Научная статья на тему 'Жаҳон банкининг “Doing business” индекси ўзбекистонда тадбиркорлик муҳитини тартибга солиш самарадорлигини баҳолаш воситаси сифатида'

Жаҳон банкининг “Doing business” индекси ўзбекистонда тадбиркорлик муҳитини тартибга солиш самарадорлигини баҳолаш воситаси сифатида Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институционал муҳит / халқаро рейтинг / инфратузилма / тадбиркорлик / ишбилармонлик муҳити / кичик бизнес / Жаҳон банки рейтинги / institutional environment / international rating / infrastructure / entrepreneurship / the quality of the business environment / small business / the World Bank ranking

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди Константин Иванович

Мақолада, кичик ва хусусий тадбиркорликни тартибга солиш самарадорлиги, Ўзбекистон Республикасида тадбиркорлик фаолиятини зарур компонентлар билан институционал таъминлаш, давлат ҳокимияти ва бизнеснинг боғлиқлиги, молиявий ишлаб чиқариш ва технологик институтлари; бизнес учун зарур маълумотларни олиш эркинлиги ва шаффофлигини таъминловчи институтлар ўрганилган. Бизнесни тартибга солиш самарадорлигига оид ташқи тадбиркорлик муҳитини яратиш, тадбиркорликни ривожлантиришни қўллаб-қувватлашнинг қулай шароитлари билан таъминлаш, давлат ва тадбиркорлик манфаатларини оптимал бирлаштириш масалалари алоҳида ўрганилган. Муаллиф томонидан тадбиркорликда самарасиз хуфёна институтларнинг шаклланишига олиб келган сабаб ва муаммолар аниқланган. Халқаро рейтинг ва тадбиркорлик муҳитини Жаҳон банкининг “DOING BUSINESS” индексини қўллаш асосида Ўзбекистонда тадбиркорлик институтларини такомиллаштириш бўйича аниқ чора-тадбирлар ишлаб чиқилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курпаяниди Константин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD BANK INDEX «DOING BUSINESS» AS A TOOL FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT BUSINESS ENVIRONMENT IN UZBEKISTAN

There is considered in the article studies of effective management of small and private businesses, the key components of institutional support of entrepreneurial activity in the Republic of Uzbekistan, the interaction of business with the government; financial, operational and technological institutes; institutions that ensure the availability and transparency of information for business. Separately examined issues relating to the effective management of business, creation of business environment which will provide the most favorable conditions to support the development of entrepreneurship at the optimum combination of interests of employers and the state. The author reveals the problems and the reasons leading to the emergence of inefficient institutions in business, the shadow economy and, based on the study of international rankings and surveys of business environment “Doing Business”, proposes concrete measures to improve the business institutions in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Жаҳон банкининг “Doing business” индекси ўзбекистонда тадбиркорлик муҳитини тартибга солиш самарадорлигини баҳолаш воситаси сифатида»

Курпаяниди К.И.,

Ферганский политехнический институт, кандидат экономических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания

ИНДЕКС ВСЕМИРНОГО БАНКА «DOING BUSINESS КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

»

Экономика Республики Узбекистан находится под влиянием процессов модернизации существующей модели развития, предопределяемой, наряду с кризисными явлениями в мировой экономике, также вызовами глобализации, активным переходом развитых стран как основных ее конкурентов на инновационную траекторию развития, разработкой и использованием бизнесом новых стратегий для успешного функционирования в условиях ужесточения конкуренции. Эти факторы, наряду с реализуемой в стране конкурентной политикой, оказывают значительное влияние на конкурентную ситуацию в Узбекистане и тесно связанную с ней конкурентоспособность основных рыночных субъектов-предпринимательских структур.

