Научная статья на тему 'Оценка качественных показателей состояния деловой среды Узбекистана'

Оценка качественных показателей состояния деловой среды Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЖТИМОИЙ ТАДқИқОТ / ТАДБИРКОРЛИК МУҳИТИ / ТАДБИРКОРЛИК ФАОЛИЯТИНИНГ РИВОЖЛАНИШИ / ТАДБИРКОРЛИК МУҳИТИ ИНДЕКСИ / СОЛИқ ВА БАНК ТИЗИМИНИНГ БАҳОЛАНИШИ / ТАДБИРКОРЛАРНИНГ ҳУқУқИЙ ҳИМОЯЛАНГАНЛИГИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ENTREPRENEUR ACTIVITY DEVELOPMENT / ИНДЕКС ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ / INDEX OF BUSINESS ENVIRONMENT / ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / TAXATION AND BANKING SYSTEM ESTIMATION / ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / LEGAL DEFENSE OF ENTREPRENEURS / SOCIAL INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тростянский Дмитрий Валерьевич, Айдинова Марина Алексеевна

Мақолада Ўзбекистондаги тадбиркорлик муҳити ҳолатига баҳо берилган. Тадбиркорлик фаолияти натижасида эришилган тадбиркорлик муҳити ҳолати индексига, тартибга солиш жараёнларига, тадбиркорлик сектори олдидаги муаммолар ва тўсиқларга, солиқ органлари ва банк тизими фаолиятига, ҳуқуқий саводхонлик ва кичик бизнес субъектларининг ҳимояланганлигига алоҳида эътибор қаратилган. Тадбиркорлик муҳити ҳолатининг жамланма индекси аниқланган.Дана оценка состояния деловой среды в Узбекистане. Особое внимание уделяется индексам состояния деловой среды, достигнутым в результате реформирования предпринимательской деятельности, процессов регулирования, устранения препятствий на пути предпринимательского сектора, совершенствования деятельности налоговых органов и банковской системы, правовой грамотности и защищенности субъектов малого бизнеса. Определен сводный индекс состояния деловой среды.There is given estimation of business environment of Uzbekistan. Special attention is paid to indicators of business environment conditions, achieved as results of entrepreneur activity reforming, elimination of obstacles to business, improvement of tax offices and banking, improvement legal literacy and small business subjects security. There is determined general index of business environment condition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тростянский Дмитрий Валерьевич, Айдинова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качественных показателей состояния деловой среды Узбекистана»

Тростянский Д.В.,

ведущий аналитик Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», доктор экономических наук; Айдинова М.А.,

старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при ТГЭУ, кандидат экономических наук

ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ УЗБЕКИСТАНА

ТРОСТЯНСКИЙ Д.В., АЙДИНОВА М.А. УЗБЕКИСТОНДА ТАДБИРКОРЛИК МУЦИТИ ЦОЛАТИ СИФАТ КУРСАТКИЧЛАРИНИНГ БАЦОЛАНИШИ

Маколада Узбекистондаги тадбиркорлик мух,ити х,олатига бах,о берилган. Тадбиркор-лик фаолияти натижасида эришилган тадбиркорлик мух,ити х,олати индексига, тартибга солиш жараёнларига, тадбиркорлик сектори олдидаги муаммолар ва тусикларга, солик органлари ва банк тизими фаолиятига, х,укукий саводхонлик ва кичик бизнес субъектла-рининг х,имояланганлигига алох,ида эътибор каратилган. Тадбиркорлик мух,ити х,олатининг жамланма индекси аникланган.

Таянч иборалар: ижтимоий тадкикот, тадбиркорлик мух,ити, тадбиркорлик фаолияти-нинг ривожланиши, тадбиркорлик мух,ити индекси, солик ва банк тизимининг бах,оланиши, тадбиркорларнинг х,укукий х,имояланганлиги.

