Научная статья на тему 'Автокоммуникативные речевые жанры как феномен естественной письменной речи'

Автокоммуникативные речевые жанры как феномен естественной письменной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
786
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ / ЕСТЕСТВЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / АВТОКОММУНИКАЦИЯ / SPEECH GENRES / NATURAL WRITTEN SPEECH / AUTOCOMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Анастасия Андреевна

В данной статье рассматривается вопрос о выделении в сфере естественной письменной речи особой группы автокоммуникативных жанров. Приводится перечень жанров, отнесенных к автокоммуникативным, а также демонстрируется пример анализа одного из жанров в соответствии с авторской методикой Н. Б. Лебедевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOCOMMUNICATIVE SPEECH GENRES AS A PHENOMENON OF NATURAL WRITTEN SPEECH

This paper addresses the issue of allocatinga special group of autocommunicative genres in the area of natural written speech. A list of autocommunicative genres is presented; the analysis of one of the genres within N. B. Lebedeva ’smethodology is provided.

Текст научной работы на тему «Автокоммуникативные речевые жанры как феномен естественной письменной речи»

УДК 81’24

АВТОКОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ФЕНОМЕН ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

А. А. Ильина

AUTOCOMMUNICATIVE SPEECH GENRES AS A PHENOMENON OF NATURAL WRITTEN SPEECH

А. A. Ilina

Работа выполнена при поддержке РГНФ (№ заявки 12-14-42-001а).

В данной статье рассматривается вопрос о выделении в сфере естественной письменной речи особой группы автокоммуникативных жанров. Приводится перечень жанров, отнесенных к автокоммуникативным, а также демонстрируется пример анализа одного из жанров в соответствии с авторской методикой Н. Б. Лебедевой.

This paper addresses the issue of allocatinga special group of autocommunicative genres in the area of natural written speech. A list of autocommunicative genres is presented; the analysis of one of the genres within N. B. Lebedeva ’smethodology is provided.

Ключевые слова: речевые жанры, естественная письменная речь, автокоммуникация.

Keywords: speech genres, natural written speech, autocommunication.

Цель настоящей статьи - обоснование положения о том, что существует особая группа жанров естественной письменной речи (далее - ЕПР) - автокомму-никативные (автоадресатные) жанры. Объектом рассмотрения являются жанры ЕПР, предмет определяя-ется как «автоадресатные характеристики» жанров ЕПР.

Разработка гипотезы о существовании группы ав-токоммуникативных жанров естественной письменной речи является частью исследований, проводимых на базе Барнаульско-Кемеровской лингвистической школы Н. Б. Лебедевой, которая занимается рассмотрением естественной письменной речи - особой группы текстов, обладающих признаками спонтанности, непрофессиональности исполнения, неофициально-сти, вписанности в конситуацию, а также отсутствием промежуточных инстанций между отправителем и получателем сообщения [8, с. 292 - 293]. Корпус подобных текстов неоднороден и может быть дифференцирован по разным признакам: так, по признаку «сфера коммуникации» выделяются личные записи, деловые записи (официального и неофициального характера), записи учебной сферы, публичные тексты и т. д., подробнее см. [6, с. 10 - 11]). В настоящей статье доказывается возможность объединения в отдельную группу текстов, связанных особой «концепцией адресата» [2, с. 204]: «субстанциональной тождественностью автора и адресата при их функциональной нето-ждественности» [13, с. 14].

