ЗВЕРКОВА К. И.
ОСВЕЩЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ЗОДЧЕСТВА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
МОРДОВИИ
Аннотация. В статье даётся краткая история развития данного ремесла, рассматриваются особенности освещения темы резьбы по дереву в современных СМИ (на примере газет «Эрзянь мастор», «Известия Мордовии» и др.), освещаются острые проблемы: реализация изделий, состояние художественной школы в целом (с. Подлесная Тавла, Кочкуровский район).
Ключевые слова: культура, мастер, периодические издания, резьба по дереву, творчество, традиции.
ZVERKOVA K. I.
ETHNIC ARCHITECTURE COVERAGE IN THE PRINT PERIODICALS OF MORDOVIA
Abstract. The article presents a brief history of Mordvinian ethnic architecture development. In this connection, the author focuses on the features of woodcarving coverage in contemporary media of Mordovia region. Particularly, the contents of newspapers "Erzyan Mastor" and "Izvestia Mordovii" are analyzed. These newspapers regularly highlight the acute problems of woodcarving in the region: sales of products, the general state of the main woodcarving art schools in Podlesnaya Tavla village, Kochkurovsky district.
Keywords: culture, craftsman, periodicals, woodcarving, art, traditions.
Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего, единство стиля, народного вкуса» (Д. С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.
Народные художественные промыслы России и отдельного региона - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического
1
восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Данная тема представляет большой интерес, так как творчество резчиков по дереву довольно часто стало появляться в традиционных СМИ мордовского края и в Интернет-сетях. Как отмечает Н. В. Рябов, «обращение к народному искусству вновь и вновь открывает страницы этнической культуры, мир религиозных воззрений, его отражение в символах декора, кодификации мира в знаках, принятых в этнической среде эрзи и мокши» [4, с. 218]. Проанализированные журналистские материалы, личные встречи с директором художественной школы Александром Петровичем Гаушевым помогут понять, какое внимание уделяется мастерами и их подопечными древнему ремеслу, сохранению традиций наших предков, значимости данного труда в современном мире, где все это отражается в их работах. В настоящее время умельцы из Подлесной Тавлы стали одними из самых популярных мастеров не только в пределах нашей малой родины - Республики Мордовия, а также России и за её пределами: Венгрии, Чехии, Индии, Финляндии, Японии, США, Эстонии и др. Творения сельских жителей стали любимыми поделками эрзянского народа и не только. Творчество мастеров, художников и умельцев Подлесно-Тавлинской экспериментальной школы резьбы по дереву имеет интересное содержание. Ценность мы видим в том, что в различных видах СМИ рассказывается об одних и тех же людях, их таланте, а это помогает лучше раскрыть их образ; увидеть в полном объёме творческую натуру и яркость таланта, который отражаются в их творении. Журналистами, которые освещают работу тавлинских умельцев, преследуется основная цель - показать, как сегодня мы относимся к сохранению и развитию этнической самобытной культуры мордвы. На основании содержания тематики обозначаются векторы по возрождению национальных традиций, сохранению народного искусства, актуальные в современный период. Людям из сельской глубинки через творчество удается передать национальный дух, любовь к родному краю, народу, традициям предков. Тематика их произведений разнообразна: они сумели показать нелегкое бытие сельской жизни, но при этом подчеркнуть все её прелести. Центральное место в работах тавлинских резчиков по дереву занимает образ человека в различных жизненных ситуациях.
О тавлинских художниках написаны сотни статей, в одних из них исследуются истоки ремесла, в других рассказывается о мастерстве и особом стиле исполнения произведений деревянной резьбы. В книге «Мастера из Подлесной Тавлы» Н. И. Шибакова рассказывается об уникальном явлении - возрождении традиционного мордовского ремесла - искусства резьбы по дереву. О том, как учитель местной школы Николай Иванович Мастин стал собирать вечерами вокруг себя сельских ребятишек своим увлечением - резьбой из дерева
2
разных человечков, а потом все больше и больше детей стали пробовать свои силы в этом [6]. Сегодня благодаря возрожденному ремеслу-искусству Подлесная Тавла стала всеэрзянским национально-культурным центром, куда приезжают гости со всех регионов и из-за рубежа. Школа резьбы по дереву была основана в 1970-х годах выпускником Ичалковского педагогического училища Николаем Ивановичем Мастиным, человеком одарённым от природы, с внутренней потребностью творить, и стала исходной точкой для всех мастеров и художников из Подлесной Тавлы. Н. И. Мастин был замечательным педагогом, талантливым мастером-резчиком, влюблённым в село, в землю и земляков, и своим увлечением заразил многих в селе. Детская художественная школа, организованная при кружке любителей резьбы по дереву, начала активно работать в области возрождения, изучения и развития традиционной эрзянской культуры. Первыми учениками стали резчики, которые в настоящее время являются гордостью не только Подлесной Тавлы, но и всей республики: П. Рябов, А. Гаушев, В. Ширманкин, Н. Бочкин, Н. Титойкин, Н. Рябов, И. Водясов, И. Кичаев и многие другие.
