ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
К вопросу о социальных практиках современных российских женских организаций
Тулузакова
Марина Валентиновна
Доктор социологических наук, заведующий кафедрой менеджмента и социальных коммуникаций Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
e-mail : kmsk.ranhigs.bf@gmail. com
Marina Valentinovna Tuluzakova
Doctor of Sciences (Sociology), Head of the Management and Social Communications Chair, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail : kmsk.ranhigs.bf@gmail. com
УДК 316:334
Social Practices of Modern Women's NGOs
В статье рассмотрена практика деятельности современных женских общественных организаций, проанализированы формы социальной активности участниц женского независимого движения. При всем многообразии политических и социальных ориентиров, целевых установок и организационных форм, женские организации объективно способствуют повышению социального статуса российских женщин, формируют стратегию гендерного преобразования общества.
Ключевые слова и словосочетания: общественные организации, независимое женское движение, группы интересов, консолидация женских организаций.
The article analyses the practice of modern women's non-governmental organizations and the forms of social activity of women's independent movement. Irrespective of different political and social guiding lines, goals and forms, women's NGOs help to improve Russian women's social status and develop the strategy of gender reconstruction of society.
Key words and word-combinations: NGOs, independent women's movement, group of interests, consolidation of women's organizations.
Появление и рост общественных объединений и добровольных ассоциаций в современной России связано с усложнением социально-экономической структуры, разрушением прежних общинных солидарных отношений и связей и превращения людей в индивидуалистов. Появление свободной и независимой личности стало не только важнейшей предпосылкой становления гражданского общества, но и фактором формирования в конце 1980-х - начале 1990-х годов независимых общественных организаций, функционирующих без прямого участия государственных и партийных структур. В 1990-е годы российское общество столкнулось с появлением новой социальной практики и женской социальной активности - «независимым женским движением», возникшем из первых женских групп, стремившихся существовать как самостоятельная социальная сила. Явление, в начале своего развития, не было масштабным и имело сложную идейную и социально-политическую подоплеку. Несомненно, что на проявления социальной активности участниц женского независимого движения накладывали свой отпечаток нормы и ценности, прочно усвоенные в советскую
эпоху и не позволяющие ориентироваться в новых гражданских инициативах. А с другой стороны, опыт женских некоммерческих организаций позволил создать такие социальные практики, которые способны разрушить гендерные стереотипы в их патриархальном и советском проявлениях. Уже в конце советской эпохи новые самостоятельные организации игнорировали партийный контроль в принципе. При идеологической ориентации возрастала значимость тех организаций, чья деятельность была связана с регулированием социальных отношений. Наиболее ярко это проявилось, по нашему мнению, в практике женских организаций, спектр деятельности которых до сих пор достаточно широк и во многом диктуется особенностями каждого конкретного региона. Представляется практически важным понять, каким же образом женские организации действуют на практике? Анализ этих действий позволяет не только структурировать названные организации в зависимости от стратегии и тактики, размеров и масштабов, направлению и характеру деятельности, структурированности и массовости членства, но и оценить эффективность женского движения, его реальное влияние на социально-политические процессы.
К числу главных модернизационных проявлений социального развития, наряду с общеизвестными факторами урбанизации, информатизации и т.п., относится и выдвижение на первый план проблем женского равноправия во всех сферах жизни. Чаще всего указанная проблема, так или иначе, связана с идеей паритетной демократии, в идеале выраженной формулой 50 на 50. Основной ресурс обеспечения паритетной демократии могло бы создать женское движение, способное стать той динамичной системой, что определяет значительные возможности для реализации женского социального потенциала, проявления женских социальных (гражданских) инициатив. Было бы опасно продолжать игнорировать социальный потенциал женщин, то, что можно назвать «женский фактор». Тем не менее, 1990-е годы не стали периодом консолидации женских общественных организаций в единую силу, способную выражать интересы общества в целом, а не только своих членов. Более того, в 2000 годы женские политические объединения стали программно трудно различимы и не смогли предложить убедительных подходов, позволяющих женщинам выйти из состояния «социального меньшинства» (Е. Здравомыслова), реально участвовать в гуманистическом обустройстве общества.
