). Основными, закрепленными в уставе общественных объединений цел ми вл ютс : участие в политической жизни общества посредством вли-ни на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправлени посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; участие в организации и де тельности указанных органов. Все остальные предусмо-

тренные в уставе цели должны соответствовать указанным основным целям. Политический характер общественного объединения должен быть пря мо указан в его полном наименовании. В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представл ет собой совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть.

Чаще всего в качестве критериев выделени политических субъектов на-зываютс либо их конкретные действи в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений, их реализацию и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформ-ленности. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые решения и характер реализации государственной политики. Каждый из действующих субъектов способен примен ть специфические способы и методы воздействи на центры прин ти политических решений, обладает собственными возможностя ми вли ни на власть и относительно са-мосто тельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно, в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако, к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора), институционального (организационного актора).

Неполитические общественные

объединения не выдвигают целей на завоевание власти, хотя и могут участвовать в управлении государством.

В отличие от политических общественных объединений, они в подавл ющем большинстве стран не вправе выдвигать кандидатов на выборах в органах государственной власти и выборных должностных лиц. В организации неполитических общественных объединений имеются некоторые существенные общие черты, позвол ющие их объединить в общую группу: во-первых, они не став т перед собой цели извлечени прибыли; во-вторых, многие из этих общественных объединений про вл ют значительную активность в политической жизни, заметно воздействуют на политику государства, а об эффективности многих из них (женских союзов и др.) их члены и общество в целом суд т именно по тому, как оправдываются их ожидания в плане вли я ни я на политические решения, тем не менее политическое участие не является (по крайне мере, официально) их основной целью (в отличие от политических партий); это только вспомогательное средство дл я достижени я целей.

В современной России институты гражданского общества находя тся в стадии формировани . Политические ресурсы распределены среди них крайне неравномерно, далеко не все из них могут обеспечить своим членам способы адаптации к политическим ценно-ст м и нормам.

В этих услови х общественные объединени , вл сь социальным институтом самоорганизации граждан на основе общих интересов, выполн ют две важные функции. Во-первых, они выступают основой структурирования гражданского общества; во- вторых, вл ютс фактором политической социализации.

Другим, не менее важным институтом нарождающегося в России гражданского общества выступают органы местного самоуправлени , которые включают в процесс политической социализации людей, нейтрально или отрицательно относ щихс к политике федеральных властей, но готовых на региональном уровне участвовать в решении политических, экономических и социальных проблем. Обычно их по-

литическое поведение напрвлено на достижение целей отдельных социальных групп и личностей. По мнению исследователей, с помощью этих институтов члены общества усваивают образцы нормативного поведени , которые помогают им достаточно реализовать свои гражданские, социальные и политические права [2]. Учёные считают, что благодаря настойчивости женских организаций в текст принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации была включена нова правова норма, котора была призвана гарантировать не только формально- юридическое, но и фактическое равенство шансов для женщин и мужчин. Она закреплена в статье 19 (часть 3), которая входит в общий раздел «права человека», где оговаривается, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности дл их реализации [3].

Рост числа действующих неправительственных организаций, а также их членов в России посто нно растет. Еще в начале своей президентской де -тельности В.Путин вскрыл корни российских неудач. Они произрастают из «неразвитости гражданского общества и неумения власти вести разговоры с ним и сотрудничать. Власть все врем бросаетс в крайности — то она не замечает, то чрезмерно опекает общество. При этом господствует представление, что все в России зависит от власти и власть действительно отвечает за все, не совсем правильное, так как многое зависит от самих российских граждан. Развитие страны во многом определ ет-ся степенью ответственности, зрелости политических партий, общественных объединений, гражданской позиции, средств массовой информации.

В постсоветской России существует важнейшая институциональная

предпосылка гражданского общества

— вполне реальное право граждан на формирование самодеятельных независимых общественных организаций. «Каждый, -говорит одна из респонден-ток ФОМ, лидер авторитетной гражданской организации, — кто хочет создать организацию, может это сделать. Преп я тствий нет™» [4].

Другой тип гражданских институтов непосредственно выполня ет функцию обеспечени демократического

характера политических отношений: диалога между властью и обществом, между большими социальными группами. Сфера деятельности таких институтов не ограничивается конкретными проблемами: здесь вы вл етс и фор-мулируетс совокупность социальных интересов и ценностей, вокруг которых могут объединиться массовые социальные общности, а затем соответствующие интересы и ценности транслиру-ютс я в органы власти. Без подобных институтов невозможно демократическое устройство общества — они образуют основу политической и социальной демократии и могут быть названы поэтому структурными гражданскими организаци я ми.