Автокоммуникация как особый феномен впервые была выявлена Юрием Михайловичем Лотманом, который посвятил этому вопросу раздел книги «Семи-осфера», озаглавив его «Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры)» [9]. Рассматривая общекультурные проблемы, ученый коснулся вопроса о соотношении двух разнообразных механизмов передачи информации. Выделяя два направления в передаче коммуникации (Ю. М. Лотман обозначил их система «Я - Другой» и система «Я - Я»), исследователь отметил особенность последнего, которая, по его

мнению, заключается в «перестройке самого этого «Я»» [9, с. 165]. Важнейшим тезисом, высказанным Юрием Михайловичем, является положение о функциональном приравнивании воспринимающего второго «Я» к третьему лицу [9, с. 164]. Другой ученый, Нина Давидовна Арутюнова, также касаясь вопроса об особом типе текстов (в терминологии исследователя - «самоадресованных»), отмечает, что в подобных случаях происходит «распад личности на двух иерархически неравных собеседников» [1, с. 361]. (Стоит отметить, что случаи, когда автор и адресат высказывания «персонально совпадают», были упомянуты в работе М. М. Бахтина «Проблема речевых жанров» [2, с. 205]; исследователь отмечает, что при этом «одно лицо выступает в двух разных ролях» [2, с. 205]).

Опираясь на работы процитированных выше ученых, можно сделать вывод о существовании группы текстов с особым типом субъектно-объектной организации. По мнению автора настоящей статьи, совпадение продуцента и реципиента текста при передаче сообщения свойственно не только и не столько устной речи и поэтическим черновикам (именно эти типы высказываний избирает в качестве материала Ю. М. Лотман); этот признак наиболее характерен для естественной письменной речи, точнее - отдельной группы текстов, названной автокоммуникативными.

Далее назовем наиболее частотные группы авто-коммуникативных записей:

- деловые записи (записи в ежедневниках, органайзерах, блокнотах, адресных/телефонных книгах и т. д.);

- хозяйственные записи (записки на память, списки покупок, гостей и т. д., записки садовода, метеонаблюдений, подписи на пакетиках с семенами и пр.);

- учебные записи (конспекты, шпаргалки, черновики);

- «попутные» записи (записи на маргинальных страницах тетрадей; записи на полях личных книг и тетрадей);

- спонтанно-рефлекторные начертания («бессознательные записи» - Ю. М. Лотман [9, с. 170]);

- частно-личные справочники (сборники рецептов, медицинских рекомендаций, схем для шитья, вязания, «магические записи» - заговоры, народные приметы, переписанные от руки молитвы и т. д.);

- частно-личные журналы/альбомы (журнал/альбом матери, бабушки, журналы садовода; журнал метеонаблюдений);

- дневники и дневниковые записи;

- путевые заметки.

Этот список, конечно, не исчерпывает всего многообразия жанров, которые можно отнести к автоад-ресатным, так же как любой, даже самый полный список не исчерпает всех жанров естественной письменной речи, поскольку, по словам М. М. Бахтина, «формы <...> использования (языка - прим. автора) так же разнообразны, как и области человеческой деятельности» [2, с. 159].

Как было указано выше, особенность автокомму-никативных жанров естественной письменной речи заключается в совпадении автора и адресата, которое проявляется на всех уровнях изучаемых текстов: от фонетического (языковые особенности данного уровня закрепляются орфографически): «Купить чё-

нибудь к чаю» (запись в записной книжке студента) -до синтаксического (так, отличаются жанрово-композиционные особенности текстов; например, шпаргалка или рецепт какого-либо блюда могут иметь абсолютно свободную композиционную организацию). Эти особенности обусловлены тем, что автоадресат-ные тексты носят владельческий характер - они предназначены самому себе, поэтому автор не заботится о качестве написанного - важен фактор понимания текста по истечении какого-либо (более или менее продолжительного) времени.

Общность одного признака (признака адресата) связывает, по сути, разноплановые образования в сфере ЕПР, которые, однако, неоднородны по другим параметрам (стоит оговорить, что весь собранный в рамках исследования материал в количестве 674 единиц был обработан в соответствии с коммуникативносемиотической моделью Н. Б. Лебедевой, предполагающей анализ по 12 параметрам: автор; адресат; функция-цель; сам знак, т. е. текст; графико-простран-ственный параметр; орудие и средство создания; материальный субстрат знака; место расположения знака; среда коммуникации; коммуникативное время; ход коммуникации; социальная оценка). Проиллюстрировать мысль о неоднородности корпуса автоком-муникативных текстов можно, рассмотрев ряд жанров по одному из существенных признаков - по коммуникативно-целевой установке автора.

