Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие книги П. Акройда «Лондон. Биография» (2000)'

Жанровое своеобразие книги П. Акройда «Лондон. Биография» (2000) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие книги П. Акройда «Лондон. Биография» (2000)»

между бытием и искусством, и доказать, что на самом деле, связь между ними очень непроста, но и не расторжима. Цель Джойса - доказать, что всякое искусство и жизнь взаимосвязаны, и невозможно определить четкую грань между ними. Несмотря на разность подходов, оба художника, по сути, приходят к одним и тем же выводам: устанавливается примат Красоты над миром прочих вещей, истина может родиться только в эстетико-философском споре, разрешение конфликта между желаемым и действительным может быть только в пользу человеческой мятущейся и страдающей души.

Список литературы Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994 -525 с. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976 -366 с.

Е.С.Клименко (Тюмень) ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КНИГИ П.АКРОЙДА «ЛОНДОН. БИОГРАФИЯ» (2000) К идее создания книги о Лондоне Питера Акройда логически приводит все его предыдущее творчество. Образ города так или иначе становится неотъемлемой частью всех его произведений. Многие романы, среди которых «Процесс Элизабет Кри», «Дом доктора Ди», «Повесть о Платоне» - это подступы к серьезной разработке этой темы; Лондон в них очень важный, но не единственный предмет изображения и раздумий автора.

Лондон в творчестве П.Акройда предстает во многих ипостасях: он многоликий, многоголосый, громадный и камерный, интимный и вселенский. Город, который сам Акройд называет «навязчивым пейзажем своего воображения» [Ex libris 2001: 84]. Это и мрачный ландшафт ист-эндских трущоб и ярких, влекущих огней мюзик-холлов в романе «Процесс Элизабет Кри» (1995), и облик средневекового города и современного мегаполиса в романе «Дом доктора Ди» (1993), и город неземного света, порождающий и питающий себя сам, восставший, словно птица Феникс, из пепла катаклизма в романе «Повесть о Платоне» (1999). По мысли Акройда этим разнообразным «ликам» Лондона несть числа, ибо у каждого человека - свой Лондон, но, несмотря на это, существует одна мысль, которой писатель неизменно верен.

Не раз он упоминает о своем понимании города в различных интервью (Susana Onega, Eidia Vianu, Anke Schütze), высказывает его и во многих своих романах. Мысль Акройда сводится к следующему: самое главное в Лондоне -его способность непрерывно, ежесекундно меняться и в то же время пребывать неизменным, сохранять некие фундаментальные свойства «характера», приданные ему еще на заре времен. Именно эта мысль объединяет весь массив объемнейшей книги П.Акройда «Лондон. Биография», вышедшей в печать в 2000 г.

Чтобы подчеркнуть свою мысль еще раз, Акройд отказывается от традиционного (хронологического) изложения истории Лондона. Он

С Е.С.Клименко, 2006

85

рассказывает ее по темам: история власти, погоды, света и тьмы, история звуков, запахов, детей, женщин, развлечений, архитектуры, бунтов, канализации, публичных домов, шума и тишины, пожаров и многого другого (в книге 79 глав). Книга «Лондон. Биография» резюмирует, сводит воедино все то, что составляло отдельные элементы поэтики многих романов. Образ города, представлявший собой лишь один из мотивов в художественных произведениях, теперь стал самостоятельным объектом специального изучения П.Акройда.

При внимательном вычитывании в книгу можно обнаружить множество реминисценций, перекличек с эпизодами некоторых романов. В романе «Повесть о Платоне», действие которого отнесено к далекому будущему, жители Лондона приходят гулять на берег «моря времени», - город окружен этим бесконечным светящимся морским пространством. Море света находится там, где некогда был один из речных портов на Темзе. Персонажи романа рассуждают о том, что море всегда было в этом месте, просто люди прошлого не видели его, оно было «ниже их поля зрения» [Акройд 2001: 15]. В главе «Море!» из книги «Лондон. Биография» мы читаем: «В начале было море. ...Пятьдесят миллионов лет назад на месте нашей столицы действительно гуляли морские волны» [Акройд 2005: 27]. Размышления о водной стихии приводят писателя к таким аналогиям, как «волны морские» - «людские потоки», Лондон - «гигантский океан», «море крыш», «водовороты и течения лондонской жизни», «уличный шум словно гул морской раковины», «жители бродили в плотном тумане, как по морскому дну». Автор также упоминает, что «раковина, корабль и якорь - три самые распространенные эмблемы на лондонских кладбищах». Затем следует подробное описание находок, обнаруженных в илистой почве Лондона: костей бизонов, акул, мамонта, других доисторических животных. Далее Акройд высказывает мысль, что Англия вполне закономерно становится великой морской державой.

