Научная статья на тему 'Жанровое пространство одной беседы'

Жанровое пространство одной беседы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевой жанр / диалект / гипержанр / беседа / рассказ / жалоба

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лагута Нина Владимировна

Статья посвящена описанию тематического и функционального своеобразия жанра «Беседа» в речи амурских старожилов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровое пространство одной беседы»

УДК800.86/87; 801.1

ЖАНРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОДНОЙ БЕСЕДЫ

Лагута Нина Владимировна канд.филол.н.,

доцент кафедры русского языка Амурского государственного университета,

г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: речевой жанр, диалект, гипержанр, беседа, рассказ, жалоба

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена описанию тематического и функционального своеобразия жанра «Беседа» в речи амурских старожилов.

Антропологический и функциональный подходы к изучению языковых явлений в современной лингвистике обусловили исследовательский интерес к проблеме речевых жанров (далее - РЖ). В настоящее время существует обширная литература, в которой разрабатываются различные концепции определения РЖ [1]. В рамках каждой концепции существуют свои исследования, где с разной степенью разработанности представлены вопросы теории и практики описания РЖ.

Поскольку в настоящее время РЖ осмысливается как форма функционирования языка, естествен интерес к выявлению максимально полного списка первичных РЖ, а также к разработке типологии способов описания РЖ. Одна из таких типологий была представлена Т.В. Шмелевой как анкета речевого жанра [2, с. 88-89].

Целью данного исследования является описание специфики диалектного языка, которая проявляется на разных уровнях языковой системы и в том числе в широте спектра РЖ, что отражает актуальные для носителя диалекта речевые сферы, а также в способе представления этих речевых сфер. Следует отметить особую значимость жанровой характеристики в описании диалектной речи, так как практическое владение набором основных характеристик РЖ является существеннейшим аспектом речевой компетенции. Подтверждением этого является мысль А. Вежбицкой о том, что «речевые жанры, выделенные данным языком, являются одним из лучших ключей к культуре данного общества» [3, с. 24]. Применительно к диалекту описание жанров позволит говорить о диалектной языковой картине мира, об этических и эстетических ценностях, о национальной культуре социума и т.д.

В лаборатории региональной лингвистики при кафедре русского языка Амурского государственного университета имеется благодатный материал для изучения диалектного языка. Это аудио- и видеозаписи речи носителей амурских говоров, сделанные в условиях естественного их общения с собирателями диалекта и представляющие собой достаточно обширный корпус текстов.

Анализ функционирования РЖ в дискурсе диалектоносителей, с одной стороны, позволяет осмыслить существенные особенности индивидуального мировидения человека, с другой стороны, дает широкое представление о стереотипах национального взаимодействия членов общества [см. об этом: 4].

Задача данной работы - выявить набор РЖ и показать своеобразие их языкового воплощения в речи отдельного конкретного человека. Материалом для работы стала запись

беседы с Пелагеей Александровной Лазаревой, 1912 г.р., жительницей села Великокнязевка Белогорского района Амурской области.

По мнению М.М.Бахтина, «...даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам» [5, с. 252]. Следовательно, вся речь говорящего может быть рассмотрена как реализация различных РЖ. Сложность состоит в том, что РЖ очень разнородны, и эта разнородность имеет разные основания. Так, на основе функциональных стилей выделяются жанры разговорной речи, жанры научной речи, жанры художественной речи и т.д.; на уровне сферы общения (бытовое / небытовое) - первичные и вторичные [5]; на основе структуры - простые (приравниваются к типам иллокутивных актов) и сложные (типологизированная последовательность речевых актов) [6]. В работе М.Ю. Федосюка предлагается разграничивать элементарные РЖ - «такие тематические, композиционные и стилистические типы текстов, в составе которых отсутствуют компоненты, которые, в свою очередь, могут быть квалифицированы как тексты определенных жанров» [7, с.104], и комплексные РЖ - «типы текстов, состоящие из компонентов, каждый из которых, в свою очередь, обладает относительной завершенностью и представляет собой текст определенного жанра» [Там же].

Крупнейшим типом РЖ является гипержанр, представляющий собой «целостный комплекс сложных РЖ, объединенных в рамках коммуникативного события» [4, с.28]. Жанр коммуникативного события будет определять тип гипержанра.

