Научная статья на тему 'Жанры естественной письменной речи предпринимателей'

Жанры естественной письменной речи предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
791
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ЗАПИСКА / ДЕЛОВЫЕ ЗАПИСИ / БИЗНЕС-ДНЕВНИК / СПОНТАННО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ ЗАПИСИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Золотова Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются основные жанры естественной письменной речи, представленные в сфере профессиональной деятельности предпринимателей. Раскрываются существенные особенности каждого жанра, показывается его место в ряду других жанров естественной письменной речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанры естественной письменной речи предпринимателей»

УДК 81

Екатерина Сергеевна Золотова

Челябинский государственный университет

ЖАНРЫЕСТЕСТВЕННОЙПИСЬМЕННОЙРЕЧИПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются основные жанры естественной письменной речи, представленные в сфере профессиональной деятельности предпринимателей. Раскрываются существенные особенности каждого жанра, показывается его место в ряду других жанров естественной письменнойречи.

Ключевые слова: естественная письменная речь, речевой жанр, записка, деловые записи, бизнес-дневник, спонтанно-рефлекторные записи.

Естественная письменная речь (ЕПР) как объект лингвистических исследований по-прежнему остается малоизученной. Далеко не все ученые признают за этим понятием право на существование. Такая позиция, на наш взгляд, не является справедливой, т. к. из сферы научного поиска исключаются неподконтрольные или слабоконтролируемые проявления сознания индивида во всем многообразии порождаемых им текстов.

Что касается проблемы речевых жанров, то и она не является до конца исследованной

- границы речевых жанров в лингвистике четко не определены. Если говорить о ЕПР, то здесь отмечается явное взаимопроникновение жанров, наблюдается межжанровая диффузия, связанная с опосредованностью коммуникации.

В подходе к ЕПР мы опираемся на результаты исследований Барнаульско-Кемеровской школы, представители которой выделяют следующие основные признаки данного объекта: письменная форма, неофициальность, спонтанность, непрофессиональность исполнения, отсутствие промежуточной фильтрации между отправителем и реципиентом текста, креолизованность.

К корпусу текстов ЕПР предпринимателей мы относим такие разновидности, как переписка (записки, сделанные во время совещаний), личные записи, деловые записи (перекидные календари с пометами и записями, бизнес-дневники, записные книжки), спонтанно-рефлекторные начертания и записи (рисунки, геометрические фигуры ипр.).

Для выделения конкретных речевых жанров мы обратились к коммуникативно-семиотической модели жанров ЕПР, разработанной Н. Б. Лебедевой, которая дополняет известную модель Т. В. Шмелевой. В основе названной модели лежит теория речевых жанров М. М. Бахтина, который понимает речевой жанр как устойчивое высказывание, выработанное определенной сферой использования языка.

Коммуникативно-семиотическая модель, разработанная специально для анализа текстов ЕПР, имеет прагмалингвистическую направленность. Она включает 12 параметров: автор, адресат; функция-цель; текст (в основе рассмотрения - триединство М. М. Бахтина тема - стиль - композиция); графико-пространственный параметр; орудие и средство создания; материальный субстрат; место расположения; среда коммуникации; коммуникативное время; ход коммуникации; социальная оценка.

Под жанром понимается «речевая единица, состоящая из комплекса жанрово-релевантных (т. е. жанрообразующих и частотных нежанрообразующих) признаков, в число которых входят функционально-целевой признак, и, как правило, материальные (субста-циональные) признаки, в том числе субстрат» [2.С. 49].

© Е. С. Золотова, 2012.

При решении проблемы выделения речевых жанров большинство исследователей сходятся в том, что в основу жанровой классификации необходимо класть параметр коммуникативной цели высказывания.

Мы рассматриваем предпринимателей как членов особой социально-профессиональной группы. Все исследуемые нами предприниматели проживают на территории Челябинской области (5 мужчин и 5 женщин в возрасте от30до53 лет).

Материалы, находящиеся в поле нашего исследовательского интереса (10 бизнес-дневников, 67 стикеров и 49 записок с поручениями), мы условно разделили на две группы: 1) автоориентированные (тексты бизнес-дневников; планы на день; перечни дел, составленные для себя; наброски замечаний или предложений по работе фирмы, сделанные на совещаниях); 2) альтерориентированные (адресованные подчиненным перечни дел; записки для секретарей; рукописные вопросы к докладчикам и проч.).