Современная предпринимательская систем1. Она позволяет проводить полный цикл предпринимательства - от начальной идеи до конечного прак-

деятельность осуществляется через инс-

титуты рыночной инфраструктуры - совокупность взаимосвязанных проектно-технологических, информационных и

производственно-организационных

1 Абдуллаев А.М., Курпаяниди К.И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве. // Экономическое возрождение России, 2012. Т. 2; Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект. - Т.: «Иктисодиёт», 2010.; Хикматов А., Тростянский Д. Развитие малого предпринимательства как фактор экономического роста в Узбекистане. // «Общество и экономика», 2002, №2. -С. 142-148.

тического воплощения в виде конкретного товара или услуги. Предпринимательская институциональная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции предприятий1. Отсюда проблема формирования институциональной инфраструктуры является одной из самых серьезных и актуальных2.

В то же время все составляющие институциональной инфраструктуры предпринимательства: взаимодействие с государственной властью, финансовые институты, обеспеченность технологическими и производственными мощностями, прозрачность и доступность информации, - пока все еще не отвечают жестким конкурентным рыночным условиям и не обеспечивают должного роста экономической эффективности предпринимательской деятельности. Ситуация усугубляется также значительными межрегиональными различиями в институциональной обеспеченности предпринимательства3.

1 Абдуллаев Ё., Юлдашев Ш. Малый бизнес и предпринимательство. - Т.: «Iqtisod-moNya», 2008; Абдурахманова Г.К. Роль малого бизнеса в рыночной экономике. // «Наука и практика», 2013, №3. -С. 77; Белоусов Д.Ю. Индекс Всемирного банка Doingbusiness как инструмент оценки эффективности регулирования малого и среднего бизнеса //. «Каз¥У хабаршысы», 2014. Т. 1. -С. 44.

2 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: «Узбекистан», 2009.

3 Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Современные аспекты обеспечения экономической безопасности Узбекистана. // «Экономика региона», 2012, № 2; Хикматов А., Тростянский Д. Развитие малого предпринимательства как фактор экономического роста в Узбекистане. // «Общество и экономика», 2002, № 2. -С. 142-148.

Неравные возможности предпринимателей, нередко приводят к нарушению системы действующего законодательства, перераспределению ролей между государственными органами власти, нестабильности и непрозрачности работы финансовых рынков, отсутствию пруденциального надзора за действиями субъектов отношений4. В условиях размытости институциональной среды, место институционального вакуума может занять система неэффективных институтов - институциональных ловушек, неформального лоббизма, коррупции

" г

и теневой экономики5.

По нашему мнению, эффективное регулирование предпринимательской деятельности - это создание внешней предпринимательской среды, при которой будет обеспечено максимально благоприятные условия поддержки развития предпринимательства при оптимальном сочетании интересов предпринимателей и государства6.

Вопросам определения эффективности развития предпринимательства посвящены многие исследования, включая работы ученых Узбекистана, таких, как Р.Алимов, А.Хикматов, Б.Беркинов, А.Вахобов, С.Гулямов, М.Икрамов, А.Кадыров, Н.Махмудов, К.Муфтайдинов, Д.Тростянский,

М.Турсунходжаев и др., а также

4 Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ. - М.: «Магистр», 2007.

5 Манташян Г.Г. Институциональные проблемы предпринимательства в России. // «Экономические науки», 2013, № 2(99).

6 Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект. - Т.: «Иктисодиёт», 2010.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1

ряда ученых Российской Федерации Л.Абалкина, В.Автономова, А.Блинова, А.Виленского, Т.Долгопятова,

О.Криворучко, И.Разумнова, В.Рубе, А.Юданова и экономистов из стран Европы и США.

Традиционным измерениями эффективности регулирования малого и частного бизнеса (МЧБ) являются такие количественные показатели, как доля субъектов МЧБ в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны, а также численность занятого населения в МЧБ.