Применительно к такому коммуникативному событию, как беседа, представляется возможным говорить о гипержанре беседы в целом, характеризующем разные виды бесед, например, дружеская беседа, деловая беседа, светская беседа.

Беседа - специфический жанр, соединяющий в себе фатическую и информационную коммуникацию приблизительно в равной степени, поскольку непосредственная передача информации сочетается с приятным времяпрепровождением, получением удовольствия, а наличие компонента «информация» в семантике имени позволяет говорить о важности информативного начала в структуре данного жанра.

В целом, набор РЖ соответствует типическим ситуациям речевого общения и типическим темам, поэтому, с одной стороны, этот набор достаточно ограничен и исчислим. Однако с другой стороны, в разговорной речи, какой по своему типу является диалектная речь, границы жанров размыты, и один жанр естественно перетекает в другой, происходит естественное переключение жанров, и в этом заключается очередная трудность, с которой сталкивается исследователь при жанровом анализе текста.

Семантика РЖ выражается с помощью формальных признаков, к которым относятся коммуникативная цель, композиционное построение, грамматические средства, своеобразие лексики, просодические средства и метаязык. Поскольку в беседе преобладает информативная коммуникация, в данной работе к анализу привлекаются соответственно в большей степени информативные РЖ. Для информативных жанров характерно разнообразие специфических средств формальной организации, и выделяются они в первую очередь на основании единой коммуникативной цели.

В основе разграничения информативных РЖ лежат цель высказывания, направленность действия на говорящего или слушающего, степень участия их в коммуникации [2]. Основными типами информативных жанров в анализируемой диалектной речи являются сложный жанр «рассказ» и простой жанр «сообщение», коммуникативная цель которых заключается в

стремлении говорящего пространно или кратко передать слушающему какую-либо информацию.

Общими формальными признаками рассказа являются интонация повествования и характерная для повествования композиция. Важное значение для дифференциации жанра «рассказ» на подтипы имеет жанровое время, которое в конкретных текстах реализуется в грамматическом времени глаголов, в темпоральных указателях типа «раньше - теперь», в датировании событий автором [8]. В исследуемом материале отмечено несколько типов рассказа: бытовой рассказ, рассказ-объяснение, рассказ-воспоминание, рассказ-случай (рассказ о событии). Элементарными признаками информативных РЖ являются глаголы помнить, вспомнить (рассказ-воспоминание), видеть, слышать (рассказ-случай), делать, называть (рассказ-объяснение).

Бытовой рассказ в большинстве случаев посвящен проблемам современной жизни, также в нем рассказывается о бытовых реалиях, о конкретных людях. В данном жанре для говорящего важны понятия свой/чужой, старший/младший, так как с их учетом автор выстраивает свою речь. Часто встречаются риторические вопросы, назначение которых состоит в активизации внимания собеседника, в вовлечении его в круг проблем. Динамичность повествования достигается за счет использования глаголов совершенного вида. Время, как правило, настоящее или ближайшее прошедшее.

То картошку, то лапшу, суп (кушаю). Такой, мясной, я не кушаю, нельзя. Я б поела -давление. А откуда оно берется это давление не знаю. Вот пока масло сливочное помаленьку кушаю: на хлеб намажу, или Коля намажет на хлеб, то(ль)ко кушаешь. Молоко нельзя кушать

- сразу слабит.

Бытовой рассказ является сложным жанром. Как правило, в качестве составляющих этого жанра выступают такие простые жанры, как оценка (положительная/отрицательная), объяснение/пояснение, сообщение, жалоба, пожелание и др.

Жизнь тяжелая, ухаживать некому (оценка+объяснение). Надо постираться - людей просишь (сообщение о необходимости). Лучше б сама сделала всё, людей просить (сожаление). Люди все заняты: кто на огороде, кто своё хозяйство (объяснение). Мне стирать надо (сообщение о необходимости). Мне, спасибо, помогли (сообщение + благодарность). Я два года не мылася. Так, бельё меняла, а мыться не мылася. Так хорошо (сообщение + оценка). Я говорю: «Ногти отросли» (цитирование). Она обстригла, да плохо (оценка), придется Колю просить (сообщение о намерении). Такие когти, надевать уже ничего нельзя - зацепляются, большие (оценка). Тяжело (?) ножом сама потихоньку обрезаю, одну руку ножницами, а эту нет, правую (оценка + объяснение). Куды деваться, такая жизнь тяжёлая (жалоба + оценка). Наделали бы таких уколов, от которых помирают (пожелание). Зачем таких оставлять на свет?! (сентенция).

