Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
УДК 37.0 О.Е. Черствая*
Социально-правовое направление деятельности структур гражданского общества в Вологодской области
В статье отображено состояние некоммерческих организаций, их место и роль в обществе в Российской Федерации и, в частности в Вологодской области. Обращено внимание на деятельность Общественной палаты Вологодской области, ее усилия по построению гражданского общества. Автор подробно останавливается на содержании социально-правового направления деятельности структур гражданского общества региона, специализирующихся на проблемах женщин, юношества, представителей старшего поколения.
Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческая организация, социальная деятельность
O.E. Cherstvaya*. Socio-legal activity of civil society in the Vologda región. The article shows the condition of noncommercial organizations, their place and role in society of the Russian Federation, particularly in the Vologda region. The author pays attention to the activity of Public Chamber of the Vologda region, its efforts on construction of a civil society. The author dwells in detail on the content of socio-legal activities of civil society in the region, specializing in women’s issues, youth, and the older generation problems as well.
Keywords: civil society, the noncommercial organization, social activity.
В настоящее время к некоммерческому сектору гражданского общества причисляют организации (объединения), имеющие различную направленность. К их числу относятся политические партии, профессиональные союзы, организации социальной помощи и взаимопомощи, экологические и правозащитные, женские и молодежные движения, научные, культурные и этнические сообщества, исследовательские и просветительные центры, профессиональные и предпринимательские объединения, клубы по интересам, благотворительные институты и ресурсные центры, а также религиозные объединения.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1].
Некоммерческие организации образуют так называемый «третий сектор» экономики. Первым сектором является государственный, вторым — коммерческий. Некоммерческие организации, преимущественно небольшого размера, имеют тесные связи с населением, являются гибкими и мобильными.
Институты гражданского общества представляют собой относительно устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, призванный отделить сферу самодеятельности граждан от произвольного вмешательства государственных структур, предоставить возможность индивидуального выбора, ответственного участия в управлении общественным процессом, выполняя тем самым функцию связующего звена между личностью и государством.
Как институт гражданского общества, некоммерческие организации выполняют в трансформирующемся российском обществе ряд социальных функций, которые реализуются в процессе их социальной деятельности. Многообразие социальной деятельности можно свести к четырем основным типам.
Основной характеристикой первого типа социальной деятельности является его направленность на изменение социальной системы и условий деятельности. Данный тип связан с реализацией таких функций НКО, как управление социальной трансформацией, отбор и апробация инновационных социальных технологий, ценностно-образующей функции.
Второй тип социальной деятельности направлен на стабилизацию системы и условий деятельности. Здесь находят свое выражение прежде всего системообразующая и стабилизационная функции НКО и
— косвенным образом — функция «канала обратной связи» и функция мониторинга социальной сферы.
Третий тип социальной деятельности преследует цель адаптации к социальной системе и условиям деятельности и связан с реализацией социозащитной, социоадаптивной и досуговой функций НКО.
Наконец, четвертый тип социальной деятельности представляет собой интегративную деятельность, предполагающую включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему. На личностном и групповом уровне здесь реализуются функции социокультурной и социальной интеграции, на уровне формирования гражданского общества — организационная [2].
* Черствая, Ольга Евгеньевна, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 160009 г. Вологда, ул. Чехова, д.16, кв. 6. Телефон: 8-921-231-23-67. E-mail: [email protected].
* Cherstvaya, Olga Evgenevna. The state educational institution of the higher vocational training «Vologda state pedagogical university». The senior lecturer of the pedagogics chair. The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer. Address: 160009 flat 6, 16,Chekhov’s street Vologda, Russia. Phone: 8-921-231-23-67. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20 мая 2011 года.
А.Р. Аклаев выделяет следующие функции некоммерческих организаций: функцию гражданской социализации, функцию мультикультурной социализации и функцию политической социализации [3].
Современное состояние некоммерческих организаций, их место и роль в обществе отображают Доклады о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2006-2010 г. В частности, в Докладе 2009 г. отмечается, что экономический кризис затронул Россию, и, как показала статистика, наша страна преодолевает его последствия с напряжением и менее успешно, чем другие страны [4]. Это требует способности мобилизовать все силы страны на усиление деятельности по преодолению последствий кризиса. Для решения поставленной задачи общественно-государственное партнерство приобретает решающее значение. На конец 2010 г. общее число негосударственных некоммерческих организаций в России, по данным Росстата, составляло более 360 тыс. Из них реально действующих примерно 38%, т. е. 136 тыс. [5]. В структуре третьего сектора по сферам деятельности преобладает социальная политика и благотворительность.
