Научная статья на тему 'Биографический жанр в английской литературе XX века (на материале романа-биографии Питера Акройда «Лондон»)'

Биографический жанр в английской литературе XX века (на материале романа-биографии Питера Акройда «Лондон») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
375
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Питер Акройд / Лондон / английская литература / биография / жанр / Пітер Акройд / Лондон / англійська література / біографія / жанр

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибрагимова Х.

Питер Акройд – один из выдающихся мастеров современной биографической прозы. Главным направлением в его творчестве являются жизнеописания, в том числе биографии. Данная статья посвящена проблеме изучения романа-биографии Питера Акройда «Лондон» с точки зрения ее жанрового своеобразия. Одновременно в статье рассматривается история биографического жанра в английской литературе, а также освещается творческий путь самого писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Біографічний жанр в англійській літературі XX століття (на матеріалі роману- біографії Пітера Акройда «Лондон»)

Пітер Акройд – один з видатних майстрів сучасної біографічної прози. Головним напрямком в його творчості є життєписи, в тому числі біографії. Дана стаття присвячена проблемі вивчення романубіографії Пітера Акройда «Лондон» з точки зору її жанрового своєрідності. Одночасно в статті розглядається історія біографічного жанру в англійській літературі, а також висвітлюється творчий шлях самого письменника.

Текст научной работы на тему «Биографический жанр в английской литературе XX века (на материале романа-биографии Питера Акройда «Лондон»)»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65). № 1, ч. 1. 2013 г. С. 130-135.

УДК 821. 111

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА-БИОГРАФИИ ПИТЕРА АКРОЙДА «ЛОНДОН»)

Ибрагимова Х.

Азербайджанский Университет языков

Питер Акройд - один из выдающихся мастеров современной биографической прозы. Главным направлением в его творчестве являются жизнеописания, в том числе биографии. Данная статья посвящена проблеме изучения романа-биографии Питера Акройда «Лондон» с точки зрения ее жанрового своеобразия. Одновременно в статье рассматривается история биографического жанра в английской литературе, а также освещается творческий путь самого писателя.

Ключевые слова: Питер Акройд, Лондон, английская литература, биография, жанр.

Постановка проблемы. Биография представляет собой описание жизни человека, как правило, известного, сделанное другими людьми. Это описание жизни человека, протекающей в определенных временных и пространственных границах, позволяет выявить особенности личности в конкретных исторических, национальных и социальных условиях эпохи.

Первые биографии появились в эпоху античности - «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Жизнь двенадцати Цезарей» Гая Светония Транквилла, «Жизнеописания знаменитых живописцев» Дж. Вазари и др. В европейской традиции истоки биографии восходят к Евангелиям с их жизнеописаниями, призванными наставлять читателя и укреплять христианскую веру. Эпоха Ренессанса по-настоящему обогатила жанр, усилив интерес к отдельной личности.

Так был создан жанр биографии, в котором затем работали такие выдающиеся писатели как Вольтер, Р. Роллан, Цвейг. В XX в. признанным мастером жанра романтизированной биографии стал французский писатель Андре Моруа. Его перу принадлежат книги о Шелли, Байроне, Бальзаке, Тургеневе, Жорж Санд, Гюго, Дюма-отце и Дюма-сыне, Фредерике Шопене, генерале Эйзенхауэре, Франклине и Вашингтоне, написанные с использованием документов и точных фактов.

Современный турецкий писатель Орхан Памук в 2006 г. стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за то, что «в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур». Действительно, действие почти всех его книг разворачивается в его родном Стамбуле. В вышедшей в 2003 г. книге «Стамбул. Воспоминания и город» автобиографические мотивы автора переплетены с очерками о городе. О. Памук показывает читателям древние памятники родного города, узкие улочки, оттоманские виллы и каналы, знакомит с писателями, художниками, журналистами, историками. Он создал прекрасное произведение-биографию - портрет художника в городе.

В Азербайджане биографический жанр разработан современной писательницей Азизой Джафарзаде. Ею написаны замечательные произведения о жизни и деятельности таких азербайджанских писателей как Сеид Азим Ширвани, Аббас Сиххат, Мирза Алекпер Сабир и др.

Английская биографии, хотя и подвергалась несомненному пуританскому влиянию, проходила в своем развитии те же этапы, что и остальные европейские литературы. В эпоху Просвещения биография, наконец, была осмыслена как самостоятельный род знаний отличный от истории.