ТРОСТЯНСКИЙ Д.В., АЙДИНОВА М.А. ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ УЗБЕКИСТАНА

Дана оценка состояния деловой среды в Узбекистане. Особое внимание уделяется индексам состояния деловой среды, достигнутым в результате реформирования предпринимательской деятельности, процессов регулирования, устранения препятствий на пути предпринимательского сектора, совершенствования деятельности налоговых органов и банковской системы, правовой грамотности и защищенности субъектов малого бизнеса. Определен сводный индекс состояния деловой среды.

Ключевые слова: социологическое исследование, деловая среда, развитие предпринимательской деятельности, индекс деловой среды, оценка налоговой и банковской системы, правовая защищенность предпринимателей.

TROSTYANSKIY D.D., AYDINOVA M.A. ESTIMATION OF QUALITATIVE INDICATORS OF BUSINESS ENVIRONMENT OF UZBEKISTAN

There is given estimation of business environment of Uzbekistan. Special attention is paid to indicators of business environment conditions, achieved as results of entrepreneur activity reforming, elimination of obstacles to business, improvement of tax offices and banking, improvement legal literacy and small business subjects security. There is determined general index of business environment condition.

Keywords: social investigation, business environment, entrepreneur activity development, index of business environment, taxation and banking system estimation, legal defense of entrepreneurs.

Предпринимаемые меры по улучшению делового климата и созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, осуществляемые в республике на протяжении последних лет, положительно влияют на экономическую ситуацию в стране.

В настоящее время Узбекистан входит в первую десятку стран мира, которые за последний год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для предпринимательской деятельности. Статистические данные свидетельствуют, что доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП страны возросла с 31 % в 2000 году до 56,7% в 2015 году (в 1,8 раза). В 2015 году в данной сфере была произведена треть всей промышленной продукции и 98% продукции сельского хозяйства. В ней занято порядка 77% всего работающего населения1.

Комплекс мероприятий по реализации целенаправленной и адресной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства осуществляется в Узбекистане с первых дней независимости. Для субъектов предпринимательства упрощаются условия регистрации, получения разрешительных документов, снижается налоговая нагрузка, облегчается доступ к кредитным и сырьевым ресурсам. И это нашло свое отражение в рейтингах последних лет. Многие международные эксперты делали положительные прогнозы в отношении позиций Узбекистана в области улучшения деловой среды. Так согласно Рейтингу «Doing

1 Малое предпринимательство Узбекистана. Статистический сборник. - Т., 2016.

Business-2016»: измерение качества регулирования и эффективности, составленному специалистами Всемирного банка, значительный рост нашей страны обеспечили индикаторы: «Получение кредитов» (+63 пункта), «Регистрация собственности» (+26 пунктов), «Регистрация предприятий» (+22 пункта). Стоит отметить, что по показателям «Получение кредитов» и «Регистрация предприятий» Узбекистан занимает 42 позицию в мире (ранее - 105 и 64 места соответственно). По позиции «Регистрация собственности» - 87 место (ранее - 113)2.

Первым Президентом Республики Узбекистан 17 января 2015 года в докладе «Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача» на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015

2 Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency. Washington, DC: World Bank. -Р. 338. www.doingbusiness.org/media /Doing%20 Business

год отмечено, что «...до настоящего времени отсутствуют и конкретные оценочные индикаторы, по которым можно определить степень открытости для развития частной собственности и ее вклада в экономику страны»1. Большое значение при этом принадлежит качественным индикаторам состояния деловой среды, определяемым на основе социологических исследований среди предпринимателей по основным направлениям регулирования и контроля предпринимательства, его защиты и стимулирования дальнейшего устойчивого развития.

Для оценки мнения предпринимателей о состоянии деловой среды республики Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» проведен опрос 1500 предпринимателей в Республике Каракал-пакстан, во всех областях Узбекистана и в городе Ташкенте. Опрос проводился с 10 по 18 декабря 2015 г. Значения коэффициентов, рассчитываемых в данном исследовании, измеряются путём перевода долей ответов из процентного вида в десятичные дроби. Три коэффициента принимаются как равнозначные и на их основе рассчитываются отдельные индексы как средние показатели от их суммы. Все индексы исчисляются в интервале от «0» до «1» где «0» - это низшая оценка, «1» - высшая положительная оценка по международной методике, используемой в ведущих социологических центрах России, США и других странах.

