Научная статья на тему 'Женщина и предпринимательство в Узбекистане'

Женщина и предпринимательство в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимова Нигина Хайруллаевна

Nigina K. Rakhimova in her article "Women in Small Business in Uzbekistan" describes problems that confront a woman in Uzbekistan, who chooses business as her occupation. On the basis of sociological study she traces regional differences in level of women's success in business and possibilities of changing public attitudes to women as business persons in the traditionally male dominated society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women in Small Business in Uzbekistan

Nigina K. Rakhimova in her article "Women in Small Business in Uzbekistan" describes problems that confront a woman in Uzbekistan, who chooses business as her occupation. On the basis of sociological study she traces regional differences in level of women's success in business and possibilities of changing public attitudes to women as business persons in the traditionally male dominated society.

Текст научной работы на тему «Женщина и предпринимательство в Узбекистане»

СОЦИОЛОГИЯ В СНГ

Н. X. Рахимова ЖЕНЩИНА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УЗБЕКИСТАНЕ

Женское предпринимательство в Республике Узбекистан, как, наверное, и во многих других странах, характеризируется социальной направленностью. Женщина ближе к сердцу воспринимает проблемы окружающих ее людей, создавая свое предприятие, ориентируется на более конкретные и реальные цели, меньше рискует и, как правило, не гонится за сверхприбылью.

В предпринимательство женщину подталкивает и стремление самореализоваться, ощутить, приобщаясь через создание своего дела, каким бы скромным оно ни было, к новым формам хозяйственной жизни, причастность к происходящим в обществе событиям.

В 2003 г. Центр общественного мнения "Ижтимоий фикр" провел исследование среди женщин-предпринимателей и фермеров 12 вилоятов (регионов), Республики Каракалпакстан и города Ташкента. Всего опрошено 684 женщины.

Методом квот было произведено пропорциональное распределение числа женщин-предпринимателей и фермеров по виду предприятий в разрезе территорий (двухступенчатая структура отбора). Выборка разработана на основе статистических данных, представленных Департаментом статистики Республики Узбекистан.

Среди опрошенных в городе проживают 192 человека, или 28,1%; в сельской местности — 492 человека, или 71,9%.

14,0% женщин являются индивидуальными предпринимателями, 47,7% — руководителями микрофирм, 14,9% — возглавляют малые предприятия, 5,7% — средние предприятия. Доля фермеров в общем массиве опрошенных составляет 13,9%, руководителей дехканских хозяйств — 3,8%. 32,9% респонденток имеют высшее и неоконченное высшее образование, 23,3% — среднее техническое, 21,1% — среднее специальное, 22,8% — среднее и неоконченное среднее образование.

Как явствует из рисунка 1, женщины оценивают итоги своей предпринимательской деятельности в целом положительно: 3,7% считают их отличными, около половины (48,7%) — хорошими, 34,2% — удовлетворительными, и 13,5% дали негативную оценку.

РАХИМОВА Нигина Хайруллаевна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики Академии наук Республики Узбекистан.

Рисунок 1.

Оценка опрошенными итогов своей предпринимательской деятельности, %

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

В сельской местности на "отлично" и "хорошо" оценили итоги своей работы более половины опрошенных (56,7%), тогда как среди женщин, проживающих в городах, таковых менее половины — 41,1%. Выразили удовлетворение своей предпринимательской деятельностью 36,5% городских женщин и 33,3% — сельских. Следует обратить внимание на то, что доля горожанок, оценивших результаты своей работы неудовлетворительно, — 22,4%, а доля сельчан — 10%.

В таблице 1 представлено распределение оценок по различным регионам Узбекистана.

Происходящие в республике экономические реформы привели не только к положительным изменениям в обществе. Возникло немало проблем, в частности, положение женщин стало более уязвимым и нестабильным, поскольку предложение женской рабочей силы превышает спрос на нее. В этой связи огромную роль играет создание благоприятных условий для развития предпринимательства среди женщин. По мнению 37% опрошенных, в их регионе созданы благоприятные

Таблица 1.