«Жизнь английских поэтов» (1779-1781), написанная Сэмюелем Джонсом, посвящена жизнеописанию художников конца XVII начала XVIII вв. «Жизнь Сэмюеля Джонса» (1791) Джеймса Босуэлла, в которой подверглась анализу уже не только биография, но и творческое наследие писателя, стали вехами в истории становления английского биографического жанра.

В современную эпоху этот жанр получил новый импульс к развитию, ибо биография занимает сейчас одно из центральных мест в читательских предпочтениях. Что же касается Англии, то общеизвестно, что англичане утверждают свою индивидуальность через культ прошлого, культ предков для них - это гарантия сохранения культурных ценностей. Поэтому и биографический жанр здесь никогда не терял своей притягательности и популярности.

Одно из ведущих мест в литературном процессе этот жанр занимает и в творчестве современного английского писателя Питера Акройда. Автор большого числа биографий, в каждом своем новом произведении он «погружается» в прошедшие времена с тем, чтобы , как истинный британец, еще глубже познать себя и свое прошлое.

Поэтому неудивительно, что в центре его внимания оказываются великие исторические личности, как правило, писатели, поэты, художники. При этом для Акройда характерно использование широкого спектра жанровых моделей, в большинстве случаев представляющих собой сочетание биографии и романа. Именно в творчестве этого писателя, органично сочетающего в себе качества романиста, биографа и литературоведа, ярко отразились особенности современного состояния жанра биографии.

Питер Акройд - английский прозаик и поэт, литературный критик, лауреат нескольких литературных премий - родился в Лондоне 5 октября 1949 года.

В 1971 году он получил степень магистра в Кембриджском университете, затем два года провел в Йельском университете. По возвращении на родину работал редактором в «The Spectator», а в 1986 году стал сотрудничать с лондонской газетой «Times», где публиковались его книжные обзоры.

Свой путь в литературе Питер Акройда начинал с поэзии. В 1973 году вышел его дебютный поэтический сборник «Лондонский скряга» (London Lickpenny) впоследствии он выпустил еще два поэтических сборника - «Сельская жизнь» (Country Life, 1978) и «Развлечения Перли и другие стихи» (The Diversions of Purley and Other Poems, 1987), но, став романистом, больше к стихам не возвращался. Тем не менее, он утверждал, что все лучшее из его поэзии унаследовано его прозой [2].

Известность писателю принесли романы «Большой лондонский пожар» (The Great Fire of London, 1982), «Английская музыка»(English Music, 1992), «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1993), «Дэн Лено и Лаймхаусский Голем» (Dan

131

Leno and the Limehouse Golem, 1994), названный в русском переводе «Процесс Элизабет Кри» (1995) и литературно-биографические книги о Т. Чаттертоне, Ч. Диккенсе, О. Уайльде, Т. С. Элиоте, У. Блейке, Т. Море.

П. Акройд - один из самых талантливых писателей современной Англии и, при этом значительную часть его наследия составляют именно биографии. Наибольший интерес представляет тот факт, что у художника сложился свой собственный взгляд на жанр и, как следствие, его жизнеописания разнообразны по форме и весьма необычны.

Писатель создал биографии У. Шекспира, Эдгара По, а также работает над серией биографий под общим названием «Краткие жизнеописания» (вышли биографии Чосера, Тэрнера и Ньютона). Кроме того, Акройд начал серию научно-популярных книг для детей «Путешествия во времени». В свет вышли книги «Начало» (The Beginning), «Побег с Земли» (Escape From Earth), «Древний Египет» (Kingdom of the Dead), «Города крови», «Древняя Греция», «Древний Рим».

Некоторые книги Акройда созданы во время работы над телевизионными сериалами. Так, трехсерийный телевизионный фильм, сделанный Би-би-си, появился на экранах одновременно с выходом в свет книги «Диккенс. Публичная жизнь и тайные страсти» (Dickens: Public Life and Private Passion, 2002), а телесериал о Лондоне, созданный той же компанией, - одновременно с выходом книги «Иллюстрированный Лондон» (Illustrated London, 2003).

Первая пьеса Акройда «Тайна Чарльза Диккенса» была поставлена в 2000 г. и затем экранизирована.

Среди других работ стоит назвать «Введение в Диккенса» (Introduction to Dickens, 1991) и сборник «Статьи, обзоры, эссе, рассказы, лекции» (The Collection: Journalism, Reviews, Essays, Short Stories, Lectures, 2001), куда вошли материалы о театре, кино и литературе, написанные как для «The Spectator», так и для газеты «Times», где Акройд с 1986 является главным книжным обозревателем. Регулярно он выступает в качестве обозревателя и на радио.