Согласно данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, доля вклада субъектов МЧБ в ВВП Узбекистана в 2003 году составляла 35,0%, к 2013 году - 55,8%, а к 1 сентября 2014 года этот показатель увеличился до 52,9% (51,2% за 9 месяцев 2013 года). Структурный анализ показывает, что доля малого бизнеса в промышленности выросла до 31,1% (27,9%), в инвестициях - до 33,2% (32,2%), в платных услугах - до 47 процентов (43,1%)\

Общеизвестно, что в странах ОСЭР2 этот показатель значительно выше, например, в Германии доля МБ в ВВП страны около 57%, в Великобритании - 52%, а в США - 53%. По данным Агентства по статистике Евросоюза в 2012 году на долю предприятий с численностью менее 250 человек при-

1 Экономика в цифрах. Госкомстат Республики Узбекистан. [Электронный ресурс] U RL:http://stat. uz/economy/ (дата обращения 07.01.2015г.)

2 ОЭСР, англ. Organisation for Economic Coopération and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ходилось около 58% от совокупного ВВП Евросоюза, доля таких субъектов бизнеса от общего числа действующих предприятий Европы составляла 99,8%, и все эти предприятия вместе давали занятость 66,9% всего работающего населения стран Евросоюза3 [23,24].

В Сингапуре насчитывается около 130 тысяч предприятий МБ. Это 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Поэтому государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики4. Опережающее развитие этой сферы с первых же дней независимости в Узбекистане стал важнейшем локомотивом в решении кризисных проблем, оставшихся от планово-распределительной системы. Наиболее важная задача малому бизнесу отводилась в решении острейшей для страны социальной проблемы - обеспечение заня-

3 European Commission Key figures on European business - with a special feature on SMEs. Luxembourg: Publications Office of the European Union 2012; Suder G. Doing business in Europe. -Sage, 2011.

4 Абдурахманова Г.К. Роль малого бизнеса в рыночной экономике. // «Наука и практика», 2013, № 3. -С. 77.; Артикова Д.М., Юлдашева С.Н., Мусаева Ж.К. Роль предпринимательства, управления в совершенствовании экономического механизма хозяйствования. // «Економка i управлшня нацюнальним господарством», 2013, № 9. -С. 65.

тости трудоспособного населения1. Для сравнения, численность занятых в МЧБ по состоянию на 1 сентября 2014 года по Республике Узбекистан составила 76,5% от экономически активного населения страны.

Однако, для страны со структурой экономики, подобной Узбекистану, только эти количественные показатели не способны дать объективную оценку тому, насколько эффективно созданы условия для развития МЧБ в стране. Здесь необходима другая система оценки бизнес среды в стране.

Говоря о практической оценке эффективности институтов, отметим значительную роль международных организаций, проводящих крупномасштабные межстрановые исследования, на базе которых разрабатываются различные рейтинги и рэнкинги качества институтов2.

Среди основных инструментов анализа институциональной среды в экономической и предпринимательской среде сегодня выделяются: обследование «Business Environment and Enterprise Performance Survey» (BEEPs), проводимое совместно Всемирным Банком и Европейским банком реконструкции и развития; обследование конкурентоспособности

1 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: «Узбекистан», 2009; Ашурова Н.Б. Экономико-статистический анализ механизма стимулирования малого бизнеса и предпринимательства в Республике Узбекистан. // «Вопросы статистики», 2011, № 6.

2 Ашурова Н.Б. Экономико-статистический анализ механизма стимулирования малого бизнеса и

предпринимательства в Республике Узбекистан. // «Вопросы статистики», 2011, № 6; Каримов Д., Сафарова Н. Методологические аспекты оценки состояния деловой среды: опыт Узбекистана. // «Жамият ва бошкарув», 2014, № 3.

Всемирного Банка «Investment Climate Assessment» (ICA) и исследование Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business» («Ведение бизнеса»); обзоры конкурентоспособности Всемирного экономического форума; оценки качества политических институтов и государственного управления, проводимые Всемирным Банком в проекте под руководством Кауфмана; международный индекс восприятия коррупции Transparency International; анализ политических институтов в индексе Policy IV; различные измерители свободы, включая свободу прессы, от Freedom House и другие3.

Все эти инструменты постоянно совершенствуются и включают в себя все более широкий круг переменных, измеряющих не просто качество отдельных институтов, но и в целом качество предпринимательской среды.