Важным шагом в развитии гражданского общества является активизация потенциала благотворительности как ресурса его развития, способствующего распространению инновационной практики социальной деятельности.
НКО вносят вклад в развитие социальной защиты и благополучия граждан России, сохранения и развития культурного наследия, образования и здравоохранения, а также обеспечивают значительную часть инновационного потенциала страны. На долю НКО в сфере социальной работы, социальной защиты приходится 54% НКО, образования, науки и научного обслуживания — 44%, культуры и искусства — 30%, здравоохранения и медицины — 22% [6]. Вклад НКО в сферу социальной защиты также велик. Несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, они оказывают более сфокусированную, адресную помощь по сравнению с государством. Наиболее существенно влияние общественных организаций в сфере защиты прав человека. Среди позитивных последствий кризиса для НКО следует отметить усиление социальной активности, в частности, рост числа волонтеров.
Рассмотрим деятельность структур «третьего сектора» в Вологодской области.
Основные проблемы в социальной сфере региона следующие:
— продолжающееся сокращение численности населения области (ежегодно на 0,4 %, или на 4,5 тыс. человек), обусловленное прежде всего высоким уровнем смертности жителей региона в трудоспособном возрасте;
— постоянный рост стоимости жизни, нивелирующий положительные эффекты от увеличения доходов. Так, при росте номинальных доходов населения области в 2010 г. на 10,6 % средний уровень цен на продовольственные товары увеличился на 12,9 %. В наиболее трудном положении оказываются низкодоходные слои населения, что приводит к обострению проблемы бедности и усилению социально-экономического расслоения. Примерно каждый пятый житель области проживает за чертой бедности (в 2007 г. — 15 %);
— традиционно низкий уровень заработной платы в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование). Без достойной оплаты труда в этой сфере говорить об эффективном решении задач повышения качества жизни населения и инновационного роста (в основе которого находятся профессионально обученные высококвалифицированные кадры) не представляется возможным.
Основные проблемы в социально-экономической сфере, волнующие население (по данным за декабрь 2010 г.) таковы: 1) проблемы, связанные с обеспечением материального положения домохозяйств на достойном (с точки зрения людей) уровне: постоянная инфляция и низкий уровень жизни в целом; 2) проблемы, связанные с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности и качества жизни: неудовлетворительное состояние инфраструктурных объектов (ЖКХ, дорог, транспортного обслуживания и т.п.); низкая доступность жилья; недостаточно высокое качество здравоохранения; 3) проблемы, связанные с обеспечением социальной защиты и восприятием социальной справедливости в обществе: социальная незащищенность, расслоение населения по уровню доходов.
Вторая группа причин связана с событиями, обусловившими актуализацию проблем общественно-политической жизни: криминализации (трагедия в станице Кущевская Краснодарского края), межнациональной розни (акция на Манежной площади в Москве и ряде городов России), террористической угрозы (теракт в Домодедово).
Таким образом, экономическая и социальная ситуация в регионе продолжала оставаться под воздействием последствий мирового финансово-экономического кризиса. Наряду с позитивными изменениями, выражавшимися в росте промышленного производства и увеличении реальных денежных доходов населения, сохранялся и даже актуализировался ряд проблем, отражавшихся в общественном мнении и находившихся в центре внимания гражданского общества [7].
По данным статистики, относительное (на 1 тыс. населения) количество общественных организаций (объединений) в Вологодской области ниже, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и по России в целом. Доля работников общественных организаций в среднегодовой численности занятых в экономике России составляла в 2009 г. 0,5 %, а в Вологодской области — 0,4 %.
В целом отмечается тенденция к увеличению количества создаваемых некоммерческих организаций и, соответственно, принимаемых решений о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании. В сравнении с 2009 г. количество принятых решений при данном виде регистрационного действия увеличилось на 7 %.
Уровень развития институтов гражданского общества в Вологодской области можно оценить как недостаточно высокий:
— сокращается количество общественных организаций: в расчете на 1000 человек населения оно сократилось с 1,4 ед. в 2007 г. до 1,1 ед. в 2009 г.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Таблица 1
Количество организаций некоммерческого сектора в Вологодской области (единиц)
Источник: данные Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области
Организационно-правовые формы НКО Годы 2010 г. в % к 2007 г.