Индекс деловой среды характеризуется условиями для занятия предпринимательской деятельностью, их изменениями, а

1 Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. http://www.press-service.uz/ ru/news/5079/

также возможностями для успешного ведения бизнеса. Проведенное социологическое исследование показало, что абсолютное большинство предпринимателей положительно оценили существующую деловую среду в Узбекистане. Высокий уровень индекса деловой среды (0,91) подтверждается позитивным настроем 97,3% респондентов в оценках созданных условий для предпринимательства, 94,3% ответов - их дальнейшим улучшением, а также 82,6% - равенством возможностей для успешной предпринимательской деятельности.

В тоже время, необходимо отметить, что не совсем благоприятными условиями для предпринимательства считают 34,4% респондентов в Самаркандской, 23,3% - в Ташкентской, 21,1% - в Кашкадарьинской областях.

Индекс достигнутых результатов. Важным индикатором созданных благоприятных условий для предпринимателей является достигнутая ими за 2015 год высокая эффективность и положительная результативность их деятельности. Проведённый опрос показал, что в целом предприниматели положительно оценивают результаты своей деятельности в 2015 году, что отражает и величина индекса достигнутых результатов, составляющая 0,76.

Удалось добиться за прошедший год существенного положительного результата своей работы, т.е. получить намеченную прибыль, рост производства 100% опрошенных предпринимателей Сырдарьинской области, 75,7% - Республики Каракалпак-стан, 74,3% - Бухарской области. Это свидетельствует о переходе предпринимательского сектора экономики на качественно новый этап развития от стадии первоначального накопления собственного капитала до его инвестирования в модернизацию производства и повышение его конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Наибольшее значение коэффициента инвестирования в основной капитал наблюдается в Сырдарьинской (1,0) и Ферганской (0,68) областях, а также г. Ташкенте

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10

(0,64). В тоже время лишь 30% респондентов в Андижанской и 26,8% в Бухарской областях осуществляли инвестирование в основной капитал в течении последних 12 месяцев. Вместе с тем следует отметить, что 8,2% предпринимателей акционерной формы собственности не удовлетворены результатами своей деятельности. Не удалось добиться существенного положительного результата своей работы, т.е. получить намеченную прибыль, обеспечить рост производства за прошедший год не смогли 50% предпринимателей с совместной формой собственности.

В целях выявления эффективности процесса регистрации, получения лицензии и сертификата в исследовании были введены три индекса:

- быстроты процесса регистрации и получения разрешения для предприятия, фермерского хозяйства в местных органах власти (Ирег.);

- сложности процедуры получения лицензии с учётом осуществления неофициальных платежей (Илиц.);

- быстроты и сложности прохождения процесса сертификации произведённой продукции в органах стандартизации, метрологии и сертификации (Исерт.).

Индекс процесса регистрации. Результаты исследования свидетельствуют, что процесс регистрации предприятий в целом по республике осуществляется в рамках, установленных законодательством сроков, и не превышают у большинства предпринимателей (71,6%) 7 дней. Лишь в Ташкентской области 48,9% респондентов отмечают, что он занимает до 14 дней, а у 20% опрошенных до 21 дня. Также следует отметить, что у подавляющего большинства фермеров (85-94%) не возникало никаких трудностей при получении земельного участка, кредитов и сельхозтехники.

Индекс процесса лицензирования. Только 66,8% респондентам требовались для начала осуществления своей предпринимательской деятельности какие-либо разрешения или лицензии. Из них 47,6% потребовалось лишь 1 разрешение, а 22,4%

- 2. Наибольшее количество разрешений более 4 потребовалось соответственно 52,2% и 44,6% предпринимателям Республики Каракалпакстан и Ташкентской области.

Процесс лицензирования большинством респондентов (80,9%) оценивался как несложный. Только в Сырдарьинской области, как отметили 82% предпринимателей и фермеров имеются определенные проблемы и трудности. Среди основных трудностей ими выделяется требования большого количества документов (89,8% случаев) и долгий срок получения разрешения (40,7%).

