УДК800.86/87; 801.1
ЗАСЕЛЕНИЕ ПРИАМУРЬЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ АМУРСКИХ СТАРОЖИЛОВ
Лагу та Нина Владимировна канд. филол. н.,
доцент кафедры русского языка Амурского государственного университета,
г.Благовегценск E-mail: nlaguta@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: амурские говоры, диалектная коммуникация, традиционная речевая культура, языковая личность
АННОТАЦИЯ: в разделе рассматриваются записанные в Приамурье диалектные тексты, содержащие воспоминания диалектоносителеи о заселении Дальневосточного края.
Одной из тематических доминант рассказов-воспоминаний амурских старожилов является тема заселения Дальневосточного края. Жители современных амурских сел -потомки тех, кто переселился в Приамурье из Забайкалья, центральных, южных и югозападных губерний России, из Украины и Белоруссии.
Период активного заселения области начинается с середины XIX века, после заключения Айгуньского и Пекинского договоров с Китаем. В начале XX века Комитетом министров с разрешения императора Николая II было принято решение о переселении в Амурскую область безземельных крестьян с Украины и России - из Черниговской, Полтавской, Харьковской, Киевской, Курской, Тульской, а также Виленской (Литва) губерний и губерний Царства Польского. Государство оказывало существенную помощь переселенцам в виде путевых ссуд и при обзаведении хозяйством. Выходцы из разных губерний закладывали поселения и зачастую давали им «свои» названия. Так появились Тамбовка, Петропавловка, Коршуновка, Нижнее-Полтавка и Верхне-Полтавка, Иннокентьевка, Малиновка, Киселевка, Красный Яр, Константиноградовка, Толстовка и мн. др. Целые села могли быть образованы только русскими, украинцами или белорусами, в то же время в одной деревне можно было встретить уроженцев различных губерний России, Украины и Белоруссии, и это, естественно, не могло не отразиться на формировании того «смешанного языка», который в настоящее время ещё сохраняется в отдаленных от центра области деревеньках. Пестрота населенческого ландшафта, а также некоторые особенности и детали межъязыкового взаимодействия нашли отражение в рассказах-воспоминаниях носителей амурских говоров. Старожилы рассказывают о том, когда, сколько времени, на чем и как ехали:
Токо мы ехали, знаешь, не пассажирской дороуой, а товарной! Товарняком! (Шменделъ М. Я.);
Нет, они... её отец, мамин, они ехали на лошадях (Доренко Л.С.).
Конечно, о том, с какими целями отправились в нелегкий дальний путь:
Изямли сколько хочешь тут, а там двадцать пять соток, а у мяни семь дятей и самих два! (Шменделъ М. Я.).
О том, как устраивались на новом месте:
Ну, здесь нам дали квартиру, квартира, ну, можно назвать её квартирой, можно нет, потом делали, ремонтирывали всё, жили. Там нам подъёмные какие-то давали, скоко-то (Чеушева М. С.);
И о том, как строились отношения между переселенцами:
Коуда деревню называли, пере скандалили усе! (Крахмалёва П.Р.);
Отец - с Белоруссии, а мать - с Киева. Ну, а я уже смесь (Доценко Л.С.);
А это, у Покром ке щас, знаешь, тут и хохол, хоть и хто, а феи порусски щас балакають... (Сергеева В. П.).
Картина заселения края в рассказах переселенцев и их потомков предстает зримо, во всех деталях и красках, представляя собой неповторимое документальное полотно.
«И вот столечко не дам!»
Новицкая Софья Андреевна, 1935г. р., с. Максимовка Октябрьского р-на Амурской обл.
Беседовали ЧекотинаА., Часовских Н., 2010 г.
Обработала Лагута Н.В., 2010 г.
- Я тута мало прожила... в Белоруссии... я большинство прожила в Архаре. Меня в Архару привезли... в общем, даже таку, шо в вагоне купали, маленькою! Я выросла вот в Архаре. А сюда, вот тоже, в Белоруссии, тама это, отца мать вызвала в Белоруссию. Мы приехали, там тоже мало пожили, а потом по поселению тут уехали.