Сегодня чуть было не потерянный народный промысел (если вспомнить постперестроечное время) охраняет и развивает созданная в 1999 году общественная организация - Союз тавлинских мастеров «Эрьмезь». Такое красивое название для своей организации мастера позаимствовали из эрзянской эпической поэмы мордовского писателя Я. Я. Кулдыркаева, главный персонаж которой - умелец на все руки. По мнению научного сотрудника Музея Мордовской народной культуры МРМИИ им. С. Д. Эрьзи В. Н. Захариной, «тавлинскую игрушку отличает сочетание точности и выразительности пластики наряду с брутальностью фигур: авторы с ювелирной точностью изображают миниатюрные детские игрушки, прялки, чашки и другую бытовую утварь в руках действующих лиц. При этом фигуры людей обычно коренасты, в большинстве своём подчёркнуто монументальны, в них нарушены «естественные» пропорции, сразу из-под рубахи, декорированной мордовским орнаментом, что подчёркивает национальную принадлежность, выступают коротенькие ноги, обычно обутые в массивные лапти, треть размера занимает голова. Но фигуры не кажутся непомерно большими, так как голова часто наиболее детально моделирована» [1]. В композициях герои разных возрастов: жизнерадостные дети, почтенные старики с бородой и курительной трубкой во рту, дородные женщины в колоритных национальных костюмах. В работах, которые посвящены бытовой теме, показаны основные занятия и ремёсла мордовского крестьянства. Героями сюжетов в таких композициях становятся деревенские плотники, кузнецы, пастухи, пильщики, пахари, рыболовы и охотники, в образах которых мастер выразил характер персонажей, их взаимоотношения в нелёгком труде. Рассматривая сценку за сценкой,
3
проникаешься добродушием, узнаваемые персонажи становятся почти родными. В них соединены реалистическая условность, полная острых наблюдений и обобщенная символичность, юмор и хитрая усмешка. «Смешное» вообще значительно обогатило искусство деревянной резьбы и тавлинскую игрушку в том числе.
Искусство тавлинских мастеров не стоит на месте. В работах последних лет председателя ОО «Эрьмезь» П. Рябова можно увидеть новые черты: мастер воспроизводит стиль древних мастеров, создававших антропоморфные изображения на старинных эрзянских сундуках-парях, используемых для хранения одежды. Это плоскостные работы, но деревенскую тематику автор сохраняет: «Поле счастья» (см. рис. 1), «Рыболовы», «Охотники», «Анге патяй» («Богоматерь эрзянская». - см. рис. 2).
Рис. 1 - Рябов П. Поле счастья Рис. 2 - Рябов П. Богоматерь эрзянская
Богатые многовековые традиции музыкального творчества мордовского народа натолкнули резчика А. Гаушева на новое направление в искусстве резьбы по дереву -изготовление музыкальных шумовых инструментов, каждый из которых неповторим. Сегодня творчество мастеров Подлесной Тавлы востребовано, поэтому, кроме мелкой пластики, они создают ландшафтную скульптуру, которая украшает игровые площадки детских садов, улиц родного села, родники. Так, Н. И. Шибаков писал: «В искусстве тавлинцев явственно складывается своеобразная концепция человека. Она вобрала в себя народные представления о должном и сущем. Это и высокое признание назначения человека, и его труда на земле. Это и его стойкость. И стоицизм без всяких безысходности и страха. Мастерство как неотъемлемая часть порядочного и сильного человека. Соборность и семья в течение времени, старость и молодость. И если резчики с простодушием и непосредственностью изображают человека с его спорами и ссорами, то это отнюдь не мелочное изображение быта. Сюжет здесь конкретизирован ровно настолько, чтобы выявить сущность явления» [6, с. 37].
Материалы республиканских СМИ фиксируют, что в Подлесной Тавле возникло и оригинально развивается самобытное искусство деревянной резьбы. Именно развивается, о чем надо помнить, рассматривая это искусство, его особенности, перспективы и место в современной культуре. Например, своими впечатлениями о выставке «Моя Россия», которая
проходила 11 июня 2010 года в городе Сестрорецке поделилась Татьяна Ротанова на страницах издания «Эрзянь мастор». Вот что она пишет: «Резчики из Подлесной Тавлы, подобно сказочному Эрьмезю, мастера своего дела, из-под их рук выходят добрые, сказочно-красивые персонажи, полные истинно эрзянского простодушия и юмора одновременно. Вот стоит несговорчиво склонив голову упрямый конь - «Набой лишме» - в исполнении умудренного жизненным опытом Василия Ширманкина, а рядом застыла коза, запряженная в сани, - «Истяяк эрси» («И такое бывает») талантливого мастера нового поколения Романа Рябова. Невозможно без улыбки наблюдать за действом, запечатленным молодым ироничным резчиком Юрием Титойкиным в сюжетной скульптурной композиции «Кильдизе» - «Запрягла». Смотришь на их работы, и душа радуется - словно солнечный свет излучают деревянные фигурки, с любовью вырезанные из липы. Мудростью и добротой светится лицо старика, рассказывающего были и небылицы собравшейся вокруг него детворе в композиции «Эрьмезь» Александра Рябова [3, с. 4].