В рассказе-случае реализуется намерение говорящего сообщить собеседнику о каком-либо волнующем или заинтересовавшем его (говорящего) событии. Рассказ-случай имеет характерную структуру [4]: в начале текста, как правило, называются место действия описываемых событий и герои рассказа. Дальнейший текст представляет собой последовательное описание разворачивающихся событий, выраженное нанизыванием акциональных глаголов. Заканчивается рассказ заключением-выводом, выражением своего отношения к случившемуся. Лексические сигналы рассказа-случая - глаголы видать, слыхать.

Вот тока лягу и слышу, как кто-то по комнате ходит. Встану, присмотрюсь, я человека вижу. Наверное, смерть приходила. Чё-то мерещится. Токо сон маленько, токо задремлю... кто-то ходит по комнате. В другой раз уже боюсь и ложиться. Чё оно мерещится мне?!

Рассказ-воспоминание близок к рассказу-случаю и бытовому рассказу. Одним из отличительных признаков является событийное время. События рассказа-воспоминания отдалены в далекое прошлое, чаще всего связаны с детством, молодостью, что отсутствует в бытовом рассказе и не обязательно в рассказе-случае. Часто жанр обозначается при помощи глаголов помнить, вспомнить.

Как я в войну жила, голодовала с детями. Ходила до людей, обрабатывала огороды. Ведёрочко картошечки - пятнадцать часов тяпкой отбухай. Хорошо хоть сочувствовали, а тогда, хоть укради, да работай.

- А с мужем как жили?

- Кого? Мы же с ём жили, по две коровы держали, гусей, уток, а курей полсотни было. Хозяйство держали хорошого. Он табак садил, сам продавал, тогда денежки были. Огород обрабатывала. Всё чисто, хорошо, а сейчас ничего не дёржим.

А так, бывало, я сама пряла, вязала носки, рукавицы. Раньше шерсть продавали, мясо продавали, сами кушали. По два свиней держали: кабан и чушка. Поросята были - продавали. В общем, хозяйство держали.

Две коровы держали. Хорошие коровы. У нас всё покупали. Очень молоко хорошее, такое жирное. А вот сколько я здесь беру, уже не такой жирности. Молоко у нас брали. Всё же дешевле было. В Комиссаровку продавали. В Светиловке у нас брали. В Белогорском брали нашу породу. Корова по старости сдохла. Бычков держали, три тёлочки. Баранов держали. Я не стригла, дед стриг. Шерсть продавали. Прялка была. Всё обрабатывали сами.

- Картошку выращивали?

- Выращивали. Картошку, помидоры, огурцы, свёклу, морковку. Всё было. И перец и горький, и сладкий. Всё солила. В последнее время не могу.

Рассказ-объяснение чаще всего является реакцией на реплику-стимул собеседника, интересующегося каким-либо явлением, предметом действительности, не известным ему [4]. Для объяснения характерно частое употребление неопределенно-личных и безличных конструкций. Рассказ-объяснение имеет следующую структуру. называется предмет, объясняется его название, описывается внешний вид, способ приготовления, назначение предмета.

Сглазили. Вот. И не может себе места найти. У меня Коля маленький был, а я знаю: уголёк надо да молитву. Он пить, правда, не стал. Я его обрызгала этой водой. Я уголёк опустила, закипела, горячая вода помогла. А потом три стакана три раза через дужку перелить и этим нужно умыться. Молитву всё надо. Она и без молитвы помогает.

Г лавным отличительным признаком пересказа является прямое и косвенное цитирование, глаголы говорит, рассказывает. Для говорящего при пересказе характерно частое использование жестов и имитация голоса и особенностей мимики человека, чью речь он передает.

Она рассказывала: без отца жила, в лесу, за этим... мужикам готовила обеды, завтраки. Мальчишка лет шесть был, поели, играет в домино, а мать села кушать. Наелся, а они смеялися. А его как взяла температура.Вдруг - помер! Одна бабка сказала: «А его сглазили!». От сглазу умирают.

