лес/ да? Так волок/ это какой-то такой.../ как тропы/ да? Лен/ Серпы это что/ тоже место какое-то? и т. п.).
Таким образом, диалог в тайге как фрагмент языкового существования дальневосточников представляет собой дискурс, отличительными особенностями которого являются следующие: 1) тематическая организация диалогического текста имеет ярко выраженную конситуативную природу; 2) ролевое взаимодействие коммуникантов коррелирует с жанровой дифференциацией дискурса; 3) последовательность речевых действий, обусловленных такими параметрами, как «место», «тема», «роли коммуникантов», определяет гипержанровую природу текста.
Исследование языкового существования жителей определенного региона можно считать одним из аспектов региональной лингвистики, предполагающим комплексный подход к описанию речевого материала. Такое направление представляется достаточно перспективным: «Диалоги у моря»; «Диалоги во время туров в Китай»; «Рассказы о поездках в европейскую часть России» и некоторые другие типы дискурсов - это фрагменты языкового существования именно дальневосточников, они отражают языковую картину мира жителей этого региона и могут служить источником разнообразного языкового материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конрад Н.И. О «языковом существовании» // Японский лингвистический сборник. М.: Наука, 1959. С. 5-16.
2. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. С. 5-44.
3. Ерофеева Т.И. Опыт исследования речи горожан: (территориальный, социальный и психологический аспекты). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. 136 с.
4. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. М., 1995.
115 с.
5. Китайгородская М.В. Языковое существование современного горожанина: На материале языка Москвы. М.: Языки славянских культур, 2010. 496 с.
6. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М.: Наука, 1996. 464с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981. Т. 1.
699 с.
УДК 800.86/87; 801.1 Н.В. Лагута, М.А. Панасенко
ИНФОРМАТИВНЫЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ НОСИТЕЛЬНИЦЫ АМУРСКИХ ГОВОРОВ (на материале записей речи П.П. Ратушкиной)
В статье рассматриваются информативные и оценочные речевые жанры в речи современного носителя амурских говоров; представлена классификация наиболее частотных речевых жанров заявленных типов в языке диалектной личности.
Ключевые слова: амурские говоры, диалектная коммуникация, языковая личность, речевые жанры, сообщение, объяснение, жалоба, оценочные высказывания.
The article considers informative and evaluative speech genres in the speech of a contemporary informant of Amur dialects. The classification of the most frequent speech genres in the language of dialect user is presented.
Key words: Amur dialects, dialect communication, linguistic individual, speech genre, report, explanation, complaint, evaluative expression
Целью данной работы является выявление основных информативных и оценочных речевых жанров (далее - РЖ) в речи отдельного конкретного человека и их общая характеристика. «Анализ функционирования РЖ в дискурсе диалектной языковой личности, с одной стороны, позволяет осмыслить существенные особенности индивидуального мировосприятия человека, с другой стороны, даёт представление о стереотипах национального взаимодействия членов общества» [1, с.10]. Материалом для работы стала запись беседы с Пелагеей Петровной Ратушкиной, жительницей села Новоивановка Свободненского района Амурской области (далее - Пелагея Петровна).
В целом, набор РЖ соответствует типическим ситуациям речевого общения и типическим темам, поэтому этот набор достаточно ограничен и исчислим. Этим объясняется и выбор двух основных речежанровых групп - информативные и оценочные РЖ. Однако с другой стороны, в разговорной речи, какой по своему типу является диалектная речь, репертуар и количество жанров, их границы имеют специфические отличия, что и представляет несомненный интерес для исследователя.
Коммуникативной целью информативных жанров является стремление говорящего пространно или кратко передать слушающему какую-либо информацию. Намерения говорящего при передаче информации и сама информация разнообразны. Анализ беседы с Пелагеей Петровной показал, что наиболее частотными являются информативные РЖ «Объяснение» и «Сообщение».
Речевой жанр «Объяснение» занимает по объективным причинам значительное место и функционирует чаще всего в качестве ответа на запрос собирателей диалекта: [Е.А.: Полужки / это что? //] Ну что? // Вот такие вот/ пашуть/ что? Вот щас трактор таскаить полушки/ а тада один полужок/ один лемяшок был/ его конь-то не потянет/ если вот щас большой плух-то/ а маленький плух такой дык и...// Ну / вчера у нас мужики тут вот/ картошку окучивали сами/ таким с... ижиш (?) плууом таким/ не плух / а один лемех/ один лемех// Двое ташут/ один там за ручки держится//.
Практически весь разговор с Пелагеей Петровной строится на диалогических единствах (вопрос-ответ). Собеседники, которые ставят своей основной целью узнать как можно больше новой информации, познакомиться с особенностями сельской жизни, спрашивают о событиях прошлого и настоящего, о назначении каких-либо предметов, о способах их использования, о смысле каких-либо слов или устойчивых словосочетаний: [Е.А.: Вика? И как она выглядела?] Как / как горох// А или вот уде-нибудь... вика-то... да... вы / вон там у нас в оуороде /в конце города / дикаярастеть //Ну как горох /как горох /такая она и... // А чечевика она небольшая/ вот такая вот/ ее руками выбирали / уже она под эту не подходить/ а если какой ее / обмолочишь//.
Если Пелагея Петровна мало знает о предмете вопроса или по каким-то причинам не хочет об этом распространяться, то намерение кратко объяснить что-либо в ответ на запрос собеседника она воплощает с помощью отдельных коротких, иногда достаточно категоричных высказываний. [Е.А.:А как мама воспитывала?] Как воспитывала / так и воспит ывала//.
В тех случаях, когда собиратели просят разъяснить некоторые диалектные слова, Пелагея Петровна, как правило, живо откликается на просьбу и отвечает эмоционально. Всю войну на тракторе бухала // [М.: Бухала? А что делали?] Работала // (смеется) или [Д.: Ты объясни, что такое «похартилась корова»] Подохла (смеется) // Подохла / подохла / ауа / пропала //. Можно отметить, что Пелагея Петровна на протяжении всего разговора держалась очень открыто, не скрывала своих эмоций: И подойдешь к нему: «Кан горбатый / кан сопливый / хуже / уаже кытчата» // А он: «Бл-бл-бл-бл-бл» (изображает индюка и смеется) / а мы от яуо / врассыпнуя //.
В некоторых ответах жанр объяснения реализуется с включением вопросно-ответных конструкций, например, [Е.А.: Ракета?] Да // Ракеты пускають/ то... а куда она пошла? Туды же / кверху куды-то// или [Е.А.: А дороги какие были?] Вот как есть земля / такие и были // Дороуи / никаких дорох не было // Конь проедет / что он тебе? Сделает колью тама / такую выбиит что ли? // Он если проехал тут... / дык / он подальше маленьке / проехал / опять незаметно ниче //. В таких случаях данные вопросно-ответные конструкции используются для развернутого логического объяснения, являются особым видом аргументации.
