Научная статья на тему 'Некоторые приоритеты в формировании благоприятной деловой среды для развития предпринимательства в Узбекистане'

Некоторые приоритеты в формировании благоприятной деловой среды для развития предпринимательства в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / деловая среда / деловая электронная среда / информационно-коммуникационные технологии / предпринимательство / субъекты предпринимательства. / competitiveness / business environment / business electronic environment / information and communication technologies / entrepreneurship / business entities.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каланова Азиза Баходировна

В статье раскрываются современные подходы к пониманию деловой среды, понятию «деловая электронная среда». Освещаются предпринимаемые меры и полученные результаты по формированию деловой среды, благоприятной для развития предпринимательства в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PRIORITIES IN FORMATION FAVORABLE BUSINESS ENVIRONMENT FOR DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN UZBEKISTAN

In the article the modern approaches to the understanding of the business environment and the concept of «e-business environment» are discussed. As well there are highlighted the measures taken and the results obtained by the formation of a business environment favorable to the development of entrepreneurship in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Некоторые приоритеты в формировании благоприятной деловой среды для развития предпринимательства в Узбекистане»

Каланова А.Б.

старший преподаватель кафедры «Статистика» Ташкентского финансового института

НЕКОТОРЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

КАЛАНОВА А.Б. УЗБЕКИСТОНДА ТАДБИРКОРЛИКНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УЧУН КУЛАЙ ИШБИЛАРМОНЛИК МУЦИТИНИ ШАКЛЛАНТИРИШНИНГ АЙРИМ УСТУВОР ЙУНАЛИШЛАРИ

Маколада ишбилармонлик мух,ити тушунчаси ва «электрон ишбилармон мух,ит» ту-шунчасига замонавий ёндашувлар келтирилган. Узбекистонда тадбиркорликни ривож-лантириш учун кулай ишбилармонлик мух,итини шакллантириш буйича чора-тадбирлар ва бу борада эришилган натижалар ёритилган.

Таянч иборалар: ракобатбардошлик, ишбилармон мух,ит, электрон ишбилармон мух,ит, ахборот-коммуникацион технологиялар, тадбиркорлик, тадбиркорлик субъектлари.

КАЛАНОВА А.Б. НЕКОТОРЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

В статье раскрываются современные подходы к пониманию деловой среды, понятию «деловая электронная среда». Освещаются предпринимаемые меры и полученные результаты по формированию деловой среды, благоприятной для развития предпринимательства в Узбекистане.

Ключевые слова: конкурентоспособность, деловая среда, деловая электронная среда, информационно-коммуникационные технологии, предпринимательство, субъекты предпринимательства.

KALANOVA A.B. SOME PRIORITIES IN FORMATION FAVORABLE BUSINESS ENVIRONMENT FOR DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN UZBEKISTAN

In the article the modern approaches to the understanding of the business environment and the concept of «e-business environment» are discussed. As well there are highlighted the measures taken and the results obtained by the formation of a business environment favorable to the development of entrepreneurship in Uzbekistan.

Keywords: competitiveness, business environment, business electronic environment, information and communication technologies, entrepreneurship, business entities.

Ведущая роль в обеспечении конкурентоспособности страны принадлежит государству, которое разрабатывает экономическую политику, обеспечивает экономическую безопасность, создает условия и механизмы для реализации конкурентных преимуществ национальных производителей.

Задача повышения конкурентоспособности экономики является достаточно сложной и комплексной. Одним из важнейших условий ее успешного решения является формирование и развитие в стране благоприятной деловой среды для развития предпринимательства.

Под конкурентоспособностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых, логистических и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам1.

Обеспечение данных возможностей в значительной степени определяется функционирующей в стране экономической системой, мотивационным механизмом, направленным на выявление и наиболее полное раскрытие экономического потенциала всех хозяйствующих субъектов. Здесь особая роль принадлежит бизнесу.

Стабильность развития бизнеса достигается путем сочетания различных инструментов по упорядочению системы управления и прогнозирования динамично-устойчивого состояния современной деловой среды, где на порядок возрастает роль государства по управлению бизнесом, определению его роли в рыночном хозяйстве2.

Научные представления о сущности деловой среды, ее месте и роли в экономическом развитии общества, методах управления ею в условиях рыночной системы экономики, менялись и развивались по

1 Кочнев В.А. Формирование конкурентной среды как фактор устойчивого развития национальной экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2008. -С. 7.

2 Бурлаков М.Л. Формирование эффективной бизнес-среды в системе рыночной неопределен-

ности: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.: МГИУ, 2007. -С. 3.

мере становления общественного устройства.

В то же время, ориентиры развития бизнеса на основе информационно-коммуникационных технологий переводят его в новую среду функционирования - электронную.

