Научная статья на тему 'Жанровые формы медиатекстов на этнокультурную тематику в современной районной прессе'

Жанровые формы медиатекстов на этнокультурную тематику в современной районной прессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА / ЖАНР / ИНФОРМАЦИЯ / КРАЙ / КУЛЬТУРА / ПРЕССА / ПРОМЫСЕЛ / ПУБЛИКАЦИЯ / РАЙОН / ТЕМА / ТРАДИЦИИ / ЭТНОКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Астайкина Инна Николаевна, Пыреськина Елена Михайловна

В статье рассматриваются жанровые формы подачи информации на этнокультурную тему в районной прессе. На примере жанровых компонентов материалов показывается эффективность и функциональность анализируемых периодических изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE FORMS OF MEDIA TEXTS ON ETHNIC AND CULTURAL ISSUES IN CONTEMPORARY REGIONAL PRESS

The article deals with the genre forms of presenting information on ethnic and cultural topics in the regional press. Considering the genre components of the newspaper materials, the authors show the effectiveness and functionality of the regional periodical press.

Текст научной работы на тему «Жанровые формы медиатекстов на этнокультурную тематику в современной районной прессе»

АСТАЙКИНА И. Н., ПЫРЕСЬКИНА Е. М.

ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ МЕДИАТЕКСТОВ НА ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ ТЕМАТИКУ

В СОВРЕМЕННОЙ РАЙОННОЙ ПРЕССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются жанровые формы подачи информации на этнокультурную тему в районной прессе. На примере жанровых компонентов материалов показывается эффективность и функциональность анализируемых периодических изданий.

Ключевые слова: жанр, публикация, тема, культура, промысел, информация, пресса, район, этнокультура, традиции, край, газета.

ASTAIKINA I. N., PYRESKINA E. M.

GENRE FORMS OF MEDIA TEXTS ON ETHNIC AND CULTURAL ISSUES IN CONTEMPORARY REGIONAL PRESS

Abstract. The article deals with the genre forms of presenting information on ethnic and cultural topics in the regional press. Considering the genre components of the newspaper materials, the authors show the effectiveness and functionality of the regional periodical press.

Keywords: genre, publication, subject, culture, trade, information, press, district, ethnic culture, tradition, region, newspaper.

Общеизвестно, что журналистская информация доносится до читателей в жанровых формах. Однако между теоретиками журналистики нет согласия о том, что конкретно считать жанром. Так, например, одни (А. А. Тертычный) именуют жанрами «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками» [6, с. 238]; другие (В. В. Ученова) считают его «особой формой организации жизненного материала, представляющую собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков» [7, с. 34]; третьи (Л. Е. Кройчик) же, в полемике «жанр или текст?» тяготеют к последнему, подчеркивая синдром «ослабленного детерминизма жанровой закрепленности и видя именно в тексте оптимальную форму отражения действительности через личностное видение журналиста» [3, с. 140].

Содержание понятия «жанр», действительно, непрерывно изменяется и усложняется. Подлинное творчество многолико, оно не любит рамок и всегда нацелено на поиск новых путей самоусовершенствования - это не требует никаких доказательств. Но и без соблюдения конкретных требований к форме медиатекста значимых результатов в журналистском творчестве добиться невозможно.

Появление жанров было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли

перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени. Жанры менялись и трансформировались вместе с ходом истории, но в то же время сохраняли преемственность и устойчивость. По мнению М. Н. Кима: «...жанр всегда и тот, и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра. Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития» [2, с. 8].

Современная теория журналистики рассматривает несколько подходов в классификации жанров. Разнообразие мнений определяется тем, что каждый из исследователей берет за основу деления разные жанрообразующие признаки. Наиболее важными объединяющими началами традиционно считаются предмет, способ отображения действительности, целевая установка, формы персонификации информации и языковой фактор. Причем роль способа отображения действительности намного значительнее всех остальных жанрообразующих признаков.

Именно поэтому изучение жанровых форм в медиа-текстах на этнокультурную тему в современной прессе является очень актуальным вопросом. Сегодня в материалах средств массовой информации (СМИ) довольно часто говорится о культурном многообразии малых народов. Этническая информация «не только формирует массовые представления людей в области межнациональных отношений, но и воспитывает в людях отношение к своей этнической общности, к своему этническому или национальному достоинству» [8, с. 19].

В отражении подобных вопросов, несомненно, принимают участие многие СМИ, однако важную роль играют издания местного уровня. Так, например, по национальному составу Большеберезниковский район делится на русских и эрзян. Газета «Присурские вести», не располагая корреспондентами, знающими эрзянский язык, привлекает в работу по написанию материалов на родном языке учителей-предметников. Работа в издании направлена на сохранение культурного наследия наших предков, пробуждению интереса (особенно у молодежи) к истории родного края, традициям, к занятиям творчеством и исконными мордовскими ремеслами, к литературе. Большое внимание районная газета уделяет «служителям» культуры. Героями публикаций становятся народные умельцы, поэты, учителя и просто творческие люди. Как правило, информация о них выходит в жанре очерка и зарисовки в специальных рубриках, страничках и подборках: «Культурная жизнь», «Культура», «Обычаи» и так далее. Вместе с тем на страницах издания находят отражение материалы о крупных культурных событиях регионального масштаба, а также играющие важную роль в формировании имиджа региона.