Деловая тетрадь (ежедневник) ведется для планирования времени, т. е. целевая установка данного жанра связана с необходимостью напомнить себе «будущему» о каких-либо значимых для личной сферы делах, встречах и т. д. (зачастую установка на важность выполнения дела на письме выражается в использовании восклицательных знаков, жирного шрифта, подчеркиваний). На шкале актуальной значимости жанров гипержанр деловая тетрадь занимает высшую точку. Менее «срочными» являются записи, сделанные в разнообразных журналах (однако, и внутри этой группы есть дифференциация по степени

важности): они «сезонны» (журнал садовода) или требуют к себе обращения по конкретному поводу.

Очень близко к этой ступени стоят «магические» записи, а также «справочная» литература: обращение к ней происходит от случая к случаю (при необходимости пользователь «справочника» извлекает из него схему вязания, рецепт и т. д.).

На следующей ступени предложенной шкалы стоят записи на полях книг: они передают те ментальные и модальные реакции на основной текст, которые автор хотел бы подчеркнуть, зафиксировать для себя, однако вряд ли эти пометки будут важны для него ежедневно.

И, наконец, шпаргалки и конспектыстоят внизу шкалы «важности»: они, как правило, оказываются востребованы единожды (шпаргалки) или только на протяжении учебного процесса (конспекты).

Таким образом, видно расслоение автоадресатных жанров естественной письменной речи по признаку их актуальной значимости. Другие признаки, рассматриваемые в рамках проведения методики жанровой квалификации текстов, также дают возможность для типологизации жанров (по степени открытости/закрытости - признак «ход коммуникации»; по субстрату: электронные/рукописные и т. д.). Взаимозависимость параметров дает повод говорить о выделении в сфере естественной письменной речи группы автокоммуникативных текстов.

Каждый жанр представляет собой «модель вербально-знакового оформления типических ситуаций социального взаимодействия людей» [11, с. 85], в связи с этим целесообразным будет проанализировать один из жанров в соответствии с разработанной профессором Н. Б. Лебедевой методикой жанровой квалификации текста [6, с. 58 - 60]. В рамках настоящей статьи будет рассмотрен жанр личного дневника, неоднократно выступавший объектом разнообразных исследований (см., например, [3; 4; 5; 10 и др.]), однако ни разу не освещавшийся в аспекте принадлежности к ЕПР.

1. Номинация жанра (учитывается номинация научная - лексема, вошедшая в обиход исследователей конкретного жанра; номинация естественная - зародившаяся и функционирующая стихийно, в массовом, народном сознании; а также номинация номенклатурная - та, которая избирается производителями и продавцами товара, например, ежедневников, органайзеров, блокнотов и т. д. Подробнее см. [7]):

а) научная - личный дневник;

б) естественная - личный дневник (дневник);

в) номенклатурная - личный дневник (вариации: «Мой личный дневник», «Мои секреты», «Личный дневник для девочки», «Самый личный дневник», «Мой колдовской дневник (^пх)» и т. п.).

2. Краткая научная дефиниция. Тетрадь (часто красочно оформленная), в которой записываются впечатления, эмоции, рассказы о событиях, актуальных для автора, в основном выполняет так называемую «исповедальную» функцию, помогает автору произвести самоанализ. Относится к группе автокоммуни-кативных текстов ЕПР.

3. Коммуникативно-семиотическая модель жанра.

3.1. Автор. Лицо, склонное к письменной фиксации своих рефлексий. Согласно результатам анкетирования, проведенного среди людей разного возраста (16 - 75 лет), авторами личных дневников чаще всего являются подростки и молодые люди до 25 лет.

3.2. Адресат. Субстанционально совпадающий с автором (автоадресатность) или нулевая адресатность (безадресность), возможны случаи появления «виртуального» адресата (ср. «Дневничок мой!», «Тетрадочка моя!», «Мой дружок!»).