-А по переселению вам избу, дом давали? Или сами строили? Место под застройку?
- Нет. Все квартиры выдавали. Это знаете, мы сюда вот как в семь(де)сят пятом уоду приехали, вон там квартиру, вот вон там (показывает), ну, вот по этой, вон там вот, там жили. А потом, э-э-э, там оуорода не было... Не было совсем оуорода! Вота. Соседка была такая, ну, нет ужо её давно, она уоворит... её председатель вызвал, шобы хоть урядочку для мелочи шобы дал. Она сказала: «И вот столечка не дам! Потому што я оуород сама корчевала, сама всё делала!». Уоворит: «И вот столечка (показывает), - уоворит, - не дам!». Вота. Ну и вот, мы ходили, и вот это, и здеся вота, и сюда, как вам, в этот дом, здеся женщина уже захотела уезжать, тута в ней был этот самый, контейнер, а тута оуород тоже, два ведра они картошки садили. А потом вот то мы распахивали, вот то и... Так и на одном месте сижу, уж с семь(де)сят пятоуо уода.
«Две недели ехали!»
Шменделъ Марфа Яковлевна, 1917 г.р. с. Красный Луч Архаринского р-на Амурской обл.
Беседовала Архипова Н.Г., 2003 г.
Обработала Лагута Н.В., 2010 г.
- Давно здесь живёте?
- О-ой! С шыисят пято(г)о уода! Давно-о!
-А до этого где?
- А до этого на Западе жилй, в Бряньской области.
- А сюда чего в шестьдесят пятом переехали?
- По вярбоу... по пересялению.
- В шестьдесят пятом? Это раньше, наверное, было?
- В шиисят пятом.
- В шестьдесят пятом какого века?
-Ну как?! Тыща девятьсот, какого века!
- Так вы комсомолкой, что ли, сюда?
- Я привезла семь дятей... комсомолка!
-Ах!
- Да-а! Что смяесся?
- А что же? Как же вас с детьми сюда переселяли? Добровольно, что ли?
- Ко-онечно! Ну как... Са-ами мы вербовалися, сами. Два рабочих, а ты дятей хоть и десять вязи!
- А зачем сюда так далеко ехали?
- А там (в)он! Работа есть да жить плохо, и щас там плохо!
- Здесь лучше?
- Конечно! Это во щас разб'еулася всё так пло... тады было знаешь как? Очень добро было тут, хорошо жить! Ой-ёй-ёй-ёй!
А чем хорошо?
- Ну как? Тута и дома давали хорошие! А тама, тольки через дома уезжали люди.
- Землю давали свободную?
- И зямли сколько хочешь тут, а там двадцать пять соток, а у мяни семь дятей и самих два! Девять чаловек - двадцать пять соток, ху-ути лопни! А сейша (сейчас) от так заступил куды - плати нал ох!
- В шестьдесят пятом году?
- Да...
- А как везли семью? Детей своих?
-Ну, поезд вёз, как же, вязуть, уосподи!
- Так ехали вы, муж, дети...
- У-ёй-ёй! Нас ехало, знаешь, сколько! Вот сколько состав пассажирских вауоноу, и нас полный, етые, все ехали! Токо мы ехали, знаешь, не пассажирской дороуой, а товарной! Товарняком!
- В товарняке детей везли?
- Товарной дороуой!
- А! Дорогой!
- А пассажирские вауоны вязли нас.
-А дети?Их же кормить, стирать в дороге... Это же долго! Сколько суток ехали?
- Сколько ехали...
- А сколько? Суток семь?
- Две нядели ехали!
- О-о! Две недели!
- С нами мауазин, с нами всё на свете, всё удовольствие! Всё-всё представляли, всё нам удовольствие!
А сюда приехали, как здесь устраивались?