2007 2008 2009 2010
1. Общественные объединения, всего 1209 1055 960 900 74
2. Иные некоммерческие организации 703 705 732 762 108
3. Религиозные организации 146 146 143 143 98
— уменьшается число первичных профсоюзных организаций и количество членов профсоюзов: если в 2000 г. в профсоюзах состояло 50 % занятого населения области, то в 2009 г. — только 32 %.
— медленными темпами развиваются институты гражданского общества, связанные с самоуправлением граждан. Так, товарищества собственников жилья созданы только в 9 % многоквартирных домов.
Низок уровень доверия населения к основным институтам гражданского общества. По данным ИСЭРТ РАН, общественным организациям в 2010 г. доверяло 27 % населения (в 2007 г. — 24 %), профсоюзам — 30 % (29 %), политическим партиям — 23 % (18 %), органам местного самоуправления — 36 % (32 %). Развитию институтов гражданского общества в регионе препятствует ряд проблем юридического (несовершенство нормативно-правового поля), организационно-экономического (слабость ресурсной базы некоммерческого сектора, недостаточная консолидация) и социального (низкий уровень активности населения) характера [7].
За полтора года с момента образования Общественной палаты Вологодской области осуществлено формирование ее рабочих органов. Создано семь профильных комиссий; постоянно идет процесс образования рабочих групп, привлечения к работе Палаты представителей общественных объединений области, не вошедших в ее состав. Создана нормативная основа для работы Палаты. Разработаны и утверждены Регламент Общественной палаты, назначены кураторы деятельности комиссий.
Основные усилия Общественной палаты за истекший период были направлены на обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления области при формировании и реализации государственной политики, защите прав и интересов населения.
Деятельность некоммерческих организаций Вологодской области направлена на педагогическое, социальное, правовое, медицинское, информационное, научное сопровождение семей с различным укладом жизни. В данной статье рассмотривается деятельность Вологодского областного отделения общероссийского общественного движения женщин России, Вологодского регионального общественного движения «Совет солдатских матерей», негосударственного учреждения дополнительного образования «Вологодский университет “Знание”». Работа данных организаций проводится с различными сегментами населения: с женщинами, юношами, пожилыми людьми.
Вологодское областное отделение общероссийского общественного движения женщин России создано в 1996 г. Основной целью деятельности Движения является содействие обеспечению равных возможностей для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности в соответствии с Конституцией РФ и обязательствами, принятыми Россией по выполнению Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
В соответствии с Уставом движение активно участвует в решении следующих задач: обеспечение условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов, политических и общественных организаций; формирование и осуществление государственной политики в сфере гендерного равноправия; создании и обеспечении организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд, защиты их жизни и здоровья с учётом материнской функции; участие в разработке и реализации федеральных, региональных и городских социальных программ, совпадающих с целями деятельности Движения.
В Вологодской области участники Движения женщин России в 2000 г. тоже создали первый «Кризисный центр для женщин». С момента создания АНО «Кризисный центр для женщин» сотни женщин и женщин с детьми обратились за помощью.
АНО «Кризисный центр для женщин» вот уже много лет, с момента своего создания, тесно сотрудничает с различными государственными, некоммерческими и общественными организациями. Параллельно с практической работой постоянно проводятся исследования существующих общественных проблем. По результатам работы издаются методические рекомендации, пишутся обращения в органы государственной власти и статьи в средства массовой информации. Постоянно ведётся разъяснительная работа среди населения, студентов и молодёжи по социальным и правовым вопросам, в частности, по проблеме домашнего насилия. Результатом активной работы АНО «Кризисный центр для женщин» и других государственных, общественных и некоммерческих организаций в решении острых социальных проблем является снижение преступности в отношении женщин в 2009 г.
Одним из направлений в деятельности военных учреждений, их структурных подразделений, учреждений органов государственной власти, органов муниципальной власти, образовательных учреждений, некоммерческих организаций, занимающих защитой лиц призывного возраста и подрастающего поколения, должно стать правовое воспитание подрастающего поколения и лиц призывного возраста.
Вологодское региональное общественное движение «Совет солдатских матерей» — одна из первых правозащитных организаций, которая начала работу в данном направлении. В декабре 2001 г. на базе Вологодского Совета солдатских матерей была открыта первая в области бесплатная юридическая консультация, занимающая защитой прав подрастающего поколения, лиц призывного возраста, военнослужащих срочной службы и членов их семей. За 15 лет существования консультации в нее обратилось около 7,3 тыс. граждан не только из Вологодской области, но и из других субъектов Российской Федерации. В первые годы существования организации чаще обращались родители призывников.