Оценка женщинами-предпринимателями результатов своей деятельности в зависимости от места проживания, %

Регион Отлично Хорошо Удовлетвори- тельно Неудовлетвори- тельно

Республика Каракалпакстан 0 43,8 34,4 21,9

Андижанский 4,5 68,2 18,2 9,1

Бухарский 2,6 41,0 38,5 17,9

Джизакский 4,2 70,8 20,8 4,2

Кашкадарьинский 1,9 38,5 30,8 28,8

Навоийский 9,5 33,3 42,9 14,3

Наманганский 21,1 63,2 15,8 0

Самаркандский 0 46,3 38,8 14,9

Сурхандарьинский 9,3 48,8 37,2 4,7

Сырдарьинский 4,2 41,7 41,7 12,5

Ташкентский 1,2 47,7 41,9 9,3

Ферганский 2,6 60,5 25,0 11,8

Хорезмский 0 41,0 46,2, 12,8

г. Ташкент 3,0 38,8 41,8 16,4

условия для бизнеса, 45% респонденток считают их не совсем благоприятными, 15,2% — совершенно не благоприятными, 2,8% — затруднились ответить.

Больше всего тех, кто негативно оценил общий социально-экономический климат для развития предпринимательской деятельности, среди жителей столицы республики (не совсем благоприятные — 52,2%, совершенно не благоприятные — 26,9%), а также Кашкадарьинского и Бухарского вилоятов.

Горожане критичнее, чем сельчане, относятся к существующим условиям для развития предпринимательской деятельности граждан. Благоприятными их назвали 24,0% респонденток в городах и 42,1% — в селах, не совсем благоприятными 49,5% из числа опрошенных горожан, 43,36% — сельчан; совершенно не благоприятными — соответственно, 23,4% и 12,0%.

В ходе опроса выявлялась оценка женщинами-предпринимателями равенства возможностей для занятия бизнесом. Полученные результаты опровергают расхожее представление, согласно которому стоит женщине начать работать вне дома, как она автоматически становится равноправной. Более половины опрошенных (58,5%) считают, что женщины не имеют равных с мужчинами возможностей для предпринимательской деятельности, 40,8% высказали противоположную точку зрения, затруднились с ответом 0,7% принявших участие в опросе.

Примечательно, что в сельской местности 47,8% опрошенных уверены, что все предприниматели района имеют равные возможности для того, чтобы нормально вести свое дело, а в городе этот показатель составил только 22,9%.

Сложившийся стереотип мужчины как "добытчика" и "защитника" способствует экономической зависимости женщин. Поддерживая свой престиж в обществе, многие мужчины запрещают своим женам работать, а отстоявшие свое право на экономическую независимость постоянно сталкиваются с определенными трудностями. Так, каждая третья опрошенная (38,3%) из числа тех, кто считает, что не все предприниматели имеют равные возможности, признала, что наибольшие возможности добиться высоких успехов в предпринимательской деятельности у владеющих большой суммой денег, достаточным начальным капиталом. Примерно одинаковое количество опрошенных утверждают, что в лучших условиях находятся старательные, трудолюбивые предприниматели, хорошие специалисты и профессионалы (11%), а также те, кто имеет влиятельные связи (12,2%). С точки зрения 5% опрошенных, больше возможности у тех предпринимателей и фермеров, которые владеют современным оборудованием.

Наибольшее значение наличию денежных средств, большой суммы операционного капитала придают женщины-предприниматели Ташкентского (56,9%), Самаркандского (50%) и Хорезмского (47,6%) вилоятов.

Старательность и профессионализм предпринимателей чаще отмечают в Бухарском (20,8%), Ферганском (19,2%) и Сырдарьинском (18,8%) вилоятах. А хорошее технологическое оборудование, отвечающее современным требованиям, — 12,5% опрошенных в Сырдарьинском вилояте.

Большинство респонденток (66,8%) зарегистрировали свое предприятие или фермерское хозяйство в местных органах власти в течение одного месяца, 18,6% — в течение трех месяцев. У 4,5% женщин регистрация предприятия в местных органах власти заняла примерно шесть месяцев, у 1,5% — около одного года и у 1,5% — более года. Относительно длительный процесс регистрации предприятий в местных органах власти отмечают респонденты в Сурхандарьинском вилояте.