РЖ «Сообщение» обслуживает коммуникативную цель говорящего сообщить адресату определенную информацию. Событийное время высказываний-сообщений в основном связано с настоящим и прошедшим временем. Использование в речи высказываний-сообщений довольно многообразно, в соответствии с коммуникативным намерением говорящего выделяются разные типы сообщений: сообщение о намерении, сообщение о необходимости, сообщение о событии, сообщение о желании, сообщение-цитирование [см. об этом: 1, с. 42-52]. В анализируемом материале наиболее частотными являются сообщения о событии, сообщения о намерении, сообщения-цитирования.
Сообщения о событии занимают в речи Пелагеи Петровны значительное место, этому способствует сама ситуация общения - «городские» интересуются тем, что происходило/происходит в деревне, в жизни говорящего или его родных, знакомых: Ну вот постройки вот / уараж тут построили / кузня вот тут была рядом //; Это мы / мы скока нынче картошки-то ей сдали? Кулей / наверн(о) / шиисят / и все ж в подполье было //; А обжанились мы здесь// И жанился / он приехал / я еуо не видала / и он меня не видал / и пожанилися / и жили //; Ой / один раз как юбку одела / а мне трактор как он / ломиком заводился / как юбку поддел ломиком / как мне трахнуло / трактор-то/ я как мячик тока/ бах!/ тока/ гык! //; Не /меня не пришибала / так меня ноуой ляунула / ну я... я молоденьки ешо / она в первый раз только телилась / тёлка /я стала её доить / первый раз мне бы к неё как-то осторожней / или в кружку какую её додоить / а я села / как под старую корову/ скамеечки / и она как ноуой-то /я отлетела //.
Коммуникативная задача в сообщении о намерении - предупредить о своих ближайших действиях. Главным субъектом речи и деятельности является сам говорящий. Сообщение о намерении тесно связаны с коммуникативной ситуацией и сопутствующей деятельностью. Например: Не / помоуать не надо / идите / и я потихоньке пойду // или Я-то пойду потихоньке да / а вы идите хоть побыстрей / идите //. К отличительным признакам формальной организации сообщения о намерении относятся глаголы в форме будущего времени совершенного вида первого лица единственного числа пойду и личного местоимения я.
Коммуникативной целью сообщений-цитирований является передача адресату определенной информации, «автором» которой является третье лицо. В речи Пелагеи Петровны сообщения-цитирования выполняют три основные функции (о функциях см.: 1, с. 49-50): заместительную, например, рассказывая о том, как раньше воспитывали детей, Пелагея Петровна говорит: Да / «Златая слеза / уоворить / не выкатится // Луч(ш)е / уоворить / петь будеть» // заменяя сообщение о мнении = «Из-за того, что у молодых мам было очень много работы в поле, не было ничего страшного в том, что дети плакали»; функцию подтверждения: Да // У нас мама хорошо делала //И я делала все время хорошо / раз я уже большая / дак ее ... «Авдотья / уоворить / наверно / на фабрике жила ето / работала / что вот лапшу вот так тонко делат»//; функцию выражения оценки, например, Пелагея Петровна возмущена современными отношениями внутри некоторых семей: Дочки на мамки уоворять: «Чтоб ты сдохла!»// Да разве можно так?//. При этом Пелагея Петровна повысила голос, ярко жестикулировала. Все это передавало общее негодование по поводу таких случаев.
Достаточно часто в ходе беседы Пелагея Петровна цитирует себя: когда она передает свой разговор с кем-либо: Бог еуо знает / что делать /я ня знала ниче этоуо / Тада ня знали как-то / ну / уоворит: / «Там сердце» /а мне друуой раз и ту заколить сердце: / «Ох /Вера / Вера / наверно / два сердца у мене / и тут колит что-то //), когда выражает своё решение или передаёт свои чувства по какому-либо поводу: Я зеленые-то порву / траву-то / а уже в тыкву-то не лезу / она там /я уоворю: / «Все равно / тебе легче маленьке со мной / а мне веселее»; Ой / после войны уже надоело / дык уоворила:/ (Господи /хоть бы какой китаец сопливый пришел/ и то замуж пошла бы!»// Так надоело очень работать на тракторе //.
Передача чужой речи осуществляется через использование глаголов говорить, сказать в необходимых для контекста формах: Кто / уоворить: / (Грязнуля / катруся» // Скажуть: / «Катруся / урязная такая вот / как катруся / ты хоть с себя бы юбку сняла / да платок постирала бы!» //). При этом данные глаголы могут быть сказуемыми: Дед говорить / «Поуади / у мене сапоуи новые / пойду я» или вводными словами «Авдотья» / уоворить / наверно / на фабрике жила». Большую роль в оформлении высказываний-цитирований играет также интонация: А потом Коля / как звали / прозвали еуо Колясик / он не Колясик / и фамилия у неуо не Колясик / он и щас остался Колясик // «Кто пошел?» / «Коля Колясик» // И все знають / что Коля Колясик //.
В целом, в диалектном речежанровом пространстве информативные жанры занимают значительную часть, что определяется спецификой диалектного дискурса. При организации
данной беседы одна из целей собирателей диалекта заключалась в получении новой информации от диалектоносителя.
Сигналом оценочного жанра является «общая семантика оценки, которая проявляется, прежде всего, в используемых лексических средствах» [2, с. 140]. Е.М. Вольф отмечает, что оценочными являются не только те высказывания, «где встречаются собственно оценочные слова хорошо / плохо, но и многочисленные виды сообщений, включающие оценочную сему как один из элементов своего значения. Оценочный смысл имеют высказывания с глаголами, содержащими оценочную сему - нравиться / не нравиться, одобрять / осуждать, радоваться / огорчаться и многие другие, где смысл «хорошо / плохо» обнаруживается в одном из элементов пропозициональной структуры данного глагола» [3, с. 163]. Следовательно, коммуникативная цель оценочных РЖ - выражение той или иной оценки человеку, предмету, явлению, событию.
В речи Пелагеи Петровны можно выделить жанры эмоциональной оценки и жанры рациональной оценки.
Коммуникативное намерение эмоционально-оценочных высказываний «заключается в выражении чувств, переживаний субъекта оценки» [2, с.140]. В анализируемом материале представлены высказывания эмоциональной реакции, реализующие широкий спектр переживаний:
а) радость, гордость: Ой /я сщитать хор... /я табличку всю знаю//. Пелагея Петровна испытывает радость и самоудовлетворение, несмотря на то, что она неграмотная, она знает таблицу умножения и с гордостью об этом сообщает собеседникам.