Постсоветской общественности известны лишь две модели самореализации: « советска » — основанна на участии общественности в распределении государственных ресурсов между нуждающимися, и «западная» — основан-на на защите общественных интересов, в опоре на собственные ресурсы гражданского общества [5]. Соответственно, в поисках идентичности раздваивает-с и сама общественность. Одна часть активистов и организаций, отстаивая общественные интересы, вз лась до-полня ть и обслуживать социальную функцию государства. Друга часть пыталась решать проблемы общества, апеллируя к гражданской активности населения и опираясь на поддержку частных доноров, в основном западных. Социальна эффективность обеих моделей в современной России оказалась в силу р да причин ограниченной, поскольку страна вно перестала быть «советской», но еще не стала «западной», отмечают исследователи[6].

Различаются два типа гражданской активности: первый тип, когда гражданское участие представляет собой адаптированную публичную активность, связанную с реализацией универсальных прав и свобод и соответствующих компетенций — знаний, умений, поведенческих навыков

и способностей, обеспечивающа (как правило, в сотрудничестве с другими индивидами) достижение индивидуальных, групповых и общественных целей в существующих институциональных условия х. Гражданское участие обеспечивает воспроизводство конституирующих ценностей и норм гражданского общества, сложившихся институциональных практик, а также гражданской идентичности; второй тип гражданской активности про вл етс тогда, когда гражданское действие прослеживается в неадаптивной публичной активности, св занной с проблемами реализации универсальных прав и свобод: обеспечении равноправия гражданских статусов, преодолении разрыва между формальными и реальными правами в повседневной жизни, устранении барьеров на пути гражданского участия, сн я тие ограничений на осуществление прав в тех или иных сферах [7].

Женские общественные организации стали формой реализации женской социальной активности, приемлемой дл политической, социальной и экономической обстановки российского общества. Наблюдени показывают,

что в отличие от властной сферы, где в основном действуют мужчины, в сфере активности граждан присутствие женщин вл етс гораздо более массовым. Зачастую женщины играют ведущие роли во многих общественных организация х и даже возглавляют их. Гендерная асимметрия сфер активности выделяет неравное значение политических и гражданских практик и, как воплощение «категориального неравенства» мужчин и женщин, оказывается значимым фактором, преп тствующим институционализации гражданского

общества и адекватного политического пор дка.

Массовое присутствие женщин в сфере гражданской активности дает основание поставить вопросы: во-

первых, какие представлени о гендерном взаимодействии бытуют в среде гражданской активности и какой тип гендерного взаимодействи (традиционный — иерархический, современный — равноправно-партнерский) характерен

дл российских активистов; во-вторых, каким образом практики, по традиции считающиес я «естественными» дл я мужчин и «неестественными» дл я женщин, мен ютс в зависимости от ситуации и контекста, от включенности в разные типы, виды и формы гражданской и политической активности; в — третьих, как (и в какую сторону) под воздействием фактора гражданской активности мен ютс (или нет) гендерно разведенные ценностно-нормативные

установки (« гендерные разрывы»); в

— четвертых, как эти изменени могут вли я ть на переоценку значимости сфер гражданской и политической активности, которые, по мнению некоторых аналитиков, маркированы по признаку пола; гражданская активность, как правило, ассоциируетс я с «женственностью» — «женским» набором ценностей, политическа активность

— с «мужским» набором ценностей; в пятых, какие виды гражданской активности в большей (или меньшей) степени качественно мен ют характеристики гендерного взаимодействи и способствуют обеспечению гражданского равноправи я [8].

Гражданские организации действуют в качестве ключевых субъектов в этом процессе за счет утверждени я альтернативных социальных практик и внедрени новых дискурсов, которые организуют социальный мир, его вос-производ я т и обслуживают.

Рассматрива политический про-

цесс как последовательную смену вле-ний и состо ний, стадий политической системы общества либо отдельных ее элементов, отметим, что можно рассмотреть политический процесс и «изнутри», с точки зрени я активности его субъектов.