Это лишь один из примеров, призванный подчеркнуть главную идею П. Акройда. Само место, в котором расположен Лондон, изначально обладало определенными свойствами, которые с течением времени модифицировались и проявились в той или иной степени и в современном городе. Еще один пример. В романе «Дом доктора Ди» главный герой, историк Мэтью Палмер, отмечает удивительную особенность лондонских пожаров - они возникают из столетия в столетие примерно в одних и тех же частях города. Об этом же упоминает и Платон в романе «Повесть о Платоне». Наконец, в книге о Лондоне П. Акройд посвящает «огненному королю»-пожару целую главу, которая называется «Красный город». Хотя великие пожары Средневековья остались в прошлом, Лондон и сейчас остается «пылающим»» городом; он «горит» в свете ламп, фонарей, неоновых вывесок. «Пожар стал одним из главных спутников города» [Акройд 2005: 255], - подводит итог писатель.

Помимо двух стихий - морской и огненной - Лондону присущи, с точки зрения Акройда, еще два фундаментальных качества - театральность и жестокость. Обе эти темы были тесно связаны в романе «Процесс Элизабет

86

Кри», представляющем собой своеобразную интерпретацию событий, произошедших в Лаймхаусе и Уайтчепеле в 1888 г., также известных как убийства Джека-Потрошителя. В книге «Лондон. Биография» этим темам посвящены целые разделы «Лондон как театр» и «Преступление и наказание».

Таким образом, связь романов и книги, представляющей собой довольно необычное исследование городской истории, очевидна. Именно в этой книге, символично названной Акройдом «биографией», наиболее полно отразилось своеобразие взгляда писателя на Лондон. Оно заключается в том, что город -живой организм («а living being»), не сводимый к сумме архитектурных построек, городских традиций, легенд и форм жизни в городе. Лондон живет, растет, пожирает, убивает, умирает сам, вновь возрождается, страдает, дышит, любит и ненавидит как человек. Здесь мы тоже обнаружим перекличку романов и книги «Лондон. Биография». Например, в романе «Дом доктора Ди» встречается сравнение облика города с человеческим обликом («Когда я смотрел на сей план города, оседлавшего реку, он показался мне изображением мужчины, вскочившего на женщину и свирепо насилующего её» [Акройд 1995: 107]). Здесь же главный герой романа с удивлением рассматривает дом, полученый в наследство: постройка напоминает «торс человека, который приподнялся, опираясь на руки» [Акройд 1995: б]. Неудивительно, что и книгу о Лондоне Акройд начинает с краткого введения «Город как тело», где отмечает: «Переулки города подобны капиллярам, парки его - легким. ...Город ненасытен и плотояден, охоч до людей, жратвы, товаров и питья....» [Акройд 2005:21].

Вот почему жанр, который сам автор заявляет уже в заглавии книги, это биография: «Как ни воспринимай Лондон», - пишет П.Акройд, - «мы в любом случае должны видеть в нем организм, подобный человеческому, со своими собственными закономерностями жизни и роста. А раз так - вот его биография» [Акройд 2005: 22].

Книга вышла на русском языке в издательстве Ольги Морозовой в 2005 году. Возможно, в связи с недавней публикацией литературная критика еще не определила однозначно ее жанр. Л.Мотылев, переводчик и автор вступления к опубликованным в журнале «Иностранная литература» фрагментам книги говорит о «документальной прозе» [Мотылев 2002: 5]. Обозреватель и журналист «Радио Свобода» Иван Толстой в своей рецензии на книгу называет ее «путеводителем» и даже «страноведческим бестселлером». На наш взгляд два последних определения скорее метафоры, чем серьезные дефиниции жанра.

Именно необычное отношение ПАкройда к городу и порождает своеобразный жанровый сплав документальной и художественной прозы. С одной стороны, книга Акройда несомненно представляет собой документальное исследование истории города, но, с другой стороны, по словам самого писателя, Лондон «нельзя представить во всей полноте», нельзя описать, «его можно лишь пережить на собственном опыте». П.Акройд предлагает читателю не перечисление событий и фактов, он предлагает вместе с ним совершить путешествие по его Лондону (ведь у каждого лондонца есть свой Лондон, как сказал Акройд в одном из интервью). Книга Акройда интереснее любой

87

академической работы по истории, поскольку, виртуозно используя документальный материал, он убеждает читателя в том, что Лондон действительно «лабиринт наполовину из камня, наполовину из плоти». С точки зрения автора, взаимосвязи, на которых построена вся книга, какими бы нелогичными они не казались, дадут «больше пищи для размышлений», чем любое традиционное историческое исследование.

О таком городе как Лондон и невозможно написать по-настоящему исчерпывающее научное исследование, поэтому Акройд говорит, что «стиль исследования он подчинил характеру предмета» [Акройд 2005: 22]. Это еще и предельно субъективное исследование, ведь это история Лондона, который знает и любит сам автор.

При всей кажущейся хаотичности и нелогичности общей композиции книги, каждая глава в отдельности имеет четкую внутреннюю форму: от начала времен и до наших дней прослеживается жизнь отдельных «органов» города (если воспользоваться авторским пониманием). И всякий раз П.Акройд будет отмечать: как бы не менялся город, какие бы времена не наступали, в нем остаются незыблемыми его основы. Писатель неустанно обращает наше внимание на важнейшие «черты характера» Лондона: шумный, жестокий, карнавальный, торгующий, театральный, властный, преступный, пожирающий.