Знают ли женщины-предприниматели свои гражданские права? Вот что показал опрос. По утверждению 20,9% опрошенных, они хорошо знают свои граждан-

ские права, 70,2% — знают лишь в общих чертах; а 8,8% — признались, что знают свои гражданские права плохо.

Городские предприниматели критичнее оценивают осведомленность в этой области, чем сельские. Так, если среди горожан 12,0% признались в плохом знании прав, то среди сельчан — только 7,5%. Наименьший удельный вес респондентов знающих достаточно хорошо свои гражданские права, выявлен среди опрошенных в Кашкадарьинском (13,5%), Джизакском (12,5%) и Сырдарьинском (12,5%) вилоятах. Назвали знания "плохими" 30,8% опрошенных в Бухарском ви-лояте.

По словам абсолютного большинства женщин-предпринимателей (81,7%), за последний год они не сталкивались со случаями нарушения или ущемления их прав со стороны сотрудников территориальных органов власти, правоохранительных, налоговых и контролирующих органов области, города и района, в том числе с вымогательством или какими-либо другими незаконными требованиями. Почти каждая седьмая респондентка (14%) сказала, что такие случаи были, а 4,2% отказались ответить на этот вопрос. Факты незаконного вмешательства в деятельность предпринимателей чаще всего наблюдаются в Ташкенте (26,9%), Бухарском (25,6%) и Сурхандарьинском (23,3%) вилоятах (табл. 2).

Число нарушений и ущемлений прав женщин-предпринимателей со стороны местных органов управления в городской и сельской местности практически одинаково (соответственно, 15,1% и 13,6%). В случае возможного нарушения своих прав и свобод респондентки предполагают обращаться в следующие инстанции:

судебные органы — 33,9%

районный и городской хокимият — 20,8%

прокуратуру — 14,2%

к адвокату — 7,5%

Палату предпринимателей и

товаропроизводителей или Ассоциацию

дехканских и фермерских хозяйств — 6,0%

к влиятельным родственникам — 4,7%.

Таблица 2.

«Были ли за последний год в практике Вашей предпринимательской деятельности случаи нарушения или ущемления прав со стороны органов власти, правоохранительных, налоговых и контролирующих органов области и района?», %

Регион Да Нет Отказ от

Республика Каракалпакстан 9,4 87,5 3,1

Андижанский 18,2 75,0 6,8

Бухарский 25,6 74,4 0

Джизакский 4,2 87,5 8,3

Кашкадарьинский 11,5 88,5 0

Навоийский 14,3 81,0 4,8

Наманганский 5,3 94,7 0

Самаркандский 9,0 89,6 1,5

Сурхандарьинский 23,3 74,4 2,3

Сырдарьинский 8,3 87,5 4,2

Ташкентский 9,3 89,5 1,2

Ферганский 15,8 77,6 6,6

Хорезмский 10,3 87,2 2,6

г. Ташкент 26,9 56,7 16,4

На вопрос "Приходилось ли Вам обращаться в судебные органы с целью защиты своих прав предпринимателя, фермера?" абсолютное большинство опрошенных (91,7%) ответили отрицательно. Из тех, кто обращался в судебные органы с целью защиты своих прав, около 70% добились положительного разрешения дела.

На вопрос "В случае, если Ваши права будут нарушены, обратитесь ли Вы в судебные органы?" 79,8% опрошенных ответили положительно. Однако 14,3% рес-понденток в суд обращаться не станут. 72,2% женщин-предпринимателей верят, что через суд смогут защитить свои права и добиться справедливости. Каждая шестая респондентка (13,0%) настроена более пессимистично и не верит в справедливое судебное разбирательство.

Подавляющее большинство опрошенных (83,9%) не сталкивались с незаконным, насильственным привлечением их денежных средств по инициативе местных органов власти на расходы, не связанные с работой их предприятия или фермы. Однако каждая десятая респондентка (10,7%) отметила, что в её предпринимательской деятельности были такие случаи. Чаще остальных в подобной ситуации оказывались респондентки из Ташкента (32,8%) .