б) обида: [М.: Получается / вы не выучились // А братья ваши / сестры ходили в школу?] О! Эти все ходили / все / все ходили //. Обида передается преимущественно восклицательной интонацией и использованием эмоциональных повторов.
в) возмущение: Даже сёстра / да как рууаются / да как?! Ой-ой-ой / и у сестер мужуков отбивають / ой-ой-ой-ой-ой! /это страсть Божия / ох / ой-ой-ой-ой-ой! //Развь так можно? Ой-ой!//. При реализации интенции возмущения в формальной организации используются повторения междометий, вопросительно-восклицательные конструкции, устойчивые выражения («страсть Божия»), тональность передачи своей оценки граничит с жанром порицания.
Большое количество таких высказываний в исследуемом материале дает возможность говорить о том, что ценностная картина мира Пелагеи Петровны содержит ряд моральноэтических принципов, которые входят в круг общекультурных и общечеловеческих законов. Например, уважение в семье старших и помощь в воспитании младших, стремление к образованию и т.п. При этом, если названные принципы нарушаются, Пелагея Петровна относится к данным фактам эмоционально и категорично.
Высказывание рациональной оценки «преследуют цель передать мнение субъекта о предмете речи, обозначить ценностное отношение» [2, с. 140]. «Эмоциональное состояние говорящего не актуализировано в речи, «эмотивность» в структуре высказывания практически нулевая или приближающаяся к минимальному уровню» [4, с. 99]. Рациональная оценка представлена в диапазоне «хорошо - плохо», обозначает ценностное отношение говорящего к предмету речи. В исследуемом материале в рамках выражения
рациональной оценки функционирует следующая шкала ценностей: хороший - ниче -нехороший - плохой. В соответствии со шкалой основными РЖ являются полярные «Похвала» и «Порицание». Область оценки может быть различной:
а) уровень знаний: Ну щас-то они... он по-русскому хорошо так/и ня скажешь/что он китаец //; Да / табличку я хорошо умела // А так вот писать / расписаться / плохо / расписываюсь / а вот что написать //.
б) уровень мастерства и качество получившегося изделия: Полюша хорошо вышиваить / картины хорошие вышиваить / прям такие //; У нас мама хорошо делала [лапшу]//.
в) качество жизни: Мы даже хорошего не вядали / от уолоду уехали / сюды приехали / война //; Щас хорошо / щас видишь / пошел купил / и лапша / и хошь лапши / хошь рожки какие-то / всё есть //.
г) качество работы: А щас всех под одну / кто хорошо работаить / кто плохо / хто с совестью / а хто без совести //; Если я хожу /работаю хорошо / на совесть / и яйца больше
//.
д) характеристика моральных качеств и поведения: Канеш... // Я не... вот и есть плохие //Есь... в и девки такие плохие / есть и хлопцы такие плохие // А есть хорошия // Есть так ниче //; [Е.А.: Как мужчины относились к курящим женщинам?] Рууалися / а че ж ты думаешь-то? Нехорошо //.
е) характеристика внешних качеств: У нас церква большая была / большая / хорошая такая / каменная / кирпишная //; А мож они / да вот у нас одна тут / такая самая хорошая / прям / красивыя такая / а муж китаец //.
Для выражения оценки Пелагея Петровна чаще используется крайний левый элемент шкалы ценностей. «Плохой» не играет в дискурсе информанта самостоятельной роли, данная оценка является противопоставлением для «хороший», используется в речи как антонимический контраст. Представляется, что это характерно для диалектной речи в целом, где часто оценки даны по принципу сопоставления: с одной стороны, называется факт, событие, которые осмысливаются как норма в данном социуме, с другой - то, что получает отрицательную оценку. Такая антонимичность обычно подчеркивается противопоставлением <...> прошлого и настоящего в оппозиции раньше (тогда) - сейчас (теперь). При этом активно используется отрицательная характеристика, которая формально выражается при помощи отрицательных частиц, отрицательных местоимений: А щас колбасу несёшь и нихто не знаить / что ты несёшь колбасу иль нет // А раньше не украдёшь ни... или в пазуху клади / или куды тама прячь / все равно запах от тибе будеть // А щас хоть ты не... в сумку положил да и... нихто ня знаить / что ты колбасы взял //; И с картошкой ели так / если маслицем помажеть / тем больше тада / как вкусно было // Щас ничё не вкусно / а тада всё вкусно было //; Щас волосы-то уже плохие / тада хорошие были //.
Среди оценочных жанров в исследуемом материале можно выделить также жанр самооценки. Чаще всего Пелагея Петровна оценивает своё сегодняшнее состояние, здоровье и образование: Ох / какая я-то / я-то старенькие // или: И осталась дурой / и дурой прожила //. Данные высказывания имеют яркую экспрессивную окрашенность. В первом случае, диктумное содержание связано с возрастом информанта, при этом использовалась деминутивная форма. Данное языковое воплощение смягчает самокритику. Во втором
случае, когда речь идет об образовании, информант использует повтор лексемы в пределах одного высказывания, причем лексема выражает крайне отрицательную коннотацию и имеет оскорбительное значение. Данное языковое воплощение отношения к самообразованию говорит о том, что информант чувствует недостаток знаний.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: попытка описания РЖ в дискурсе конкретной личности помогает получить представление системе ценностей личности, об особенностях ее речевого поведения. Активный запас РЖ Пелагеи Петровны характеризует ее как человека открытого в общении, прожившего тяжелую, но интересную жизнь, имеющего свои моральные и нравственные установки, обладающего подчас категоричной, но собственной, четко выраженной позицией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казакова О.А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте. Томск: Изд-во ТПУ, 2007.
200 с.
2. Лагута Н.В. Жанровое наполнение диалектной речи Приамурья // Слово: Фольклорнодиалектологический альманах. Вып. 5 / Под ред. Н.Г. Архиповой, Е.А. Оглезневой. Благовещенск: АмГУ, 2007. с. 138-144.
3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 280 с.
4. Трипольская Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. 170 с.
РАССКАЗЫ О СЕМЬЕ
Подготовка к печати Н.В. Лагута
«Раньше любовь была, совесть была, жалность какая-то была»»
Маркова Вера Степановна, 1923 г.р., п. Поярково Михайловского р-на Амурской обл.