В Узбекистане практическое изучение институционального климата осуществляется как в научной среде (например, Центром экономических исследований,

Научно-исследовательский Центр при Ташкентском государственном экономическом университете), так и бизнес-ассоциациями (Торгово-промышленная палата, Ассоциация банков Узбекистана, Ассоциация деловых женщин Узбекистана).

В целях кардинального улучшения деловой среды, создания наиболее

3 Cavusgil S. T., Ghauri P. N., Akcal A. A. Doing business in emerging markets. - Sage, 2012.; Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. - Washington, 2013.; Wilson J. Essentials of business research: A guide to doing your research project. - Sage, 2014.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1

благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата в Узбекистане 18 июля 2012 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству».

Согласно принятому документу министерствами экономики и финансов, Центральным банком совместно с заинтересованными ведомствами и структурами в соответствии с принятой Всемирным банком и его подразделением Международной финансовой корпорацией методикой формирования отчета «Ведение бизнеса» проведена большая работа по факторному анализу состояния деловой среды и введению оценочных критериев и показателей, определяющих страновой рейтинг. Правительству поставлена стратегическая задача повышения странового рей-

тинга по критериям отчета «Ведение бизнеса»1.

Так, доклад «Ведение бизнеса -2015» - двенадцатый из серии ежегодных докладов, в которых исследуются нормы регулирования предпринимательской деятельности, как способствующие, так и препятствующие развитию бизнеса. В докладе представлены количественные показатели, характеризующие нормы регулирования предпринимательской деятельности и степень защищенности прав собственности. Эти показатели могут использоваться для сопоставления условий ведения бизнеса по 189 странам. В докладе приводятся оценки норм регулирования, касающиеся 10 аспектов жизненного цикла предприятия, а именно: создание предприятия; получение разрешений на строительство;

подключение к системам электроснабжения;

регистрация собственности; получение кредитов; защита прав инвесторов; налогообложение; ведение внешнеторговой деятельности;

обеспечение исполнения контрактов;

решение проблем неплатежеспособности предприятий.

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 г., № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 29, ст. 328; 2013 г., № 36, ст. 477.

В докладе «Ведение Бизнеса 2015 -Выходя за рамки эффективности» данные приводятся по состоянию на 1 июня 2014 года1. Показатели используются для анализа экономических результатов и позволяют судить о том, какие реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности оказались эффективными, в каких областях и странах, и почему.

В докладе отмечается, что в 123 странах местные предприниматели отметили положительные изменения в правовой среде, регулирующей предпринимательскую деятельность, произошедшие за прошлый год. С июня 2013 года по июнь 2014 года, доклад, охватывающий 189 стран, зафиксировал 230 реформы в сфере регулирования бизнеса - из числа которых, 145 реформ были направлены на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм и 85 реформ были направлены на упрочнение правовых институтов.

Исследование «Ведение Бизнеса» расширило область изучения для трех из десяти индикаторов и в следующем году планирует расширить область изучения для еще пяти индикаторов. Помимо этого, совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса теперь основывается на показателе удаленности от передового рубежа. Данный показатель показывает насколько правовой режим, регулирующий деятельность местных предприятий той или иной страны, приближен к передовым практикам

1 Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. -Washington, 2014.

в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Чем выше балл, полученный по показателю удаленности от передового рубежа, тем благоприятнее предпринимательская среда и прочнее правовые институты в стране.

Узбекистан в этом рейтинге поднялся на 8 пунктов по сравнению с рейтингом «Ведение бизнеса - 2014» - с 149-го места на 141-е2.

Наиболее заметное улучшение в Узбекистане отмечено в сфере налогообложения — страна по этому показателю поднялась с 179-го на 118-е место. Улучшение рейтинга также зафиксировано по таким показателям, как защита миноритарных инвесторов (100-е место, +18 позиций), регистрация собственности (143, +3), присоединение к электрическим сетям (145, +3) и обеспечение исполнения контрактов (28, +1) (таблицы 1-2.).