Фактически современное женское движение отличается многообразием организационных форм, целевых ориентиров и достаточно высокой степенью независимости от властных структур и политических партий. Естественно, что это затрудняет возможности создания классификации. Но это необходимо делать не только с научной точки зрения. Ведь если женской организации трудно идентифицироваться, определить собственные цели и найти специфические способы влияния на общество, то ещё труднее найти в массах собственных сторонников. Самая простая из известных классификаций, делит женские организации на два типа: созданные по «советскому образцу» и независимые организации, тяготеющие к западному стилю деятельности. К первому типу относятся организации - правопреемницы (в организационно-идеологическом плане) бывшего Комитета советских женщин, опирающиеся на регионально-административные ресурсы участниц. Ко второму типу обычно относят организации, так или иначе, возникшие под влиянием западного феминизма и реализующие свои проекты во многом за счет грантов западных фондов. Но этот подход представляется нам излишне упрощенным до понимания женских организаций на уровне идеологического противопоставления «советский» - «западный». Реальность объективно сложнее. Ведь женщины объединяются для совместного решения таких проблем как совмещение семейных и социальных ролей, положение на рынке труда, равные права и возможности их фактического использования, получение конкурентоспособного профессионального образования, обеспечение целенаправленных совместных действий в защиту собственных прав и так далее. Это означает, что многообразие направлений деятельности женских организаций можно объяснить специфическими чертами, характером и направленностью проблем женщин, социально-культурных, этнических и религиозных особенностей, уровня экономического развития и урбанизации, отраслевой структуры экономики и соответствующей ей профессиональной подготовки женщин, свойственных различным регионам, республикам, областям и муниципальным образованиям России. Но при всем многообразии политических и социальных ориентиров, целевых установок и организационных форм, женские организации объективно способствуют повышению социального статуса российских женщин, формируют стратегию гендерного преобразования общества.
Какие женские общественные организации и объединения представлены в современном российском обществе?
Первый опыт классификации был представлен в справочнике «Женские неправительственные организации России и СНГ»[1, с.165]. В соответствии с нею на первое место выходили организации, имеющие международный, общефедеральный и межрегиональный статус, а также местные организации, занимающиеся
в основном правозащитной деятельностью как по отношению к самим женщинам, так и по отношению к другим группам граждан, организации, которые ведут борьбу с дискриминацией женщин на рынке труда, развивают и поддерживают женское предпринимательство, занимаются с женщинами - жертвами насилия и дискриминации.
Но возможный политический характер женских организаций и объединений, по нашему мнению, призван подчеркнуть термин «группа интересов». Под «группой интересов» понимается объединение единомышленников, которые представляют как свои личные интересы (клуб любителей макраме, кружок филателистов или нумизматов), так и выступающие в качестве посредников между индивидом и государство как общественная организация (профессиональный союз транспортников, ассоциация предпринимателей). Современное общество имеет дифференцированную сеть групп интересов, сформированных как общественные группы: они характеризуются общими представлениями и целями их членов, но не имеют бюрократической структуры в принципе. От партий отличаются тем, что не принимают непосредственного участия в политическом волеизъявлении и не стремятся к политической ответственности. Названный подход позволяет называть общественные организации группами интересов как добровольные объединения с формальной основной структурой, в которых личные требования соединяются с общественной пользой, а члены выражают себя внутри организации с помощью сотрудничества или воздействия на другие социальные институты. Это находит свое отражение в формулировке существующих интересов, реализация которых оказывает влияние на социальные изменения. В соответствии с этим, можно выделить типологию интересов, а в соответствии с ними и типологию общественных организаций.
1. Интересы в сфере труда и экономики представляют объединения предпринимателей и отдельных самостоятельных категорий работников.
2. Организованные интересы в социальной сфере - объединения защиты социальных прав; объединения социальных достижений (благотворительные организации); группы самопомощи.
3. Организованные интересы в сфере общения и досуга - клубы общения, хобби, спортивно-оздоровительные клубы.
4. Организованные интересы в сфере науки и культуры - ассоциации, клубы, образовательно-просветительские кружки и объединения.
5. Организованные интересы в общественно-политической сфере - правозащитные и общественно-политические объединения.
Процесс определения, обобщения и формулировки интересов заключается в том, что «сначала самые различные интересы участников объединяются, то есть их очень личностные и эмоционально окрашенные мнения претворяются в конкретные формулы и требования объединения. Для того, чтобы выявить и сделать очевидными ещё мало осознанные интересы, чтобы общие взгляды стали коллективными устремлениями, должно возникнуть чувство общности и понятие «мы».[2, с. 10] Применительно к общей теме статьи речь идет о чувстве общности и понятии «Мы - женщины». Положительное определение групп интересов означает, что интересы их участниц могут входить как конкретные требования в процессе социальных изменений. С одной стороны, несомненно, что образование женских самостоятельных, независимых групп свидетельствует о понимании ими, что у них есть общий интерес и что именно в единении сила. С другой стороны, закономерен вопрос: насколько женским объединениям удается приблизиться к реальному участию в процессе социальных изменений? Насколько они отражают интересы женщин и защищают их права? В состоянии ли они представлять женщин в органах государственной власти и местного самоуправления? Необходимо искать конкретный ответ в разных случаях.