Проанализированные тексты по классификации Н. Б. Лебедевой можно отнести к нескольким жанрам ЕПР:

1) записка;

2) деловые записи;

3) спонтанно-рефлекторные записи.

Рассмотрим каждый из этих жанров более подробно.

Жанр записки имеет два варианта - частная и деловая. Границы между ними размыты. В нашем материале преимущественно представлен вариант частной записки: несмотря на то что тексты написаны деловым человеком, предпринимателем, они носят неофициальный характер и отражают различные просьбы, замечания, связанные с коммерческой деятельностью. Структура записок зависит от коммуникативной ситуации и психологического состояния автора в момент написания.

К частным запискам мы относим также записки с поручениями, наброски замечаний и предложений по работе фирмы, сделанные на совещаниях, записки-диалоги, адресованные коллегам и написанные во время совещаний и др.

Одна из отличительных черт частной записки по сравнению с другими жанрами ЕПР в том, что она предназначена для решения актуальных ситуативных задач: коммуникативной, когда иная коммуникация невозможна, например, во время совещания, когда выступает докладчик; или некоммуникативной, когда возникает потребность зафиксировать на бумаге свои мысли, выплеснуть эмоции.

Во всех частных записках, проанализированных нами, автор имплицирован. Данная особенность указывает на то, что автор известен адресату: как правило, это происходит в случае, если адресат узнает автора по почерку (почерк начальника известен секретарям, для которых предприниматели оставляют записки с поручениями) или сам зрительно фиксирует факт написания записки автором, например, на совещании, когда иная коммуникация не представляется возможной.

Материальный субстрат является важным элементом при выделении жанров ЕПР. Выбор субстрата во многом обусловлен гендерной принадлежностью информантов, но в большинстве случаев субстратом является лист бумаги, оказавшийся под рукой в момент потребности в коммуникации. Предприниматели-женщины для своих частных записок используют специальные листы для записей, стикеры, белые листы формата А4, а предприниматели-мужчины - поля документов (приказов, накладных), перекидные календари, реже - специальные листы из бумажных блоков и стикеры.

Столь «несерьезное» отношение предпринимателей к частной записке обусловлено тем, что это «жанр, который сохраняет свою актуальность в определенный момент» [2. С. 212]. Частная записка призвана удовлетворить сиюминутные нужды в коммуникации, поэтому после прочтения она утилизируется по причине неактуальности.

По мнению представителей Барнаульско-Кемеровской лингвистической школы, жанр частной записки находится в ядерной зоне жанрового пространства естественной письменной речи. Именно в этом жанре наиболее полно проявляются признаки ЕПР.

В особую группу Н. Б. Лебедева и ее ученики выделяют различные виды личных тетрадей, носящие частный характер. К подобным тетрадям исследователи относят и записи делового человека; такие записи не обладают исповедальным характером, но информация, представленная в них, не рассчитана на то, что кто-то, кроме автора, будет иметь к ней доступ. «В этом случае деловой человек участвует в <.. .> автокоммуникации (обращение к себе будущему), когда заводит записи для памяти - записную книжку, еженедельник, перекидной календарь <...>, а также деловые записи: различные хозяйственные <.> записи, планы <.>и пр.» [2. С. 21].

К личным записям для памяти мы относим планы на день, составленные для себя («офис-банк-АРЕНДА в 12:00!!»; «полисы и на торги в обед»), хозяйственные записи, которые ведут предприниматели («канцелярия - 17 папок, бухгалтерия - 9», «обогреватели в приемную 2 шт.»).

Важный жанр, используемый предпринимателями в ЕПР, - это деловые записи. Внутри данного жанра мы выделяем субжанр бизнес-дневника, который выступает результатом деятельности отдельной личности. В нем максимально полно представлено индивидуальное начало автора, воплощена его языковая личность. Бизнес-дневник представляет собой ежедневник предпринимателя, в котором представлена деловая жизнь бизнесмена: различные контакты (телефоны и адреса), планы на день (составленные для себя), даты рождения партнеров по бизнесу, «почасовка» (лексема взята из бизнес-дневника) важных встреч, финансовые подсчеты, пометы (номер рейса самолета, схема проезда), графические начертания (геометрические фигуры, части тел людей, цветы - подобные записи Н. Б. Лебедева и ее коллеги квалифицируют как спонтанно-рефлекторные и выделяют в отдельный жанр), афоризмы, строки из песен (например, «охота на волков» из одноименной песни В. Высоцкого).

