Научная статья на тему 'ЖЕНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА НАРОДА'

ЖЕНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ОДЕЖДА / РУЧНАЯ ВЫШИВКА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умарова Зухрохон Мирзотурабовна

В статье приведены бесценные достояния культуры и традиции народов Средней Азии которое отражается в их традиционной женской одежде. Женская одежда таджичек, сочетала в себе формы и типичные черты: крой, приемы декора, способ ношения, определяющие ее своеобразие вплоть до начала ХХ в. Традиционная одежда таджичек - в основном состояла из туника образного покроя платья и широких шаровар в котором сочетались цвет, техника узора, материал, форма и силуэт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S NATIONAL CLOTHING AS A FORM OF THE ART OF THE PEOPLE

The article presents the invaluable heritage of the culture and traditions of the peoples of Central Asia, which is reflected in their traditional women's clothing. Women's clothing of Tajik women combined forms and typical features: cut, decor techniques, way of wearing, which determined its originality until the beginning of the twentieth century. Traditional clothes of Tajik women - mainly consisted of a tunic of a shaped cut of a dress and wide trousers in which color, pattern technique, material, shape and silhouette were combined.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА НАРОДА»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ЖЕНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА НАРОДА

Умарова Зухрохон Мирзотурабовна

канд. технич. наук, доцент кафедры дизайн и архитектура, ПИТТУ, Политехнический институт Таджикского технического Университет имениМ.С. Осими,

Таджикистан, Худжанд

WOMEN'S NATIONAL CLOTHING AS A FORM OF THE ART OF THE PEOPLE

ишигога Zuhrohon Mirzoturabovna

cand. techn. Docent in design and architecture, PITTU, Polytechnic Institute of Tajik Technical University, M.S Osimi,

Tajikistan, Khujand

Аннотация. В статье приведены бесценные достояния культуры и традиции народов Средней Азии которое отражается в их традиционной женской одежде. Женская одежда таджичек, сочетала в себе формы и типичные черты: крой, приемы декора, способ ношения, определяющие ее своеобразие вплоть до начала ХХ в. Традиционная одежда таджичек - в основном состояла из туника образного покроя платья и широких шаровар в котором сочетались цвет, техника узора, материал, форма и силуэт.

Annotation. The article presents the invaluable heritage of the culture and traditions of the peoples of Central Asia, which is reflected in their traditional women's clothing. Women's clothing of Tajik women combined forms and typical features: cut, decor techniques, way of wearing, which determined its originality until the beginning of the twentieth century. Traditional clothes of Tajik women - mainly consisted of a tunic of a shaped cut of a dress and wide trousers in which color, pattern technique, material, shape and silhouette were combined.

Ключевые слова: одежда, ручная вышивка, искусство, культура, традиция.

Keywords: clothing, hand embroidery, art, culture, tradition._

На рубеже XXI века наряду с повсеместными процессами глобализации, охватившей всю мировую культуру, в национальных республиках бывшего СССР, в частности, в Таджикистане, в связи с ростом национального самосознания проявляется повышенный интерес и внимательное отношение к произведениям народного искусство, к его богатым традициям. Своеобразие самобытной культуры таджикского народа отражено в созданных народом произведениях искусства, которые содержат огромную информацию о многих сторонах материальной и духовной культуры народа. Одним из бесценных достояний культуры народа является его традиционная одежда, которая, отражая традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие на всех этапах исторического развития, тесно связывает его не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. Народный костюм как важная часть традиционной художественной культуры не утратил свою актуальность и в наши дни. Им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Многие ведущие модельеры используют в своих творениях элементы народного костюма и даже создают целые коллекции по его мотивам. Говоря о народном костюме, мы обращаемся к женскому костюму. Он сложился в глубокой древности и был приспособлен к природным климатическим условиям и соответствовал образу жизни человека. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, шили и вышивали, сохраняя вековые традиции удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. А ведь эти «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных женщин которые не осознавая того создавали шедевры мировой художественной культуры. Знание истоков ее художественной природы даёт возможность подрастающему поколению приобщится к традиционной народной культуре, позволяет воспитывать в нем определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства. Женская одежда таджичек, как и мужская, сочетала в себе формы и типичные черты: крой, приемы декора, способ ношения, определяющие ее своеобразие вплоть до начала XX в. Традиционная одежда таджичек - в основном состояла из туника образного покроя платья и широких шаровар[4]. Горожанки и равнинные таджики носили распашной халат и местную обувь. Если обратить внимание на свойства народного костюма, такие, как форма и покрой костюма, линии силуэта, конструктивные линии, представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты, именно убранство народной женской одежды - цвет, техника узора, чувство материала и т.д., составляют содержание понятия «народные мотивы».