Философия нового бизнеса требует формирования эффективного инструментария обеспечения предпринимательских структур адекватными для современных условий средствами для ведения бизнеса на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Субъектам предпринимательства важно своевременное вступление в формирующуюся деловую электронную среду на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий как для взаимодействия с контрагентами, так и во внутренних процессах компаний.

Деловая электронная среда - это интегрированный комплекс различных объективных и субъективных факторов преобразования бизнеса, опосредующих деловые отношения посредством инфокоммуника-ционных технологий3. Через сокращение временных и стоимостных издержек достигается режим максимальной комфортности делового оборота для субъектов, вступающих в электронные отношения.

За последние годы в Узбекистане создана прочная база по устойчивому продвижению по пути углубления рыночных реформ и либерализации экономики, формированию эффективной деловой среды, внедрению современной системы критериев оценки условий создания и ведения бизнеса, повышению на этой основе конкурентоспособности страны.

3 Хисаева И.Ш. Формирование инструментария развития предпринимательских структур в электронной бизнес-среде: Автореф. дис. канд. экон. наук. - Уфа: УГАЭС, 2012. -С. 6.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2

Как подчеркнул Президент Узбекистана И.А.Каримов: «Разумеется, всяческой поддержки заслуживают меры по улучшению деловой среды и созданию еще более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства»1.

В рамках реализации Программы мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, только за последние годы были обеспечены серьезные положительные результаты в законодательной, организационно-экономической, финансово-хозяйственной сферах деятельности субъектов предпринимательства. Среди важнейших результатов следует выделить следующие2:

- на законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей во взаимоотношениях субъектов предпринимательства с государственными, правоохранительными и контролирующими органами;

- существенно упрощены и удешевлены процедуры регистрации субъектов предпринимательства, подключения их к инженерно-коммуникационным сетям, таможенного оформления экспортных товаров;

- введен порядок, запрещающий проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента их регистрации;

- установлен новый, более совершенный, открытый и прозрачный механизм государственных закупок, при котором предпочтение отдается субъектам малого бизнеса;

1 Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 2015 год 17 января.

2 Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4455 от 18 июля 2012 года «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 29, ст.328.

- на республиканском и региональном уровнях введена система ежеквартальных индикаторов оценки масштабов либерализации и модернизации экономики, уровня формирования в стране делового климата;

- увеличивается капитализация коммерческих банков, усовершенствован механизм льготного кредитования субъектов малого бизнеса, прежде всего для приобретения высокотехнологического оборудования.

Начался поэтапный перевод всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности.

Так, с 1 января 2013 года установлен порядок, в соответствии с которым субъекты предпринимательства по своему выбору имеют право осуществлять в соответствующих органах государственного и хозяйственного управления следующие процедуры в электронной форме:

- уплату налогов и других обязательных платежей через систему дистанционного обслуживания банковских счетов, в том числе системы «Интернет-банкинг» - Государственный налоговый комитет, Центральный банк Республики Узбекистан, коммерческие банки;

- декларирование субъектами предпринимательства товаров при таможенном оформлении грузов - Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан;

- регистрация прав собственности юридических лиц на недвижимое имущество по принципу «одно окно» - Госкомземгеодез-кадастр Республики Узбекистан;

- подача исковых заявлений и ходатайств субъектов предпринимательства в хозяйственные суды - Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан.

В настоящее время до 98 процентов субъектов предпринимательства сдают налоговую и статистическую отчетность, оформляют таможенные декларации в бесконтактной форме - в электронном виде.

Коммерческими банками в 2014 году выделено субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства кредитов на сумму свыше 9 триллионов сумов, или в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе микрокредитов - в размере около

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2

2 триллионов сумов, с ростом на 39 процентов. За последние пять лет объем кредитования малого бизнеса увеличился почти в 5 раз.

Значительно расширен доступ частных предпринимателей к сырьевым ресурсам, прежде всего за счет увеличения объемов их реализации на биржевых и ярмарочных торгах. Так, в 2014 году ими было закуплено на Республиканской товарно-сырьевой бирже сырья и материалов почти на 3 триллиона сумов, или в 1,6 раза больше, чем в 2013 году. Наряду с этим через биржевые торги они реализовали собственную продукцию в объеме 1 триллион 500 миллиардов сумов, или с ростом к прошлому году в 1,7 раза.

В результате принятых мер по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в истекшем году создано свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, что в 2 раза больше по сравнению с 2000 годом.

Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2000 года с 31 процента до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции - с 12,9 до 31,1 процента. В 2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. В настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения против 49,7 процента в 2000 году1.

В то же время в этом очень важном направлении экономических реформ еще имеются определенные недостатки, устранение которых позволит более эффективно

1 Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 2015 год 17 января.

использовать потенциал предпринимательства в Узбекистане.