- А тута колхоз давал и дома, мне дали у колхозе сразу коро-ову хоро-ошаю, все там, двух свиней больших дали, десять курей дали, дом хороший с баняй был! Ну я (о)жила сразу, подняла вуши хуть! И дети у мяне повыросли!
«Уже население населено уже было...»
ЧеушеваМария Степановна, 1929 г. р., с. Грибовка Архаринского р-на Амурской обл. Беседовали Архипова Н.Г.,Галимова Д.Н., 2003 г.
Обработала Лагута Н.В., 2010 г.
-Амать откуда?
- С запада, с Смоленской, Калужская облас(т)ь. \Уон оттуда привезли её.
- Как везли?
- А мы жы ехали ваго-оном (нрзбр.)
- Вагоном везли?
- Ауа. Таки теплушки, вауон, всех переселенцев...
- В каком году?
- А-а-а, стой! В пиисятом (?)...
- Что ехали?
- По переселению.
- Осваивать землю?
- Ну, пере... навербо\уали сюда людей, на Дальний Восток. Вот мы и приехали.
- Вы с какого года?
- Я?! С сорок ... двац(а)ть девятого.
- Это вы девочкой да сюда?
- Да, девочкой приехала. Пошти у мне было уже восимнацать ... дивятнацатый год.
-Замужем?
- Не-ет ищё я девчонкой приехала сюды. Замуж вышла уже здесь.
- Он здесь жил?
-Да.
-А он сюда тоже приехал?
- А он с Белоруссии, его привезли трёхлетнего.
-А он с какого года?
- Двацать третьего уода.
- Он старше?
- Да. На шесть лет. <.. .>
А сюда когда приехали, что здесь было?
- Ну, здесь нам дали квартиру, квартира, ну, можно назвать её квартирой, можно нет, потом делали, ремонтирывали всё, жили. Там нам подъёмные какие-то давали, скоко-то.
-А квартиру, дом дали?
- Ну вот такую же во... Во такие же вот квартиры дали! В деревню же мы приехали!
В колхоз?
-Вот СО\УХОЗ.
- Кто жил?
- А тут жили люди, обы(на)кновенные.
- Откуда?
- Ну уот насинённые уже они раньше к... ходоки-то были раньше.
- Которые сами сюда приехали?
- Да-а. Уже население насел(е)но уже было, тут населения большие уже были, нас привизли ко(г)да...
«Когда деревню называли, перескандалили все!»
Крахмалёва Полина Романовна, 1926г.р., с. Чембары Свободненскогор-на Амурской обл.
Беседовала Хорош Н., 2001 г.
Обработала Лагута Н.В., 2010 г.
Переехали вперёд наш Алексеенко Степан. Он и был первым поселенцом. Мама сюда переехала в четырнадцатом уоду, а отец в двенадцатом с Киевской области. В шестнадцатом они поженились. Маму зуали Мария Гриуорьеуна, а отца - Роман Гриуорич. Коуда родители приехали, здесь жили Алексеенки и Осадчие. Наши купили дом Осадчих. Осадчие уехали, а потом обратно приехали - стали с нами жить. Потом стали папу выуонять! Собрали тоуда сход, это собрание в колхозе. И там решили их изунать!
Ко у да деревню называли, перескандалили у се! Алексеев хотел, чтобы назвали Алексеевка или Степановка! А был такой Чембаров. Он был нужный человек. Люди отказались. Это было у скорости после свадьбы. Был скандал! Но назвали Чембары. Алексеенку называть стали бурундуком, он был маленький. Школу строили на свои средства. Коуда школу сделали, она была одинарная, один этаж был. Школа была до четырёх классоу. Это было во время революции. Потом забраковали...
«Весь Дальний Восток так и заселили!»
Наконечникова Елена Анисимовна, 1940 г.р., с. Чагоян Шимановского р-на Амурской обл.
Беседовали Архипова Н.Г., ГалимоваД.Н., Оглезнева Е.А., 2002 г.
Обработала Лагута Н.В., 2010 г.