Акройд - член Королевского общества литературы (1984), последняя по времени из его наград - Орден Британской империи (2003).

По признанию самого писателя, все, что он делает в жизни, так или иначе связано с воссозданием Лондона, в котором он родился и провел всю жизнь [5]. Эта любовь к городу и энциклопедические знания о нем позволили писателю создать удивительное произведение - биографию Лондона.

Про Лондон написаны тысячи книг - научных, исторических, популярных. П. Акройд впервые написал биографию города. При этом он отводит себе скромную роль спотыкающегося лондонца, желающего провести других «маршрутами, по которым ходил всю жизнь» [1, 23].

Лондон Питера Акройда - это живой организм, вечно меняющийся, но неизменный по сути, огромный, но немыслимый без малейшей детали, живущий сегодняшним днем, но никогда не забывающий своей многовековой истории.

Лондон, не имеющий границ, прошедший путь от кельтского поселения до центра мира, каким он стал в XIX веке. И так же бесконечно повествование о нем. Более 800 страниц, 79 глав, объединенных в 32 тематических раздела.

132

Тысячи фактов из истории и об истории Лондона от первых веков его существования до наших дней. Удивительно, как последовательно и логично собран воедино этот обширнейший материал. «В книге есть разделы об истории тишины и об истории света, истории детства и истории самоубийства, истории кокни и истории алкогольных напитков» [3, 1]. Читатель узнает, что лондонцы ели и пили в разные времена, как одевались, что хранили в своих сундуках, какие пели песни и в какие игры играли их дети.

Это не только город знати и финансовой элиты, город роскошных балов и приемов, это город бедняков, бродяг, нищих, мошенников, сумасшедших. Мы попадём в эмигрантские кварталы и спустимся в строящееся метро, увидим современные многоэтажные офисы и узнаем жизнь мрачного средневекового города, цветом которого был красный. «Кебы в начале XIX века были красными. Почтовые ящики -красные. До недавних пор красными были телефонные будки. Автобусы остаются красными и сейчас. Такого же цвета (по большей части) были одно время и поезда подземки. Черепица римского Лондона была красной. Первая Лондонская стена была сложена из красного песчаника. Даже про Лондонский мост говорили, что он имеет красный оттенок: якобы, согласно древнему ритуалу строительства, он был «спрыснут кровью маленьких детей». Красный - это также и цвет насилия» [1, 251].

Страшные эпидемии, пожары, авиационные налеты в годы II мировой войны, лондонские суеверия, политические игры, героические сражения. Лондон при любой погоде, в любое время дня и ночи. Питер Акройд совершил невозможное - благодаря виртуозному владению пером, он действительно оживил свой город, наделив его вполне ощутимой душой.

Поражает количество исторических источников, которые использовал автор для своего монументального труда: хроники, летописи, уставы городских цехов и записи горожан, а исследования и художественные произведения! Достаточно взглянуть на внушительный список имен. Сколько знакомых, а сколько незнакомых имен! Кого здесь только ни встретишь: Блейк, Бодлер, Достоевский, Джордано Бруно, Вольтер, Гайдн, Дарвин, Томас Мор, Рафаэль. Список можно продолжать бесконечно.

Уже в Предисловии автор говорит о нем как о живом существе, наделив его «телесностью»: «Представление о Лондоне как о человеческом теле и необычно, и поразительно. Его можно связать с символическими образами Града Господня -мистического тела, члены которого - люди, голова - Иисус Христос» [1, 21].

Такое восприятие делает факт написания биографии города вполне логичным и обоснованным. Тем самым, город становится «полноправным персонажем, способным влиять на события» [4, 154]. Это существо живет по своим собственным законам, и подчиняет им своих обитателей, живых людей.

В своем повествовании Акройд не придерживается хронологии, ибо «Лондон предвосхитил построения нынешних теоретиков, предположивших, что линейное время - фикция, порожденная человеческим воображением. В городе сосуществует много различных форм времени, и с моей стороны было бы глупо насиловать их характер ради того, чтобы создать традиционное повествование» [1, 22].

