УДК 82.09
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИТЕРА АКРОЙДА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Т. А. НЕГЛЯД,
аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, МБОУ «ОКЛ» учитель английского языка, г. Симферополь, ул. Гурзуфская, 6А, e-mail: [email protected]
Аннотация
Негляд Т. А. Изучение творчества Питера Акройда в современном литературоведении.
В статье представлен анализ творчества современного английского писателя Питера Акройда в отечественном и зарубежном литературоведении. Творчество данного писателя относится к постмодернизму, к жанру твердой научной фантастики.
В современном литературоведении творчество писателя изучено не достаточно глубоко, что позволяет продолжить исследование творчества Питера Акройда в настоящий момент. Цели данного исследования следующие:
изучить работы, посвященные творчеству писателя в зарубежном литературоведении; изучить работы, посвященные творчеству писателя в отечественном литературоведении; сделать обобщающие выводы и выделить проблемы, не изученные ранее в литературоведении, связанные с творчеством Питера Акройда.
Методологической основой работы служит комплексный подход, сочетающий традиционные и новые литературоведческие методы. В работе используются также культурно-исторический и сравнительный подходы, на основании которых выявляются и исследуются основные проблемы и понятия в изучении творчества Питера Акройда.
Сделан вывод о том, что Акройд остается одним из наименее изученных в отечественном литературоведении современных англоязычных авторов. Жанр научной фантастики в творчестве писателя на сегодняшний день не изучен вовсе, что создает благоприятные условия и перспективы для дальнейшего исследования творчества Питера Акройда.
Ключевые слова: писатель-романист, постмодернизм, творчество Питера Акройда в современном литературоведении, комбинация жанров, английская литературная традиция.
© Т. А. Негляд, 2016
Summary
Neglyad T. A. The Creative Work of Peter Ackroyd in Modern Literature.
The article is dedicated to the researches of Peter Ackroyd creative work in Russian and foreign Literature. His creative work is devoted to postmodernism and science fiction genre. Today his works are not studied as well as possible. So, it gives a chance to make a research. The aims of the research are the following: to study the researches of Peter Ackroyd creative work in Russian and foreign literature; to make conclusions about the concepts and items which are not fully investigated.
Complex approach is used in the research, which combines new and traditional points of view. Cultural-historical and comparative approaches are also used.
The following conclusion is made: Peter Ackroyd is one of the less studied English authors in Russian Literature. Science fiction genre in his work is not investigated at all. So, it gives an ability to make a research.
Keywords: novelist, postmodernism, the creative work of Peter Ackroyd in modern literature, the combination of genres, English Literature tradition.
ВВЕДЕНИЕ
Питер Акройд в современном литературоведении - один из наименее изученных писателей среди англоязычных авторов. Имеющиеся переводы произведений писателя на русский язык не позволяют в полной мере оценить творчество Питера Акройда. Но уже по этим работам можно проследить образ биографа-исследователя, автора научной фантастики и детектива. Творчество Питера Акройда отмечено рядом национальных премий как пример постмодернистского письма. Он применяет жанр биографии, литературную игру, комбинацию жанров, исследует хрестоматийные личности английской культуры, что способствует утверждению ценностей человеческой индивидуальности и раскрытию основных пунктов постмодернистской эстетики.
В отечественном литературоведении творчество писателя изучено не достаточно глубоко, что позволяет продолжить исследование творчества Питера Акройда. Цели данного исследования следующие:
- изучить работы, посвященные творчеству писателя в зарубежном литературоведении;
- изучить работы, посвященные творчеству писателя в отечественном литературоведении;
- сделать обобщающие выводы и выделить проблемы, не изученные ранее в литературоведении, связанные с творчеством Питера Акройда.
Методологической основой работы служит комплексный подход, сочетающий традиционные и новые литературоведческие
методы. В работе используются также культурно-исторический и сравнительный подходы, на основании которых выявляются и исследуются основные проблемы и понятия в изучении творчества Питера Акройда.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В зарубежном литературоведении к творчеству Акройда в научных статьях и монографических работах обращались С. Онега, Дж. Гибсон и Дж. Волфрей, У. Ханнинен, Б. Финни, Б. Эпплиярд.
Финский ученый У. Ханнинен подготовил диссертации на тему: «Переписывание истории литературы: Питер Акройд и интертекстуальность» (Rewriting Literary History: Peter Ackroyd and Intertextuality) в 1997 году. Он первый в зарубежном литературоведении анализирует творчество писателя с точки зрения постмодернизма. Ханнинен разбирает вопросы имитации и пародии в творчестве писателя, деконструкции и истории творчества, реализма и достоверности. Основополагающий вывод финского ученого гласит о том, что Питер Акройд принадлежит к «культуре дискурса». По мнению Ханнинена, талант англоязычного писателя проявился в точности его определения природы современного сознания [5].