Народные мотивы - это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей. В целом женская одежда таджичек с давних времен сохраняет несложность форм, уравновешенность деталей. Покрой, удачно найденный и приспособленный к быту и к климату не менялся веками. Т.Арманд в книге «Орнаментация тканей» пишет: «.. если бы исчезло все и остался только женский костюм, то по

нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох» [ 1]. Женский костюм таджичек XIX -начала ХХ веков сохранял в себе большие архаических черт. Женскую одежду богато орнаментировали. Своеобразие орнаментики отражалось в различных вариантах узоров из стилизованных форм [7]. Помимо растительного орнамента встречаются и стилизованные изображения животных и предметов быта. Но все же излюбленными мотивами были цветы - розы, тюльпаны, часто заключенные вкруг или ромб, которые являлись как бы отправкой точкой для построения композиции, располагающейся по всей поверхности изделия. Одной из наиболее нарядных частей женского костюма было туника образное платье. Особенно насыщенно декорировались рукава, ворот и верхняя часть переднего стана. Часто узоры располагались и на плечах. (Дарваз, Куляб) [6]. Здесь часто использовались орнаменты геометрического и растительно - стилизованного характера. Глубина традиции, законченность композиций орнаментальных вышивок - вот характерные черты национальной одежды таджичек. В наше время, в связи с возрождением интереса, к таджикскому декоративно прикладному искусству красочные национальные женские наряды снова стали модны. С небольшими изменениями в соответствии современным образом жизни в республике носят традиционный женский костюм, сложившийся в XVIII-XIX веках [8]. Сложившиеся традиции и элементы одежды и поныне не потеряли своего значения. Национальный костюм и самобытные приемы его декора прослеживаются в современной одежде, находят выход в культуру XXI столетия.

Современная одежда таджиков крайне неоднородна. Городская, а частично и сельская молодежь, особенно из среды интеллигенции, сегодня носит европейскую одежду, в которую, однако зачастую вносятся те или иные элементы национальной одежды. С целью изучения современного состояния в стиле и форме национальных нарядов мы задались целью провести социалистический опрос среди женщин таджичек. В анкетных вопросах нашли свое отражение такие направления, как отношение респондентов к национальным тканям, в основном в одежде из багровых тканей, силуэту, декору, и форме современной женской одежды [8]. Такие были заданы вопросы обобщающего характера. Итоги анкетного опроса выявили, возрождающийся интерес представителей различных слоев населения к национальным тканям и повышенный спрос на одежду из бабровых тканей. Стилизованную одежду на основе традиций народного костюма можно встретить в современной жизни. Чаще ее увидишь во время праздников, обрядов, каких -то торжеств или мероприятий, связанных с национальной культурой, историей народа.

Этническая традиция и сейчас проявляется в одежде равнинных и горных таджичек. Вышитые платья таджичек южного региона (чакан), особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы народного декоративного искусства [10]. В ансамбле современной женский одежды они также занимают видное место и прекрасно выполненные образцы пользуются большим спросом не только у местного населения, но и за пределами страны. Девушки и молодые женщины в основном носят платье «курта» на кокетке, которое широко распространенно в Средней Азии. Вышивка (в настоящее время широкое распространение получила компьютерная вышивка) составляет основную часть украшения национальной одежды. Каждая женщина хочет пополнить свой гардероб красиво вышитой национальной одеждой. Возможно, поэтому в моделировании одежды в последние годы наметилось активное использование вышивки, которая является широко распространенным видом декоративного прикладного искусства.