Беседовали Лагута Н.В., Старыгина Г.М., 2013 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- Вот таки дела, так и живу, дети, нэ обижаюсь я. Я и то(г)да жила нэ обижалась и сейчас нэ обижаюсь! Это всё зависить, как сама хозяйка построит свою жись. Это всё зависит только от хозяйки. «От я устала, я устала! (передразнивает)». Я-то устала, а муж-то не устаёт?! Тоже ж надо рассчитывать на. на дальше, чтобы муж нужен. А щас привыкла, вот она идёт, как пышка, а он тут, а (в)сё в. авоськи, тут авоськи, тут. Ну как это можно! Жив был, дак мы стол ставилы, и то вдвоём сделали! Никогда. я всегда жалела! Я рассчитывала, что он тоже устаёт. Я нет-нет хоть. посуду помыла, раз, присела маленько, а он, скажите, на работе-то он присядет? И работал, там хапал и там. Как щас вот у меня, это, сын. И этот, который умер, и этот умер. Начали строиться, хапали по. Людям работы нэт, а мои по пять работ имеют. Крууом! А потому что, (г)де антенна, где телевизор, где машинка, всё-всё умеют делать. И делают только на честность! А люди. всё рабочие - тольки деньги собирать! И то наши . посмотрят его и. никогда не брали. Вот так, доча, мы жили! Вот и я так всю жисть прожила. А прожила, я их так воспитала.
- Вера Степановна, а Вы говорите, вот муж с женой одинаково должны работать,
- Да, одинаково.
- И помогать друг другу...
- И помоуать должны, надо помоуать и ему. вот так уоловой возьми своёй, вот ты дома нет-нет, уде. там и хозяйка, там соседка пришла поболтала, ты-то хоть маленько отдохнула, а они вот. им приходиться, а ведь он тоже не железный. Ну?
- Беречь надо мужа?
- Надо беречь. Надо беречь. Потому что. вот вы молодые тоже, всё-таки молодые ниш. не жалеют мужьей. Не жалеют ни урамма. Вот щас у меня сын, вот сын. Она на работе, она продаёт вот эти, товары, машин. колё-оса вот эти все. сколь. возле это, возле уостиницы, по Советской. Она с восьми до шести. А он дома всё! Всё лето, всё лето дома, считай сам. И наварит, печки вытопит, и всё. Или вот у меня племяш, маминого брата праправнук уже. Вот тоже. Она не. это, врач, стома... нет, какой-то врач она, не знаю. Вот. Она пошла, как пышечка, а он укалывает, (в)от щас я вот вам покажу, посмотрите, как чё. Всё сам! Ну как, ну ему ж тоже отдохнуть надо. И баню натопит, и свинэй держали, и курочки были, и на оуороде, там дроw понаколол и всё-всё, и на оуороде всё. Или вот мой. Она на работе. В шесть часоw он едет за ней, за принцессой. Хоть она и нэ плохая, но так нехорошо делает. (В) церкоw стала ходить часто-часто. Она ж отдыхает, а он всё дома. А маленьких и детей, и вот который умер, и маленьких детей, понакупають и понастираеть, пока жена. жена работала воспитателем в садике. Пока со смены придёт, он и ужин наварит, детей перекупал уже, покормил их, спать уложил.
- Вера Степановна, а мама тоже папу берегла? Мама отца тоже берегла?
- А я чё-то. нет, чё-то посмотрю. так вот вспоминаю как-то. Как-то тоже дружно у них как-то у их было. И то, часто рууались из-за чего? Вот на сьмену он (нрзбр.) и бежить на охоту, на охоту или на рыбал(ку). Раньше рыбы было навалом. Утки. во-во! Сядуть тебе на уолову! По восемнадцать коз привозил!
- Ого! Охотник отец был?
- Охотником был. В сани навалит за день, и целый день на морозе. А как-то. она за это рууает: «Стёпка! Да хоть бы маленько ты отдохнул!» Заядливы такие, вот щас у меня вот этот меньший. вот все вот эти. И тот рыбак был хороший, тот шибко охотник был. А вот этот меньший - рыбак. Тоже сюда-туда, ну, отдохнул бы! Ну чё, полежал бы на диване. Ай! И быстрей сети выло. в мешок и. ночь, комароw кормить! Эта краснопёрка! Раньше было наловят вон ка. во! Сазаны какие! А щас вот такесенькие.
Любоw раньше была! Вот старшей моей внучки. сын повесился. В Блауовещенске. Мать не разрешила эту девчонку взять, и он повесился. Во кака любоw была! А я любила. Вот пройдёть, я вот землю взяла бы и съела! (Смеётся)
- Так мужа любили?
- Да.
- Это второй муж который? Второго так любили?
- Ага. Вот так. Во какая любоw. А щас любоw собачья! Щас муж ведро помойное не вынес - всё, любви нету! Или там не по её, кажется, желанью не исполныл - тоже любви нету. Ну как это?! Что это за любоw?! Это собачья любоw! Сбежались, раз - и всё! Вот так, доченька! Раньше любоw была, со-овесть была, жа-алность какая-то была, а щас этого нету! Нету щас! Потеряно всё. Это Yосподь подсказываеть! «Что хотите, то творите, воля ваша, но
час придет расплаты», - старые люди так уоворять, и точно! Вот что и сбывалося, всё точно! Вот так. Муж - это, считай, одно и то же. Что ты, что муж! Так вот должно быть!
«Плохо ли, хорошо, но мы жили!»
Лощенко Валентина Епифановна, 1937г. р., с. Новоандреевка Белогорского р-на Амурской обл.
Беседовали Горлова Л., Небора Е., 2006 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- Кушать садились, сначала родители начинали есть? Или все вместе?
- Всё-о, стол большой был, всем места хватало.
- То есть не ждали родителей, да?
- Не-ет, все вместе, все садились и ели и всё. У нас такого не было там, таких госпожей, таких не было (смеётся). Все садились за стол, всё, общий стол был. Все садились.
- А вы не знаете в других семьях, ну, были такие порядки, что сначала родители кушают или сначала родители начинают?
- Да чё-ё ж, я чё-то не слышала такого, мож, где и было у кого. Ну, это тока у богатых. Только там-м так делают, но у нас богатых таких-то и нету. У нас все такие, большесемейные все были, вот в семье, с конца до конца вот хвати, и во всех семьи большие были. Вот у нашей родове, у там Лощенковы, эти, наши фамилия - Лощ. Лощенки, вот, дак и у во всех, и у Кудельник, у Ефремовых, и у Конюховых, да, да во всех вот, эт самое, вот, кого ни хвати, везде, во всех семьи большие были. Ну, и таких богачей у нас шибко не было, нет таких богачей (нрзбр) вот так от, все живём вот сами себе.
- А вот на кроватях спали, а матрацы какие-нибудь были? Или...
- С соломы были матрасы.
- А как бы просто солома, или матрацы (нрзбр)?
- Соломой набивали, солому набивали, и вот и спали, покамест трухой сделается, потом это высыпали, опять другой накладывали, и опять эт самое. А вот к Троице мыли полы, всегда выскобли(шь), полы некрашеные были, выскоблишь, выскоблишь их, потом травы накосим и расстелем. О-ой, такой запах, хоть ложись и катайся по полу! По этому, ну-у. Ну, жили, всяко жили, помаленьку-потихоньку, да и жили. Куда нам торопиться? Спешить-то теперь некуды (смеётся). Куда спешить?!