В процессе беседы П.А. очень много говорит о своих близких людях, о членах своей некогда большой семьи, поэтому представляется целесообразным выделение в качестве самостоятельного, тематически обусловленного РЖ - жанра «рассказ о человеке».

А тут ещё дед. То всё ходил, еле лежал, а моча у него текло. Я всё за ним ухаживала. А он ещё при смерти чё-то закричал, я подошла, он чё-то рукой махал, я ничё не поняла. А скорая говорит: «Дед умер у вас». То он прощался со мной. А у меня ещё старший брат один. Он старше всех, с какого года я забыла. Сестра у меня была с пятого, а он старше сестры. Операцию делали на глаза - плохо видел. Взял и повесился. Жил в Сибири. Один брат с двадцатого году, в плену был у немцах - освободился. Сидел в тюрьме за то, что сдался, они же вся рота сдалася. Тоже, жил на Кубани, помер. Дочка тоже, две операции. Обои груди отняли, а потом на печени камни у ей, операцию не выдержала, померла. Тридцать пятого году. А это сын. Один, с тридцать третьего, отравился, четверо детей осталось. Так и пошло всё на гибель. Ой-ёй-о-о! Какое горе пережить!

Тут Коля с женой жил. Двое детей. Один работает инженером в Возжаевке, а второй ещё учится в Благовещенске на офицера. С какого года я не знаю Сашка, с семьдесят третьего? Не знаю, забыла с какого он году. Он уже кончает, уже осенью кончит. А сама невестка, что разошлись, сама учительница. Старшую группу преподает. А у ей по хозяйству, по домашности, ладу нет. Готовить, убрать, постирать...

К информативно-оценочным жанрам можно отнести РЖ «Жалоба», потому что говорящему, чтобы достичь коммуникативной цели, приходится описать ситуацию для слушающего. А. Вежбицкая определяет такие высказывания следующими формулами.

говорю. у меня происходит нечто плохое;

чувствую себя плохо по этой причине;

говорю это, потому что хочу, чтобы ты мне сочувствовал [3, с.105].

Темой жалоб в речи П.А. является плохое состояние здоровья, преклонный возраст,

а также связанные с этим тяжелые условия жизни. Жалоба может носить как событийный, так и конкретно-предметный характер.

Ноги мёрзнут, руки мёрзнут. Так тепло, а у меня и руки холодные и ноги холодные. Вот

мёрзну и всё. Уже крови нету. Всё, уже кровь не греет.

Столько прожить, промучиться Ой, куда мне деваться от такой жизни. Тяжело шибко. Так бы хоть видела, всё интересней. А так вот вижу, а лицо не узнаю, лицо сквозь туман.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. языковая личность вербализует действительность сквозь призму РЖ. Этот процесс, с одной стороны, универсален для носителей национального языка, с другой, индивидуален для каждого человека. В связи с этим описание РЖ в дискурсе конкретной личности дает широкое представление об ее индивидуальных речевых характеристиках. о фрагментах языковой картины мира, о языковом сознании, системе ценностей личности, о ее речевом поведении. Активный запас РЖ зависит от пола, возраста, характера человека, его образования, социального статуса и социального окружения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров. обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. №1.

2. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов. Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1.

3. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов. Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1.

4. Казакова О.А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте. Томск. Изд-во Том. политехнич. ун-та, 2007.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. М.. Искусство, 1986.

6. Гайда С. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. Саратов. Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 2.

7. Гынгазова Л.Г. О речевом жанре воспоминания (на материале языка личности) // Актуальные направления функциональной лингвистики. Мат-лы науч. конф. «Языковая ситуация в России конца XX века». Томск, 2001.

БЕСЕДА С ПЕЛАГЕЕЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ ЛАЗАРЕВОЙ «Ой-ё-о! Какое горе пережить!»

Лазарева Пелагея Александровна, 1912 г.р.

Лазарев Николай Васильевич (сын), 1952 г.р. с. Великокнязевка Белогорского р-на Амурской обл.

Беседовали Оглезнева Е.А., Старыгина Г.М., Кривенко К. 2006 г.

Обработала Лагута Н.В., 2008 г.

- Расскажите нам про себя. Вы где родились, Пелагея Александровна? Голова болит у

вас?

- У меня кружение сильно. Таблетки потребляю - все равно не помогает.

- Не помогает ничего, да?