Отбор фактов и документальных свидетельств, представленных в книге, очень субъективен. К примеру, П.Акройд помещает в начале книги всего две карты Лондона - начала XIX в. и конца XX в. Они призваны проиллюстрировать одну из важнейших мыслей Акройда: Лондон всегда рос необычайно быстро, он «не знает границ», но именно в последние два столетия процесс этот достиг небывалого размаха.

В книге наряду с детальнейшим описанием городской архитектуры, обычаев, законов, с перечислением имен, дат, событий, с цитированием сугубо научных трактатов и сочинений, с приведением статистических данных, -наряду со всем этим автор приводит огромное количество городских баек, легенд, суеверий, анекдотов, детских песенок и считалок, пословиц и поговорок, дает свою трактовку многим городским топонимам. Таким образом, Акройд часто использует исторический, документальный материал в «личных» целях. Несмотря на то, что Акройд говорит о таком серьезном предмете, как история города, ему удается сохранять доверительную, иногда очень эмоциональную интонацию.

В конце книги о Лондоне приводится полнейшая библиография; в нее включены и монографии по отдельным аспектам истории города, и мемуары его жителей или знаменитых людей, побывавших в Лондоне, и путевые заметки, и сборники статистических данных, но также там есть имена великих английских писателей (Ч.Диккенс, О.Уайльд, Д.Г.Лоуренс, В.Вулф и многих других). Акройд считает, что художественные произведения ничуть не меньше, чем научные сочинения, а даже больше отражают дух Лондона. П.Акройд постоянно апеллирует ко мнению своих предшественников. Например, он приводит высказывание Д.Дефо в главе «Город как тело»: «В нем все обращается, оно все извергает и под конец за все расплачивается» [Акройд

88

2005: 21]. Или в главе «Красный город», посвященной лондонским пожарам, Акройд цитирует слова В.Вулф: «На эти фонари никогда не опустится тьма.... Ужасно, что город вечно пылает в одном и том же месте» [Акройд 2005: 260]. Так мы понимаем, что Акройд не одинок в своем, на первый взгляд необычном, зосприятии Лондона. Его заслуга в том, что он сумел объединить в одной книге сугубо научный и художественный подходы к исследованию предмета.

В книге «Лондон. Биография» соединяются черты, характерные для акройдовского видения Лондона: этот город предельно конкретен, реален, осязаем, но и мифологизирован. Лондон, по словам самого автора, «предвосхитил построения нынешних теоретиков, предположивших, что линейное время - фикция» [Акройд 2005: 22], «Perpefual present of the past» («вечное присутствие прошлого» в настоящем) - одна из важнейших мыслей Акройда, которая именно в образе города находит наиболее яркое отражение. В городе сосуществуют все времена и все эпохи, и именно поэтому невозможно создать хоть сколько-нибудь объективную хронологию событий. В последней главе книги П.Акройд резюмирует: «Городу по самой его природе свойственно содержать в себе все» [Акройд 2005: 878].

У этого города нет начала или конца: он не раз умирал и возрождался вновь (после Великой чумы, Великого пожара, после бомбежек во время второй мировой войны). Неслучайно последнюю главу П.Акройд называет «Resurgam» - в переводе с латыни «воскресну», «вновь восстану».

Лондон нельзя однозначно определить или полностью объять, он существует скорее в сознании людей, нежели в реальном времени и пространстве. Каждому, кто когда-либо побывал в этом городе, он явился в одном из многих своих обличий. Поэтому мы взяли на себя смелость определить жанр книги даже не как «историю жизни», а как «исследование характера» Лондона. Главная же черта этого «характера» - необъятность, способность простираться не только в пространстве, но и во времени: «Он заключает в себе каждое желание или мнение, когда-либо высказанное, каждое телодвижение или действие, когда-либо совершенное, каждое грубое или благородное чувство, когда-либо нашедшее выражение. Он не имеет границ. Это - Бесконечный Лондон» [Акройд 2005: 878]. И поскольку книга «Лондон. Биография» отражает характер города, то ее тоже можно продолжать бесконечно.

Список литературы

Акройд П. Дом доктора Ди// Иностр. лит. 1995. № 10.

Акройд П. Процесс Элизабет Кри (Роман об убийствах в Лаймхаусе) // Иностр. лит. 1997. №5.

Акройд П. Повесть о Платоне // Иностр. лит. 2001. №9.

Акройд П. Лондон. Биография. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2005.

«В траве сидел кузнечик» (интервью с Питером Акройд ом) // Ex libris (Еженед. прилож. к «Независимой газете»), 2001. №11.

Мотылев Л. Вступление //Акройд П. Биография Лондона (фрагменты из книги) //Иностр. лит. 2002. № 10.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.