В 2003 г. была подготовлена и реализована программа обучения правовой грамотности «Призывник! Знай свои права!» среди учащихся средне-технических, начально-профессиональных и общеобразовательных учебных заведений Вологодской области. Впервые программа была апробирована в 2003 г., а потом в 2009 и в 2010 гг. путем реализации гранта. За это время соглашения о совместной деятельности с с Вологодским советом солдатских матерей подписали четыре учебных заведения: Вологодский техникум железнодорожного транспорта, профессиональные училище № 28 и № 29, МОУ «Среднеобразовательная школа № 25». Всего проведено 148 лекций. Количественный охват программой — 5000 лиц призывного возраста и членов их семей. Положительным фактом является участие в волонтерской деятельности самих лиц призывного возраста.
Программа включает в себя проведение лекций по семи темам и практического занятия, посвященных обучению правовой грамотности среди лиц призывного возраста и членов их семей. Темы лекций следующие: «Конституция РФ о правах и обязанностях граждан России в отношении военной службы»; «Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы прохождения военной службы и исполнения воинской обязанности»; «Первоначальная постановка на воинский учет. Призыв на военную службу; основания освобождения от призыва на военную службу»; «Основания освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Категории годности к военной службе»; Отсрочка от призыва на военную службу: понятие, виды, общая характеристика»; «Законные способы защиты нарушенных прав призывников». Заключительное практическое занятие — викторина на знание лекционного материала.
Главное внимание при реализации программы в каждом учебном заведении уделяется раскрытию основных положений Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Отличительная черта современной эпохи — изменение возрастной структуры населения в сторону его старения. Однако трансформационные процессы в России проходят практически без участия старшего поколения, без учета их специфических интересов. Граждане пожилого возраста переживают морально-психологический кризис, вызванный утратой прежних духовных ценностей, падением их социального статуса, социальной роли в жизни общества. У них обостряется чувство зависимости, неустроенности, ущербности. Главная драма пожилых людей — невостребованность, нереализованный потенциал. Посредством образования пожилых людей можно изменить эту ситуацию.
Годы социально-экономических преобразований в России не стали для людей старшего поколения периодом благоприятных условий для дополнительного образования. Практически полностью исчезли из общественной жизни лектории для ветеранов по месту жительства, а также в учреждениях культуры по причине отсутствия финансовых средств и смены информационнообразовательных приоритетов. Немногочисленные учебные курсы, которые могли бы заинтересовать пожилого человека, являются, как правило, платными, с недоступно высокими ценами. Вместе с тем потребность в дополнительном образовании старших поколений велика.
Негосударственное учреждение дополнительного образования «Вологодский университет “Знание”» реализует на территории города Вологды программу «Университет Третьего Возраста». Программа призвана помочь пожилым людям сориентироваться и адаптироваться в современной жизни. Открытие состоялось 30 марта 2005 г/, количество слушателей на тот момент было 30 человек. Им была предложена возможность выбора — посещать занятия на факультетах правоведения, здоровья, православия и садоводства-огородничества. Большинство пожилых людей выразило желание посещать занятия на всех факультетах, что подчеркивает их потребность в образовании и общении [8].
В 2005-2006 учебном году по просьбам слушателей были открыты еще два факультета: искусствоведческий и краеведческий. Сейчас число желающих заниматься в Университете — более 300 человек.
Лидером по количеству слушателей является факультет «Правоведение». Для проведения занятий на этом факультете привлекаются следующие специалисты: Президент Адвокатской палаты Вологодской области, Президент нотариальной палаты, специалисты Федеральной регистрационной службы по Вологодской области, Департамента труда и социального развития области, Пенсионного фонда Российской Федерации, судьи, судебные исполнители и другие специалисты. В течение учебного года на факультете прошли занятия на темы: «Защита прав и законных интересов пожилых людей адвокатом», «Законодательство Российской Федерации о наследовании», «Защита прав пожилых людей в суде», «Регистрация права собственности на недвижимость и землю», «Права на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца», «Исполнение судебных решений» и другие. Практически вся информация, которую получали слушатели на занятиях, носила прикладной характер.
Слушатели имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, касающиеся православной обрядовой культуры, истории православия, других мировых религий. С первых дней реализация программы происходит при активном участии представителей Русской Православной Церкви.
Традиционно пожилых людей привлекают темы занятий, связанные с дачными вопросами. Имея богатый опыт в этой сфере, слушатели тем не менее активно посещают занятия факультета «Садоводство-огородничество».