Ухудшение рейтинга произошло по показателям «регистрация предприятий» (65, -5), «получение кредитов» (104, -5), «разрешение неплатежеспособности» (77, -5) и «получение разрешений на строительство» (149, -2).

Без изменений остались условия для ведения международной торговли (189-е место).

С 2014 года рейтинг благоприятности условий для ведения бизнеса дополнен показателем удаленности от «передового рубежа», т.е. от наилучшего результата за все время

2 Изначально Узбекистан был на 146-м месте, но в связи с пересмотром методики оценки стране было присвоено 149-е место. 1пир:// russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/ uzbekistan

* Примечание: Данный показатель позволяет проследить удаленность каждой страны от «передового рубежа» - то есть от наилучшего результата по каждому из показателей «Ведения бизнеса» - по всем странам, входящим в исследование «Ведение бизнеса» с самого начала включения каждого из индикаторов в исследование «Ведение бизнеса». Удаленность каждой страны от «передового рубежа» измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 представляет наихудший результат, а 100 представляет «передовой рубеж».

Таблица 1. Сравнительный анализ изменения рейтинга Узбекистана в докладе «Doing Business 2015» по отношению к передовому рубежу1

Показатель DB 2015 ПР* (% пунктов) DB 2014 ПР* (% пунктов) Изменение в показателе передового рубежа* (% пунктов)

Регистрация предприятий 89,00 88,98 i 0,02

Получение разрешений на строительство 60,28 60,05 i 0,23

Присоединение к электрическим сетям 60,54 59,12 i 1,42

Регистрация собственности 55,21 53,74 t 1,47

Получение кредитов 40,00 40,00 0,00

Защита миноритарных инвесторов 50,83 45,83 i 5,00

Налогообложение 68,30 35,30 i 33,00

Международная торговля 2,56 1,28 i 1,28

Обеспечение исполнения контрактов 69,47 69,47 0,00

Разрешение неплатежеспособности 46,45 46,45 0,00

проведения рейтинга (измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 - наихудший результат). Изменение для Узбекистана по данному показателю составило +4,24 процентных пункта (с 50,02 балла в 2014 году до 54,26 балла).

Анализируя причины изменения рейтинга Узбекистана, можно выделить ряд факторов, которые характеризуются принятием нормативно-правовых актов, улучшающие или либерализующие многие процедуры, связанные с осуществлением пред-

1 Источник: разработано автором на основе Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. -Washington, 2014.

принимательской деятельности и взаимодействием с государственными органами и структурами.

Рассмотрим их более детально.

За изучаемый период правительство Узбекистана существенно сократило сроки прохождения процедур, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций, в том числе путем внедрения информационных систем, позволяющих подавать и обрабатывать соответствующие документы на основе веб-интерфейса.

Наряду с отменой процедуры постановки на учет внешнеторговых

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1

Таблица 2. Сравнительный анализ позиций рейтинга Узбекистана в докладе

«Doing Business 2015»1

Показатель DB 2015 Рейтинг DB 2014 Рейтинг Изменение в рейтинге

Регистрация предприятий 65 60 -5

Получение разрешений на строительство 149 147 -2

Присоединение к электрическим сетям 145 148 t 3

Регистрация собственности 143 146 i 3

Получение кредитов 104 99 \ -5

Защита миноритарных инвесторов 100 118 t 18

Налогообложение 118 179 i 61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международная торговля 189 189 Нет изменений

Обеспечение исполнения контрактов 28 29 t 1

Разрешение неплатежеспособности 77 72 -5

контрактов в уполномоченных банках субъекты предпринимательства получили возможность представлять в электронной форме данные по указанным контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи. Эти меры предусмотрены Указом Президента от 7 апреля 2014 года №УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», а также Постановлением Кабинета Ми-

1 Источник: разработано автором на основе Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. -Washington, 2014.

нистров Республики Узбекистан от 21 июля 2014 года «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан»2.

Совершенствование таможенных процедур стало еще одним важным пунктом в программе реформ, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности. В частности, Узбекистан сократил количество документов, запрашиваемых таможенными органами, а также упростил процесс их подачи и получения.