Ярким примером является публикация «Научим всех лапти плести!» [1, с. 3] в районной газете «Присурские вести» Республики Мордовия, отразившая то, как «Культурно-досуговый центр (КДЦ) Большеберезниковского муниципального района» по рекомендации Министерства культуры и туризма РМ подавал заявку на участие во Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел».

Правильно построенная структура журналистского текста позволяет читателю «почувствовать» атмосферу праздника, так как большая часть полосы заполнена этнической информацией, а именно: представлен логотип конкурса; дается напоминание о том, что идет Год культуры; подобран яркий заголовок; выделен курсивом лид материала; размещены фотографии. В процессе чтения невольно представляется картина о герое материала: «... в районе есть прекрасный мастер по плетению лаптей Николай Григорьевич Никитин. Причем он остался один в своем роде умельцем не только в районе, но и, возможно, в республике. В настоящее время многие народные художественные промыслы потихоньку угасают. Старые мастера уходят, а на смену им никто не приходит. Так, были у нас когда-то свои гончары, бондари, печники и плотники, слава о которых гремела по всему Поволжью. Много ли сейчас осталось таких умельцев? Хорошо, что в Детской школе искусств юное поколение березниковцев постигают секреты бисероплетения, резьбы и росписи по дереву. Есть у нас и самоучки по плетению лозы. А вот последователей у мастера по изготовлению лаптей пока нет. Ветеран Великой Отечественной войны со своими лаптями участвовал в выставках на фестивале «Шумбрат, Мордовия!», а также мероприятиях, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. Сейчас в его коллекции несколько десятков пар раритетной обуви. Мастер подходит к работе творчески, плетет лапти не только на каждый день, но и для праздников. Одни изящные лапоточки невесты чего стоят! А к 1000-летию он сплел супер-лапти, размером 1м 60 см в длину и 50 см в ширину. Каждая пара сплетенных им лаптей из лыка - это не столько обувь, которую носили наши предки, сколько произведение искусства» [1, с. 3].

Со слов автора материала «не бывает в районе праздника, на котором бы Николай Григорьевич не выставлял на всеобщее обозрение и восхищение свои лапти», можно с уверенностью сказать, что мероприятия с этническим орнаментом в районе не редкость, но участие в подобном конкурсе заставило немного посуетиться: «Немало времени ушло на то, чтобы собрать необходимый материал, документы, обосновать свои претензии на победу и получение материальных средств для реализации проекта. Необходимо было преодолеть два этапа: на первом заявки рассматривает экспертный совет по соответствующему федеральному округу, на втором жюри, учитывая рекомендации экспертов, определяет

проекты-победители конкурса и принимает решение по объему финансирования каждого из них» [1, с. 3].

Корреспондент газеты «Присурские вести» для полного понимания обсуждаемого вопроса, расшифровывает задачи проекта, в котором участвует герой публицистического материала: «Номинация «Традиции и развитие» совмещает теоретическое направление, а именно - формирование реестра умельцев, проживающих на территории района; создание методического материала в форме видеоальбомов, и практическое - организация мастер-классов по плетению лаптей для всех желающих; изготовление сувенирной продукции и открытие сувенирной лавки на базе КДЦ; создание музейной комнаты «Прошлое, настоящее и будущее лаптя»; открытие на базе ДШИ отделения по плетению из бересты, лыка и лозы; создание любительского объединения по плетению лаптей на базе КДЦ и организация районного праздника самодеятельного народного творчества «Эрзянь карть» («Эрзянские лапти»)» [1, с. 3].

Кульминационной частью в раскрытии данной темы является подведение итогов: «Сейчас работа и волнения по поводу конкурса позади. Проект Большеберезниковского КДЦ успешно прошел испытания двух этапов и признан победителем. Недавно заведующий отделом культуры, спорта и делам молодежи А. Е. Губанищев ездил на финал конкурса в Подмосковье, где ему вручили Диплом победителя, значок и договор о целевом финансировании на реализацию проекта». О виновнике торжества в материале сказано так: «На финал Александр Евгеньевич отправился в национальном костюме и с подарком -лаптями, чем приятно удивил участников и организаторов конкурса» [1].

Подводя итоги, автором медиатекста отмечено, что: «от Приволжского федерального округа было самое большое количество участников. Республику Мордовия представляли проекты двух районов - большеберезниковского и дубенского, и оба стали победителями». На этой же позитивной волне корреспондент издания продолжает: «Представительница соседнего района тоже приехала на финал в национальной одежде. Вместе с А. Е. Губанищевым они выгодно отличились от остальных конкурсантов, а это говорит о том, что Мордовия и ее сельская глубинка - Березники и Дубенки достойно показали себя на всероссийском культурном уровне» [1, с. 3].