Вот я что...мы-то живем здесь с пятьдесят первого года, поэтому я мало моуу сказать. Ну, у нас здесь был дед Кукин, а его вот свояченица на той стороне, вот уже дедушка умер сам, он все здесь знал, дед Кукин <•••>. А на той стороне, вот ей восемьдесят, (Шайтан, все, хватит) восемьдесят три года. Тетя Катя Коновалова. Ихные, ее родители, ихный дом до сих пор стоит, вон там прям дальше библиотеки, где я... я всю жизнь проработала в библиотеке там. И вот за библиотекой дальше ихный дом стоит. Но уже все он уже, только крыша все, а так, ну, дряхлый. Так ее родители приехали в девятьсот шестом году ... А вот откуда приехали, тетя Катя знает. А она живая, на той стороне живет. Вот с этой стороны, с этой стороны, все старушки там живут. Но в основном может рассказать только одна тетя Катя, Екатерина Ивановна. Она участник, во время войны она связистом была, санитаркой и связистом. Всё на Дальнем Востоке здесь вот, в сорок первом году по сорок пятый, вот. А-а здесь у нас все эти, все, оттуда начиная, ихные родители, которые все поумерли, а те внуки, уже внукам-то по сорок лет, нашему сыну уже сорок пять лет.
Наши, вот наши родители, мои именно мама с папой, мы сюда приехали в пя(ть)десят первом году, а до этого всю войну, пока война была, жили ниже семь километров. Папа на фронте, мама все время с ребятишками вот была. Дымо(в), поселок Дымо(в), вот ниже семь
километров. А родилась она уже здесь, на Дальнем Востоке. Привезли его из Белоруссии, из-под Минска, какой-то поселок, папа говорил, папе было десять месяцев, а мама уже здесь родилась. Все пары молодые выезжали, им разрешили налоги не платить, все рванулись на Дальний Восток. Из Минска, и с Украины, и с Урала, и откуда только люди не ехали! Весь Дальний Восток так и заселили! А щас уже правнуки да заправнуки! Вот так вот, какие вопросы задавали, дед все лекции говорил, рассказывал, все знаю... И когда мы уже жили, он уже токо дед рассказывал, что вот здесь жили... Коробенкин был, ключ назвали Коробенкин. Это оне, го(во)рит, переселилися ещё раньше даже, чем эти Натунаевы. А наводнение, говор(и)т, смыло, и они все отсюда уехали. Куда уехали... Ну, может, в город подалися. А потом наводнение прошло, и начали заново населяться в девятьсот шестом году. Сначала, говор(и)т, приехало в первый год шесть семей, приехали эти Натунаевы, и, по-моему, дед Дьяченко. Ну, он уже... фронтовик у нас один, на два поселка один фронтовик остался, разведчик, ему вот восемьдесят три будет в августе, он живет там дальше, под конец деревни. Один, бабка умерла, один живет. Он много кое-чего знает, он с фронта пришел и здесь уже женился. Он уже раньше меня, я-то в сороковом родилася, а приехали в пя(ть)десят первом. Он здесь бегал, холостяцкий парень с гармошкой, с фронта пришел весь в орденах да в медалях, а щас вот остался один.
- Это ж старый Чагоян?
- Старый, да, точно.
Тот новый.