- А вот подушки были? Одеяла?
- Подушки-и.Одеяла там один, одно на всех, там одеял, мы. у нас там жили. спали, на полу спали, дак у нас одно одеяло было, мы все вчетвером от вот, те уже взрослы были, и брат, и сестра, те уже работали, да и мы же уже таки уже подрастали тоже, пололи, дома работали. Дак мы ещё вместе все спали, дак у нас одно одеяло было, одно. Печка железная стояла у нас там. Батя зимой кочегарит то и дело по очереди с мамой, мы спим, а они кочегарят (смеётся). А на полу спали. Мы на полу спали, они на койке спали, а мы-то на полу спали, негде, негде, коек не было, таких же не было коек. Это щас то диваны, то кресла всякие, то чего, вот, а щас же, раньше такого же не было, эт само(е), шобы были там, обстановка там где-то какая-то или того ли чё. А вот так вот и жили, но выжили. Плохо ли хорошо, но выжили! Работали все, (в)от. Вот. Но мы уже пошли, уже работали, уже.
Раньше во! От малых и до старых все работали, всем работа была, на посадку все ходили, от бригада, всё воть это у нас бригада была тоже, все, женщин было много, да три(д)цати человек, больше ходило на поле работать, она (показывая на соседку) и то уже успела, захватила уже. Вот, приехали. Все работали. Девчонки вот такие вот, подростки (в)от, все, все себя обрабатывали. В школу все сами себя одевали. Мы-то меньше заработаем, а они вдвойне получали. Пожалуйста. Они сами себя одевали, в школу собирали, учебники покупали, одёжу себе покупали. И все покупали они себе. Вот.
«Мама, я буду жениться!»
Лощенко Валентина Епифановна, 1937г. р., с. Новоандреевка Белогорского р-на Амурской обл.
Беседовали Горлова Л., Небора Е., 2006 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- Вот родители, мама вас как воспитывала?
- О-о, тая подойдёт, не слушаешься, ремешком или бичик, или ремешок такой кожаный, раз, (нрзбр.) одного, другого, и всё успокоила, угомонила, готово! От так от успокаивала!
- А за что наказывала?
- А там где поругаемся, где подерёмся, бывает, где чё, ну-у, бывает за чё-нибудь да вот расспоримся, ну мало чё бывает там.
- С братьями, сестрами как жили?
- О-ой! Дак уж как, эт самое. Ну, а братья чё, этот в армию ушёл, с армии пришёл, потом женился, ушёл, ну это его, тот тоже женился в шисят втором го. брат был. Ну и потом он тоже женился, уехал тоже, жена увезла. Приезжали в депо работали, (г)дэ школа стояла у нас, вот туть они жили, девчата, вот. И-и он работал на покосе, там познакомился брат у меня, а мы и не знали, шо он там познакомился. А он неделю всего дружил-то с ней, он с тем дружил, с какой, (в)от с Тоней Сластиной, он с той, так его и звали Клинцов, её фамилии были Клинцов. Так мы и думали, шо он на ей женится, а она чуть его оттолкнула, а и с Пашкой неделю погуляла, и за Пашку замуж выскочила. (нрзбр.) уже свадьба у их уже. Васька, мой брат, в стороне оказался, всё уже, вот. И потом.
- Быстро.
- И потом, этот, городские от приехали, и он там работал, на поле, познакомился там с ней, неделю погулял и женился. А мама у меня была п-парализованная в шысят первом, шысят втором году, правая сторона была парализована, и вот он ей говорит: «Мама, я буду жениться!» Она говорила, ну, ей уже набок было, правда, што она парализована была, вот. «Мам, я буду жениться!» А мама: «А кого ты берёшь? Свою или чужую?» А он гов(о)рит: «Чужую!». Но, раньше интере-есно было, шоб чужих все брали от, а-а своих-то шибко тож не брали же девчат, девчата выходили тоже за чужих. А ребята-то женились как-то всё больше на чужих. Вот так от.
- А на чужих, это на каких?
- Ну-у, на городских, например, или Князевки, и Комиссаровки, вот таких, своих шибко не брали. Уже знают свои какие девчата, уже не берут.
- А, ну так тоже.
- А ребята тоже берут чужих уже.
- А почему?
- Хорошие. Ну, так заведено в жизни уже.
- Ага.
- Так уж заведено. Ну-у, и он. и мама спрашивает у него, говорит: «А на ком ты женишься-то, и говорит, эт самое, свою-чужую берешь?». Он говорит: «Чужую». А мама: «А скока ей лет?». - «Не знаю!». - «А как, как её звать?». - «Не знаю!». О-ой, мы похохотали! А мама говорит: «Дак её пора уже хоронить, её уже!». (смеётся) Ой, хохотали, я до сих пор вот помню, як мы хохотали! Говорит, пора уже её хоронить! а она эт самое: «Да нет» говорит. Да она, бабёнка эта, и шустрая была, ничё, работящая, шустрая была. Угу. Ну, и эт самое... Посмеялись, ну и чё, ну-у, женился, привел, эт самое, свадьбу сыграли, столик собрали, посидели, вот тебе и всё, и живут до сих пор, с шысят второго года. В шыисят втором году.
- А какие раньше свадьбы были?
- О-ой, ну раньше свадьбы-то как-то (нрзбр.) были, хорошие. Я особо-то, если было-то и какая-то, я ж маленькая ещё. Я особо-то и не гуляла на их, там-м, на этих свадьбах. А люди-то, старые-то люди да и гуляли веселье да знают всё-таки. А мы-то и. все работали, я на свинарнике работала, то на ферме работала, нам гулять то(ль)ко некогда было. Вечером, если пойдём маленько где чё посидим, погуляем да, а утром уже на работу надо. Гуляй-гуляй, а, девица, я говорю, как говорится, а дело где, знай! Мы уже работу-то знали, если раз
- чэпе будет, чэпэ - прогул за пьянки будет (смеётся). Так што нам пить никак нельзя было, это ща-ас пьют все дай Бох!
- А во что невеста была одета, жених?
- Да-а и-и. Да я выходила-то кого, я сошлась только с этим, с одним вот с этим, который с Томичей.
- А какие платья, свадьба?
- Я перед днём (?), у нас и свадьбы-то не было, так сошлись, да и все, и-и. я с ним шесть лет прожила, да-а и . и вытолкала его к черту!
- А что так?
- Нервы трепал, нервы трепал, пил да нервы трепал, здоровье угроблял, (в)о-от и всё. От иха, кто пьёт, от их добра, хорошего ничего. Ожидать хорошего нечего. Вот так от.
«Так и жили, и детей нажили»
Чубенко Мария Андреевна, 1924 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.