Следует также отметить, что процесс получения разрешения или лицензии достаточно прозрачен и, по мнению 76,2% респондентов не требует никаких неофициальных платежей.

Индекс процесса сертификации. Сертификация производимой или реализуемой продукции, товаров, или предоставляемых услуг требуется лишь 38,7% из числа опрошенных респондентов, из которых 67,6% оценивают его, как простой и быстрый процесс. 86,1% требуется для нормального осуществления своей деятельности от 1 до 3 сертификатов.

Среди имеющихся проблем, усложняющих процесс сертификации, респонденты в 31,5% случаев отмечают требования большого количества документов, 13,8% - большие материальные расходы, 13,6% - долгий срок получения сертификата, 9,9% -непрофессионализм, безразличие, беспечность, безответственность.

Процесс получения сертификата достаточно прозрачен и, по мнению 82,9% респондентов не требует никаких неофициальных платежей. На необходимость дачи взятки указывали 32,2% респондента в Кашкадарьинской области.

На основании полученных индикаторов (Ирег., Илиц. и Исерт.) разработан Индекс комплексной оценки прозрачности прохождения субъектами предпринимательства регистрационных и лицензионных процедур, который определяется путём

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10

Таблица 1. Рейтинг проблем, мешающих успешной реализации предпринимательской,

фермерской деятельности

Варианты ответов Значение, %

1. Невозможность получения кредита без залогового имущества 37,1

2. Бюрократизм чиновников органов местной власти и контролирующих органов 11,4

3. Низкие закупочные цены 10,1

4. Неразвитость инфраструктуры (дороги, пункты реализации продукции, связь, оптовые рынки и т.п.) 6,9

5. Незнание и отсутствие информации о конъюнктуре рынка 3,0

6. Высокие налоги 2,6

7. Частые проверки 2,2

8. Неэффективность использования кредитов и отсутствие гарантии возвратности полученного кредита 1,9

9. Трудности и сложности прохождения таможенного контроля 1,5

10. Высокие таможенные пошлины 0,7

определения среднего значения для полученных индикаторов.

Инд.комп.оц. = (Ирег. + Илиц. + Исерт.)/3 = = (0,78 + 0,79 + 0,76)/3 = 0,78

Значение данного показателя свидетельствует, что процесс разрешительных, лицензионных и сертификационных процедур в целом по республике, по мнению респондентов из числа предпринимателей и фермеров отличается простотой и быстротой во времени, и что особенно важно не требует никаких неофициальных платежей.

Как было отмечено в докладе первого Президента Узбекистана И.А.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год: «...на пути развития частной собственности и частного предпринимательства сохраняются еще многочисленные административные барьеры и преграды»1. В соответствии с этим в социологическом исследовании проведен

1 Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. http://www.press-service.uz/ ru/news/5079/

рейтинг проблем, которые, по мнению предпринимателей, мешают им вести успешную предпринимательскую, фермерскую деятельность (табл. 1).

В ходе исследования был выявлен рейтинг проблематичности для предпринимателей решения ряда вопросов, связанных с организацией ведения ими своей предпринимательской деятельности (табл. 2). Как следует из результатов опроса, наиболее острыми и проблематичными были названы решения вопросов получения внешнего финансирования.

Как следует из результатов опроса, наиболее острыми и проблематичными были названы решения вопросов получения внешнего финансирования.

Индекс оценки налоговой системы фиксирует три ее важнейшие составляющие с позиции эффективности функционирования, простоты расчетов и стимулирования легализации доходов от производственной деятельности.

Индекс оценки налоговой системы Узбекистана (0,76), характеризует ее как эффективную, сочетающую в равной степени интересы граждан и государства, а также стимулирующую предпринимательскую деятельность, в целом достаточно простую. Она также способствует легализации предпринимателями всей выручки от хозяйственной деятельности.