В этом случае политический процесс представл ет собой совокупную де тельность всех субъектов политических отношений, котора обеспечивает существование политической системы общества: ее формирование, функционирование и преобразования во времени и пространстве. Сущность политического процесса выражается в создании и поддержании институтов политиче-

ской системы, норм и отношений политической де тельности, политической культуры. Внешне политический процесс выражается во множестве единичных действий и событий, обеспечивающих изменени политической системы, в ее единстве. Действи могут быть институциональными или внеинституци-ональными, целенаправленными либо стихийными.

Гражданское общество, действуя в виде разного рода добровольных ассоциаций, настраивает на создание внутри себя отношений нового типа между мужчинами и женщинами, способствует развитию политического участи женщин. Прежде всего потому, что женские общественные объединения выдвигают требовани , направленные на преобразование всего общественного комплекса условий жизни. В них создается возможность дл я женщин нести в политику информацию, благодар которой возрастает степень адекватности оценки ситуации в стране, выработки достоверного политического курса. Гражданское общество через женские общественные организации делает попытку воспреп тствовать развитию напряженности, завися щему от произвольного выбора государством объектов политического регулировани .

Женские общественные объединения играют важную роль в решении многих социальных проблем, однако их дея тельность в каждом конкретном регионе имеет свою специфику. В на-сто щее врем они активно защищают права детей и военнослужащих, их интересуют проблемы культуры и духовного развити , вопросы образовани и науки, гражданского общества и т.д.

К наиболее известным российским объединения м относя тся: «Ассоциация женщин-предпринимателей России»,

«Женщины и здоровье. Региональная общественна организаци содействи укреплению здоровь я», «Женщины за социальное обновление», «Женщины

и развитие», «Международная ассо-циаци общественных объединений» , «Консорциум женских неправительственных организаций», «Московский городской совет женщин», «Комитет

солдатских матерей России», «Движение женщин России», «Конфедераци я деловых женщин», «Союз женщин России» и др.

Яркими примерами женских общественных объединений в Карачаево-Черкесской республики вл ютс :

«Союз женщин КЧР», «Совет женщин г. Черкесска, «Региональна общественна организаци «Дети войны», «Республиканское общественно-политическое движение карачаевских женщин «Мир дому твоему», «Совет женщин КЧР» и др.[9].

С точки зрени методологии принципиальным вл етс вопрос о критери х оценки роли общественных организаций в становлении гражданского общества, в числе которых достижение целей общественной организации; степень влия ния на государственную политику, на принятие конкретных государственных решений; достижение компромисса при противосто нии власти и общественной организации; удовлетворение общественного интереса [10].

Современные общественные организации, объединения, движения и фонды в значительной степени структурируют гражданское общество. Вместе с тем, в силу традиционного доми-нировани государства над обществом, самоде тельные объединени и общественные организации, как показывает практика, имеют ограниченные возможности дл я воздействи я на властные структуры и корректировки государственной политики в интересах различных социальных групп.

Оптимизаци общественнополитических отношений требует

структурной трансформации политической системы, изменени модели

становления гражданского общества, формировани эффективного «третьего сектора» , что обусловливает демократический вектор развити России[ 11].

Демократи я не просто делает гражданское общество насущно необходимым, она создает все основные услови дл его возникновени и развити . Отметим наиболее важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества — это социальна

свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической де тельности и политических дискуссий. Именно, по мнению П.В.Ведерникова, свободный гражданин является основой гражданского общества, а социальна свобода создает возможность для самореализации человека в обществе и участи в современном политическом процессе [12].

На этапе формировани конкретных механизмов участия граждан в управлении общественными делами реализаци данной идеи сталкиваетс с целым ря дом препя тствий и затруднений: во-первых, идея гражданского участия основывается на признании права каждого участвовать в управлении общественными делами. С другой стороны, управленческа де тельность

— это де тельность профессиональна , требующа специальных знаний, опыта и умений. Поэтому здесь речь, скорее, ведетс о необходимости представле-ни я и учета интересов всех слоев общества при прин я тии управленческих решений; во- вторых, идея гражданского участия не предполагает управления обществом в целом — скорее, речь идет о включенности граждан в обсуждение и разработку социальных программ и проектов, влиянии на приня тие решений и контроле их исполнения, о самоуправлении на «низовом» (местном) уровне. Все это предполагает перераспределение властных полномочий и их закрепление в новых механизмах управлени и регулировани социальной жизни; в-третьих, идея гражданского участи , переосмысленна в терминах перераспределения властных, управленческих полномочий, может встречать определенное сопротивление со стороны органов власти и управления; в-четвертых, идея гражданского участи нередко наталкиваетс на пассивность, социальную апатию, скепсис по отношению к общественным проблемам со стороны самих граждан, недостаток у них необходимых знаний и социального опыта[13].