Беседовала Иванова О., 2001 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- Он пришёл по своим делам, сидит, я управляюсь, он наблюдает надо мной. А я внимания не обращаю. Поливала как раз, под вечер. «Можно вас это, познакомиться?» Я уоворю: «В чё там знакомиться, я .» - «Ну а как! Я от тут (в)от, твоих сестру знаю, и ту, и друуую». - «Ну и что? И знай!» А (нрзбр.) я вообще недовольна была, приехали с Запада, ещё это, не так-то было, вот это всё. Ну, я девчонкой приехала сюда. Ну, мне там остался жених. Письма слал. Теперь я уже туда не вернуся, всё. Ну-у, он меня на третий день. посидели мы так, поуоворили: «Я вам всю тайну расскажу». Он был женатый! Ну, тот. Ну, разошёлся он. Быстренько. Такая была ленивая чё-то она, ему не поулянулась, то-друуое, ну он и уоворит мне, посидели мы с ним, ну яго-о, сурьёзный не так что вот э-э. туда-сюда. Я говорю: «Чего? Слушаю». - «На девятое я-а да те. к тебе приду. Заберу тебе». Я говорю: «Как это ты меня заберёшь?! Я тебе не знаю, ты меня!». - «Да-а я уже и уоворил: знаю, вы приехали с Запада». То-друуое, я уоворю: «Ну и что, приехали». А я зиму на лесозаготовке была. А керамический завод был, нас отправляли. Ну и что? Так как-то, не так я до его. Думаю, кто его знает, какой ты, ка-ак? «Ну как хотишь». А он раньше-э. и щас вот свет дают этим, а-а была электростанция, он машинистом работал. «Отдежурил я, - уоворит, - ну, как хотишь, на девятое я здесь буду». Сестра-а ёво, ма-ать, отец были уже старенькие, а я так сижу, вдохнула, я уоворю (со вздохом): «Как хотишь, дело твоё». Я ему отвечаю. Ну, и то . «Да, - уоворит, - конечно, дело моё». А не во-одки нигде не было, в те уоды как трудно было. Ну а-а это, зять у меня самогонку унал, ну, там маленько выунали, и сёстры у меня были. Ну вот и как раз, это, девятое выпало воскресенье. «Ну чё? Ты согласна?». А Лида говорит: «Я не знаю». Ну и она, она мне отвечает: «Если, г(ово)рит, судьба, то иди. Кого ждать, уже девятнадцать лет!». Мине, ауа, уже девятнадцать лет. Ну и. Да кому надо? Ну, матери, правда, там и похоронили, на Западе. Я всю ночку, девки, не спала! Пла-ачу, не сове-еты, не оттэдова, что боу даст?! Судьба и судьба! Не я одна! И с детями бросають, а-а я что? Ничё я не потеряла! Ну, ладно. Ну, девятое, девятое подходит, смотрю: идут! Сестра, брат его, невестка идут сюда. Мы жили на этой улице, где сельсовет. Тут домик был, ну, сестра там приуотовила, пришли, и знакомые тут были, собра-алися, ну, человек, наверно, двадцать было. Так это время ничего. Такое время тяжёлое было в те уоды. Это после войны да приехали мы, собра-ались. а-а тут была Амурсталь, работали раньше, у него была ква-артира, ну, и перешли, так и жили. Ну, надоело в этой квартирке, и домик построили свой, стали жить, короуку купили, и так и жили, и жили, и детей нажили. Потом этот уже до-ом, он в заводе работал, маленький был домик, на заводе работал, от завода дали, сам строил это дом. И построили этот домик.
«Они сватали, а я сидела плакала: не хотела замуж»
Наконечникова Елена Анисимовна, 1940 г.р., с. Чагоян Шимановского р-на Амурской обл.
Беседовали Архипова Н.Г., Оглезнева Е.А., 2002 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- И вот ко(г)да Николай пришёл с морфлота, а вот . раньше было не восемь классов, а семь, а я семь классов окончила, собралась в город ехать учиться, а он сватов прислал,
пришли, засватали меня. Сказал: «Не пойдёшь замуж, застрелю тебя, а потом себя застрелю!».
- А как сватали?
- Родители пришли, дво-ое братьев его, сватов взял на той стороне, там были. Ой, в Сиваки жили, сваты приехали! Ну, они сватали, а я сидела плакала: не хотела замуж.
- Замуж не хотели? Или за него не хотели?
- Замуж просто не хотела, я хотела учиться, я училась отлично, хотела учиться. Замуж не хотела! А он всех обегал, всех проверил, и на конце остановился! И сразу зимой навозил лесу, и сразу стали дом строить. Баян в руки, и по деревне! А пришёл с армии, а штаны такие. раньше клёш мода была в писят шестом году, писят пятом он пришёл. Клёш, и мой брат старший и он этот клёш оденут, брат играет на баяне. и он! И вот маленько поддали и пошли в клуб, а там яма такая огромная: дождь шёл и яму промыло, идут, эти широкие брюки. К девкам чистенько оделись, этот в морской форме, одеть нечего было, так в морской форме и женился! И шли-шли, яма метра три, так это - у-у! и баян так а-а, в яму улетели обои! У нас простые баяны. А один он мне на трицать лет. Полетел на самолёте в Хабаровск и привёз баян! Немецкий баян, хороший, красный такой, как аккордеон! И вот этот баян кругом! На-а сва-адьбе или где, я строго: наволочку такую большую белую сшила, туда в наволочку завяжу, за ним слежу, потому что дорогой! Корову пришлось продать и баян купить!
- Такой дорогой?
- Тогда он стоил четыреста семисят рублей, а корова стоила всего пятьсот, поняли?! Хорошая большая корова - пятьсот рублей стоила! А ещё слетал туда самолётом, оттуда самолётом, тоже же. и как раз получилась корова! Проездил туда и обратно.
«А раньше про любовь-то не знали, чё говорить...»
Петрова Мария Ефимовна, 1930 г. р., с. Новоандреевка Белогорского р-на Амурской обл.
Беседовали Трунова М., Хлебникова О., 2006 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- А вот на тырло когда сходились, сходились э... какие вот, возраст какой был у молодёжи?
- Ходили, ой, да и-и, по вос. по семна-адцать лет.
- Ну то есть на тырла не ходили те, кому двенадцать лет?