3.3. Функционально-целевой параметр жанра. Базовая цель (функция жанра) - исповедальная, аутопсихотерапевтическая; частные цели: релаксация (за счет «отчуждения» переживаний через письменное воплощение), реже - мнемоническая (стремление зафиксировать приятный/неприятный момент).

3.4. Субстанциональные признаки:

а) субстрат: тетрадь (блокнот), специально отведенный для личных записей (в последние годы используется и электронный вариант, при этом дневник может вестись как в обычном документе (типа Word), так и в пространстве сети Интернет);

б) орудие и средство - нерелевантно.

3.5. Условия коммуникации:

а) временной параметр: время создания текстов диктуется внутренней потребностью автора, временной промежуток между созданием двух отдельных записей варьируется от нескольких минут до нескольких десятилетий; коммуникативное время - неопределенное (данный параметр нерелевантен для жанра личного дневника);

б) пространственный параметр - нерелевантно;

в) ход коммуникации - произвольный.

3.6. Социальное бытие жанра и выделенность жанра в сознании носителей:

а) частотность в архиве Лаборатории естественной письменной речи Кемеровского государственного университета - 6;

б) представленность в словарях: в словаре Д. Н. Ушакова дается следующее толкование (1): Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести дневник;

в) в Интернете: в Интернете представлен как «личный дневник», «дневник», кроме того, интернет-пространство породило особую форму дневника -блог, отличающуюся от рукописного «прототипа» принципиальной открытостью для посторонних (рассматривается как отдельный жанр в рамках интернет-дискурса);

г) стереотипы представлений о жанре, метаязыко-вая рефлексия: главная черта дневника - его «тайность», «закрытость»;

д) социальная оценка жанра: люди, ведущие дневники, как правило, оценивают этот жанр позитивно, остальные - нейтрально.

3.7. Параметр «Текст».

Объем текста обычно определяется количеством листов в тетради (однако возможны варианты незаконченных, «брошенных» записей, так же как «продолжающихся в других тетрадях»). Записи ведутся, как правило, по датам, «качество» ведения дневника (аккуратный/неаккуратный почерк, наличие исправлений и т. п.) произвольно и зависит от личностных

характеристик автора. Часто личные дневники оформляются красочными рисунками/наклейками/вырезками из журналов и т. п., иными словами, данному жанру присуща креолизация текста.

Определить «универсальные» лингвистические признаки жанра сложно, поскольку он глубоко индивидуалистичен. Как правило, лексический состав, степень следования нормам орфографии и пунктуации русского языка напрямую зависит от уровня образования автора, а также от его внутренних установок (намерение вести дневник аккуратно/произвольно и т. п.).

4. Место жанра в кругу смежных явлений.

Жанр личного дневника относится к группе так называемых исповедальных жанров (исповедь, мемуары и т. п.), которые для людей определенного внутреннего склада служат способом некоторой эмоциональной разрядки и дают возможность произвести самоанализ.

5. Жанр в новых коммуникативных условиях (рукописный и электронный субстрат).

Жанр личного дневника существует и в электронном пространстве (чаще всего, в персональном компьютере создается особый «запароленный» документ, доступ к которому имеет только автор); кроме того, в последние годы очень популярными стали интернет-дневники: как закрытые для доступа других пользователей, так и принципиально открытые (блоги). Однако последние значительно отличаются от рукописного «прототипа» и образуют отдельный жанр, поскольку базовая функция - исповедальная - отошла на второй план, а первостепенной стала задача самопрезента-ции, выражения сугубо индивидуальной точки зрения автора.

6. Расширенная дефиниция жанра.

Жанр личного дневника представляет собой особые записи личного характера, сделанные в специально отведенной тетради (блокноте), как правило, носящие регулярный характер (возможны варианты: ежедневное ведение или запись особо важных событий и связанной с ними авторской рефлексии). Основная функция классического дневника - исповедальная, поэтому тексты данного жанра носят психотерапевтический характер, обеспечивая «отчуждение» значимой информации от автора. Есть основание говорить о трех типах дневников по степени закрытости от посторонних:

а) принципиально закрытые;

б) доступные ограниченному кругу лиц;

в) принципиально открытые (в сети Интернет).