Декоративно оформившись, она обогащается, видоизменяется, отвечая эстетическим вкусам и практической целесообразности. Различные приемы исполнения вышивок способствовали воплощению в орнаменте богатого художественно - образного мышления мастерицы - мастерство исполнения, тонкий вкус и удивительная связь декора с цветом, фактурой ткани и с покроем [2]. Узор и изображение выполняются вручную с помощью иглы или посредством вышивальной машины на различных тканях разной структуры цветным или бесцветными нитками, в различных техниках. В старину широко бытовал шов «сияхдузи» (шитье черным) или «чаппадузи» (шитье слева, с изнанки), «гулдузи» (вышивание узоров), «пухтадузи» (крестом), «пилтадузи» и др.

Одним из замечательных способов украшения одежды была техника шитья золотом, которая не потеряла свою популярность и на современном этапе [5]. Вышивку применяют также и для отделки отдельных деталей женской одежды; она украшает женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные и другие ритуальные предметы. В силу традиции в первую очередь украшались такие места одежды, как перед, ворот, рукава, подол, плечи. Каждой возрастной группе присуща своя орнаментация одежды, несмотря на то, что определенные схемы, представляющие локальные разновидности декора одежды, имеют общие особенности композиционных приемов, цветовой гаммы и техники исполнения.

В целом, в последние годы стали необычайно востребованы вышивальщицы, сохранившие до настоящего времени технику исполнения таджикской вышивки [3]. Xудожники - модельеры, любители народного искусства открывают все больше возможностей внедрения национальных традиций. Обращаясь к народному костюму, сильно культивируя старые традиции, механически не копируя, а черпая в нем различные его элементы: крой, декор, цветовую гармонию, развивают и обогащают, придают современное звучание. Поиски художников - модельеров направлены по пути создания одежды, соответствующей многочисленным и разнообразным видам человеческой деятельности. В результате появляется комплект модных стандартизованных изделий, у которого два автора: художник и тот, кто их носит. Необходимо

подчеркнуть также важность воспитательного момента этнических традиций в одежде, как приобщение молодого поколения к культурным ценностям, духовному наследию своего народа [9].

Таким образом, она подводит к мысли, о том, что нам, современным модельерам, вышивальщицам, необходимо основательное знакомство с многообразной техникой вышивания у опытных мастериц, изучение наследия народного искусства для углубления профессиональных знаний. И как всегда на всех этапах развития общества, национальная одежда, творчески осмысленная с позиций нового мировоззрения, является неисчерпаемым и вдохновенным источником творчества художников -модельеров и конструкторов костюма. Так как костюмы, созданные в национальных традициях, не подвержены изменчивой моде, они основываются на традициях народа, украшают жизнь нашего современника. Любая одежда меняет внешний облик человека. А народная - даёт человеку новые ощущения - лёгкости, радости, гордости те, что веками ценили, любили, чем дорожили наши предшественники в народной одежде.

Список литературы

1. Арманд Т. Орнаментация тканей. - М.: 1937.

2. Майтдинова Г. Ткани Тотористана // Ранестредневековые ткани Средней Азии.- Душанбе: Дониш, 1996.

3. Рузиев М. Декоративно- прикладное искусство таджиков. - Душанбе, 2003.

4. Хакимов Н., Хакимова Н. Традиционный костюм и украшения Худжанда (XIX - XX вв.). -Худжанд, 2004.

5. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана.- Душанбе: Дониш,1976.

6. Белинская Н.А. Декоративное искусство Горного Таджикистана. (Текстиль).- Душанбе, 1965.

7. Турсунов Н.О. Из истории городского ремесла Северного Таджикистана (ткацкие промыслы Ходжента и его пригородов в конце XIX - начале ХХвв.). - Душанбе: Дониш, 1979.

8. Турсунов Н.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в ХУЛ -начале ХХвв. - Душанбе: Ирфон, 1991.

9. Чабров Г.Н. Выстовочная работа в Туркенстанском крае (1869- 1916г.) // Труды Музея истории Уз.ССр Вып.3. - Ташкент, 1956.

10. Мирбабаев А.К. Историческое наследие Худжанда. - Душанбе: Ирфон, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.