2 Каримов Д., Сафарова Н. Методологические аспекты оценки состояния деловой среды: опыт Узбекистана. // «Жамият ва бошкарув», 2014, №. 3; Садыков А., Назаров Ш. Концептуальные подходы к разработке стратегии социально-экономического развития регионов Узбекистана на долгосрочную перспективу. // «Жамият ва бошкарув», 2014, №. 1.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1

Так, во исполнение пункта 5 Указа Президента от 18 июля 2012 года № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». Государственным таможенным комитетом Узбекистана с 1 января 2013 года предоставлена в качестве интерактивной услуги через глобальную сеть Интернет процедура электронного декларирования товаров, которая позволяет минимизировать человеческий фактор при таможенном оформлении товаров, а также значительно сократить время таможенного оформления. Также в соответствии с Постановлением Правительства от 29 декабря 2012 года № 370 с 1 января 2013 года субъектам предпринимательства предоставлено право по своему выбору осуществления процедуры таможенного оформления товаров в электронной форме.

Благоприятно сказалось на положении инвесторов в республике принятие новой редакции Закона № 223-1 от 26 апреля 1996 года «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» ( в редакции Закона от 6 мая 2014 года № ЗРУ-370). Новая редакция данного Закона устанавливает более высокие требования к раскрытию информации о сделках с аффилированными лицами, совершаемых заинтересованными директорами обществ, а также к включению информации о подобных сделках в соответствующие годовые отчеты акционерных обществ. Кроме того, любому акционеру предоставлено право запрашивать и получать все до-

кументы, связанные с вышеуказанными сделками. Принятие данных норм позволило дополнительно усилить защиту миноритарных акционеров, что в свою очередь нашло отражение в повышении в рейтинге на 18 пунктов.

Особо необходимо отметить, что в рейтинге, отражающем систему налогообложения, Узбекистан поднялся на 61 позицию. По нашему мнению, основным фактором позитивных изменений является ежегодное снижение налоговых ставок. Так, если в 2000 году ставка налога на прибыль составляла 38%, то через 5 лет она снизилась до 15%, а ставка единого социального платежа с 40% уменьшена до 25%. Методично и прогрессивно снижается ставка единого налогового платежа. К примеру, установленная в 2005 году в размере 13% для промышленных предприятий в 2015 году она составляет 5%1.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основные проблемы предпринимательства в Узбекистане, выявленные проведенным анализом, международными и внутренними обследованиями, заключаются в следующем:

- низкое качество бюрократии;

- доступ к экономическим ресурсам;

- получение лицензий на строительство;

- не соответствие конкурентным условиям финансового сектора;

1 Приложение № 10-1 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 50, ст. 590.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1

- регулирование внешнеэкономических отношений;

- неэффективность процедуры закрытия бизнеса.

Для решения указанных выше проблем необходимо совершенствование рассмотренных нами основных функций государства в области регулирование институциональной среды предпринимательства.

Совершенствование координационных функций государства, т.е. уменьшение степени неопределенности предпринимательской среды, должно включать в себя:

- создание условий для расширения деятельности конкурентоспособных и экспортоориентированных предприятий (улучшение ситуации с получением и оформлением земельных участков и разрешений на строительство, совершенствование законодательства о закрытии предприятий, совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности)1;

- обеспечение стабильности, согласованности и экономической эффективности правовой системы.

Развитие распорядительной функции государственных институтов (определяющая распределение ресурсов, выгод и издержек для предпринимателя) заключается в:

- развитии финансовых институтов, включающих в себя наличие развитой инфраструктуры инвестиционного

1 Поздняков А.В., Соболева С.А. Внешнеэкономическое предпринимательство региона: структурные сдвиги и тенденции развития в посткризисный период. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2012. Т. 21, №. 1-1.

процесса и разнообразие финансовых участников;

- предоставлении предпринимателям государственных гарантий в отношении института прав собственности;

- повышении эффективности отдачи от сырьевых доходов.