Проанализировав газетный текст, можно сказать, «что сплести лапти - дело не особо мудреное. По преданию, сам царь Петр однажды самонадеянно взялся сплести лапоть, но, как ни старался, не смог завершить эту работу. Считалось, что плетением лаптей семью не прокормишь. «Лапти плесть - один раз в день есть» - гласила пословица об этом ремесле. Но лапти, однако, носили все.» [4, с. 28].

Информация, распространяемая по каналам СМИ, безусловно, имеет для аудитории ориентирующее значение, а именно: формирует ее общественное мнение и мировоззрение; дает представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии. Так, например, в районной газете «Рузаевская правда» автор публикации «Резную тайну открывая.» в лид выносит точку зрения мастера накладной резьбы В. А. Курносова: «Здесь все работы говорят сами за себя. В каждой из них есть своя изюминка, в каждую вложен свой смысл».

В материале виден «интерес к народному искусству», приведены цифровые данные, указывающие на интерес проводимого мероприятия: «в экспозиции, открывшейся 22-го июля в выставочном зале города Рузаевка, было представлено более 90 работ народных умельцев». Автором публикации, кроме фотографий с места проведения выставки дается характеристика и оценка каждому виду творчества: «Корнепластика, или «лесные скульптуры» - техника, при которой произведения создаются самой природой. Художнику остается лишь разглядеть в этих причудливых формах какой-то образ и придать ему завершенность, вдохнув жизнь в необычные переплетения корней» [9, с. 12].

В продолжение корреспондент обращает внимание на такой вид творческой деятельности, как резьба по дереву, которая своими корнями уходит вглубь веков. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил, служивших своего рода талисманами, в которых верили, им поклонялись. Однако отголоски тех времен сохранились и сегодня: «Прекрасно сделанные резные сувениры из дерева можно увидеть, как на выставках, так и на рынке. Дерево - материал простой и доступный, при этом обладающий универсальными качествами. В руках народных мастеров оно способно приобрести форму, в которой явно проглядываются определенные эстетические свойства» [8, с. 20].

Подобная красота достаточно полно проявляется в работах мастеров из Подлесной Тавлы, где в настоящее время развивается оригинальный промысел деревянной резьбы. И развивается он на основе народной художественной культуры. О многих начинаниях и победах мастеров из Подлесной Тавлы, опубликовано достаточное количество материалов, рассказывающих аудитории о творческой деятельности, о том, что их декоративными композициями оформлены игровые детские площадки республики, улицы и окрестности; их работы экспонируются на многие международные и отечественные выставки; что они успели побывать в Венгрии, Чехии, Индии, Финляндии, Японии, США, Эстонии, где были удостоены высоких наград и дипломов.

Так, например, корреспондент газеты «Эрзянь мастор» пишет: «Резчики из Подлесной Тавлы, подобно сказочному Эрьмезю, мастера своего дела, из-под их рук выходят добрые,

сказочно-красивые персонажи, полные истинно эрзянского простодушия и юмора одновременно. Смотришь на их работы, и душа радуется - словно солнечный свет излучают деревянные фигурки, с любовью вырезанные из липы. Мгновения народного быта, эрзянского уклада жизни, запечатлены современными Эрьмезями в их неповторимых, уходящих корнями в древние традиции, деревянных работах. Любовь, именно она и является основным мотивом творчества. Любовь всеобъемлющая - от любви к травинке, к цветку, до любви ко всему земному, ко всей природе, которая вокруг нас, неотъемлемой частью которой являемся и мы сами - люди. Светом такой безграничной любви наполнены и деревянные скульптуры резчиков общества Эрьмезь. И здесь я ловлю себя на мысли: как же это свойственно нашей эрзянской душе - ощущение своей неотъемлемой сопричастности к окружающему нас миру и невольное восхищение первозданной природой! Возможно, именно в этом и кроется жизнеутверждающее начало деревянных скульптур тавлинских резчиков. Именно это и объединяет этих творческих людей, привлекая к их искусству все новых и новых поклонников» [5, С. 4].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим: для того, чтобы доставлять людям наслаждение своими произведениями, необходимо в них вкладывать душу. Эти слова уместны как для оценки работ корреспондентов СМИ, так и их респондентов потому, что они помогают друг другу создавать и отражать красоту и богатство окружающего мира. А в понятии «этническая культура» должно таиться глубокое понимание, а именно: сложившиеся в обществе духовно-нравственные принципы, воспитание, поведенческая практика в повседневной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астайкина И. Научим всех лапти плести! // Присурские вести. -17 июля. - 2014. -С. 3.

2. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 335 с.

3. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - С. 125-168.

4. Лузгин А. С. Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки. - Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»: АНО «Дом народных ремесел», 2009. - 48 с.

5. Ротанова Т. Эрзянские Эрьмези привносят в мир любовь // Эрзянь мастор. - 2010. -13 июня. - С. 4.

6. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 367 с.

7. Ученова В. В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. - М., 1976. - 121 с.

8. Хруль В. М. Религиозный этнос как фактор регулирования журналистской деятельности. Теоретические предпосылки и практические препятствия // Вест. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2010. - № 5. - С. 18-35.

9. Шаргаев С. Резную тайну открывая. // Рузаевская газета. - 2014. - 25 июля. -С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.