- Тот новый. Тот... это, в пятьдесят восьмом году там были заключенные, вот это я все
знаю. Заключенные, лагерь большой был. И вот эти дома, которые щас живут люди, двухкомнатные, жили офицеровы семьи, а уже заключенные были в бараках. И лес заготавливали вот по этому, по (нрзбр.), и по ключу заготавливали лес. Много их было, но оне были как... ну, расконвоированные, не строгорежимники, лес заготавливали. А потом че-то правительство сменило раз - резко все убрали! И офицеры уехали, и заключенные уехали. Дома осталися. И начали молодые семьи занимать дома, потому что все работали, отсюда ехали на лодках, утром к восьми часам нужно на смену. А смена была-а, вот, допустим,
сутки разделить на восемь... на три... И вот смена ночью: с двух часов до утра. Все посменно, а тамоне вышли с дому да и пошли, правда ведь?! Там-то близенько, восемьсот метров каких-то до берега. А тут каждому нужно было иметь лодочку, чтоб туда... И все, все вот отсуда, в основном, все перебрались туда. Ихные дети, потом и внуки, так одне, сначала ихные родители, а щас у них уже дети взрослые... Ну, конечно, много очень уехало в город: учились же, всё! Если так посчитать, семьдесят процентов отсюда уехало! А потом там хто-то кому-то где-то хто-то женился, откуда-то чё-то привез, и вот так набиралося. А потом после, вот уже в восемьдесят шестом году опять у нас тюрьма там была снова: это, химики, на химию отправляли, тоже опять жены. И многие заключенные - бабы и мужики - пооставалися. Тут, наверно, семей само мало десять, вот так и получился тот большой Чагоян, новый, а этот старый.
А почему «Чагоян»?
- Чагоян - это назвали китайцы. Это уже мой Николай знает, его родители жили здесь, мой муж родился здесь (нрзбр.) выше посёлок был Крондштадт. Крондштадт, там жили у него дедушка с бабушкой, вот, и дедушка там похоронен.
- А так называется почему?
- Крондштадт? А я не знаю почему. Там ключ Крондштадт течет. Кто назвал, чего назвал... и Николай родился там.
А Сивагли?
- Сиваглй. Раньше, вперед вот этих наших поселенцев, когда царь, в каком году?... по-
моему, в девятьсот четвертом разрешение дал, десять лет. А когда японцы да китайцы стали все переползать и уже золото мыли, ходили пешком, всё, ну до него слух-то дошел, что
Дальний Восток - то уже не пустой, а заселяют иностранцы, вот! Он дал по всему нашему Союзу, вот, дал такой приказ, чтоб все ехали, десять лет налогов брать не будет! И как рванули молодые откуда...! Откуда ехали? Из Читы, вот Николаева его мать из Читы, отец, правда, русский был, здесь в верховьях жил, тоже неизвестно откуда оне приехали, ну, тоже, мож, откуда-то приехали. А мать с Забайкалья приехала, ее родители привезли. Вот видишь, отовсюду ехали, не только там из Белоруссии, из Украины. Ехали, раз он дал приказ, где было тесно, где земли... а он разрешил иметь и по две по три коровы, и коней, и земли, сколько ты можешь разработать! Ну, люди работящие и рванули все, и все сюда ехали! Вот это уже и бабушка рассказывала, и Николаевы родители.
«И вот они ихалы...»
Доценко Лукерья Степановна, 1938г.р., с. Максимовка Октябрьского р-на Амурской обл.
Беседовали Лагута Н.В., Потапова А., 2011 г.
Обработала Лагута Н.В., 2011 г.
- Лукерья Степановна, вы в Панинородились, ародители ваши? Приезжие?
- Приезжие.
А откуда приехали?
- Отец - с Белоруссии, а мать - с Киева. Ну, а я уже смесь.
- Приехали они порознь? Уже здесь женились?
- Здесь. Мама уде-то окопы копала, и-и-и... а отец... я нэ знаю, как, шо... или, можеть, и их (г)дэ-то с Панино и посылали, вот этоуо я нэ знаю. Но оны встретились уже здесь, на Амурской земле.
А они, примерно, когда приехали? Папа, мама? И как приехали? По переселению?