Среди факторов, усложняющих процедуру расчетов, респонденты называют количество налогов и сборов (60%), норма-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10

Таблица 2. Рейтинг проблематичности решения вопросов, связанных с организацией ведения

предпринимательской деятельности

Варианты Очень проблематично Достаточно проблематично Нет проблем Не сталкивались с данной процедурой

1. Регистрация 1,5 9,4 88,2 0,9

2. Лицензирование, разрешения 2,0 14,1 64,9 19,1

3. Сертификация 2,2 15,3 57,3 25,2

4. Стандартизация 1,5 15,8 48,2 34,5

5. Получение внешнего финансирования 13,0 16,6 38,4 32,0

6. Расчётные операции в банке 3,2 16,7 75,2 4,9

7. Налогообложение 3,5 15,4 77,7 3,5

8. Прохождение таможни 1,8 11,8 38,2 48,1

9. Импорт 6,8 10,9 29,1 53,2

10. Экспорт 6,5 7,6 31,1 54,8

тивных актов (38,7%) и противоречивость в законодательстве (21,6%). Так, 75,1% опрошенных предпринимателей выплачивают ежемесячно от 1 до 5 налогов и сборов.

Индекс оценки банковской деятельности позволяет проанализировать деятельность банков по поддержке предпринимательства на основе таких ее составляющих как эффективность, результативность, прозрачность.

Наибольшее количество респондентов (22,9%) является клиентами Агробанка, 14,4% - Национального банка, 13,9% -Микрокредитбанка.

Величина индекса оценки банковской деятельности в целом по республике (0,81) свидетельствует о положительной оценке респондентами работы банков с предпринимателями. Особого внимания заслуживает отрицательный категорический ответ 82% предпринимателей на наличие фактов вымогательства со стороны руководства или сотрудников банков при получении кредитов.

Среди проблем, возникающих между предпринимателями и банками, представители бизнеса к числу наиболее часто встречающихся выделяют получение наличных денег на закупку сырья (23,5%), получение кредита (10,5%), получение наличных денег, поступивших на счёт, согласно договору от партнёров.

Положительную оценку деятельности банков по поддержке предпринимателей дали лишь 53,3% респондентов Самаркандской области и 59,1% - в г. Ташкент. 11,8% опрошенных в г. Ташкенте оценили ее как неудовлетворительную.

Из общего числа респондентов Сурхан-дарьинской области 20,6% вообще не получили ни какого ответа на свои обращение в банки. Наибольший уровень отказов на обращения предпринимателей отмечается в Самаркандской и Наманганской областях и составляет соответственно 35 и 23,8%.

Индекс оценки деятельности контролирующих органов позволяет оценить периодичность и кратность проверок, их адресность, а также степень вмешательства различных органов управления и контроля в предпринимательскую деятельность. Как отмечают респонденты, за последние 12 месяцев только в 27,7% случаях их посещали однократно представители местных органов власти и контролирующих органов, 32,6 % случаях - 2-3 раза, 7,4% случаях -4-5 раз. Наиболее часто, по мнению предпринимателей, организуют проверки представители налоговых органов (50,8% случаев), санэпидстанция (32,9%), пожарная охрана (30,2%) и хокимиятов (24,1%).

Вместе с тем 67,7% респондентов указывает, что количество проверок уменьши-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10

лось, а 17,1% - осталось на таком же малом уровне. Также положительной чертой результатов проводимых проверок является их профилактический характер, а именно оказание консультационной помощи по устранению выявленных недостатков. Это отметили 73,6% опрошенных предпринимателей и лишь у 29,1% респондентов были применены штрафные санкции.

Индекс правовой защищенности фиксирует три его важнейшие составляющие с позиции обеспечения правовых условий нормальной деятельности предпринимателей, их правовой защищенности и возможности ущемления прав со стороны хокими-ятов, правоохранительных, налоговых и контролирующих, в т. ч. вымогательств или какие-либо других незаконных требований.

Его значение в целом по республике составляет 0,74, что свидетельствует о формировании в Узбекистане необходимой правовой базы, обеспечивающей нормальную деятельность предпринимателей и их правовую защищенностью. На это указывает и отрицательный ответ 83,6% респондентов на имеющиеся случаи нарушения или ущемления их прав со стороны различных органов управления и контроля.