- Не-е, не-не. Да ну, пустют! Я уже с первым мужем дружила, уже в сорок восьмом году дружила, и-и то не пускали. Дверь закроют вот, тую дверь вот, сидишь, на крючок закрывали, а потом, были вот так вот скобки забиты ешо, и палку вот так закрывали! И скажут: штоб заря ни стухла, штоб дома были, была. А раньше часов-то не было! А когда она, заря, стухнет?! Там прохохочешь, просидишь да и готово. Вот. Помню, как раз просидели прохохотали, ауа, я, Лида Кушнарёва, а-а Таня Терентьева. Да нас, ну, много там человек, наверно, пятнадцать было. Ребя-ята, это круг печки вот так все сели, печка топится и сидели. А раньше про любов-то не знали, чё говорить, про работу говорили. Вот
дверь открывается, а-а етот, жирник-то этот горит. Дверь открывается, отец заходит, а у него раньше были унты лосиные, с оборками, а он с бичом заходит. О-ой, мы сразу - хоп! потушили, хто куда! Как же, ну, потом домой-то идти? Ауа, домой. но надо ити! Ну и чё ж? Хотели мы, э-э. а тут через дорогу подружка жила, эта, Терентьева Таня. «Ну ладно, пойдём, у нас ночуешь, на крышу залезем и поспим». А я говорю: «Я утром приду, ешо хуже будет!» Пошла. Мама открыла. А раньше вот, вот так же косяки были, раньше плёточка была уставлена там. Прутик и либо ешо такое там, маленькое. Ауа. Ну и чё, открыли. Тут был. придешь если вовремя, то на столе чё-нибудь мама накроет там, подъесть или чё. А эту. пришла, мама-то-о. тятя: «Ну-ка иди, - на маму, - иди w хату!»
- Тятя это кто?
- Ну, отец. Раньше же «папой» не звали, а-а «тятя».
- А-а, ну и дальше что?
- Ну и чё. Так от. отхо. отходил, што, однако, неделю на задницу не сядешь. И долго не ходили. А потом лето, опеть пош. начали ходить. Ауа, а это, он (жених) меня проводит вот так, за угол, к воротам не подходили, за угол я говорю: «Я пойду домой, а то опять». Он: «Ну иди, а я буду стоять, если чё бить будут, я зайду».
- Спасу, да?
- Приду. Так вот было. А шичас им по двенадцать лет, оне, вот по пятнадцать лет, вот соседка и вот, через дорогу. Они уже с ребятами!
«Выходишь замуж - он глава семьи считается, вот!»
Гребенщикова Степанида Евстафьевна, 1927 г.р., с. Новоандреевка Белогорского р-на Амурской обл.
Беседовали Галимова Д.Н., Скрябина А., 2006 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- А к вам приходили свататься?
- А хто там? После войны какое, кака свадьба?! Ничем. ничё не было, ни обуть, ни оде-еть. А? Кака свадьба?! Го-о-осподи! Ничего.
- А какие вот раньше качества ценили в мужчинах? Вот какого мужа вы выбирали?
- (смеётся) Какого.
- Ну, что-то же ценили?
- Да вот, через дорогу мы жили.
- Всё? Может, он красивый был?
- А?
- Красивый был?
- Да ничё. С армии пришёл, зубы золотые, здоровый. Привязался, привязался, вот и wсё. Я щас вон кака, а раньше-то кака была!
- Красивая были?
- Семён тут жил, да говорит: «Стешка, куда тебя и прёт?!». А я чего?! Я на ферме работала, чё там, сепарировала молоко. Хоть кружку пей, хоть две пей сливок.
- А вот раньше какого человека красивым считали? Какая должна быть девушка красивая?
- Ну, кака? Как ото, в телевизере.
- Ну нет, не как в телевизоре, а вот как раньше? Вот люди говорят - красивая, вот почему красивая?
- Ну, ну, на лицо красивая, видать.
- Ну, она полной должна быть? Худая?
- Да. есть и худые на лицо красивые, а есть и полные красивые. Всякие.
- А волосы какие должны быть?
- Раньше косы заплетали.
- Одна коса была или две?
- У нас мама дак две косы, вот сюда вот.
- И завязывала, ой... закалывала. А волосы длинные были всегда?
- У мамы не длинные были.
- Она стригла их?
- Не, такая была порода, недлинные.
- А у вас были длинные волосы?
- Да я по. те года стриглась, а это вон дак, осталось одна часть, повылезли. <...>
- А мужчины красивые - это какие? Они должны не пить, не курить?
- (смеётся) Для нас-то хорошо это, не курить да не пить.
- А что ещё хорошо для нас?
- Жалеть. Жалей и щас пожалей.
- А мужчина должен быть трудолюбивым?
- Ну а кого же?! Чё, лодыря держать? (смеётся) Он должен семью сохранять. Кормить.
- Так в семье должен главным быть мужчина, да?
- А счас этого не понимают. Счас: «Ой, я-а! Куда там! А он та-ак!». Вот само главное, выходишь замуж - он глава семьи считается, вот! А щас. Щас баба верх держит!
- А раньше так неправильно было?
- Да. Раньше такого не было. Раньше был хозяин. Я-от помню, тут, через дома, Паwловы жили. Дед с бородой. Он как ряwкнет, ряwкнет, дак трусы забудешь!
- Так мужчина строгий, да, был?
- Ага. О-ой, ну чё?
- А в женщинах какие качества ценились? Она какой должна быть? Чтоб хорошей женой быть и хозяйкой?
- Работать надо, делать надо!
- А красивой она должна быть?
- Как-то у телевизере было, чтоб муж любил тебя, ты должна чистенька ходить возле кухни или там платочек беленький должен быть, фартучек у тебя должен быть. Вот.
- А ещё что?
- Чё б мужик любил. Ну, и ласку, мужуку ласку не будешь, он.
- А вот раньше люди разводились? В старину?
- Не.
- А почему нет?
- Дак дети пошли.
- А не изменяли, гуляли с другими?
- Не-ет. Кого нагулять?! Трое детей, работа, огород.
«Раньше держали знаешь как в руках!»
Гребенщикова Степанида Евстафьевна, 1927 г.р., с. Новоандреевка Белогорского р-на Амурской обл. Беседовали Архипова Н.Г., Скрябина А., 2006 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- Наши родители стояли с палками, дескать, скоро придут, нет?
- А что, строгие были?
- Да-а. Раньше держали знаешь как у руках! Меня мама дак палкой била!
- А что?
- Что сидела с этим, с лейтенантом!
- Да вы что! Ну, расскажите как?
- Ну, оне же тут были, солдат, их много тут было. Ну, и один вот привязался ко мне. Придём, вот сядем коло дома, а она уже выходит с палкой! Уже чуть стемняется, чтоб дома была!
- А почему?
- Мы так. Маленько про это, не придёшь вовремя, получишь палкой!
- Не разрешала с ребятами, да, гулять?
- Не. Каждая мать.
- Ага. Ну, сейчас-то можно. Ну вообще родители строгие были?
- У нас отец нет, а мать.
- А вот в чём строгость проявлялась?
- Ну, она вот, у ей вот ремень был под поясом. Один раз чё-то провинилися, ауа, а она, хто кого успеет, за волоса, вот сюды голову (нрзбр), подол от так задерёт и пошла! Не побегишь никуда лишний раз (смеётся)!