Монография «Метатекст и миф в творчестве Питера Акройда» (Metafiction and Myth in the novels of Peter Ackroyd) написана в 1999 году ученым С. Онега. В данной научной работе рассматриваются произведения Питера Акройда с точки зрения теории «исторического метатекста». Именно исторический метатекст используется в пародийной форме, что дает возможность переосмыслить историческое прошлое с целью поиска нового смысла, актуального для современности. В монографии исследователь делает вывод о том, что Акройд использует прошлое в романах как объект художественного анализа и как творческое начало. Данный объект впоследствии диктует способы переустройства описываемой действительности [7].
Книга «Питер Акройд: абсурдный и запутанный текст» (Peter Ackroyd: The Ludicand Labyrinthine Text) написана Гибсоном и Вол-фреем в 2000 году. Исследование посвящено анализу полифонического стиля романов-пастишей Питера Акройда. Авторы книги пытаются разрушить образ Акройда как писателя, использующего исключительно постмодернистскую игру. Гибсон и Волфрей рас-
сматривают образ города и национальной литературы как основополагающее понятие в творчестве Питера Акройда и пытаются показать английского писателя с другой стороны, которая ранее была не изучена [6].
Б. Финни рассматривает Питера Акройда как представителя новой ветви британских романистов - постмодернистов. В своей монографии ученый четко разделяет британских и американских современных писателей-романистов. В отличие от американских, британские романисты не совершают радикальных экспериментов и не концентрируются на высших слоях общества.
Питер Акройд настаивает на том, что его фантастика существенно отличается от своего жанра: «Кто-то может сказать, что романы, которые я пишу, не имеют абсолютно никакого сходства с произведениями моих современников или даже с самим периодом, в котором мы живем. Я думаю, что это действительно так». Действительно, писатель живет и творит в своем собственном пространстве и за пределами этого времени. Он является ярким и уникальным представителем новой английской фантастики. Его направление является абсолютно противоположным традиционной английской фантастике. В своей работе Б. Финни рассматривает два романа Питера Акройда «Чатертон» и «Хоксмур». В романах автора его собственный мир сливается с настоящим воедино и становится его частью. Настоящее и прошлое взаимодействует или настоящее поглощает прошлое.
Из отечественных литературоведов к творчеству писателя обращался В. Струков. В 2000 году он издал книгу «Художественное своеобразие романов Питера Акройда», в которой исследование творчества писателя воздвигнуто вокруг представления «роман-саморефлексия». В книге анализируются труды о творческой личности, завлекающие читателя в процесс сотворения книги. В творчестве Питера Акройда В. Струков выделяет повествовательную схему с закономерностями философии постструктурализма. Идеи постструктурализма сказываются в связях субъекта и объекта, в развитии субъекта как периферии современной системы ценностей.
В. Струков подвергает разбору в данном исследовании также вопросы поэтики и структуры текста постмодернистского романа, вопросы временной и пространственной организации,
взаимоотношения героя и автора, соотношение прообраза и про-тотипических текстов с их художественным воплощением. Жанровая оригинальность романов Питера Акройда затрагивается лишь в незначительной мере. Ученый делает вывод о принадлежности англоязычного писателя к постмодернистской парадигме. При этом исследование базируется на биографических данныхё из жизни писателя, ссылаясь в первую очередь на связи Акройда с Йельским университетом. Данное образовательное учреждение являлось базовым для «Йельской школы» американского деконструктивизма: «В самом начале 70-х годов Питер Акройд оказался в эпицентре современной постмодернистской философской и литературоведческой мысли, которая оказала влияние на его становление как писателя и определила его обращение к литературно-критической практике» [3].
Творчество Питера Акройда стало объектом монографического интереса также литературоведов Е. Петросовой и Е. Ушаковой. Исследование Е. Петросовой посвящено изучению концепции «ан-глийскости» - национальной идентичности - в контексте постмодернизма. Работа не рассматривает проблемы жанровых вариаций. Е. Петросова рассматривает произведения писателя и делает вывод о том, что они относятся к «популярной истории», которая не разъединяет вымысел и факт.
Е. Ушакова рассматривает биографический жанр в творчестве Питера Акройда и относит произведения писателя в традицию английской биографической прозы. Ученый классифицирует формы биографизма в творчестве писателя: начиная исследовательской академической биографией и заканчивая романизированными и альтернативными разновидностями жизнеописания. Е. Ушакова выделяет смелость и свободу автора в интерпретации жизни и творчества известных персон. Однако, характеристики Акройда, по мнения ученого, не пытаются притязать на абсолютную истинность и оставляют читателям простор для размышлений. Е. Ушакова также выделяет двойственность творческого мира писателя, в котором консервативные тенденции и реалистические элементы постмодернистской провокационной поэтики сливаются воедино. Однако особенности
поступков персонажей и тема вымысла в произведениях Ак-ройда не рассматриваются [4].