В зависимости от тайности текста меняются и функции (для дневников первого типа основная функция - попытка самоанализа, исповедь перед самим собой; для второго типа характерна функция установления диалога между автором и читателем, попытка объяснить себя другому; третий тип помогает в самопрезентации личности). Отмечается высокая степень распространенности классического - рукописного - варианта жанра, несмотря на широкое бытование интернет-дневников как особого типа текстов.

Проведенный анализ одного из автокоммуника-тивных жанров естественной письменной речи демонстрирует применение разработанной и апробиро-

ванной в научных условиях авторской методики

Н. Б. Лебедевой, позволяющей отразить релевантные и частотные признаки конкретного жанра ЕПР.

Таким образом, гипотеза, заявленная авторами статьи, находит свое подтверждение: среди текстов

естественной письменной речи можно выделить особую группу автокоммуникативных жанров, обладающих рядом специфических признаков и объединенных по параметру «автор-адресат».

Литература

1. Арутюнова, Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Известия АН СССР. - 1981. - Т. 40. - № 4. -(Серия: Литературы и языка).

2. Бахтин, М. М. Проблемы речевых жанров/ М. М. Бахтин. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5: Работы 1940 - 1960 гг.

3. Зализняк, А. А. Дневник: к определению жанра / А. А. Зализняк // Журнальный зал. - 2010. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/106/za14.html (дата обращения: 07.05. 2013).

4. Зализняк, А. А. Какими бывают дневники? / А. А. Зализняк // Полит.ру. - 2011. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2011/04/05/zaliznyak/ (дата обращения: 08.02.2011).

5. Калинина, Е. И. Речевая свобода как основа конструирования Я-образа в личном дневнике / Е. И. Калинина // СибАК. - 2012. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3339-2012-07-23-06-58-36 (дата обращения: 22.12.2012).

6. Жанры естественной письменной речи: студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка / Н. Б. Лебедева [и др.]. - М.: КРАСАНД, 2011. - 256 с.

7. Лебедева, Н. Б. Естественная и искусственная номинация жанров / Н. Б. Лебедева // Филология: XXI век (теория и методика преподавания): мат. всероссийской конференции, посвященной 70-летию БГПУ, 10 - 11 декабря 2003. - Барнаул, 2004. - С. 17 - 19.

8. Лебедева, Н. Б. Толерантность и естественная письменная речь / Н. Б. Лебедева // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. - Екатеринбург, 2003. - С. 286 - 296.

9. Лотман, Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты / Ю. М. Лотман. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2001. - С. 163 - 177.

10. Пигров, К. С. Интимный дневник как «простая вещь» / К. С. Пигров // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2008. - № 1. - (Серия: Философия. Филология). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/-article/n/intimnyy-dnevnik-kak-prostaya-vesch (дата обращения: 07.11.2012).

11. Седов, К. Ф. Речежанровая идентичность и социализация личности // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. -2009. - Т. 9. - Вып. 4. - С. 85 - 89. - (Серия: Философия. Психология. Педагогика).

12. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - М., 1989.

13. Юркевич, А. С. Ежедневник как жанр естественной письменной речи: дис. ... канд. филол. наук / А. С. Юркевич. - Кемерово, 2011.

Информация об авторе:

Ильина Анастасия Андреевна - студентка 5 курса факультета филологии и журналистики КемГУ, 8-906-923-33-11, ilina.anastasiya@mail.ru.

Anastasia A. Ilina - 5th-year student at the Faculty of Philology and Journalism, Kemerovo State University.

Научный руководитель:

Лебедева Наталья Борисовна - доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики и риторики КемГУ.

Natalia B. Lebedeva - research advisor, Doctor of Philology, Professor at the Department of Stylistics and Rhetoric, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.