- Уже ничё не поможет. Смерть то(ль)ко поможет. Куда так жить? Девяноста два года! Я с двенадцатого году.

- А где родились?

- Тоска, скука. Всё переживаешь, всё помнишь, как жила, я жизни хорошей не видела. Семья была у нас у матери бедна, без отца жили. Ой! Горе какое! Я не слышу.

- Родились где, Пелагея Александровна?

- Чё-то я сёдня утром даже замёрзла, прохладно в хате, дверь открыта - сквозняк. Я говорю, когда тепло будет?! Это какое число сёдни?

- Девятое.

- Девятое? Июля? Это скоро у дочи моей день рождения, восемнадцатого. Дочи нет уже три года. Ой, кака моя горюшка, ой! Хоть бы я вас слышала бы, а то не слышу - плохо.

- Сколько детей у вас было, Пелагея Александровна?

- Може так и будет.

- Сын?

- Ага, Коля. Тоже операцию делали, в больнице был. Тут дед помер. Ой, я совсем. а тут давление, расстройство. Меня же давление мучит. Нельзя ничего кушать. Вот тогда покушала курятины, маленько старалася, и то давление повышалося. Ну, пускай там свинина - жирное, а это от курятины давление. Вот давление мучает и головокружение. Закрутило меня совсем, вот так вот уже, что так мучиться.. .ой!

С дедом прожила я больше пятьдесят лет. у меня ещё сын есть, сорок девятого, и этот, пятьдесят второго, - Коля. Было четверо. Двое померло маленькие, а эти осталися. У меня всех-то было много. От первого было, трое.. .Муж погиб первый. Был медик.

- А это внук у вас?

- Ой, горе какое моё! Когда я всё это переживу. Ой, я уже надумала повеситься. А чё, похоронят и всё! Чем так мучиться, переживать тоску-скуку. Мучение. глаза видеть плохо стали

- плакала сильно. А чё же, сидишь одна в квартире. А тут ещё дед. То всё ходил, еле лежал, а моча у него текло. Коля всё за ним ухаживал. Я всё за ним ухаживала. А он ещё при смерти чё-то закричал, я подошла, он чё-то рукой махал, я ничё не поняла. А скорая говорит. «Дед умер у вас». Я говорю. «Ну, вот!». То он прощался со мной.

А у меня ещё старший брат один. Он старше всех, с какого года я забыла. Сестра у меня была с пятого, а он старше сестры. Тоже операцию делали на глаза - плохо видел. Взял и повесился. Жил в Сибири, станция Камала (?). Один брат с двадцатого году, четыре года в плену был у немцах - освободился. Сидел в тюрьме за то, что сдался, они же вся рота сдалася. Тоже, жил на Кубани, помер. Нету нас, пятеро было, я одна осталася, мучение. Дочка тоже, две операции. Обои груди отняли, а потом на печени камни у ей, операцию не выдержала, померла. Она тридцать пятого году. А это сын. Один, с тридцать третьего, отравился, четверо детей осталось. Так и пошло всё на гибель. Ой-ё-о! Какое горе пережить!

Ещё сидишь. А Коля меня зовёт на улицу - зачем? Чё я пойду? Я умылась, оделась кое-как. Ну, на одну сторону уже не видишь, а потом развернёшься. то платье надеваешь задом наперёд... по рубцам пощупала. Тут-то я носки одевала, один надела на левую ногу, другой давай Колю просить. Ладно, говорит, мне некуда ходить.

У дочки жила, у ей два сына. Два бича было. Не работали - пили. Так они не воровали, только из дома всё поутащили, простынь, пододеяльник.. .всё утаскивали, пропивали. У меня два совка хороших были, и то пошли пропили. Она померла, и они померли обои, один писят восьмого года, другой шысят третьего ли, Андрей, меньший. Хоть и жалко. Говорят, женилися. У первого, старшего, дочка уже замужем. Где-то в этим.

А мне ещё дед говорил. «Ты, бабка, одна останешься». - «Почему?» - «Я скоро умру». А я говорю. «Нет. Може я помру, а ты останешься?». «Нет, ты одна останешься, я жить не могу». У него моча по трубочке шла. Какая это жизнь? У меня тоже моча не дёржится, тоже мочевой. Если я меньше воду пью, то меньше мочи. А пить хочется. Всё терпишь. Ладно, перетерплю хоть. Стирать некому трусы. Я всё сама стирала, а сейчас не могу. Не могу, стала хуже видеть. И так падаю. Я когда упала, руку сбила. И так рука долго болела. А тут на руке такой синяк был. Во всю ногу упала. Ой, горе! Ой-ё-ё!

