Научная статья на тему 'ЖЕНЩИНА ПЕРЕД ВЫБОРОМ: СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА?'

ЖЕНЩИНА ПЕРЕД ВЫБОРОМ: СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / СЕМЬЯ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Игебаева Ф. А.

Статья посвящена извечному женскому вопросу: семья или карьера. Рассматриваются проблемы, связанные с выбором женщинами своей профессиональной карьеры, и препятствиями, которые встречаются на их творческом и профессиональном пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖЕНЩИНА ПЕРЕД ВЫБОРОМ: СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА?»

рекомендациям.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - 176 с.

2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001. - 496 с.

3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

Игебаева Ф.А., к.ф.н.

доцент

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЖЕНЩИНА ПЕРЕД ВЫБОРОМ: СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА?

Аннотация: Статья посвящена извечному женскому вопросу: семья или карьера. Рассматриваются проблемы, связанные с выбором женщинами своей профессиональной карьеры, и препятствиями, которые встречаются на их творческом и профессиональном пути.

Ключевые слова: женщина, карьера, профессиональный рост, семья, гендерное неравенство, руководитель.

В современном деловом мире все больше женщин проникает в деловую сферу, хотя для этого им приходится тратить гораздо больше усилий, времени, таланта, чем мужчинам. Ведь издавна повелось, что мужчины у нас занимают главенствующие позиции везде: они руководят регионами, являются директорами предприятий, начальниками производственных коллективов. А женщина должна обеспечивать тыл, заниматься семьей. Однако жена, мать, хозяйка, в какой-то момент, начинает понимать, что чего-то ей не хватает, она не может реализовать весь творческий потенциал, заложенный в ней.

Именно поэтому профессиональный рост женщин, попытка вхождения их в управленческую элиту нередко ставят их перед выбором: карьера или семья. Данные социологических опросов, публикации в средствах массовой информации, а также самооценка женщинами своих жизненных устремлений и предпочтений, убедительно свидетельствуют о том, что указанные сферы жизнедеятельности сложились для женщины как альтернативные. При этом типичная для женщин ситуация «двух возов» - в профессиональной деятельности и в быту, некоторыми исследователями воспринимается как пример гендерного неравенства. В качестве доказательства они приводят следующие причины такого положения.

1. В патриархальной культуре глубоко укоренилось представление о том, что женщина, прежде всего «хранительница домашнего очага». Кстати,

большинство женщин с детских лет усваивают эту норму как часть осознания своей «женственности», то есть гендерной роли. И, видимо, поэтому самыми хорошими женами в городской семье, считаются сельские девушки, воспитанные на примере традиционных ценностей.

2. Согласно традиционным гендерным ролям, хотя оба пола физически способны научиться готовить пищу или пылесосить, однако в большинстве обществ существует мнение, что этим должны заниматься исключительно женщины. Как заметила американский антрополог М.Мид, «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие занятия считаются мужскими, то все общество и мужчины и женщины, признают их важными. Если то же самое делают женщины, такие занятия считаются менее существенными». Гендерные роли, в качестве нормы своего поведения, и мужчины, и женщины усваивают в процессе социализации.

3. Социолог Т. Парсонс утверждает, что разделение труда между полами в семье оправдывается тем, что женщины биологически более приспособлены к заботе о других. Именно поэтому их участь - материнство и «экспрессивная» роль.

4. В связи с индустриализацией сложилось, как бы, новое разделение труда, при котором мужчины «ушли из дома» на оплачиваемую работу, благодаря тому, что женщины избавили их от большей части домашних обязанностей, взвалив на свои хрупкие плечи «невидимый» труд, заботы по дому. А «домохозяйство» при этом стало ассоциироваться преимущественно с женщинами.

Современные реалии складываются таким образом, что женщина в обществе нередко стоит перед выбором: семья или карьера. Часто женщины работают потому, что им нужны деньги. Однако, как показывают социологические исследования, многие женщины, работающие из-за экономической необходимости, не бросили бы ее, даже если вдруг перестали бы нуждаться в деньгах. Как пишет Дойл, «деньги имеют не только материальную ценность, они дают их владельцу вес в обществе и чувство собственного достоинства».

Женщины открыли истину, которую мужчины знают уже давно: наше общество оценивает человека и его дела по тому, сколько он зарабатывает» (Doyle, 1983). Другими словами, многие женщины хотят работать (или можно сказать, что им это нужно). К тому же статистические данные свидетельствуют о том, что в нашей стране женщин с высшим и среднем специальным образованием гораздо больше, чем мужчин, а это значит, что, жены в среднем образованнее своих мужей. И, конечно, женщина получает высшее образование вовсе не для того, чтобы в последствие стать дипломированной домохозяйкой, она должна работать, дабы реализовать свои способности и возможности [1, с.131].

Существует точка зрения, что женщины, все-таки выбравшие профессиональный рост, подвергаются половой дискриминации на рынке

труда. Также следует иметь в виду, что даже те женщины, которые не несут особенно больших семейных обязательств, пользуются в организациях меньшей властью, чем мужчины. Другими словами, даже, если у женщины нет детей, даже, если её муж помогает ей по дому или она может позволить себе нанимать прислугу, ей всё равно очень трудно подняться по служебной лестнице выше невидимого стеклянного потолка.

Исследования Фонда общественного мнения также подтвердили распространенную в России точку зрения - восприятия женщины как домохозяйки. Так, по данным опроса, 65% мужчин и 35% женщин ни при каких обстоятельствах не будут поддерживать женщин, выдвигающихся в органы государственной власти [2, с.236].

По всей видимости, такая ситуация складывается вследствие существующего в обществе предрассудка, что женщины эмоциональны и нерешительны, то есть имеют качества крайне нежелательные для лидера. Так, студенты, специализирующиеся в сфере бизнеса, приписывают женщинам-руководителям такие черты, как мягкость, внимание к людям и независимость. Согласно другим исследованиям, эти черты ассоциируются с образом плохого руководителя. Наоборот, жесткий, соревновательный стиль руководства считается свойственным мужчинам.

Поэтому в данной ситуации женщине приходится либо «сломать себя» и принять чуждую её природе модель поведения, что непременно скажется на её образе жизни, либо предпринять неимоверные усилия, чтобы утвердить в глазах сотрудников своего коллектива особый «женский» вариант исполнения роли, либо вообще отказаться от руководящих амбиций (что чаще всего и происходит). Конечно, это оборачивается потерей не только для отдельных женщин, но и для системы менеджмента в целом. В этой связи для эффективного построения деловых взаимоотношений между мужчинами и женщинами необходимо учитывать гендерные особенности в коллективе [3, с.25].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 2015. -236с.

2. Златин П.А. и др. Этика деловых отношений: Практикум / Под ред.Златина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 252 с.

3. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства». //Современные проблемы мировой науки - 2014. Материалы Международной конференции. 7-15 февраля 2014г. Польша. № 25. Психология, социология, политология. - С. 24 - 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.