Бизнес-дневник имеет одного автора, который выступает одновременно адресатом, т. е. содержание бизнес-дневника автоориентированно. По форме бизнес-дневник, в соответствии с классификацией Н. Б. Лебедевой, относится к личным тетрадям (листы, скрепленные между собой в виде тетради или книги), а по содержанию не в полной мере относится к данному виду, т. к. тексты, представленные в нем, не отражают лирических настроений, не являются «калькой» души. По этой же причине бизнес-дневник отличается от мемуаров и личных дневников. Бизнес-дневник отражает происходящее с предпринимателем в дне сегодняшнем, мемуары же фиксируют события прошлого, а дневник является результатом глубокой рефлексии, размышлений индивида по поводу происходящего.

Еще одним жанром ЕПР предпринимателей являются спонтанно-рефлекторные записи. Они представляют собой рисунки, геометрические фигуры и пр., выполненные неосознанно и отражающие психологическое состояние человека. Такие записи чаще всего сопровождают телефонный разговор предпринимателей. Округлые плавные линии, изображение цветов, глаз человека - говорят о положительной интонации разговора; резкие линии, заштрихованные геометрические фигуры, четко прорисованные когти (если это рисунок животного) позволяют сделать вывод о психологической нестабильности предпринимателя во время разговора. Спонтанно-рефлекторные записи имеют автора, которым является предприниматель, но, на наш взгляд, не имеют адресата, т. к. выполняют функцию так называемого «заземления» эмоций.

Подобного рода записи выполняются на клочках бумаги, которая случайно попалась под руку, это могут быть и листы из специальных бумажных блоков, и стикеры, и поля документов, и перекидные календари, находящиеся на рабочем столе, и бизнес-дневник.

Таким образом, предприниматели в своей естественной письменной речи используют различные жанры, что позволяет им эффективно выстраивать профессиональную коммуникацию как с подчиненными и коллегами, так и с самими собой. Спонтаннорефлекторные записи помогают им выплеснуть на бумагу излишнюю агрессию или снять слишком большое возбуждение, возникшее в ходе разговора, что дает возможность в первом случае вести разговор в более мирном русле, сбросив ненужный негатив, а во втором - не показать чрезмерную радость, восторг партнеру. Это способствует в итоге формированию положительного имиджа предпринимателя, поскольку умение владеть собой воспринимается как важное условие для достижения существенных результатов в бизнесе.

Бизнес-дневник является незаменимой вещью для любого предпринимателя, поскольку позволяет систематизировать поступающую информацию, дает возможность побыть наедине со своими мыслями. Бизнес-дневник - это черновое поле, на котором фиксируются все важные мысли, интуитивные озарения, помогающие позже сформировать концепцию или стратегию дальнейших действий.

Частная записка не менее значима в профессиональной коммуникации бизнесмена, она может быть и автоориентированной (записка самому себе), и альтерориентирован-ной (адресована секретарю, подчиненным, написана во время совещания, когда иная коммуникация с коллегой невозможна).

В заключение отметим, что выделение и описание жанров ЕПР является актуальной задачей лингвистики, без решения которой невозможно создание целостной жанровой типологии. Детальному обследованию подвергнуты лишь некоторые жанры: частная записка, маргинальные страницы тетрадей, студенческое граффити. Все рассмотренные нами жанровые разновидности ЕПР предпринимателей отличаются тем, что не опосредуются техническими средствами (компьютер, телефон и пр.), разрыв между замыслом и исполнением текста здесь практически отсутствует. Проведенный анализ позволяет говорить о значимости при квалификации жанра ЕПР в профессиональной среде предпринимателей материального субстрата как носителя информации.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи [Текст] / М. М. Бахтин. - М., 1986.

- 543 с.

2. Лебедева, Н. Б., Жанры естественной письменной речи: Студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка [Текст] / Н. Б. Лебедева, Е. Г. Зырянова, Н. Ю. Плаксина, Н. И. Тюкаева. - М. : КРАСАНД, 2011.- 256 с.

3. Шмелева, Т. В. Жанроведение? Генеристика? Генология? [Текст] / Т. В. Шмелева// Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М., 2007. - С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.