- А за что наказывали?
- Ну, что-нибудь пробегаем, не выполним задание, вот и.и получим!
- А что нужно было делать? Что дети делали?
- Ну-у, чё-нить заставят полоть либо помыть, а мы пробегаем, ото и получим! <.>
- А раньше приходили, у нас до-олго сидели ребята.
- А когда сидели, песни пели, да?
- Да ну! Песни! Сидели, разговаривали про своё, про своё.
- Как, вот просто сидели и разговаривали?
- Ну, у их найдётся, то за работу, то-о. у их находится.
- Так а там же и любовь, наверно, была, да? Там же кто-то кому-то нравился? Знакомились как раньше? Там же, чтобы замуж выйти, надо как-то понравиться?
- Ну, дак это самое, были. Маруся, Маруся с Семёном дружила, приходила сюда тоже к
нам.
- Мать разрешала дружить?
- Ну дак, конечно, аборт сделала от него то(г)да!
- А тогда же нельзя, вы ж говорите, строгие родители были?
- Ну, у их отца не было, у ней, мать только. А мать сама така была.
- А что не поженились они?
- Поженилися. Она скоко, четырёх родила и рак желудка, и умерла.
- А ваша вот мама, говорите, строгая была ваша?
- Мама наша строгая. Отец не, а мама строгая!
- А как она вот, вы замуж выходили?
- Не-е. Ко(г)да понравился - иди!
«.жили в одном и каждому распределено!»
Лазарева Ирина Антроповна, 1931 г.р., с. Новоандреевка Белогорского р-на Амурской обл. Беседовали Галимова Д.Н., Степанова И., 2006 г.
Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- А у нас-то уже большая семья была, на той.
- А сколько человек?
- У нас четырнадцать человек было. И всего хватало, и любви, и согласия, и всего на свете. А щас-то, подумай-ка, если четыре. А мама рассказывала, у их и тётя, четыре невестки было, жили в одном. И каждому распределённо! А щас сведи-ка четыре, да они побьются в кроу!
- А как распределённо?
- Ну, одному неделю короу доить, одному хлеб печь, другому полы мыть, третьему в оуороде там. Ну, все по порядку было.. .а муж.
- А потом менялись, да?
- Да, а потом оне менялись, мама так у мене рассказывала. А-а мужчины уже, там покосы это, у их были же кони и, это, коро-оушки были, так вот у-увсём. Ну хорошо.
«Ой, я щас помню его! Хорош был парень!»
Юдина Пелагея Григорьевна, 1930 г.р., с. Великокнязевка Белогорского р-на Амурской обл.
Беседовали Демченко И., Бибик Е., 2006 г. Обработала Лагута Н.В., 2013 г.
- А как вы познакомились со своим мужем? С первым мужем как познакомились?
- Ну это, я девчонкой, ещё там, в Москве. Как вы знакомитесь? Так и мы. Дружили мы мало с ним. с пол. скоко.с полмесяца всего. Он давно за мной следил, я не хотела, чё-то он мне не нравился. А потом познакомились, полмесяца побыли и поженились. Но
прожила я всего два уода. Дочу нажила ещё, и мы разошлись. Ну, я, правда, развод не брала, и щас мы не в разводе. Он там себе живёть, а я тут. Я тут двоих уже женила, а он там, не знаю, скоко, мож, десяток. Как уоворят, ко(г)да дружишь - хороший, всё. Вот и мужики уоворят, вот ко(г)да дружишь с девчонкой, такая милая, такая хорошая, и улыбчивая, и ласковая, но ко(г)да женисся, в других, уоврить, летять и доски, и качалки, и всё. И всё на уолове, уорьть! Это как нярусский и украинка поженились, он уоворит: «Знаешь, дивчино, якый у нас порядок?», это урузин. А она: «Якый?» - «Если я пришёл, у мэнэ будэ тибетейка вот так, значит, я хорош. Если моя тибетейка будэ вот так, то, мол, тюкай! Я злой!». Она: «Ну и хорошо! А тэпэрь слухай, якие у нас порядки на Украине! Если у мэнэ руки буить вот так, то знай, будэ и борщ, будэ и каша, будэ всэ, и ласки. А если руки будуть у мэня вот та-ак, то лучше беуи сразу с хаты! Вот так! Вот у нас закони такие!» Тоже беуи и-и не оулядывайся. Вот так вот, закон! Всё бываеть. Да. И зло, и всё. Да так он у меня, мэня-то, конечно, не бил, шоб есть вон и бьють, уоня-ают. Так-то не-е. Но а я за то, шо он с друуими таскался. Ну, а я кому? Мне не понравилось.
- А как вы узнали об этом?
- Ой, да чё, не знають люди?! Ну как? Прие(з)жает с работы, он машинистом работал, одевается, собирается и уходит. И бывает, до утра. А бывает, по два дня нету, вот! А я-то сижу. Ну а потом уже дошло до тоуо, шо я уоворю: «Да пошёл ты!», уоворю. И взяла его то(г)да, и бросила, и ушла.
- Он вас так легко отпустил, не держал?
- Ну, он уоворил, шоб я писала. Я уже даже в Хабаровске была, и то писал, шо, прие(з)жай или я приеду за тобой, мол. Не-е, я уоврю, не надо! Вот так и эт.и разошлись, я уехала оттуда. Может, конечно, помирилися, если б я не уехала, а я уехала оттуда. Я такого не моуу, не хочу переваривать: там уде-то лазить, лазить, а потом со мной! Не-е-е! А туди ещё те уода, знаешь, заразных мноуо было людей, и СПИД был (нрзбр.). А он-то лазил-то он везде, и так разошлись.
А я уоорю, есть уода-ами дружат, ну я с одним была так два уода, военным. Мобилизовался. Ой, я щас помню еуо! Хоро-ош был парень. Лейтенант. Два уода мы пробыли с ним, а я не схотела с ним ехать. Собирались хотя тожа. А вон, уыть, скоко у вас детей, девок забирали, и улядишь, то бросил, то ето.Приежьжаете к нему, а там жена встречает, вот. У нас скоко поворачивалось детей, девок! Заберуть, а оттуда, улядишь, приезжають. Вот. А у её там, приежають, а там жена! О! И всё, и вворачиваются. Скоко у нас (нрзбр.). Вот так. Всё было.
- А вы любили первого мужа?
- Я? Да как тебе сказать? (нрзбр.), а тут ещё доча родилась, думаю, куда теперь? Вот. Не очень.
- А вообще любили по-настоящему? Из всех троих мужей кого больше любили?
- Ну, я любила это же, Кольку. Это лейтенант. Два уода была с ним. Само дольше. А с теми я пома-алу была.