133

Исследуя историю возникновения названия города, П. Акройд предлагает различные варианты его этимологии: «Оно может быть производным от Liyndon - город или крепость (don) на озере или реке (Liyn) /... / Возможно, название происходит от Laindon, «долгий холм», или от кельтского lunnd, «болото» [1, 31]. Здесь есть иронично-шутливая версия о том, что лондонцы склонны к насилию, а потому возможно «происхождение этого названия от кельтского прилагательного londos, означающего «свирепый» [1, 31], а также поэтическая гипотеза, связывающая название города с именем короля Луда (Lud), похороненного рядом с воротами, носившими его имя, и город стал известен под именем Kaerlud или Kaerlundein, то есть «город Луда» [1, 32].

При этом автор признается, что ученый испытывает огромное удовольствие, когда история предоставляет возможности «для бесчисленных догадок и размышлений» [1, 31].

Книга написана прекрасным языком. Кроме того, являясь выдающимся эрудитом, автор приводит множество цитат, историй, преданий, анекдотов, которые ценны уже сами по себе.

Акройд очень любит Лондон. И в Предисловии предостерегая, и одновременно приглашая читателя, он обещает, что эта книга о необыкновенном городе: «Читателям этой книги придется блуждать в пространстве и в воображении. По пути они могут потерять ориентировку, испытать минуты неуверенности; иные странные фантазии или теории могут вызвать у них оторопь. На некоторых улицах подле них будут медлить, моля о внимании к себе, необычные или болезненно ранимые люди. Они столкнутся с аномалиями и противоречиями - ведь Лондон настолько велик и неуправляем, что заключает в себе едва ли не все на свете; они столкнутся с сомнениями и неясностями. Но их ждут и минуты откровения, когда город предстанет перед ними вместилищем тайн людского мира. Самое мудрое тогда - склониться перед необъятностью» [1, 23].

Основное содержание книги предваряет хронология истории Лондона, составленная автором. В заключение представлена обширнейшая библиография в форме «Эссе об источниках» научного, документального и эссеистического характера, а также подробный именной указатель. В книге имеется множество прекрасных иллюстраций и карт. Ее можно открыть и читать с любого места, и каждый найдет в ней свой собственный Лондон, ибо он «демонстрирует все возможности рода человеческого и становится поэтому образом всего мира» [1, 871].

Литература:

1. Акройд П. Лондон: Биография /Акройд Питер: пер. с англ. В. Бабкова, Л. Мотылева. - М. : Изд-во Ольги Морозовой, 2005. - 896 с.

2. Веснина Б. Питер Акройд / Веснина Б [Электронный ресурс]. - Лаборатория фантастики. - Режим доступа: http: //fantlab. ru

3. Мотылев Л. Акройд Питер. Биография Лондона / Мотылев Л. // Иностранная литература. - № 10, 2002.

4. Нестерова В. Н. Лондон и проблема памяти города («Английская музыка», 1992 Питера Акройда) / Нестерова В. Н. // Сб. Великобритания в европейском культурном контексте. - Н. Новгород, 2000.

5. Питер Акройд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //livelib. ru

134

Крапмова Х. Бiографiчний жанр в англшськш лiтературi XX столгття (на MaTepiani роману-бюграфц niTepa Акройда «Лондон») / Х. 1брапмова // B4eHi записки Тавршського нaцiонaльного ут-верситету iмeнi В. I. Вернадського. Сepiя «Фшолопя. Сощальш комунжаци». - 2013. - Т. 26 (65), № 1, ч. 1. - С. 130-135.

Штер Акройд - один з видатних майстрш сучасно! бiогpaфiчноl прози. Головним напрямком в його твоpчостi е життеписи, в тому числi бюграфп. Дана стаття присвячена пpоблeмi вивчення роману-бюграфи Пiтepa Акройда «Лондон» з точки зору !! жанрового своерщносл. Одночасно в стaттi розглядаеться iстоpiя бiогpaфiчного жанру в англшськш лгтератур^ а також висвiтлюеться творчий шлях самого письменника.

Ключовi слова: Штер Акройд, Лондон, англшська лгтература, бiогpaфiя, жанр.

Ibragimova Kh. Biographical genre in English literature of XX century (based on the novel - biography "London" of Peter Ackroyd / Kh. Ibragimova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2013. - Vol. 26 (65), No 1, part 1. - P. 130-135.

Peter Ackroyd - one of the great masters of modern biographical prose. The main focus of his work are the biographies. This article is devoted to the study of the novel-biography of Peter Ackroyd's "London" in terms of its genre identity. At the same time, the article discusses the history of the biographical genre in English literature, and highlights the career of the writer.

Key words: Peter Ackroyd, London, English literature, biography.

Поступила в редакцию 01.03.2013 г.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.