Все это затрудня ет участие граждан в общественных делах, в прин -тии важных управленческих решений.

В то же врем я важно отметить, что, не-смотр на все эти трудности и проблемы, в современной России начинают все более отчетливо про вл тьс новые тенденции в развитии гражданского общества, о том, что российский социум постепенно приобретает новые важные черты, необходимые дл постиндустриального, информационного общества, в котором заметно возрастает роль гражданского участи в управлении социальными процессами.

Выделены три важнейших услови я формировани и укреплени современного гражданского общества.

Первое необходимое условие за-ключаетс во всестороннем развитии и саморазвитии личности, свободно выбирающей свой жизненный путь и отвечающей за него. Только такая личность обладает раскрепощенным сознанием, чувством собственного достоинства, верой в свои силы и возможности. Именно такой человек активен в решении не только личных, но и общественно-политических проблем, самостоятельно ставит и решает волнующие его жизненные вопросы. Чем больше таких личностей, тем благопри-я тнее перспективы развития России в XXI веке. Поэтому стране и обществу необходим такой курс преобразований, который бы исходил из необходимости реализации прав и свобод человека.

Второе важнейшее условие фор-мировани и укреплени современного российского гражданского общества состоит в создании эффективной системы экономических отношений, обеспечивающих экономическую свободу личности, формирование развитого социального сло коллективных и индивидуальных владельцев средств производства, развитие института частной собственности, экономической конкуренции, активности, самосто тель-ности и равноправи хоз йствующих субъектов.

Третье важнейшее условие формирования и укрепления гражданского общества — опора в государственном и общественном строительстве на общепризнанные демократические правовые принципы (защита прав и свобод

человека и гражданина, равноправие граждан, верховенство закона, разделение властей) и институты (независима судебна система, развитое местное самоуправление, эффективна многопартийность, независимые свободные СМИ, демократические и свободные выборы, гражданские инициативы). Демократия не устанавливаетс актом разрушени тоталитарной социальной организации. Ее становление — процесс который займет еще многие годы и движущейся силой которого вл ютс личности и наиболее активные слои общества, заинтересованные в укреплении правовых институтов государства, в повышении правовой культуры граждан, основанной на признании верховенства закона и приоритетности прав человека.

Сегодн целый спектр общественных организаций отражает различные идейно политические течени и подходы — от крайне левых до радикальнолиберальных, но главное — они довольно четко структурированы по таким основани м, как профессиональна принадлежность, социальное положение, возраст и пол, последнее видитс особенно важным.

Современное российское общество необходимо рассматривать как представленное двум гендерными группами, взаимоотношения между которыми развиваются подчас весьма многогранно и даже противоречиво — от сотрудничества до соперничества, от взаимоуважения и взаимопомощи до неприн ти и безразличи .

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в России на каждуюю тысячу мужчин приходилось 1144 женщины, в Карачаево-Черкесской Республике на каждую тыся чу мужчин приходилось 1135 женщин; по переписи населения 2010 года на каждую тысячу мужчин приходится 1163 женщины, в Карачаево-Черкесской Республике на каждую тыс я чу мужчин приходитс я 1162 женщины.

Развитие демократизации российского общества изменило отношение к проблемам участи я женщин в политической жизни, в процессах приня тия

решений, способствовало повышению Гражданское общество в лице, пре-

активности самих женщин. Тем не ме- жде всего, таких его институтов, как

нее, проблема основных форм нерав- общественные объединения и органи-

ноправия женщин относится к числу зации, постепенно становится относи-

наиболее сложных и неоднозначных. тельно устойчивым явлением россий-

Неравенство мужчины и женщины в ской социально-политической жизни.