В 2009 году А. Шубина посвящает исследование проблеме биографического жанра в творчестве Питера Акройда. В данной диссертации впервые анализируется творчество современных авторов и философия истории, получившая название «нового историзма» или микроисторизма, видящего историю через призму человеческой жизни. Научная новизна монографии состоит в том, что в ней разбирается творчество Питера Акройда и делается вывод о его стилистической и смысловой неделимости, в том числе на материале ранее не затрагивавшихся исследователями произведений последних лет. В работе рассмотрена организация обусловливающих особенностей поэтики современной английской биографии в свете сопутствующей ей проблематики национального самоопределения. Особое внимание уделяется многоплановости формирования одного из древнейших жанров в рамках персонального творчества, современного автора, проследить процесс ограничения жанровых рамок биографии и ее модификации при условии хранения стилевой целостности и идейного единства [5].
В 2011 году О. Ахманов выпускает работу «Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда». Жанровые характеристики трудов Акройда делались предметом исследования в работах Е. Колодинской и Ю. Райнеке. Однако ученые анализируют жанры исторического, филологического романа и биографии, которые также занимают место в творчестве писателя. Новизна работы О. Ахманова заключается в том, что детективный роман с точки зрения постмодернизма у Питера Акройда изучается впервые в западном и в отечественном литературоведении. Исследование основано на романах П. Акройда «Хоксмур», «Дом доктора Ди» и «Процесс Элизабет Кри». О. Ахманов выбирает именно эти три произведения, т.к. в них детективный сюжет -выражает себя наиболее ярко. Порядок рассмотрения произведений обуславливается двумя фактами. Романы отобраны в хронологическом порядке и использование автором детективной традиции становится все более обдуманным, глубоким и развивается от использования жанровой традиции к жанровой
стратегии как таковой. Все три романа связывает важнейшая роль исторического компонента, изучение в каждом из них натуры науки и искусства, а также способы создания образов основных персонажей, в основе которых лежит изучение темного начала в природе личности.
Основная задача работы - проанализировать детективный жанр в романах Питера Акройда 1980 — 1990-х годов с точки зрения литературы постмодернизма [1].
В 2014 году И. Липчанская подготавливает диссертацию на тему «Образ Лондона в творчестве Питера Акройда». Научная работа рассматривает писательское воображение Питера Акройда в описании Лондона. Эволюция авторской концепции Лондона становится базой для объяснения творческой эволюции писателя в целом. И. Липчанская разбирает многообразные особенности Лондона у Акройда, способы художественного олицетворения и закономерности формирования образов города. В данном исследовании впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка рассмотреть эволюцию образа Лондона в творчестве писателя. Ученый приходит к выводу, что именно развитие образа Лондона является причиной эволюции Акройда - романиста [2].
ВЫВОДЫ
На сегодняшний день творчество Питера Акройда относится к писателям, которым удается соединить множество литературных жанров: исторический роман, биография, детектив, мемуары, научная фантастика. Комбинируя стили и жанры, писатель выбирает соответственную эпоху и проблематику, культурную и жанровую традицию. Цель Питера Акройда - изучить английскую литературную традицию, сберечь в конкретном творческом пространстве национальное культурное наследство. Все это писатель олицетворяет в независимых образах персонажей. Именно это придает произведениям Питера Акройда максимально адекватным и актуальным материалом для наблюдения за сложностью и противоречивостью литературного процесса в Англии конца ХХ - начала XXI веков. Жанр научной фантастики в творчестве писателя на сегодняшний день не изучен вовсе, что создает благоприятные условия и перспективы для дальнейшего исследования творчества Питера Акройда.
Список использованных источников
1. Ахманов О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: автореф. дис. ... докт. фил. наук. - Казань, -2011. - 1-5 с.
2. Липчанская И. В. Образ Лондона в творчестве Питера Акройда: автореф. дис. ... докт. фил. наук. - Иваново, - 2014. - 224 с.
3. Струков В. В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда. - М.: Воронеж, - 2000. - 48-60 с.
4. Ушакова Е.В. Литературная биография как жанр в творчестве Питера Акройда: дисс. ... канд. фил. наук. - М., - 2001. -210 с.
5. Шубина А. В. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда: автореф. дис. ... докт. фил. наук. - С.-Петербург, - 2009. - 1-5 с.
6. Gibson J., Wolfreys J. Peter Ackroyd: The Ludic and Labyrinthine Text. - Palgrave Macmillan. - UK, - 2000. - B. 5-15.
7. Onega, S. Metafiction and Myth in the novels of Peter Ackroyd. Camden House. - Columbia. - USA, - 1995. - B. 3-10.