В этой связи в Указе Президента Республики Узбекистан №УП-4609 от 7 апреля 2014 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» отмечено, что современное состояние деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистане не отвечают еще в полной мере требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам. По-прежнему существует излишняя регламентация предпринимательской деятельности, не задействованы в полной мере возможности по эффективному внедрению бесконтактных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства. Не на должном уровне осуществляется практическое внедрение на местах принимаемых мер по улучшению условий для ведения бизнеса2.

В целях дальнейшего совершенствования деловой среды, создания максимально благоприятного инвестиционного климата, в республике предпринимаются действенные меры, в том числе по кардинальному сокращению, упрощению и удешевлению порядка прохождения процедур лицензирования и выдачи документов разрешительного характера.

Что очень важно, министерствам, государственным комитетам, ведомствам, акционерным компаниям, ассоциациям, органам государственной власти на местах поручено размещать на своих официальных вебсайтах информацию, регламентирующую вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательства, включая3:

- обязательное опубликование принятых ими ведомственных нормативно-правовых и иных актов (за исключением документов ограниченного распространения и содержащих коммерческую тайну);

2 Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4609 от 7 апреля 2014 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 15, ст.163.

3 Там же.

- порядок и сроки оформления и выдачи субъектам предпринимательства документов разрешительного характера, лицензий, сертификатов и другие;

- сроки и стоимость предоставления субъектам предпринимательства государственных и других видов услуг.

С 1 июня 2014 года запрещается применять к субъектам предпринимательства меры ответственности за нарушение нормативно-правовых и иных актов органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, регламентирующих вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательства, не опубликованных на их официальных веб-сайтах;

- нормативно-правовые акты, предусматривающие усложнение процедуры осуществления предпринимательской деятельности и возложение на субъектов предпринимательства новых юридических обязанностей, а также устанавливающие новые меры юридической ответственности субъектов предпринимательства, вводятся в действие не ранее трех месяцев с момента их официального опубликования.

До 1 января 2017 года продлен мораторий на проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства (за исключением внеплановых проверок при ликвидации юридических лиц, в рамках возбужденных уголовных дел, а также связанных с использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов).

С 1 июля 2014 года предельная среднегодовая численность работников малых предприятий по таким отраслям, как: промышленность строительных материалов, легкая промышленность и пищевая промышленность увеличена со 100 до 200 человек, или в два раза.

Отменено взимание платы за услуги банков при уплате субъектами малого пред-

принимательства с их расчетных счетов налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4609 от 7 апреля 2014 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» установлен порядок, в соответствии с которым:

• приостановление операций по счетам хозяйствующих субъектов в коммерческих банках в случаях непредставления ими налоговой, финансовой отчетности и их отсутствия по заявленному адресу осуществляется органами государственной налоговой службы только по соответствующему решению суда;

• вновь созданные субъекты малого предпринимательства (за исключением организаций розничной торговли) уплачивают единый налоговый платеж и единый социальный платеж без учета установленных минимальных размеров указанных платежей в течение 6 месяцев с даты их государственной регистрации, а в случае строительства ими в указанный период объектов для собственных нужд — до истечения 6 месяцев с даты утверждения акта приемки законченного объекта, но не более одного года с даты их государственной регистрации;

• с 1 января 2015 года субъекты малого предпринимательства представляют статистическую отчетность на годовой основе, с ежеквартальным проведением органами статистики выборочных обследований по соответствующим направлениям и сферам деятельности.

В целях создания благоприятных условий для широкого участия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, оказания содействия в продвижении их продукции на внешние рынки, упрощения и либерализации процедур регистрации экспортных контрактов и в целом таможенного администрирования:

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2

с 1 сентября 2011 года отменено взимание с субъектов малого бизнеса платы за открытие счетов в национальной валюте в коммерческих банках;

- микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства1.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в последние годы в Республике Узбекистан проводится значительная работа, направленная на формирование благоприятной деловой среды для эффективного развития предпринимательства, повышения его роли в социально-экономическом развитии страны.

Литература:

1. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4455 от 18 июля 2012 года «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 29, ст.328.

2. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4609 от 7 апреля 2014 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 15, ст.163.

3. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4354 от 24 августа 2011 года «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 34-35, ст.344.

4. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 2015 год 17 января.

5. Бурлаков М.Л. Формирование эффективной бизнес-среды в системе рыночной неопределенности. / Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.: МГИУ, 2007. -С. 3.

6. Кочнев В.А. Формирование конкурентной среды как фактор устойчивого развития национальной экономики. / Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2008. -С. 7.

7. Хисаева И.Ш. Формирование инструментария развития предпринимательских структур в электронной бизнес-среде. / Автореф. дис. канд. экон. наук. - Уфа: УГАЭС, 2012. -С. 6.

1 Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4354 от 24 августа 2011 года «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 34-35, ст. 344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.