Тут Коля с женой жил. Двое детей. Один работает инженером в Возжаевке, а второй ещё учится в Благовещенском на офицера. С какого года я не знаю Сашка, а Олег - с семьдесят пятого? Не знаю, забыла с какого он году. Он уже кончает, уже осенью кончит. А сама невестка, что разошлись, сама учительница. Старшую группу преподает. А у ей по хозяйству, по домашности, у ей как-то ладу нет. Готовить, убрать, постирать. Ой, куда мне деваться от такой жизни. Тяжело шибко. Так бы хоть видела, всё интересней. А так вот вижу, а лицо не узнаю, лицо сквозь туман.

- Пелагея Александровна, а откуда вы приехали сюда?

- Сюда? Я из Сибири. Красноярский край, Иркутской области, район Канской, город Канск.

- Когда приехали?

- В Князевку? В каком году я не помню. Когда поехали с первым мужем сюда, его забрали, я осталася.

- На войну мужа забрали?

- У меня памяти нету, всё забываешь. Что вспомнишь, а что забудешь. Я в Свободном жила, в Белогорском жила, в Благовещенском жила, в Хабаровском жила. У меня муж работал в секретной части. Всё это. работу часто менял. Тоже любил выпивать. Он меня старше на шесть лет был. Он с седьмого, а я - с двенадцатого. А этот, значит, на четырнадцать лет моложе был, шо помер, Лазарев. Пожила с ём пятьдесят лет. Детей народили. Куда так жить, мученье такое?! Мы сюда приехали в сороковом году. Тут война началась.

- Война страшная была?

- Пелагея Александровна, ноги мёрзнут, да?

- Ноги мёрзнут, руки мёрзнут. Так тепло, а у меня и руки холодные и ноги холодные. Вот мёрзну и всё. Уже крови нету. Всё, уже кровь не греет. Столько прожить, промучиться. Как я в войну жила, голодовала с детями. Ходила до людей, обрабатывала огороды. Ведёрочко картошечки - пятнадцать часов тяпкой отбухай. Хорошо хоть сочувствовали, а тогда, хоть укради, да работай.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- А с мужем как жили?

- Кого? Мы же с ём жили, по две коровы держали, гусей, уток, а курей полсотни было. Хозяйство держали хорошого. Он табак садил, сам продавал, тогда денежки были. Огород обрабатывала. Всё чисто, хорошо, а сейчас ничего не дёржим. Всё, кошка одна, да Коля собаку привёл.

Коля прожил со своей первой женой двадцать четыре года, а со второй только три года пожили, разошлись. Не знаю, почему. Она была моложе на восемь лет. Я Колю-то вчера вечером ждала, ждала, а так дверь не закрыта была. Только на верхний крючок. Кто меня тронет?! Я в городе не боялась, а тут я и не боюсь.

- Как раньше жили? Носки сами вязали?

- Нет, люди добрые связали. Это дочкины носки. А так бывало я сама пряла, вязала носки, рукавицы. Раньше шерсть продавали, мясо продавали, сами кушали. По два свиней держали. кабан и чушка. Поросята были - продавали. В общем, хозяйство держали. А теперь шо? Никому теперь я не нужна стала. Хоть Коля пока держится. А вот ещё сын у меня в Калужской области, недалеко от Москвы. Уже около двадцати лет не пишет и всё. Как он живет? Он сорок девятого году. Сын тоже на второй женился. Живет. Дочка замужем, сын - в армии.

- Про маму расскажите свою.

- Слышу плохо. Одно ухо только маленько слышит, а второе никак. Сегодня на голову повлияло. В детстве плохо жили. Холоду хватили, голоду. А щас всё вернулося, руки-ноги не ходят, падаю. Так, бывало, ещё прошлое лето ходила, постараюся. А сейчас плохо вижу и силы нету, падаю и всё, не могу. Держусь за стенку, держусь и иду потихоньку.

- Про маму расскажите?