Что касается проверок представителями органов власти, контролирующих, финансовых и правоохранительных органов района, области, то за последние 12 месяцев достаточно часто такие проверки проводились на предприятиях и фермерских хозяйствах у 9,9% опрошенных, сравнительно редко — у 37,1%, редко — у 38,6% и никто не посещал — у 11,6%.

В большинстве случаев организовывали и проводили проверки работы предприятий, фермерских и дехканских хозяйств представители городского или районного налогового комитета. Так ответили 6,2% опрошенных.

Судя по данным опроса, только 18,9% женщин-предпринимателей являются членами районного и областного представительства Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств, остальные в Ассоциации не состоят.

Из числа членов Ассоциации 40,3% полностью удовлетворены ее работой, 48,1% — частично, 8,5% — не удовлетворены.

За последний год 23,1% опрошенных обращались в районный или городской хокимият с просьбой решить беспокоящую их проблему, препятствующую налаживанию нормальной и успешной работы, 76,9% — не обращались, мотивируя это тем, что не было необходимости (75,3%), а также тем, что не верят, будто хокимият сможет им чем-либо помочь (11,6%). Кроме того, 7% респонденток считают, что мешающие налаживанию нормальной работы проблемы хокимият решить не сможет, а 4,6% не знали, что можно обратиться в эту инстанцию с просьбой решить беспокоящую их проблему.

Из числа обратившихся в хокимият положительное разрешение своей проблемы получили 59,8% опрошенных, 15,1% утверждают, что их вопрос в хокимияте старались решить, но не смогли, 18,9% — не дождались ответа, а 5,0% женщин-предпринимателей отметили, что их вопрос был решён отрицательно.

С точки зрения респонденток, благоприятные условия для предпринимательской деятельности прежде всего предполагают отмену высоких процентных ставок по кредитам, свободную выдачу кредитов, земли, привлечение инвестиций (15,1%), а также снижение налоговых ставок (11,3%). В то же время 22,8% опрошенных затруднились сказать, что необходимо сделать для того, чтобы предприниматели и фермеры могли нормально работать.

В целом женщины-предприниматели удовлетворены существующей инфраструктурой рынка как по покупке товаров и материальных средств (сырья), необхо-

димых для их деятельности (55,1%), так и по реализации произведенной продукции (54,2%). 10,4% респонденток оценили уровень развития инфраструктуры рынка по покупке и приобретению товаров и необходимых материальных средств как достаточно хороший и 44,7% — как удовлетворительный. Однако много и тех (36,4%), кто не удовлетворен. Негативные оценки этих сторон инфраструктуры рынка преобладают в Бухарском (59,0%), Кашкадарьинском (53,8%), Сурхандарьинском (46,5%), Ташкентском (45,3%), Ферганском (43%) и Навоий-ском (42,9%) вилоятах.

Аналогичные оценки касаются и уровня развития инфраструктуры рынка по реализации произведённой или приобретённой предпринимателями продукции (9,9% опрошенных оценили его как хороший, 44,3% — как удовлетворительный и 35,5% — как неудовлетворительный).

В заключение отметим, что потенциал женщин в предпринимательстве используется пока не эффективно. Изменить ситуацию к лучшему позволит целый комплекс мер: доступ женщин к кредитам, владение собственностью, законодательные меры по охране труда женщин, развитие детских дошкольных учреждений, сети бытовых услуг, целенаправленное обучение женщин основам предпринимательства, доступ к юридическим консультациям и т.п. При этом следует проявлять особую осторожность ко всякого рода льготам, которые сами по себе являются дискриминацией. Устойчивый положительный результат в области женского предпринимательства будет, на наш взгляд, возможен только тогда, когда произойдет перестройка гендерных отношений в обществе и изменятся стереотипные представления о ролях женщин и мужчин в обществе.

Nigina K. Rakhimova in her article ""Women in Small Business in Uzbekistan"' describes problems that confront a woman in Uzbekistan, who chooses business as her occupation. On the basis of sociological study she traces regional differences in level of women's success in business and possibilities of changing public attitudes to women as business persons in the traditionally male dominated society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.