- Ой! Нет, они... её отец, мамин, они ехали на лошадях. Вот они с Киева, с Киевской уубернии, оны, как рассказывалы, там зэмли нэ мае, ныуде нычёуо нэ посадить, нэ построиться... и вот оны ихалы, у них було два коня, и вот оны, в общем, дед Авдей, это мамин отец, и баба Анна Анисимова, а у нэй було, у этой Анны Анисимовы было два брата -Даныло и Сакий (?), и вот у них, на это, на три семьи, было два коня. И вот они едуть, летом они вот едуть-едуть, потом начинают зауотавливать сено. Сено науотовили и себе, где там разрешать им посадить чё, они продукты, чтоб всё было своё всё, и едут дальше. Вот у них были такие болыпи-ие тулупы, шубы, они вот картошку укрывали, чтоб нэ замерзла, свеклу, мар ковку, а уж за помидоры, уоворять, и за оуурцы, уж разуоваривать нечего: чё же, куда, уродить, вот шо свежее ели, а то, каже, так, хто нам разрешал и хто семья по-хорошему, всё отдавали им там в селе. Ну, вот, например, у нас тут бы они уде-то обосновалися, хто им чё давал, а шо осталось, всё забирали. И вот, они сюда приехали, тут - хаты делалы, тут был лес, дедушка рассказывал, прям тайуа стояла. Они вот это пилили, всё рубили-пилили, делали квартиры, себе хаты, а-га, а хаты укрывали пырыём. Тут речка - Дим, начало её, вот она
протекает, здесь её... така трава большая, пырэй, и вот, они этот пырэй косили, и в снопы вязали, и укрывали хаты, крышу. И вот, я помню, как уорела эта хата. <.. .>
Приихалы в Панино, там же тоже хохлы были.
- Тоже переселенцы?
- Конечно, приезжие, также ехалы.
Там, знаете, у нас казалы, «тамбоши»...
Крицкая Евдокия Ивановна, 1931 г.р., с. Ииколо-Александровка Октябрьского р-на Амурской обл.
Беседовали Оглезнева Е.А., Блохинская А.В., 2010 г.
Обработала Лагута Н.В., 2010 г.
-А в Покровке родились?
- Там. В Покровке.
- А родители ваши тоже там родились?
- А у меня отец тоже в Покровке родылся, десятого уоду, а мама позже прыихала, (г)дэ-то (нрзбр.) это, Полтавский там, уубернии, ауа, Переясловский уезд.
-Ив каком году она приехала?
- В одыннадцатом, ей тры уодика было. А отец тут родылся уже.
- Это вы с первых поселенцев, с самых первых?
- А хто его... бабушка прывезла... и отца тут родйла.
-А вы в каком годуродились ?
- В тридцать пэрвом.
Ну, там что, в Покровке, деревня, наверное, маленькая?
- Была хороша деревня, очень хорошая, люди хорошие, весело всеуда было, дружны булы, а здесь вот приихалы - мы тут чужие. У мэня дочка тут жила и сын.
-А в Покровке там вот все примерно с одного места переселились?
- А там... Да, там уже нету их, всё.
-А раньше?
- А раньше, мы уоворилы, вот, бабушка моя уоворила, она Киевской уубэрнии, Киевской уубэрнии, Переясловский въезд, дэрэвня Ерковцы, вот це моя бабушка... (В)она жила с намы, она умэрла у нас, она мне мноуо рассказывала, больше, чем мама. Маме некоуда было, она работа, война... Отца убылы в сорок втором году. Осталыся нас трое детей да бабушка, со свэкровью, мама не... Некоуда было, больше вот вона бабушка нам рассказывала.
- Ну вот, а отец, вы говорите, он здесь родился?
-Да.
А его корни?
- А его там (г)дэ-то ж на Украине навэрно <.. .>
- А там (В Покровке) люди все из Украины были?
- Ауа, вси так балакают, е...там, знаете, в нас казалы, «томбаши», ну, чи «кацапы», а нас
«томбащамы» звалы. (В)она и дэрэвня... с того краю они и строилыся. А сёло... то (тот
край) называлы Моцоковка, а це наше, край - Бурхановка называли.
- Моцоковка? А почему так называли?
- А нэ знаю.
- А Бурхановка?
- А це Бурхановка наша.<.. .>
А «тамбоши», чем они отличались от вас?
- Ну, оны разуоварывалы, ну, русский, кажут, сейчас же... а тоди чё ж, «томбашами»...
А чем еще, может быть там, ну, еда какая-нибудь другая или еще что-то?