- А чё я одна буду пенсию получать, раньше хоть с дедом получали. Я думала, что дед больше получал, оказывается, я больше. Сёдня у нас пятница? - Воскресенье? Ой! У нас и численники есть, а я не вижу.

- А огород у вас есть ?

- А тут понос. Я мясо не кушаю, колбасу не ем - давление. Только масло сливочное, хлеб, сахар, конфеты, картошку. Ела бы хоть огурцы - зубов нету. Давно уже нету зубов. (дали ей одуванчик)

- Настой, одеколон, натирать хорошо. Это одуванчик. Я нарву, наделаю в банку полулитровую, одеколону. Руки натирала, ноги. <.> Одуванчик. Им хорошо натирание делать.

- Голова болит?

- Да, кружится. То старые, то молодые, то цыплята, то собачата, то кошенята какие-то ползают. Всё уже отжито.

Две коровы держали. Хорошие коровы. У нас всё покупали. Очень молоко хорошее, такое жирное. А вот сколько я здесь беру, уже не такой жирности. Молоко у нас брали. Всё же дешевле было. В Комиссаровку продавали. В Светиловке у нас брали. В Белогорском брали нашу породу. Корова по старости сдохла. Бычков держали, три тёлочки. Баранов держали. Я не стригла, дед стриг. Шерсть продавали. Прялка была. Всё обрабатывали сами.

- Картошку выращивали?

- Выращивали. Картошку, помидоры, огурцы, свёклу, морковку. Всё было. И перец и горький, и сладкий. Всё солила. В последнее время не могу.

Я у дочки жила. Она больная. Много горя видела. И пьют, и ругаются между собой, дерутся. Ещё соседи.. .мы жили на четвёртом этажу.

- В Белогорске?

- В Белогорске. Трёхкомнатная квартира, просторно. Моя дочка работала же бухгалтером в военной части секретной, в секретной зоне. Внучка у меня тоже грамотна была. Всё время премии получала. Ковры хорошие получала, премии за работу.У военных была. А ты, Коля, чё хошь меня куда-то сдать?

Н.В.. Да, вот КГБ приехало (шутит).

- В дом престарелого я не хочу. Я лучше петлю надею.

Н.В.. Никто тебя не сдает никуда.

- Лучше прибей меня, и всё.

- Сын хороший? Коля хороший?

- Не знаю пока.

Н.В.. У меня бабушка проработала 25 лет, пока на пенсию не отправили по болезни. Да уже года подошли. Она хорошую пенсию получала.

- Жалко мне дочку! Ой, как жалко! Я о ней плачу до сих пор. Вот дети у неё непутёвы были. Бичи. Два бича были. Не работали. Один. Второй плотником был. Вот тока лягу и слышу, как кто-то по комнате ходит. Встану, присмотрюсь, я человека вижу. Наверное, смерть приходила. Чё-то мерещится. Токо сон маленько, токо задремлю. кто-то ходит по комнате. В другой раз уже боюсь и ложиться. Чё оно мерещится мне?!

- Собаку как зовут?

- Не знаю. Коля знает. Собак много держали. Даже по две собаки держали. Дед болел и взял собачку ещё. Породы маленькой. Сбежала. Собачка было в полосу. Дед ей варил, кормил. Он собак любит. У меня собаки на цепях жили, так неглуповое.

- Дед-то где ваш?

- Умер. Да вот девять дней справляли. Дед с двадцать шестого году. У него уже моча не держалася. Стирать некому. Мочевой шибко беспокоит, а почки спокойные.Коля на операции был. Вот помереть не могу я. Три раза резали. У нас у деда была грыжа. Я вылечила.

- А как?

- Шёпотом. Меня одна научила. А внук мочился, я тоже вылечила. Четырнадцать лет ему. Я на хорошее только, на плохое я не умела. Я говорила Коле и первой жинке. «Лечите грыжу». Она чё-то не лечила. Бабки вылечивают. Три раз откусить, три раза плюнуть, три дня. Врачи только резать, сделать операцию. Сколь я пережила, столь хлеба я не переела

- Бабушка, Бог есть?