На страницах периодических изданий и Интернет-порталах встречаются и острые проблемы, такие как: закупка изделий, состояние художественной школы в целом. Остро стоит вопрос о реализации малосерийных изделий, игрушек и сувениров. Между тем уникальные авторские работы безвозвратно уходят в частные коллекции. Нужны средства, чтобы ценные творческие работы оставались на территории республики. По-видимому, необходим государственный фонд поддержки народных мастеров. В постановлении Правительства от 29.07.93 года предусматривалось выделение средств на строительство двух жилых домов для преподавателей школы и на реконструкцию здания детской художественной школы. Но выделенные деньги районная администрация потратила не по назначению и тогда оставил школу её бессменный директор - заслуженный работник культуры Российской Федерации Н. И. Мастин. Чтобы решить многочисленные тавлинские проблемы, надо не только глубоко их изучить, необходимо комплексное обследование уникального явления. «К сожалению, после монографии Н. И. Шибакова «Мастера из Подлесной Тавлы», - продолжает Александр Гаушев, никто из исследователей-искусствоведов не поднимал этих вопросов. Разве только А. С. Лузгин в своей книге «Промыслы Мордовии» рассказал о наших проблемах, но на них уже наслоились другие, более острые» [5]. Безусловно, Подлесной Тавле нужна помощь - государственная, финансовая, правовая, научная, информационно-методическая. В связи со сложившимися непростыми обстоятельствами Александр Петрович Гаушев предложил ряд предложений по их решению: «О государственной программе становления и развития Национального центра художественных ремесел в с. Подлесная Тавла, я уже говорил. У нас есть определенные разработки и идеи, которые можно положить в основу программы. На государственном
5
уровне следует разработать положение о статусе народного мастера Республики Мордовия, предусматривающее его социальную, юридическую и экономическую защиту. Принять соответствующие правовые акты. Профессия народного мастера должна быть престижной. Позаботиться о выделении творческих мастерских для ведущих промыслов творчества или для группы мастеров, близких по художественному стилю (на 3-4 человека). Об этом, кстати, в постановлении Правительства шла речь. Но увы... Как, впрочем, и об открытии салона-магазина от Центра ремесел в центральной части г. Саранска. Это тоже одно из наших предложений, которое должно войти в новую программу. В ней же должна быть предусмотрена организация рабочих мест и государственный заказ на творческие и серийные работы. Ну и само собой хотелось бы привлечь внимание к укреплению материально-технической и учебной базы детской художественной школы, где готовятся золотых рук мастера. Может быть, кому-то эти предложения покажутся фантастическими, невыполнимыми. Можно все это проигнорировать. Но все сказанное здесь - правда: чтобы не дать Тавле погибнуть, нужно приложить чрезмерные усилия» [5].
Корреспонденты «Известий Мордовии» задают риторический вопрос: «В чём секрет Тавлинской игрушки?». Может, в том, что сельские ребята не просто учатся в школе основам художественной грамоты и техническим навыкам резьбы по дереву или лепки из глины, но приобщаются к истории и культуре своего народа, традиционному искусству, а потом и сами творчески переосмысливают реальность - ярко, оригинально, вкладывая в произведения частичку собственной души и многовековой опыт своих предков» [2].
Оригинальность, присущая деревянной скульптуре тавлинских резчиков, популярность их экспозиций на выставках и фестивалях народного творчества позволяют говорить о перспективности этого вида искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захарина В. Н. «От народных истоков» - 30-летие Подлесно-Тавлинской экспериментальной детской художественной школы / Информационный портал Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.erzia-museum.ru/index.php?option
2. В Саранске открылась выставка тавлинской игрушки [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://izvmor.ru/article 10461.html. - Загл. с экрана.
3. Ротанова Т. Эрзянские Эрьмези привносят в мир любовь // Эрзянь мастор. -2010. - 13 июня - С. 4.
4. Рябов Н. В. Формы развития народного искусства в современной культуре мордвы (на примере Подлесно-Тавлинской экспериментальной детской художественной
6
школы) // Интеграция образования. - 2006. - № 4. - С. 216-218.
5. Тавлинская игрушка / Информационное агентство The Finno-Ugric media center FINUGOR.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finugor.ru/7wonders/offers/Tavla. - Загл. с экрана.
6. Шибаков Н. И. Мастера из Подлесной Тавлы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. - 88 с.