Соотношение формальных и неформальных институтов подразумевает:

- повышение эффективности борьбы с коррупцией;

- другой мерой борьбы с неформальными институтами является дальнейшее продолжение административной реформы, важнейшая составляющая которой - повышение открытости, прозрачности и доступности информации путем активного и эффективного решения задач внедрения механизмов «Электронного правительства» - Government-to-Citizen - G2C, а также оптимизации деятельности органов власти при оказании интерактивных услуг посредством Центра развития системы «Электронное правительство» при Государственном комитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.

Таким образом, только целенаправленные усилия государства по дальнейшему устранению административных барьеров при ведении бизнеса субъектами МЧБ могут изменить ситуацию и помочь предприятиям МЧБ занять свое место на новом рынке Евразийского экономического сообщества, а также облегчить вступление Узбекистана в ВТО.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1

Литература:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 года № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 29, ст. 328; 2013 г., № 36, ст. 477.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 года № ПП-1474 «О Государственной Программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 6, ст. 47.

3. Приложение № 10-1 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 50, ст. 590.

4. Абдуллаев А.М., Курпаяниди К.И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве. // «Экономическое возрождение России», 2012. Т. 2.

5. Абдуллаев Ё., Юлдашев Ш. Малый бизнес и предпринимательство. - Т.: «Iqtisod -тоПуа», 2008.

6. Абдурахманова Г.К. Роль малого бизнеса в рыночной экономике. // «Наука и практика», 2013, № 3. -С. 77.

7. Артикова Д.М., Юлдашева С.Н., Мусаева Ж.К. Роль предпринимательства, управления в совершенствовании экономического механизма хозяйствования. // «Економка i управлшня нацюнальним господар-ством», 2013, № 9. -С. 65.

8. Ашурова Н.Б. Экономико-статистический анализ механизма стимулирования малого бизнеса и предпринимательства в Республике Узбекистан. // «Вопросы статистики», 2011, №. 6.

9. Белоусов Д.Ю. Индекс Всемирного банка Doingbusiness как инструмент оценки эффективности регулирования малого и среднего бизнеса. // «Каз¥У хабаршысы», 2014. Т. 1. -С. 44.

10. Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ. - М.: «Магистр», 2007.

11. Манташян Г.Г. Институциональные проблемы предпринимательства в России. // «Экономические науки», 2013, № 2(99).

12. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекиста на. - Т.: «Узбекистан», 2009.

13. Каримов Д., Сафарова Н. Методологические аспекты оценки состояния деловой среды: опыт Узбекистана // «Жамият ва бошкарув», 2014, № 3.

14. Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект. - Т.: «Иктисодиёт», 2010.

15. Поздняков А.В., Соболева С.А. Внешнеэкономическое предпринимательство региона: структурные сдвиги и тенденции развития в посткризисный период. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. Т. 21, №. 1-1.

16. Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Современные аспекты обеспечения экономической безопасности Узбекистана. // «Экономика региона», 2012, № 2.

17. Садыков А., Назаров Ш. Концептуальные подходы к разработке стратегии социально-экономического развития регионов Узбекистана на долгосрочную перспективу. // «Жамият ва бошкарув», 2014, № 1.

18. Хикматов А., Тростянский Д. Развитие малого предпринимательства как фактор экономического роста в Узбекистане. // «Общество и экономика», 2002, №. 2. -С. 142-148.

19. Экономика в цифрах. Госкомстат Республики Узбекистан. [Электронный ресурс] URL:http://stat.uz/economy/ (дата обращения 07.01.2015 г.)

20. Cavusgil S.T., Ghauri P.N., Akcal A.A. Doing business in emerging markets. - Sage, 2012.

21. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. - Washington, 2013.

22. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. - Washington, 2014.

23. European Commission Key figures on European business — with a special feature on SMEs. Luxembourg: Publications Office of the European Union 2012.

24. Suder G. Doing business in Europe. - Sage, 2011.

25. Wilson J. Essentials of business research: A guide to doing your research project. - Sage, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.