- Есть мужчина, Атеев, что ли, его фамилия. Он говорит. «Я в Бога верю». Он мне помог. «Вот я - мужчина, - говорит, - а в Бога верю». В чём-то помог, не знаю, в чём, я забыла. Кто его

знает, кто его видел. Молитва. Свята вода. У нас у одних корова билася. А у меня сестра в Благовещенске богомольная. Всё по церквам ходила, набирала святой воды и мне даже возила. Я волновалась, а она приходит и говорит. «С дочкой намаялись. Корова отелилася, никак не можем, свяжем - она упадет. Её уже доим». «Погоди, я тебе дам святой воды». Я ей рюмочку налила, потом приносит мне баночку трёхлитровую сливок. Я говорю. «За чё это?» - «За это. Ты помогла». Вот видишь, как. У меня дед, мы ещё жили там в .Сглазили. Вот. И не может себе места найти. У меня Коля маленький был, а я знаю. уголёк надо да молитву. Он пить, правда, не стал. Я его обрызгала этой водой. Я уголёк опустила, закипела, горячая вода помогла. А потом три стакана три раза через дужку перелить и этим нужно умыться. Молитву всё надо. Она и без молитвы помогает. Я молитвы не знаю. Мне сестра молитву написала, «Отче наш». Я прочитала раза два, забыла, уже ничего не помню. А сестра у меня богомольная была. Все праздники, посты справляла. Поста перед Пасхой. Она всё справляла. А я вот нет. В церкви я в Благовещенске была, мне понравилось. Поют. Женщины собраны отдельно. Батюшка отдельно. Батюшка начинает, а эти уже хором. Хорошо. В церкви была я. Я же крещённая. У меня этот не крещённый. Тот крещённый, который старший, с сорок девятого году. Крестила в Благовещенском, брала его. Я Богу верю. Молитвы читала. Коля тоже напуганный был. Я давай думать. Ходила к одной бабке, денег давала за хлопца Валиного. Напугался, кричал - испуг. Она рассказывала. без отца жила, в лесу, за этим. мужикам готовила обеды, завтраки. Мальчишка лет шесть был, поели, играет в домино, а мать села кушать. Наелся, а они смеялися. А его как взяла температура.. .Вдруг - помер! Одна бабка сказала. «А его сглазили!». От сглазу умирают. Баранушка не давалася, а я побрызгала по баранушке - стала ходить. Вот что значит, помогает. Я верю Богу, верю. Раньше я всегда держала святую воду, а сейчас нету. Это племянница в Благовещенском в церкву ходит, уже на пенсии. Привезла бы хоть святой воды. Не едет, у ней своя дача.

- Что кушаете?

- То картошку, то лапшу, суп. Такой, мясной, я не кушаю, нельзя. Я б поела - давление. А откуда оно берется это давление не знаю. Вот пока масло сливочное помаленьку кушаю. на хлеб намажу, или Коля намажет на хлеб, токо кушаешь. Молоко нельзя кушать - сразу слабит.

- Картошку любите?

- То жареную, то топашку.

- Топашка? А это как?

- Толчёнка. Я, однако, пойду, лягу, не могу. Голова кружится. Давление и рвота. Тянет вода какая-то, тянет к середине, горькая. А другой раз покушаю, всё продуктами выходит обратно. Хоть давление, да хоть бы рвоты не было.

- До свидания, бабушка. Живите!

- Жизнь тяжелая, ухаживать некому. Надо постираться - людей просишь. Лучше б сама сделала всё, людей просить. Люди все заняты. кто на огороде, кто своё хозяйство. Мне стирать надо. Мне, спасибо, помогли. Я два года не мылася. Так, бельё меняла, а мыться не мылася. Так хорошо. Я говорю. «Ногти отросли». Она обстригла, да плохо, придется Колю просить. Такие когти, надевать уже ничего нельзя - зацепляются, большие. Тяжело, ножом сама потихоньку обрезаю, одну руку ножницами, а эту нет, правую. Куды деваться, такая жизнь тяжёлая. Наделали бы таких уколов, от которых помирают. Зачем таких оставлять на свет?!

- Раньше в бане мылись?

- Да.

- Ну ладно, мы пойдем.

- Уезжаете уже? Счастливо вам!

- Не болейте! Отдыхайте!

- Надоело: уже и сижу, и лежу, тяжело. Никому не советую до этих годов доживать. Тяжёлая жизнь. У нас которые помоложе на лет пятнадцать померли, а я живу. Они мою смерть забрали. <...>

- До свиданья!

- Здоровья и счастья! Счастливо!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.