российском обществе в политической В российской политической реальности

жизни выгл ядит следующим образом. именно женские общественные органи-

Так, 45,8% опрошенных женщин про- зации, вз я в на себя роль защиты интере-

тив 29,3% считают, что за последние сов индивидуумов перед государством,

деся ть лет возможности женщин реа- стали по существу одним из самых

лизовать себ в бизнесе, общественной мощных и действенных инструментов

де тельности, политике значительно социального управлени и вли ни на

возросли. Примерно в таком же соот- государственную власть. Для современ-

ношении 52,7% против 24,9%) опро- ного периода характерно значительное

шенных отмечают, что мужчины расширение спектра женских неправи-

по-прежнему обладают большими пра- тельственных организаций, что связано

вами и возможностя ми дл я активной как с осознанием женщинами специфи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

политической дея тельности, нежели ки своих интересов, так и с актуальной

женщины[12]. В насто я щее врем я во потребностью институционального обе-

властных структурах, в выборных ор- спечени , активной групповой адапта-

ганах, в руководстве ведущих партий и ции к новым социально-экономическим

движений участие женщин рассматри- условиям и современному политическо-

ваетс как логически составл юща . му процессу.

Примечания:

1. Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. СПб.: Весь, 2005. С. 175.

2. Рогачева Л.И. Общественные организации и гражданское общество // Власть. 2010. 14. С. 27-29.

3. Досина Н.В.Политическое участие граждан России на рубеже XX-XIX веков: гендерная стратегия: дис. ... д-ра полит. наук. М.: Военный университет, 2004. С. 80.

4. Интервью с президентом Института проблем гражданского общества М.А. Слободской // Повседневность некоммерческих организаций / ФОМ. 2011. 17 июля.

5. Аверкиев И.В. Российская общественность: тихий кризис идентично. Пермь, 2004. URL: http:// endemyc. fatal. ru /averk. Ntml.

6. См.: Колобова С., Шичкова Е., Шерстнева Ю. Гендерные и образовательные факторы развития гражданского общества в современной России // Власть. 2010. 16. С. 33.

7. Патрушев С.В. Гражданская активность: институциональный подход (перспективны исследовани ) // Полис. 2009. 16. С. 25-26.

8. Там же. С. 30.

9. Женские общественные организации Карачаево-Черкесской республики. 2012. URL: old. fskn. qov. ru > tskn/ community/orgs.htm- свободный.

10. Рогачева Л.И. Указ. соч. С. 29.

11. Ведерников П.В. Гражданское лидерство как социальный феномен // Без темы: науч. общественно полит. журнал. 2008. 11. С. 19-25; Ведерников П.В. На пути формирования гражданского общества в России: «перестройка» до «возрождения»: социально-политические реформы в России на рубеже XXI века. Екатеринбург, 2005. С. 80-86.

12. Апреся н Р.Г. Гражданское общество. Участие и ответственность. URL: http:// ethics.ras.ru./works/GU/4.html-свободный.12.03.2012.

13. Аверкиев И.В. Указ. соч.

References:

1. Set of Codes and Laws of the Russian Federation. SPb.: Ves, 2005. P. 175.

2. Rogatchyova L.I. Public organizations and civil society // Vlast. 2010. No. 4. P. 27-9.

3. Dosina N.V. Political participation of Russian citizens at the turn of the XX-XIX centuries: gender strategy: Dissertation for the Dr. of Polit. sciences degree. M.: Military university, 2004. P. 80.

4. Interview with the President of the Institute of civil society problems of M.A.

Slobodskaya // Daily routine of non-commertional organizations / FOM. 2011. July, 17.

5. Averkiyev I.V. Russian public: silent crisis identically. Perm, 2004. URL: http:// endemyc. fatal. ru/averk. Ntml.

6. See: Kolobova S., Shichkova E., Sherstneva Yu. Gender and educational factors of civil society development in modern Russia // Vlast. 2010. No. 6. P. 33.

7. Patrushev S.V. Civil activity: an institutional approach (advanced research) // Polis. 2009. No. 6. P. 25-26.

8. Ibidem. P. 30.

9. Women’s public organizations of the Karachaevo-Circassian republic. 2012. URL: old. fskn. qov. ru> tskn/community/orgs.htm the free.

10. Rogatchyov L.I. Mentioned work. P. 29.

11. Vedernikov P.V. Civic leadership as a social phenomenon // No subject: scient., social and political journal. 2008. No. 1. P. 19-25; Vedernikov P.V. On the way of civil society formation in Russia: «perestroyka» before «revival»: sociopolitical reforms in Russia at the turn of the XXI century. Yekaterinburg, 2005. P. 80-86.

12. Apresyan R.G. Civil society. Participation and responsibility. URL: http:// ethics. ras.ru. / wor ks/GU/4. html-svobodnyy.12.03.2012.

13. Averkiyev I.V. Mentioned work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.