- Нэ знаю. А, каже, «томбашка»... як рууаются хохлуша с томбашкой. такое выражение (смеётся).<. ..>
- А еще откуда были там люди?
- Да хто их знает. <...>
- А русских не было там?
- Потом уже сталы в пиисят пэ-эрвом, пиисятом... приезжать пэрэсэлэцы.
-А их как называли?
- «Курские соловьи»! (смеется).
«...Тут и хохол, хоть и кто, а все по-русски щас балакают...»
Сергеева Вера Прохоровна, 1937г. р. с. Покровка Октябрьского р-на Амурской обл. Беседовали Кузьменко М., Самойленко Т., 2010 г.
Обработала Лагута Н.В., 2011 г.
- А чем отличаются хохлы от украинцев?
- Ну-у, украинц’, вин вообще ж не так, украинец’ вин вообще ж не так балака, как мы. У его там, знаешь, некоторы слова у их нэ поймэшь. А у нас... мы по хохлацки. У нас тут осталысь вот я, Буланчиха по-хохлацки, и брат Буланчихи по-хохлацки, и Чиписючка. Ну, Чиписючка, она счита себя и так... она и по-уородском балакает, так считае себя, вот Райка (нрзбр.) ещё така, она нэ по-русски балакает. А у нас он сам русский Витька быу, а я по-хохлацки, а дети вси по-русски. Он-то с Курска сам, оны приихалы в трицать пятом уоду, ему уодик бы ло, как они приихалы. И вот, а-а деты вси мэни по-русски этой... бала(кают). А тутэ у Покровке щас, знаешь, шо, и хохол, хоть и хто, а уси по-русски щас балакають...
«А родился я здесь...»
Приходько Федор Иосифович, 1941 г.р. с. Максимовка Октябрьского р-на Амурской обл.
Беседовала Самойленко Т., 2010 г. Обработала Лагута Н.В., 2011 г.
- А вы местный житель, да?
- Конечно.
А родители ваши?
- Родители мои с Украины.
А откуда?
- Отец - Кровиподольская (?) там ууберния была, а мать с Черниуовской уубернии там,
вот.
А родились вы уже здесь?
- А родился я здесь и даже дом ещё тот стоит, где я родился.
- А как они сюда переехали?
- Как? А то(г)да переселялися. Мать ко(г)да переезжала, ей убавили на два уода, чтоб
билеты не брать, два уода, на два уода она была старше, ей два уода уменьшили то(г)да. Так она и до смерти с уменьшенными уодами, ну, и жила, и на пенсию ходила с уменьшенными, и проживала практически больше на два уода. Мать - тысяча восемьсот девяносто восьмого уода, отец - тыща восемьсот восемьсят восьмого. Ко(г)да революция произошла здесь, он был, ну, то(г)да воевали с этих, с турциев, с Турцией воевал, и ко(г)да уже всё произошла, им объявили, что власть сменилася у нас, он же за ураницей был. Одели их в новые мундирования, и не уоворили там «за белых - за красных», в общем, в обстановку объявили, объяснили, какая в России, и отпустили. Он, ко(г)да вернулся на Украину, а его родители, его, уже переехали сюда. И вот, в общем, своим ходом добирался до Дальнего Востока. А то(г)да дорога
была как раз до Бочкарёвки, не Белоуорска, а ещё там надо было... Бочкарёвка, называлась, а от Бочкарёвки там станция, вот я забыл, вспомню, куда была железная дорога, вот, он туда поездом приехал, потом - пешком, еуо родители в Максимоуке...
А вот эта деревня называется почему, ну, Максимовка?
- Её ко(г)да она, ну, намечалася, её назвали Софиевка, женщина есть, была, и в честь её хотели назвать.
- А что за женщина это была?
- Ну, которая, ну, ездила и типа того проверяла, ну, комиссия была, какая деревня. Она была старшей, её звали Софья, и вот в честь её хотели назвать Софиевка. А ко(г)да начали заселять Максимовку, первый поселился Максим, имя - Максим, и так её и назвали - Максимовка, вот эту деревню.