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Активная жизненная позиция, знания, полученные на занятиях факультета «Здоровье», позволяют пожилым людям морально и физически чувствовать себя лучше. Изначально деятельность факультета «Здоровье» была направлена не на перечисление болезней и их симптомов, а на поиск возможностей для полноценной жизни и в зрелом возрасте. Этому способствовали занятия, проводимые медицинским психологом. Большой популярностью у слушателей пользуется факультет «Искусствоведение». Третий год занятия проводятся совместно с Вологодской областной картинной галереей. Пожилые люди имеют возможность не только посещать все выставки, но и встречаться с художниками, искусствоведами, получать новые навыки, участвуя в мастер-классах.
Пожилые вологжане узнают много нового об исторических и культурных фактах в жизни Вологодчины на занятиях факультета «Краеведение». Они также готовы поделиться с коллегами своими знаниями и воспоминаниями о событиях и людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие региона.
В 2009-2010 учебном году открылся факультет «Культура Русского Севера». В планах университета расширение направлений деятельности. Необходимы для пожилых людей прикладные занятия, возможность творческого самовыражения.
Занятия в университете обогатили слушателей не только новыми знаниями, но и новыми друзьями, возможностью общаться. Знания, полученные на занятиях, помогают пенсионерам находить пути выхода из различных жизненных ситуаций, найти новые ориентиры в современной жизни.
Итак, анализ теории и общественной практики показал, что за период становления институты гражданского общества Вологодской области апробировали эффективные формы, методы и инструменты социальной деятельности и правового просвещения населения.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — Часть первая (утв. 5 декабря 1994 г.) // СЗ РФ.
— 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Нестеренко, Н. С. Некоммерческие организации в трансформирующемся российском обществе: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: защищена 20.06.07. — М., 2007. — 26 с.
3. Лклаев, Л. Р. Неправительственные организации (НПО) как инструмент формирования политической культуры межэтнического диалога и сотрудничества // Межкультурный диалог : лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / под ред. М.Ю. Мартыновой. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — 406 с.
4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2009. — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2009. — 114 с.; Электронная версия документа: http:// www.oprf.ru/files/doklad_red4.doc (Дата обращения 26.02.2010).
5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2010. — 124 с.; Электронная версия документа: http:// oprf.ru/files/Doklad-OPRF-2010.pdf (Дата обращения 26.02.2010).
6. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2009. — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2009. — 114 с. Электронная версия документа: http:// www.oprf.ru/files/doklad_red4.doc (Дата обращения 26.02.2010).
7. Доклад о состоянии Гражданского общества в Вологодской области за 2010 год (31 марта 2011 г.) — Вологда.: Общественная палата Вологодской области, 2011. — 38 с.
8. Генералова, Л. Н. Образование в третьем возрасте // Деятельность структур государственной власти, центров социальной направленности, некоммерческих организаций, вузов по сопровождению семей с различным укладом жизни: материалы региональной заочной научно-практической конференции с международным участием. — Вологда: ВГПУ, 2010. — С. 124-128.
Literature
1. The civil code of the Russian Federation: part 1, dated 05.12.1994 // JL the Russian Federation. — № 32. — St 3301.
2. Nesterenko, N. S. Noncommercial organizations in transforming Russian society: a sociological analysis. — Moscow??, 2007. — 26 p.
3. Aklaev, A. R. Non-governmental organizations (NGOs) as an instrument for shaping the political culture of inter-ethnic dialogue and cooperation / / Intercultural dialogue: lectures on issues of interethnic and interfaith interaction / ed. M.Y. Martynova. — Moscow, 2003. — 406 p.
4. Report on the status of civil society in the Russian Federation in 2009. — Moscow, 2009. — 114. 2009.
— http://www.oprf.ru/files/doklad_red4.doc (date accessed 26.02.2010).
5. Report on the status of civil society in the Russian Federation in 2009. — Moscow, 2009. — 114. 2009.
— http://www.oprf.ru/files/doklad_red4.doc (date accessed 26.02.2010).
6. Report on the status of civil society in the Russian Federation in 2009. -= Moscow, 2009. — 114. 2009.
— http://www.oprf.ru/files/doklad_red4.doc (date accessed 26.02.2010).
7. Report on the state of civil society in the Vologda region for the year 2010 (March 31, 2011). — Vologda, 2011. — 38 р.
8. Generalova, L.. N. Education in the third age // Activity government structures, social orientation centers, noncommercial organizations, universities in support of families with different lifestyles: Proceedings of the regional extramural scientific and practical conference with international participation- Vologda, 2010. — P. 124-128.