Для этого мы полагаем возможным использовать авторскую типологию женских общественных организаций и объединений, подразделяющую женские организации на следующие большие группы[3].
1. Традиционные, социально ориентированные организации, действующие на основе традиционного понимания женских ролей в обществе. Это означает ориентацию на женщину - хранительницу очага и мать детей своего мужа. Традиционные женские организации занимаются, главным образом, социальными проблемами семей, детей и матерей, национально-патриотическим воспитанием, но, главным образом, благотворительностью. Благотворительные женские организации возникают, как правило, двух типов: организации самих нуждающихся, то есть испытывающих какие-либо затруднения, а потому они одновременно являются организациями благополучателей. Таких организаций относительно немного - благотворительные фонды многодетных, одиноких матерей, матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Другой вариант - организации, занимающиеся привлечением спонсорской помощи и пожертвований, направленных на решение социальных проблем. Например, Благотворительный фонд ЭСКО, Фонд имени Великой княгини
Елизаветы Федоровны и немногие другие. С определенной долей условности к подобному типу организации можно отнести Комитеты и Союзы солдатских матерей, которые тяготеют одновременно и к правозащитной деятельности. Проблемы, которые вызвали появление Движения солдатских матерей, не являлись чисто женскими. Фактически это сеть неправительственных организаций, объединяющих матерей военнослужащих, которые борются за защиту прав военнослужащих. Главной характеристикой этого движения является личное горе или проблема, что создает основу для объединения и определенного рода идентичность. Но гражданская позиция участников движения неразрывно связана с пониманием материнского долга, а роль женщины как матери является своего рода «узаконением» для оправдания вмешательства в мужские дела, то есть в политику. Сложность феномена Движения солдатских матерей позволяет предположить, что оно должно стать предметом самостоятельного изучения. Основы этого направления были заложены О. Здравомысловой, М. Либоракиной, Л. Дериглазовой. Считаем также необходимым, подчеркнуть, что консолидация женских и правозащитных организаций позволяет повысить возможности влияния на политические властные структуры и тем самым содействовать становлению гражданского общества. Но мы считаем возможным утверждать, что Движение Солдатских матерей является неполитическим, ибо политика в этом случае - средство, а не цель движения. Вовлеченность движения в политику во многом связана с тем, что правозащитная деятельность, так или иначе, направлена на изменение взаимоотношений гражданина и государства.
2. Организации деловых женщин, сфера интересов которых распространяется на защиту и продвижение во властные структуры женщин, представляющих социально-профессиональные группы -предпринимательниц, адвокатов, журналисток. Возможно, они малоизвестны в масштабах общества, но вместе с тем, несмотря на все трудности, продолжают работать Ассоциация женщин-предпринимателей России, Конфедерация деловых и профессиональных женщин России, Ассоциация женщин-юристов, региональные организации - Клуб деловых женщин Перми, Высшие женские курсы «Россиянка», Ивановский клуб «Деловая женщина» и др.
3. Женские организации феминистской ориентации можно назвать группами саморазвития, так как их действия мало направлены на изменение гендерной структуры общества. Но при этом они обращают на себя внимание активной защитой прав женщин и критикой гендерной системы патриархатного общества. Это проявляется в протестном отношении к стереотипам «естественного женского предназначения». А потому борьба феминисток за права женщины в контексте общей защиты прав человека есть осознанный выбор свободы от стереотипов общественного сознания. Эти организации подвергаются активной критике со стороны РПЦ. В частности, Патриарх Кирилл на встрече с представительницами Всеукраинской общественной организации «Союз православных женщин» заявил следующее: «Считаю очень опасным явление, которое называется феминизмом, потому что феминистические организации провозглашают псевдосвободу женщин, которая в первую очередь должна проявляться вне брака и вне семьи. В центре феминистской идеологии - не семья, не воспитание детей, а иная функция женщин, которая нередко противопоставляется семейным ценностям. Наверное, неслучайно, что большинство лидеров феминизма -это незамужние женщины»[4].
4. Политические объединения, движения, союзы и партии, прошедшие регистрацию в Минюсте и претендующие в последнее время на звание общероссийских: Движение женщин России (Лидер Е.Ф. Лахова); Движение женщин за здоровье нации (лидеры Э.Г. Глубоковская, Л.Н. Маркина); Движение матерей «За социальную справедливость» (лидер Е.А. Шувалова); Женский объединенный Союз (лидер Е.Г. Листопадова); Женщины России (лидеры А.В. Федулова, М.К. Добровольская); Российская партия защиты женщин (лидер Т.Н. Рощина). Данные организации не имеют реальной поддержки со стороны женщин в регионах вероятно потому, что стремятся вести «партийное строительство» сверху вниз при отсутствии четких программ. Следует отметить, что на практике очень немногие женские организации заявляют о себе как о сугубо политических объединениях или партиях. Последним вообще трудно самоопределиться и найти оптимальные формы взаимодействия со структурами государственной власти и политической системы общества.