Вместе с тем следует отметить, что лишь 47,1% респондентов знают достаточно хорошо свои права, 46% - знают их в общих чертах. В связи с этим повышение правовой грамотности предпринимателей позволит им поставить надежный заслон различным противоправным действиям со стороны различных органов управления и контроля и осуществлять свою хозяйственную деятельность прозрачно и эффективно.

Сводный индекс состояния деловой среды Узбекистана, определенный на основе оценки отдельных индексов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность предпринимательской деятельности, составил 0,78. Это характеризует деловую среду как эффективную и благоприятную для ведения бизнеса.

Результаты качественного исследования предпринимателей позволяют сделать следующие выводы:

1. Предприниматели в подавляющем большинстве (91%) положительно оценивают деловую среду в республике, особенно условия благоприятные для предпринимательской деятельности и их дальнейшее улучшение в результате целенаправленной и адресной государственной политики, стимулирующей развитие предпринимательского сектора экономики и обеспечивающей равные возможности всем субъектам хозяйствования независимо от форм собственности.

2. Эффективная хозяйственная деятельность позволила предпринимателям выйти на качественно новый уровень развития от накопления прибыли, ее сокрытия и уклонения от налогов до инвестирования в основной капитал. Таким образом, происходит процесс легализации доходов и их использование для модернизации и расширения производственных мощностей, закупки современного оборудования для выпуска конкурентоспособной продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. На качество деловой среды республики оказывают влияние следующие факторы: быстрота и прозрачность процесса регистрации, получения лицензии и сертификации произведенной продукции; барьеры на пути предпринимательского сектора; налогообложение; банковская деятельность по поддержке предпринимательской деятельности; деятельность контролирующих органов; правовая защищенность предпринимателей. Все эти факторы были оценены в ходе данного социологического исследования.

4. Процессы регистрации предприятий, получения лицензии и сертификации продукции характеризуются предпринимателями как достаточно простые и быстрые. Они не требуют никаких неофициальных платежей. Среди имеющихся проблем, усложняющих лицензирование и сертификацию, респонденты отмечают требование

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10

Таблица 3. Сводный индекс состояния деловой среды Узбекистана

Индексы Значение, %

1. Индекс деловой среды 0,91

2. Индекс достигнутых результатов в предпринимательской деятельности 0,76

3. Индекс комплексной оценки прозрачности прохождения предпринимателями регистрационных и лицензионных процедур, сертификации 0,78

4. Индекс устойчивости к коррупции органов территориального управления и контроля 0,66

5. Индекс оценки налоговой системы 0,76

6. Индекс оценки банковской системы 0,81

7. Индекс оценки деятельности контролирующих органов 0,82

8. Индекс правовой защищенности предпринимателей 0,74

Сводный индекс деловой среды 0,78

большого количества документов и значительных материальных расходов, а также непрофессионализм, безразличие, беспечность, безответственность чиновников на местах.

5. Предприниматели характеризуют систему налогообложения в Узбекистане, как эффективную, сочетающую в равной степени интересы граждан и государства, а также стимулирующую предпринимательскую деятельность.

6. Индекс банковской деятельности свидетельствует о положительной оценке респондентами работы банков с предпринимателями, особенно в части прозрачности процедуры получения кредитов.

7. Положительным результатом проводимых контролирующими органами проверок предпринимателей является оказание им консультационной помощи по устранению выявленных недостатков, а не

применение штрафных санкций. Этот, выявленный в процессе исследования, факт имеет ключевое значение для выхода предпринимательского сектора из теневого оборота и легализации его доходов.

8. По мнению респондентов в Узбекистане сформирована необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную предпринимательскую деятельность и правовую защищенность предпринимателей.

9. Результаты данного социологического исследования позволили обеспечить качественный анализ деловой среды Узбекистана в целом, а также в территориальном разрезе, выявить круг проблем, требующих решения для дальнейшего улучшения условий для эффективной предпринимательской деятельности.

Литература:

1. Малое предпринимательство Узбекистана. Статистический сборник. - Т., 2016.

2. Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency. Washington, DC: World Bank. -С. 338. www.doingbusiness.org/media /Doing%20Business

3. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. http://www.press-service.uz/ru/news/5079/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.