Почему попытки создать женские политические объединения российского масштаба, так или иначе, заканчиваются неудачей? Насколько, было бы целесообразнее, если в глазах общественности женское политическое движение составляло бы единую команду? Поиски ответа на эти вопросы могут стать предметом отдельного исследования.
Но относительное равнодушие к политическим проблемам не является проявлением социальной апатии женщин. Свидетельством тому может стать пятая значительная группа женских организаций - инициативы, движения, которые ставят перед собой целью не столько продвижение во власть, сколько развитие
социальной активности женщин. К организациям подобного рода можно отнести Консорциум женских
неправительственных организаций, Союз «Женщины Дона», межрегиональную Ассоциацию независимых женских объединений (АНЖО), Байкальский региональный Союз женщин «Ангара» и др.
При всем этом, «непаханой целиной» для женских политических организаций является российская провинция, где медленно, но верно женщины все-таки втягиваются в политические баталии, митинги и демонстрации. Женщин много в клубах избирателей, среди доверенных лиц кандидатов в депутаты и среди самих кандидатов всех уровней, среди сборщиков подписей и редакторов газет, оппозиционных власти. Но и среди них мало тех, кто собирается выражать интересы женщин, представлять эти интересы в законодательных или исполнительных органах власти.
По сути дела и среди действующих российских политиков неясно, кто же будет выражать социальные интересы российских женщин в представительных органах власти. Будет ли лучше, если это сделают представительницы независимого женского движения? Если учесть, что в программных документах большинства политических партий отсутствует понимание и осознание «женского вопроса», то навряд ли между ними состоится продуктивный диалог.
Опыт изучения женского независимого движения в современной России показывает, что оно до сих пор слабо структурировано. Это означает, в таком движении с трудом формируются самостоятельные стратегии развития, а потому наличие женского движения слабо влияет на изменение положения женщин в обществе. Но стоит ли уповать на государственную поддержку, на какие-либо государственные программы? Пока не преодолены традиционные предрассудки, не изжиты стереотипы общественного сознания, их польза относительна и малозаметна. Многочисленные женские объединения и организации пропагандируют не раскрепощение личности женщины и развитие её творческих способностей в самых различных сферах, а эксплуатируют «материнское» начало и «материнскую» энергию. Примером тому бесчисленные Союзы и Комитеты солдатских матерей, созданные практически по всем городам и весям России, и организации «Матери против наркотиков», Материнские, но не дамские, клубы. Большинство женских организаций, объединений, клубов в своей деятельности ориентированы на традиционные женские роли и функции: дети, подростки, семья, контрацепция и т.д. Таким образом, фактически речь идет о приспособлении на своем привычном женском уровне к той напряженной ситуации, которая сложилась в обществе. Эта позиция крайне непродуктивна, так как абсолютно ничего не меняет в нынешнем статусе женщины, а лишь усугубляет его. Пока сами женские организации ориентируются на женщину как о единственную защитницу семьи и детей, то это автоматически будет сохранять практику «выталкивания» мужчин из семьи и сферы активного родительства и неприятию женщин в сферу активной политики. По сути дела, названное явление можно объяснить отсутствием гендерной культуры в широком смысле слова, абсолютным господством патриархального сознания.
Несмотря на все усилия, женское движение разрозненно не только по субъектам и регионам Российской Федерации, но и в пределах отдельных городов. Способно ли оно найти широкую поддержку в массах и с её помощью изменить социальные отношения? Мы полагаем, что утвердительный ответ на этот вопрос во многом будет зависеть от того, найдет ли себя в этих социальных процессах женщина российской провинции - основе социального пространства страны. Это означает, что именно на местах следует активизировать процесс формирования женских организаций и объединений для решения не только насущных социальных проблем современных российских женщин, но и проблем, связанных с социальной трансформацией российского общества.
Библиографический список
1. Группы интересов//Полис. - 1992. - №5-6.
2. Женские неправительственные организации России и СНГ: Справочник / Авт.-сост. Н.И. Абубикирова и др. М.: Эслан, 1998.
3. Тулузакова М.В. Социально-политические движения и инициативы женщин в политическом развитии современной России: Дис. ... д-ра социол. наук: 23.00.02 Саратов, 2005 352 с. РГБ ОД, 71:06-22/6
4.Патриарх Кирилл считает феминизм «опасным явлением» - Режим доступа: http://religions.unian.net/ шШаМ4447